Безмятежность христианина не зависит ни от каких обстоятельств этого мира. В ее основе лежит лишь Личность и труд Господа Иисуса. Мир не может ни дать ее, ни отнять. Но при любых жизненных обстоятельствах протянуть за ней руку должны мы сами. Мир — это не прекращение гонений, а спокойствие сердца, которое приходит от веры в Бога и которое не зависит от обстоятельств.
I. Чтобы Бог даровал им мир. Заметим:
1. Мир — это такое благословение, которое можно объявить или пожелать. Под миром мы можем понимать всякое благоденствие. В данном случае под ним понимается мир с Богом, мир души и совести, мир между собой и со всеми людьми.
2. Этот мир Павел желает им иметь всегда, чтобы они всегда имели все блага.
3. Мир во всем (англ. всеми средствами. — Прим. переводчика), чтобы как они пользуются всеми средствами благодати, так могли бы с успехом употреблять все средства и методы мира. Ибо мир нередко достигается с трудом, хотя всегда является желанным.
4. Чтобы Сам Господь дал им этот мир, так как Он есть Господь мира. Если мы имеем какой-то мир, то его дал нам Бог, Творец мира и согласия. Мы никогда не сможем достичь мира ни внутри себя, ни мира со своими ближними, если Бог мира не даст нам того и другого.
II. Чтобы присутствие Божие было с ними: Господь со всеми вами! Ничего больше нам не нужно, для того чтобы быть счастливыми и спокойными, ничего лучшего мы не можем пожелать ни себе, ни своим друзьям, чем благословенного присутствия Господа с нами и с ними. Оно будет направлять и охранять нас на всех путях, какими мы пойдем, и будет нашим утешением во всех обстоятельствах, в каких мы окажемся. Именно присутствие Божие делает небо небом, а землю — подобием его. Если Бог с нами, то не важно, где мы находимся; не имеет значения, что кого-то нет с нами, если Он с нами пребывает.
III. Чтобы благодать Господа нашего Иисуса Христа была с ними. Так апостол закончил и свое первое послание к Фессалоникийцам. Только благодаря благодати нашего Господа Иисуса Христа мы можем надеяться иметь мир с Богом и наслаждаться Его присутствием, потому что именно Он сделал далеких от Бога близкими Ему. Именно эта благодать, которая есть все во всем, может сделать нас счастливыми. Этой благодатью апостол восхищается и прославляет ее по всякому поводу, в ней он находит свое наслаждение и упование. Закончив этим благословением, или приветствием, написанным его собственной рукой, что было знаком, отличающим все его послания (в то время как остальное было написано секретарем), он позаботился о том, чтобы церкви, которым он писал, не были обмануты поддельными посланиями, что могло привести, как он знал, к опасным последствиям.
Будем благодарны за то, что, благодаря замечательному, особому попечению Провидения, мы имеем канон Священного Писания сохраненным в чистом и неповрежденном виде по истечении ряда веков, и не дерзнем что-либо добавить к нему или отнять от него. Будем верить в божественное происхождение Священных Писаний и сообразовывать нашу веру и жизнь с ними, как единственным и достаточным правилом, так как они могут умудрить нас во спасение верою в Иисуса Христа.
Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всяком образе. Господь со всеми вами!
Желание мира в конце посланий обычно святому Апостолу Павлу. Здесь оно может быть считаемо вызванным предыдущею речью. Сделанное им распоряжение и разлад, хотя цель у Апостола была всех любовию ввести в единонравие посредством тех исправительных мер. Вот он и молится, чтоб Господь сохранил и утвердил между ними крепкий и всесторонний мир. Апостол своею исправительного мерою точно будто разделяет; но не с тем, чтоб был разлад, а чтоб те, отделяемые, образумясь, обратились от пути своего неправого и, вступивши подобонравием в общение со всеми, дали возможность всем верующим насладиться теплым миром. Святой Златоуст пишет: «Смотри, как он, когда заповедует им то, что надлежит исполнять, запечатлевает свои увещания молитвою, налагая молитвы и моления, как некоторую печать на эти сокровища. Да даст вам мир. Так как, вероятно, из сего (то есть того, как он им велел относиться к непослушным) могли произойти распри, потому что одни стали бы более настойчивы, а другие менее уступчивы, то не без основания молится он о том». Экумений поясняет: «Знал, что из обличений и наказов рождаются распри, когда те, на коих они падают, упорствуют. Почему и просит им мира от Бога мира».
Мир всегда во всяком образе. «Чтоб вам быть в мире с Господом и друг с другом, и избавиться от козней сопротивников. Ибо сие значит: во всяком образе» (Феодорит). «Чтоб ниоткуда не иметь им повода к раздору, ни от слов, ни от образа действий. Ибо таким образом они без труда и тех (непослушных) сделают лучшими. Ничто столько не способствует к исправлению того, что мы желаем исправить, как мирное, безмятежное обращение и вразумление без гнева» (Феофилакт).
Господь со всеми вами. Это верх благожеланий христианских: ибо если Господь пребудет с ними, то с Ним будет изобильно множиться среди их и всякое благо во спасение. «Если, говорит, Он будет со всеми вами, то есть и с теми, коих надлежит исправлять, и с теми, кои исправлены, то все будет во благо. Не хотящих трудиться Он уврачует, а любящих труд утвердит в трудолюбии» (Феофилакт). Святой Златоуст дает при сем такой урок: «Об этом и мы можем просить для себя, если только будем исполнять то, что заповедал Господь. Ибо послушай, что говорит Христос ученикам Своим: се Аз с вами есмь до скончания века (Мф 28:20). Это сказано не только к ним (Апостолам), но и к нам, потому что из слов: до скончания века видно, что не только им обещано сие, но и всем тем, кто будет идти по следам их. Господь завещал: се Аз с вами, но это бывает только тогда, когда мы желаем сего. Ибо Он вовсе не будет с нами, если мы сами станем удаляться от Него. С вами, говорит, пребуду вовек. Не будем же отгонять от себя сей благодати».
Источник: Послание святого Апостола Павла к солунянам второе, истолкованное святителем Феофаном.
Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!
Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем, то есть, который вы однажды получили и который имеете в любви — тот и другой да будет у вас.
Источник: Толкование на 2-е послание к Фессалоникийцам
Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем
Всюду он запечатлевает свои увещания молитвой, налагая молитвы, как некие печати и знаки на том, что отложено в сокровищницу для хранения. Таким образом и здесь, так как, вероятно, у фессалоникийцев происходили распри вследствие таких случаев, когда одни — удаляемые — становились более ожесточенными, другие — состоятельные — уже не подавали таким людям с полной готовностью: справедливо апостол молится, чтобы мир всегда был между ними. Ибо о том они должны заботиться, чтобы всегда сохранять мир. И притом во всем, чтобы ниоткуда не иметь повода к раздору, ни от слов, ни от образа действий. Ибо таким образом, говорит, вы без труда и непослушных сделаете лучшими. Ничто так не способствует к исправлению того, что мы желаем исправить, как мирное, безмятежное обращение, и вразумление без гнева.
Господь со всеми вами!
Это и Господь обещал: и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф 28:20). Если, говорит, Он будет со всеми вами, то есть и с теми, коих надлежит исправлять, и с теми, кои исправлены, то все будет во благо. Не хотящих трудиться Он уврачует, а любящих труд утвердит в трудолюбии.
Источник: Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!
«Господь мира» — Господь Иисус Христос, если опираться на тот факт, что слово Κύριος у Ап. Павла всегда относится к Господу Иисусу Христу. Но сравни 1 Сол. 5:23. — «Со всеми вами» — не исключая и тех, кого Ап. только что обличал «в бесчинстве».
Источник: Толковая Библия. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам