Экзегетический синтаксис (Даниел Б. Уоллас) (1 Тимофею 1 глава 17 стих)

Проблема с тем, можно ли считать данный род.п. определительным, заключается во множественном числе. Однако, если бы число было единственным, то рассматриваемое выражение не обозначала бы “вечный царь” ( так как фраза “царь века” подразумевает царя временного ). RSV, NRSV переводят этот стих как “царь веков” ( Перевод “царь веков” соответствует род.п. подчинения, то есть “господствующий над веками”; ), ASV и прочие как “вечный царь”.


Экзегетический синтаксис (Даниел Б. Уоллас) (1 Тимофею 1 глава 17 стих)

Проблемой с тем, чтобы считать род.п. определительным ( как это сделано вASV и др. ), является множественное число. Однако, если бы число былоединственным, то фраза не обозначала бы “вечный царь” ( “царь века” подразумевает царя временного ). RSV, NRSV интерпретируют это как род.п.подчинения: “царь веков”.


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Тимофею 1 глава 17 стих)

αφθαρτος (#915) нетленный; то есть защищенный от тления, бессмертный (Kelly), αορατος (#548) невидимый, незримый.


Учебная Библия МакАртура (1 Тимофею 1 глава 17 стих)

1:12−17 Свидетельство Павла о своем спасении в этих стихах являет контраст между правильным пониманием закона Павлом и неправильными представлениями лжеучителей, между славой истинного благовестия и пустотой лжеучения.


Комментарии МакДональда (1 Тимофею 1 глава 17 стих)

1:17 Думая о том, как чудесно в Своей благодати поступил с ним Бог, Павел изливает сердце в прекрасном славословии. Трудно сказать, адресовано ли оно Богу Отцу или же Господу Иисусу. Слова «Царь веков» указывают, казалось бы, на Иисуса, потому что именно Он назван Царем царей и Господом господствующих. Слово же «невидимый» скорее всего относится к Отцу: ведь Господь Иисус был видим для глаз смертных. Тот факт, что мы не в состоянии определить, какая Личность Троицы здесь имеется в виду, может служить указанием на Их абсолютное равенство.

О Царе веков говорится прежде всего как о нетленном, то есть неизменяемом, или же непреходящем. Бог по Своей сути также невидим. Люди видели явление Бога в ВЗ, и Господь Иисус явил нам Бога во всей полноте в видимой форме, но факт остается фактом: Сам Бог для глаз человека невидим. Дальше о Нем говорится как о едином премудром Боге. Вся мудрость в конечном счете приходит от Бога (Иак 1:5).


Толкование Мэтью Генри (1 Тимофею 1 глава 17 стих)

Стихи 12−17. Здесь апостол:

I. Воздает благодарность Иисусу Христу, за то что Он определил его на служение. Заметьте:

1. Ставить человека на служение это дело Христа, Деян 26:16−17. Бог осуждал ложных пророков в Израиле следующими словами: Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали, Иер 23:21. Служители не могут, строго говоря, сделать сами себя служителями, ибо это дело Христа как Царя и Главы, Пророка и Учителя церкви.

2. Кого Христос ставит на служение, того Он и готовит к нему, кого Он призывает, тех и наделяет способностями. Те служители, которые оказываются непригодными для своего дела, не имеющими способностей для него, не были поставлены Христом на служение, хотя и существуют различные таланты, как в отношении даров, так и в отношении благодати.

3. Тому, кого Христос ставит на служение, Он дает не только способности, но и верность: ...Он признал меня верным... Никто не может быть признан верным, кроме тех, кого признает таковыми Христос. Христовы служители — это преданные слуги, и они должны быть таковыми, ибо им вверено столь великое поручение.

4. Призыв к служению является великим благоволением Божиим, за что призванные к нему должны воздавать благодарность Иисусу Христу: Благодарю... Христа Иисуса Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение.

II. Чтобы более возвеличить благодать Христа, определившего его на служение, апостол описывает свое обращение.

1. Кем он был до своего обращения: ...хулитель и гонитель и обидчик... Савл дышал угрозами и убийством против учеников Господних (Деян 9:1), опустошал церковь, Деян 8:3. Он был хулителем Бога, гонителем святых, обидчиком и Бога, и святых. Многие из предназначенных Богом для великого и славного служения до своего обращения были предоставлены самим себе и предавались большим беззакониям: для того чтобы милость Божия могла более прославиться в их прощении, и благодать Его в их возрождении. Большие грехи не являются преградой для нашего примирения с Богом, нет, и даже для того, чтобы быть употребляемым Им для служения, если только мы искренно раскаемся в них. Заметьте здесь:

(1) Хула, гонения и обиды неимоверно большие и ужасные грехи, и тот, кто виновен в них, крайне грешен перед Богом.

(2) Искренне раскаявшиеся грешники не отказываются признать свое прежнее состояние, в каком они находились до своего обращения к Богу; апостол Павел часто рассказывал о своей прежней жизни, Деян 22:4; Деян 26:10−11.

2. Великое благоволение Бога к нему: ...но помилован... Это было поистине благословенное но, величайшее благоволение: такой великий мятежник обрел помилование своего Царя.

(1) Если бы Павел преследовал христиан сознательно, зная, что это дети Божии, то был бы, я уверен, виновен в непростительном грехе. Но так как он делал все по неведению, в неверии, то обрел милость. Заметьте:

[1] То, что мы делаем по неведению, менее преступно, чем то, что делается сознательно, хотя грех неведения тоже есть грех, ибо раб, не знавший воли господина своего и сделавший достойное наказания, будет бит, хотя и меньше, Лк 12:48. Неведение в некоторых случаях смягчает вину, но полностью ее не снимает.

[2] В основании поступков, совершаемых грешниками по неведению лежит их неверие: они не верили предупреждениям Божиим, иначе бы не стали делать то, что делали.

[3] Павел обрел милость по причине неведения и неверия: ...но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии.

[4] Это было помилование хулителя, гонителя и обидчика: «Но я, хулитель, гонитель и обидчик, был помилован».

(2) Апостол отмечает обильную благодать Иисуса Христа, ст. 14. Обращение и спасение великих грешников обязано благодати Христовой, Его изобилующей благодати, той самой, что открылась в Его славном благовестии (ст. 15): Верно и всякого принятия достойно слово, и далее. В этих словах — Христос Иисус пришел в мир — заключена суть всего Евангелия. Сын Божий принял на Себя нашу природу, сделался плотью и обитал среди нас, Ин 1:14. Он пришел в мир призвать не праведников, но грешников к покаянию, Мф 9:13. Его назначением в мире было искать, найти и спасти погибших, Лк 19:10. Это подтверждается словами: Верно и всякого принятия достойно слово... Эта благая весть достойна всякого принятия, и как бы она ни была хороша, тем не менее она истинна, ибо это слово верно. В заключение стиха Павел применяет его к себе: ...из которых я первый. Павел был грешником первого ранга, он сам признавал это, ибо дышал угрозами и убийством против учеников Господних. Гонители — это наихудшие из грешников, а Павел был гонителем. Признанием себя первым из грешников Павел выражал свое великое смирение. В другом послании он называет себя наименьшим из всех святых (Еф 3:8), здесь же — первым из грешников. Заметьте:

[1] Христос пришел в мир, и таким образом пророчества о Его пришествии исполнились.

[2] Он пришел спасти грешников, пришел спасти тех, кто не мог спасти самого себя или помочь себе сам.

[3] Хулители и гонители — это главные из грешников.

[4] Первые из грешников могут стать первыми из святых. Таковым был апостол Павел, ибо у него не было никакого недостатка против высших апостолов, 2Кор 9:5.

[5] Это великая истина, верное слово, которому мы можем доверять.

[6] Оно заслуживает принятия, того, чтобы мы все уверовали в него, для нашего утешения и ободрения.

(3) Павел говорит о милости, полученной им от Бога, несмотря на большие преступления, совершенные им до обращения:

[1] Он делает это для того, чтобы побудить и других к покаянию и вере (ст. 16): Но для того я и помилован, чтоб Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. Это было проявлением долготерпения Христа, что Он переносил человека, так много раздражавшего Его. И это должно было стать примером для всех других, чтобы самые величайшие грешники не отчаивались в милости Божией. Заметим здесь:

Во-первых, наш апостол был одним из величайших грешников, обращенных в христианство.

Во-вторых, он был обращен и помилован ради других, так же как и ради его самого, он был примером для других.

В-третьих Господь Иисус Христос показывает Свое великое долготерпение в обращении великих грешников.

В-четвертых, получившие милость веруют в Господа Иисуса Христа, ибо без веры Богу угодить невозможно.

В-пятых, верующие во Христа веруют в Него к жизни вечной, они веруют к спасению души, Евр 10:39.

[2] Павел вспоминает об этом, чтобы прославить Бога. Он не мог продолжать свое послание, не выразив благодарности Богу за Его благость к нему: Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь. Заметьте: Во-первых, та благодать, которая дает нам утешение, должна принести славу Богу. Кто сознает себя обязанным милости и благодати Божией, тот должен исполниться хвалой Богу. В данном тексте Бог прославляется как Царь веков нетленный. Во-вторых, познав Божию доброту, мы не должны забывать прославлять Его, Его благие помыслы о нас должны не ослаблять, но возбуждать в нас возвышенные помыслы о Нем. Бог проявлял особую заботу о Павле, удостоил его общения с Собою, и однако Павел называл Его Царем веков нетленным. Милостивое отношение Бога должно наполнять нас восхищением Его славными свойствами. Он вечный Бог, без начала дней и без конца их и без тени перемены. Он есть Ветхий днями, Дан 7:9. Он бессмертен и является источником бессмертия, единый имеющий бессмертие (1Тим 6:16), ибо Он не может умереть. Он невидим, ибо Его невозможно видеть смертными очами, Он обитает в неприступном свете, никто из людей Его не видел и не может видеть, 1Тим 6:16. Он единый премудрый Бог (Иуд 1:25), Он единственный бесконечно премудрый и является источником всякой мудрости. «Ему слава во веки веков», или: «Да буду я вечно возносить Ему честь и славу, как это делают тысячи тысяч», Откр 5:12−13.


Толкование отцов церкви (1 Тимофею 1 глава 17 стих)

Феофан Затворник (1815−1894)

Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу, честь и слава во веки веков. Аминь

«Воспомянув о благодеяниях Божиих, Апостол обращает язык к песнословию» (Феодорит). Апостолу Павлу обычно при истолковании дела воплощенного домостроительства возноситься к Богу в благодарении и славословии. Так и здесь, восшедши к созерцанию неизреченной премудрости и благости Божией в том, что по отменении закона открыл Он пространную дверь спасения в Господе Иисусе для всех хотящих веровать в Него, славословить Бога. Честь и слава Богу, благоволящему спасать грешных!

Помянув, что Бог в вере всем открыл дверь спасения с обетованием жизни вечной, Апостол именует Бога Царем веков, нетленным, в показание, что исполнение такого обетования Бог держит в руках Своих. Как нетленный, жизнь в Себе имеющий непрестающую, не заимствованную и не истощающуюся, Он дает и верующим жизнь, как Царь веков, — жизнь вечную и, как невидимый, — такую вечную жизнь, которой подобия не найдем ни в чем видимом. — Премудрость Божия, столь ясно проявленная в творении, наипаче воссиявшею зрится в воплощенном домостроительстве. Почему Апостол, подвигнутый к славословию созерцанием сего домостроительства, величает Бога здесь, — как и везде, — премудрым. — Честь и слава, Божеское поклонение и славословие, — да будет или да воздастся.

Наши толковники преимущественно обращают при сем внимание на то, к Кому относится сие славословие. Блаженный Феодорит пишет: «поелику Апостол показал, что Владыка Христос есть податель стольких благ, то, желая научить, что сделано сие по благоволению Бога Отца и содействии Божия Духа, от единого Лица перешел к общему естеству и вознес песнопение Троице и, умолчав о Лицах, песнословит Божие естество. Ибо нетрудно и узнать, что сказанное принадлежит не только Богу Отцу, но и Сыну и Святому Духу. Ибо Царь веков — не один Отец, но и Единородный Сын, — так как Он есть Творец веков, — а также и Дух Святый, — так как и Его вечным назвал Божественный Апостол, сказав: иже Духом Святым (греческое: αιωνιου — вечным) принесе Себе непорочна Богу (Евр 9:14). Также и нетление и невидимость свойственны и Сыну и Духу. А как сие таким образом приведено в ясность, то и имя Бога, поистине, есть имя Единой Троицы. Ибо, кроме Нее, нет иного Бога по естеству».

То же и у других. Блаженный Феофилакт прилагает нечто к истолкованию слов: единому премудрому. Это, — говорит, — сказано «для того, чтоб показать, что хотя и Ангелы, и люди имеют премудрость, но настояще премудр один Бог, как источник и виновник премудрости, все же другие твари, имеющие премудрость, делаются причастными ее».

Святой Златоуст из слов: честь и слава — делает такое приложение. «Честь и слава воздается не словами. Поэтому, так как и Он почтил нас не словами, а самым делом, то и мы воздадим Ему честь самым делом». Продолжает сие приложение блаженный Феофилакт: «слава и честь, словом воздаваемая, являет нас только благодарными, а воздаваемая делом, делает нас подражателями Ему, — что гораздо больше. Бог требует от нас прославления Его и словом, чтоб мы любили Его, Ему внимали и повиновались и чрез это сами же получали пользу; подобно тому как и дивящийся (смотрящий) на славу солнечного света себе самому доставляет пользу, наслаждаясь светом и пользуясь им при делах своих, а не пользующийся им самому себе причиняет ущерб и лишение».

Ефрем Сирин (~306−373)

Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь

Царю же веков, соделавшему это со мною, живому, нетленному, непорочному и невидимому, давшему чрез Сына Своего откровение всем народам, Ему слава и честь во веки веков. Аминь.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь

Так как апостол сказал очень великое о Сыне, именно, что Он спасает отчаявшихся, то, чтобы кто-нибудь не подумал, что Отец лишен Своей славы, он воссылает и Ему славу. Все это общее и у Сына. Ибо и Он также царь веков. Если Он Творец веков, то как Он не царь, нетленный, невидимый по Божественности и единый мудрый? Он Сам и есть мудрость Отца. Это же нужно сказать и о Духе. Единому премудрому сказал не для противопоставления Отца Сыну и Духу; нет, но для того, чтобы показать, что хотя и ангелы и люди имеют премудрость, но по-настоящему премудр один Бог, как источник премудрости, все же другие твари, имеющие премудрость, делаются причастниками ее. Честь и слава не на словах только, но и в делах. Слава и честь, словом воздаваемая, являет нас только благодарными, а воздаваемая делом делает нас подражателями Ему, — что гораздо больше. Бог требует от нас прославления Его и словом, чтобы мы любили Его, Ему внимали и повиновались, и чрез это сами же получали пользу; подобно тому, как и дивящийся на славу солнечного света себе самому доставляет пользу, наслаждаясь светом и пользуясь им при делах своих, а не пользующийся им самому себе причиняет ущерб и лишение.


Открыть окно