В стихе 1 мы сталкиваемся с неимоверно важной проблемой, в центре которой стоит использованный Павлом коротенький предлог o (греч. huper). Умоляет ли апостол святых «о» пришествии нашего Господа или же пришествием нашего Господа? Если верен первый вариант, то создается впечатление, что этот стих учит о слиянии восхищения и дня Господня в одно событие, так как последующие стихи однозначно посвящены дню Господнему. Если же апостол имел в виду второй вариант, то обращался к читателям на основании идущего первым вознесения, умоляя не думать, что они уже живут в день Господень. Этот вопрос принадлежит к числу спорных.
Мы согласны с Вильямом Келли, который высказывается в пользу второго варианта:
«Покой пришествия Господа взят как повод и средство для успокоения тревоги, вызванной ложным представлением, что день (Господень) уже наступил». (William Kelly, Elements of Prophecy, p. 253.)
Слова Павла мы понимаем так:
«На основании восхищения я призываю вас не бояться, что вы живете в день Господень. Ему будет предшествовать восхищение. Всю Церковь, включая и вас, Бог заберет домой, на небеса, и вы, таким образом, избежите ужасов дня Господня».
Создается впечатление, что выражение «пришествие Господа нашего Иисуса Христа и наше собрание к Нему» имеет отношение к восхищению. Именно тогда мы будем собраны, чтобы встретить Его в воздухе.
I. Как ревностно и усердно старается апостол предотвратить ошибочные взгляды: Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа... и далее, ст. 1. Он обращается с ними, как с братьями, хотя мог бы повелевать им, как отец своим детям; он проявляет большое милосердие и снисходительность к ним, стараясь снискать их расположение, доверие. С людьми, которых мы хотим уберечь или спасти от заблуждения, надо обращаться с кротостью и любовью. Это наилучший путь к достижению цели; жесткое и грубое обращение может только вызвать раздражение у них и настроить против выдвигаемых нами доводов. Апостол умоляет и даже заклинает их в необычайно торжественной форме: Молим вас, братия, о пришествии и далее. Эти слова звучат как заклинание, смысл их состоит в следующем: если они веруют, что Христос придет, и желают, чтобы Он пришел, и радуются в надежде на Его приход, то должны тщательно избегать заблуждения со всеми вытекающими из него последствиями, против которого он собирается их предупредить. Заметим здесь следующее:
1. Не подлежит никакому сомнению, что Христос придет судить мир, что Он придет во всем великолепии и силе вышнего мира в последний день, чтобы совершить суд над всеми. Какие бы сомнения или заблуждения ни возникали относительно времени Его пришествия, само Его пришествие — непреложный факт. Это было предметом веры и надежды всех святых в течение многовековой истории церкви. Более того, это было предметом веры и надежды святых Ветхого завета, со времен Еноха, седьмого от Адама, который сказал: «Се, идет Господь со тьмами святых (Ангелов) Своих» (Иуд 1:14).
2. При втором пришествии Христа святые Его соберутся все вместе к Нему. Это упоминание о собрании всех святых к Христу в пришествие Его показывает, что апостол имел в виду приход Христа для суда над миром, а не приход Его для разрушения Иерусалима. Он говорит о буквальном, а не образном пришествии. Это собрание святых составит часть славы Христа в тот день и будет завершением блаженства святых Его.
(1) Они все будут собраны вместе. Это будет общее собрание всех святых, и никого, кроме святых, там не будет. Будут собраны вместе все ветхозаветные святые, имевшие познание о Христе посредством теней закона и видевшие этот день на расстоянии, и все новозаветные святые, получившие жизнь и бессмертие посредством света Евангелия. Тогда придут от четырех ветров небесных все, кто живет сейчас, кто жил в прошлом и кто будет еще жить, от начала до конца времени. Они соберутся все вместе.
(2) Они будут собраны ко Христу. Он будет великим центром их единства. Они соберутся к Нему, чтобы сопровождать Его, быть Его помощниками и быть представленными Им Отцу; чтобы вечно быть с Ним и вечно наслаждаться совершенным блаженством Его присутствия.
(3) Учение о втором пришествии Христа и нашем собрании к Нему имеет огромную важность для христиан, иначе бы оно не было предметом апостольского заклинания. Мы должны поэтому не только верить этим истинам, но высоко ценить их и смотреть на них как на представляющие большой интерес для нас и оказывающие большое влияние на нас.
II. Против чего конкретно апостол предупреждает фессалоникийцев: чтобы они не обманывались относительно времени пришествия Христа, не колебались умом и не смущались. Заблуждения ума приводят к ослаблению нашей веры и вызывают смущение, а слабые верой и колеблющиеся умом легко поддаются обману и становятся жертвой обольстителей.
1. Апостол не хотел, чтобы они были обмануты: Да не обольстит вас никто никак... ст. 3. Существует много таких, кто только и ожидает случая, чтобы обольстить; они располагают многими способами обольщения, поэтому мы должны быть осмотрительными и стоять на страже. Некоторые обманщики претендуют на новые откровения, другие неправильно истолковывают Писания, третьи же осмеливаются на выдумки, грубые подделки. Люди будут использовать разные средства обмана и хитрые уловки, но мы должны остерегаться, чтобы никто и никакими средствами не мог нас обмануть. Конкретный вопрос, относительно которого апостол предостерегал их, чтобы они не обманывались, касался близости пришествия Христа, — они думали, будто оно должно было произойти во дни апостолов. Эта ошибка, казавшаяся многим безобидной с виду, тем не менее, была ошибкой, могущей повлечь за собой печальные последствия для многих. Поэтому:
2. Апостол предупреждает их, чтобы они не спешили колебаться умом и смущаться.
(1) Он не хотел, чтобы вера их поколебалась. Мы должны быть уверены во втором пришествии Христа, должны быть утвержденными в этой вере. Для фессалоникийцев, ожидавших скорого пришествия Христа, существовала опасность: обнаружив свою ошибку (или ошибку тех, кому они слишком доверялись) относительно времени прихода Христа, они могли потерять веру в сам факт Его пришествия. Они же не должны колебаться умом в таком важном вопросе, представляющем собой предмет веры и надежды всех святых. Лжеучения, подобно ветру, взметающему волны, способны смущать умы людей, которые иногда бывают неустойчивы, как вода.
(2) Он не хотел, чтобы они лишились утешения, смущались или боялись из-за ложных тревог. Вероятно, пришествие Христа было представлено им как нечто устрашающее, так что смутило многих серьезных христиан из их среды, в то время как оно должно быть предметом надежды и радости верующего человека. Может быть, многих смущала мысль о внезапности пришествия Христа или страх оказаться неготовыми к этому дню. Мысль о втором пришествии Христа должна побуждать нас всегда бодрствовать и молиться, но она не должна ввергать нас в уныние и тревогу.
Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему
Павел не сказал, когда будет воскресение, но то, что оно будет не сейчас, сказал. И нашем, говорит, собрании к Нему. И это немаловажно. Видишь ли, как увещевание Павла сопровождается восхвалением и ободрением, проистекающим из того, что непременно вместе с нами явится и Господь, и все святые?
Источник: Гомилии на 2-е послание к Фессалоникийцам
Молим же вы, братие, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа, и нашем собрании о Нем, не скоро подвизатися вам от ума, ни ужасатися ниже духом, ниже словом, ни посланием аки от нас (посланным), яко уже настоит, день Христов
Молим. Молит, но сквозь это моление виден укор. Было все объяснено обстоятельно; но вот привзошли чуждые речи, и все забыто, сразу увлеклись. Апостол говорит теперь: просим вас не позволять себе этого, как может просить снисходительный наставник оказавшегося неисправным ученика. Греческое ερωτωμεν наводит на такую речь: будто спрашиваем, подразумевая: зачем так сделано?
О пришествии Господа… и нашем собрании о Нем. О — относительно пришествия… и собрания… Пришествие Господа — у святого Павла везде есть личное прибытие Его с неба для завершения Своего благодатного царства царством славы и произнесения суда над противившимися истине. Собрание наше о Нем — то же и здесь, что в первом послании, — когда все верные и святые восхищены будут на облаках в сретение Господу на воздухе (1 Сол. 4:17). О Нем — греческое επ', к Нему, около Него. Он — центр; свои Ему все расположатся окрест, всякий в своем чине, и составят единое целое, Единым Господом живущее, всеблаженное и всесветлое. Такую утешительную, светлую картину наперед восставляет святой Апостол в умах солунян ради того, что имел вслед за сим говорить о мрачном образе антихриста и дел его, чтоб этим последним не смутить их, а вместе и затем, чтоб внушить, что не о моментах явления Господа заботиться должно, а о том, чтоб сделаться достойными сретить Его на воздухе, о чем он твердил им в конце предыдущей главы.
Не скоро. Не тотчас, как только слышите слово, не сразу, не неподумавши. Уже они позволили себе прийти в смятение. Потому мысль у Апостола та: зачем это попущено? Он прикровенно выражает им свой укор, что как только услышали, не разобравши, кто говорит, и правду ли говорит, пришли в смятение.
Подвизатися от ума, сдвигаться с точки, или основы, ума, терять ум, теряться. Греческое слово употребляется о волнениях от страха, радости, горя. — Ни ужасатися, с греческого — пугаться от внезапного стука. Поверив, что вот-вот явится Господь, пришли в испуг, как громом пораженные, не зная, что начать и за что взяться.
Ниже духом. Разумеет не дух лжи, но тот дух, который проявлялся в членах Церкви, дух пророчества, или откровения и прозрения в тайны Божии. Так все святые отцы: Златоуст, Феодорит, Дамаскин, Экумений, Феофилакт. В собраниях христиан находил на иных дух, — они поднимались, начинали речь воодушевленную. Эта речь наиболее касалась созидания Церкви в вере и любви; но она могла обнимать и прошедшее, и прозревать в будущее. Были лица, особенно отличавшиеся прозрением в будущее. Когда святой Павел говорил о себе, что Дух повсюду в Церквах говорит, что его ожидают узы и страдания (Деян 20:23), то разумел этот дух пророческий, проявлявшийся в тогдашних Церквах, чистоты ради веры и жизни первых верующих. Говорил ли кто в этом духе у солунян о наступлении дня Господня, утверждать нельзя. Может быть, никто и не говорил так, и святой Павел, только предупреждая такой случай, говорит: хоть бы и в пророческом духе кто стал говорить вам, не верьте, чтоб пресечь всякую возможность обольщения. Так святой Златоуст: «Хоть бы кто-нибудь, имея Дух пророчества, сказал вам это, не верьте. Ибо когда я был у вас, то объяснил вам все, относящееся к этому предмету, поэтому вам не следует переменять своих мыслей касательно того, чему вы были определенно научены». Из того, что послание, будто Апостолом писанное, и слово, будто им сказанное, действительно были предъявляемы в подтверждение мысли о наступлении Для Господня, можно бы с вероятностию заключить, что были действительно предъявления и о таких внушениях духа пророческого. Но та очевидность, что тогда как слово и послание здесь представляются принадлежащими святому Павлу, речение: ниже духом, никак не может относиться к нему, — значительно ослабляет эту вероятность, заставляя видеть особый оттенок и в смысле этого речения. Апостол хотел выразить как бы такую мысль: не только когда (ложно) предъявляют вам мое будто слово и мое будто послание, не верьте, но если б кто известный у вас как пророк действительно стал так учить, не принимайте его речей. Это похоже по смыслу на слова Апостола к галатам: аще ангел с небесе (Гал 1:8). Если кому угодно будет принять, что солуняне на самом деле слышали внушения говоривших в духе пророческом, то надобно тогда подразумевать: как будто, — как будто в пророческом духе, а не действительно в пророческом духе: ибо действительный дух сей не лжив. Святой Дамаскин пишет: «Никто да не ужасает вас, ни тот, кто кажется говорящим по духу откровения». — Феодорит выражается резче: «Если будут выдавать себя за прорицателей и пророков, не велим верить». И это могло случиться без особого злого умысла. Размышляя о том, что день Господень не придет с усмотрением, и утвердившись в решении ожидать, по слову Господа, каждочасно Его явления, мог иной перейти к заключению, что уже действительно так есть: настоит день, и затем, воодушевившись этою мыслию, сказать о том слово в собрании. Такой мог казаться говорящим в духе, тогда как говорил от себя. Не всякая воодушевленная речь от Духа. Чтоб верующие не подвергались опасности заблуждения по сему поводу, в Церкви пребывал дар рассуждения духов.
Ниже словом, ниже посланием. Слово — здесь, иные полагают, есть слово Самого Господа, по преданию дошедшее, или Его же слово, в Евангелии написанное (Мф 24; Мк 13; Лк 21). Но очевидно, что под словом здесь понимать надобно слово, исшедшее от Апостола Павла, как и послание, только такие, кои ложно ему приписывались, как показывают слова: аки от нас. Слово и послание свои выставляет Апостол ниже, в 15 стихе, как единственный источник Божия откровения для солунян. И теперь, при ложных мыслях о наступлении дня Господня, одни говорили: сам Апостол так сказал; другие: так написано в послании его. Или говорили, — один: я слышал; а другой: на, — вот и послание. Слова: посланным, нет в греческом тексте, а стоит только: аки от нас. Почему все почти и относят эту фразу не к посланию только, но и к слову. Есть такие, кои и к духу ее относят, но это перепутывает и затемняет речь.
Яко уже настоит, с греческого: как будто уже настал, день Господень, последний день, день окончательного решения участи всех и каждого. В этом вся неправость в мнениях солунян. Ждать пришествия Господа надлежит всегда, по заповеди Самого Господа; но определять момент пришествия не следует, потому что его знать никто не может, кроме Бога. Солуняне определили, и тем погрешили, присвоив себе право Божие. Апостол и вразумляет их, говоря как бы: нельзя так решить, и вы так не делайте, как бы кто ни убеждал вас к тому. Не видно, чтоб были какие злонамеренные распространители лжи, иначе слово Апостола было бы и сильнее, и определеннее. Мысль та могла распространиться будто невзначай. Кто-нибудь сказал в собрании: вот-вот Господь придет! Другой подтвердил: да и Апостол будто так говорил; третий прибавил: да и в послании так написано, — или: есть и послание о том. И пошел повсюду говор, и всех привел в смятение. Обсудить же дела никому не пришло на мысль. Слово Апостола о внезапности явления Господня оправдывало будто заключение, что вот-вот, при дверех! Экумений наводит, что они смущались по неведению и страшливости.
Источник: Послание святого Апостола Павла к солунянам второе, истолкованное святителем Феофаном.
Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему
Как надлежит, и даже необходимо, делать со всяким местом божественного Писания, так и здесь должно верно истолковать, по какому обстоятельству сказал это апостол, о каком лице и предмете написал это, чтобы читатель в этом, или в другом месте, не зная чего-либо из сказанного, не остался далеким от истинного смысла. Это-то зная, и тот любознательный евнух просил Филиппа сказать: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом ? (Деян 8:34). Боялся он, чтобы, протолковав читанное не о том лице, не уклониться от правильного смысла. И ученики, желая знать время сказуемого им, умоляли Господа: скажи нам, когда это будет, и какой признак Твоего пришествия? (Мф 24:3). И они, слыша от Спасителя о кончине мира, хотели знать самое время для того, чтобы и самим не обмануться, и быть в состоянии научить других. И действительно, узнав об этом, исправили они фессалоникийцев, готовых впасть в заблуждение. Поэтому, когда приобретет кто совершенное знание о чем-либо подобном, тогда будет иметь правильное и здравое разумение веры. А если кто что-либо подобное перетолкует о другом, то вскоре впадет в ересь. Так, относительно времени ошибались Именей и Александр (1Тим 1:20), говоря, что воскресение уже было (2Тим 2:18), а галаты [ошибались], уже после надлежащего времени возлюбив обрезание [Т.е. вместо веры в то, что Церковь живет между временем воскресения Христа и общим воскресением, такие еретики, как Именей и Александр, считали, будто бы все дело спасения уже было завершено в прошлом, а продолжавшие соблюдать иудейские обряды галаты вели себя так, как если бы воскресения Христа или не было, или оно не имело существенного значения для спасения].
Сверх того, не знать, когда конец или когда день кончины, полезно людям, чтобы, зная, не сделаться им небрегущими о текущем времени в ожидании дней, близких к концу, и не иметь предлога, что тогда только позаботятся о себе. Поэтому умолчал Павел и о смертной кончине каждого, чтобы, под предлогом знания, люди, надмевшись, не начали большую часть времени не радеть о себе. Так Слово сокрыло от нас и то, и другое, и конец всего, и предел каждого (потому что с общею кончиною соединен конец и каждого, и кончиною каждого приближается общий конец), чтобы, поскольку конец неизвестен и непрестанно ожидается, с каждым днем, как призываемые, преуспевали мы, забывая заднее и простираясь вперед (Флп 3:13).
Источник: Против ариан.
Ст. 1−2 Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов
А о пришествии Господа нашего, о котором вы беспокоились, и о нашем собрании верующих, когда именно соберемся к Нему, — (просим вас) не скоро колебайтесь (не подвергайтесь скорым колебаниям) от ума (умом) вашего, вследствие ложных сведений, усердно сообщаемых вам, — и нимало не смущайтесь в духе, то есть ложными видениями, кои показывают вам, — или хитроумными и обольстительными словами, кои говорят вам, — и даже ложными посланиями, совсем нами не писанными, но как бы чрез (от) нас посланными.
Источник: Толкование на 2-е послание к Фессалоникийцам
Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом
Не говорит, когда будет воскресение, но что теперь оно не последует, — вот чему он учит; так как были некоторые обманщики, которые говорили, что настало уже время общей кончины и пришествия Господа. К немалому утешению апостол сказал также и то, что верные будут собраны к Нему, чтобы быть вместе с Ним, как и в первом послании он сказал, что достойные тотчас по воскресении будут восхищены к Господу. Что означает слово молим? То есть упрашиваем вас, чтобы вы не поколебались и не отклонились от правильного убеждения, какое до сих пор имели.
Источник: Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему
К сказанному же надо добавить, что не следует говорить: после вознесения Владыка Христос — не Христос, но Единородный Сын. Ведь в самом деле, по вознесении и божественные Евангелия были написаны, и рассказ о деяниях [апостолов], и послания апостола [Павла]. После вознесения, говорит божественный Павел, имея великого Первосвященника, прошедшего небеса — Иисуса Христа, Господа нашего, [Синод, перевод: Иисуса Сына Божия. — Прим ред.] будем твердо держаться исповедания (Евр 4:14)… А еще в другом послании так: Молим вас, братья, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему (2 Сол. 2:1).
Источник: Послания.
Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему
Еще в те дни, когда апостолы проповедовали и лицезревшие Иисуса возвещали учение Его, возник среди христиан из иудеев немалый спор о том, следует ли соблюдать иудейские обычаи тем, которые обратились к вере из среды язычников, или же нужно уничтожить обязательные тяготы относительно яств чистых и нечистых для людей, уже оставивших отеческие установления и уверовавших в Иисуса 1). В посланиях Павла, который жил в дни мужей, видевших Иисуса, также есть места, из которых видно, что некоторые подвергали сомнению истину воскресения [Иисуса] и возбуждали вопрос, имело ли место это воскресение, равно как и относительно дня Господня спрашивали, настал ли он или нет.
Источник: Против Цельса.
Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему
Наше собрание — по греч. έπισυναγωγή — от глагола έπισυνάγεω, который встречается в Ев. Мк 13:27 и Ев. Мф 24:31. Слово έπισυναγωγή встречается в посл. к Евр 10:25, а также в 2Мак 2:7, где оно тоже имеет эсхатологический смысл. Под собранием здесь разумеется объединение живых и мертвых, и их общая встреча со Христом в день Его парусии (ср.: 1 Сол. 4:16, 17). Ап. говорит о «нашем собрании» — ἡμω̃ν, включая, по-видимому, и себя в число возможных прижизненных участников этого великого дня.
Ст. 1−12 Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду
Ап. касается здесь самого больного места в жизни Ф. церкви — волнений и колебаний, возникших по поводу вопроса о парусии. Он просит их не смущаться, и не колебаться умом касательно времени пришествия Христа. День Его б. м. близок но Он не придет, пока не произойдет ряд событий, которые подготовят откровение вечного царства славы.
Источник: Толковая Библия. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам