Даже если сейчас мы не видим в ком-то ничего доброго, может быть, что-то проявится позже. Из этого мы должны сделать вывод: не следует судить о человеке по первому впечатлению, нужно подождать, пока со временем раскроется его истинный характер.
I. Относительно содержания служителей. Необходимо заботиться о том, чтобы с честью содержать их (ст. 17): Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую (англ. — двойную. — Прим. переводчика) честь (то есть двойное содержание по сравнению с тем, какое они имели, или с тем, какое получали другие), особенно тем, которые трудятся в слове и учении, то есть больше трудятся, чем другие. Заметьте: пресвитеры начальствовали, и они же трудились в слове и учении; не было такого, чтобы один служитель только проповедовал, а другой только управлял церковью; и то и другое служение осуществлялось одним и тем же лицом. Некоторые воображают, что под достойно начальствующими пресвитерами апостол подразумевает пресвитеров, которые только начальствовали, но не учили, были заняты только в деле управления церковью, но не участвовали в проповеди слова и в отправлении духовных треб; и я признаю, что это самый ясный стих во всем Писании, какой можно найти в поддержку такого мнения. Однако кажется немного странным, что просто начальствующим пресвитерам должна была оказываться двойная честь, тогда как апостол отдавал предпочтение проповеди слова перед крещением и тем более должен был бы предпочитать ее управлению церковью. И еще более странно, что апостол не принимает их во внимание, когда рассматривает вопрос о служителях церкви; как уже отмечалось выше, в первохристианской церкви не было пресвитеров, которые бы только начальствовали, а другие только учили, но одни и те же и начальствовали и проповедовали, только одни больше трудились в слове и учении, а другие меньше. Итак:
1. Труд служителей состоит, главным образом, из двух частей: достойно начальствовать и трудиться в слове и учении. Такова была основная задача пресвитеров в дни апостолов.
2. Служители, которые не ленились, но были усердны в этом труде, удостаивались сугубой (двойной) чести, то есть уважения и материального содержания. В подтверждение своего повеления о содержании служителей апостол цитирует отрывки Священного Писания, могущие показаться не совсем подходящими к данному случаю, однако они открывают нам значение многих из законов Моисея, в частности этого: «Не заграждай рта у вола молотящего» (Втор 25:4). Животным, употреблявшимся для обмолота зерна, позволялось есть его во время работы, так что чем дольше они работали, тем больше съедали; следовательно, и служители, трудящиеся в слове и учении должны быть хорошо обеспечиваемы, ибо трудящийся достоин награды своей (Мф 10:10), и для этого есть все основания. Отсюда мы узнаем следующее:
(1) Как во времена закона, так и в век благодати Бог заботится о том, чтобы служители Его были хорошо обеспечены. Если Бог заботится о волах, то неужели Он не позаботится о Своих собственных служителях? Волы всего лишь молотят зерно, из чего делают потом хлеб, тленную пищу, служители же преломляют хлеб жизни вечной.
(2) Достаточное обеспечение служителей является Божиим определением, согласно которому проповедующие Евангелие должны жить от Евангелия (1Kop 9:14), а также справедливым воздаянием им как труженикам; поэтому с тех, у кого служители терпят нужду, Бог потребует отчета в судный день.
II. Относительно обвинения служителей (ст. 19): Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Таков библейский метод разбирательства жалоб против пресвитера, когда он обвиняется в каком-либо преступлении. Заметьте:
1. Должно быть представлено обвинение, не поспешные и неопределенные слухи, но обвинение, содержащее конкретные факты. Далее. Пресвитеру не должно учинять допроса, согласно современной практике инквизиции, но, согласно совету апостола Павла, должно быть выдвинуто обвинение против него.
2. Обвинение не следует принимать, если оно не подтверждается двумя или тремя заслуживающими доверия свидетелями; причем приниматься оно должно в присутствии служителя, то есть обвиняемый должен видеть своего обвинителя лицом к лицу, так как честь служителя имеет особо важное значение; поэтому, прежде чем опорочить, хотя бы в малейшей степени, репутацию служителя, необходимо предпринять все меры предосторожности, чтобы выдвигаемое против него обвинение было хорошо доказано, чтобы его не укоряли на основании неопределенных подозрений. Но: «Согрешающих обличай пред всеми... (ст. 20), то есть тебе не следует щадить других, но обличай их пред всеми». Или: «Тех, что грешат пред всеми, и обличай пред всеми (пластырь должен быть по размеру раны), чтобы этим обличением предостеречь тех, кто под влиянием падения согрешивших оказался под угрозой согрешения — чтобы и прочие страх имели». Заметьте:
(1) Грешники, опозорившиеся перед всеми, должны перед всеми и обличаться; так как их грех носит открытый характер и совершался на виду у многих, или, по крайней мере, достиг слуха всех, то и обличение должно совершаться открыто, перед всеми.
(2) Открытое обличение предназначено для блага других, чтобы они могли иметь страх, а также и для блага обличаемого; закон требовал, чтобы открыто согрешившие наказывались пред всеми, чтобы весь Израиль мог услышать, убояться и не поступать нечестиво.
III. Относительно рукоположения служителей (ст. 22): Рук ни на кого не возлагай поспешно... Вероятно, имеется в виду рукоположение на служение, которое не должно совершаться поспешно и нерассудительно, раньше, чем будет проведено испытание даров и добродетелей рукополагаемых, их способностей и пригодности к служению. Некоторые понимают, что это относится к прощению грехов: «Не возлагай поспешно рук на всякого, не снимай церковного взыскания с него, пока время не покажет, что его покаяние было искренним, и не делайся участником в чужих грехах», — подразумевая под этим, что тот, кто слишком легко снимает церковное наказание, поощряет других грешить и таким образом потворствует грехам и делается виновным в них. Заметьте: мы должны быть очень бдительными в отношении самих себя, чтобы не оказаться участниками в чужих грехах. «Храни себя чистым не только от совершения подобных грехов, но и от поощрения их или содействия, тем или иным путем, грехам других». Итак, мы имеем здесь:
1. Предупреждение против поспешного рукоположения служителей или снятия церковного наказания с согрешивших: Рук ни на кого не возлагай поспешно...
2. Тот, кто поступает поспешно в том или другом случае, становится участником в чужих грехах.
3. Мы должны хранить себя чистыми, если хотим быть чистыми; благодать Божия очищает нас и хранит нас чистыми, но при наших собственных стараниях.
IV. Относительно отпущения грехов, к которому, по-видимому, относятся ст. 24−25: Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии, к далее. Заметьте: служителям надо много мудрости, чтобы знать, как относиться к различным согрешениям и различным грешникам, с какими им приходится сталкиваться. Некоторые грехи настолько явны и очевидны, что не требуют никаких исследований, и при наложении церковного наказания не возникает никаких разногласий по поводу их, они прямо ведут к осуждению. А некоторые открываются впоследствии, то есть они не обнаруживаются сразу, но только после тщательного исследования. Или, как понимают некоторые, грехи некоторых людей продолжаются и после того, как они были наказаны, наказание их не исправляет; в таком случае оно не должно сниматься. То же самое можно сказать и относительно признаков покаяния: Равным образом и добрые дела явны, а если и не таковы, то есть если они не добрые, то тоже скрыться не могут, поэтому легко можно определить, кого следует освобождать от наказания, а кого — нет. Заметьте:
1. Существуют тайные грехи и явные. Грехи некоторых явны и прямо ведут к осуждению, а других открываются впоследствии.
2. Церковь должна по-разному обращаться с согрешившими.
3. Церковное наказание оказывает разное влияние на разных людей: одни смиряются и каются, так что их добрые дела бывают явными, с другими же происходит совершенно иначе.
4. Неисправившийся грешник не может укрыться; ибо Бог осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения.
V. Относительно самого Тимофея.
1. Павел заклинает его быть бдительным, осторожным в своем служении: Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию, ст. 21. Заметьте: служителям не подобает быть пристрастными, проявлять лицеприятие, оказывая одному предпочтение перед другим из чисто мирских соображений. Он заклинает его, ради всего святого, пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными ангелами, остерегаться пристрастия. Служители должны будут дать отчет Богу и Господу Иисусу Христу за то, как соблюдали они повеленное им. И горе им, если, руководствуясь мирскими взглядами, они обнаруживали пристрастие в отправлении своих обязанностей.
2. Он советует ему заботиться о своем здоровье: Впредь пей не одну воду, и далее. Вероятно, Тимофей распял себя для чувственных удовольствий, пил только воду, и был не могучего телосложения. Поэтому Павел советует ему употреблять немного вина ради своего больного желудка и для общего укрепления организма. Заметьте: вина допускается немного (ибо служители не должны много пить), столько, чтобы оно содействовало здоровью, а не разрушало его, ибо Бог сотворил вино для того, чтобы веселить сердце человека. Итак:
(1) Богу угодно, чтобы дети Его должным образом заботились о своих телах. Тела наши не должны быть ни господами, ни рабами нашими, мы должны обращаться с ними так, чтобы они могли быть полезны нам в деле служения Богу.
(2) Вино — наиболее подходящее средство для людей больных и слабых, чьи желудки часто выходят из строя и которые страдают от недугов, немощи. Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою, Пр 31:6.
(3) Вино следует употреблять в помощь, а не во вред нашему труду и нашей полезности.
Такожде и добрая дела предъявлена суть, и сущая инако, утаитися не могут
Что сказано о грехах, то же приложимо и к делам добрым. И они у иных бывают предъявлены, — наперед известны, идут впереди человека, рекомендуя его. А у иных бывают инако, то есть не бывают явны, неизвестными остаются, так что нельзя с первого разу сказать, каков тот-то, хорош или худ. Но, говорит, и такие дела утаиться не могут: расследуй, и найдешь. До очевидности представляет сие история избрания в епископы в городе Команы святого священномученика Александра из угольников. Избрание происходило под председательством святого Григория чудотворца Неокесарийского. Когда несколько лиц, предъявленных к избранию, не были одобрены, кто-то выкрикнул: уж не Александра ли угольника избрать?! Но стал святой Григорий разбирать и нашел, что он достойнее всех, и всеми был (августа 12-го).
Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут
Научающие благим догматам, устраивающие больницы для немощных и приюты для сирот, а также созидающие храмы, [все таковые люди,] которые отдают [для подобных целей] имущество и доходы свои, после кончины стяжают добрую память и получают соответствующие воздаяния [на небесах]. Ибо не соответствовало бы правде Божией, чтобы плохому [человеку] воздавалось бы плохим [после его кончины], а доброму не воздавалось бы в той же мере добрым.
Источник: Вопросы и ответы.
Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут
Величайшее утешение для праведных заключается в том, что добрые и недобрые дела бывают и здесь известны, но особенно там, где все обнажено.