Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Фессалоникийцам 3 глава 7 стих)

οιδατεpraes. ind. act. от: οιδα (#3857) знать. Недостаточный perf. сознач. praes. δει praes. ind. act. (#1256) необходимо. Везличныйгл. с inf. Словообозначаетлогическую необходимость, возникающую из обстоятельств (AS), μιμεισθαι praes. med. (dep.) inf. от μιμεομαι (#3628) подражать, передразнивать (см. 1 Фес. 1:6; ВВС), ητακτησαμεν aor. ind. act. от ατακεω (#863) быть вне строя, быть беспорядочным, быть праздным (см. обсуждение в 1 Фес. 5:14; Best).


Учебная Библия МакАртура (2 Фессалоникийцам 3 глава 7 стих)

3:7 подражать нам Павел призывает фессалоникийцев подражать ему (ср. ст. 9; 1Фес 1:6), поскольку сам он подражает примеру Христа (ср. 1Кор 4:16; 11:1; Еф 5:1).


Комментарии МакДональда (2 Фессалоникийцам 3 глава 7 стих)

3:7 Апостол не забросил изготовление палаток только потому, что знал о возвращении Господа Иисуса. Он действительно каждую секунду ожидал прихода Христа, но продолжал служить и трудиться, осознавая, что Господь может прийти и после окончания его жизни.


Толкование Мэтью Генри (2 Фессалоникийцам 3 глава 7 стих)

Стихи 6−15. Похвалив фессалоникийцев за их послушание в прошлом и выразив свою надежду на их послушание в будущем, апостол переходит теперь к наставлениям и указаниям относительно тех, кто поступал неправильно, чтобы устранить имевшиеся среди них беспорядки. Заметьте: даже в самой лучшей христианской общине могут быть плохие люди и могут случаться беспорядки, требующие исправления. По эту сторону неба совершенства не найти, однако плохие нравы приводят иногда к введению добрых законов. Существовавшие среди фессалоникийцев беспорядки, о которых стало известно апостолу, послужили поводом для добрых законов, которые мы находим в этих стихах; они остаются полезными и для нас, и для всех, кого они касаются.

I. Нарушения, имевшие место среди фессалоникийцев.

1. В общем, там были поступающие бесчинно, не по преданию, которое они приняли от апостола, ст. 6. Некоторые из братьев были виновны в бесчинном поведении: они жили беспорядочно, не по правилам христианства, не в соответствии со своим исповеданием христианской веры, не по предписаниям, переданным апостолом, которые они приняли и притязали на уважение их. Заметьте: кто принял Евангелие и исповедует свою покорность ему, должен и жить по Евангелию. Если же этого нет, то такого следует считать поступающим бесчинно.

2. В частности, среди них были такие, которые ничего не делали, а суетились, ст. 11. Апостол был так хорошо осведомлен об этом, что имел достаточно оснований, для того чтобы дать повеления и указания относительно таковых — как они должны себя вести и как следует церкви поступить с ними.

(1) Среди них были праздные люди, которые ничего не делали, не трудились. Это не означает, что они были пьяницами и чревоугодниками, но они были ленивыми, а потому бесчинными людьми. Никто не может оправдаться тем, что не делает никакого зла, каждый человек обязан делать добро в тех обстоятельствах и среди тех людей, где провидение поставило его. Возможно, эти люди придерживались неверных понятий относительно близости пришествия Христова (на основании неправильного понимания некоторых отрывков из первого послания), и это послужило для них поводом к тому, чтобы оставить свою работу и жить в праздности. Заметьте: использовать религию для прикрытия праздности или какого-либо другого греха означает оскорблять ее и впадать в грубое заблуждение. Если мы уверены, что день Господень близок, то должны невзирая на это исполнять свои повседневные обязанности, чтобы, когда Господь придет, Он мог найти нас трудящимися. Раб, ожидающий пришествия своего Господа, должен трудиться так, как Он повелел, чтобы быть готовым, когда Он придет. Или, может быть, эти бесчинные люди воображали, будто дарованная им во Христе свобода означала освобождение от трудовых обязанностей и занятий, связанных с их званием в этом мире, тогда как слово Божие призывает: Каждый оставайся в том звании, в котором призван, 1Кор 7:20. Быть усердным в нашем частном звании гражданина есть долг, требуемый от нас общим званием христианина. Или же, возможно, общая благотворительность бедным братьям, что существовала среди христиан в те времена, давала повод для некоторых жить в праздности, в расчете на материальную поддержку церкви. Какова бы ни была причина их праздности, но они заслуживали порицания.

(2) Были также среди них суетливые люди. Как следует из контекста, те же самые праздные люди были и суетливыми. Кажется, в этом есть некоторое противоречие, но в действительности так и бывает обычно: люди, не занимающиеся своим собственным делом или пренебрегающие им, склонны вмешиваться в чужие дела. Если мы праздны, то сатана и наше собственное развращенное сердце быстро найдут, чем нас занять. Человеческий ум необыкновенно деятелен, и если он не занят добрыми делами, то будет изобретать злые. Заметьте: суетливые люди — это люди, поступающие бесчинно, они склонны к пустому любопытству, любят вмешиваться в то, что их не касается, сами волнуются и возбуждают других волноваться по поводу чужих дел. Апостол предупреждал Тимофея (1Тим 5:13): При том же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.

II. Добрые законы, поводом для которых послужили эти плохие нравы. Заметим следующее:

1. Чьи это были законы: это были повеления апостолов нашего Господа, данные во имя их и нашего Господа, то есть были повелениями Самого Господа. Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа... ст. 6. И еще: Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом... ст. 12. Апостол говорит с властью и в то же время с мольбой: там, где надо устранить или предотвратить беспорядки, необходимо применять то и другое. Власть Христа внушает нам благоговение и послушание, а Его благодать и благость привлекает нас к Нему.

2. В чем состояли эти добрые законы и правила. Апостол дает указания всей церкви, повеления — бесчинным и наставления тем, кто хорошо себя вел.

(1) Его повеления и указания всей церкви.

[1] Как им следует обращаться с тем, кто поступает бесчинно (ст. 6): ...удаляться от такового, а затем иметь его на замечании и не сообщаться с ним, чтобы устыдить его, но не считать его за врага, а вразумлять, как брата. Мы должны тщательно соблюдать указания апостола относительно обращения с бесчинными братьями. При наложении церковных взысканий надо проявлять осторожность. Во-первых, того, кто подозревается или обвиняется в непослушании слову Божьему, поступающего вопреки ему, следует взять на замечание, то есть надо иметь достаточно доказательств его виновности, прежде чем предпринимать дальнейшие меры. Во-вторых, необходимо в дружеской форме увещевать его, указывая ему на его грех и напоминая о его христианском долге. Это должно быть сделано в частном порядке, Мф 18:15. Если же он не послушает, тогда, в-третьих, надо удалиться от него и не общаться с ним, то есть не поддерживать близких отношений и христианского общения с таковым. Это необходимо по двум причинам, а именно: чтобы нам не научиться его плохим путям, ибо кто поддерживает контакт с пустыми и праздными людьми, тот и сам рискует уподобиться им. Другая причина состоит том, чтобы устыдить и таким образом исправить согрешивших: чтобы праздные и суетливые люди, увидев, что их распущенное поведение вызывает отвращение у всех мудрых и добрых людей, могли устыдиться и начать вести себя более порядочно. Побудительным мотивом нашего удаления от согрешившего брата должна быть любовь к нему, хотя в то же время мы должны испытывать ненависть к его пороку; даже на того, кому церковь вынесла порицание, не следует смотреть как на врага (ст. 15), ибо если это порицание исправит его, то его честь и утешение могут быть восстановлены, а также его право на церковные привилегии как брата.

[2] Каким должно быть их общее поведение. Оно должно соответствовать примеру, какой оставили им апостол и бывшие с ним: Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам... ст. 7. Те, что насаждали веру среди них, оставили им добрый пример; служители и должны быть примером для стада. Долг же христиан состоит в том, чтобы поступать не только по преданиям апостолов и по учению, проповеданному ими, но также и по примеру, какой они оставили им, подражать им так, как они подражали Христу. В качестве конкретного доброго примера апостол приводит их трудолюбие, которое было так отлично от поведения бесчинных: «Мы не бесчинствовали у вас (ст. 7), мы не проводили свое время праздно, в праздных визитах, в праздных разговорах, в праздных занятиях». Они усердно трудились в своем служении, в проповеди Евангелия, а также и в добывании средств к существованию (ст. 8): ...ни у кого не ели хлеба даром... Павел справедливо мог бы потребовать материальной поддержки от церкви, так как проповедующий Евангелие имеет право жить от проповеди. Это справедливый долг народа Божьего перед своими служителями, и апостол имел власть, или авторитет потребовать его исполнения (ст. 9), но он отказался от своего права из любви к ним и ради Евангелия, чтобы быть примером для их подражания ему (ст. 9), чтобы они могли научиться, как заполнять свое время, как использовать его на то, что заслуживает одобрения.

(2) Тем, кто жил праздно, Павел повелевает исправить свое поведение и заниматься своим делом. Когда он был среди них, то дал им указания по этому вопросу, а также оставил добрый пример: Ибо, когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь, ст. 10. У иудеев была такая поговорка: Кто не трудится, тот не заслуживает еды. Трудящийся достоин пропитания, но чего достоин бездельник? Такова воля Божия, чтобы каждый человек имел какую-то профессию, был прилежным в ней и трудолюбивым; никто не должен жить, как бесполезные трутни. Таковые поступают из внутреннего стремления уничтожить приговор: В поте лица твоего будешь есть хлеб твой. Это не просто желание апостола, который сам был деятельным человеком и поэтому хотел, чтобы и другие были такими же; это была заповедь Господа Иисуса Христа, чтобы мы, работая в безмолвии, ели свой хлеб, ст. 12. Люди обязаны тем или иным образом зарабатывать себе на жизнь, иначе они едят не свой хлеб. Заметьте: труд противопоставляется праздности, и безмолвие — суетливости, то есть вмешательству в чужие дела. Мы должны стараться быть тихими и делать свое дело. Это превосходное, но редкое сочетание — быть деятельным и в то же время молчаливым, деятельным в своем собственном деле, но молчаливым в отношении чужих дел.

(3) Он увещевает тех, кто делает добро, не унывать, ст. 13. Он как бы хочет сказать им: «Продолжайте и преуспевайте. Господь с вами, когда вы с Ним. Смотрите, чтобы вам пребыть в том, что вы делаете, то есть в добрых делах. Держитесь своего пути, и держитесь его до конца. Никогда не следует оставлять своего дела, оно никогда не должно надоедать вам. Когда вы придете на небо, у вас будет достаточно времени для отдыха, ибо для народа Божия еще остается субботство».


Толкование отцов церкви (2 Фессалоникийцам 3 глава 7 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас

Великое дерзновение внушает учителю та мысль, что он может, ссылаясь на свои праведные дела, делать увещевания своим ученикам Поэтому Павел и сказал: сами знаете, как должны вы подражать нам Учитель должен больше научать жизнью, чем словом. Пусть никто не думает, что апостол сказал это, желая неумеренно похвалить себя: необходимость заставила его сказать это, и притом ради общей пользы.

Источник: Гомилии на 1-е послание к Фессалоникийцам

Феофан Затворник (1815−1894)

Ст. 7−9 сами бо весте, како лепо есть вам подобитися нам, яко не безчинновахом у вас, ниже туне хлеб ядохом у кого, но в труде и подвизе, нощь и день делающе, да не отягчим никогоже от вас: не яко не имамы власти, но да себе образ дамы вам, во еже уподобитися нам

Сами весте. Ученик учителю и дети родителям, естественно, располагаются подражать. Это и держится у них всегда в сознании. И солуняне, как ученики Апостола и как дети, рожденные благовествованием его, не могли не иметь влечения к подражанию ему. Но Апостол говорит о подражании, не как о деле сердца, а как о нравственно-обязательном долге. Не солунянам только, но и другим внушал он: подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу (1Кор 11:1). Апостолы были зерцало христианства. Словом они его истолковывали, а жизнию представляли на деле. Подражать им для верующего есть такой же долг, как быть верным вере во всем. И в житейском быту бывает так, что кто первый заводит порядки какие, тому все подражают; и подражание такое переходит из рода в род.

Како лепо есть вам подобитися нам. Как чиста была апостольская совесть! Как безукоризненно во всем поступали они, по всему требованию духа христианского! Живя открыто, в очах всех, они могли говорить: вот как живите! Они были уверены, что столько очей не могли видеть в них ничего укорного; а это потому, что чистыми себя видели и пред очами Божиими, ибо никогда сознательно и произвольно не склонялись они ни на что, о чем совесть свидетельствовала, что то противно воле Божией. Эта обоюдная уверенность и давала им дерзновение так говорить. Они были все пожерты Богу и Богом, и говорили так, движимые Духом, как Богу пожренные во всем. Святой Златоуст пишет: «Великое дерзновение внушает учителю та мысль, что он может, ссылаясь на свои праведные дела, делать увещание своим ученикам Поэтому Павел и сказал: сами весте, како лепо есть вам подобитися нам. Ибо учитель должен больше научать жизнию, чем словом. Пусть никто не думает, что Апостол сказал сие, желая неумеренно похвалить себя, ибо необходимость заставила его сказать сие, и притом ради общей пользы».

Затем из общей суммы достойных подражания дел своих Апостол останавливает внимание только на тех, которые по противоположности своей неисправному поведению некоторых солунян строго обличали их неисправность. Не безчинствовахом, говорит, ниже туне хлеб ядохом у кого. Отрицает в себе укорные стороны обличаемых. Следовательно, те бесчинствовали и туне хлеб ели. А этому не следовало быть, подобно тому, как не было того у Апостолов. Не безчинствовали, с греческого, — ουκ ητακτησαμεν — не жили бестактно. Следовательно, те, обличаемые, жили бестактно, не соображаясь ни с временем, ни с местом, ни с лицами, или жили беспорядочно, (ибо ταξις — порядок), то есть не по тем порядкам, к каким обязывало их звание, например, мужа, отца семейства и подобное, — жили беззаботно, в праздности, шатаясь без толку по площадям и рынкам, предаваясь народным утехам, гулянью и веселой жизни. «Бесчинием здесь Апостол называет бывание без труда и работы, как и выше. Ибо Бог положил быть человеку в труде и для того снабдил его пригодными к тому членами; так что, кто остается праздным, тот выступает из чина Божия» (Феофилакт).

Ниже туне хлеб ядохом у кого, не ели хлеба Даром ни у кого, хоть «если б и ели у кого, то это было бы не даром: достоин бо делатель мзды своея (Мф 10:9 — 10)» (Златоуст). Следовательно, те, обличаемые, туне хлеб ели, или тунеядствовали, жили на чужой счет. Может быть, и бражничали, ходя из дома в дом, чтобы поесть и попить, и тем истощая себя взаимно или тех из своего круга, кои имели какой достаток. Имея силы работать и тем доставать себе содержание, они не стыдились всякими неправдами подбиваться к другим и объедать их.

Но в труде и подвизе день и нощь делающе. Не туне хлеб ели, но делающе, то есть добывая его трудами рук своих. Не сторонний кто содержал нас даром, но мы сами кормились своими трудами. «Принесши к вам Евангелие, мы ни у кого ничего не брали, но день и ночь проводили мы в трудах, чтоб чрез то приобрести необходимое для пропитания» (Феодорит). День и нощь, не та мысль, что только и делали, что работали, ибо надо было и есть, и спать, проповедовать в синагоге и по домам Апостол хочет сказать: ни днем, ни ночью никто не видал нас без дела. Все время, за удовлетворением естественных потребностей тела, было у нас употребляемо, кроме проповеди, на работы. И вот чего у некоторых из обратившихся солунян недоставало: чтоб спокойно сидеть дома и с терпением исправлять работы, какие кому поручены.

Да не отягчим никогоже от вас. Солуняне уверовавшие, конечно, не сочли бы в тягость содержание Апостолов, когда, как в первом послании сказано, они оказывали благотворение даже живущим в других местах. «Отягчением считается то, когда кто берет что у кого против воли» (Феодорит), или то даже, «когда кто дает другому не с великим усердием» (Златоуст). Но ни первого от Апостолов, ни второго от солунян ожидать нельзя. Чего бы не сделали они для святого Павла, которого возлюбили крепкою любовию, как сам засвидетельствовал? Но Апостол выставляет, чем особенно он побуждаем был действовать таким образом. Отеческая его любовь к обращаемым не позволяла ему хоть малостию какою беспокоить их. Она побуждала его все иждивать для них, ничего от них не требуя и не принимая. В послании к Коринфянам он указывает побуждением к тому — опасение воспрепятствовать успеху проповеди; а здесь — эту деликатность своего отеческого чувства. Выставляет же он ее на вид с тою особенно целию, чтоб тем резче обозначить безобразие тунеядства. Он хотел внушить, как замечает святой Златоуст, такой урок: «Если я, проповедник словес учения, побоялся отяготить вас, то тем более (должен бояться сего) тот, кто вам не приносит никакой пользы». Не яко не имамы власти. И Господь повелел проповедающим Евангелие от Евангелия жити (1Кор 9:14), когда, посылая на проповедь Апостолов, сказал им: в том же дому (в коем примут их) пребывайте, ядуще и пиюще яже суть у них (Лк 10:7). Все Апостолы так и делали. Вероятно, и святой Павел пользовался по временам сим правилом. Мог бы он воспользоваться им и у солунян, и, конечно, никто бы против этого ничего не посмел говорить. Но он этого не делал. Дух Божий, руководивший им, внушил ему другой образ действования, может быть, по характеру тех народов, среди которых суждено было ему распространять Евангелие.

Но да образ дамы вам, во еже уподобитися нам. К коринфянам пиша, другую выставляет цель, как замечено уже, именно, чтоб беспристрастнее принималась Евангельская проповедь; а здесь, чтоб дать пример. Чего же? — Трудолюбия, домоседства, степенности и добропорядочности. Это опять наводит на ту мысль, что, верно, праздношатайство, тунеядство, бражничество и гулячество составляли выдающуюся черту жизни солунян (в язычестве). Святой Павел заметил то с первого раза и тотчас же убеждать их стал к трудолюбию и степенности (стих 10). Но чтоб сильнее подействовать на них, сам начал с неутомимостию работать для своего содержания и бывших с ним. Пример в этом отношении, точно, мог действовать сильнее всякого слова. Образ действий святого Павла не мог не тревожить совести праздных ленивцев и не располагать их к трудолюбию. «Ибо если, -как замечает святой Златоуст, — святой Павел, который не имел необходимости (трудиться), а имел, напротив, возможность уволить себя от такого рода занятий и, взяв на себя такое великое дело, несмотря на то, трудился, и не просто трудился, но трудился ночь и день, так что мог и другим давать пособие, то тем более другие должны были так поступать».

Источник: Послание святого Апостола Павла к солунянам второе, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас

Как и должно вам подражать нам, потому что мы не безчинствовали у вас.

Источник: Толкование на 2-е послание к Фессалоникийцам

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром

Мы не бесчинствовали, то есть не оставались в праздности. Бесчинием здесь апостол называет ничего не делание, как и выше. Ибо Бог положил быть человеку в труде, и для этого снабдил его пригодными к тому членами; так что кто остается праздным, тот выступает из чина Божия. Заметь, что апостол назвал даровой пищей то, что получает от них содержание. Но оно не было даровым, потому что он проповедовал. А трудящийся достоин своего пропитания.

но занимались трудом и работою ночь и день

Обрати внимание на усиление речи. Если наученные нами чему-либо не почитают нас ради Бога, то мы негодуем, как будто получили самую сильную обиду.

чтобы не обременить кого из вас

Особенно тяжело брать от слушателей. В настоящем случае об этом и говорит апостол, потому что фессалоникийцы были бедны.

Источник: Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 7−9 ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, — не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам

Последний, живя среди них, не бесчинствовал, а жил трудом своих рук. Ап. уже ранее, в 1 Сол. 2:9, коснулся этого вопроса; но там речь шла об его бескорыстии и незаинтересованности; здесь же он переходить к другой стороне своей трудовой жизни в Ф. — ее независимости. Ап., как служитель Евангелия, мог рассчитывать на поддержку общины (смотри 1Кор 9:3−18), и имел право (ἐξουσία) требовать ее, но он не пользовался этою властью в Ф., чтобы своим трудовым образом жизни дать пример окружающим; он работал сам, чтобы своею зависимостью от других «не поставить какой преграды благовествованию Христову» (1Кор 9:12).

Источник: Толковая Библия. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам

См. также Толкование на 2 Сол. 3:5


Открыть окно