Экзегетический синтаксис (Даниел Б. Уоллас) (1 Тимофею 3 глава 1 стих)

Нет ничего необычного в род.п. со словом επιθυμεω, так как в НЗ оно всегда принимает прямое дополнение в род.п., за исключением тех случаев, когда за ним следует дополняющий инфинитив. В русском переводе также употреблен родительный падеж.


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Тимофею 3 глава 1 стих)

επισκοπη (#2175) епископство (NIDNTT; TDNT; ABD, 2:768-69; ZPEB, 1:617-20; DPL, 131-37; BBC), ορεγεται praes. ind. med. от ορεγω (#3977) тянуться, стремиться, желать. В НЗ используется только в форме med. с dat. (TLNT; Guthrie; BAGD). επιθυμει praes. ind. act. от επιθυμεω (#2121) настраиваться, желать (Guthrie).


Учебная Библия МакАртура (1 Тимофею 3 глава 1 стих)

3:1 Верно слово См. пояснение к 1:15. желает… желает Здесь в греческом употреблено два разных слова. Первое означает «стремиться к чему-либо». Описывает внешние действия, а не внутренние побуждения. Второе слово означает «сильную страсть» и относится к внутреннему побуждению. Соединенные вместе, эти два слова удачно описывают тип человека, занятого в служении, того, кто четко следует по намеченному пути, движимый сильным внутренним побуждением.


Комментарии МакДональда (1 Тимофею 3 глава 1 стих)

3:1 Второе верное слово в 1 Тимофею относится к служению епископов в поместной церкви. Епископ — опытный, зрелый, здравомыслящий христианин, содействующий осуществлению Божественной заботы о духовной жизни местной общины. Он не правит, помыкая Божьим наследием, но направляет его своим духовным примером.

Сегодня епископом называют церковного деятеля, пользующегося властью над большим количеством поместных общин. В НЗ неизменно повествуется о нескольких епископах в одной церкви (Деян 14:23; 20:17; Флп 1:1; Иак 5:14).

Епископ — то же самое, что и блюститель. Слово, переведенное здесь как «епископ», в Деяниях 20:28 переведено как «блюститель». Епископ, или блюститель, — то же самое, что и пресвитер. Те же люди, которые в Деяниях 20:27 названы пресвитерами, в Деяниях 20:28 названы блюстителями (см. также Тит 1:5 и 1:7). Поэтому слова «епископ», «блюститель» и «пресвитер» относятся к одному и тому же человеку.

Вообще-то слово «пресвитер» (presbuteros) иногда используется для описания пожилого человека и не обязательно того, кто принадлежит к числу руководителей церкви (1Тим 5:1); но в большинстве случаев под «пресвитером» понимают христианина, признанного поместной церковью руководителем, осуществляющего пастырскую заботу о народе Божьем.

НЗ предусматривает наличие епископов, или пресвитеров, в каждой поместной церкви (Флп 1:1). Тем не менее было бы ошибкой утверждать, что церковь не могла бы существовать без епископов. Из Титу 2:5 следует, что на Крите имелись молодые церкви, в которых еще не были поставлены пресвитеры.

Сделать человека пресвитером может только Святой Дух. Это ясно из Деяний 20:28. Святой Дух пробуждает в сердце человека желание совершать этот труд, и Он же дает ему для этого все необходимое. Невозможно сделать человека епископом, избрав его на эту должность через голосование или же рукоположив. Распознать в своей среде тех, кого Бог Святой Дух сделал пресвитером, — обязанность поместной общины (1Фес 5:12−13). Правда, в Послании к Титу мы читаем о назначении пресвитеров, но речь идет о долге Тита выбрать тех, кто обладает качествами, необходимыми пресвитеру. В те времена у христиан не было, как у нас сегодня, напечатанного НЗ.

Поэтому они не знали, какими конкретно качествами должен обладать пресвитер. Поэтому-то Павел и послал к ним с этой информацией Тита, наказав тому выбрать тех, кого Святой Дух предназначил для этого труда.

Назначение пресвитера на должность может произойти самым неформальным образом. Христиане часто инстинктивно знают, кто их пресвитеры, потому что подробно ознакомились с описанием в 1 Тимофею 3 и Титу 1 качеств, необходимых пресвитеру.

С другой стороны, назначение на пост пресвитера может быть официальной процедурой. В поместной церкви созывается членское собрание с целью избрания пресвитеров. В таком случае обычно сначала читают соответствующие места Писания, текст подробно объясняют, а потом местные христиане называют имена тех, кто, по их мнению, несет в собрании служение пресвитера. Эти имена потом зачитываются перед общим собранием. Если в церкви нет никого, кто обладал бы необходимыми пресвитеру качествами, то единственный выход — молиться, чтобы Господь воздвиг им таких людей в будущем.

Писание не устанавливает конкретного количества пресвитеров, необходимых церкви, хотя и подчеркивает, что их всегда несколько. Это зависит лишь от того, сколько человек последует указаниям Святого Духа в этом вопросе.

Если кто епископства желает, доброго дела желает. Люди склонны считать, что это почетная церковная должность без особых обязанностей, хотя на самом деле труд блюстителя — смиренное служение народу Божьему; это работа, и нелегкая.


Толкование Мэтью Генри (1 Тимофею 3 глава 1 стих)

Стихи 1−7. Два послания Тимофею и послание Титу содержат план управления церковью, указания служителям. Мы предполагаем, что Тимофей был евангелистом, оставленным в Ефесе, для того чтобы позаботиться о тех, кого Дух Святой поставил епископами, то есть пресвитерами, как следует из Деян 20:28, где пресвитеры, кому была поручена забота о церкви, названы епископами. Вероятно, ефесяне не хотели расставаться с Павлом, особенно после того, как он сказал им, что они уже не увидят лица его, Деян 20:38; церковь их была молодой, и они боялись брать на себя ответственность за нее, поэтому Павел оставил с ними Тимофея, чтобы успокоить их. И вот здесь мы имеем описание евангельского служителя, чье служение как епископа возглавлять отдельную общину христиан: ...если кто епископства желает, доброго дела желает, ст. 1. Заметим:

I. Служение — это дело, труд. Хотя в настоящее время оно мыслится как преимущество, как почетное положение, тогда на него смотрели как на доброе дело.

1. Звание епископа установлено Самим Богом, а не человеком. Священство учреждается не государством, и очень жаль, когда служитель делается орудием в руках государства. Это звание существовало в церкви прежде, чем власти стали покровительствовать христианству, ибо оно является одним из великих даров, излитых Христом на церковь, Еф 4:8−11.

2. Служение епископа — это дело, требующее усердия и прилежания: апостол говорит о нем как о деле, а не как о высокой чести и преимуществе, ибо служители всегда должны больше заботиться об успехе своего дела, нежели о славе и привилегиях своего звания.

3. Это дело доброе, исключительно важное и имеющее целью высочайшее благо человека. Служитель — это попечитель душ, он заботится не менее как о жизни и счастье бессмертных душ. Это доброе дело, ибо оно призвано возвещать о совершенствах Бога, приводящего многих сынов в славу, открывать глаза людям, обращать их от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, Деян 26:18.

4. Кто хочет посвятить себя на это служение, должен ревностно желать его. Если человек желает епископства, то должен желать его ради того, чтобы принести больше славы Богу своим служением и как можно больше пользы душам человеческим. Посвящавшим себя на это служение в Англии предлагался следующий вопрос: «Вы уверены в том, что принимаете на себя это служение по побуждению Духа Святого?»

II. Для того чтобы осуществлять это служение, делать это доброе дело, необходима определенная квалификация.

1. Служитель должен быть непорочен, не опозоривший себя ничем; он должен стараться не давать никакого повода для поношений, насколько это возможно с его стороны, чтобы не вызывать предубеждений против своего служения и не навлекать нареканий на него.

2. Он должен быть мужем одной жены, то есть не должен быть разведенным и вступившим в повторный брак, а также не должен иметь несколько жен одновременно, что в те дни было обычным явлением как среди иудеев, так и среди язычников, но особенно среди язычников.

3. Он должен быть трезв и бдителен против нападок сатаны, этого коварного врага. Должен бодрствовать над самим собой и над душами тех, кто вверен его попечению и над кем он поставлен блюстителем; должен использовать все возможности, для того чтобы делать им доброе. Служитель должен трезвиться и бодрствовать, ввиду того что противник наш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить, 1Пет 5:8.

4. Он должен быть целомудрен, то есть воздержан во всех своих поступках и в пользовании земными благами. Целомудрие и бдительность часто упоминаются в Священном Писании вместе, потому что они дополняют друг друга: Будь целомудрен, будь бдителен.

5. Он должен быть благочинен (честен), то есть быть доброго поведения, а не легкомысленным, тщеславным и пустым человеком.

6. Он должен быть страннолюбивым: проявлять милосердие к странникам, принимать их, насколько позволяет ему его состояние, как человек, который не привязан к земному богатству и поистине любит братьев.

7. Учителей. Следовательно, Павел описывает проповедующего епископа, который способен и склонен учить других, передавать им те знания, какими наделил его Бог; который может учить и готов использовать все возможности для наставления других, будучи сам хорошо наставлен в истинах Царства Небесного и могущий передать свои знания другим.

8. Не пьяница: Не пристрастен к вину. Священники не должны были пить вина, когда находились на служении, чтобы не извратить закона, будучи в пьяном состоянии, Лев 10:8−9.

9. Не бийца, не сварлив, не склонный прибегать к насилию, но делающий все с кротостью и любовью. Рабу Господню не должно ссориться, но быть приветливым ко всем... 2Тим 2:24.

10. Не корыстолюбив, не пристрастен к наживе, не использующий свое служение в каких-либо светских целях и интересах; он не должен прибегать ни к каким низким, нечестным способам добывания денег, должен быть мертвым для богатств этого мира, жить выше его, так чтобы это было видно всем окружающим.

11. Тих, миролюбив. Он должен быть спокойного, терпеливого, а не буйного нрава. Таковым является Христос, великий Пастырь и Блюститель душ. Он не должен быть склонен к гневу или сварливости, ему не позволительно распускать руки или давать волю языку. Ибо как может человек учить других управлять своими языками, если он сам не держит своего языка под контролем?

12. Не сребролюбив. Сребролюбие — это плохое качество в любом человеке, но хуже всего оно в служителе, призванном много беседовать о другом мире.

13. Он должен держать свой дом в добром порядке: Хорошо управляющий домом своим, чтобы подавать добрый пример другим отцам семейств и чтобы дать доказательство того, что он способен заботиться о церкви Божией: Ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещисъ о Церкви Божией? Заметьте: семья служителя должна быть образцом для всех других семей. Служители должны держать своих детей в послушании. Со всякой честностью (англ. — со всякой серьезностью. — Прим. переводчика). Самый лучший способ держать младших в подчинении это быть с ними серьезным. Не со всякой властностью держать своих детей в послушании, а со всякой серьезностью.

14. Он не должен быть из новообращенных, из тех, кто только лишь поверхностно знаком с христианством, ибо таковые склонны к гордости: чем невежественнее человек, тем больше он гордится: ...чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Мы должны остерегаться гордости, потому что диавол пал через гордость, именно этот грех превратил ангелов в демонов.

15. Он должен иметь добрую репутацию от внешних, среди своих соседей, не должен иметь никаких нареканий со стороны своих прежних знакомых, ибо диавол может использовать это как повод для соблазна других и для отвращения их от учения Христа, из-за того что проповедующие его пользуются дурной репутацией.

III. Ознакомившись кратко с требованиями к епископам, можно сделать следующие выводы:

1. Мы имеем все основания воскликнуть вместе с Павлом: ...Кто способен к сему? (2Кор 2:16). Поистине это дело. Какое благочестие, какое благоразумие, какое усердие, какое мужество, какая верность, какая бдительность над самими собою — своими похотями, страстями и вожделениями — и над теми, кто вверен их попечению! Какая святая осторожность необходима в этом труде!

2. Разве самые квалифицированные, самые верные и добросовестные служители не имеют достаточных оснований для недовольства собою и для жалоб на то, что так много требуется данных и как много надо трудиться? И как далеки они от того, чем должны быть и что должны делать!

3. И тем не менее те, кого Господь сделал способным и признал верным, поставив на это служение, пусть благословляют и благодарят Бога: если Бог благоволил сделать их в какой-то степени способными и верными, пусть будет Ему за это хвала и слава.

4. Ободрением для всех служителей является обетование Христа: Се, Я с вами во все дни до скончания века, Мф 28:20. А если Он с нами, то сделает нас способными для нашей работы, проведет через все трудности ее с утешением, великодушно снисходя к нашим несовершенствам, и вознаградит нас за нашу верность неувядающим венцом славы, 1Пет 5:4.


Толкование отцов церкви (1 Тимофею 3 глава 1 стих)

Феофан Затворник (1815−1894)

Верно слово: аще кто епископства хощет, добра дела желает

Слова: верно слово — наши толковники относят к предыдущей речи, то есть к тому, что сказано о спасении жен чрез доброе воспитание детей, при исполнении и общих условий ко спасению, —что спасение сие очень благонадежно, потому что, кроме их собственных дел в свое спасение, им будут приписаны и добрые дела Детей. Желая показать, что говорит сие не затем только, чтоб сказать нечто утешительное женам, а что так воистину есть, Апостол прибавляет удостоверительное: верно слово. И это очень уместно. Между тем последующая речь не требует никакого удостоверения: тут пишутся указания, справедливость и уместность которых очевидна сама собою. Святой Златоуст, а за ним Экумений и в чтении слова сии соединяют с предыдущею Речью, и 3-ю главу начинают с аще кто епископства хощет. Блаженный Феофилакт хотя 3-ю главу начинает с верно слово, — но толкованием относит его к предыдущей речи. Святой Златоуст говорит: «верно слово — относится к этому (о чем говорим, то есть о способствовании спасению жен чрез воспитание детей), а не к тому (что следует): аще кто епископства хощет. Так как по этому поводу могло возникнуть недоумение, то он и говорит: верно слово, — что отцы и матери могут пожать плоды добродетели своих детей, когда хорошо воспитают их». То же и у Экумения с Феофилактом. — Так и признать следует.

Аще кто епископства желает. — Желает, ορεγεται, — означает такое желание, каково бывает желание пищи у того, у кого возбудился аппетит Дело епископства многотрудно и многоопасно. Не выдержать его как должно тому, кто приступает к нему равнодушно. Почему требуется ревностное желание епископства, — не того, чтоб быть епископом и пользоваться властию и почетом, но самого дела епископства, то есть смотрения за спасаемыми и руководства их ко спасению. На епископство избирали. Почему надо полагать, что Апостол указывает здесь на такое ревностное желание по избрании и его называет желанием доброго дела, потому что предмет его добр — просвещать истиною, очищать понятия, исправлять нравы, руководить к высшему совершенству в духовной жизни, отражать лжеучения и лжеучителей, утешать скорбных, устроять пособия бедным и немоществующим, — быть отцом многопопечительным и благоустроительным. Кто, на все такие дела воспламеняясь ревностию, желает епископства, тот доброго дела желает, — ищет не удовлетворения недоброго похотения чести и славы, а желает потрудиться во благо других, быть всем слугою, не жалея себя. Святой Златоуст говорит: «я не порицаю такого, говорит Апостол. Если кто имеет такое желание и притом домогается не одного начальства и власти, но исполнения обязанностей по управлению (паствою) («желает служить, предстательствовать, руководить» [Экумений]); то я не порицаю его. Ибо он доброго дела желает. Кто таким образом желает сего, пусть желает, ибо епископство так названо потому, что имеет надзор за всеми (вверенными)». Блаженный Феодорит пишет: «Апостол не обвиняет просто пожелание, но любоначалие и учит заботиться не о чести, но о добродетели, не сана желать, но домогаться дела, требуемого саном».

Что здесь разумеется у Апостола под епископством? Пресвитерство, — отвечает блаженный Феодорит. «Епископом называет здесь Апостол пресвитера, как это доказали мы, толкуя Послание к Филиппийцам Но не трудно дознать сие и отсюда; потому что после законов епископам пишет законы, относящиеся к диаконам Тогда одних и тех же называли пресвитерами и епископамп; иногда и называемых ныне епископами именовали Апостолами вторствующими. Но, по прошествии времени, Апостольское наименование оставили действительным Апостолам, а епископское наименование присвоили к называвшимся древле Апостолами (вторствующими). Такими Апостолами были у критян Тит, у жителей Асии Тимофей. — Впрочем, хотя Божественный Апостол узаконил сие и пресвитерам, но явно, что епископам первым надлежит сохранять сии законы, как приявшим большую честь».

Ефрем Сирин (~306−373)

Ст. 1−3 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив

Если кто, говорит, пресвитерства желает, то должно ему быть безукоризненным в добрых делах, коих без пресвитерства нельзя совершать, — то есть не связывать себя чьими-либо дарами и подарками. Одной жены муж (да будет), чтобы в качестве жены своей он не обладал еще решительно никакою другою женщиною.

Икумений Триккский

Ст. 1−4 Аще кто епископства хощет, добра дела желает. Подобает убо епископу быти непорочну, единыя жены мужу, трезвену, целомудру, благоговейну, честну, страннолюбиву, учительну: не пиянице, не бийце, не сварливу, не мшелоимцу, но кротку, не завистливу, не сребролюбцу: свой дом добре правящу, чада имущу в послушании со всякою чистотою

Пиша к Тимофею, апостол Павел показывает вообще, каков должен быть епископ. — Добра дела желает. Я не порицаю такого, говорит Апостол. Доброго дела, т.е. служить и предстоять, он желает, если только он желает этого ради руководительства многих, а не ради славы. И епископом (ἐπίσκοπος — надзиратель) он назван потому, что имеет надзор над всеми. Этого же желал и Моисей, но не ради славы, а ради принесения пользы многим. — Быти непорочну, чтобы он не чувствовал за собою ничего худого; а если он чувствует и сознает, то худо делает, желая епископского звания, от которого он удалил себя своими поступками. — Единыя жены мужу. Апостол не узаконяет, что епископ вообще должен быть женат, но если он будет из мирских, то не должен быть двоеженец; или: пусть он знает для брака одну законную жену, но так однако, что будучи призван к епископству, пусть исполняет следующее: да имущии жени, якоже не имущии будут (1Кор 7:29). Хощу да вси человецы будут, якоже и аз (1Кор 7:7), говорит апостол Павел, а также: оженивыйся печется о мирских (1Кор 7:33). Прилично ли епископу заботиться о мирском? Некоторые же полагают, что это сказано о церкви, именно — чтобы епископ не переходил от одной к другой, так как это есть некоторого рода прелюбодеяние. — Трезвенну…, т.е. бодрствовать, быть проницательным, постоянно гореть духом… — Учительну. Целомудрие (σωφροσύνην — благоразумие), честность (κοσμιότητα — благопристойность) и странноприимство должны быть и у подчиненных; поэтому Апостол присоединил еще качество отличающее епископа, как учителя: учительну. — Не пиянице. Не о том говорит здесь Апостол, кто упивается вином (это было бы слишком грубо), но о своенравном и дерзком. Равным образом под бийцею он разумеет не того, кто бьет руками, но того, кто поражает совесть братии. — Свой дом добре правящу. Если кто не умеет управлять одним домом или не может держать в послушании двух или трех своих же сыновей, то будет ли он в состоянии управлят, как следует, Церковью и многочисленным народом? Дома он должен показат хороший пример управления.

Источник: Пастырские Послания апостола Павла.

Исидор Пелусиот (350/60−435/40)

Ст. 1−6 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом

На сказанное в послании к Тимофею: аще кто епископства хощет. Не уразумевшие апостольской мысли и неисследовавшие глубины мудрости, почитая не опасным делом перетолковывать апостольские изречения, подвергаются опасности впасть в неразумие. Ибо что говорят упивающиеся любоначалием? Написано: аще кто епископства хощет, добра дела желает. Что так это написано, отрицать не буду, но что разуметь это должно, как им хочется, об этом поспорю. И прежде истолкования сказанных у Апостола слов приведу последующие за ними слова, находя их особенно сильными, чтобы уменьшить во многих подобное желание. Потому что не все в состоянии принять на себя такое начальство, которое выше и царской власти, так как одно — править делами божественными, а другое — земными. Но способны к этому весьма немногие, и им следует столько же (чтоб не сказать: больше) отличаться от подначальных, сколько пастухам — от овец.

Итак что сказано у Апостола? Подобает убо епископу быти непорочну, трезвену, целомудру, честну, страннолюбиву, учительну, незлобиву, не пиянице, не бийце, но кротку, не сварливу, не сребролюбцу: свой дом добре правящу, чада имущу в послушании со всякою честностию: аще же кто своего дому не умеет правити, како о Церкви Божией прилежати возможет? Не новокрещенну, да не разгоревся в суд впадет диавол (1Тим3:2−6). В чем же из всего этого преуспели многие — один из которых и ты — возлюбив дело для них не доступное?

Непорочна их жизнь? Но столько ли в них трезвенности, чтобы душевное око было неусыпно? Но в такой ли мере просияли они целомудрием, чтобы не только самим иметь здравый смысл, но уцеломудривать и тех, которые со страстью и неистовством предаются нечистым связям и молчат о сем? Так ли велика их степенность, чтобы и походкою, и взором, и голосом поражать на них взирающих? Ибо достигшим епископства надлежит во всем представлять собою точное изображение всякого любомудрия. Но столько ли они страннолюбивы, чтобы и незнакомых им бедных приглашать к себе в дом и угощать? Но так ли преуспели в тщательном упражнении в слове поучительном, что низошла на них благодать свыше и языку их сообщила источники духовных словес?

Но отличаются ли они такой кротостью, чтобы никому никогда не сказать грубости? В такой ли мере они несребролюбивы, чтобы и справедливо ими приобретаемое уделять нуждающимся? Но столько ли незлобивы, что бы переносить, когда напрасно их оскорбляют и обвиняют? Есть ли в них и другие преимущества, какие указал св. Павел, изображая доблестного пастыря?

Что же побуждает их предаваться такому неистовству? Им должно было бы высоко ценить и то, что они в чине подчиненных (умалчиваю уже о том, что по делам их, по тому, как ведут они себя, когда требует чего долг, справедливо было бы исключить их и из этого чина), а они желают недоступного для них и питают в себе вожделение епископства. Апостола же, который старается уврачевать гибельную их страсть, представляют во свидетельство, как бы поддерживающего их болезнь.

Но хотя слово мое желало бы устремиться на них и готово отпустить узду и коснуться главнейшего и показать, что даже и в числе христиан несправедливо быть людям, ругающимся так над Священным Писанием и обращающим в шутку то, над чем шутить не должно, — однако же с великою нуждою удержал я его, стянув уздою, как коня, который мчится по равнине, и заставил обратиться к истолкованию апостольского изречения.

Итак, что сказал богомудрый муж, этот многоочитый ум, неукоризненно исправлявший сие начальственное служение? Аще кто епископства хощет. Не сказал: пусть всякий человек желает епископства. Не заповедал, не повелел, не узаконил этого. Напротив того, он знал, что многие упоены любоначалием, и хотя не вожделевают добродетели, но начальства домогаются и не видят тех потов, трудов, опасностей, забот, бдений, каких требует епископство.

Ибо на него возложены все нужды подчиненных. Какие же именно? Испытание посвящаемых, пропитание алчущих, утоление жажды томимых оною, одеяние нагих, заступление за обиженных, попечение об оплакивающих сиротство, защита вдов, наказание обидчиков, обличение покушающихся начальствовать беззаконно, хождение за недужными, охлаждение пламени в соблазняемых, освобождение заключенных в темницах, утешение бедствующих, уцеломудрение согрешающих.

Посему, так как все сии, и еще более многочисленные подвиги, о которых умалчиваю, чтобы, перечисляя все, не продлить слова, предстоят епископству, а некоторые подумали, что этот сан ведет к покою и забавам, и взялись за дело, и себя не испытав, и не подумав о величии сана, то Апостол, удерживает их от опасного стремления и научая, что не должно с легкомыслием приступать к делу, для многих не доступному, сказал: аще кто епископства хощет, добра дела желает. Не говорит: пусть желает всякий человек, потому что хорошо делает. Это сказал бы он, если бы намерен был похвалить не дело, но вожделение. Напротив того, изрек: добра дела желает.

Не буду говорить о том, что все трудное и неудобоисполнимое называют делом не только языческие мудрецы, но и Священные Писания, говоря: мужа же верна дело обрести (Прит.20:6). Скажу же вразумительное для всякого: дело, наилучший, есть занятие, а не покой; забота, а не забава; служение, подлежащее ответственности, а не власть неподсудная; отеческая попечительность, а не самоуправное самозаконие; домостроительная распорядительность, а не безотчетное властвование. Безмерно хвалю дело епископства — потому что оно божественно; но не хвалю вожделения — потому что оно обманчиво. Не говорю: хорошо делает вожделевающий, потому что и крайне благоискусному не надлежит питать в душе сего вожделения, но всеми силами должно удалять его от себя.

Посмотри на Апостола: он опытен был в этом подвиге, много пролил пота, принял на себя тысячи ран и ударов, близко видел и козни, и смерть, чтобы, сколько от него зависело, никто не погиб из вверенных ему. Но как страшится он и опасается за вожделевающих начальства, потому что неопытны они в сих подвигах и имеют в виду только почесть. И, как бы качая головою, взывает: аще кто епископства желает, пусть посмотрит на труды и вникнет: может ли найти в себе достаточные к тому силы? Пусть обратит внимание на опасности, ибо нередко вооружаются на него и невидимые, и видимые враги. Пусть помышляет не об одних только почестях; пусть имеет в виду смерть, а не забавы; пусть предвидит козни и заботы, а не льстить себя надеждой на покой. Пусть знает, что, если возведен кто бывает на оный престол, то рукополагается законно подвизаться, а не безмятежно наслаждаться.

Ибо кто только стал обладателем почести и упустил из вида все прочие, принадлежащие епископству обязанности, тот здесь подвергнется тьмочисленным обвинениям, и может быть, будет низложен из сего сана. А там, у страшного оного Престола пред неподкупным Судиею он услышит громкие вопли, когда алчущие возопиют: «Мы не пользовались и необходимою пищею, а он, одно отложив на роскошь, иное — на сбережение, остатки иждивал на удовлетворение собственного честолюбия!» И нагие скажут: «Для нас был он нестерпимее зимы»; и больные: «А для нас оказался он тягостнее болезни»; и сироты: «Мы нимало не попользовались покровительством его»; и вдовы: «Нас не ссудил он и словом утешения»; и узники: «На нас не пролил он и слезы сострадания»; и бедствовавшие: «К нам не простер он услужливой руки». Короче сказать, возопиют все, для кого был он рукоположен в епископа.

Что же, думаешь, соделает неподкупный Судия? Не строго ли накажет того, кого и почесть не сделала лучшим? Конечно, это явно для всякого. А если кто не поверит, прочту ему и самый приговор: растешет полма, и часть его с неверными положит (Мф 24:51). Посему, помышляя об этом, не будем шутить Божественным. Ибо где явимся мы, которые едва будем в состоянии дать отчет собственно за себя, когда приготовим столько обвинений от такого множества жалующихся?

Не вникнув в смысл апостольских слов, скрытый в написанном, но смотря только на самую только букву, кричишь ты на все стороны: аще кто епископства хощет, добра дела желает, как будто должно любить таковое начальство. Посему могу тебе доказать, что Апостол сказал не так, как ты говоришь. Впрочем, и согласившись со словами твоими, опровергну твое понимание.

Пусть Апостол сказал нечто подобное сему; по какой причине ты, не зная сам себя и будучи не в состоянии управлять собою, желаешь такового начальства, которое не только выше, но и труднее царской власти? Не думаешь ли ты, что это неподотчетная власть, а не служение, подлежащее ответственности? Но если ты превзошел всякую меру безумия, то безумен был бы и я, если бы не попытался уврачевать твою немощь.

А для меня, блаженный, и это: аще кто — страшно и до глубины потрясает самую душу; потому что показывает величие сего начальствования.

Если же спросишь: почему? — отвечу на сие: Апостол не осмелился предписывать, даже увещевать и советовать. Он не сказал: «Всякий, кто ни пожелает епископства, хорошо делает», — тогда бы иные, может быть, одобрили твою любовь к делу сему. Но Апостол, как бы остановив на средине желание священства, и не побуждает к нему, чтобы недостойных не побудить к делу неудобоисполнимому, превышающему всякий род жизни и всякое достоинство, и не удерживает от него, чтобы не заставить бегать от того, что важнее всякой царской власти.

Но оставив совет свой в неопределенном положении и каждого сделав судьею своего сердца, св. Павел сам не повелевает ни желать священства, ни избегать его. И очами, и бровями, и всем лицом показывая слушателям жала страха, он как бы взывает: дела, зависящего от Божиего определения и рукоположения, не предоставляю человеческим пожеланиям, а увещеваю и свидетельствую, что желающий сего должен знать, что желает не чего-либо обыкновенного. Ибо служение, а не покой означает епископство.

Если же не веришь, то, прочитав ниже следующее, узнаешь нашу мысль; ибо епископ должен быть украшен всеми добродетелями и признавать чужие бедствия своими. Не для себя, но для подчиненных живет он, и его жизнь испытывается тысячами глаз и языков.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Верно слово

Так как было сомнительно, что матери могут пожинать плоды добродетели своих детей, то апостол говорит: верно слово, то есть не ложно сказанное и пусть никто не сомневается.

если кто епископства желает, доброго дела желает

Наставление, предписываемое Тимофею касательно епископа, относится к епископам всей вселенной. Если кто, говорит, ищет епископства, я не препятствую; ибо он желает доброго дела. Пусть же он ищет не одного начальства и власти, ибо и Моисей желал дела, а не начальства: он защитил несправедливо обиженного и наказал обидчика. Епископство так называется потому, что имеет надзор за всеми.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает

Верно слово, т. е. справедливо говорится. Апостол, вероятно, приводит поговорку, образовавшуюся в его время среди христиан.

Епископства — (επισκοπές). Апостол называет так служение предстоятеля церкви. Слово это происходит от слова «епископ» (επίσκοπος), которое в пастырских посланиях попадается два раза — в следующем, втором стихе рассматриваемой главы и в послании к Титу (I:7). По буквальному переводу слово «епископ» значит надзиратель и этим именем у греков назывались разного рода видные государственные чиновники. И в христианской Церкви, как видно из рассматриваемой главы, а также из послания к Титу, этим именем обозначались лица, наблюдающие за порядками в Церкви, лица важнейшие в Церкви, продолжающие дело Великого Епископа душ (1Пет II:25) -Христа. По толкованию святых отцов, такое служение появилось одновременно с началом христианства и есть божественное установление. Но те же св. отцы признают, что в первенствующей церкви и простые пресвитеры назывались иногда епископами, как тоже наблюдавшие за порядками церковными в своих приходах (как и епископы иногда именовались пресвитерами, например, Тит I:5), хотя, несомненно, по представлению св. отцов, епископство было и в апостольские времена высшею иерархическою степенью, а пресвитерство было подчинено епископству. В рассматриваемом месте название «епископство» обнимает собою оба служения — и собственно епископское, и пресвитерское; если бы было иначе, т. е. если бы апостол имел в виду указать только качества одних епископов, то непонятно, почему он пропустил без внимания обязанности пресвитеров. Ведь даже о диаконах он говорит здесь с достаточною обстоятельностью…

Доброго дела желает — т. е. к хорошему, с нравственной стороны, служению стремится (ср. 1Фес V:13).


Открыть окно