Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Тимофею 3 глава 9 стих)

της πιστεως gen. от πιστις (#4411) веpa, ссылка на известную суть верования. Gen. передает содержание или суть тайны: тайна, сущностью которой является христианская вера (Guthrie; Schlatter), συνειδησις(#5287) совесть (см. Рим. 2:15; TDNT; AT, 402ff; 458f).


Учебная Библия МакАртура (1 Тимофею 3 глава 9 стих)

3:1−13 Цель Павла при написании этого послания заключалась в том, чтобы наставить Тимофея в отношении церкви (ст. 14,15). Первостепенное значение для любой церкви имело то, чтобы ее руководители были подготовлены к обучению других и являлись примером для остальных членов церкви. В этих стихах перечислены качества епископов и диаконов (см. также пояснения к Тит 1:5−9).


Комментарии МакДональда (1 Тимофею 3 глава 9 стих)

3:9 Диаконы должны хранить таинство веры в чистой совести. Это значит, что они должны держаться истины в учении и жизни. Истину они должны не только знать, но и жить по ней.

Таинство веры — это описание христианской веры. Многие доктрины христианства хранились в тайне во времена ВЗ и были открыты апостолами и пророками НЗ. Вот почему здесь использовано слово «таинство».


Толкование Мэтью Генри (1 Тимофею 3 глава 9 стих)

Стихи 8−13. Здесь изложены требования к диаконам: они должны заботиться о материальных нуждах церкви, то есть о содержании служителей и о вспоможении бедным; они должны пещись о столах, в то время как служители, или епископы, должны быть всецело преданы молитве и служению слова, Деян 6:2,4. О введении этого служения и о причинах, с какими оно было связано, сказано в Деян 6:1−7. Они должны отличаться положительными качествами, так как являются помощниками служителей, действуют на виду у всех и несут большую ответственность. Они должны быть честны. Честность к лицу всем христианам, но церковным служителям особенно. Не двоязычны; двуязычный говорит одному одно, а другому — совершенно другое, руководствуясь своими интересами. Двуязычие происходит от двоедушия; льстецы и клеветники-двуязычны. Не пристрастны к вину, ибо это позор для любого человека и тем более для христианина, особенно для служителя, это делает его непригодным к служению и открывает дверь для множества искушений. Не корыстолюбивы: это особенно не подобает диаконам, кому доверены церковные деньги, ст. 8. Если они алчны и корыстолюбивы, то могут впасть в искушение присваивать чужое и употреблять на свои нужды то, что предназначено для общественных нужд. Хранящие таинство веры в чистой совести, ст. 9. Заметьте: таинство веры лучше всего сохраняется в чистой совести. Любовь к истине на практике жизни — это самая мощная защита от заблуждений и обольщений. Если мы храним свою совесть чистой (остерегаемся всего, что может осквернить ее и удалить нас от Бога), то она сохранит в наших душах таинство веры, ст. 9. И таких надобно прежде испытывать... ст. 10. Не следует церковную собственность доверять кому-то, прежде чем он не будет испытан и не будет найден пригодным для возлагаемого на него дела. Должны быть проверены правильность их суждений, их усердие ради Христа, непорочность их поведения. Равно и жены их должны быть доброго нрава, ст. 11. Они должны вести себя степенно, не быть клеветницами и сплетницами, не разносить всякие слухи, причиняя вред и сея раздоры. Они должны быть трезвы и верны во всем, не должны предаваться никаким излишествам, но быть верными во всем, что им поручено. Все, связанные родственными узами со служителями, должны вдвойне заботиться о том, чтобы жить достойно благовествования Христова, чтобы из-за их неправильного поведения не было порицаемо служение. Как раньше в отношении епископа, так теперь в отношении диакона Павел говорит, что он должен быть мужем одной жены, то есть не должен разводиться с первой женой и жениться на другой. Диакон должен хорошо управлять детьми и домом своим; семья диакона должна быть примером для других семей. Причина, почему диакон должен отвечать этим требованиям (ст. 13), заключается в следующем: хотя диакон это служитель более низкого ранга, однако служение его является подготовительной ступенью к более высокому. Тех, кто хорошо обслуживал столы, церковь может найти достойными того, чтобы освободить их от этой обязанности и доверить им служение проповеди слова и молитвы. И великое дерзновение в вере во Христа Иисуса. Заметьте:

1. В первых христианских церквах было только две категории служителей: епископы и диаконы, Флп 1:1. Все остальные были изобретены позднее. Задача епископа, пресвитера, пастора заключалась в молитвенном служении и служении слова, а задача диакона сводилась, главным образом, к обслуживанию столов.

2. Основным занятием диаконов, упоминаемых в Писании, было пещись о столах, а не проповедовать и не крестить. Правда, диакон Филипп проповедовал и крестил в Самарии (Деян 8.), но мы читаем о нем в Деян 21:8, что он был благовестником и поэтому мог проповедовать и крестить и совершать любой другой вид духовного служения. Но все-таки назначением диаконов было заботиться о материальных нуждах церкви, таких как содержание служителей и попечение о бедных.

3. Даже от этих служителей, более низкого ранга, требовались определенные качества: Диаконы также должны быть честны....

4. Прежде чем допускать кого-то до служения в церкви или что-то поручать, его необходимо испытать: Таких надобно прежде испытывать...

5. Непорочность и честность в исполнении низшего служения являются путем к продвижению на более высокое положение в церкви: Они приготовляют себе высшую степень...

6. Это также дает человеку великое дерзновение в вере, в то время как недостаток непорочности и добросовестности делает его робким, боязливым, пугающимся даже своей собственной тени. Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним, а праведник смел, как лев, Притч 28:1.


Толкование отцов церкви (1 Тимофею 3 глава 9 стих)

Феофан Затворник (1815−1894)

Имущим таинство веры в чистей совести

Таинство веры есть то, о коем ниже Апостол сказал: исповедуемо велия благочестия тайна: Бог явися во плоти… вознесеся в славе (ср.: 3, 16). Бог нисшел на землю в воплощении и устроил нам дивный образ спасения. Таинство есть сие, потому что непостижимо для нас и по откровении, и по устроении самым делом спасения, — непостижимо и в том, как это совершено Богом воплощенным, и в том, как нам действенно усвояется и нас спасает. Приемлется же сие таинство верою, что так несомненно есть, так как Сам Бог все сие и соделал, и истолковал нам, и что приемлющий и делающий все, как определено в сем образе спасения, несомненно получает спасение.

Содержать такое таинство веры в чистей совести есть чистосердечно, по всей совести, сему веровать, не колеблясь и не раздвояясь в мыслях, глубокое во всем питая убеждение и не допуская никаких противных тому помышлений. Или так: совесть чиста, когда кто всеусильно делает все требуемое заповедями или исполняет всякую познанную волю Божию. Такая совесть всю душу освящает и умиротворяет — и делает ее сосудом, пригодным к содержанию и хранению Божественного и пренебесного таинства веры. Апостол и внушает, чтоб избираемый в диаконы в такой чистой совести содержал таинство веры, то есть веруя и жил чисто и безукоризненно, и по внешнему поведению, и по внутренним чувствам и настроениям. Святой Златоуст говорит: «этим Апостол показывает, что значит быть непорочным». Блаженный Феодорит прибавляет: «быть подтверждающим веру делами. Ибо чистою совестию Апостол назвал добрые дела. Делатель их не уязвляется совестию». Блаженный Феофилакт поясняет: «с хранением правого догмата имеющим и жизнь непорочную. Ибо чистою совесть бывает при непорочной жизни».

Ефрем Сирин (~306−373)

хранящие таинство веры в чистой совести

И твердыми да будут во время гонения в таинствах веры, и благочестно да служат таинству Тела Христова в чистоте совести своей.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Хранящие таинство веры в чистой совести

То есть с хранением правого догмата, имеющим и жизнь непорочную. Ибо чистая совесть бывает при непорочной жизни.

Лопухин А.П. (1852−1904)

хранящие таинство веры в чистой совести

Совесть диаконов должна быть чистою — это вывод из сказанного в 8-м стихе, — чтобы ее состояние было соответственно истинной вере, которая по существу своему есть тайна, т. е. нечто чудесное, не понятное для простого ума, чуждого христианству. Апостол хочет сказать, что только чистая совесть человека и сообразная с нею жизнь дают посторонним некоторое представление о том великом неоцененном сокровище — вере, которое таится в глубине христианской души.


Открыть окно