Ангелы внимательно наблюдают за миром, в котором мы живем, и в решении вопросов церковного наказания должны видеть совершенную справедливость. Избранные ангелы — это те, кто не был вовлечен в грех или восстание против Бога, а сохранил свое первоначальное состояние.
I. Относительно содержания служителей. Необходимо заботиться о том, чтобы с честью содержать их (ст. 17): Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую (англ. — двойную. — Прим. переводчика) честь (то есть двойное содержание по сравнению с тем, какое они имели, или с тем, какое получали другие), особенно тем, которые трудятся в слове и учении, то есть больше трудятся, чем другие. Заметьте: пресвитеры начальствовали, и они же трудились в слове и учении; не было такого, чтобы один служитель только проповедовал, а другой только управлял церковью; и то и другое служение осуществлялось одним и тем же лицом. Некоторые воображают, что под достойно начальствующими пресвитерами апостол подразумевает пресвитеров, которые только начальствовали, но не учили, были заняты только в деле управления церковью, но не участвовали в проповеди слова и в отправлении духовных треб; и я признаю, что это самый ясный стих во всем Писании, какой можно найти в поддержку такого мнения. Однако кажется немного странным, что просто начальствующим пресвитерам должна была оказываться двойная честь, тогда как апостол отдавал предпочтение проповеди слова перед крещением и тем более должен был бы предпочитать ее управлению церковью. И еще более странно, что апостол не принимает их во внимание, когда рассматривает вопрос о служителях церкви; как уже отмечалось выше, в первохристианской церкви не было пресвитеров, которые бы только начальствовали, а другие только учили, но одни и те же и начальствовали и проповедовали, только одни больше трудились в слове и учении, а другие меньше. Итак:
1. Труд служителей состоит, главным образом, из двух частей: достойно начальствовать и трудиться в слове и учении. Такова была основная задача пресвитеров в дни апостолов.
2. Служители, которые не ленились, но были усердны в этом труде, удостаивались сугубой (двойной) чести, то есть уважения и материального содержания. В подтверждение своего повеления о содержании служителей апостол цитирует отрывки Священного Писания, могущие показаться не совсем подходящими к данному случаю, однако они открывают нам значение многих из законов Моисея, в частности этого: «Не заграждай рта у вола молотящего» (Втор 25:4). Животным, употреблявшимся для обмолота зерна, позволялось есть его во время работы, так что чем дольше они работали, тем больше съедали; следовательно, и служители, трудящиеся в слове и учении должны быть хорошо обеспечиваемы, ибо трудящийся достоин награды своей (Мф 10:10), и для этого есть все основания. Отсюда мы узнаем следующее:
(1) Как во времена закона, так и в век благодати Бог заботится о том, чтобы служители Его были хорошо обеспечены. Если Бог заботится о волах, то неужели Он не позаботится о Своих собственных служителях? Волы всего лишь молотят зерно, из чего делают потом хлеб, тленную пищу, служители же преломляют хлеб жизни вечной.
(2) Достаточное обеспечение служителей является Божиим определением, согласно которому проповедующие Евангелие должны жить от Евангелия (1Kop 9:14), а также справедливым воздаянием им как труженикам; поэтому с тех, у кого служители терпят нужду, Бог потребует отчета в судный день.
II. Относительно обвинения служителей (ст. 19): Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Таков библейский метод разбирательства жалоб против пресвитера, когда он обвиняется в каком-либо преступлении. Заметьте:
1. Должно быть представлено обвинение, не поспешные и неопределенные слухи, но обвинение, содержащее конкретные факты. Далее. Пресвитеру не должно учинять допроса, согласно современной практике инквизиции, но, согласно совету апостола Павла, должно быть выдвинуто обвинение против него.
2. Обвинение не следует принимать, если оно не подтверждается двумя или тремя заслуживающими доверия свидетелями; причем приниматься оно должно в присутствии служителя, то есть обвиняемый должен видеть своего обвинителя лицом к лицу, так как честь служителя имеет особо важное значение; поэтому, прежде чем опорочить, хотя бы в малейшей степени, репутацию служителя, необходимо предпринять все меры предосторожности, чтобы выдвигаемое против него обвинение было хорошо доказано, чтобы его не укоряли на основании неопределенных подозрений. Но: «Согрешающих обличай пред всеми... (ст. 20), то есть тебе не следует щадить других, но обличай их пред всеми». Или: «Тех, что грешат пред всеми, и обличай пред всеми (пластырь должен быть по размеру раны), чтобы этим обличением предостеречь тех, кто под влиянием падения согрешивших оказался под угрозой согрешения — чтобы и прочие страх имели». Заметьте:
(1) Грешники, опозорившиеся перед всеми, должны перед всеми и обличаться; так как их грех носит открытый характер и совершался на виду у многих, или, по крайней мере, достиг слуха всех, то и обличение должно совершаться открыто, перед всеми.
(2) Открытое обличение предназначено для блага других, чтобы они могли иметь страх, а также и для блага обличаемого; закон требовал, чтобы открыто согрешившие наказывались пред всеми, чтобы весь Израиль мог услышать, убояться и не поступать нечестиво.
III. Относительно рукоположения служителей (ст. 22): Рук ни на кого не возлагай поспешно... Вероятно, имеется в виду рукоположение на служение, которое не должно совершаться поспешно и нерассудительно, раньше, чем будет проведено испытание даров и добродетелей рукополагаемых, их способностей и пригодности к служению. Некоторые понимают, что это относится к прощению грехов: «Не возлагай поспешно рук на всякого, не снимай церковного взыскания с него, пока время не покажет, что его покаяние было искренним, и не делайся участником в чужих грехах», — подразумевая под этим, что тот, кто слишком легко снимает церковное наказание, поощряет других грешить и таким образом потворствует грехам и делается виновным в них. Заметьте: мы должны быть очень бдительными в отношении самих себя, чтобы не оказаться участниками в чужих грехах. «Храни себя чистым не только от совершения подобных грехов, но и от поощрения их или содействия, тем или иным путем, грехам других». Итак, мы имеем здесь:
1. Предупреждение против поспешного рукоположения служителей или снятия церковного наказания с согрешивших: Рук ни на кого не возлагай поспешно...
2. Тот, кто поступает поспешно в том или другом случае, становится участником в чужих грехах.
3. Мы должны хранить себя чистыми, если хотим быть чистыми; благодать Божия очищает нас и хранит нас чистыми, но при наших собственных стараниях.
IV. Относительно отпущения грехов, к которому, по-видимому, относятся ст. 24−25: Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии, к далее. Заметьте: служителям надо много мудрости, чтобы знать, как относиться к различным согрешениям и различным грешникам, с какими им приходится сталкиваться. Некоторые грехи настолько явны и очевидны, что не требуют никаких исследований, и при наложении церковного наказания не возникает никаких разногласий по поводу их, они прямо ведут к осуждению. А некоторые открываются впоследствии, то есть они не обнаруживаются сразу, но только после тщательного исследования. Или, как понимают некоторые, грехи некоторых людей продолжаются и после того, как они были наказаны, наказание их не исправляет; в таком случае оно не должно сниматься. То же самое можно сказать и относительно признаков покаяния: Равным образом и добрые дела явны, а если и не таковы, то есть если они не добрые, то тоже скрыться не могут, поэтому легко можно определить, кого следует освобождать от наказания, а кого — нет. Заметьте:
1. Существуют тайные грехи и явные. Грехи некоторых явны и прямо ведут к осуждению, а других открываются впоследствии.
2. Церковь должна по-разному обращаться с согрешившими.
3. Церковное наказание оказывает разное влияние на разных людей: одни смиряются и каются, так что их добрые дела бывают явными, с другими же происходит совершенно иначе.
4. Неисправившийся грешник не может укрыться; ибо Бог осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения.
V. Относительно самого Тимофея.
1. Павел заклинает его быть бдительным, осторожным в своем служении: Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию, ст. 21. Заметьте: служителям не подобает быть пристрастными, проявлять лицеприятие, оказывая одному предпочтение перед другим из чисто мирских соображений. Он заклинает его, ради всего святого, пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными ангелами, остерегаться пристрастия. Служители должны будут дать отчет Богу и Господу Иисусу Христу за то, как соблюдали они повеленное им. И горе им, если, руководствуясь мирскими взглядами, они обнаруживали пристрастие в отправлении своих обязанностей.
2. Он советует ему заботиться о своем здоровье: Впредь пей не одну воду, и далее. Вероятно, Тимофей распял себя для чувственных удовольствий, пил только воду, и был не могучего телосложения. Поэтому Павел советует ему употреблять немного вина ради своего больного желудка и для общего укрепления организма. Заметьте: вина допускается немного (ибо служители не должны много пить), столько, чтобы оно содействовало здоровью, а не разрушало его, ибо Бог сотворил вино для того, чтобы веселить сердце человека. Итак:
(1) Богу угодно, чтобы дети Его должным образом заботились о своих телах. Тела наши не должны быть ни господами, ни рабами нашими, мы должны обращаться с ними так, чтобы они могли быть полезны нам в деле служения Богу.
(2) Вино — наиболее подходящее средство для людей больных и слабых, чьи желудки часто выходят из строя и которые страдают от недугов, немощи. Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою, Пр 31:6.
(3) Вино следует употреблять в помощь, а не во вред нашему труду и нашей полезности.
Засвидетельствую пред Богом, и Господем Иисус Христом, и избранными Его Ангелы, да сия сохраниши без лицемерия, ничесоже творя по уклонению
Засвидетельствую — призываю во свидетели. Делается это и в показание важности предлагаемого закона, и в укрепление решимости неотложно исполнять его. Так Моисей говорит Израилю: засвидетельствую вам небесем и землею (ср.: Втор 4:26); так Михей взывал: слышите дебри, основания земли (ср.: Мих 6:2). Похоже это на то, как бы говорилось: заклинаю тебя Богом живым.
Но к какому предмету относится такая строгость наказа, — к предыдущему, то есть суду, или к последующему, то есть к не скорому, а осмотрительному возложению рук? Важно, конечно, дело суда, но возложение рук важнее. Почему скорее можно принять последнее, чем первое. Из наших толковников к возложению рук относит сие заклинание только Амвросиаст, все же прочие относят его к суду. Святой Златоуст говорит: «сказав (просто, без заклинания) о епископах, о диаконах, мужах, женах, о вдовицах, пресвитерах и о всех прочих и показав, над кем простирается власть епископа, когда стал говорить о суде, присовокупил: засвидетельствую пред Богом. Страшное изрекает он внушение. Не посовестился сказать сие даже из уважения к тому, что Тимофей был его возлюбленное чадо (боясь будто небрежности даже с его стороны). Но тому, кто не постыдился о себе самом сказать: боюся, да не како, иным проповедуя, сам неключим буду (1Кор 9:27), — можно было не постыдиться и не посовеститься сказать сие и Тимофею. Он как будто так сказал: призываю во свидетели Бога и Сына Его и слуг Его, что я заповедал тебе; вот пред Ними заповедую тебе. Он устрашает Тимофея».
Прибавление слов: и избранными Его Ангелы — наводит на мысль, что святой Павел, произнося такое заклинание, ставит себя со святым Тимофеем на страшном суде Божием, на коем, как представляет слово Божие, и грядущий Судия, и престол Его окружены будут всеми Ангелами, — и говорит как бы ему: на страшном суде Божием стою, или буду некогда стоять, с тобою; блюди, да не презриши данной тебе заповеди! «Призывает он Отца и Сына (и Ангелов) во свидетели сказанного им для того, дабы в грядущий день, если бы что совершилось вопреки долга, остаться правым пред ними, то есть как бы снимая с себя всякую ответственность» (святой Златоуст). «Избранными же Ангелов назвал в отличие от демонов, которые тоже суть ангелы, но отверженные» (блаженный Феофилакт, Экумений).
Да сия сохраниши. Сия, — как замечено, восточные наши толковники относят к суду. Слово святого Златоуста приведено; вот и слово блаженного Феодорита: «два дает повеления: не осуждать, положившись на достоверность свидетелей, прежде личного исследования; и, после явных обличений, не отлагать (и не укрывать) приговора, из милости к судимому, нарушая справедливость. (И чтоб это строго соблюдаемо было, приводит во свидетели Бога Отца и Господа Иисуса Христа со святыми Ангелами.) Наряду с Богом и со Христом Апостол поставил Ангелов не как равночестных, но как рабов. Свидетельствую, говорит, тебе при Боге и Сыне Его и при служителях Его».
Но Амвросиаст относит к возложению рук. «Клятву налагает пред Богом Отцом и Христом, Сыном Его, и избранными Его Ангелами, коих Господь в Евангелии называет святыми (см.: Мк 8:38). Эти (святые) названы избранными потому, что есть другие, отверженные, которые не Божии суть ангелы, а диаволовы, как согласующиеся с ним в отступничестве. Под клятвою же повелевает Апостол соблюдать то, что касается рукоположения на служение в Церкви, — заповедует, чтобы при сем не было поступаемо без предварительного строгого рассуждения и чтоб никто не получал церковного чина с легкотою, прежде чем дознано будет, какова жизнь его и каковы нравы, но всяк тогда уже поставляем был во священники или служители Церкви, когда окажется достойным того, чтоб, если после окажется укоризненным, князю народа (епископу) Не пришлось сожалеть, что не вполне (не до ясности) расследовал, чего он стоит, и рукоположил неодобрительного».
Без лицемерия, χωρις προκριματος, — без предубеждения, без предвзятого мнения о подсудимом или намечаемом к рукоположению, в пользу его или против него, — мнения, которое установляется без разбора по одной видимости или молве. Пусть все определяет строгое расследование, до полной ясности доведенное, — там (если к суду относить) относительно дела судимого, здесь (если относить к рукоположению) относительно жизни и нравов избираемого.
Ничесоже творя по уклонению. — По уклонению, κατα προσκλισιν, — по склонению на чью-либо сторону, не по сущности дела, а по чувству, отынуды навеянному, по пристрастию. Итак, Апостол строго запрещает епископу действовать по предубеждению или пристрастию, суд ли творит или избирает кого к рукоположению. Блаженный Феофилакт пишет: «будь ровен, ισος, (ни на ту, ни на другую сторону не клонящимся), —к тем, о коих идет рассуд или разбор, чтоб не случилось προκριμα (решение прежде или без рассуждения), — то есть чтоб никто не предзанимал тебя и, наперед привлекая тебя к себе, не расположил тебя по этому одному (прежде рассуждения и рассмотрения) произнесть суд и постановить решение. Ничего не делай по уклонению, κατα προσκλισιν (от: κλινω), — то есть по пристрастию, преклоняясь на одну сторону. Хотя бы писалось чрез: η (προσκλησιν), — мысль останется одна и та же. Как бы так говорилось: приглашает тебя одна сторона ей помочь; так ты не делай по сему приглашению (а по рассуждению и правде)». Экумений пишет: «святой Василий в толковании притчей читает: μη κατα προσκλησιν — то есть не склоняясь к тому, что не право, но правый произнося суд Именно он так говорит: ничтоже творя по уклонению, но правые и непревратные произнося суды».
Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию
Во всем, что ты делаешь, ничего не делай по пристрастию, чтобы подчинялись тебе, — и при удовлетворении прошений не оказывай (пред)почтения ходатайству знатных лиц.
Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя.
Сказав о многом в вышеприведенных словах, теперь начинает говорить в суде и при этом весьма страшно заклинает Тимофея. Он не постыдился даже и Тимофея охранить таким увещанием. Ибо если о себе сказал: чтобы, проповедуя другим, самому не оказаться недостойным (1Кор 9:27), то тем более не постыдился сказать сие о Тимофее. Приказывает же он во свидетели Отца и Сына для того, чтобы в грядущий судный день, если бы что-нибудь совершилось вопреки долга, ему остаться правым, так как он строго увещевал его. Для чего он присоединяет еще ангелов? Для того, что в день суда ангелы будут торжественно сопровождать Господа. И у нас есть обычай брать во свидетели и важных, и незначительных лиц. И Иаков берет во свидетели Бога и холм. И Моисей говорит: свидетельствуюсь небом и землею (Втор 4:26). Ибо так милостив к нам Бог, что принимает и рабов, приводимых вместе с Ним во свидетели. Избранными же ангелов назвал потому, что и демоны — ангелы, но отверженные.
Сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.
То есть будь ровен к тем, о коих идет суд, чтобы не было предварительного решения, то есть чтобы никто не предубедил тебя и, наперед привлекая тебя к себе, не расположил тебя произнести суд и постановить решение. Ничего не делай по пристрастию, склоняясь на одну сторону. Как бы так говорилось: приглашает тебя одна сторона помочь ей; так ты не делай по сему приглашению.
Ст. 21−23 Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию. Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым. Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов
Вопрос о суде над пресвитерами так важен, что апостол заклинает Тимофея Богом, Христом и ближайшими к престолу Божию избранными Ангелами, чтобы он помнил его указание, только что им высказанное. Тимофей должен быть чужд всякого пристрастия при разборе обвинений, предъявленных пресвитерам Не должен Тимофей также быть скорым в рукоположении лиц на разные церковные должности и прежде всего в пресвитеры, потому что недостаточно подготовленный к пресвитерскому служению человек может сделать немало проступков, нравственная ответственность за которые должна по справедливости лежать и на епископе, поставившем такого человека в пресвитеры… Но кроме ответственности за чужие грехи, епископ может подлежать осуждению и за свои личные, и апостол внушает Тимофею, чтобы он держал себя в чистоте. Впрочем, Тимофей не должен быть и излишне суров к самому себе: он может употреблять понемногу и вино для укрепления желудка (красное вино дается врачами при слабости желудка как вяжущее средство), тогда так Тимофей, по-видимому, вовсе не хотел вкушать вина из боязни, чтобы его не упрекнули в сластолюбии…