«А что же тогда приличное одеяние? Покрывающее их полностью, скромно, без излишних украшений; ибо одно скромно, а другое нет. Что? Ты приходишь к Богу в молитве с искусно заплетенными волосами и золотыми украшениями? Разве ты пришла на бал? На свадебный пир? На карнавал? Там все эти драгоценности были бы уместны; здесь они ни к чему. Ты ведь пришла молиться, просить прощения за свои грехи, умоляя Господа, каяться в своих преступлениях... Долой такое лицемерие!» (John Chrysostom, цитируемый Alfred Plummer in The Pastoral Epistles, p.101.)
«Со стыдливостью» — значит, избегая всего, что могло бы вызвать краску стыда. Помимо прочего, к этому относится и скромное, благопристойное поведение. «С целомудрием» означает, что женщина будет одеваться сдержанно. Она не будет стараться привлечь к себе внимание дорогими и броскими нарядами. Они могут вызвать восхищение и зависть пришедших поклоняться Богу. С другой стороны, она не должна привлекать к себе внимание, одеваясь в лохмотья. Создается впечатление, что в отношении одежды Писание говорит о необходимости придерживаться золотой середины.
Вот некоторые из крайностей, которых надо избегать: плетение волос, золото, жемчуг, многоцветная одежда.
Под плетением волос имеются в виду не простые, скромно заплетенные косы, а замысловатые, броские прически. Драгоценности и дорогая одежда, служащие самовозвеличиванию, на молитвенном собрании неуместны.
1. Они должны быть очень скромными в своей манере одеваться, не предаваясь роскоши, не стремясь к пышности и блеску дорогостоящих одежд (в блеске и пышности одеяния обнаруживается тщеславие сердца человека), потому что у них есть лучшие украшения, а именно: добрые дела, какими им следует украшать себя. Заметьте: добрые дела — это самое прекрасное украшение, весьма драгоценное в очах Божиих. Кто посвящает себя благочестию, должен поступать во всем, в том числе и в манере одеваться, так, как подобает его исповеданию. Вместо того чтобы тратить свои деньги на дорогие одежды, они должны жертвовать их на дела благочестия и милосердия, поистине являющиеся добрыми делами.
2. Женщины должны изучать принципы христианства, познавать Христа, исследовать Писание. Им не следует думать, что принадлежность к женскому полу избавляет их от обязанности познания истины, необходимого для спасения.
3. Они должны быть безмолвными, послушными и покорными, не должны стремиться властвовать. Причина этого повеления: Ибо прежде создан Адам, а потом Ева от него, что означает ее подчиненное и зависимое положение по отношению к нему; а также то, что она была создана для него как его помощница. Как в творении она была последней, так в грехопадении — первой, что составляет вторую причину ее подчиненного положения. Не Адам прельщен, то есть не он первый; змей искусил его не прямо, но через жену, которая первая преступила повеление Божие (2Кор 11:3), за что получила приговор: К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою, Быт 3:16. Но и для нее есть слово утешения (ст. 15): пребывающая в целомудрии спасется через чадородие, то есть через рожденого ребенка — Мессии, рожденный от жены, чтобы стереть голову змею (Быт 3:15). Или: приговор, под которым женщина находится за грех, не будет препятствовать для ее оправдания во Христе, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.
II. Заметьте здесь:
1. Всеобщность христианских правил — они касаются не только мужчин, но и женщин, и не только личности женщин, но также их одеяния — оно должно быть скромным, как подобает их полу, и их внешних манер поведения — они должны быть молчаливы и покорны.
2. Женщины, как и мужчины, должны посвятить себя благочестию, так как они крестятся и дают обещание упражняться в благочестии; и к их чести следует сказать, что во дни апостолов среди них было много выдающихся христианок, как повествует нам об этом книга Деяний.
3. Так как женщины наиболее подвержены опасности впадать в крайности в вопросе одежды, то для них более необходимо предупреждение против этого.
4. Самое лучшее украшение для посвящающих себя благочестию — это добрые дела.
5. Согласно Павлу, женщины должны учиться, но им не позволено быть учителями в церкви, ибо учительство сопряжено с властью, а жене не положено властвовать над мужчиной, но быть в безмолвии. Однако, несмотря на этот запрет, добродетельные женщины могут и должны учить дома своих детей принципам веры. Тимофей с детских лет знал Священное Писание, и кто, кроме матери и бабушки, мог научить его? 2Тим 3:15. Акила и его жена Прискилла объяснили более точно путь Господень Аполлосу, но делали это частным образом, Деян 18:26.
6. Существуют две веские причины, обуславливающие власть мужа над женой и ее подчинение ему, ст. 13−14. Адам был сотворен первым, потом — Ева; она была сотворена для мужа, а не муж для нее, 1Кор 11:9. Далее, она была обольщена и привела мужа своего к преступлению.
7. Хотя трудности и опасности, связанные с деторождением, многочисленны и велики, так как они составляют часть наказания, возложенного на Еву за ее непослушание, тем не менее в cт. 15 много сказано для утешения и ободрения женщин: Впрочем, спасется чрез чадородие, и далее. Хотя и в муках, но все-таки она рождает и становится живой матерью живых детей, при условии, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием. Поэтому женщины во время беременности должны верою держаться этого обетования, чтобы получить поддержку в час нужды.
Такожде и жены во украшении лепотном, со стыдением и целомудрием, да украшают себе, не в плетениих, ни златом, или бисерми, или ризами многоценными
Вопрос. Что значит предписанное Апостолом «приличное одеяние»?
Ответ. Употребление одежды, прилично приноровленное к собственной ее цели, приспособленное к требованиям времени, места, лица, нужды; потому что рассудок не допускает одних и тех же одеяний во время зимы и во время лета, и одинаковой одежды для работающего и для отдыхающего, для услуживающего и для принимающего услугу, для воина и для простолюдина, или для мужчины и для женщины.
Источник: Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.
Такожде и жены во украшении лепотном, со стыдением и целомудрием, да украшают себе, не в плетениих, ни златом, или бисерми, или ризами многоценными
Смотри, как эта душа, достигавшая неба, не считала для себя стыдом нисходить в своем слове даже до таких предметов, и увещевать касательно плетения волос И справедливо, потому что у него все попечение было об исправлении душ. Так как он видел, что такая заботливость о внешности делает великий вред душе, то не отказался сказать все, что только нужно для страждущих этим недугом. Если же ты, говорит он, хочешь украшаться, украшайся истинным украшением, которое прилично благочестивым женам: украшайся добрыми делами. Вот украшение души, которое не подлежит никакому осуждению от посторонних людей, и никто не может похитить этого украшения: оно завсегда остается без повреждения. От наружных украшений происходит бесчисленное зло: не говорю уже о вреде душевном, о рождающемся отсюда тщеславии, презрении к ближним, надменности духа, растлении души, увлечении недозволенными удовольствиями; говорю только, что это украшение легко может быть потеряно, и от злобы рабов, и от нападения воров, и от наветов клеветников, и можно указать бесчисленное множество происходящих отсюда зол и беспрерывных скорбей.
Источник: Беседы на книгу Бытия. Беседа 41.
Такожде и жены во украшении лепотном, со стыдением и целомудрием, да украшают себе, не в плетениих, ни златом, или бисерми, или ризами многоценными
αα) Молиться в том же духе, как и мужие (2, 9)
Такожде — показывает, что Апостол продолжает учить о порядках в молитвенных собраниях. Почему хотя не говорит он, что хощет, чтоб и жены таким же образом молились, но дает ясно видеть, что таково его хотение. Хощет, чтоб и жены молились без гнева и размышления и имея чистую совесть, не запятнанную никаким пороком. Святой Златоуст говорит: «равным образом, говорит, хочу, чтобы и женщины приступали к Богу без гнева и без размышления, — имея преподобные руки, не оскверненные корыстолюбием и грабительством, и не следуя своим вожделениям». Так и Феофилакт с Экумением. Если не доразумевать здесь такого хотения Апостола, то речь стихов 9 и 10-го отдалится от общего содержания сего отделения (см.: 2, 8−15), будет всё только о том, как одеваться женщинам Тогда как, признав, что Апостол имел в мысли — главным образом дать урок о молитве, речь об убранстве жен будет только дополнительною, показывая, как должны одеваться женщины, когда являются в собрания на молитву.
ββ) Являться в собрания в одеждах пристойных (2, 9)
Должны являться во украшении лепотном, со стыдением и целомудрием. Святой Златоуст, сказав, как женщины должны молиться, подобно мужам, прибавляет: «впрочем, от женщин святой Павел требует нечто и большее. Чего же именно? Чтоб они приходили молиться Богу в украшении лепотном. Что он называет украшением лепотным? Платье, которое со всех сторон прикрывало бы их благопристойно, — было прилично, но неизысканно; ибо первое прилично, а последнее не считается благопристойным». Украшение, καταστολη, — одежда, до пят спускающаяся, все тело покрывающая, и вообще наряд, но скромный и смиренный; на что указывает и: лепотное, κοσμιος, — красивое, но по благопристойности и приличию к лицу, месту, окружающим, следовательно, исключающее всякое щегольство. Требует Апостол, чтоб женщины приходили в собрания на молитву «в одежде пристойной, но не щегольской, чтобы привлекать взоры смотрящих» (Экумений); «чтоб самая одежда показывала честность души» (блаженный Феодорит).
Слова: со стыдением и целомудрием — указывают на форму одежды или покрой, требуя, чтоб они не нарушали стыдливости, свойственной женскому полу, и целомудрия, которым украшаться должны они всюду. Но можно распространить смысл сих слов, заключив под ними — походку, движение, мину, взор, стояние и поклон; потому что все сие может носить печать стыдливости и Целомудрия и, напротив, обличать отсутствие их, укорное для жен. Амвросиаст пишет: «Апостол увещавает, чтоб женщины молились, держа себя в смиренном положении (и одеянии), а не гордостно. Кто хочет быть услышан, тому надо преклонять главу, отбросив всякую помпу, чтоб привлечь милосердие Божие. Гордостное положение не вымаливает просимого и заставляет думать нехорошо о просящем. Кто из благоразумных людей не отвращается от женщины, пышно и гордо украшенной? Не тем ли паче отвращается от нее Бог, когда видит, что тело, созданное Им свободным, обвязывается и обременяется металлами?»
γγ) Украшать себя добрыми делами (2, 9−10)
Да украшают себе. Дополнив речь после: такожде — словами: хощу да молятся — и к внешнему образу совершения молитвы отнесши: во украшении лепотном, со стыдением и целомудрием, — по необходимости следует далее читать: и да украшают себе. Это общий урок, простирающийся и за стены молитвенного собрания. Не украшать себя женщины не могут, и нельзя на них налагать обязательство: не украшай себя; но можно склонность к украшениям переводить с пустых украшений на многозначащие и существенно ценные. Это и делает здесь Апостол. Украшают себя, говорит, пусть женщины не плетениями, — не щегольским заплетанием волос, как прямо сказал святой Петр (см.: 1Пет 3:3), не золотом, — чем-нибудь из золота, подобно тому как доселе на Востоке женщины обвешивают себя кругом золотыми монетами, — или бисерами, — в серьгах и ожерельях, или ризами многоценными, — платьями из дорогих материй, как о богаче Спаситель сказал: облачашеся в порфиру и виссон (Лк 16:19), — ничем таким не должны себя украшать, потому что все это ныне есть, а завтра нет; но пусть украшают себя тем, что негиблюще и что многоценно не пред людьми только, но и пред Богом, не во времени только, но и в вечности, именно: делами благими, всякого рода добрыми делами: милостынею, странноприимством, хождением за больными, добровольными и смиренными всем послугами, добрым правлением домашних дел, молитвами, постами, благоговеинством, — и это так постоянно, чтоб такие добродетели составляли отличительный их характер и чтоб, когда входит какая из жен в собрание, смотрящие на это помышляли: вот пришла милостынница, вот странноприимница, вот сердобольная, вот услужница, вот молитвенница, вот постница, вот благоговейница и подобное, а не то, как помышляют при входе нарядниц: какие бриллианты и подобное.
Побуждением к тому ставит святой Павел обет быть благочестивыми: еже подобает женам обещавающимся благочестию. Какой это разумеется обет? Надо полагать, —не частный, каким, вероятно, облагали себя, например, диакониссы, но общий, бывающий при приступании к вере в Господа и гласно изрекаемый при крещении. Тут крещающим берется обязательство, а крещаемым дается обет: отвергшеся нечестия и мирских похотей, жить прочее благочестно, целомудренно и праведно (см.: Тит 2:12). Об этом и напоминает Апостол, давая разуметь, как после такого обета не пристало украшать себя пустыми украшениями, а не добрыми делами, как подобает. «Вы, говорит он, обещаете (в крещении) благочестие и добродетель» (блаженный Феодорит). «Ими и подобает украшать себя христианским женам, когда являются чтить истинного Бога» (блаженный Феофилакт). «А которая жена в дом Божий является с помпою, та не для Бога входит в него, а для людей, чтоб славимою быть от них; за что от Бога ничего не получает, кроме укора. Чем более блестящею представляется она людям, тем более презренною бывает пред Богом» (Амвросиаст).
Святой Златоуст сильное при сем простирает слово обличения к женам-нарядницам «Ты приходишь молиться Богу, а между тем окружаешь себя золотыми украшениями и головными уборами. Ведь ты пришла не плясать, ни принимать участие в брачном торжестве, ни являться среди торжественного шествия. Там уместны золотые украшения, там головные уборы, там дорогие платья. А здесь ничего этого не нужно. Ты пришла просить, молиться о грехах своих, молитву приносить о своих прегрешениях, умолять Господа, чтобы склонить Его к милосердию. Зачем же украшаешь себя? Этот наряд не приличен той, которая молится. Как можешь ты воздыхать? Как можешь плакать? Как можешь усильно молиться, будучи одета в такой наряд? Если и будешь плакать, то слезы твои покажутся достойными смеха для того, кто будет видеть их; потому что плачущей не следует носить золота. Плач ее будет лицемерие и притворство. И в самом деле, как же это не лицемерие, когда та же самая душа, от которой родилась эта тщеславная помпа в нарядах, — та же самая и слезы проливает? Удали от себя это притворство: ибо Бог поругаем не бывает. Это свойственно актерам и плясунам, которые проводят дни свои на сцене; а честной женщине все это неприлично. — Апостол заповедует тебе одеваться скромно, со стыдением и целомудрием. Поэтому не подражай блудницам, которые посредством такого наряда привлекают к себе любовников.— Заметь, что Апостол, говоря о скромности в нарядах, изгоняет из них даже то, что служит лишь признаком богатства, — золото, бисеры, многоценные ризы. Но если это так, то не гораздо ли больше должно быть изгоняемо то, что служит признаком одной пустой суетности, — притиранья, подкрашивание век, жеманную походку, изнеженный голос, взгляд влажный и всякого блуда исполненный, изысканность, с какою накидывают на себя покрывало или надевают платье, искуснейшим образом устроенный пояс, вычурную обувь. На все это он указывает, говоря: в украшении честном, — равно как и словами: со стыдением и целомудрием.— Будьте, умоляю вас, снисходительны ко мне; потому что слово мое не с тою целию содержит в себе такое резкое обличение, чтобы уязвить или опечалить вас, но чтобы удалить от стада моего все чужое».
δδ) В дело учения не вмешиваться и быть в отношении к мужчинам в подчинении (2, 11−12)
Такожде и жены во украшении лепотном, со стыдением и целомудрием, да украшают себе, не в плетениих, ни златом, или бисерми, или ризами многоценными
Чтобы также и жены.
Желаю, говорит, чтобы и женщины без гнева и размышления воздевали чистые руки, не оскверненные грабительством и корыстолюбием. Ибо когда жена принуждает своего мужа доставлять ей драгоценные камни и золотые украшения, а он похищает чужое, то и она, конечно, похищает.
В приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя.
От женщин апостол требует чего-то большего, именно: одевать себя прилично, а не изысканно; потому что последнее считается неблагопристойным. Украшением называет такое платье, которое со всех сторон одевает и прикрывает, а не бесстыдно обнажает. Ибо он прибавляет: со стыдливостью и целомудрием.
Не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.
Ведь ты идешь молиться, а не плясать. Зачем же ты выдумываешь плетение волос на голове, завив локоны, драгоценные камни одни привесив, другими окружив себя со всех сторон, а третьи приделав к обуви, — что это, как не крайний позор? И это не чрез слезы ли бедных, вдов и сирот? Ты лишаешь вдову бедной, простой одежды, чтобы попирать ногами жемчуг! Ужели не велико еще долготерпение Божие? Ты пошла с намерением просить отпущения грехов, а украшаешь себя так, как будто выходишь на сцену! Прекрасно, действительно, сокрушение сердечное и Бог, без сомнения, услышит тебя, обливающуюся слезами бедняков. Если же Павел запрещает то, что служит только признаком богатства, то еще более — то, что относится к излишней суетности, как, например, натирание щек, подкрашивание глаз, изнеженный голос, влажный взгляд и прочее.
Ст. 9−10 чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию
Апостол хочет, чтобы женщины как при молитве присутствовали бы в приличном одеянии, так и всегда в жизни своей украшали себя не плетением волос (ср. 1Пет 3:5−6), но добрыми делами, со стыдливостью и целомудрием, свойственными по преимуществу женскому полу. Под «добрыми делами» разумеются вообще хорошие поступки и, в частности, благотворительность.
Источник: Толковая Библия.