Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Тимофею 3 глава 15 стих)

βραδυνω (#1094)praes. conj. act. колебаться, откладывать. Conj. в cond. 3 типа, выражающем возможное условие (RW). ειδης perf. conj. act. от οιδα (#3857) знать. Def. perf. со знач. praes. Это слово использовалось для обозначения некоего умения; то есть обладания знаниями или навыками, необходимыми для достижения намеченной цели (ND, 347f). За ним следует косвенный вопрос, αναστρεφεσθαι praes.med. (dep.) inf. от αναστρεφω (#418) вести себя. Inf. как дополнение к безличному δει (#1256) praes. ind. act. необходимо, с inf. Это образное указание на поведение человека; поведение в плане следования определенным принципам. Эти принципы обычно описываются в следующей фразе, иногда в предложной фразе, как здесь или в 1. Пет. 1:17 (BAGD). Это слово могло относиться к исполнению общественных обязанностей с поведением, которое им соответствовало, и относится к поведению и взаимоотношениям всех обсуждаемых групп (Guthrie; Kelly; Lock; ММ), ητις (#4015) fern, который в самом деле; пояснительное использование indef. rel. (Ellicott; RG, 960). ζωντος praes. act. part, от ζαω (#2409) жить. Adj. использование part., "живой Бог", στυλος (#5146) столп, εδραιωμα (#1613) основание, оплот, опора. О разных мнениях по поводу этого стиха см. Guthrie; Kelly; Lock.


Учебная Библия МакАртура (1 Тимофею 3 глава 15 стих)

3:14,15 надеясь вскоре придти к тебе Грамматическую форму греческого языка можно перевести следующим образом: «Я пишу это письмо, хотя и надеюсь вскоре прийти к тебе». Задерживаясь в Македонии (см. во Введении: Исторический фон и предпосылки написания), Павел послал Тимофею письмо.


Комментарии МакДональда (1 Тимофею 3 глава 15 стих)

3:15 Павел осознает, что вполне может задержаться или даже совсем не прийти в Ефес. Мы не знаем, смог ли он снова повидаться с Тимофеем в Ефесе. Поэтому апостол хотел, чтобы Тимофей знал, как верующие должны вести себя в доме Божьем, если он замедлит.

В предшествующих стихах Павел описал, как должны вести себя епископы, диаконы и их жены. Теперь же он объясняет, как должны вести себя в доме Божьем все христиане.

Домом Божьим здесь названа Церковь Бога живого, столп и утверждение истины. В ВЗ Бог обитал в скинии собрания и в храме, но в НЗ Он обитает в Церкви. О ней говорится как о Церкви Бога живого, в противоположность языческому храму, наполненному мертвыми идолами.

Церковь также названа столпом и утверждением истины. Столбы не только удерживают какое-то сооружение; на установленном на рыночной площади столбе вывешивались указания и распоряжения. Столб, таким образом, становится глашатаем. Церковь была избрана Богом, чтобы возвещать и демонстрировать Его истину на этой земле. Она также является утверждением истины. Здесь под утверждением подразумевается фундамент или подпорки. Церкви поручено защищать и поддерживать истину Божью.


Толкование Мэтью Генри (1 Тимофею 3 глава 15 стих)

Стихи 14−16. Павел заканчивает эту главу личным указанием Тимофею. Он надеялся вскоре прийти к нему, чтобы дать дополнительные указания и оказать помощь в его труде и чтобы убедиться, что христианство в Ефесе хорошо утвердилось и пустило глубокие корни; поэтому пишет ему кратко. Написал же он с тем, чтобы, если он замедлит, Тимофей знал, как должно поступать в доме Божием... каким образом он должен вести себя как благовестник и заместитель апостола. Заметьте:

I. Исполняющие служение в доме Божием должны следить за тем, чтобы вести себя достойным образом, чтобы не навлекать нарекания на дом Божий и на то высокое имя, каким они называются. Служители должны поступать правильно и следить не только за своими проповедями и молитвами, но и за своим поведением: исполняемое ими служение обязывает их вести себя хорошо, им нельзя вести себя как-нибудь. Тимофею надо знать, как он должен поступать не только в той церкви, где находился в данный момент, но и в любой другой, куда он, будучи благовестником и заместителем апостола, мог быть направлен на такое же временное служение. Поэтому под домом Божиим, который есть церковь Бога живого, следует понимать в данном тексте не одну только церковь в Ефесе, но всю вселенскую церковь. Заметьте:

1. Бог есть живой Бог, Он источник жизни, Он дает жизнь и дыхание всей твари; в Нем мы живем, движемся и существуем, Деян 17:25,28.

2. Церковь — это дом Божий Он обитает в ней; Господь избрал Сион, чтобы пребывать в нем. «Здесь место покоя Моего, здесь Я буду обитать, ибо Я избрал его», там мы можем видеть силу и славу Божию, Пс 62:3.

II. То, что церковь является церковью живого и истинного Бога, в противоположность ложным богам, глухим и мертвым идолам, является ее мощной опорой.

1. Будучи церковью Божией, она есть столп и утверждение истины, то есть, либо (1) Сама церковь есть столп и утверждение истины. Не в том смысле, что авторитет Священного Писания зиждется на авторитете церкви, как утверждают паписты, ибо истина есть столп и утверждение церкви, но в том смысле, что она возвещает Священное Писание и учение Христа, подобно тому как столб возвещает о содержании объявления, прикрепленного на нем. Дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, Еф 3:10.

(2) Другие понимают это как относящееся к Тимофею. Он, не сам по себе, но как благовестник, вместе с другими верными служителями являются столпами и опорами истины; их задача — сохранять, утверждать и возвещать истину Христа в церкви. В Гал 2:9 об апостолах говорится как о почитаемых столпами.

[1] Будем усердными и беспристрастными в своих поисках истины, будем приобретать ее любой ценой и не считаться ни с какими затратами ради нее.

[2] Будем тщательно хранить ее. «Купи истину и не продавай мудрости... (Притч 23:23), не расставайся с нею ни при каких обстоятельствах.

[3] Будем стараться распространять ее, передавать неискаженной и неповрежденной будущим поколениям.

[4] Когда церковь перестает быть столпом и утверждением истины, мы можем и должны оставить ее, ибо истину надо уважать более, чем церковь; мы не обязаны оставаться верной церкви, которая не остается верной истине.

2. Что же это за истина, для которой церковь и ее служители являются столпом и утверждением? Апостол говорит нам (ст. 16), что это беспрекословно — великая благочестия тайна. Заметьте:

(1) Христианство это тайна, не постижимая человеческим разумом или природными способностями, потому что она выше разума, хотя и не противоречит ему. Это тайна не философская или научная, но тайна благочестия, она предназначена содействовать благочестию и этим превосходит все тайны язычников. Это тайна не сокрытая и не запечатанная, но остается все-таки тайной, так как открыта только отчасти.

(2) В чем же состоит тайна благочестия? Этой тайной является личность Христа. Далее перечисляются шесть моментов, относящихся к Христу и составляющих тайну благочестия:

[1] Он есть Бог, явившийся во плоти: Бог явился во плоти... Это доказывает, что Он есть Бог, вечное Слово, которое стало плотью и явилось во плоти. Когда Бог должен был явиться человеку, Он соблаговолил это сделать путем воплощения Своего Сына: Слово стало плотию... Ин 1:14.

[2] Он оправдал Себя в Духе. Несмотря на то что Христа поносили, как грешника, казнили, как злодея, Он был воскрешен силою Духа Святого и таким образом был оправдан от всех этих клеветнических обвинений. Он сделался жертвой за нас и был предан за преступления наши, но, воскреснув, оправдал Себя в Духе, то есть доказал, что жертва Его была принята и что Он воскрес для нашего оправдания, так же как предан был за наши преступления, Рим 4:25. Он был умерщвлен по плоти, но ожил духом, 1Пет 3:18.

[3] Он показал Себя Ангелам. Они поклонились Ему (Евр 1:6), они присутствовали при Его воплощении, при искушении Его в пустыне и во время Его борения в Гефсимании, при Его смерти, Его воскресении и вознесении; ангелы служили Ему, ибо Он есть Господь ангелов; этим Ему была оказана высокая честь, это показало, что Он имел большую власть в горнем мире.

[4] Он был проповедан в народах (англ. проповедан язычникам. — Прим. переводчика). Огромную долю тайны благочестия составляет то, что Христос был предложен язычникам как Искупитель и Спаситель, что в то время как прежде спасение было от иудеев, теперь стоявшая посреди преграда была разрушена и открылся доступ язычникам.

[5] Он был принят верою в мире, то есть проповедь не оказалась тщетной. Многие из язычников приняли Евангелие, отвергнутое иудеями. Кто мог бы подумать, что мир, лежащий во зле, уверует в Сына Божьего, примет как своего Спасителя Того, Кто Сам был распят в Иерусалиме? Несмотря на все их предубеждения, Он был принят верою.

[6] Что Он вознесся во славе. Это случилось прежде того, как Он был принят верою в мире, но упоминается последним, потому что было завершением Его победы, а также потому, что здесь подразумевается не только сам акт Его вознесения на небо, но и то, что Он воссел одесную Бога, где пребывает вечно и ходатайствует за нас, имея всю власть на небе и на земле. Заметьте здесь:

Во-первых, Явивший Себя во плоти был Богом, реальным и истинным Богом, Богом по природе Своей, а не только по положению, ибо в этом и состоит тайна.

Во-вторых, Бог явил Себя во плоти, в реальной плоти. А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные... Евр 2:14. И, что самое удивительное, Он явился во плоти после того, как всякая плоть извратила свой путь, хотя Он был святым от чрева матери.

В-третьих, благочестие является тайной во всех своих частях и ответвлениях, от начала до конца, от воплощения Христа до Его вознесения.

В-четвертых, так как тайна эта бесконечно велика, то нам следует со смирением восхищаться ею и с благоговением веровать в нее, а не стараться проникнуть в нее из любопытства или слишком категорично толковать ее, заходя в своих интерпретациях дальше того, что открыто нам в Священном Писании.


Толкование отцов церкви (1 Тимофею 3 глава 15 стих)

Феофан Затворник (1815−1894)

Аще же замедлю, да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины

Что подробное даю наставление, то это на случай, если замедлю. Тебе надобно знать, как следует жить и действовать среди верующих, как архипастырю. Я и пишу тебе об этом подробно. Хотя ты все почти знаешь, видевши, как мы с тобою благоустрояли Церкви Божий; но и тебе нужно напоминание, чтоб, освежая в мысли, как все в Церкви бывает благообразно, ты увереннее соответственно тому действовал, не приходя в смущение при сплетении обстоятельств и не сбиваясь от того с должного пути. Но более нужно это для других, чтоб видели, что ты получил заповедь именно так, а не иначе действовать, а не действуешь по своему произволу.

«В словах: уповаю прийти… аще же замедлю — Апостол обнаруживает незнание; потому что так говорить свойственно незнающему» (святой Златоуст). Святой Павел, как и все Апостолы, ревностно и неутомимо действовал, исполняя возложенное на него дело: строил планы, обдумывал средства. Но при этом и ход дела, и успех в нем предавал в волю Божию, ко всякому задуманному шагу прилагая: аще волею Божиею, благопоспешен буду. Он все предавал водительству Божию, которое могло совсем другое дать направление его движению, нежели какое он думал иметь, как это уже не раз испытал. «Почему, так как он во всем водился Духом и по своей воле ничего не делал из того, что делал, то и сказал так нерешительно» (святой Златоуст). Блаженный Феодорит пишет: «ни Божественные Пророки, ни богомудрые Апостолы не предвидели всего. Что служило на пользу, то и открывала им благодать Духа. Сие означает и незнание, выраженное в настоящих словах Апостола. Ибо, сказав: уповаю прийти, — присовокупил: аще же замедлю. Ибо часто задерживала его какая-нибудь потребность (или извещение свыше). Посему говорит: пишу это, научая, как должно вести себя тем, кому вверено попечение о других; потому что домом Божиим и Церковию назвал он собрание верующих».

Како подобает жити, αναστρεφεσθαι, — обращаться, — себя держать и с другими сноситься и на них действовать, — в дому Божии, — в Церкви или обществе верующих. Пастырь пасет. Непасущий пастырь — какой пастырь? Его дело быть среди пасомых и действовать: учить, назидать, исправлять, утешать, отрезвлять, защищать, — «упорядочивать Церковь» (Амвросиаст), или стадо верующих. К этому и направляются теперь наставления Апостола. Сказанное пред сим есть как бы предисловие к нижеследующим наставлениям.

Дом Божий, Церковь Бога жива есть общество верующих. Бог везде есть, но в Церкви Он есть особенным образом, —есть внутрь каждого из верующих, а чрез то и в целом сонме их, — тоже не внешно, но внутренно, всех животворя, одушевляя и объединяя, и их друг с другом, и всех с Собою. Бог Отец обетовал: вселюся в них и похожду (2Кор 6:16). Бог Сын удостоверил: се Аз с вами есмь во вся дни (ср.: Мф 28:20). О Духе Святом дано свидетельство: храм Божий есте и Дух Божий живет в вас (ср.: 1Кор 3:16). Триипостасный Бог, — живый и зиждяй, — живет в сонме верующих, в теле Церкви. Тайну сию открыл Спаситель, говоря: Аз во Отце Моем, и вы во Мне, и Аз в вас (Ин 14:20), — прибавим из других мест: благодатию и действием Святаго Духа. «Не говори, что Церковь люди собрали. Она есть дело Бога, — Бога живого и страшного, а не мертвого и немощного, каковы боги еллинов» (блаженный Феофилакт). «Она Богом устрояется, Богу посвящается и Бога имеет живущим в себе» (Экумений).

Но и Церковь особенным образом имеет Бога в себе живущим, — не так, как вещественный дом своего владельца. Этот не состоит в союзе с живущим в нем и не чувствует, как он живет. А Церковь, животворимая живущим в ней Богом, сочетана с Ним живым союзом и чувствует живущим Его в себе, чувствует и то, что живет Им — и что поэтому паче и есть дом Его. Бог творит Себе дом из душ, обращая их к Себе, очищая, освящая и преисполняя, и, Собою всех исполняя, всех сочетавает во едино, и живых, и отшедших, и всех содержа в живом между собою единении.

Сия-то Церковь есть столп и утверждение истины. Ибо есть Церковь Бога жива, Который есть Бог истины, или самая истина. Почему все в ней истинно: истинно исповедание веры, истинно освящение таинствами, истинно облагодатствование, истинна жизнь по Богу, Богом в ней зиждемая, истинна помощь Божия, истинны обетования, животворящие труждающихся в доме Божием, —все истинно в ней; и в другом где-либо месте не ищи истины. Есть подобия некие истины и вне ее; но настоящая истина только в ней. Возрадуйся и благослови Бога, истинствующего в Церкви и тебя соделавшего причастником Своей истины и сотаинником ее!

Слова: столп и утверждение — выражают твердость, непреложность и неизменность истины. Но Церковь есть собрание человеков, которые обычно изменчивы: как же она столп и твердыня истины? Церковь такою есть, яко дом Бога живого, единого истинствующего, и как союз человеков обоженных. Истинные сыны церкви — человеки, но не как человеки. Все человеки — не настоящие, вследствие падения, человеки; а те, которые вступают в Церковь, благодатию Божиею делаются истинными человеками. Истина водворяется во всем их существе. Почему от них должна исходить одна истина. Сие все творит живущий в них Бог живой и истинный. Церковь есть столп истины, как твердо и непоколебимо стоящая в истине и хранящая ее, — есть утверждение (истины), как успокоительница умов, когда они взволнованы бывают прившедшею ложью. Потому обязательно то считать истинным, что содержит вся Церковь, и возникающие недоумения решать голосом Церкви, выражаемым собором пастырей.

Наши толковники между прочим проводят здесь ту мысль, что святая Церковь христианская есть истина в отношении к Церкви ветхозаветной, в которой все было тень ее. — Блаженный Феофилакт пишет: «Церковь есть истины совмещение. Ибо все, в ней совершаемое, истинно, а не сеновидно (иносказательно, прообразовательно), не образно, каково то, что в Церкви подзаконной: вместо звонков в ней светлоблестящая проповедь; вместо дорогих украшений одежд (священных) преславная жизнь, внутренними богатая плодами; архиерей в ней — Сын Божий; великая жертва — Божественное тело Его» (сокращено из святого Златоуста и Экумения).

Лопухин А.П. (1852−1904)

чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины

Но апостол может и замедлить своим прибытием в Ефес. Поэтому он теперь письменно хочет дать Тимофею указания, как ему держать себя в доме Божием или в церкви.

Который есть Церковь — правильнее: община или общество (ekklhsia q.), принадлежащее живому Богу. Бог назван здесь «живым» в противоположность мертвым идолам, которых чтили азиатские общины, и как дающий Своим почитателям жизнь. Это должен иметь в виду Тимофей и всякий другой предстоятель церкви при прохождении своего служения.

Столп и утверждение истины. Эти слова составляют приложение к предыдущему выражению и выражают собою одну и ту же идею, именно ту, что Церковь, как собрание верующих, представляет собою твердый фундамент для евангельской истины: падет Церковь — исчезнет и евангельская истина (чего, однако, по слову Христа, Мф XVI:18, никогда не случится). Отсюда должно быть ясно для Тимофея, как ему нужно заботиться о поддержании порядков в Церкви.


Открыть окно