«Никто да не пренебрегает юностью твоею». Это не значит, что Тимофей должен взобраться на пьедестал и считать себя недосягаемым для любой критики. Но он должен вести себя так, чтобы никто ни в чем не мог его упрекнуть. Стараясь быть образцом для верующих, он должен не давать поводов для обоснованной критики.
Выражение «в слове» относится к разговорам Тимофея. Его речь должна быть достойной сына Божьего. Избегать он должен не только речей, однозначно запрещенных, но и тех, которые не служат наставлению его слушателей.
«В жизни» относится ко всему образу жизни. Ничто в его поведении не должно бросать тень на имя Христа.
«В любви» говорит о том, что любовь должна быть главным мотивом его поступков, а также духом, в котором они совершаются, и целью, к которой они направлены.
Хотя слова «в духе» в некоторых канонических рукописях и нет, в традиционных и большинстве текстов оно присутствует. Гай Кинг пишет, что энтузиазм, как он интуитивно понимает данное слово, это «...качество, которое удивительным образом отсутствует в палитре многих христиан. Мы энтузиасты во всем — от футбольного матча до избирательной кампании, но только не в служении Богу. Как же мы должны стыдиться, видя ревностную деятельность свидетелей Иеговы, мормонов или коммунистов! О, где то пылкое рвение, которое знала некогда Церковь?! Этот великий дух окажет Тимофею, стремящемуся закрепить свои позиции и перейти в наступление, неоценимую помощь». (King, Leader, p.79.)
«В вере» скорее всего означает «в верности» и подразумевает надежность и стойкость.
Чистота должна быть характерна не только для его поступков, но и их мотивов.
1. Даже служители нуждаются в том, чтобы возрастать в познании Христа и Его учения: они должны питаться словами веры.
2. Самый лучший для служителя способ возрастать в познании и вере — это напоминать братьям учение; уча других, мы учимся сами.
3. Те, кого учители учат, являются братьями для них, и они должны обращаться с ними как с братьями, ибо служители не должны господствовать над наследием Божиим.
I. Здесь Павел призывает всех, как Тимофея, так и всех остальных, к благочестию: Негодных же и бабьих басней отвращайся... ст. 7−8. С иудейскими преданиями, каковыми заполнены головы некоторых людей, не следует иметь никакого дела. Но упражняй себя в благочестии, то есть в практической религии. Кто хочет быть благочестивым, тот должен упражнять себя в благочестии, оно требует постоянного упражнения. Довод берется из той пользы, которую приносит благочестие: Ибо телесное упражнение мало полезно, или на малое время. Воздержание от пищи или брака и тому подобное хотя и считаются актами самоотречения и умерщвления плоти, однако сами по себе мало полезны. Какая польза от умерщвления тела, если мы не умерщвляем грех? Заметьте:
1. Через благочестие достигается очень много; оно приносит пользу для всей нашей жизни, ибо имеет обетование жизни настоящей и будущей.
2. Польза от благочестия заключается в данных ему обетованиях, которые касаются и настоящей жизни, но особенно будущей. В Ветхом завете обетования касались, в основном, временных благ, а в Новом — духовных и вечных благословений. Если благочестивые люди и мало имеют благ в этой жизни, то недостаток их будет компенсирован благами будущей жизни.
3. В дни апостола бытовали негодные и бабьи басни, и Тимофей, хотя он и был человеком превосходным, нуждался, тем не менее, в совете: Отвращайся...
4. Недостаточно только отвергать негодные и бабьи басни, но необходимо упражняться в благочестии. Мы должны не только отвергнуть зло, но и научиться делать добро (Ис 1:16−17), должны сделать своей постоянной практикой упражнение в благочестии.
5. Истинно благочестивые ничего не потеряют в конечном счете, что бы ни случилось с теми, кто предается телесным упражнениям, ибо благочестие имеет обетование жизни настоящей и будущей.
II. Ободрение, помогающее нам следовать путем благочестия и упражняться в нем, несмотря на все трудности и разочарования, встречающиеся на этом пути. Апостол сказал (ст. 8), что оно на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей. Но вот вопрос: Восполнит ли польза от него наши утраты? Если нет, то какая же это польза? Однако мы можем быть уверены в пользе благочестия. Павел произносит еще одно верное слово, достойное всякого принятия, — что все наши усилия и потери в служении Христу и труде на ниве Его будут щедро вознаграждены, так что если мы и теряем что-то ради Христа, однако ничего не потеряем из-за Него. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, ст. 10. Заметьте:
1. Благочестивые люди должны трудиться и терпеть поношения; они должны делать добро и в то же время быть готовы терпеть зло. В этом мире нас ожидают труд и скорбь не только как общий удел всех людей, но и как особый удел святых.
2. Те, кто трудится и терпит поношения, служа Богу и трудясь на ниве Его, могут уповать на Бога живого, что не останутся в убытке. Пусть это ободряет их. Мы уповаем на Бога живого. Бог, Который обещает вознаградить нас, есть живой Бог, Он Сам имеет в Себе жизнь вечную и является источником жизни для всех служащих Ему. Сознание этого должно ободрять нас в нашем служении Богу и в страданиях за Него, особенно сознание того, что Он есть Спаситель всех человеков.
(1) В Своем провидении Он защищает человека и продлевает жизнь детей человеческих.
(2) Его благоволение к человечеству в вопросе вечного спасения простирается так далеко, что Он не хочет, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Он не желает смерти грешника. Он есть Спаситель всех людей, ни одного из них Он не обрекает на такое безнадежное положение, как падших ангелов. Итак, если Он Спаситель всех человеков, то из этого можно сделать заключение, что тем более Он вознаградит тех, кто ищет Его и служит Ему. Если Он так благоволит ко всему Своему творению, то тем более позаботится о благополучии тех, кто является новой тварью, кто родился свыше. Он есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. Спасение, приготовленное Богом для всех верующих, вполне достаточно, для того чтобы вознаградить их за все труды и страдания. Здесь мы видим, что:
[1] Жизнь христианина полна труда и страданий: Мы... трудимся и поношения терпим...
[2] Самое лучшее, на что мы можем рассчитывать в этой жизни, — это терпеть поношения за наши добрые дела, дела веры и труд любви.
[3] Истинные христиане уповают на живого Бога, ибо проклят человек, надеющийся на человека или на что-либо другое, кроме живого Бога, а уповающие на Него никогда не постыдятся. Надейся на Него во всякое время.
[4] Бог есть Спаситель всех людей, так как Он всем дает возможность для спасения. Но особенно Он является Спасителем истинных верующих; следовательно, существует общее и особое спасение.
III. Апостол заканчивает главу наставлениями лично Тимофею.
1. Проповедывать сие и учить, то есть то, чему его сейчас учит Павел. «Повелевай им упражняться в благочестии, учи их тому, что благочестие полезно и что, служа Богу, они служат Тому, Кто поддерживает и защищает их».
2. Вести себя серьезно и благоразумно, чтобы приобрести уважение, несмотря на свою молодость: «Никто да не пренебрегает юностью твоею, то есть никому не давай повода пренебрегать твоею юностью». Никто не будет пренебрегать юностью человека, если он не делает себя достойным пренебрежения своим юношеским легкомыслием и безрассудством. Это может произойти и со старым человеком, и если им пренебрегают, то он должен благодарить за это самого себя.
3. Подкреплять учение добрым примером: ...будь образцом для верных... Заметьте: те, что учат других словом, должны учить и своей жизнью, иначе они будут одной рукой строить, а другой — разрушать построенное. Они должны быть образцом как в слове, так и в житии. Их слово должно быть назидательным, и тогда оно будет образцом для других. Их поведение должно быть строгим, и тоже будет образцом. Они должны быть образцом в любви, в любви к Богу и ко всем добрым людям; образцом в духе, то есть в духовной настроенности, в духовном поклонении; образцом в вере, то есть в исповедании христианской веры, и в чистоте, или целомудрии.
4. Павел обязывает Тимофея усердно учиться: Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением, ст. 13. Несмотря на то что Тимофей был наделен экстраординарными дарами, он должен был пользоваться и ординарными средствами. Возможно, здесь подразумевается общественное чтение Священного Писания: он должен читать и наставлять, то есть читать и объяснять прочитанное, доводить его до понимания слушателей. Он должен объяснять его как путем наставления, так и путем преподавания; он должен учить их, что они должны делать и во что верить. Заметьте:
(1) Служители должны учить тому и повелевать то, чему сами были научены и что им было повелено исполнять. Они должны учить людей соблюдать все, что повелел Христос, Мф 28:20.
(2) Самый лучший способ, каким служитель может избежать пренебрежения к себе, — это учить тому и осуществлять в своей жизни то, чему он сам научен. Если служители не учат, чему должно учить, или поступают совершенно противоположно преподаваемому ими учению, вместо того чтобы быть образцом для верных, то они оказываются в пренебрежении, что и не удивительно, ибо служитель должен быть примером для своей паствы.
(3) Служители, самым наилучшим образом одаренные для своего служения, должны, тем не менее, заботиться о своем обучении, о совершенствовании в познаниях, а также о своем труде; они должны заниматься чтением, наставлением и учением.
5. Он призывает его остерегаться нерадения: Не неради о пребывающем в тебе даровании... ст. 14. Дары Божии увядают, если о них нерадеют. Это предупреждение можно отнести либо к служению, на какое был поставлен Тимофей, либо к тем дарам, какими он был наделен для этого служения. Назначение на служение совершалось естественным путем, а наделение дарами — сверхъестественным. Вероятно, здесь имеется в виду первое, то есть служение, ибо сказано, что оно было дано Тимофею через возложение рук. Обратим внимание на то, каков библейский способ назначения на служение: оно осуществлялось путем возложения рук, причем возложения рук священства (англ. пресвитеров. — Прим. переводчика). Заметьте: Тимофей был поставлен на служение через служителей. Сверхъестественный дар был ниспослан ему, как мы читаем в другом месте, через возложение рук апостола Павла, а на служение он был поставлен через возложение рук пресвитеров. Мы можем отметить здесь:
(1) Служение — это дар, дар Христа; когда Он восшел на высоту, то получил дары для человеков и поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, Еф 4:8,11; и эти дары были чрезвычайно полезны для Его церкви.
(2) Служитель не должен пренебрегать даром, данным ему, будь то дар, подразумеваемый в данном случае, то есть призвание к служению, или одаренность для совершения служения; он не должен пренебрегать ни тем, ни другим.
(3) Хотя в случае Тимофея имело место пророчество (дарование было дано ему по пророчеству), тем не менее оно сопровождалось возложением рук пресвитеров; именно таким путем он был поставлен на служение, и я полагаю, что рукоположение пресвитерами было достаточно правомочным в данном случае, так как апостол Павел не имел, по-видимому, никакого отношения к рукоположению Тимофея на служение. Это верно, что сверхъестественные дары были ниспосланы Тимофею через возложение рук Павла (2Тим 1:6), но что касается назначения его на служение, то даже если Павел и принимал в этом участие, пресвитеры при этом не были исключены, ибо они особо упоминаются. Из этого можно заключить, что пресвитеры имеют полное право рукополагать служителей.
6. Приняв вверенное ему служение, Тимофей должен всецело посвятить себя ему, пребывать в нем: «Всецело отдайся ему, дабы успех твой для всех был очевиден». Он был достаточно мудрым, знающим человеком, однако нуждался в том, чтобы более преуспевать, чтобы всем было очевидно его совершенствование в познании. Заметьте:
(1) Служители должны много размышлять (заботиться, в русском тексте: о сем заботься). Они должны заранее думать о том, что и как им говорить. Они должны размышлять об огромной ответственности, возложенной на них, о достоинстве и ценности бессмертных душ и о том, что они должны будут дать отчет за них.
(2) Служители должны предать себя этому, размышлять об этом как о главной задаче и главном деле своей жизни: ...всем пребывай (англ. — предай себя всецело этому. — Прим. переводчика).
(3) И тогда их успех будет очевиден во всем и для всех; таков путь к преуспеванию в познании и благодати и в полезности для других.
7. Павел настоятельно советует ему быть предельно бдительным: «Вникай в себя и в учение, наблюдай за тем, что ты проповедуешь, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Заметьте:
(1) Служители заняты спасением душ, и это доброе дело.
(2) Служитель в первую очередь должен заботиться о своем спасении: «Спасай прежде всего себя, тогда ты сможешь быть орудием спасения слушающих тебя».
(3) В своей проповеди служитель должен ставить своей целью, после спасения своей собственной души, спасение слушающих его.
(4) Самый лучший способ достижения той и другой цели — вникать в себя, наблюдать за собою.
Никтоже о юности твоей да нерадит: но образ буди верным, словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою
То есть назидай паству своим добронравием, добрым житием и добрыми делами, чтобы она следовала за тобою, несмотря на твою юность. «Хочешь, говорит Апостол, чтобы не пренебрегали тобою, когда приказываешь, — будь одушевленным законом, — показывай в себе преуспеяние законов, — пусть жизнь твоя свидетельствует о слове» (блаженный Феодорит). «Святой Тимофей по летам был юн, а по нравам — важный старец. Апостол и увещавает его: пребудь таким, чтобы преуспеяние твое во всем представляло образец добрых дел, чтоб в тебе, юном, видна была уважения и удивления достойная обученность (disciplina), чтоб дела твои не давали видеть твоего возраста, и все имели тебя не как юного, а как старца, чтоб старшие возрастом краснели, не являя себя, подобно тебе, важными в обращении и нравах, а юные имели в тебе сверстника своего учителем. — Дивен этот юный, — святейший Тимофей, когда его пример силен был обуздывать необученную юность и обличать не блюдущую свойственной ей важности старость» (Амвросиаст).
Да нерадит, μη καταφρονείτω , — да не презирает никто юности твоей или тебя по причине юности твоей. Как нельзя заставить не презирать, то смысл Апостольского внушения таков: не доводи себя до того, чтоб тебя презирали, не подавай повода к презрению тебя и неуважению к тебе. Как в этом успеть, показывают следующие слова: но образ буди. «Покажи жизнь, благоукрашенную добронравием, и не будет презираема юность твоя, а напротив, будет привлекать общее удивление» (блаженный Феофилакт). «До тех пор, пока ты будешь вести жизнь приличную (твоему сану), никто не станет презирать тебя за возраст, но еще больше всякий будет удивляться тебе» (святой Златоуст).
И такой еще может быть здесь смысл: по сознанию своей юности, не молчи и не пропускай без внимания, когда нужно говорить, обличать, исправлять, действовать со властию; ибо, если допустишь это, неисправные пред глазами твоими начнут бесчинствовать, ни во что ставя твою власть. Тут уже не тебя, Тимофея, но в твоем лице епископа будут презирать, ему преданную, Апостольскую власть созидать Церковь святую. Этого же никак нельзя допускать. «Учитель не должен быть в пренебрежении» (святой Златоуст). «Епископ, действуя как епископ, должен вести речь и рассуждать властно» (Экумений). «Должное повелевай властно, и никто не будет тебя презирать» (блаженный Феофилакт).
Но как же заявит епископ кротость, заповеданную ему выше (см.: 3, 3)? На это святой Златоуст говорит: «где же, скажешь ты, кротость, если никогда не испытает он пренебрежения? В тех вещах, которые лично его касаются, пусть он, подвергшись пренебрежению, переносит сие, ибо таким образом долготерпение его будет содействовать успеху учения; а в том, что касается (спасения) других, — нет, потому что это будет уже не кротость, а равнодушие. Когда он мстит за обиды, нанесенные ему, или за злословие, или наветы; тогда справедливо обвинить его. Когда же дело касается спасения других, тогда приказывай и распоряжайся с полною властию. Здесь уже нужна не кротость, а власть, дабы сие не сделалось гибельным для общества».
Но образ буди верным. «Во всем подавай собою пример добрых дел. То есть сам будь первообразом в жизни, являясь пред другими как . одушевленный закон, как правило и устав жизни благой. Ибо таков должен быть учитель» (святой Златоуст).
Словом — или учительским, то есть «в говорении того, что должно говорить как учителю. Видишь, что учителю должно приготовлять слово или иметь его изготовленным» (Экумений), — «чтоб говорить с удобством» (блаженный Феофилакт), — «чтоб без затруднения вступать в собеседование» (святой Златоуст). Или обычным словом при взаимно-обращении, в разговорах и собеседованиях, чтоб и содержание, и образ речи были назидательны. В таком случае здесь напоминается то же, что сказано в другом месте всем: всяко слово гнило да не исходит из уст ваших, но точию еже есть к созиданию, да даст благодать слышащим (ср.: Еф 4:29). Эта мысль ближе к ходу речи.
Житием, ἐν ἀναστροφῇ, — во взаимно-обращении, или в образе держания себя при встречах и сношениях с другими, — сообразно с местом, временем, лицами и с своим саном. Приложение сего уместно и в житейских, и в гражданских, и в церковных порядках жизни и соотношениях, — «в обычной жизни и в церковном чине» (блаженный Феофилакт). Общий закон тут: всякого встречать с уважением к нему и готовностию сделать ему всякое добро, словом и делом, не допуская никакой вольности в обращении.
Любовию, — объемлющею всех, как братии и сестер (Экумений, блаженный Феофилакт). И во взаимно-обращении должна дышать любовь; но там иное обращение может казаться любительным, не будучи таким. Почему Апостол входит внутрь сердца и там царицею всех деяний посаждает любовь, — любовь чувства, чтоб из него исходили любительные дела. Пастырь, приемля паству в свои руки, должен всех принять, как кровных чад и как родных, — и радеть о всех, как о своих ему.
Духом, — «или духовным настроением, или даром благодати Святаго Духа» (Экумений, блаженный Феофилакт). В первом отношении требуется — быть отрешену от всего тварного и чувственного и в Боге иметь свой живот сокровенным (см.: Кол 3:3), всё творя во славу Его, по воле Его, в присутствии Его, со страхом и благоговеинством. Во втором — «не превозноситься даром благодати Святаго Духа» (Экумений, блаженный Феофилакт), но паче смиряться, боясь не настолько оказаться деятельным и плодотворным, сколько бы следовало, судя по данному дару.
Верою, — «правою и неколеблющеюся, когда кто верит Богу и в том, что невозможно (в естественном порядке)» (Экумений, блаженный Феофилакт). Есть две веры: вера правая, приемлющая без сомнения помышлений все, открытое нам Богом, и вера, в Боге уверенная, что не оставит предавшего себя Ему и приведет к желанному концу — вечному блаженству, в каком бы кто положении здесь, на земле, ни был. Первая вера царствует в умственной сфере, вторая — в деятельной жизни. Сею последнею приемлются вразумления, подкрепления нравственной энергии и извождения из затруднительных и опасных для чистоты сердца и совести обстоятельств. Верх ее есть та вера, о коей говорит Спаситель: веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит (Ин 14:12). И еще: вся, елика аще воспросите в молитве, верующе, приимете (ср.: Мф 21:22), или: вся елика аще молящеся просите, веруйте, яко приемлете: и будет вам (Мк 11:24).
Чистотою, ἐν ἁγνείᾳ, — в непорочности, — «в Девственной чистоте и целомудрии» (святой Златоуст, Экумений, блаженный Феофилакт). Святой Тимофей был девственник телом. Ему внушалась сим только девственность сердца, которого можно не иметь при девственности тела, когда не бывают равнодушны к красоте женской, хотя бы без похотных вожделений. Живущий в духе, как указано в слове: духом, — должен быть отрешен и от этого, имея всех жен сестрами, — чем устраняется всякое предпочтение какой-либо, не по духовному ее достоинству, и льнутие к ней по одной ее наружной привлекательности.
Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте
Никто юностию твоею да не пренебрегает, образцем добра будь для верных не в слове только, но и в обращении (житии), в любви, в вере и в чистоте.
Никто да не пренебрегает юностью твоею
Так как юность вследствие общего предрассудка сделалась чем-то легко презираемым, то ты, говорит апостол, повелевай властно, и никто не будет тебя презирать; ибо учитель не должен находиться в пренебрежении. Где же, таким образом, кротость? Там, где сам подвергается оскорблениям, он должен быть кротким; а где необходима строгость для спасения других, там он должен повелевать с полной властью. Или: покажи жизнь благоукрашенную добронравием, и не будет презираема юность твоя, а напротив, будет привлекать общее удивление. Поэтому апостол прибавляет и следующее.
но будь образцом для верных
То есть будь образцом в жизни, правилом наилучшей жизни.
в слове
Чтобы говорить с удобством, иметь слово наготове или приготовленным.
в житии
В обычной жизни и в церковном чине.
в любви
Любовью, объемлющей всех.
в духе
Или духовным настроением, или даром благодати, дабы не превозноситься этим даром.
в вере
Верой правой и не колеблющейся, когда кто верит Богу и в том, что невозможно в естественном порядке.
в чистоте (εν άγνεία — в непорочности)
То есть в девственной чистоте и целомудрии.
Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте
Тимофей был сравнительно молодой человек: во время написания послания ему было около 38-ми лет. Поэтому его указаниями некоторые из верующих могли пренебрегать, и Тимофей должен так их предлагать, чтобы никому и в голову не пришло, что их можно не исполнять. А этого достигнуть можно только тогда, когда Тимофей будет образцом для верующих во всей своей жизни, когда он будет проявлять любовь ко всем братьям, веру в Бога, чистоту сердца (выражения «в духе» многие кодексы не имеют).