Как бы то ни было, значение стиха 15 скорее всего следующее: когда Господь Иисус вернется, чтобы царствовать на этой земле, люди осознают, кто единый и блаженный сильный. Его явление покажет, кто истинный Царь. В те дни, когда Павел писал это Тимофею, и вплоть до наших дней Господь Иисус был и продолжает оставаться отвергнутым. Но грядет день, когда будет ясно показано, что Он — Царь всех, кто стоит у власти, и Господин всех, кто распоряжается по-господски.
Блаженный (благословенный) — не только достойный всяческой похвалы, но и имеющий в Самом Себе полноту благословения.
I. Павел делает торжественное завещание Тимофею: Пред Богом, все животворящим, ...завещаваю тебе. Он завещает ему по той причине, что некогда он должен будет предстать перед Богом, Который всегда видит всех нас и знает, что мы из себя представляем и что мы делаем: Пред Богом, все животворящим, имеющим жизнь в Самом Себе и являющимся источником жизни. Нас должно побуждать на служение Богу то, что мы служим Богу, все животворящему. Павел завещает ему перед Иисусом Христом, с Кем он имеет особые отношения как служитель Евангелия: ...Который засвидетельствовал перед Понтием Пилатом доброе исповедание... Заметьте: Христос умер не только как жертва, но и как мученик. Он засвидетельствовал доброе исповедание, когда был обвиняем перед лицом Пилата сказав (Ин 18:36−37): Царство Мое не от мира сего ... и Я на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине... Это доброе исповедание Христа перед Пилатом, Царствие Мое не от мира сего, вполне достаточно, для того чтобы отвратить Его последователей, как служителей, так и рядовых христиан, от любви к этому миру.
II. Он напоминает Тимофею о его собственном исповедании: Ты исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями (ст. 12), — когда он был рукополагаем пресвитерами на служение. Обязательства, связанные с этим исповеданием, остаются в силе, он должен жить достойно своего исповедания, оно должно вдохновлять его на служение.
III. Он напоминает ему о втором пришествии Христа: «Соблюди заповедь... даже до явления Господа нашего Иисуса Христа; соблюди ее до конца дней твоих, пока Христос не посетит тебя смертью, чтобы освободить от заповеди. Соблюдай ее, ожидая Его второго пришествия, когда мы все будем давать отчет за доверенные нам таланты» (Лк 16:2). Заметьте: Господь Иисус Христос явится, и явление Его будет славным, не таким, каким было Его первое явление, когда Он был в уничижении. Служители должны в своем служении устремлять взор на грядущего Господа Иисуса Христа и соблюдать заповедь Его, вплоть до Его явления, чисто и неукоризненно. Павел относился к числу возлюбивших явление Иисуса Христа и поэтому любил говорить о нем и о Том, Кто должен явиться. Пришествие Христа несомненно (Он откроет его), но не наше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти: будем довольствоваться тем, что в свое время Он откроет его, в то время, какое найдет подходящим. Заметьте:
1. Как апостол говорит о величии Бога и Иисуса Христа.
(1) Что Бог — единый Властелин, земные цари получают власть от Него и зависят от Него. Существующие власти от Бога установлены, Рим 13:1. Он единый Властелин, абсолютный и суверенный, совершенно независимый.
(2) Он блаженный и единый сильный, Он бесконечно блажен, ничто ни в малейшей степени не может ослабить Его блаженства.
(3) Он есть Царь царствующих и Господь господствующих. Все цари земные получают свою власть от Него. Он возлагает на них венцы и имеет над ними суверенное господство. Это имя Христа (Откр 19:16) было написано на одежде Его и на бедре Его, ибо Он имеет имя выше, чем имена царей земли.
(4) Он единый имеющий бессмертие. Только Он бессмертен в Себе Самом и имеет бессмертие, является источником его, ибо из Него проистекает бессмертие ангелов и духов.
(5) Он обитает в неприступном свете, в свете, к которому ни один человек не может приблизиться: никто из людей не может попасть на небо, кроме тех, кого Ему угодно ввести туда и допустить в Свое Царство.
(6) Он невидим: ...Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Глаза смертных не способны вынести сияния Его славы. Никто не может увидеть Бога и остаться живым.
2. Упомянув о славных атрибутах Бога, Павел завершает описание их доксологией: ...Ему честь и держава вечная! Аминь. Так как вся власть и честь принадлежат Богу, то наш долг — приписывать их Ему.
(1) Каким злом является грех, совершаемый против такого Бога, блаженного и сильного! Вина греха возрастает пропорционально достоинству того, против кого он совершается.
(2) Как велика снисходительность Бога, что Он обращает внимание на такие незначительные и ничтожные творения, каковыми являемся мы! Что такое мы, что блаженный Бог, Царь царей и Господь господствующих, должен искать нас?
(3) Как блаженны те, кому позволено пребывать с таким великим и блаженным Властелином! Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою, — сказала царица Савская царю Соломону, 3Цар 10:8. Намного более блаженны те, кому позволено предстоять пред Царем царей.
(4) Будем же любить нашего великого Бога, восхищаться Им и прославлять Его, ибо кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? Ибо Ты един свят, Откр 15:4.
IV. Апостол добавляет, в виде послесловия, наставление богатым людям, ст. 17−19.
1. Тимофей должен увещевать богатых беречься искушений и правильно использовать возможности, какие им дает их материальное благосостояние.
(1) Он должен предупреждать их, чтобы они остерегались гордости. Это грех, в который очень легко впадают богатые люди, те, кому улыбается этот мир. Он должен их увещевать, чтобы они не высоко думали о себе, то есть не выше того, чего они заслуживали, и чтобы не надмевались своим богатством.
(2) Он должен предостерегать их против тщетного упования на свое богатство, чтобы они уповали не на богатство неверное. Нет ничего более неверного, чем богатство этого мира; многие, имевшие некогда большие богатства, неожиданно лишались их, Притч 23:5.
(3) Он должен увещевать их, чтобы они уповали на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения. Богатые должны сознавать, что богатство им дает Бог и Он же дает им обильно пользоваться им. Ибо много существует богатых, не умеющих пользоваться своим богатством.
(4) Он должен убеждать их употреблять свое богатство на добрые дела (ибо в чем состоит превосходство богатства, как не в том, что оно дает человеку возможность больше делать добра?): Чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами. Истинно богат тот, кто богат добрыми делами. Они должны быть щедры и общительны, то есть не только делать добро, но делать его охотно, ибо доброхотно дающего любит Бог.
(5) Он должен убеждать их помышлять о горнем и делами милосердия готовить доброе основание для будущего: Собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни, чтобы могли держаться вечной жизни.
2. Мы можем из этого сделать для себя следующие выводы:
(1) Служители не должны робеть перед богатыми; как бы ни были они богаты, служители должны их увещевать.
(2) Они обязаны предостерегать их против гордости и тщетного упования на свое богатство: Чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное. Должны побуждать их к делам благочестия и милосердия: Чтобы они благодетельствовали...
(3) Таким путем богатые соберут себе сокровище, доброе основание для будущего и достигнут вечной жизни. Мы должны постоянством в добром деле искать славы, чести и бессмертия, чтобы достигнуть вечной жизни (Рим 2:7).
(4) В завещании, данном Тимофею, заключается урок для служителей: ...храни преданное тебе... Каждый служитель является доверенным лицом, и он должен хранить доверенное ему. Хранить истины Божии, заповеди Его, отвращаясь негодного пустословия. Он не должен поддаваться влиянию человеческого красноречия, которое апостол называет негодным пустословием, или человеческих знаний, частенько противодействующих истинам Божиим, но тщательно держаться Священного Писания, доверенного нам. Некоторые из тех, кто слишком гордится своим образованием, своей наукой, ложно так называемой (рус. — лжеименное знание. — Прим. переводчика), развращаются через них и отходят от веры во Христа. Вот почему мы должны держаться чистого и ясного евангельского слова, жить и умирать по нему. Заметьте:
[1] Не надо бояться переусердствовать в увещании служителей, чтобы они хранили преданное им, ибо им доверено весьма великое: О Тимофей! храни преданное тебе!.. Как если бы Павел хотел сказать: «Я не могу закончить свое послание, не напомнив тебе еще раз: что бы ты ни делал, будь верным, дабы сохранить преданное тебе, ибо оно слишком велико, чтобы изменить ему».
[2] Служители должны избегать пустословия, которое негодно, если они хотят сохранить преданное им.
[3] Знания, выступающие против евангельских истин, являются ложными, лжеименными знаниями. Это не истинные знания, ибо если бы они были таковыми, то одобряли бы Евангелие и соглашались бы с ним.
[4] Кто прилепляется к таким знаниям, подвергается большой опасности впасть в заблуждение в вопросах веры; кто превозносит разум над верой, находится в опасности оставить веру.
V. Апостол заканчивает торжественной молитвой и благословением: Благодать с тобою. Аминь. Это короткая, но в то же время всеобъемлющая молитва, какую мы можем приносить за наших друзей, ибо благодать соединяет в себе все, что является благом, благодать — это залог будущей славы, более того — это начало славы, ибо если Бог дает благодать, то Он даст и славу, Он не лишает никаких благ того, кто ходит в правде. Благодать со всеми вами. Аминь.
Ст. 15−16 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь
Все сии высокие понятия о Божестве, по моему рассуждению, могут служить определением блаженства. Если кого спросят, что такое блаженство, то не погрешит, в ответе благочестивом последовав слову Павлову и сказав: блаженно, что в собственном смысле и первоначально так называется, или превысшее всего естество; а в людях некоторым образом делается и именуется блаженным, что таково по причастию истинно Сущего и принадлежит в них естеству того, чего они причастны. Посему вот определение человеческого блаженства: оно есть уподобление Божеству.
Источник: О надписании псалмов.
Еже во своя времена явит блаженный и един сильный, Царь царствующих и Господь господствующих
Помянув о явлении Господа и тем приведши на память и прочее, соприкосновенное с ним, — воскресение, суд, вечное блаженство и вечные муки, — для возбуждения бодренности и бдительности в соблюдении заповеданного, — Апостол, для той же цели, живописует теперь свойства Бога, имеющего произвести все сие, углубляя вместе с тем убеждение, что так точно будет. Для чего это делает Апостол, святой Златоуст объясняет так: «хорошо сделал Апостол, предложив такое богословие. Это и нужно было. Ибо так как он призвал Бога во свидетели, то говорит много о сем свидетеле, чтобы глубже напечатлеть помышление о Нем» — и тем усилить бдительность и ревность. А блаженный Феодорит пишет, что Апостол изображением того, «что свойственно и принадлежит Богу, имел намерение подтвердить учение о воскресении, суде и воздаянии», — оживить и усилить убеждение в том с тою же целию, —то есть чтоб оживить ревность; ибо ничто столько не сильно поддерживать нравственную энергию, как память о последних.
Явление Господа явит Бог, — Бог Триипостасный. Явится Сын воплотившийся, по воле и благоволению Отца в общении с Духом Святым, как было и первое явление для устроения спасения. Во своя времена — в то время, которое держится в тайне Божества и Ему Единому ведомо, — «то есть во время приличное, должное» (святой Златоуст), —«предопределенное» (Экумений, блаженный Феофилакт). Сказал сие Апостол, чтоб пресечь столь свойственное немощи человеческой покушение определять момент явления Господа и вместо того настроить — ожидать Его каждую минуту. Явится Господь несомненно и решит участь твою навсегда. Что тебе нужды знать, ныне или завтра явится? Будь готов, — вот что нужно!
За сим живописуются наиболее впечатлительные свойства Божества. На первом месте поставляется блаженство Божие. Блажен Бог Сам в Себе и достоин ублажения от всех различных тварей, то есть вседоволен, всесовершен, полнота всего, почему и всехвальный. «Он есть самоблаженство» (святой Златоуст). Если Он всеблаженство, то ничего более не желает, как того, чтобы всех ублажить, всех сделать блаженными. Страшно явление Господа, ибо сопровождаться будет страшным судом; но оно и безмерно обрадовательно, ибо положит начало всеблаженной жизни, «где не будет уже ни печали, ни воздыхания» (святой Златоуст). Только будь готов, — «не смотри на кажущиеся ублажительными здешние блага, но к Тому Единому прилепи взор, Который есть самоблаженство» (блаженный Феофилакт), «от лица Которого бежит всякая скорбь и печаль» (Экумений), так что ты еще здесь начнешь вкушать блаженство, которое во всей силе откроется лишь по явлении Господа.
И един сильный, δυναστης, — один Властитель. Все в Его деснице. Следовательно, Он не только хочет, но и силен всех ублажить. Если взять во внимание все напоминаемое явлением Господа, будет: силен всех воскресить, собрать во едино, произвести суд, разделить одесную и ошуюю, и одних ублажить, а других предать вечным мукам, — и все сие запечатлеть на вечные веки неизменным решением и определением Своим. Ибо воле Его кто противиться может? Есть и между тварями такие, которые являются облеченными царственною и господственною силою, но и они все в Его власти. Ибо Он один есть Царь царствующих и Господь господствующих. Так благонадежен будь, что всякое обетование Божие исполнено будет неотложно. Как обетовании никто не вынуждал, а они суть дело свободного Божия благоволения, так и исполнению их никто помешать не может; и определение Божие о них измениться не изменится, ибо Бог неизменен. Так будь благонадежен; но вместе и страшись. Ибо если всё во власти Его, то тебе некуда ускользнуть и укрыться от Него, если по несчастию прогневаешь Его и заслужишь осуждение. Обрати же всю ревность свою на то, чтоб делать одно благоугодное пред Ним и в конце явиться благоприятным Ему. «Земных же каких-либо властителей и царей не бойся» (блаженный Феофилакт), если станут с угрозами отклонять тебя от угодного Богу.
Которое в свое время откроет
То есть в приличное, предопределенное время. Поэтому не печалься, что оно еще не наступило.
Блаженный и единый сильный
И это апостол говорит для утешения, чтобы Тимофей не смотрел на кажущиеся ублажительными здешние блага, но к Тому Единому прилеплял взоры, Который есть само блаженство, в Ком нет ни печали, ни воздыхания; чтобы не боялся земных каких-либо властителей и царей. Вместе с тем он приготовляет его к тому, что откроет Его пришествие. Ибо Он единый сильный. Все это сказано о Сыне. А слово единый апостол употребил для противопоставления Его людям, или ложным богам, но не по отношению к другим Лицам Пресвятой Троицы.
Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие
Господь один имеет бессмертие по существу; ангелы же хотя и бессмертны, но не по природе, а по благодати. Итак, они не имеют бессмертия, но причастны бессмертию.
Который обитает в неприступном свете
Неужели Он местом определяется? Или одно — свет, а другое — Он Сам? Конечно, и Он Сам свет. Видишь ли, до какой степени бывает немощным язык, когда мы хотим провещать что-либо великое? Неприступен сей свет, потому что, по причине безмерного его блистания, никто приступить к нему не может.
Которого никто из человеков не видел и видеть не может
То есть по Божественности. Он виден был и есть только по человечеству. Святой Иоанн Златоуст понимает так, что в вышесказанном говорится о Сыне, а в последующем преимущественно об Отце, хотя слова эти приложимы и к Сыну, и к Духу.
Ему честь и держава вечная! Аминь
Итак, если держава Его вечная, то ты не должен бояться, хотя она теперь и не открывается. Если честь Его вечная, то ты не должен отчаиваться, хотя теперь Его и не почитают. Безукоризненно мы можем это только делать, — то есть славить Его, а не любопытно исследовать Его. Благовремение апостол изъясняет здесь учение о Боге. Ибо так как он призвал Бога во свидетели, то и описывает славу Его, чтобы больше тронуть слушающего.
Ст. 15−16 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь
Явление Христа совершится в свое, для этого определенное от Бога время (ср. Деян I:7). Бог называется здесь «блаженным» в противоположность земным владыкам, которые нередко принуждены подвергаться разного рода страданиям. Он есть единый сильный (dunasthV), потому что, собственно говоря, все прочие владетели сами по себе, без Бога, бессильны (Пс CLXV:3) и вполне зависят от Бога. Наравне со всеми людьми они подлежат и закону смерти, от которой свободен только Бог. Он есть единый бессмертный в собственном смысле этого слова, в силу Своей собственной природы: все другие живые существа, даже Ангелы, имеют бессмертие, какое получили при своем происхождении от Бога. К Богу нельзя приблизиться и Его узреть — конечно, обыкновенными очами (визионарное видение Бога здесь не имеется в виду). Все это апостол говорит для того, чтобы убедить Тимофея с твердостью переносить всякие испытания, какие ему Бог пошлет, в особенности же убедить его, чтобы он не боялся земных владык, которые пред Богом — ничто.