Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Тимофею 1 глава 4 стих)

προσεχειν praes. act. inf. от προσεχω (#4668) занимать свой ум, обращать внимание, заботиться, заниматься; obj. в dat. (BAGD). Inf. как параллель к предшествующему inf. (см. ст. 3). μυθος (#3680) миф, сказка, легенда, выдумка (NIDNTT, 2:643-47; TDNT; Dibelius). γενεαλογια (#1157) генеалогия, прослеживание родословной, построение генеалогического древа. В иудаизме после изгнания процветал острый интерес к родословным, и это сыграло роль в противоречиях между иудеями и христианами (Kelly; Jastrow, 1:575; Μ, Kidd. 4:1-14; Lea and Griffin; обстоятельный рассказ о генеалогии в древнем мире см. в RAC, 9:1145-268). Формы dat. являются прямыми дополнениями к гл. απεραντος (#596) бесконечный, непрекращающийся (Guthrie), εκζητησις (#1700) поиск, рассуждения, исследования, бесполезные раздумья (Lock; BAGD). παρεχουσι ν praes. ind. act. от παρεχω (#4218) причинять, устраивать, развивать (BAGD). Гномический praes., "они всегда устраивают", μαλλον (#3437) скорее, οικονομια (#3873) управление, передача ответственности дове¬ренному лицу, служение; они не преуспевают в выполнении обязанностей, возложенных на них Богом (Lock; Kelly; TLNT; TDNT).


Учебная Библия МакАртура (1 Тимофею 1 глава 4 стих)

1:3−11 Открыто требуя прекратить распространение ложного учения в ефесской церкви, Павел характеризует лжеучителей и их учение.


Комментарии МакДональда (1 Тимофею 1 глава 4 стих)

1:4 Павел также призывал Тимофея повелеть этим людям не обращать внимания на басни и бесконечные родословия. В наши дни невозможно узнать со всей определенностью, что это были за басни и родословия. Некоторые связывают их с легендами, появившимися в среде некоторых еврейских учителей. Другие предполагают, что здесь имеются в виду мифы и родословия гностиков. Небезынтересен тот факт, что современным сектам присущи эти же характерные черты. Об основателях лжерелигий создано много причудливых легенд, а родословия играют важную роль в мормонизме.

Подобные бесполезные темы лишь порождают вопросы и будят сомнения в умах людей. Они не производят Божьего назидания в вере. Весь план спасения определен Богом, чтобы пробуждать в сердцах людей веру, а не сомнения и споры. Людям в ефесской церкви вместо того, чтобы уделять внимание таким бесполезным темам, как басни и родословные, следовало бы посвятить себя распространению великих истин христианской веры, которые производят веру, а не сомнения.


Толкование Мэтью Генри (1 Тимофею 1 глава 4 стих)

Стихи 1−4. I. Заголовок послания, где указывается, от кого оно послано: Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа... Верительные грамоты апостола были неоспоримы. Он имел не только назначение, но и повеление, не только от Бога, Спасителя нашего, но и от Иисуса Христа: он был проповедником Евангелия Христова и служителем Царства Христова. Заметьте: Бог есть наш Спаситель. Иисуса Христа, надежды нашей. Иисус Христос — это надежда христиан, вся наша надежда на вечную жизнь основана на Нем. Христос в нас есть упование славы, Кол 1:27. Тимофея он называет своим сыном, потому что был орудием обращения его и потому что Тимофей служил ему, как сын, служил ему в благовествовании, Флп 2:22. Тимофей добросовестно исполнял свой сыновний долг по отношению к Павлу, а Павел для него был безупречно заботливым и нежным отцом.

II. Благословение: ...благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего. Некоторые отмечают, что в то время как во всех посланиях, адресованных церквам, апостольское благословение включает только благодать и мир, в двух посланиях Тимофею и в послании Титу оно содержит благодать, милость и мир, как если бы служители более других нуждались в милости Божией. Служители больше нуждаются в благодати Божией, чем другие, для того чтобы верно исполнять свои обязанности, и они больше других нуждаются в милости Его для прощения допускаемых ими ошибок. Если Тимофей, такой выдающийся служитель, нуждался в милости Божией, в ее возрастании и сохранении, то насколько больше нуждаемся в этом мы, современные служители, кому так недостает его превосходного духа.

III. Павел говорит Тимофею, для какой цели он был поставлен на это служение: ...я просил тебя пребыть в Ефесе... Тимофей намеревался пойти вместе с Павлом, не желая лишаться его покровительства, но Павел настоял на своем, так как это было необходимо для служения. Я просил тебя, — говорит он. Хотя он имел право повелевать ему, но предпочел, ради любви, попросить его. Задачей Тимофея было позаботиться об утверждении как служителей, так и членов церкви: ...увещаватъ некоторых, чтобы они не учили иному — не тому, что приняли, чтобы они ничего не прибавляли к учению Христа под видом улучшения его или исправления и не изменяли в нем ничего, но держались его в том виде, в каком оно было передано им. Заметьте:

1. Служители обязаны не только проповедовать истинное евангельское учение, но и не проповедовать никакого другого учения: Если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема, Гал 1:8.

2. Уже во времена апостолов делались попытки исказить христианское учение (Мы не повреждаем слова Божия, как многие... 2Кор 2:17), иначе данное Тимофею поручение было бы излишним.

3. Он должен был заботиться не только о том, чтобы самому не проповедовать никакого иного учения, но и требовать от других ничего не добавлять от себя к учению Евангелия и ничего не отнимать от него, но проповедовать чистое и неповрежденное учение Христа. Он должен постараться отвратить их от занятия баснями и родословиями бесконечными, а также словопрениями. Об этом часто повторяется в обоих посланиях Тимофею (1Тим 4:7; 1Тим 6:4; 2Тим 2:23) и в послании Титу. Как из среды иудеев были некоторые, что пытались внести в христианство нечто от иудейства, так и среди бывших язычников были стремившиеся добавить что-нибудь из язычества. «Берегись их, — говорит апостол, — будь на страже, иначе они извратят и разрушат вашу веру, ибо они производят больше споры, нежели Божие назидание в вере». То, что производит споры, не может назидать; что дает повод для сомнительных словопрений, скорее содействует разрушению церкви, чем ее созиданию. Я полагаю, по той же самой причине, что все, производящее больше споры, чем Божие назидание, должно быть отвергнуто нами, как например, вопросы о непрерывной последовательности служителей от апостольских до наших дней, об абсолютной необходимость епископского звания и о значении служителя в сообщении эффективности святым таинствам, которые совершаются его руками. Все они так же негодны, как иудейские басни и бесконечные родословия, ибо приводят нас к безвыходным трудностям и угрожают потрясти основы надежды христианина, наполняя его ум сомнениями и страхами. Во всех своих беседах служители должны ставить своей целью Божие назидание, чтобы христиане возрастали в благочестии, в уподоблении благословенному Богу. Заметьте также: Божие назидание должно быть в вере; Евангелие есть основание, на котором мы строим; мы приходим к Богу в самом начале путем веры (Евр 11:6) и этим же путем, по тем же принципам веры, должны быть назидаемы. Служители должны избегать, насколько это возможно, всего, что производит споры, и настаивать на важных практических истинах, не могущих вызвать их. Ибо споры, даже о великих и необходимых истинах, отвлекают умы от главной цели христианства и уничтожают сущность благочестия, которая состоит как в вере, так и в практическом хождении и послушании, чтобы мы не подавляли истину неправдою, но хранили таинство веры в чистой совести.


Толкование отцов церкви (1 Тимофею 1 глава 4 стих)

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

И не занимались баснями.

Баснями он называет не сам закон, но наблюдения и ложные догматы.

И родословиями бесконечными.

Они перечисляли обычно дедов и прадедов, мечтая тем присвоить некоторую историческую славу. Бесконечными назвал или потому, что восходят к отдаленным временам, или потому, что не имеют никакой доброй цели, или потому, что не имеют ясности, трудно уловимы и запутанны. Вероятно, что апостол здесь намекает и на эллинов, ибо у них есть мифы и родословия, в которых они перечисляют своих богов.

Которые производят больше споры (ζητ''σεις), нежели Божие назидание в вере.

То есть Бог ввел такое домостроительство, чтобы в нем все было принимаемо верой, а они вводят изыскания, расстраивают это домостроительство Божие. Или что Бог восхотел даровать нам великое и явил о нас неизреченное домостроительство. Это-то домостроительство благости Его вводит вера, а никак не происхождение. Между тем они вводили изыскания. Как это может быть? Как мы будем верить относительно будущего? Изыскание изгоняет веру. Впрочем, для чего Господь сказал: ищите, и найдете (Мф 7:7)? и еще: исследуйте писания (Ин 5:39)? Первое выражение — ищите — говорит о прошении, сильном желании; второе — исследуйте — значит: изучите подлинный смысл Писаний, узнайте их и прекратите всякое исследование.

Лопухин А.П. (1852−1904)

и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.

Баснями и родословиями. Некоторые толкователи видят здесь указание на начатки гностицизма («родословия» так называемых эонов), но с таким мнением нельзя согласиться. В посл. К Титу апостол (Тит I:14) прямо называет эти басни «иудейскими» и след. и здесь вероятнее всего разумеет различные ходившие между иудеями баснословные рассказы, составившие впоследствии содержание иудейской Гаггады. «Родословия» также вероятно были заимствованы из иудейства, которое вообще очень интересовалось родословными таблицами своих великих людей.

Бесконечными апостол называет родословия в том смысле, что в них никогда не дойдешь до конца, а будешь уходить все дальше и дальше в область древности.

Споры. Здесь разумеются не объективные расследования дела, а проникнутые субъективным настроением оспаривания всяких общепринятых истин, совсем не нужные для церковного общества.

Божие назидание — т. е. созидание (oikodomian) Богом чрез восстановленных Им служителей церкви. По некоторым кодексам здесь нужно читать: Божие домоправление (oikodomian), но смысл места от такой перемены выражения почти не изменяется. Апостол, несомненно, хочет сказать, что «общество верующих созидается и утверждается в вере христианским единомыслием… Напротив, исследования и споры, производимые всяким противным Евангелию учением, служат к расстройству слушающих (2Тим II:14) и нарушают единство церкви». (Полянский с. 231 и 232).


Открыть окно