Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Тимофею 2 глава 8 стих)

βουλομαι (#1089) praes. ind. med. (dep.) предназначать, хотеть, желать, с inf. Это выражение указывает на авторитет апостола (Bengel). προσευχεσθαι praes. med. (dep.) inf. от προσευχομαι (#4667) молиться, τους ανδρας асс. pl. от ανηρ (#467) муж, возмужалый, человек, мужчина. Это слово используется здесь, чтобы подчеркнуть обязанности мужчин-верующих, τοπος (#5536) место. Имеется в виду публичное поклонение (RW). επαιροντας praes. act. part, от επαιρω (#2048) поднимать, простирать. Praes. выражает одновременное действие. Part, средства: "Я желаю, чтобы все молились, протирая руки вверх". В древности язычники, иудеи и христиане все молились, протягивая руки к небу, с ладонями, обращенными вверх (Kelly; SB, 2:261; 4:645; DGRA, 16; ММ). Существовало время для особых молитв, но кроме того существовали дневные домашние молитвы и частые спонтанные молитвы. Молящиеся надеялись, что Бог услышит их и ответит (ABD, 5:449). οσιος (#4008) святой. Это слово обозначает нечто, соответствующее божественным наставлениям и предназначению. Это набожное, чистое и непорочное действие, согласно велениям Бога. Руки святы, если не участвовали в делах грешной похоти (Huther; NIDNTT; Trench, Synonyms, 328; TDNT). οργη (#3973) гнев, ярость, διαλογισμος (#1369) колебания, размышления. Это слово обозначает сомнения и споры. По отношению к молитве это скорее всего "сомнение" (Guthrie); или же, по отношению к святым рукам, это слово значит "споры", "ссоры" (Kelly).


Учебная Библия МакАртура (1 Тимофею 2 глава 8 стих)

2:1−8 Ефесская церковь, очевидно, прекратила молиться за потерянных, поэтому Павел убеждает Тимофея отвести молитвам первое место. Иудейские лжеучителя в Ефесе, искажая благовестие и учение о спасении, утверждали, что спасение предназначено только для иудеев и прозелитов — язычников, обратившихся в иудаизм. Они ограничивали евангельские молитвы. Религиозная избранность (спасение только для избранных) принижала значение и необходимость молитвы за потерянных.


Комментарии МакДональда (1 Тимофею 2 глава 8 стих)

2:8 Здесь апостол снова возвращается к теме молитвы в собрании. В центре внимания стоят те, кто должен направлять народ Божий в молитве. Вступительные слова «итак желаю» выражают активное и богодухновенное желание Павла в этом вопросе. Итак, Павел говорит, что молитвой в собрании должны руководить мужи (то есть мужчины), а не женщины. И он имеет в виду всех мужчин, а не только пресвитеров.

Может показаться, что выражение «на всяком месте» означает, что каждый христианин может молиться в любое время, независимо от того, где он в этот момент находится. Но так как речь здесь все-таки идет о молитве в собрании, то и смысл стиха лучше истолковать как указание, что где бы смешанная группа христиан не собиралась для молитвы, руководить ею должны мужчины, а не женщины.

Далее следуют три требования к тем, кто молится вслух. Во-первых, они должны воздевать чистые руки. Но ударение здесь делается не столько на позе молящегося, сколько на его внутренней жизни. Его руки должны быть чистыми, святыми. Руки здесь символизируют весь образ жизни человека.

Во-вторых, он должен быть без гнева. Если кто-то, без колебаний дающий выход своему гневу, встает в церкви, чтобы говорить с Богом от имени присутствующих, это выглядит нелепо. Наконец, он должен быть без сомнения. Это, вероятно, значит, что молящийся должен верить в способность и желание Бога услышать молитву и ответить на нее. Подводя итог вышесказанному, заметим, что от такого человека требуется чистота и праведность в его личной жизни, любовь и мир в его отношениях с другими людьми, безоговорочная вера Богу.


Толкование Мэтью Генри (1 Тимофею 2 глава 8 стих)

Стихи 1−8. Здесь:

I. Христианам вменяется в обязанность молиться за всех людей вообще, и особенно за тех, что стоят у власти. Тимофей должен был заботиться о том, чтобы эта обязанность выполнялась. Павел не предписывает ему никакой определенной формы молитвы, как должен был бы сделать, если бы намеревался связать служителей в этом вопросе, но дает общее указание, что должно совершать молитвы, прошения, моления, благодарения: прошения о предотвращении зла, молитвы о ниспосылании добра, моления за других и благодарения за уже полученные милости. Павел считал, что для них вполне достаточно общих указаний, так как они имеют Священное Писание в качестве руководства по вопросам молитвы и вдохновение Духа Святого, излившегося в сердца их, поэтому не нуждаются в каких-либо дополнительных указаниях.

Заметим: христианская религия предназначена содействовать молитве, ученики Христа должны быть молящимися людьми. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время... Еф 6:18. Прежде всего надо молиться за самих себя, как подразумевается в данном тексте, а также молиться за всех человеков, за весь род человеческий вообще, и в частности за тех, кто нуждается в наших молитвах или желает их. Как видите, христианская религия весьма далека от сектанства: она учит людей всеобъемлющему милосердию молиться не только за своих, но также и за всех человеков. Молиться за царей, ст. 2. Хотя в те времена цари были язычниками, врагами христианства и гонителями христиан, тем не менее за них следовало молиться, так как гражданское правительство и соответствующие лица, на которых возложено управление, необходимы для общественного блага, поэтому мы должны молиться за них, хотя сами и страдаем от них.

За царей и за всех начальствующих, то есть за нижестоящих правителей. Мы должны молиться о них и благодарить за них, молиться об их благоденствии и благоденствии их царств; это значит, что мы не должны участвовать в заговорах против них, чтобы при мире их и мы могли бы жить в мире, воздавая благодарность за них и за то благоденствие, каким пользуемся под их управлением, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте. Обратите здесь внимание на то, что мы должны желать, чтобы Бог так управил сердцами царей, так направлял и использовал их, чтобы мы могли проводить жизнь тихую и безмятежную. Он не говорит: «Чтобы нам процветать, богатеть, приобретать славу и силу во время их правления»; нет, все стремления доброго христианина должны сводиться к тому, чтобы проводить в этом мире жизнь тихую и безмятежную, довольствуясь своим скромным положением. Мы должны желать как себе, так и другим проводить жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (англ. — честности. — Прим. переводчика), подразумевая при этом, что не можем надеяться сохранить спокойствие и мир, если не храним благочестие и честность. Будем помышлять о нашем долге, и тогда сможем надеяться на покровительство Бога и правительства. Во всяком благочестии и чистоте. Наш христианский долг выражен здесь в двух словах: благочестие, то есть правильное поклонение Богу, и чистота, то есть доброе поведение со всеми людьми. Эти два качества должны дополнять друг друга. Мы не можем быть чистыми перед людьми, если у нас нет благочестия, если не исполняем своего долга перед Богом. И не можем быть поистине благочестивы, если нечестны в отношении людей. Мы можем заметить здесь:

1. Христиане должны быть людьми, уделяющими много времени молитве: они должны пребывать в молитве и совершать прошения, моления, благодарения.

2. В своих молитвах мы должны проявлять такую же серьезную заботу о других, как и о себе, должны молиться за всех человеков и благодарить за всех человеков; мы не должны ограничиваться в своих молитвах и благодарениях только самими собою и своими семьями.

3. Молитва должна состоять из различных частей: прошения, моления и благодарения; мы должны молиться о милостях, в которых нуждаемся, и благодарить за уже полученные милости; должны умолять о прощении как своих собственных грехов, так и грехов других людей.

4. Необходимо молиться за всех людей, в том числе за царей и начальствующих. Они нуждаются в наших молитвах, ибо сталкиваются с многими трудностями, с множеством сетей, связанных с их высоким положением.

5. Молясь о правителях, мы идем самым верным путем к достижению тихой и безмятежной жизни. Иудеям было повелено заботиться о благосостоянии Вавилона, куда они были отведены в плен, и молиться за него Господу, ибо при благосостоянии его и они могли иметь мир, Иер 29:7.

6. Если мы хотим проводить жизнь тихую и безмятежную, то должны жить во всяком благочестии и чистоте, исполняя свой долг перед Богом и людьми. Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей, уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему, 1Пет 3:10−11. Причина, какую он приводит для этого: ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, то есть этого требует Евангелие Христа. Мы обязаны делать то, что угодно Спасителю нашему Богу, и пребывать в этом постоянно.

II. Чтобы объяснить, почему мы должны молиться о всех людях, Павел показывает Божию любовь ко всему роду человеческому, ст. 4.

1. Одна причина, почему мы должны молиться за всех людей, состоит в том, что существует один Бог для всех, и Он простирает Свое благоволение на весь человеческий род. Бог один (ст. 5), и только один, другого нет и не может быть, ибо не может быть, кроме одного, бесконечного. Этот единый Бог хочет, чтобы все люди спаслись, Он не хочет смерти грешника (Иез 33:11), но желает всем благоденствия и спасения. Это не означает, что Он постановил всех спасти, ибо тогда бы все люди были спасены, но что воля Его в том, чтобы все спаслись, и никто не погибает, кроме как по своей собственной вине, Мф 23:37. Он желает, чтобы все спаслись и достигли познания истины, то есть спаслись назначенным Им путем и не иначе. Это обязывает нас достигать познания истины, ибо это есть путь к спасению; Христос есть путь и истина и жизнь.

2. Существует один Посредник, и этот Посредник предал Себя для искупления всех. Как милость Божия распространяется на все Его творение, так посредничество Христа распространяется на всех сынов человеческих, так как Он уплатил цену, достаточную для спасения всего человечества. Он обеспечил новые отношения человека с Богом, так что он уже находится не под законом как заветом дел, но под законом как правилом жизни. Они под благодатью, не под заветом невинности, но под новым заветом: Он предал Себя для искупления всех. Заметьте: смерть Христа была выкупом. Мы заслужили смерть. Христос умер за нас, чтобы спасти нас от смерти и ада. Он принес этот выкуп добровольно, выкуп за всех людей. Он умер, чтобы совершить общее спасение, ради этого Он принял на Себя роль Посредника между Богом и человеком. Посредничество предполагает наличие ссоры. Грех поссорил человека с Богом. Иисус Христос — Посредник, взявший на Себя обязательство примирить человека с Богом, уподобляясь арбитру, который кладет свою руку на обоих, Иов 9:33. Он предал Себя для искупления о чем было в свое время свидетельство, то есть в ветхозаветное время; о Его страданиях и последующей за ними славе было предсказано, что они должны открыться в последние дни, 1Пет 1:10. И они были открыты, Павел был поставлен проповедником и апостолом, чтобы возвещать язычникам добрую весть об искуплении и спасении через Иисуса Христа. Павел был уполномочен проповедовать это учение о посредничестве Христа всей твари, Mк 16:15. Он был поставлен учителем язычников; кроме общего призвания к апостольству, Ему была поручена конкретная задача учить язычников, в вере и истине. Примечание:

(1) Это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, чтобы мы молились за царей и за всех людей, а также о том, чтобы нам проводить жизнь тихую и безмятежную; это является причиной, почему мы должны молиться о том и о другом.

(2) Бог хочет, чтобы спаслись все, поэтому дело не в недостатке желания Бога, а в недостатке желания грешников быть спасенными Его путем. Наш благословенный Господь указывал на это: Вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь, Ин 5:40. Я хотел собрать вас, но вы не захотели.

(3) Спасенные должны достигать познания истины, ибо это есть назначенный Богом путь для спасения грешников. Без познания сердце не может быть добрым, если мы не знаем истины, то не сможем и руководствоваться ею.

(4) Примечательно то, что здесь утверждается как единственность Бога, так и единственность Посредника; римская церковь могла бы с таким же успехом утверждать о множестве богов, как она утверждает о множестве посредников.

(5) Тот, Кто является Посредником в новозаветном смысле, отдал Себя для нашего искупления. Поэтому тщетны претензии римских католиков, что кроме Посредника-заместителя существует много посредников-ходатаев; ибо, согласно Павлу, предание Себя для искупления было необходимой частью служения Христа как Посредника, и это положило основанием для Его ходатайства.

(6) Павлу было поручено возвестить язычникам, что един Посредник между Богом и человеком, предавший Себя для искупления всех. Это есть сущность того, что должны проповедовать все служители до конца века, и Павел прославлял свое служение как апостола язычников, Рим 11:13.

(7) Служители должны проповедовать истину, которую они сами считают истиной, они должны сами веровать в нее; подобно апостолу Павлу, они должны проповедовать в вере и истине и быть верными и искренними.

III. Указание относительно того, как следует молиться, ст. 8.

1. В век Евангелия молитва не ограничивается каким-то определенным домом молитвы, но люди должны молиться на всяком месте: нет места, не подходящего для молитвы, и нет такого места, которое было бы угодно Богу более, чем другое, Ин 4:21. Чтобы на всяком месте произносили молитвы... Мы должны молиться в наших комнатах, в наших семьях, молиться за едой, молиться во время путешествия, молиться в торжественных собраниях, будь то общественных или частных.

2. Воля Божия в том, чтобы, молясь, мы воздевали чистые руки: Воздевая чистые руки, чистые от скверны греха, омытые в источнике, открытом для очищения от всякого греха и нечистоты.

3. Мы должны молиться с любовью: Без гнева, или злобы, или раздражения на кого-то.

4. Мы должны молиться с верой, без сомнения (Иак 1:6), или, как читают некоторые, без споров, и тогда это относится к разделу о любви.


Толкование отцов церкви (1 Тимофею 2 глава 8 стих)

Феофан Затворник (1815−1894)

Хощу убо, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления

Собирались на молитву не в одном месте, а в нескольких; во всяком, из таких мест, молитвы творить или исправлять богослужение Апостол заповедует мужам, жены же пусть слушают и молятся в безмолвии; но при сем все молящиеся должны быть непорочны, иметь чистую совесть, не питать неудовольствия на других и не держать сомнения, будто не услышит Бог. Таково общее очертание молитвословий церковных.

Хощу убо. Хощет Апостол Апостольским хотением, равносильным законоположению. Убо — связывает начинающуюся речь с предыдущею, и именно с первыми стихами сей главы (см.: 1 — 2). Там заповедано творить молитвы за всех, к чему нужда была присоединить прояснительные положения (см.: 3 — 7). Теперь опять возвращается к наставлениям о молитве и говорит: вообще же Церковные молитвословия совершайте так и так.

Хощу, да молитвы творят мужие. Собираясь вместе, пели псалмы пророка Давида и новые песни, сложенные по движению Духа, во славу Пресвятой Троицы, Христа Господа, Его смерти и воскресения, и о прочих таинствах христианских. Иные молитвы были читаемы вслух всех, большею частию из употреблявшихся уже, а иногда и новые, о коих, впрочем, надо заметить, что, после беспорядков в Коринфской Церкви, они не были Допускаемы без ведома и разрешения предстоятелей Церкви. Все такие молитвы, читаемые и поемые в общем собрании верных, должны, говорит Апостол, быть творимы мужами. Мужами, конечно, не всеми собравшимися, и не всяким по ряду. Ибо дарования были различны, и обязательно было для получивших дары сколько употреблять полученный дар во благо Церкви (см.: 1Пет 4:10), столько же не браться за дело, на которое не получил дарования. Почему надо полагать, что и молитвы в собрании верных были творимы мужами, получившими к тому дар. Как они обозначались? Имевшие расположение к читанию и говорению молитв были всем заметны. Они и отряжались обществом верных на творение молитв, вступали же в дело одни по молитвенном освящении, а другие — по таинственном рукоположении. Те и другие составляли клир. Святой Павел имел обычай заводить его всюду, где ни основывал Христовых Церквей (см.: Деян 14:23). Его, вероятно, разумеет он и под: мужие. Всякое собрание верных в Ефесе, конечно, имело и своего совершителя тайн, — предстоятеля, — и своих молитвословов. Об них и слово, —чтоб они творили молитвы, а другие не вмешивались произвольно в это дело; иначе в Церкви не может все идти благообразно и по чину (см.: 1Кор 14:40). Что говорит: на всяком месте, — это не имеет особого значения в настоящем предписании; ибо забота у Апостола не о месте молитвы, а о том, «каким образом нужно молиться» (святой Златоуст). Слова эти наводят, однако ж, на некоторые сторонние соображения. Храмов еще не было; собирались на молитву в домах, которые какими-либо боголюбцами были отдаваемы на сие святое дело. Когда один дом не мог вмещать всех веровавших в городе или селе, назначали другой, третий и так далее. Так и в Ефесе был не один дом. Апостол предписывает: во всяком месте, где собираются верующие на молитву, молитву творить должны мужие, разумея определенных мужей, τους ανδρας.— Во всяком месте. Так исполнилось проречение Господа: грядет час, егда ни в горе сей (Самарянской), ни во Иерусалимех поклонятся Отцу (ср.: Ин 4:21) — и пророческое видение: на всяком месте фимиам приносится имени Моему и жертва чиста (ср.: Мал 1:11). Иудеи имели одно место для богослужения; им не позволительно было в Другом месте приносить Богу жертвы. «Апостол вводит противоположные тому постановления и, освободив от этой необходимости, говорит, что наши обычаи не таковы, каковы у иудеев. Ибо, подобно тому, как обо всех повелевает он приносить молитвы, потому что за всех умер Христос, и для всех, говорит он, я проповедую; так равным образом молиться нам хорошо везде» (святой Златоуст, блаженный Феодорит).

Воздеюще преподобныя руки. «Воздевать руки и молиться свойственно было иереям Ветхого Завета» (блаженный Феодорит). То же делать Апостол велит и христианским мужам, исправляющим общественное богослужение. Но Апостольское же предание есть, как говорит Василий Великий, христианам, при совершении молитв, творить на себе крестное знамение. В нашем богослужении совмещается то и другое: и воздеяние рук, и крестное знамение, сопровождаемы бывая поклонами поясными и земными. Воздеяние рук ум к Богу возносит, а крестное знамение — путь восхождения к Богу показывает: ибо дверь приближения к Богу — крест Христов

Но Апостол при сем не столько на внешность обращает внимание, сколько на состояние души; почему не просто сказал: воздеюще руки, — по: руки преподобныя, — то есть не запятнанные никаким пороком. Святой Златоуст говорит: «что значит: преподобныя? Чистые. А что значит: чистые? Конечно, — не водою вымытые, а чистые от любостяжания, убийств, хищения, уязвления». Блаженный Феодорит то же выражает так: «Апостол повелевает делать сие (воздевать руки) преподобно, —то есть освободившись от всякой неправды и от всякого беззакония», —или «очистив их милостынею» (Экумений), «которая била бы из них, как из ключа бьет вода» (блаженный Феофилакт). Так это слово требует приступать к молитве с чистою совестию и с чистым сердцем. «Ибо руки тогда лишь бывают преподобны и святы, когда сердце чисто» (Амвросиаст).

Без гнева и размышления. В состоянии гнева и невозможно молиться. «И во время молитвы разве кто-либо гневается?» (святой Златоуст). Но помнить зло можно и при молитве; потому что это чувство тихо и скрытно. Когда наверху молитва, внизу может скрытно утаиваться злопомнение. Наши все толковники и разумеют здесь памятозлобие. «Пусть душа молящегося будет чиста и свободна от всякой страсти, пусть никто не приступает к Богу с враждою, пусть никто не приступает с негодованием» (святой Златоуст). «Так узаконил и Господь: если придешь принести дар твой ко олтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем, и шед смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой (ср.: Мф 5:23 — 24)» (блаженный Феодорит). И еще: егда стоите молящеся, отпущайте, аще что имате на кого (Мк 11:25) (см.: святой Златоуст). «Итак, Апостол учит, что в молитве надлежит быть мирну духом, если желаем, чтоб она принесла плод» (Амвросиаст).

Без размышления, χωρις διαλογισμου, — без раздумывания, без колебания в мыслях, услышит ли Бог. Просящему чего-либо молитвенно святой Иаков предписывает: да просит с верою, ничто же сумняся. Сумняйся бо уподобися волнению морскому ветры возметаему и развеваему. Да не мнит человек он, яко прнимет что от Бога (ср.: Иак 1:6 — 7). Так разумеют все наши толковники. Святой Златоуст: «что значит: без размышления? Послушаем. Значит, что не нужно нисколько сомневаться в том, что мы будем услышаны. Ибо Господь говорит: елика аще воспросите верующе, приимете (ср.: Мф 21:22)». Феодорит: «без размышления — значит: без сомнения, веруя, что непременно получишь, чего просишь». Экумений: «без размышления, — то есть без раздумывания, услышит ли меня Бог? Не всуе ли, не напрасно ли я молюсь? Ибо надлежит быть уверену, что Бог услышит, если просим у Него того, что Ему любезно, чисты суще». Феофилакт: «размышлением назвал Апостол сомнение и учит, чтоб молящийся молился без сомнения и колебания в мыслях, получит или не получит, чего просит; только бы просил сообразного с волею Божиею, —духовного, и без гнева и с чистыми руками».—«Если таким образом приступаешь, то во всяком случае получишь просимое. Ибо аще вы, лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф 7:11)» (святой Златоуст).

Игнатий (Брянчанинов) (1807−1867)

Хощу убо, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления

Под именем мужей Апостол разумеет христиан, достигших христианского совершенства. Только совершенным христианам свойственно молиться без гнева и размышления, то есть в глубоком мире, в чистейшей любви к ближнему, без малейшего памятозлобия к ближнему и осуждения его, без развлечения посторонними помыслами и мечтаниями (без размышления). Таковые могут на всяком месте и во всякое время приносить молитву Богу, воздевая и вознося к Нему преподобные руки: ум и сердце, очищенные от страстей, освященные Духом.

Источник: Приношение современному монашеству. О непрестанной молитве.


К христианам, достигшим совершенного о Господе возраста, относятся слова святого Апостола Павла: «Хощу убо, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления» (1Тим 2:8), то есть бесстрастно и без всякого развлечения или парения. Свойственное мужу еще несвойственно младенцу.

Источник: Аскетические опыты. Том 1. Чин внимания себе для живущего посреди мира.

Икумений Триккский

Ст. 8−10 Хощу убо да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления. Такожде и жены во украшении лепотном, со стыдением и целомудрием да украшают себе, не в плетениих, ни златом, или бисерми, или ризами многоценными, но, еже подобает женам обещавающымся благочестию, делы благими

Но почему же Иисус Христос запрещал молиться пред всеми: ты же, сказал Он, егда молишися, вниди в клеть твою (Мф 6:6). Этим Спаситель не запрещал молиться на всяком месте, а сказал это потому, что с особенною заботливостью предостерегал от молитвы на показ. Равным образом когда Он говорил да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя (Мф 6:3), то не о руках говорил, а о том, чтобы мы не творили милостыни на показ. Место не имеет здесь никакого значения, но во всех таких случаях Спаситель заботился о том, чтобы мы ничего не делали на показ. Сверх сего, Апостол мог выразить этими словами и то, что нам не запрещено молиться на всяком месте, подобно тому как иудеям нельзя было приносить жертвы вне храма. Для нас всякое место хорошо, только бы мы воздавали преподобные руки, т.е. чистые, — чистые от хищения, любостяжания и убийств, очищенные милостынею. — Без гнева, т.е. без памятозлобия, без зложелательства. У разгневанного человека даже во время молитвы не прекращается ненависть к брату. — И размышления, — услышит ли меня Бог? не напрасно ли я молюсь? Нужно быть уверенными, что Бог услышит нас, если мы, будучи чистыми, просим у Него того, что Ему угодно. — Такожде и жены, т.е. я желаю, чтобы и они воздевали чистые руки без гнева и сомнения. Но от женщин апостол Павел требует нечто большее, именно — прилично одеваться. — Во украшении (ἐν καταστολῇ), т.е. в одежде, покрывающей со всех сторон, — лепотном, т. е. в одежде приличной, но не щегольской, чтобы привлекать взоры смотрящих. — Со стыдением и целомудрием. Не подражай, поэтому, распутным женщинам, бросающим бесстыдные и наглые взоры. — Не в плетениих… Не в театр ты пришла, а пришла оплакивать свои грехи. Одежда умоляющей не должна быть драгоценна, и плачущей о своих грехах не прилична эта помпа украшений. Но если Апостол запретил даже то, что служит признаком богатства, то тем более непозволительно изысканное щегольство, как напр. притиранья щек, подкрашиванья век, желанная походка, изнеженный голос, взгляд влажный и заманчивый, манера одеваться, заимствованная от распутных женщин, искуснейшим образом сделанный пояс, вычурная обувь. Все это Апостол изгоняет словами: «в приличном одеянии“. — Обещавающымся благочестию. Бывает и так, что на словах посвящают себя благочестию, а на деле отрекаются от него. Затем, так как слово делы может иметь разное значение, Апостол прибавил — благими.

Источник: Пастырские Послания апостола Павла.

Ефрем Сирин (~306−373)

Ст. 8−9 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою

Дав потом наставление, чтобы мужи молились без гнева и досады, он кроме того дает увещание и женам, призывая их к благоразумию, чтобы они бросили пустые наряды бесстыдства и позлащенные завивки волос, украшенные жемчугом, и драгоценную одежду.

Макарий Великий (~300−391)

Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения

Апостол говорит: «хощу, да молитвы мужие творят без гнева и размышлений» лукавых; потому что, по Евангелию, помыслы от сердца исходят (Мф 15:15). Посему, приступай к молитве, и обращай внимание на сердце свое и на ум; желай, чтобы чистая молитва воссылалась тобою к Богу, преимущественно же смотри при этом, нет ли чего препятствующего молитве, чиста ли молитва, занят ли ум твой Господом так же, как у земледельца — земледелием, у мужа — женою, у купца — торговлею; и когда преклоняешь колена свои на молитву, — не расхищают ли помыслов твоих другие?

Источник: Собрание рукописей типа II. Беседа 15.

Петр Дамаскин († XII в.)

Если мы и не имеем преподобных рук, то есть чистоты души и тела, то, по крайней мере, постараемся не иметь злопамятства и помыслов, ибо это значат слова апостола: воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления.

Источник: Творения. Книга вторая.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Хощу убо, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления

Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи

Как же Христос запрещает молиться на всяком месте? Так Он советует не делать этого на площадях, а повелевает входить для молитвы в комнату (Мф 6:6). Нет, Христос не запрещает молиться на всяком месте, а научает не делать этого из тщеславия, напоказ. Он напомнил только о комнате, подобно тому, как в изречении пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф 6:3). Он говорит не о руках, но указывает на чрезвычайную важность творить милостыню без тщеславия. Поэтому и Павел желает, чтобы мужчины молились на всяком месте, так как Христос не запретил этого. Сказал же он это для противопоставления молитве иудейской. Ибо молитва совершалась у них в одном месте, то есть в Храме Иерусалимском. А у нас не так: благодать беспредельна, и как молится христианин за всех, так и на всяком месте.

Воздевая чистые руки. Не о месте молитвы должно рассуждать со всею тщательностью, а об образе ее. Ибо он требует рук чистых от любостяжания, хищения, убийств, язв, — рук полных милостыни.

Без гнева и сомнения. То есть без злопамятства и возбуждения против брата своего. Апостол учит, чтобы молящийся молился без сомнения и колебания в мыслях, получит или не получит, чего просит. Как же это бывает? Отвечает: если ты не просишь ничего противного Его воле, — ничего недостойного Царя, но просишь всего духовного, с чистыми руками и без гнева.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения

Апостол доказал необходимость молиться за всех людей. Теперь он приступает к наставлениям относительно порядка совершения молитвы в общественном богослужении.

Итак, т. е. в силу того, что он, Павел, является руководителем и учителем верующих, о чем он сказал в 7-м стихе.

Желаю — правильнее: хочу (boulomai), высказываю решительно свою волю (ср. различие между qelw желаю и boulomai хочу в Ев. Mф. I:19).

На всяком месте — т. е. на всех местах, где собираются христиане для общественного богослужения.

Произносили молитвы — как видно из всего хода мыслей, молитвы от лица всей Церкви.

Мужи — т. е. мужчины. Женщинам апостол воспрещал активно выступать в общественном богослужении (1Кор XIV:34).

Воздевая чистые руки. Воздаяние рук при молитве было в обычае не только у Иудеев, но и у язычников.

Чистые руки — символ чистоты человеческих действий и поступков вообще.

Без гнева. — Христианам того времени естественно было иногда питать гневное раздражение против преследовавших их Иудеев и язычников.

Сомнения — и в отношении к успеху молитвы, и в отношении к людям, которые могли казаться молящимися и не заслуживающими молитвы.


Открыть окно