Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Фессалоникийцам 3 глава 6 стих)

στελλεσθαι praes. med. inf. от στελλω (#5097). Это слово изначально значило "готовить", "снаряжать", особенно по отношению к подготовке армии к походу или подготовке к путешествию по морю. Затем возникло значение "собирать" или "собираться", например, собирать вещи и увязывать их в тюк. Отсюда произошло значение внутренней подготовки или избавления от чего-л. Здесь имеется в виду избавление от братьев, которые сбились с пути (BAGD; Moore; Milligan). περιπατουντος praes. act. part, от περιπατεω (#4344) χοдить, вести образ жизни, παραδοσις (#4142) традиция, передаваемое учение. Это авторитетное учение апостола (TLNT). παρελαβοσαν aor. ind. act. от παραλαμβανω (#4123) получать, принимать передаваемое (TLNT; см. Кол. 2:6; 1 Кор. 11:23).


Учебная Библия МакАртура (2 Фессалоникийцам 3 глава 6 стих)

3:6 Завещеваем же вам Указания Павла были не простыми рекомендациями, а властными повелениями суда, которые объявлял Апостол (ср. ст. 4,6, 10,12). Здесь он требует, чтобы послушные христиане отделились и не сообщались с верующими, привыкшими к непослушанию. Это требование поясняется далее в ст. 14. преданию Были предания ложные (Мк 7:2−13; Кол 2:8) и истинные (ср. 2:15). Предания Павла заключались в преподанном им богодухновенном учении.


Комментарии МакДональда (2 Фессалоникийцам 3 глава 6 стих)

3:6 Создается впечатление, что некоторые святые в Фессалонике забросили работу, дававшую им средства к существованию, потому что напряженно ожидали возвращения Господа. Павел отнюдь не считает такое отношение высокодуховным и дает конкретные наставления, как поступать с такими братьями. Эти наставления он облек в форму повеления удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, то есть не желающего идти в ногу с остальными, отказывающегося работать и живущего за счет других (см. ст. 10−11). Верующие должны выразить такому брату свое неодобрение, прервав с ним всякие социальные контакты. Но его проступок, однако же, недостаточно серьезен, чтобы повлечь за собой отлучение от церкви.

Предание, которое фессалоникийцы приняли от Павла, гласило о необходимости усердно и неустанно трудиться, самому зарабатывая себе на жизнь.


Толкование Мэтью Генри (2 Фессалоникийцам 3 глава 6 стих)

Стихи 6−15. Похвалив фессалоникийцев за их послушание в прошлом и выразив свою надежду на их послушание в будущем, апостол переходит теперь к наставлениям и указаниям относительно тех, кто поступал неправильно, чтобы устранить имевшиеся среди них беспорядки. Заметьте: даже в самой лучшей христианской общине могут быть плохие люди и могут случаться беспорядки, требующие исправления. По эту сторону неба совершенства не найти, однако плохие нравы приводят иногда к введению добрых законов. Существовавшие среди фессалоникийцев беспорядки, о которых стало известно апостолу, послужили поводом для добрых законов, которые мы находим в этих стихах; они остаются полезными и для нас, и для всех, кого они касаются.

I. Нарушения, имевшие место среди фессалоникийцев.

1. В общем, там были поступающие бесчинно, не по преданию, которое они приняли от апостола, ст. 6. Некоторые из братьев были виновны в бесчинном поведении: они жили беспорядочно, не по правилам христианства, не в соответствии со своим исповеданием христианской веры, не по предписаниям, переданным апостолом, которые они приняли и притязали на уважение их. Заметьте: кто принял Евангелие и исповедует свою покорность ему, должен и жить по Евангелию. Если же этого нет, то такого следует считать поступающим бесчинно.

2. В частности, среди них были такие, которые ничего не делали, а суетились, ст. 11. Апостол был так хорошо осведомлен об этом, что имел достаточно оснований, для того чтобы дать повеления и указания относительно таковых — как они должны себя вести и как следует церкви поступить с ними.

(1) Среди них были праздные люди, которые ничего не делали, не трудились. Это не означает, что они были пьяницами и чревоугодниками, но они были ленивыми, а потому бесчинными людьми. Никто не может оправдаться тем, что не делает никакого зла, каждый человек обязан делать добро в тех обстоятельствах и среди тех людей, где провидение поставило его. Возможно, эти люди придерживались неверных понятий относительно близости пришествия Христова (на основании неправильного понимания некоторых отрывков из первого послания), и это послужило для них поводом к тому, чтобы оставить свою работу и жить в праздности. Заметьте: использовать религию для прикрытия праздности или какого-либо другого греха означает оскорблять ее и впадать в грубое заблуждение. Если мы уверены, что день Господень близок, то должны невзирая на это исполнять свои повседневные обязанности, чтобы, когда Господь придет, Он мог найти нас трудящимися. Раб, ожидающий пришествия своего Господа, должен трудиться так, как Он повелел, чтобы быть готовым, когда Он придет. Или, может быть, эти бесчинные люди воображали, будто дарованная им во Христе свобода означала освобождение от трудовых обязанностей и занятий, связанных с их званием в этом мире, тогда как слово Божие призывает: Каждый оставайся в том звании, в котором призван, 1Кор 7:20. Быть усердным в нашем частном звании гражданина есть долг, требуемый от нас общим званием христианина. Или же, возможно, общая благотворительность бедным братьям, что существовала среди христиан в те времена, давала повод для некоторых жить в праздности, в расчете на материальную поддержку церкви. Какова бы ни была причина их праздности, но они заслуживали порицания.

(2) Были также среди них суетливые люди. Как следует из контекста, те же самые праздные люди были и суетливыми. Кажется, в этом есть некоторое противоречие, но в действительности так и бывает обычно: люди, не занимающиеся своим собственным делом или пренебрегающие им, склонны вмешиваться в чужие дела. Если мы праздны, то сатана и наше собственное развращенное сердце быстро найдут, чем нас занять. Человеческий ум необыкновенно деятелен, и если он не занят добрыми делами, то будет изобретать злые. Заметьте: суетливые люди — это люди, поступающие бесчинно, они склонны к пустому любопытству, любят вмешиваться в то, что их не касается, сами волнуются и возбуждают других волноваться по поводу чужих дел. Апостол предупреждал Тимофея (1Тим 5:13): При том же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.

II. Добрые законы, поводом для которых послужили эти плохие нравы. Заметим следующее:

1. Чьи это были законы: это были повеления апостолов нашего Господа, данные во имя их и нашего Господа, то есть были повелениями Самого Господа. Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа... ст. 6. И еще: Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом... ст. 12. Апостол говорит с властью и в то же время с мольбой: там, где надо устранить или предотвратить беспорядки, необходимо применять то и другое. Власть Христа внушает нам благоговение и послушание, а Его благодать и благость привлекает нас к Нему.

2. В чем состояли эти добрые законы и правила. Апостол дает указания всей церкви, повеления — бесчинным и наставления тем, кто хорошо себя вел.

(1) Его повеления и указания всей церкви.

[1] Как им следует обращаться с тем, кто поступает бесчинно (ст. 6): ...удаляться от такового, а затем иметь его на замечании и не сообщаться с ним, чтобы устыдить его, но не считать его за врага, а вразумлять, как брата. Мы должны тщательно соблюдать указания апостола относительно обращения с бесчинными братьями. При наложении церковных взысканий надо проявлять осторожность. Во-первых, того, кто подозревается или обвиняется в непослушании слову Божьему, поступающего вопреки ему, следует взять на замечание, то есть надо иметь достаточно доказательств его виновности, прежде чем предпринимать дальнейшие меры. Во-вторых, необходимо в дружеской форме увещевать его, указывая ему на его грех и напоминая о его христианском долге. Это должно быть сделано в частном порядке, Мф 18:15. Если же он не послушает, тогда, в-третьих, надо удалиться от него и не общаться с ним, то есть не поддерживать близких отношений и христианского общения с таковым. Это необходимо по двум причинам, а именно: чтобы нам не научиться его плохим путям, ибо кто поддерживает контакт с пустыми и праздными людьми, тот и сам рискует уподобиться им. Другая причина состоит том, чтобы устыдить и таким образом исправить согрешивших: чтобы праздные и суетливые люди, увидев, что их распущенное поведение вызывает отвращение у всех мудрых и добрых людей, могли устыдиться и начать вести себя более порядочно. Побудительным мотивом нашего удаления от согрешившего брата должна быть любовь к нему, хотя в то же время мы должны испытывать ненависть к его пороку; даже на того, кому церковь вынесла порицание, не следует смотреть как на врага (ст. 15), ибо если это порицание исправит его, то его честь и утешение могут быть восстановлены, а также его право на церковные привилегии как брата.

[2] Каким должно быть их общее поведение. Оно должно соответствовать примеру, какой оставили им апостол и бывшие с ним: Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам... ст. 7. Те, что насаждали веру среди них, оставили им добрый пример; служители и должны быть примером для стада. Долг же христиан состоит в том, чтобы поступать не только по преданиям апостолов и по учению, проповеданному ими, но также и по примеру, какой они оставили им, подражать им так, как они подражали Христу. В качестве конкретного доброго примера апостол приводит их трудолюбие, которое было так отлично от поведения бесчинных: «Мы не бесчинствовали у вас (ст. 7), мы не проводили свое время праздно, в праздных визитах, в праздных разговорах, в праздных занятиях». Они усердно трудились в своем служении, в проповеди Евангелия, а также и в добывании средств к существованию (ст. 8): ...ни у кого не ели хлеба даром... Павел справедливо мог бы потребовать материальной поддержки от церкви, так как проповедующий Евангелие имеет право жить от проповеди. Это справедливый долг народа Божьего перед своими служителями, и апостол имел власть, или авторитет потребовать его исполнения (ст. 9), но он отказался от своего права из любви к ним и ради Евангелия, чтобы быть примером для их подражания ему (ст. 9), чтобы они могли научиться, как заполнять свое время, как использовать его на то, что заслуживает одобрения.

(2) Тем, кто жил праздно, Павел повелевает исправить свое поведение и заниматься своим делом. Когда он был среди них, то дал им указания по этому вопросу, а также оставил добрый пример: Ибо, когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь, ст. 10. У иудеев была такая поговорка: Кто не трудится, тот не заслуживает еды. Трудящийся достоин пропитания, но чего достоин бездельник? Такова воля Божия, чтобы каждый человек имел какую-то профессию, был прилежным в ней и трудолюбивым; никто не должен жить, как бесполезные трутни. Таковые поступают из внутреннего стремления уничтожить приговор: В поте лица твоего будешь есть хлеб твой. Это не просто желание апостола, который сам был деятельным человеком и поэтому хотел, чтобы и другие были такими же; это была заповедь Господа Иисуса Христа, чтобы мы, работая в безмолвии, ели свой хлеб, ст. 12. Люди обязаны тем или иным образом зарабатывать себе на жизнь, иначе они едят не свой хлеб. Заметьте: труд противопоставляется праздности, и безмолвие — суетливости, то есть вмешательству в чужие дела. Мы должны стараться быть тихими и делать свое дело. Это превосходное, но редкое сочетание — быть деятельным и в то же время молчаливым, деятельным в своем собственном деле, но молчаливым в отношении чужих дел.

(3) Он увещевает тех, кто делает добро, не унывать, ст. 13. Он как бы хочет сказать им: «Продолжайте и преуспевайте. Господь с вами, когда вы с Ним. Смотрите, чтобы вам пребыть в том, что вы делаете, то есть в добрых делах. Держитесь своего пути, и держитесь его до конца. Никогда не следует оставлять своего дела, оно никогда не должно надоедать вам. Когда вы придете на небо, у вас будет достаточно времени для отдыха, ибо для народа Божия еще остается субботство».


Толкование отцов церкви (2 Фессалоникийцам 3 глава 6 стих)

Василий Великий (329/30−379)

Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1Кор 13:13). Хотя это и подобное этому так определенно сказано Господом и апостолом, дивлюсь, говорю я, почему люди имеют столько попечения и знания об упраздняемом и прекращающемся, а о пребывающем, и особенно — о любви, которая больше всего и составляет отличительное свойство христианина, не только сами не имеют никакой заботы, но и старательным противятся и этим противлением исполняют сказанное: сами не входят, и входящим возбраняют входить Ср.: Мф 23:13; Лк 11:52. Потому молю и прошу: прекратив пытливое совопросничество и неприличные словопрения, довольствоваться тем, что сказано святыми и Самим Господом, и иметь мысли, достойные небесного звания, жить достойно Христова Евангелия в надежде вечной жизни и Небесного Царства, уготованного всем тем, которые сохраняют заповеди Бога и Отца, данные нам по Евангелию блаженного Бога Иисуса Христа Господа нашего в Духе Святом и истине.

Источник: Пролог 8 (о вере).


[Павел говорит:] Зная, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху (Рим 6:6). Этими словами мы научаемся, что крещеный во Христа в смерть Его крестится Ср.: Рим 6:3. и не только спогребается Христу и насаждается с Ним, но вначале сораспинается. Так мы наставляемся и в том, что, как тот, кто распинается, отделяется от живущих, так и тот, кто подобием смерти Его (Рим 6:5) сораспинается Христу, совершенно отчуждается от живущих по ветхому человеку; ибо Господь повелевает нам: Берегитесь лжепророков (Мф 7:15), а апостол говорит: Завещаем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас. Ведь так называемый ветхий человек означает всю совокупность и каждый в отдельности грех и скверну, как составляющие его члены.

Источник: О Крещении.

Феофан Затворник (1815−1894)

Повелеваем же вам, братие, о имени Господа нашего Иисуса Христа, отлучатися вам от всякаго брата, безчинно ходяща, а не по преданию, еже прияша от нас

Апостол прописывает здесь общий закон для поддержания христианского благоповедения; на частный случай, о коем будет речь ниже, здесь только легкий делается намек. Апостолы, проповедуя Евангелие, между верующими с самого начала заводили новые христианские порядки жизни, как они должны были себя держать в семействе, в обществе, в церкви, — и от лица Господа дали неотложный закон: кто не будет так жить, от того отлучайтесь. Этим совершался молчаливый суд и отлучение виновных от общества христианского, ибо когда от них отлучались, то они естественно становились отлученными. Отсюда выходит, что по намерениям Господа и святых Апостолов христианские общества все, в целом своем составе, должны быть строгими исполнителями заповедей и непорочными по нравам и что соблюдение такой чистоты есть дело всего общества, будто закон самосохранения.

Повелеваем же. Прежде сказал: надеемся, что вы, что ни повелим вам, и творите, и сотворите. Теперь говорит: повелеваем же вам — вот что. Прямо указывает на предыдущее. Следовательно, то сказано было в видах сего; надежде той делает приложение, или указывает случай оправдать ее.

О имени Господа нашего Иисуса Христа. Имя стоит вместо лица. О имени — то же, что: Самим Христом Господом, или от лица Самого Господа, Его властию, нам данною на устроение Его царства на земле. Как бы так: «Не мы говорим это, но Христос» (Златоуст). «Он узаконяет сие чрез нас» (Феодорит). «Ибо что я говорю, то Он говорит» (Феофилакт). Говорит так Апостол «или в таком смысле: Христос да будет свидетелем, что мы дали вам такую заповедь, или в таком: изрекаемое мною слово не мое, но Его» (Экумений). Всячески изрекаемое повеление есть прямая воля Божия, непреложный закон, которого ни миновать, ни криво толковать нельзя. «Говоря таким образом, Апостол показывает, с каким страхом должно взирать на это повеление» (Златоуст). Вместе видно внушение, что отступление от сего повеления бросит тень на само Евангелие, и как бы на Самого Господа. Почему и строгость такая, чтоб сторонние не могли говорить: вон чему учат, вон какая их вера, вон какой их Христос

Отлучатися, «отделяться» (Феодорит), «отстраняться, удаляться» (Экумений), «отворачиваться» (Златоуст). Ниже говорит: не примешайтися; но вместе так, чтоб не как врага иметь неисправного, но как брата вразумлять таким к нему отношением (стих 14). Видно, что это больше, нежели только одно отстранение от участия в делах или в образе жизни. И этим могло выражаться внушение: мы вашею дорогою не ходим и вам не советуем, которое могло отрезвляющим образом действовать на неисправного. Видя, что участием не поощряют, а безучастием укоряют его поведение, брат мог приходить в себя и исправляться. Апостол говорит более, именно, чтоб, отлучаясь от брата бесчинного, его отлучали от себя, чтоб он видел себя отчужденным от христианского общества. В этом вся сила исправительной меры, установленной Господом чрез Апостолов; об этом пространную речь святого Златоуста приведем ниже.

Всякаго брата, то есть христианина, и поколику христианин есть. В послании к Коринфянам то же заповедует Апостол не примешатися к разным лицам беспорядочного поведения, но только к лицам, принадлежащим к христианскому обществу, то есть братиям. Ибо, говорит, если б от всех таких отдаляться положить законом, то следовало бы выйти из мира (1Кор 5:10).

Безчинно ходяща, «то есть живущего» (Златоуст), «такого, который живет без всякого чина, не по законам Божиим» (Экумений). Судя по тому, о каком бесчинии говорится ниже, под бесчинно ходящими здесь разумеются праздношатающиеся, ничего не делающие, удаляющиеся от полезных трудов и только в веселиях и утехах проводящие жизнь. Так понимают все наши богомудрые толковники. Но ничто не мешает разуметь под такими всяких нарушителей чина христианской жизни, вообще таких, которые живут не по преданию, принятому от Апостолов. Апостолы всюду заводили новые чины жизни, нравственно-религиозные, семейные, гражданские, и требовали непреложно их исполнения. Нарушители сих постановлений отступали от чина, оказывались бесчинными, бесчинно ходящими. От всех таких отлучаться и их тем от себя отлучать — был повсюдный апостольский закон, о котором во многих посланиях поминает Апостол. К римлянам пиша, например, заповедует уклоняться от всякого творящаго распри (Рим 16:17); в послании же к Коринфянам перечисляет всех такого рода лиц, говоря: ныне же писах вам не примешатися, аще некий брат именуем будет блудник, или лихоимец, или идолослужитель, или досадитель, или пияница, или хищник, с таковым ниже ясти (1Кор 5:11). Сколько такой закон был благотворителен тогда и как желать было можно, чтоб он и в наши времена был в силе, об этом пространно пишет святой Златоуст: «Апостол хочет, чтоб мы удалялись от всякого брата, бесчинно ходящего. Быть отлученным от целого общества братии тогда считалось великим бедствием. Поэтому Апостол подвергает всех сему наказанию. Так, в другом месте, именно в послании к Коринфянам, он сказал: с таковым ниже ясти (1Кор 5:11). А теперь большая часть людей считает это неважным, и все теперь слилось и пришло в расстройство: мы без разбора, как случится, вступаем в общение с прелюбодеями, с блудниками, с лихоимцами. Если надлежало удаляться от того, кто только, вследствие лености, нуждается в пособии других, то тем более от прочих. И, чтобы ты узнал, какой страх внушало отлучение от общения с братиею и какую пользу оно приносило тем, кто благодушно принимал такое наказание, послушай, как тот, который гордился своим грехом, который дошел до последней степени разврата, который совершил блуд, о каковом не упоминают даже язычники, который оставался нечувствительным к своей ране, ибо в этом состоит крайняя степень развращения, как этот (самый человек), который был столько порочным, до того смирился и укротился, что Павел сказал потом о нем: довольно таковому запрещение сие, еже от многих… темже утвердите к нему любовь (2Кор 2:6, 8). Ибо такой человек был тогда то же, что член, оторванный от остального тела. Причина того, почему тогда это внушало такой страх, была та, что тогда считалось великим благом быть в обществе верующих. Ибо тогда так жили в каждой Церкви, как (живут между собою) люди, обитающие в одном доме, которые подвластны одному отцу и участвуют в одной трапезе. Поэтому такое несчастие составляло для каждого удаление от такой великой любви. А теперь это не кажется чем-либо важным, потому что мы не считаем чем-либо важным и того, когда мы находимся во взаимном общении. Что прежде поставляемо было в ряду наказаний, то ныне, вследствие охлаждения любви, случается между вами не как наказание, мы удаляемся друг от друга из равнодушия. Ибо причину всех зол составляет отсутствие (в нас) любви; оно разрушило и уничтожило все великое и славное в Церкви, именно все то, ради чего должно радоваться».

Надобно заметить, что в словах: не по преданию, еже прияша от нас, предание, как очевидно, означает не учение, а порядки жизни, заведенные Апостолами, и обнимает оно все порядки. Порядки эти приняты христианскими обществами и хранились нерушимо, под титлом непреложного закона. От непосредственных приемников сих порядков, лично от Апостолов, они в неизменном виде перешли к преемникам их. Каковою Церковь вышла из апостольского века, таковою она образована непосредственно святыми Апостолами. Учение преподавалось словом и подтверждалось, где нужно, писанием. Порядки заводились делом, непосредственными распоряжениями, хоть поминались иногда и в посланиях. В настоящем месте предание разумеется фактическое, делом введенное в жизнь. Феодорит пишет: «Предание разумеется не словами, но делами». Другие толковники под преданием разумеют здесь и пример Апостола, ибо этим распоряжение Апостола о трудолюбной жизни скорее входило в жизнь между христианами и приобретало более силы. «Преданием, — говорит святой Златоуст, — называет Апостол то, что они видели в его поступках». Экумений так: «Предание, которое я предал вам делами, быв для вас примером». «Ибо собственно это есть предание», — дополняет Феофилакт. — Напрасно потому мудрость инославных неблаговолительно относится к этому святоотеческому пониманию.

Высказав общий закон, Апостол ведет теперь речь к приложению его у солунян. Прямо бы сказал: отлучаться от бесчинно ходящих есть неотложный закон; у вас есть бесчинные, так отлучайтесь от них. Но Апостол разъясняет наперед виновность этих бесчинников (7−10); затем определенно указывает порок обличаемых бесчинников (11); потом предлагает им исправиться (12). И уже коль скоро не послушают, отлучаться от них (13, 14).

Виновность бесчинников Апостол определил силою побуждений, какие они имели к тому, чтобы быть в чине. Побуждения эти они имели в примере самого Апостола, в том, как он жил и действовал, будучи у них (7−9), и в прямой заповеди, данной им (10). Побуждения из примера Апостолов так разъясняются: вы должны подражать нам; но мы, живя у вас, не бесчинствовали, не тунеядствовали, а день и ночь проводили в труде и подвиге. Следует и вам так действовать.

Источник: Послание святого Апостола Павла к солунянам второе, истолкованное святителем Феофаном.

Киприан Карфагенский (~200−258)

Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас

Вот голос свидетельства апостола: завещаваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас (2 Сол. 3:6), и в другом месте: Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их (Еф 5:6−7). Следует удаляться от намеренно согрешающих, следует даже бежать от них, чтобы кто-либо, присоединясь к поступающим бесчинно и шествуя с ними по путям заблуждения и порока, совратившись с истинного пути, не сделался и сам виновным в том же грехе. Бог один, и один Христос, одна Церковь Его, и вера одна, и один народ, совокупленный в единство тела союзом согласия. Единство не должно дробиться; также не должно дробить, и одно тело через разрыв связи не должно разрываться на куски терзанием отторженных внутренностей: все, что только отделилось от жизненного начала, не может, с потерею спасительной сущности, жить и дышать особою жизнью.

Источник: О единстве кафолической Церкви.

Ефрем Сирин (~306−373)

Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас

Повелеваем вам, братья, как Апостолы Христовы, чтобы удалялись вы от всякаго брата, поступающаго безчинно.

Источник: Толкование на 2-е послание к Фессалоникийцам

Иоанн Кассиан (IV—V вв.)

Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас

Наконец, тех самых, которых в первом послании [к фессалоникийцам] Павел ласкал мягкими словами, во втором послании, как не уврачевавшихся легкими средствами, он начинает врачевать острыми какими-то и жгучими лекарствами, не предпосылает им никакого пластыря мягких слов, никакого нежного, ласкового выражения, как там: «просим вас, братия», но завещаваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно (2 Сол. 3:6). Там просит, а здесь завещевает или повелевает. Там расположение ласкающего, здесь — строгость завещевающего и угрожающего. Завещаваем вам, братия, поскольку прежде нас просящих вы пренебрегали слушать; по крайней мере, ныне завещевающим повинуйтесь. И само завещевание не голым словом, но с заклинанием именем Господа нашего Иисуса Христа делает страшным, чтобы они как бы опять не презрели его, как простое, произнесенное обыкновенным человеческим голосом; не подумали, что нет нужды строго исполнять его. И тотчас, как искуснейший врач, гнилые члены, которым не мог доставить уврачевания легким лекарством, пытается врачевать надрезом посредством духовного ножа, говоря: завещаваем… удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас. Итак, он повелевает удаляться от тех, которые не хотят заниматься делом, и отсекать их как члены, поврежденные гнилостью праздности, чтобы болезнь бездеятельности, как смертельная зараза, распространяющейся гнилостью не повредила и здоровые части членов.

Источник: Постановления киновитян.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа

Часто мы говорили, что завещанием Павел называет более строгое наставление. Так и в настоящем случае, делая более строгое наставление, он говорит: не мы повелеваем, но Христос Ибо что я говорю, то Он говорит. А Он нигде не заповедал предаваться бездеятельности.

удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно

То есть удаляться от всякого, кто живет бесчинно, то есть без дела, хотя бы то был богатый, или бедный, или святой. Ибо те, которые отказываются от полезных занятий, обыкновенно скоро впадают в празднословие и равнодушие. А это и есть бесчиние. Каким образом? Таким: кто ничего не делает, тот выходит из порядка (чина), положенного учителем. Поэтому апостол прибавляет следующее.

а не по преданию, которое приняли от нас

Предание, которое я передал вам в своих поступках, сделавшись для вас образцом, ибо собственно это есть предание.

Источник: Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.


Открыть окно