Освящены они и через молитву. Прежде чем приступить к еде, мы должны склонить головы и поблагодарить за нее (см. Мф 14:19; Деян 27:35).
Этим мы просим Господа освятить пищу для подкрепления наших физических сил, чтобы мы еще усерднее могли служить Ему. Перед бракосочетанием мы должны молиться, чтобы Бог благословил этот союз для Своей славы, для благословения других и для счастья невесты и жениха.
Прекрасно, когда христиане благодарят за еду в присутствии людей неспасенных. Благословение не должно быть вычурным и длинным, но нам не следует и пытаться скрывать, что мы благодарим Бога за нашу пищу.
I. В конце предыдущей главы было дано изложение тайны благочестия, поэтому в начале этой главы вполне уместно излагается тайна беззакония: Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры... Апостол подразумевает под этим предсказания Духа либо в Ветхом Завете, либо в Новом, либо в том и другом вместе. Пророчество относительно антихриста, так же как и пророчество о Христе, исходит от Духа Святого. В обоих Заветах Дух Святой ясно говорит об общем отступлении от веры во Христа и чистого поклонения Богу. Это будет иметь место в последние времена эпохи христианства, ибо они называются последними днями; в последующие века церкви, ибо тайна беззакония уже начала действовать. Отступят некоторые от веры, или будет отступление от веры. Некоторые, но не все, ибо в самые плохие времена Бог будет иметь Свой верный остаток по избранию благодати. Они отступят от веры, однажды преданной святым (Иуд 1:3), то есть от здравого евангельского учения, некогда переданного им. Внимая духам обольстителям, то есть людям, претендующим на водительство Духа Святого, тогда как, в действительности, они не были Им водимы. 1Ин 4:1: Возлюбленные! не всякому духу верьте, то есть не всякому претендующему на вдохновение от Духа Святого. Заметьте здесь следующее:
1. Одним из величайших примеров отступления (обращения к бесовским учениям, или учениям о бесах) является поклонение святым и ангелам как промежуточным божествам, посредникам между бессмертным Богом и смертным человеком; язычники называли их бесами и поклонялись им как таковым. Теперь к этому пришла римско-католическая церковь; одним из ее первых шагов к великому отступлению было сохранение мощей святых мучеников, воздаяние им божеских почестей, воздвижение в их честь алтарей и сожжение курений, посвящение им изображений и храмов, вознесение молитв и славословий умершим святым. Это не что иное, как поклонение бесам, оживление язычества, образа первого зверя.
2. Орудия, содействующие распространению этого отступления и обольщения.
(1) Обольщение будет осуществляться через лицемерие лжесловесников (говорящих ложь), через агентов сатаны, обольщающих с помощью лжи, вымыслов и претензий на чудеса, ст. 2. Через лицемерие исповедующих веру во Христа и в то же самое время противостоящих Его помазанным служителям и всем Его установлениям. Это относится также к лицемерию тех, кто сожжен в совести своей, то есть полностью отвергших самые элементарные принципы добродетели и нравственной честности. Если бы совесть людей не была сожженной, то они не пользовались бы властью освобождать от присяги ради блага католичества, не могли бы потерять остатки человечности и сострадания и под видом защиты интересов церкви предаваться самой варварской жестокости в борьбе против еретиков.
(2) Другая характерная особенность этих людей — они запрещают вступать в брак, в частности священнослужителям, очень неодобрительно отзываются о браке, хотя он является установлением Божиим. Они также велят воздерживаться от пищи, сводя религию к воздержанию от нее в определенные дни и периоды, с целью господства над совестью людей.
3. В целом, следует заметить:
(1) Отступление последнего времени не должно удивлять нас, потому что оно ясно было предсказано Духом.
(2) Дух есть Бог, иначе Он не мог бы так ясно предвидеть столь отдаленные события, которые для нас являются случайными и непредвиденными, зависящими от нравов, настроений и похотей людей.
(3) Разница между предсказаниями Духа и языческими предвещаниями очень велика: Дух говорит ясно, а предсказания языческих оракулов всегда туманны и неопределенны.
(4) Утешительно знать о том, что не все, а только некоторые будут увлечены этим общим отступлением.
(5) Это обычное явление, когда обманщики и обольстители притязают на водительство Духа, исходя из предположения (в котором все убеждены), что вероятнее всего можно получить признание того, что претендует на происхождение от Духа.
(6) Люди должны ожесточиться, и совесть их должна стать сожженной, прежде чем они смогут отступить от веры и других привлекать на свою сторону.
(7) Когда люди повелевают то, что Бог запрещает, в частности поклонение святым и ангелам и запрещают то, что Бог разрешает и повелевает, например употребление пищи и вступление в брак, то этим самым они обнаруживают свое отступление от веры.
II. Упомянув о лицемерных постах отступников от веры, апостол пользуется случаем, чтобы изложить учение о христианской свободе, дарованной нам Евангелием, — о свободе пользоваться творением Божиим: различия между чистой и нечистой пищей (какие виды животных можно есть и какие нельзя), соблюдавшиеся под законом, теперь уничтожены, мы ничего не должны считать скверным или нечистым, Деян 10:15. Заметьте:
1. Мы должны смотреть на свою пищу как на творение Божие, мы получили ее от Него и поэтому должны пользоваться ею ради Него.
2. Бог предназначал Свои творения особенно для верных и познавших истину, для христиан, имеющих право на них на основании завета, тогда как остальные обладают только обычным правом.
3. То, что Бог сотворил, должно приниматься с благодарением. Мы не должны отвергать дары Божией щедрости и не должны быть щепетильными, делая различия там, где Бог не делает их, но с благодарностью принимать все, признавая власть Бога как Творца их и щедрость Его как их Подателя: Всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно... ст. 4. Это означает полную свободу от всех различий, установленных в Ветхом завете обрядовым законом, в частности относительно свиного мяса, которое было запрещено есть иудеям, но нам, христианам, разрешено, на основании правила: Ибо все творение Божие хорошо, и далее. Заметьте: творения Божии тогда хороши и вдвойне сладостны для нас, когда они принимаются с благодарением. Потому что освящается словом Божиим и молитвою, ст. 5. Желательно, чтобы все земные блага принимались нами освященными. Они освящаются:
(1) Словом Божиим. Не только его разрешением вкушать всякую пищу без различия, но и обетованием напитать нас пищей, подходящей для нас. Это делает наше употребление земных благ освященным.
(2) Молитвой, благословляющей нашу пищу. Мы должны обращаться к слову Божьему и молитве во всех наших поступках и делах, и тогда все все у нас будет по вере. Заметьте:
[1] Всякое творение Божие, ибо Он создал все. Ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор. Знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною, Пс 49:10−11.
[2] Всякое творение Божие хорошо. Когда Бог обозрел все сотворенное Им, то увидел, что все весьма хорошо, Быт 1:31.
[3] При Божием благословении всякое творение становится полезным для нас; человек живет не хлебом единым, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф 4:4); поэтому ничто не следует отвергать.
[4] Мы должны просить Его благословения в молитве и таким образом освящать молитвой принимаемые нами творения.
Освящается бо словом Божиим и молитвою
Освящается словом Божиим — можно так разуметь: освящается — освящено есть однажды навсегда — словом Божиим, — тем словом, какое изрек Бог по сотворении, что вся добра. Этим словом все, в том числе и все съедобное, признано и предлагается, как святое. Почему и приемлемо должно быть беззазорною совестию, как чистое и святое, с полным в том убеждением без малейшего сомнения. Или — освящается теперь, в час вкушения, и освящается словом Бога — призыванием имени Божия; так что: и молитвою — только поясняет: словом Божиим. Призывание имени Божия и молитвенное к Богу обращение делает святою всякую приемлемую пищу для того, кто ее принимает в таком духе. Но зачем же еще и особое освящение, когда, как сказано пред сим, всякая пища добра и никакая неотметна? Можно на это ответить так, —что этим указывается только на то, как исполняется условие, под коим, по Божию определению, ничтоже отметно, именно: на возношение благодарных к Богу чувств за дарование брашен с прошением благословения Его принять предлежащую пищу. Кто так принимает пищу, тот становится в ряд тех, для коих все приемлемое в пищу бывает свято и чисто.
Или святой Павел делает здесь как бы некую уступку: пусть будет, положим, что есть что-либо нечистое; но и такое все освящается, когда призовешь имя Божие. Так святой Златоуст: «если все добро, — то что значит: освящается словом и молитвою? Ибо очевидно, что то, что освящается, признается нечистым.—Не так нужно принимать эти слова. Здесь Апостол говорит против тех, которые некоторые яства считали чем-то скверным. Поэтому он и высказывает две главные мысли: во-первых, что нет ни одного создания, которое было бы скверно, и, во-вторых, — что если бы что-нибудь и было скверно, то ты имеешь против этого врачевство: осени знамением креста, возблагодари, воздай славу Богу — и всякая нечистота исчезнет.— Неужели и идоложертвенное, скажешь ты, может быть таким образом очищено? (Да; впрочем, тогда), когда ты не знаешь, что это есть идоложертвенное; а если знаешь и, несмотря на то, вкусишь от этого, то сделаешься нечистым, не потому, что это идоложертвенное, а потому, что, получив заповедь не приобщаться к Демонам, ты чрез это вошел с ними в общение. Следовательно, (идоложертвенное) не по природе своей нечисто, но оно становится таковым следствие твоего произволения и преслушания. — Что же? Ужели и свиное мясо не есть нечисто? Нисколько, когда вкушаешь его со благодарением, с крестным знамением; равным образом и все прочее не бывает нечистым. Нечисто произволение, которое не благодарит Бога». То же у Феофилакта с Экумением.
В сих словах Апостола видно начало молитвословий пред вкушением и после вкушения пищи, равно как и священных чтений, в продолжение стола.