Под честью здесь может подразумеваться уважение и не только уважение, но, возможно, и денежное вознаграждение (Мф 15:6). Сугубая честь подразумевает и одно и другое. Пресвитер прежде всего достоин уважения народа Божьего за свой труд, но если он посвящает этому труду все свое время, то достоин и финансовой помощи. Те, которые трудятся в слове и учении, — это люди, которые так много времени посвящают проповеди и учению, что не в состоянии зарабатывать себе на жизнь.
I. Относительно содержания служителей. Необходимо заботиться о том, чтобы с честью содержать их (ст. 17): Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую (англ. — двойную. — Прим. переводчика) честь (то есть двойное содержание по сравнению с тем, какое они имели, или с тем, какое получали другие), особенно тем, которые трудятся в слове и учении, то есть больше трудятся, чем другие. Заметьте: пресвитеры начальствовали, и они же трудились в слове и учении; не было такого, чтобы один служитель только проповедовал, а другой только управлял церковью; и то и другое служение осуществлялось одним и тем же лицом. Некоторые воображают, что под достойно начальствующими пресвитерами апостол подразумевает пресвитеров, которые только начальствовали, но не учили, были заняты только в деле управления церковью, но не участвовали в проповеди слова и в отправлении духовных треб; и я признаю, что это самый ясный стих во всем Писании, какой можно найти в поддержку такого мнения. Однако кажется немного странным, что просто начальствующим пресвитерам должна была оказываться двойная честь, тогда как апостол отдавал предпочтение проповеди слова перед крещением и тем более должен был бы предпочитать ее управлению церковью. И еще более странно, что апостол не принимает их во внимание, когда рассматривает вопрос о служителях церкви; как уже отмечалось выше, в первохристианской церкви не было пресвитеров, которые бы только начальствовали, а другие только учили, но одни и те же и начальствовали и проповедовали, только одни больше трудились в слове и учении, а другие меньше. Итак:
1. Труд служителей состоит, главным образом, из двух частей: достойно начальствовать и трудиться в слове и учении. Такова была основная задача пресвитеров в дни апостолов.
2. Служители, которые не ленились, но были усердны в этом труде, удостаивались сугубой (двойной) чести, то есть уважения и материального содержания. В подтверждение своего повеления о содержании служителей апостол цитирует отрывки Священного Писания, могущие показаться не совсем подходящими к данному случаю, однако они открывают нам значение многих из законов Моисея, в частности этого: «Не заграждай рта у вола молотящего» (Втор 25:4). Животным, употреблявшимся для обмолота зерна, позволялось есть его во время работы, так что чем дольше они работали, тем больше съедали; следовательно, и служители, трудящиеся в слове и учении должны быть хорошо обеспечиваемы, ибо трудящийся достоин награды своей (Мф 10:10), и для этого есть все основания. Отсюда мы узнаем следующее:
(1) Как во времена закона, так и в век благодати Бог заботится о том, чтобы служители Его были хорошо обеспечены. Если Бог заботится о волах, то неужели Он не позаботится о Своих собственных служителях? Волы всего лишь молотят зерно, из чего делают потом хлеб, тленную пищу, служители же преломляют хлеб жизни вечной.
(2) Достаточное обеспечение служителей является Божиим определением, согласно которому проповедующие Евангелие должны жить от Евангелия (1Kop 9:14), а также справедливым воздаянием им как труженикам; поэтому с тех, у кого служители терпят нужду, Бог потребует отчета в судный день.
II. Относительно обвинения служителей (ст. 19): Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Таков библейский метод разбирательства жалоб против пресвитера, когда он обвиняется в каком-либо преступлении. Заметьте:
1. Должно быть представлено обвинение, не поспешные и неопределенные слухи, но обвинение, содержащее конкретные факты. Далее. Пресвитеру не должно учинять допроса, согласно современной практике инквизиции, но, согласно совету апостола Павла, должно быть выдвинуто обвинение против него.
2. Обвинение не следует принимать, если оно не подтверждается двумя или тремя заслуживающими доверия свидетелями; причем приниматься оно должно в присутствии служителя, то есть обвиняемый должен видеть своего обвинителя лицом к лицу, так как честь служителя имеет особо важное значение; поэтому, прежде чем опорочить, хотя бы в малейшей степени, репутацию служителя, необходимо предпринять все меры предосторожности, чтобы выдвигаемое против него обвинение было хорошо доказано, чтобы его не укоряли на основании неопределенных подозрений. Но: «Согрешающих обличай пред всеми... (ст. 20), то есть тебе не следует щадить других, но обличай их пред всеми». Или: «Тех, что грешат пред всеми, и обличай пред всеми (пластырь должен быть по размеру раны), чтобы этим обличением предостеречь тех, кто под влиянием падения согрешивших оказался под угрозой согрешения — чтобы и прочие страх имели». Заметьте:
(1) Грешники, опозорившиеся перед всеми, должны перед всеми и обличаться; так как их грех носит открытый характер и совершался на виду у многих, или, по крайней мере, достиг слуха всех, то и обличение должно совершаться открыто, перед всеми.
(2) Открытое обличение предназначено для блага других, чтобы они могли иметь страх, а также и для блага обличаемого; закон требовал, чтобы открыто согрешившие наказывались пред всеми, чтобы весь Израиль мог услышать, убояться и не поступать нечестиво.
III. Относительно рукоположения служителей (ст. 22): Рук ни на кого не возлагай поспешно... Вероятно, имеется в виду рукоположение на служение, которое не должно совершаться поспешно и нерассудительно, раньше, чем будет проведено испытание даров и добродетелей рукополагаемых, их способностей и пригодности к служению. Некоторые понимают, что это относится к прощению грехов: «Не возлагай поспешно рук на всякого, не снимай церковного взыскания с него, пока время не покажет, что его покаяние было искренним, и не делайся участником в чужих грехах», — подразумевая под этим, что тот, кто слишком легко снимает церковное наказание, поощряет других грешить и таким образом потворствует грехам и делается виновным в них. Заметьте: мы должны быть очень бдительными в отношении самих себя, чтобы не оказаться участниками в чужих грехах. «Храни себя чистым не только от совершения подобных грехов, но и от поощрения их или содействия, тем или иным путем, грехам других». Итак, мы имеем здесь:
1. Предупреждение против поспешного рукоположения служителей или снятия церковного наказания с согрешивших: Рук ни на кого не возлагай поспешно...
2. Тот, кто поступает поспешно в том или другом случае, становится участником в чужих грехах.
3. Мы должны хранить себя чистыми, если хотим быть чистыми; благодать Божия очищает нас и хранит нас чистыми, но при наших собственных стараниях.
IV. Относительно отпущения грехов, к которому, по-видимому, относятся ст. 24−25: Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии, к далее. Заметьте: служителям надо много мудрости, чтобы знать, как относиться к различным согрешениям и различным грешникам, с какими им приходится сталкиваться. Некоторые грехи настолько явны и очевидны, что не требуют никаких исследований, и при наложении церковного наказания не возникает никаких разногласий по поводу их, они прямо ведут к осуждению. А некоторые открываются впоследствии, то есть они не обнаруживаются сразу, но только после тщательного исследования. Или, как понимают некоторые, грехи некоторых людей продолжаются и после того, как они были наказаны, наказание их не исправляет; в таком случае оно не должно сниматься. То же самое можно сказать и относительно признаков покаяния: Равным образом и добрые дела явны, а если и не таковы, то есть если они не добрые, то тоже скрыться не могут, поэтому легко можно определить, кого следует освобождать от наказания, а кого — нет. Заметьте:
1. Существуют тайные грехи и явные. Грехи некоторых явны и прямо ведут к осуждению, а других открываются впоследствии.
2. Церковь должна по-разному обращаться с согрешившими.
3. Церковное наказание оказывает разное влияние на разных людей: одни смиряются и каются, так что их добрые дела бывают явными, с другими же происходит совершенно иначе.
4. Неисправившийся грешник не может укрыться; ибо Бог осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения.
V. Относительно самого Тимофея.
1. Павел заклинает его быть бдительным, осторожным в своем служении: Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию, ст. 21. Заметьте: служителям не подобает быть пристрастными, проявлять лицеприятие, оказывая одному предпочтение перед другим из чисто мирских соображений. Он заклинает его, ради всего святого, пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными ангелами, остерегаться пристрастия. Служители должны будут дать отчет Богу и Господу Иисусу Христу за то, как соблюдали они повеленное им. И горе им, если, руководствуясь мирскими взглядами, они обнаруживали пристрастие в отправлении своих обязанностей.
2. Он советует ему заботиться о своем здоровье: Впредь пей не одну воду, и далее. Вероятно, Тимофей распял себя для чувственных удовольствий, пил только воду, и был не могучего телосложения. Поэтому Павел советует ему употреблять немного вина ради своего больного желудка и для общего укрепления организма. Заметьте: вина допускается немного (ибо служители не должны много пить), столько, чтобы оно содействовало здоровью, а не разрушало его, ибо Бог сотворил вино для того, чтобы веселить сердце человека. Итак:
(1) Богу угодно, чтобы дети Его должным образом заботились о своих телах. Тела наши не должны быть ни господами, ни рабами нашими, мы должны обращаться с ними так, чтобы они могли быть полезны нам в деле служения Богу.
(2) Вино — наиболее подходящее средство для людей больных и слабых, чьи желудки часто выходят из строя и которые страдают от недугов, немощи. Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою, Пр 31:6.
(3) Вино следует употреблять в помощь, а не во вред нашему труду и нашей полезности.
Прилежащии же добре пресвитеры сугубыя чести да сподобляются, паче же труждающиися в слове и учении
Прилежащии, προεστωτες, — предстоящие, — добре — добре настоятельствующие в Церкви, или в общине христианской. Пресвитеры — священники, которые выбираемы были из людей преимущественно пожилых, как более степенных, опытных и обычно пользующихся уважением, и чрез рукоположение получали благодать священства на продолжение дела Апостольского проповеданием Евангелия и вообще слова Божия и освящением верующих благодатию чрез святые таинства. В силу сего они настоятельствовали в общинах христианских, руководя их, вразумляя и исправляя. Кто ревновал о сем не щадя сил и даже живота, тот добре предстоятельствовал. «Кто суть добре предстоящии? — спрашивает святой Златоуст и отвечает: — Послушаем, что говорит Христос: пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Ин 10:11). Следовательно, доброе предстоятельство в том состоит, чтобы ради попечения о предстоятельствуемых ничего не щадить». В другой раз Спаситель приточно представил доброго предстоятеля под видом верного и мудрого домостроителя, которого господин дома поставил над челядию — даяти в свое время житомерие (ср.: Лк 12:42), — то есть все нужное для содержания каждого. Добрый предстоятель по сей притче — тот, кто неленостно раздает верующим житомерие слова Божия и таинственного облагодатствования.
Такие предстоятели, говорит, сугубыя чести да сподобляются. «Честию здесь называет Апостол попечение, доставление всего необходимого; подобно тому как выше, когда говорит: вдовицы чти, — говорит о необходимой для них пище.— Что же значит: сугубыя чести? Сугубые по отношению к вдовицам, или по отношению к диаконам, или просто: сугубыя чести, —то есть великой» (святой Златоуст). «Добрые и верные строители (экономы) дома Божия должны быть почитаемы достойными не только высокого почитания, но и совершенного обеспечения в содержании; чтоб они не были обеспокоиваемы недостатком потребного, но в радости прилежали учению веры. Настоятельнее будет в труде сем тот, кого не смиряет нужда, и ревность его все более и более будет расти, когда видит, что труд его приносит плод и для настоящей жизни, не до избыточествования, но до отвращения скудости и недостатка» (Амвросиаст).
Паче же труждающиися в слове и учении. Три дела лежит на предстоятеле Церкви — учить, руководить и исправлять — и освящать таинствами. Первые два исправляются трудом в слове и учении. И это есть важнейший труд, — и потому, что он труднее, и потому, что приготовляет и к принятию благодати чрез таинства. Почему тот, кто подъемлет его, достоин и большего почета и большего обеспечения. Святой Златоуст говорит: «Апостол хочет, чтобы таких почитали больше, нежели всех других, и приводит причину: они, говорит, подъемлют великий труд. И справедливо. Ибо тогда как другой и не бодрствует, и не печется, но без заботы и печали пребывает, тот трудится, печется и поучается, особенно когда бывает неопытен во внешних науках. Почему же не пользоваться ему большею честию, нежели все прочие, когда он предается стольким трудам? Притом он служит предметом бесчисленных разговоров. Один укоряет его, другой хвалит, иной насмехается над ним, тот оскорбляет его память и намерения, —и он нуждается в великом подкреплении, чтобы переносить это.— Очень важно и много содействует благоустроению Церкви и великую приносит пользу, когда предстоятели ее учительны. А когда этого нет, то в Церквах много от того бывает ущерба. Поэтому к прочим свойствам предстоятеля, — к страннолюбию, кротости и непорочности, — Апостол и сие причисляет, говоря: учительну. Где теперь говорящие, будто не нужно слова и учения? Пусть, говорят, жизнию своею научают любомудрию.— Конечно, и это совершенно необходимо. Но не слышишь, что говорит святой Павел: паче же труждающиися в слове и учении? Не очевидно разве, что он дает предпочтение учительным предстоятелям? К тому же, когда речь идет о догматах, тогда какую силу имеет жизнь? Тут нужно учительное слово.— Впрочем, о каком слове говорит он? Не о хвастливом (не о щегольском), не о таком, которое отличается внешнею утонченностию, но о таком, которое проникнуто силою духа, исполнено разума и мудрости. Поэтому ему нужно не искусство и изящные выражения, а мысли, — не ученое изложение, а, как обыкновенно говорят, душа».
Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении
Хорошо умеющие управлять народом пресвитеры двойной чести пусть удостаиваются сравнительно с теми товарищами их, кои ниже их по делам своим, — особенно трудящиеся в слове и учении.
Ст. 17−21 Прилежащии же добре пресвитеры сугубыя чести да сподобляются: паче же труждающиися в слове и учении. Глаголет бо Писание: вола молотяща не обротиши; и: достоин делатель мзды своея. На пресвитера хулы не приемли, разве при двою или триех свидетелех. Согрешающих же пред всеми обличай, да и прочии страх имут. Засвидетельствую пред Богом и Господом Иисус Христом и избранными Ангелы, да сия сохраниши без лицемерия, ничесоже творя по уклонению
Какие пресвитеры добре прилежат (προεστῶτες — предстоят), это видно из слов Иисуса Христа: пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Ин 10:11). — Сугубыя чести да сподобляются. Под честью Апостол разумеет пользование или лучше доставление всего необходимого. Сугубыя — сравнительно с вдовами, а не с пресвитерами, недостойно предстоящими, которые не заслуживают даже простой чести, но изгоняются; или же — сугубыя, т.е. великой чести. — Паче же труждающиися в слове, не хвастливом, конечно, а таком, которое может питать духовно. Где же теперь говорящие, что для пресвитера не нужно ни слова, ни учения, а только жизнь? Пусть послушают теперь, как апостол Павел предпочитает слово: он даже прибавил здесь паче. Правда, вместе с остальными качествами требуется и добрая жизнь, но когда речь идет о догматах, то какое значение имеет здесь жизнь? Обрати внимание и на приведенные Апостолом изречения: вола молотяща не обротиши, а не молотящему должно заграждать рот. — Достоин делатель мзды своея. И Иисус Христос говорит совершенно согласно с законом: мзды, т.е. пропитания, делатель — трудящийся; а не трудящийся не достоин пропитания. Эти слова относятся к учителям, трудящимся в учении. На пресвитера (κατὰ πρεσβυτέρου — на старейшего) хулы не приемли. Что же? а на юного можно принимать хулу? Нет. Апостол как бы так говорит: ни на кого, а особенно на пресвитера. От этого должен удерживать нас уже возраст его. Под пресвитером Апостол разумеет здесь вообще — старейшего по возрасту. — Согрешающих же пред всеми обличай. Исследуй тщательно и, когда убедишься, тогда строго порицай: это и значит — обличай (ἔλεγχε). Пред всеми, чтобы и остальные были благоразумны. Так действовал и сам Бог по отношение к Фараону (Исх 14:1 и сл.) и к Навуходоносору (Дан 4:1 и сл.). — Засвидетельствую пред Богом. Видишь апостольскую ревность? Хотя он пишет Тимофею, однако не просто требует от него исполнения всего этого, но и призывает в свидетели Бога, чтобы оградить себя на тот случай, если что-нибудь будет сделано не так, как должно. Но почему, призвавши во свидетели Бога Отца и Сына, Апостол присоединил и Ангелов? Потому что и Ангелы будут присутствовать вместе со своим Владыкою на суде и будут свидетельствовать о том, что он сказал. У нас также есть обычай брать во свидетели и высших, и низших. И Иаков берет во свидетели и Бога, и холм, на котором поставил каменный столп (Быт 31:46 и след.). — И избранными Ангелы. Называет их избранными, потому что демоны тоже ангелы, но только отверженные. — Да сия сохраниши без лицемерия (χωρὶς προκρίματος — без предубеждения), т.е. всего того, что я сказал тебе, не делай не обдумавши, как придется, без предварительного обсуждения. — Ничесоже творя по уклонению (κατὰ πρόσκλησιν2 — по приглашению), то же, что по предубежденнию, которое часто бывает далеко от истины. πρόκλησις и бывает тогда, когда уговаривают кого-либо сделать что-нибудь без обсуждения. — Климент в седьмой книге Гипотипоз вышеприведенные слова: да сия твориши χωρὶς προκρίματος понимает так: чтобы ты сохранил все это, остерегаясь подпасть суду и наказанию за непослушание в случае нарушения чего-либо. А святой Василий в толковании притчей говорит: ничесоже творя κατὰ πρόσκλισιν (а не πρόσκλησιν), т. е. не склоняясь к тому, что не право, а правый суд произнося. Именно он так говорит: ничего не делая по уклонению, но произнося правые и неподкупные суды.
Источник: Пастырские Послания апостола Павла.
Ст. 17−18 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей
Трудись добросовестно в своем звании: честь придет сама собою. Можешь, в утешение себе, вспоминать эти слова апостола Павла: Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей. К нам это ближе всего идет: труды наши особенно драгоценны для людей и стоят мзды. Хотя полная награда достойным будет от Бога.
Источник: Дневник. Том II. 1857−1858.
Достойно начальствующим (προεστωτες) пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении
Кто достойно начальствует — этому учит Господь, говоря: пастырь добрый полагает жизнь свою (Ин 10:11), ничего не щадя ради попечения об овцах. Честью апостол называет доставление всего необходимого, как видно из последующего. Ибо учители в изобилии должны иметь необходимое, дабы, ничем не развлекаемые, заботились об учении. Так жили и левиты в Ветхом Завете. Сугубую честь, или по отношению к вдовицам, или по отношению к диаконам, или просто — сугубую честь, то есть великую. Где же говорящие, будто не нужны слова, а нужна жизнь? Пусть они послушают теперь Павла, как он слово ценит больше всего, говоря: сие нужно нам, равно как и другое. Ибо когда речь идет о догматах, тогда какую имеет тут силу жизнь? Слова же апостол требует не хвастливого, но исполненного силы Писания и разума, хотя бы оно и просто произносилось.
Ст. 17−20 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей. Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели
Переходя к пресвитерам, апостол требует, чтобы они за свое предстоятельское служение были почитаемы вдвойне — и как старцы по возрасту, и как носители особого высокого звания. Особенно заслуживают такого почета те, которые не только занимаются делами церковного управления, но и выступают как проповедники и учители веры. Почтение же должно выражаться прежде всего в вознаграждении за их труды, которое пресвитеры должны получать, как и всякий трудящийся: об этом сказано и в Ветхом (Втор XXV:4), и в Новом Завете (Мф X:10). Что же касается пресвитеров, не удовлетворяющих своему высокому назначению, то обвинение против них должно быть принесено при достаточном количестве свидетелей. В таком случае жалующийся на пресвитера, конечно, будет осторожнее в своих речах против пресвитера, чем в том случае, когда он будет наедине с епископом. Если пресвитер окажется действительно виновным, то его нужно обличить пред всеми другими пресвитерами, чтобы этим самым предохранить последних от повторения тех же проступков, в каких изобличен повинный пресвитер.