Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Тимофею 4 глава 4 стих)

κτισμα (#3233) творение, создание, аποβλητος (#612) быть отброшенным, отвергнутым. Отглагольное adj. имеет здесь пассивное значение (RW).


Учебная Библия МакАртура (1 Тимофею 4 глава 4 стих)

4:1−5 Отметив присутствие лжеучителей в ефесской церкви (1:3−7,18−20) и противопоставляя ошибочное учение истинным наставлениям во 2-й и 3-й главах, Павел обращается в этом месте непосредственно к лжеучителям, обращая внимание на происхождение и сущность заблуждений.


Комментарии МакДональда (1 Тимофею 4 глава 4 стих)

4:4 Всякое творение Божье хорошо. И брак, и пища — творение Божье и не предосудительны, если принимаются с благодарением. Бог учредил брак для размножения человеческого рода (см. Быт 1:28), а пищу — для поддержания жизни (Быт 9:3).


Толкование Мэтью Генри (1 Тимофею 4 глава 4 стих)

Стихи 1−5. Мы имеем здесь пророчество об отступлении последнего времени, о чем Павел уже говорил как о явлении, известном среди христиан и ожидаемом ими, в 2Фес 2 гл.

I. В конце предыдущей главы было дано изложение тайны благочестия, поэтому в начале этой главы вполне уместно излагается тайна беззакония: Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры... Апостол подразумевает под этим предсказания Духа либо в Ветхом Завете, либо в Новом, либо в том и другом вместе. Пророчество относительно антихриста, так же как и пророчество о Христе, исходит от Духа Святого. В обоих Заветах Дух Святой ясно говорит об общем отступлении от веры во Христа и чистого поклонения Богу. Это будет иметь место в последние времена эпохи христианства, ибо они называются последними днями; в последующие века церкви, ибо тайна беззакония уже начала действовать. Отступят некоторые от веры, или будет отступление от веры. Некоторые, но не все, ибо в самые плохие времена Бог будет иметь Свой верный остаток по избранию благодати. Они отступят от веры, однажды преданной святым (Иуд 1:3), то есть от здравого евангельского учения, некогда переданного им. Внимая духам обольстителям, то есть людям, претендующим на водительство Духа Святого, тогда как, в действительности, они не были Им водимы. 1Ин 4:1: Возлюбленные! не всякому духу верьте, то есть не всякому претендующему на вдохновение от Духа Святого. Заметьте здесь следующее:

1. Одним из величайших примеров отступления (обращения к бесовским учениям, или учениям о бесах) является поклонение святым и ангелам как промежуточным божествам, посредникам между бессмертным Богом и смертным человеком; язычники называли их бесами и поклонялись им как таковым. Теперь к этому пришла римско-католическая церковь; одним из ее первых шагов к великому отступлению было сохранение мощей святых мучеников, воздаяние им божеских почестей, воздвижение в их честь алтарей и сожжение курений, посвящение им изображений и храмов, вознесение молитв и славословий умершим святым. Это не что иное, как поклонение бесам, оживление язычества, образа первого зверя.

2. Орудия, содействующие распространению этого отступления и обольщения.

(1) Обольщение будет осуществляться через лицемерие лжесловесников (говорящих ложь), через агентов сатаны, обольщающих с помощью лжи, вымыслов и претензий на чудеса, ст. 2. Через лицемерие исповедующих веру во Христа и в то же самое время противостоящих Его помазанным служителям и всем Его установлениям. Это относится также к лицемерию тех, кто сожжен в совести своей, то есть полностью отвергших самые элементарные принципы добродетели и нравственной честности. Если бы совесть людей не была сожженной, то они не пользовались бы властью освобождать от присяги ради блага католичества, не могли бы потерять остатки человечности и сострадания и под видом защиты интересов церкви предаваться самой варварской жестокости в борьбе против еретиков.

(2) Другая характерная особенность этих людей — они запрещают вступать в брак, в частности священнослужителям, очень неодобрительно отзываются о браке, хотя он является установлением Божиим. Они также велят воздерживаться от пищи, сводя религию к воздержанию от нее в определенные дни и периоды, с целью господства над совестью людей.

3. В целом, следует заметить:

(1) Отступление последнего времени не должно удивлять нас, потому что оно ясно было предсказано Духом.

(2) Дух есть Бог, иначе Он не мог бы так ясно предвидеть столь отдаленные события, которые для нас являются случайными и непредвиденными, зависящими от нравов, настроений и похотей людей.

(3) Разница между предсказаниями Духа и языческими предвещаниями очень велика: Дух говорит ясно, а предсказания языческих оракулов всегда туманны и неопределенны.

(4) Утешительно знать о том, что не все, а только некоторые будут увлечены этим общим отступлением.

(5) Это обычное явление, когда обманщики и обольстители притязают на водительство Духа, исходя из предположения (в котором все убеждены), что вероятнее всего можно получить признание того, что претендует на происхождение от Духа.

(6) Люди должны ожесточиться, и совесть их должна стать сожженной, прежде чем они смогут отступить от веры и других привлекать на свою сторону.

(7) Когда люди повелевают то, что Бог запрещает, в частности поклонение святым и ангелам и запрещают то, что Бог разрешает и повелевает, например употребление пищи и вступление в брак, то этим самым они обнаруживают свое отступление от веры.

II. Упомянув о лицемерных постах отступников от веры, апостол пользуется случаем, чтобы изложить учение о христианской свободе, дарованной нам Евангелием, — о свободе пользоваться творением Божиим: различия между чистой и нечистой пищей (какие виды животных можно есть и какие нельзя), соблюдавшиеся под законом, теперь уничтожены, мы ничего не должны считать скверным или нечистым, Деян 10:15. Заметьте:

1. Мы должны смотреть на свою пищу как на творение Божие, мы получили ее от Него и поэтому должны пользоваться ею ради Него.

2. Бог предназначал Свои творения особенно для верных и познавших истину, для христиан, имеющих право на них на основании завета, тогда как остальные обладают только обычным правом.

3. То, что Бог сотворил, должно приниматься с благодарением. Мы не должны отвергать дары Божией щедрости и не должны быть щепетильными, делая различия там, где Бог не делает их, но с благодарностью принимать все, признавая власть Бога как Творца их и щедрость Его как их Подателя: Всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно... ст. 4. Это означает полную свободу от всех различий, установленных в Ветхом завете обрядовым законом, в частности относительно свиного мяса, которое было запрещено есть иудеям, но нам, христианам, разрешено, на основании правила: Ибо все творение Божие хорошо, и далее. Заметьте: творения Божии тогда хороши и вдвойне сладостны для нас, когда они принимаются с благодарением. Потому что освящается словом Божиим и молитвою, ст. 5. Желательно, чтобы все земные блага принимались нами освященными. Они освящаются:

(1) Словом Божиим. Не только его разрешением вкушать всякую пищу без различия, но и обетованием напитать нас пищей, подходящей для нас. Это делает наше употребление земных благ освященным.

(2) Молитвой, благословляющей нашу пищу. Мы должны обращаться к слову Божьему и молитве во всех наших поступках и делах, и тогда все все у нас будет по вере. Заметьте:

[1] Всякое творение Божие, ибо Он создал все. Ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор. Знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною, Пс 49:10−11.

[2] Всякое творение Божие хорошо. Когда Бог обозрел все сотворенное Им, то увидел, что все весьма хорошо, Быт 1:31.

[3] При Божием благословении всякое творение становится полезным для нас; человек живет не хлебом единым, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф 4:4); поэтому ничто не следует отвергать.

[4] Мы должны просить Его благословения в молитве и таким образом освящать молитвой принимаемые нами творения.


Толкование отцов церкви (1 Тимофею 4 глава 4 стих)

Феофан Затворник (1815−1894)

Зане всякое создание Божие добро, и ничтоже отметно, со благодарением приемлемо

То приводил довод из нравственно-религиозного строя, а теперь берет дело со стороны догмата. Все, исшедшее из творческих Божиих рук, добро. Добро и всякое брашно, назначенное человеку в снедение. Следовательно, лжесловесники те лгут, запрещая некоторые брашна, по той причине, что они будто нечисты. Ничего нет нечистого самого по себе; все добро и приятно, то есть может быть употребляемо в пищу беззазорно. «Слова: всякое создание Божие добро — Апостол заимствовал из Моисеева Писания. Виде Бог, сказано, вся елика сотвори, и се добра зело (ср.: Быт 1:31). А что добро, то, со благодарением приемлемо, в памятование Божие, оказывается святым» (блаженный Феодорит). «Выражением: всякое создание Божие — Апостол обозначает здесь то, что может быть употребляемо в пищу. Если все такое есть создание Божие, то и добро: ибо вся добра зело» (святой Златоуст).

Ничтоже отметно — ничего из съедомого не должно отвергать, ничем не брезговать и не гнушаться, будто нечистым и богопротивным; напротив, все такое принимать — как благодеяние и Дар от руки Господней. Почему и принимать то должно со благодарением. Кто принимает съедомые брашна со благодарением, для того все они чисты и святы, в силу сего самого благодарения. «Благодарение все очищает; а неблагодарный и сам нечист и скверен» (блаженный Феофилакт). «Неблагодарность и чистое делает нечистым. Нечисто произволение, которое не благодарит Бога» (святой Златоуст). Вся чиста чистым: оскверненным же и неверным ничтоже чисто (ср.: Тит 1:15).

Ефрем Сирин (~306−373)

Ст. 4−5 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою

Потому что всякое создание Божие хорошо (есть), — как и сказано о сем: и увидел Бог все, что создал, и вот было (это) хорошо весьма (Быт 1:31), — и ничего отверженнаго (что должно отвергать) между ними, то есть ничего нет между ними скверного. Ведь верующие вкушают не с богохулением их (язычников), так чтобы осквернялись от этого. Равно и продаваемое мясо тех животных, кои убиваются самими язычниками, нимало не оскверняет их, ибо оно освящается чрез слово Божие и молитву, которую произносят над ним.

Иоанн Кронштадтский (1829−1908)

Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением

Значит, людей, советующих удалятися от брашен некоторых, яже Бог сотвори в снедение со благодарением, слушаться не надобно.

Источник: Дневник. Том II. 1857−1858.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ибо всякое творение Божие хорошо.

Ибо все, сказано, хорошо весьма (Быт 1:31). Сказав: творение Божие, апостол обозначил все, что может быть употреблено в пищу, и таким образом уже ниспроверг заблуждение тех, которые вводят несотворенную материю и говорят, что из нее произошло все.

И ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою.

Если освящается что, то не значит ли это, что оно нечисто? Нет, апостол делает ограничение. Сперва он по существу говорит что нет ничего нечистого, потом с ограничением: допустим, говорит, что есть что-нибудь нечистое, но ты имеешь врачевство: осени крестным знамением, возблагодари, воздай славу Богу, — и нечистота исчезнет. Ибо благодарение все очищает; а неблагодарный сам нечист и скверен. Ужели таким образом мы можем очистить и идоложертвенное? Да, если мы не знаем, что это идоложертвенное; но потому, что мы нарушили закон, повелевающий не приобщаться в трапезе демонов. Следовательно, оскверняется произволение твое от преслушания, а пища по природе не бывает нечистой.


Открыть окно