Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Фессалоникийцам 2 глава 8 стих)

καιτοτεитогда, αποκαλυφθησεται fut. pass. ind. отαποκαλυπτω (#636) открывать (см. ст. 3). ανομος (#491) беззакон¬ный (см. ст. 3). ανελει fut. ind. act. отαναιρεω (#359) забирать, заканчиватьс, уничтожать (BAGD). στοματος gen. sing, отστομα (#5125) рот. καταργησει fut. ind. act. отκαταργεω (#2934) делатьбездейственным, упразднять, уничтожать, выводитьиздействия, επιφανεις (#2211) dat. sing. проявление, слава. Обычно это слово обозначало потрясающее великолепие, греки часто использовали его для описания славы богов (Morris; Τ; LAE, 373; Milligan, 148f).


Учебная Библия МакАртура (2 Фессалоникийцам 2 глава 8 стих)

2:8 И тогда откроется По определению свыше в середине скорби Бог допустит сатану, поддерживающего дух беззакония (ст. 7), который, наконец, сможет осуществить свое желание уподобиться Богу в том, что будет обитать в человеке, который исполнит его волю, как некогда Иисус исполнил волю Божью. Это соответствует Божьему плану об осуждении зла в День Господень. Господь… убьет Их смерть наступит от руки Божьей (ср. Дан 7:26; Откр 17:11), и этот человек, и его соучастник, лжепророк, будут брошены живыми в озеро огненное, горящее серою, и будут навечно отделены от Бога (Откр 19:20; 20:10). пришествия Своего Здесь пришествие Господа рассматривается не со стороны Восхищения Церкви, а со стороны Его пришествия для суда, когда Он победит силы сатаны и установит Свое Тысячелетнее Царство (Откр 19:11−21).


Комментарии МакДональда (2 Фессалоникийцам 2 глава 8 стих)

2:8 После того как Церковь будет восхищена на небеса, миру откроется беззаконник. В этом стихе апостол, опуская время успеха антихриста, сразу переходит к описанию его конечной участи. Создается впечатление, что он будет уничтожен почти сразу же, как откроется. Но это, конечно, не так. Ему будет позволено установить свое кошмарное царство, описанное в стихах 9−12, прежде чем он будет низвержен при приходе Христа как Царя царей.

Если мы правы, полагая, что человек греха откроется после восхищения и будет править вплоть до откровения Христа, то его безумная деятельность продлится примерно семь лет — длительность периода великой скорби.

Господь Иисус убьет его духом уст Своих (см. Ис 11:4; Откр 19:15), повергнет в прах явлением пришествия Своего. Слово Христа и яркое сияние (греч. еpiphaneia) Его появления (pаrоusia) — вот и все, что необходимо, чтобы положить конец режиму этого свирепствующего самозванца.

Явление пришествия Христа, как уже объяснялось, — это Его возвращение на землю, чтобы занять престол и царствовать тысячу лет.


Толкование Мэтью Генри (2 Фессалоникийцам 2 глава 8 стих)

Стихи 3−12. В этих стихах апостол опровергает ошибочное мнение, против которого он предостерегал фессалоникийцев, и объясняет им, почему они не должны думать, будто день Христов уже наступает. Несколько событий должны предшествовать второму пришествию Христа, в частности, должно иметь место I. Общее отступление: ...доколе не придет прежде отступление... ст. 3. Под этим отступлением не следует понимать отпадение в государстве, то есть отпадение от гражданского правительства, но отступление в сфере духовной, религиозной, отступление от здравого учения, от установленного богослужения, от церковного руководства и от святой жизни. Апостол говорит не об отступлении отдельных верующих из иудеев или язычников, но о некоем великом отступлении, которое будет всеобщим, хотя и постепенным, и даст возможность открыться антихристу человеку греха. Об этом, напоминает апостол (ст. 5), он говорил им, когда был с ними, с тем расчетом, несомненно, чтобы они не соблазнялись и не претыкались на этом. Мы должны заметить, что как только христианство утвердилось и укоренилось в мире, так сразу же началось и отступление. Так было и в ветхозаветной церкви: за периодами прогресса в религии следовали периоды упадка. Например: вскоре после того, как начали призывать имя Господа, всякая плоть извратила путь свой; вскоре после заключения завета Бога с Ноем люди начали строить вавилонскую башню, делая вызов небу; вскоре по заключении Богом завета с Авраамом потомки его эмигрировали в Египет; вскоре после насаждения и укоренения народа израильского в земле Ханаанской они забыли Бога и стали служить Ваалам; вскоре по возвращении из плена был общий упадок благочестия, как сообщают об этом книги Ездры и Неемии. Поэтому не следует удивляться тому, что вскоре после становления христианства должно было начаться отступление.

II. Откровение человека греха (ст. 3), то есть антихриста, возьмет свое начало из этого общего отступления. Апостол далее говорит об откровении беззаконника (ст. 8), подразумевая под этим, что тогда откроется его беззаконие на погибель его; здесь же он, по-видимому, говорит о его возникновении, которое будет вызвано общим отступлением, подразумевая при этом, что все виды лжеучений и разложения будут исходить от него. Большие диспуты велись по вопросу о том, кто или что подразумевается под человеком греха и сыном погибели. Если нельзя сказать с определенностью, что под ним подразумевается, в основном или исключительно, власть и тирания папства, тем не менее ясно, что сказанное здесь очень точно соответствует ей. Ибо заметьте:

1. Имена, какими названа эта личность, или, вернее, государство и власть, о которых говорится здесь. Он назван человеком греха, чтобы отметить его крайнее нечестие: он не только сам делает беззаконие, но и содействует греху и беззаконию других, одобряет грех и повелевает грешить. Он назван также сыном погибели, потому что сам обречен на верную гибель и является орудием погибели многих других, как тел, так и душ их. Эти имена очень подходят папскому государству, ему соответствует также:

2. Характеристика, приведенная здесь, ст. 4.

(1) Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею. Именно такими были епископы Рима: они не только противились Божьему авторитету и авторитету гражданских властей, но ставили себя выше Бога и земных правителей, требуя большего подчинения своим повелениям, чем повелениям Бога или гражданских властей.

(2) В храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Как Бог присутствовал в древнем храме и там было поклонение Ему, и как сейчас Он присутствует в Своей церкви и со Своей церковью, так и упоминаемый здесь Антихрист — это узурпатор божественной власти над христианской церковью, претендующий на божественные почести. К кому это может быть лучше применимо, как не к епископам Рима, которым давались такие богохульные титулы, как: Наш Господь Бог папа, Второй Бог на земле, Владычество Бога есть то же самое, что владычество папы ?

3. Его выдвижение, о котором здесь говорится, ст. 6 и 7. Относительно этого нам следует заметить два момента:

(1) Нечто препятствует или не допускает открыться ему, пока не будет взят удерживающий теперь. Предполагается, что это была Римская империя, которую апостол считал ненужным называть более прямо в то время; примечательно то, что пока эта власть существовала, она препятствовала епископам Рима подняться на высоту господства, какой впоследствии они очень быстро достигли.

(2) Тайна беззакония должна была постепенно достигать своей высоты. Так это и было в действительности: всеобщее извращение учения и поклонения в римской церкви происходило постепенно, узурпирование власти епископами Рима тоже было постепенным, не сразу, и благодаря этому тайна беззакония легко и незаметно пришла к господству. Апостол справедливо называет ее тайной беззакония, потому что нечестивые замыслы и действия скрывались под лживыми претензиями, по меньшей мере, они были скрыты от взора и наблюдения большинства. Под маской благочестия проникали предрассудки и идолопоклонство; под видимостью ревности о Боге и о Его славе процветали ханжество и преследования. Апостол говорит, что эта тайна беззакония уже тогда начала действовать — уже в действии. Еще во времена апостолов пришел враг и посеял плевелы. Уже в их дни были дела николаитов, то есть людей, притязавших на ревность о Христе, тогда как в действительности они были противниками Его. Гордость, тщеславие и любовь к миру среди пасторов церкви и начальствующих в ней, таких как Диотреф и подобные ему, были ранними проявлениями тайны беззакония, которая постепенно достигла ужасной высоты в видимой церкви Рима.

4. Описывается падение, или разрушение, царства антихриста, ст. 8. Имя главы этого антихристианского царства — беззаконник, то есть это беззаконная личность, которая утвердит человеческую власть вопреки и в противовес божественному владычеству Господа Иисуса Христа. Но когда он таким образом откроется как человек греха, когда это обнаружится перед миром, то это будет верным предзнаменованием его погибели и первым шагом к ней. Апостол заверяет фессалоникийцев, что Господь убьет и истребит его; убиение будет предшествовать его окончательному истреблению и будет осуществлено Духом уст Его, Его словом повеления. Чистое слово Господа, сопровождаемое Духом Божиим, обнаружит тайну беззакония и убьет и устранит власть антихриста. В свое время эта власть будет полностью и окончательно истреблена явлением пришествия Христа. Заметим: пришествие Христа для истребления беззаконника будет сопровождаться особой славой и исключительным великолепием.

5. Далее апостол описывает царство и правление этого человека греха. Здесь мы должны заметить:

(1) Его пришествие, или правление, будет, в общем, по действию сатаны, великого врага душ человеческих, противника Бога и людей. Он есть отец всякого заблуждения и лжи, заклятый враг истины, враг Иисуса и всех Его верных последователей. Более конкретно, оно будет с силою и обманом сатаны. Это царство будет претендовать на божественную поддержку, но в действительности это будет по действию сатаны. Будут претензии на знамения, видения, чудеса; именно посредством них папское владычество утвердилось вначале и поддерживалось ими. Однако это были ложные знамения для поддержки ложных учений, ложные чудеса, или только претензии на чудеса, которые служили их делу; в сущности это были подделки, или мошеннические приемы, рассчитанные на обман людей; эти диавольские уловки, с помощью которых поддерживалось антихристово царство, общеизвестны. Апостол называет их всяким неправедным обольщением, ст. 10. Другие могут называть это благочестивым обманом, но апостол называет неправедным и нечестивым обольщением. В сущности, всякий обман (все противоположное истине) является нечестивым. Человек греха будет применять много коварного искусства, выступая под различными благовидными масками, чтобы прельстить неосторожные и неустойчивые души своими лжеучениями и подчинить их своей власти.

(2) Описываются те, кто будут его добровольными подданными, или наиболее вероятно будут таковыми, ст. 10. Это те, что не приняли любви истины для своего спасения. Они слышали об истине, но не полюбили ее; они не могли выносить здравого учения и поэтому легко приняли ложное. Они имели некоторое представление о том, что истинно, но впали в сильные предрассудки и поэтому стали жертвой обольстителей. Если бы они любили истину, то были бы сохранены в ней и ею. Ничего нет удивительного в том, что они так легко оставили истину, которую никогда не любили. Эти люди названы погибающими, или потерявшимися; они находятся в погибельном состоянии, в опасности погибнуть навеки. Ибо:

6. Далее провозглашается о грехе и наказании подданных царства антихриста, ст. 11−12.

(1) Их грех состоял в том, что они не веровали истине, но возлюбили неправду. Они не любили истину и потому не верили ей, а так как они не верили истине, то находили удовольствие в неправде, в злых делах и любили ложные учения. Заметьте: заблуждающийся разум и порочная жизнь обычно сопутствуют и содействуют друг другу.

(2) Наказание их состоит в том, что пошлет им Бог действие заблуждения, так-что они будут верить лжи. Таким образом Бог накажет людей за их неверие, за их нелюбовь к истине и любовь к греху и злу. Это не значит, что Бог является виновником греха, но, оставаясь праведным, Он лишает иногда Своей благодати таких грешников, как упомянутые здесь: предает их сатане и его обольщению, предоставляет их самим себе, в результате чего, конечно, следует грех, самое худшее беззаконие, кончающееся вечной погибелью. Бог справедлив, совершая духовные суды и впоследствии подвергая вечному наказанию тех, кто не возлюбил истину Евангелия, не поверил ей, не жил в соответствии с ней, но предавался в уме своем ложным учениям, а в своей практической жизни и поведении — беззаконию.


Толкование отцов церкви (2 Фессалоникийцам 2 глава 8 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего

Для одних — запах смертоносный на смерть; а для других — запах живительный на жизнь (2Кор 2:16), то есть, обоняя это благоухание, одни спасаются, а другие — погибают; так, впрочем, что, если кто погибает, тот бывает сам виною своей погибели… И свет, как я прежде сказал, ослепляет слабых зрением. И таково свойство благ, что они не только усовершенствуют сродное им, но и губят противное; и в этом последнем случае особенно обнаруживается их сила. Так и огонь, не тогда только, когда светит или очищает золото, оказывается огнем и обнаруживает свойственную ему силу, но еще более тогда, когда пожигает терние. И Христос явит Свое величие, когда убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего антихриста.

Источник: Гомилии на 2-е послание к Коринфянам

Кирилл Иерусалимский

И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего

Придет предсказанный антихрист тогда, когда окончатся времена римского царства и приблизится скончание мира. Восстанут десять вместе римских царей и в различных, может быть, местах, но в одно и то же время, царствовать будут. После них одиннадцатый восстанет антихрист и восхитит власть над римским царством посредством злого волшебного искусства. Трех из них, которые воцарятся прежде его, он низвергнет, семь остальных имея в своей власти. Сперва он будет показывать приличное человеку славному и разумному здравомыслие и человеколюбие; и, обольстивши иудеев, как ожидаемый Христос, знамениями и чудесами, обманчивым и льстивым волхвованием, после ознаменует себя всеми злыми делами бесчеловечия и беззакония, так что превзойдет всех бывших до него неправедных и нечестивых людей. Против всех, и особенно против нас, христиан, будет он питать мысли убийственные, жестокие, немилосердные и в различных видах открывающиеся. В продолжение трех лет и шести месяцев он будет так поступать; а после того истреблен будет при втором славном пришествии с небес Единородного Сына Божия, Господа и Спасителя нашего Иисуса истинного Христа, Который, убив антихриста духом уст Своих, предаст его огню гееннскому.

Источник: Огласительные слова для просвещаемых.

Амвросий Медиоланский (~339−397)

И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего

Но что нам говорить о прочем? Мы принимаем, что Сам Господь Иисус Христос не только судил Духом, но и отмщал Им. И ведь Он не отомстит антихристу, если прежде не осудит его по заслугам, которого, как мы читаем, Господь Иисус убьет Духом уст Своих (2 Сол. 2:8). Ведь единство Божественной природы не может быть разделенным. И поскольку читается, что Дух есть меч Слова, то так и читается, что Слово есть меч Святаго Духа Бога. И поскольку на первый план выходит тот пример, что Господь Иисус убьет Духом уст своих. Однако здесь пребывает не приобретенная благодать, но личное единство, ибо ни Христос не может быть без Духа, ни Дух [без Христа].

Источник: О Святом Духе.

Феофан Затворник (1815−1894)

И тогда явится беззаконник, егоже Господь Иисус убиет духом уст Своих, и упразднит явлением пришествия Своего

И тогда, когда то есть не станет удерживающего, или он отстранится, сойдет со среды, явится, выступит на среду, родится и начнет действовать беззаконник, никакого закона знать не хотящий и действующий только по внушению губителя рода человеческого, в угоду своему развратному, злому и гордому нраву; он явится как всемирный владыка, которому все поклонятся, как означено выше. Всего хода дел, как он этого достигнет, не изображает Апостол, хотя приемы, какие он будет употреблять, указывает ниже. Здесь же говорит только наперед, что как великим ни покажется он, но Господь дохнет только, — и его не станет.

Егоже Господь Иисус убиет, лишит жизни, поразит насмерть, как человека смертного, достойного всякой кары. Духом уст Своих — или словом, или дохновением: скажет слово, или дохнет только, и жизнь того пресечется. По Экумению, дух уст есть повеление и приказ, и как бы дуновение. Еще Исайя провидел, что жезл из корене Иессеова… убиет нечестиваго духом устен Своих (Ис 11:1, 4). И в Апокалипсисе Христос Господь, наименованный Словом Божиим, изображается так, что из уст Его исходит оружие острое, как видно, в знак решительности, скорости и непощадности праведного суда Божия и гнева, его сопровождающего; вследствие чего Он и зверя, и лживого пророка его, прельстившего многих знамениями своими, ввергнет в езеро огненное, горящее жупелом (Откр 19:15, 20). Можно потому положить, что и у Апостола здесь убиение духом уст есть окончательное решение участи беззаконника низвержением его в ад.

И упразднит, праздным сделает место его, исключит его из числа живых, — то же что и убиет. Греческое слово дает намек и на то, что с упразднением беззаконника Господь разорит, разделает и дела его. Вся помпа его, все призрачности обманчивые исчезнут, и все увидят ничтожность его и лживость показности его. Явлением пришествия Его, или актом пришествия, самим пришествием, или образом пришествия, тем видом, в каком оно совершится. То и другое означает, что как тает воск от лица огня, как исчезает дым пред лицем ветра, так пред лицем Господа, грядущего на суд, не постоит беззаконник и все дело его, все развеется как прах. Так величественно, всемощно и грозно для человека беззакония и всех грешников будет пришествие Господне! Блаженный Феодорит пишет: «Апостол, сколько можно было, показал великость Владычнего могущества. Ибо, пришедши с небес, говорит он, скажет только, и предаст конечной гибели губителя. Сие предвозвестил и пророк Исайя; ибо, сказав: изыдет жезл из корене Иессеова и описав, какой это жезл, присовокупил: и духом устен убиет нечестиваго» (Ис 11:1, 4).

Но думается, что в этом изображении можно видеть и всеочистительную силу второго пришествия Господня в огни пламенне, как помянуто выше (2 Сол. 1:8). Теперь всякий грех и беззаконие ходят по стогнам мира, подняв главу, в смеси с добродетелью и правдою и даже с преобладанием над ними. Тогда же отделятся праведники от грешников, и сии последние заключены будут в одно неисходное место. На сцене мира останется одна чистота, святость и правда. Это имеющее быть очищение всего сущего и изображает Апостол под видом упразднения беззаконника и дела его явлением пришествия Господня. Придет Господь, — и как гонит свет тьму, и ветр — туман, так и Он прогонит и стеснит всякую неправду и грех в место, им определенное. И настанет всесветлое царство истины и добра.

Об этой ничтожности беззаконника и всей призрачной помпы его пред величием и силою Господа говорит Апостол прежде изображения льстивых и опасных для немощи нашей козней его, чтоб держать упование и надежду на Господа в бодренном и крепком виде, а это для того, чтоб последующим изображением козней антихриста не навесть уныния и ужаса на солунян. Он внушает им: придет сын погибели, но не бойтесь, вы вот в какого Господа веруете! Святой Златоуст пишет: «Явится беззаконник. Что же потом? — Тотчас за этим следует у Апостола утешение, ибо он прибавляет: егоже Господь убиет. Подобно тому, как огонь, когда только приближается, еще прежде чем подойдет, приводит в оцепенение и уничтожает малых животных, которые даже вдали находятся; так точно и Христос одним Своим появлением и пришествием убиет антихриста. Довольно только того, что Он явится, и все это погибнет. Едва только явится Господь, как уже положит конец обольщению».

Источник: Послание святого Апостола Павла к солунянам второе, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего

Но не очень много продолжаются искушения его, так как тотчас после него откроется Господь наш, дабы, благодаря его чудесам и знамениям и искусным злоухищрениям, не лишилась земля избранников и праведников: ибо Сам Господь наш истребит его откровением пришествия Своего.

Источник: Толкование на 2-е послание к Фессалоникийцам

См. также Толкование на 2 Сол. 2:7

Фульгенций Руспийский (468−533)

И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего

Иногда ведь тайным и непостижимым решением Бога поручается злым ангелам делать кое-что для испытания добрых и для совращения дурных людей; однако не сами они создают то, что делают, но по тайному распоряжению Создателя Бога, Которого мы не можем видеть, им поручается произвести что-нибудь, что мы можем видеть. Таким же образом дьявол не мог быть создателем ни змей, ни лягушек, хотя, с разрешения Бога, он их произвел; как он не был творцом огня, когда для испытания Иова его овец с пастухами уничтожил упавшим с неба огнем; как не был творцом ветра, когда гибельный ветер, устремляясь от пустыни, охватил четыре угла дома и всех сыновей святого Иова разом одним обрушением задавил.

Следовательно, различные формы, то есть элементы этого мира, один Бог Всемогущий создал. Он поместил в тайном уединении их некие семена вещей, скрытые от нас, но открытые ангелам Некоторые из которых, в зависимости от того, что требует благоприятное обстоятельство для труда или благоприятное время, тайным решением Своей мудрости Бог или приказывал возвысить с помощью добрых ангелов, или позволял обнаружить через злых ангелов. Бог показывает, позволяя это, сколь великую добродетель Он внушил святым ангелам, когда даже злым ангелам дал возможность делать некие чудеса из самого творения телесного.

Ведь и блаженный апостол, говоря об антихристе, утверждает: И тогда откроется беззаконник (2 Сол. 2:8).

Источник: О воплощении Сына Божьего.

Ориген (~185−~254)

И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего

Дело Слова состоит в том, чтобы как судить по справедливости, так и воевать по справедливости, когда убиваются неразумные страсти. И о тебе будет сказано, что ты вселишься и оправдаешься, изгоняя супротивные страсти души, чтобы, так сказать, плениться Христом во спасение. Еще более надлежит смотреть за войной Слова, которую Оно ведет, когда стоит за истину; а лукавый притворяется разумом, не будучи разумом; а истина, объявляющая себя таковой, является не истиной, но ложью. Тогда Слово, вооружившись против лжи, убьет ее духом уст своих и истребит в явлении пришествия Своего (2Фес 2:8).

Источник: Комментарии на Евангелие от Иоанна.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 8−10 И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения

Но раз «удерживающий» будет взят от среды, откроется «беззаконник» (человек греха в ст. 3), пришествие которого будет сатанинской пародией на пришествие истинного Мессии — Иисуса; но царство его не продлится долго: Господь Иисус убьет его духом уст своих (сравни Ис 11:4); будет достаточно одного дыхания Божия чтобы смести с лица земли беззаконника. — «Истребит явлением пришествия Своего» — здесь соединены два термина вместе — ἐπιφανείᾳ и παρουσίας. Первый употребляется в Н. З. только у Ап. Павла, и за исключением данного места, главным образом в пастырских посланиях. Выражение это включает в себя идею о поразительном и важном событии, полном славы и величия. Второй термин встречается у Ап. П. главным образом в послании к Ф-ам I и в 1Кор 15:23. Помимо этого — он встречается в посланиях Ап. Иакова, Петра II, и Иоанна I. Выражение «парусия» — по-видимому, строго еврейский термин, тогда как «эпифания» — термин более понятный язычникам — «Со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» — первое относится к виновнику чудес, второе и третье характеризует впечатление на свидетелей ложных чудес. Эти последние могут, или прояснять ум свидетелей (знамения), или же захватывать их нравственное чувство (чудеса ложные. См. у Lightfoot). «Со всяким неправедным обольщением» — по слав. : «во всякой льсти неправды» — сочетание слов, указывающее на активный, агрессивный характер неправды, действующий, однако, только на «погибающих» — духовно сродных «сыну погибели». «Любовь истины» — выражение усиления. Погибающие не только отвергнут истину, но они не будут вовсе и желать обладать ею.

Источник: Толковая Библия. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам

См. также Толкование на 2 Сол. 2:1


Открыть окно