Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Тимофею 3 глава 14 стих)

ελπιζων praes. act. part, от ελπιζω (#1827) надеяться. Part, может быть уступи'тельным: "хоть я надеялся" (Ellicott). Praes. Обозначает одновременное действив. ελθειν aor. act. inf. от ερχομαι (#2262) приходить. Inf. как дополнение к предыдущему part. aor. указывает на специфическое действие, ταχει dat. sin-g. от ταχος (#5443). εν ταχει означает "быстро, тут же, без промедления" (BAGD); "быстрее, чем когда-л. думал" (Fairbairn).


Учебная Библия МакАртура (1 Тимофею 3 глава 14 стих)

3:14,15 надеясь вскоре придти к тебе Грамматическую форму греческого языка можно перевести следующим образом: «Я пишу это письмо, хотя и надеюсь вскоре прийти к тебе». Задерживаясь в Македонии (см. во Введении: Исторический фон и предпосылки написания), Павел послал Тимофею письмо.


Комментарии МакДональда (1 Тимофею 3 глава 14 стих)

3:14 Все это апостол написал в надежде вскоре увидеть Тимофея. «Сие» может относиться, однако, не только к уже сказанному, но и к тому, что еще будет сказано.


Толкование Мэтью Генри (1 Тимофею 3 глава 14 стих)

Стихи 14−16. Павел заканчивает эту главу личным указанием Тимофею. Он надеялся вскоре прийти к нему, чтобы дать дополнительные указания и оказать помощь в его труде и чтобы убедиться, что христианство в Ефесе хорошо утвердилось и пустило глубокие корни; поэтому пишет ему кратко. Написал же он с тем, чтобы, если он замедлит, Тимофей знал, как должно поступать в доме Божием... каким образом он должен вести себя как благовестник и заместитель апостола. Заметьте:

I. Исполняющие служение в доме Божием должны следить за тем, чтобы вести себя достойным образом, чтобы не навлекать нарекания на дом Божий и на то высокое имя, каким они называются. Служители должны поступать правильно и следить не только за своими проповедями и молитвами, но и за своим поведением: исполняемое ими служение обязывает их вести себя хорошо, им нельзя вести себя как-нибудь. Тимофею надо знать, как он должен поступать не только в той церкви, где находился в данный момент, но и в любой другой, куда он, будучи благовестником и заместителем апостола, мог быть направлен на такое же временное служение. Поэтому под домом Божиим, который есть церковь Бога живого, следует понимать в данном тексте не одну только церковь в Ефесе, но всю вселенскую церковь. Заметьте:

1. Бог есть живой Бог, Он источник жизни, Он дает жизнь и дыхание всей твари; в Нем мы живем, движемся и существуем, Деян 17:25,28.

2. Церковь — это дом Божий Он обитает в ней; Господь избрал Сион, чтобы пребывать в нем. «Здесь место покоя Моего, здесь Я буду обитать, ибо Я избрал его», там мы можем видеть силу и славу Божию, Пс 62:3.

II. То, что церковь является церковью живого и истинного Бога, в противоположность ложным богам, глухим и мертвым идолам, является ее мощной опорой.

1. Будучи церковью Божией, она есть столп и утверждение истины, то есть, либо (1) Сама церковь есть столп и утверждение истины. Не в том смысле, что авторитет Священного Писания зиждется на авторитете церкви, как утверждают паписты, ибо истина есть столп и утверждение церкви, но в том смысле, что она возвещает Священное Писание и учение Христа, подобно тому как столб возвещает о содержании объявления, прикрепленного на нем. Дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, Еф 3:10.

(2) Другие понимают это как относящееся к Тимофею. Он, не сам по себе, но как благовестник, вместе с другими верными служителями являются столпами и опорами истины; их задача — сохранять, утверждать и возвещать истину Христа в церкви. В Гал 2:9 об апостолах говорится как о почитаемых столпами.

[1] Будем усердными и беспристрастными в своих поисках истины, будем приобретать ее любой ценой и не считаться ни с какими затратами ради нее.

[2] Будем тщательно хранить ее. «Купи истину и не продавай мудрости... (Притч 23:23), не расставайся с нею ни при каких обстоятельствах.

[3] Будем стараться распространять ее, передавать неискаженной и неповрежденной будущим поколениям.

[4] Когда церковь перестает быть столпом и утверждением истины, мы можем и должны оставить ее, ибо истину надо уважать более, чем церковь; мы не обязаны оставаться верной церкви, которая не остается верной истине.

2. Что же это за истина, для которой церковь и ее служители являются столпом и утверждением? Апостол говорит нам (ст. 16), что это беспрекословно — великая благочестия тайна. Заметьте:

(1) Христианство это тайна, не постижимая человеческим разумом или природными способностями, потому что она выше разума, хотя и не противоречит ему. Это тайна не философская или научная, но тайна благочестия, она предназначена содействовать благочестию и этим превосходит все тайны язычников. Это тайна не сокрытая и не запечатанная, но остается все-таки тайной, так как открыта только отчасти.

(2) В чем же состоит тайна благочестия? Этой тайной является личность Христа. Далее перечисляются шесть моментов, относящихся к Христу и составляющих тайну благочестия:

[1] Он есть Бог, явившийся во плоти: Бог явился во плоти... Это доказывает, что Он есть Бог, вечное Слово, которое стало плотью и явилось во плоти. Когда Бог должен был явиться человеку, Он соблаговолил это сделать путем воплощения Своего Сына: Слово стало плотию... Ин 1:14.

[2] Он оправдал Себя в Духе. Несмотря на то что Христа поносили, как грешника, казнили, как злодея, Он был воскрешен силою Духа Святого и таким образом был оправдан от всех этих клеветнических обвинений. Он сделался жертвой за нас и был предан за преступления наши, но, воскреснув, оправдал Себя в Духе, то есть доказал, что жертва Его была принята и что Он воскрес для нашего оправдания, так же как предан был за наши преступления, Рим 4:25. Он был умерщвлен по плоти, но ожил духом, 1Пет 3:18.

[3] Он показал Себя Ангелам. Они поклонились Ему (Евр 1:6), они присутствовали при Его воплощении, при искушении Его в пустыне и во время Его борения в Гефсимании, при Его смерти, Его воскресении и вознесении; ангелы служили Ему, ибо Он есть Господь ангелов; этим Ему была оказана высокая честь, это показало, что Он имел большую власть в горнем мире.

[4] Он был проповедан в народах (англ. проповедан язычникам. — Прим. переводчика). Огромную долю тайны благочестия составляет то, что Христос был предложен язычникам как Искупитель и Спаситель, что в то время как прежде спасение было от иудеев, теперь стоявшая посреди преграда была разрушена и открылся доступ язычникам.

[5] Он был принят верою в мире, то есть проповедь не оказалась тщетной. Многие из язычников приняли Евангелие, отвергнутое иудеями. Кто мог бы подумать, что мир, лежащий во зле, уверует в Сына Божьего, примет как своего Спасителя Того, Кто Сам был распят в Иерусалиме? Несмотря на все их предубеждения, Он был принят верою.

[6] Что Он вознесся во славе. Это случилось прежде того, как Он был принят верою в мире, но упоминается последним, потому что было завершением Его победы, а также потому, что здесь подразумевается не только сам акт Его вознесения на небо, но и то, что Он воссел одесную Бога, где пребывает вечно и ходатайствует за нас, имея всю власть на небе и на земле. Заметьте здесь:

Во-первых, Явивший Себя во плоти был Богом, реальным и истинным Богом, Богом по природе Своей, а не только по положению, ибо в этом и состоит тайна.

Во-вторых, Бог явил Себя во плоти, в реальной плоти. А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные... Евр 2:14. И, что самое удивительное, Он явился во плоти после того, как всякая плоть извратила свой путь, хотя Он был святым от чрева матери.

В-третьих, благочестие является тайной во всех своих частях и ответвлениях, от начала до конца, от воплощения Христа до Его вознесения.

В-четвертых, так как тайна эта бесконечно велика, то нам следует со смирением восхищаться ею и с благоговением веровать в нее, а не стараться проникнуть в нее из любопытства или слишком категорично толковать ее, заходя в своих интерпретациях дальше того, что открыто нам в Священном Писании.


Толкование отцов церкви (1 Тимофею 3 глава 14 стих)

Феофан Затворник (1815−1894)

Сия пишу тебе, уповая прийти к тебе скоро

Сия пишу — не предыдущее только, но и последующее, сие Послание пишу, уповая прийти к тебе скоро. Последние слова не ту внушали святому Тимофею мысль, будто святой Павел пишет только кое-что, гожее на время, пока придет, а когда придет, сообщит более важное и полное. Ибо Послание содержит важные и подробные наставления. Напротив, они должны были служить для него утешением в скорби, которую могла навеять сия самая полнота и подробность наставлений. Видя это, святой Тимофей мог подумать: верно не воротится уже дорогой мой отец и любимый наставник, — подумать и начать скорбеть. В предотвращение такого думания и такой скорби Апостол удостоверяет: сия пишу — не как прощальное завещание, но уповаю, что скоро и сам к тебе ворочусь. Святой Златоуст говорит: «дабы чрез то, что делает ему наставление касательно таких предметов, не повергнуть ученика в скорбь, Апостол говорит: не потому я пишу это, что уже больше не приду к тебе; напротив, я приду. Впрочем, если случится, что замедлю, то, говорит, ты не сокрушайся об этом. Таким образом он пишет сие к Тимофею с тою целию, чтоб облегчить скорбь его; что же касается до прочих (имевших читать Послание ефесян, то это служило к тому), — чтобы воздвигнуть их от недеятельности и сделать более ревностными. Ибо его присутствие, хотя бы оно было только обещано, могло сделать много».

Ефрем Сирин (~306−373)

Ст. 14−15 Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины

Это я тебе пишу не потому, чтобы я лишился надежды видеть тебя; но, если замедлю, чтобы знал ты, как должно тебе в доме Божием обращаться, который есть (Церковь Бога живаго), столп твердыни и истины среди мира, ибо только благодаря Церкви и стоит мир.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в Доме Божием

Дабы чрез то, что делает ему наставление касательно таких предметов, не повергнуть ученика в скорбь, как будто Павел более не увидится с ним, — он говорит: не потому я пишу это, что уже больше не приду; напротив, я приду. Впрочем, если случится, что замедлю, ты должен иметь образец, как подобает тебе жить. Прекрасно апостол сказал: надеясь. Так как, водимый Духом, он не знал, куда должно идти, то справедливо он сомневается и относительно своего прихода к Тимофею.

Который есть Церковь Бога живаго

Не говори, что Церковь люди собрали. Она есть дело Бога, — Бога живого и страшного, а не мертвого и немощного, каковы боги эллинов.

Столп и утверждение истины

Апостол сравнивает здесь с иудейским храмом Церковь и говорит, что тот подлинно был образом и тенью, как например, звонки, дорогие украшения и первосвященник с жертвами. А Церковь есть истины утверждение. Ибо все, в ней совершаемое, истинно, а не образно, каково то, что в церкви подзаконной: вместо звонков в ней блистательная проповедь; вместо дорогих украшений, одежд священных — преславная жизнь, богатая внутренними плодами; Первосвященник в ней — Сын Божий; великая жертва — Божественное Тело Его.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе

Мысль вставочная. Апостол, опасаясь, чтобы Тимофей не подумал, что апостол пишет ему ввиду того, что сам уже не надеется увидаться с ним в Ефесе, говорит, что он придет к Тимофею и даже может быть скорее, чем тот ожидает (tacion — по-русски неточно: вскоре).

Источник: Толковая Библия.


Открыть окно