Библия - 1Тим. 4:13 (1 Тимофею 4 глава 13 стих)

Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Тимофею 4 глава 13 стих)

προσεχε praes. imper. act. от προσεχω (#4668) (см. ст. 1), заниматься, с dat.; имеется в виду личная подготовка (Guthrie). Praes. призывает к постоянному действию. αναγνωσις (#342) чтение, чтение вслух. С этим гл. обозначает мудрый выбор отрывков для чтения; составление правильного плана изложения (Lock), παρακλησις (#4155) ободрение, побуждение (TDNT; NIDNTT). διδασκαλια (#1436) dat. sing, учение, доктрина. Dat. с гл.


Учебная Библия МакАртура (1 Тимофею 4 глава 13 стих)

4:13 Доколе не приду См. пояснение к 3:14. занимайся… учением Тимофей должен был постоянно практиковаться в учении, чтении и наставлении. Это должно было стать образом его жизни. «Чтение» подразумевает обычай публичного чтения Писания во время служения прославления в церкви с последующим толкованием прочтенного места (ср. Неем 8:1−8; Лк 4:16−27). «Наставление» призывает слышащих Слово применять его в повседневной жизни. Наставление может включать упрек, предупреждение, ободрение или утешение. «Учение» подразумевает систематическое наставление из Слова Божьего (ср. 3:2; Тит 1:9).


Комментарии МакДональда (1 Тимофею 4 глава 13 стих)

4:13 Этот стих относится скорее к поместной церкви, чем к личной жизни Тимофея. На церковных собраниях он должен читать Писание, наставлять верующих и учить их. Павел перечисляет это в определенном порядке. Первым он подчеркивает необходимость читать Слово Божье. В те времена это было особенно важно, поскольку количество свитков с Писаниями было очень ограничено и были они далеко не у всех. Прочитав Писание, Тимофей должен был наставлять верующих на основе только что прочитанного, а потом учить их великим Божьим истинам. Стих 13 напоминает нам Неемию, особенно 8:8: «И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное».

Однако не следует считать, что этот стих не имеет абсолютно никакого отношения к самостоятельному изучению Библии каждым христианином.

Прежде чем Тимофей смог бы наставить и учить слову других, он должен был воплотить его истины в своей жизни.


Толкование Мэтью Генри (1 Тимофею 4 глава 13 стих)

Стихи 6−16. Апостол хочет, чтобы Тимофей внушал христианам такие понятия, которые могли бы уберечь их от обольщения иудействующими учителями. Заметьте: верными служителями Иисуса Христа являются те, что усердны в своей работе, не только стремятся ввести новые понятия но и приводить на память братьям то, что они уже приняли и слышали. Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете и утверждены в настоящей истине, 2Пет 1:12. И еще: ...напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, 2Пет 3:1. И апостол Иуда говорит: Я хочу напомнить вам... Иуд 1:5. Как видите, апостолы считали главной частью своего служения напоминать своим слушателям, ибо мы склонны забывать и медлительны в том, чтобы усваивать и запоминать относящееся к божественным вопросам. Питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал. Заметьте:

1. Даже служители нуждаются в том, чтобы возрастать в познании Христа и Его учения: они должны питаться словами веры.

2. Самый лучший для служителя способ возрастать в познании и вере — это напоминать братьям учение; уча других, мы учимся сами.

3. Те, кого учители учат, являются братьями для них, и они должны обращаться с ними как с братьями, ибо служители не должны господствовать над наследием Божиим.

I. Здесь Павел призывает всех, как Тимофея, так и всех остальных, к благочестию: Негодных же и бабьих басней отвращайся... ст. 7−8. С иудейскими преданиями, каковыми заполнены головы некоторых людей, не следует иметь никакого дела. Но упражняй себя в благочестии, то есть в практической религии. Кто хочет быть благочестивым, тот должен упражнять себя в благочестии, оно требует постоянного упражнения. Довод берется из той пользы, которую приносит благочестие: Ибо телесное упражнение мало полезно, или на малое время. Воздержание от пищи или брака и тому подобное хотя и считаются актами самоотречения и умерщвления плоти, однако сами по себе мало полезны. Какая польза от умерщвления тела, если мы не умерщвляем грех? Заметьте:

1. Через благочестие достигается очень много; оно приносит пользу для всей нашей жизни, ибо имеет обетование жизни настоящей и будущей.

2. Польза от благочестия заключается в данных ему обетованиях, которые касаются и настоящей жизни, но особенно будущей. В Ветхом завете обетования касались, в основном, временных благ, а в Новом — духовных и вечных благословений. Если благочестивые люди и мало имеют благ в этой жизни, то недостаток их будет компенсирован благами будущей жизни.

3. В дни апостола бытовали негодные и бабьи басни, и Тимофей, хотя он и был человеком превосходным, нуждался, тем не менее, в совете: Отвращайся...

4. Недостаточно только отвергать негодные и бабьи басни, но необходимо упражняться в благочестии. Мы должны не только отвергнуть зло, но и научиться делать добро (Ис 1:16−17), должны сделать своей постоянной практикой упражнение в благочестии.

5. Истинно благочестивые ничего не потеряют в конечном счете, что бы ни случилось с теми, кто предается телесным упражнениям, ибо благочестие имеет обетование жизни настоящей и будущей.

II. Ободрение, помогающее нам следовать путем благочестия и упражняться в нем, несмотря на все трудности и разочарования, встречающиеся на этом пути. Апостол сказал (ст. 8), что оно на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей. Но вот вопрос: Восполнит ли польза от него наши утраты? Если нет, то какая же это польза? Однако мы можем быть уверены в пользе благочестия. Павел произносит еще одно верное слово, достойное всякого принятия, — что все наши усилия и потери в служении Христу и труде на ниве Его будут щедро вознаграждены, так что если мы и теряем что-то ради Христа, однако ничего не потеряем из-за Него. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, ст. 10. Заметьте:

1. Благочестивые люди должны трудиться и терпеть поношения; они должны делать добро и в то же время быть готовы терпеть зло. В этом мире нас ожидают труд и скорбь не только как общий удел всех людей, но и как особый удел святых.

2. Те, кто трудится и терпит поношения, служа Богу и трудясь на ниве Его, могут уповать на Бога живого, что не останутся в убытке. Пусть это ободряет их. Мы уповаем на Бога живого. Бог, Который обещает вознаградить нас, есть живой Бог, Он Сам имеет в Себе жизнь вечную и является источником жизни для всех служащих Ему. Сознание этого должно ободрять нас в нашем служении Богу и в страданиях за Него, особенно сознание того, что Он есть Спаситель всех человеков.

(1) В Своем провидении Он защищает человека и продлевает жизнь детей человеческих.

(2) Его благоволение к человечеству в вопросе вечного спасения простирается так далеко, что Он не хочет, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Он не желает смерти грешника. Он есть Спаситель всех людей, ни одного из них Он не обрекает на такое безнадежное положение, как падших ангелов. Итак, если Он Спаситель всех человеков, то из этого можно сделать заключение, что тем более Он вознаградит тех, кто ищет Его и служит Ему. Если Он так благоволит ко всему Своему творению, то тем более позаботится о благополучии тех, кто является новой тварью, кто родился свыше. Он есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. Спасение, приготовленное Богом для всех верующих, вполне достаточно, для того чтобы вознаградить их за все труды и страдания. Здесь мы видим, что:

[1] Жизнь христианина полна труда и страданий: Мы... трудимся и поношения терпим...

[2] Самое лучшее, на что мы можем рассчитывать в этой жизни, — это терпеть поношения за наши добрые дела, дела веры и труд любви.

[3] Истинные христиане уповают на живого Бога, ибо проклят человек, надеющийся на человека или на что-либо другое, кроме живого Бога, а уповающие на Него никогда не постыдятся. Надейся на Него во всякое время.

[4] Бог есть Спаситель всех людей, так как Он всем дает возможность для спасения. Но особенно Он является Спасителем истинных верующих; следовательно, существует общее и особое спасение.

III. Апостол заканчивает главу наставлениями лично Тимофею.

1. Проповедывать сие и учить, то есть то, чему его сейчас учит Павел. «Повелевай им упражняться в благочестии, учи их тому, что благочестие полезно и что, служа Богу, они служат Тому, Кто поддерживает и защищает их».

2. Вести себя серьезно и благоразумно, чтобы приобрести уважение, несмотря на свою молодость: «Никто да не пренебрегает юностью твоею, то есть никому не давай повода пренебрегать твоею юностью». Никто не будет пренебрегать юностью человека, если он не делает себя достойным пренебрежения своим юношеским легкомыслием и безрассудством. Это может произойти и со старым человеком, и если им пренебрегают, то он должен благодарить за это самого себя.

3. Подкреплять учение добрым примером: ...будь образцом для верных... Заметьте: те, что учат других словом, должны учить и своей жизнью, иначе они будут одной рукой строить, а другой — разрушать построенное. Они должны быть образцом как в слове, так и в житии. Их слово должно быть назидательным, и тогда оно будет образцом для других. Их поведение должно быть строгим, и тоже будет образцом. Они должны быть образцом в любви, в любви к Богу и ко всем добрым людям; образцом в духе, то есть в духовной настроенности, в духовном поклонении; образцом в вере, то есть в исповедании христианской веры, и в чистоте, или целомудрии.

4. Павел обязывает Тимофея усердно учиться: Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением, ст. 13. Несмотря на то что Тимофей был наделен экстраординарными дарами, он должен был пользоваться и ординарными средствами. Возможно, здесь подразумевается общественное чтение Священного Писания: он должен читать и наставлять, то есть читать и объяснять прочитанное, доводить его до понимания слушателей. Он должен объяснять его как путем наставления, так и путем преподавания; он должен учить их, что они должны делать и во что верить. Заметьте:

(1) Служители должны учить тому и повелевать то, чему сами были научены и что им было повелено исполнять. Они должны учить людей соблюдать все, что повелел Христос, Мф 28:20.

(2) Самый лучший способ, каким служитель может избежать пренебрежения к себе, — это учить тому и осуществлять в своей жизни то, чему он сам научен. Если служители не учат, чему должно учить, или поступают совершенно противоположно преподаваемому ими учению, вместо того чтобы быть образцом для верных, то они оказываются в пренебрежении, что и не удивительно, ибо служитель должен быть примером для своей паствы.

(3) Служители, самым наилучшим образом одаренные для своего служения, должны, тем не менее, заботиться о своем обучении, о совершенствовании в познаниях, а также о своем труде; они должны заниматься чтением, наставлением и учением.

5. Он призывает его остерегаться нерадения: Не неради о пребывающем в тебе даровании... ст. 14. Дары Божии увядают, если о них нерадеют. Это предупреждение можно отнести либо к служению, на какое был поставлен Тимофей, либо к тем дарам, какими он был наделен для этого служения. Назначение на служение совершалось естественным путем, а наделение дарами — сверхъестественным. Вероятно, здесь имеется в виду первое, то есть служение, ибо сказано, что оно было дано Тимофею через возложение рук. Обратим внимание на то, каков библейский способ назначения на служение: оно осуществлялось путем возложения рук, причем возложения рук священства (англ. пресвитеров. — Прим. переводчика). Заметьте: Тимофей был поставлен на служение через служителей. Сверхъестественный дар был ниспослан ему, как мы читаем в другом месте, через возложение рук апостола Павла, а на служение он был поставлен через возложение рук пресвитеров. Мы можем отметить здесь:

(1) Служение — это дар, дар Христа; когда Он восшел на высоту, то получил дары для человеков и поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, Еф 4:8,11; и эти дары были чрезвычайно полезны для Его церкви.

(2) Служитель не должен пренебрегать даром, данным ему, будь то дар, подразумеваемый в данном случае, то есть призвание к служению, или одаренность для совершения служения; он не должен пренебрегать ни тем, ни другим.

(3) Хотя в случае Тимофея имело место пророчество (дарование было дано ему по пророчеству), тем не менее оно сопровождалось возложением рук пресвитеров; именно таким путем он был поставлен на служение, и я полагаю, что рукоположение пресвитерами было достаточно правомочным в данном случае, так как апостол Павел не имел, по-видимому, никакого отношения к рукоположению Тимофея на служение. Это верно, что сверхъестественные дары были ниспосланы Тимофею через возложение рук Павла (2Тим 1:6), но что касается назначения его на служение, то даже если Павел и принимал в этом участие, пресвитеры при этом не были исключены, ибо они особо упоминаются. Из этого можно заключить, что пресвитеры имеют полное право рукополагать служителей.

6. Приняв вверенное ему служение, Тимофей должен всецело посвятить себя ему, пребывать в нем: «Всецело отдайся ему, дабы успех твой для всех был очевиден». Он был достаточно мудрым, знающим человеком, однако нуждался в том, чтобы более преуспевать, чтобы всем было очевидно его совершенствование в познании. Заметьте:

(1) Служители должны много размышлять (заботиться, в русском тексте: о сем заботься). Они должны заранее думать о том, что и как им говорить. Они должны размышлять об огромной ответственности, возложенной на них, о достоинстве и ценности бессмертных душ и о том, что они должны будут дать отчет за них.

(2) Служители должны предать себя этому, размышлять об этом как о главной задаче и главном деле своей жизни: ...всем пребывай (англ. — предай себя всецело этому. — Прим. переводчика).

(3) И тогда их успех будет очевиден во всем и для всех; таков путь к преуспеванию в познании и благодати и в полезности для других.

7. Павел настоятельно советует ему быть предельно бдительным: «Вникай в себя и в учение, наблюдай за тем, что ты проповедуешь, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Заметьте:

(1) Служители заняты спасением душ, и это доброе дело.

(2) Служитель в первую очередь должен заботиться о своем спасении: «Спасай прежде всего себя, тогда ты сможешь быть орудием спасения слушающих тебя».

(3) В своей проповеди служитель должен ставить своей целью, после спасения своей собственной души, спасение слушающих его.

(4) Самый лучший способ достижения той и другой цели — вникать в себя, наблюдать за собою.


Толкование отцов церкви (1 Тимофею 4 глава 13 стих)

Феофан Затворник (1815−1894)

Дондеже прииду, внемли чтению, утешению, учению

Сказал: будь образцом во всем для пасомых, чтоб они слушали слово твое и слушались его покорно. Теперь указывает, чем заниматься должло с ними, чтоб назидать их и вести к совершенству, — именно чтением, утешением, учением; «внемли чтению Божественных Писаний, утешению тех, которые имеют в том нужду, учению, обращенному ко всем вообще» (святой Златоуст). Блаженный Феодорит утешение и учение различает так: «учение, ничем не удерживаясь, предлагает разные наставления (обще — «ко всему народу» [Экумений]); а утешение или ободряет унылых, или гневающихся успокоивает советами». Блаженный Феофилакт, повторяя сие, к изъяснению утешения прибавляет, что оно имеет предметом своим «уговорение и возбуждение чувствующих в себе упадок нравственной энергии». Амвросиаст же пишет: «когда кротким словом располагаем других к доброму делу, — это есть утешение; а когда сокровенное нечто (таинства веры) печатлеем в умах слушающих, это есть учить».

Что касается до чтения Божественных Писаний, то под ним можно разуметь и чтение в собраниях церковных, и чтение домашнее, как приготовление к чтению в собраниях, и собрание запаса, откуда почерпать утешение и учение (см.: Амвросиаст). Отсюда наши толковники извлекают такие уроки. Святой Златоуст говорит: «Тимофею заповедует заниматься чтением. Послушаем сего все и научимся не нерадеть об изучении Божественных Писаний. Не к одному Тимофею это сказано, но ко всем. Если Апостол дает такие наставления тому, кто воскрешал мертвых, то что нам говорить против? И Христос на учителей указывает, когда говорит, что подобно есть Царствие Небесное человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая (ср.: Мф 13:52). Сие же внушает и блаженный Павел, когда говорит: да терпением и утешением Писаний упование имамы (Рим 15:4).— Он и сам более всех исполнял это. Будучи наставлен в законе при ногах Гамалиила, он, конечно, и после того занимался чтением его. Разве не видишь, как он часто приводит свидетельства из Пророков и разбирает их? Поэтому, если Павел занимается чтением, — ибо немаловажная польза проистекает от Писаний, — то ужели мы будем лениться и рассеянно слушать его?» — Приложим и краткое слово блаженного Феодорита: «И треблаженному Тимофею, сколько ни был он духовен, учитель повелевает внимать чтению. Из сего можно дознать, что и нам надлежит привнесть от себя труд для углаждения пути к приятию благодати Духа».

Слова: дондеже прииду — приложены и в утешение, что, оставшись один, не долго будешь сиротствовать, — и в прогнание страха при встрече недоумений, как бы так: встретишь недоумение, — ищи разрешения его в Писании; чего же не доищешься, — я приду скоро и разрешу. Блаженный Феофилакт пишет: «утешает святого Тимофея, сказав: дондеже прииду, — ибо это давало надежду, что скоро увидит учителя, так как, осиротевши, он конечно искал сердцем Павла. И вот еще для чего сказал он это: так как святой Тимофей, будучи молод, многого, конечно, не знал и имел нужду в присутствии учителя, чтоб узнать то от него; то святой Павел говорит ему: пока приду, читай Писания, и там найдешь нужные законоположения. А когда приду, то передам тебе и прочее».

Ефрем Сирин (~306−373)

Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением

Пока прийду, занимайся утешением из Писаний и учением, то есть предавайся молитве и чтению Писания.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Доколе не приду, занимайся чтением.

Если Тимофею апостол повелевает заниматься чтением Священного Писания, то не должно ли и нам это делать? Сам Павел, несомненно, до конца жизни занимался чтением, внушая это и другим. Апостол утешает Тимофея, сказав: доколе не приду, ибо это давало надежду, что он скоро увидит учителя, так как, осиротев, он, конечно, искал сердцем Павла. И вот еще для чего он сказал: доколе не приду — так как св. Тимофей, будучи молод, многого, конечно, не знал и имел нужду в присутствии учителя, чтобы узнать то от него; то апостол Павел говорит ему: пока не приду, читай Писания, и там найдешь нужные законоположения. А когда приду, передам тебе и прочее.

Наставлением.

То есть уговорами и ободрением чувствующих в себе упадок нравственной энергии.

Учением.

Обращенным ко всем и о всяком деле.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением

Пока не придет апостол в Ефес, Тимофей должен сам постоянно совершать богослужение: чтение Священного Писания, наставление и учение — все это составные части христианского богослужения (на это указывают и стоящие здесь, определяющие точно понятие артикли).


Англоязычные комментаторы
МАШИННЫЙ ПЕРЕВОД С АНГЛ. ЯЗЫКА
(1 Тимофею 4 глава 13 стих)

Чтобы читать комментарии этой категории необходимо войти в систему (Меню "Вход" > "Войти").

Вам будут доступны следующие комментарии:

• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента


Открыть окно