Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Фессалоникийцам 1 глава 8 стих)

πυρ (#4786) огонь, φλογος gen. от φλοξ (#5825) пламя. Горящий огонь был символом славы явления Господа и мог быть ссылкой на суд (Best; Lightfoot, Notes; von Dobschiitz; BBC), διδοντος praes. act. part, (adj.) от διδωμι (#1443) давать. Praes. обозначает действие, одновременное явлению Христа, εκδικησις (#1689) отмщение. Это полная, завершенная кара (Milligan). ειδοσιν perf. act. part, orn οιδα (#3857) знать. Def. perf. со знач. praes. (ND, 344f). υπακουουσιν praes. act. part, от υπακουω (#5634) слушаться, подчиняться. Предложное сочетание передает идею покорности (МН, 327).


Учебная Библия МакАртура (2 Фессалоникийцам 1 глава 8 стих)

1:8 в пламенеющем огне Огонь — это символ суда (Ср. Исх 3:2; 19:16−20; Втор 5:4; Пс 103:3; Ис 66:15,16; Мф 3:11,12; Откр 19:12). совершающего отмщение Буквально эти слова означают «дать полное наказание» (ср. Втор 32:35; Ис 59:17; 66:15; Иез 25:14; Рим 12:19). не познавшим Бога Ср. 1Фес 4:5. Речь идет об отсутствии личной связи с Богом через Иисуса Христа (ср. Ин 17:3; Гал 4:8; Еф 2:12; 4:17,18; Тим. 1:16). Возмездие вытекает не из факта преследований христиан, а из факта непослушания Божьему повелению о том, что надо уверовать (ср. Деян 17:30,31; Рим 1:5; 10:16; 15:18; 16:19), и призыву спасаться от своего греха во имя Господа (Рим 10:9−13; 1Кор 16:22; Евр 10:26−31). Спасение никогда не достигается делами, а только верой в Иисуса Христа (Еф 2:8−10).


Комментарии МакДональда (2 Фессалоникийцам 1 глава 8 стих)

1:8 Под пламенеющим огнем может подразумеваться шекина, облако славы, символизирующее Божье присутствие (Исх 16:10). Или же он может быть символом того огненного суда, который вот-вот разразится (Пс 49:3; Ис 66:15). Скорее всего второе.

Отмщение Божье — это не мстительность, а праведное воздаяние. Он не стремится «расквитаться» с кем-либо, но определяет наказание, которого требуют Его святость и праведность.

Смерть нечестивого не доставляет Ему никакого удовольствия (Иез 18:32).

Павел описывает две группы людей, на которых обрушится это возмездие:

1. Не познавшие Бога — отвергнувшие знание об истинном Боге, открытое в творении и совести человека (Рим 1:2). Вполне может быть, что они никогда не слышали Евангелия.

2. Не покорившиеся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа — те, которые слышали Евангелие, но отвергли его. Евангелие — это не просто изложение фактов, которым нужно верить, но Личность, Которой нужно повиноваться. Вера, по учению НЗ, включает в себя и послушание.


Толкование Мэтью Генри (2 Фессалоникийцам 1 глава 8 стих)

Стихи 5−10. Упомянув о преследованиях и скорбях, какие фессалоникийцы претерпевали, в основном, за дело Христово, апостол показывает им теперь, что должно их утешать в этих переживаниях.

I. Он говорит, что уже здесь, на земле, они имеют блаженство и преимущества, связанные со скорбями, ст. 5. Страдания содействуют их усовершенствованию, в них испытывается их вера и упражняется терпение, так что они удостаиваются Царствия Божия. Их страдания были залогом того, что они достойны называться христианами, так как оказались способными страдать за Христа. Поистине, если религия чего-нибудь стоит, то она стоит всего, и те, кто не могут решиться пострадать ради нее, либо вообще не имеют религии, либо не знают, в чем состоит ее ценность либо не умеют ее ценить. Кроме того, их терпение в страданиях, с точки зрения праведного суда Божьего, делает их достойными небесной славы, достойными не на основании заслуг, но на основании соответствия, не потому, что они заслуживают неба, но потому, что становятся годными для него. Никакими страданиями и тем более никакими трудами мы не можем заслужить неба. Но терпением в скорбях мы подготавливаемся для радости неба, обещанной всем страдальцам за дело Христово.

II. Затем он говорит о будущем воздаянии, какое получат гонители и гонимые.

1. Этим будущим воздаянием будет:

(1) Наказание гонителей: Бог воздаст скорбью оскорбляющим вас, ст. 6. Нет ничего, что более верно отмечало бы человека, обреченного на вечную погибель, чем дух гонения и вражды против имени Божьего и Его народа. Как вера, терпение и стойкость святых в их страданиях являются залогом их вечного покоя и вечной радости, так гордость, злоба и нечестие их преследователей — залогом их вечной погибели. Ибо каждый человек носит в себе и вынесет с собой из этого мира либо свое небо, либо свой ад. Бог воздаст скорбью тем, кто причинял скорбь Его народу. Он делает это иногда и в этой жизни, свидетельствуя об ужасном конце многих гонителей. Но главным образом Он совершит это в будущем мире, где уделом нечестивых будет плач и скрежет зубов.

(2) Вознаграждение гонимых: Бог воздаст им отрадою (англ. покоем. — Прим. переводчика), ст. 7. Это тот покой, что еще остается для народа Божьего, покой от греха и скорби. Хотя теперь много скорбей у праведного, однако от всех их избавит его Господь. Будущий покой с избытком восполнит все его скорби в настоящее время. Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется тогда. В небе достаточно благ, чтобы компенсировать все, что мы потеряли или выстрадали в этом мире во имя Христа. Апостол говорит: ... а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами... В небесах служители будут покоиться вместе со всем народом Божиим, все, кто страдал здесь, на земле, будут вместе радоваться на небе; самый наименьший христианин будет покоиться вместе с величайшим апостолом. Более того, если мы страдаем со Христом, то будем и царствовать с Ним, 2Тим 2:12.

2. Относительно будущего воздаяния надо заметить:

(1) Его непременность, доказываемая праведностью и справедливостью Божией: Ибо праведно пред Богом (ст. 6) воздать каждому по его делам. Мысль об этом должна устрашать всех нечестивых гонителей и ободрять гонимых праведников, ибо если существует праведный Бог, то будет и праведное воздаяние. Страдающие дети Божии ничего не потеряют по причине своих страданий, а их враги ничего не приобретут через свое преимущество перед ними.

(2) Время, когда совершится это праведное воздаяние: ...в явление Господа Иисуса с неба... ст. 7. Это будет день откровения праведного суда от Бога, ибо тогда Бог будет судить мир по правде посредством предопределенного Им Мужа, то есть Иисуса Христа, праведного Судии. Праведность Божия, проявляющаяся сейчас в делах Его промысла, не так ясно видна всем людям, как она будет явлена в процессе великого судного дня. Священное Писание определенно свидетельствует нам о том, что будет праведный суд Божий, и мы обязаны принимать откровение, данное нам здесь относительно Христа, а именно:

[1] Что в тот день Господь Иисус явится с неба. Сейчас небеса содержат Его, скрывают. Но в тот день Он откроется, станет видимым. Он придет в силе и великолепии вышнего мира, откуда мы ожидаем Спасителя.

[2] Он явится со Своими могущественными ангелами, или с Ангелами силы Его, ст. 7. Они будут сопровождать Его, придавая торжественность этому великому дню явления Его; будут служителями Его справедливости и милости в тот день; будут созывать преступников на Его суд и собирать избранных, а также будут исполнителями Его приговора.

[3] Он придет в пламенеющем огне, ст. 8. Огонь будет идти перед Ним, попаляя Его врагов. Земля и все дела на ней сгорят, стихии, разгоревшись, разрушатся от палящего жара. Это будет огонь испытывающий — для испытания дел всех людей, очищающий — для очищения святых, которым надлежит участвовать в чистоте и блаженстве нового неба и новой земли, и поядающий огонь — для нечестивых. Для всех тех, кто окажется соломой в тот день, Его свет будет проницающим и Его сила — сожигающей.

[4] Для одних это явление будет устрашающим, а для других радостным.

Во-первых, для одних это будет страшный день, ибо тогда Он будет совершать отмщение нечестивым.

1. Тем, кто грешил против законов естественной религии и противился свету природы, кто не познал Бога, хотя невидимое Его через рассматривание творения видимо, ст. 8.

2. Тем, кто восстает против света откровения, кто не покоряется благовествованию Господа нашего Иисуса Христа. Суд будет состоять в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет. В этом преступлении окажутся повинными многие те, кто не хочет верить Евангелию, и те, которые притязают на то, что верят, но не повинуются ему. Примечание: веровать в истины Евангелия надо для того, чтобы покоряться его предписаниям, требуется послушание веры. Для упомянутых здесь людей явление нашего Господа будет страшным, потому что они будут осуждены на погибель, ст. 9. Заметьте здесь:

(1) Они подвергнутся наказанию. Хотя наказание грешников может долго откладываться, однако в конце концов они будут наказаны. Их наказание будет соответственным их преступлениям, они получат только то, что заслужили. Они делали греховные дела и должны принять возмездие за грех.

(2) Наказанием их будет не что иное, как вечная погибель, не уничтожение их самих, но лишение блаженства, не только для тела, но и для души.

(3) Эта погибель будет вечной. Они будут всегда умирать, и никогда не умрут. Их наказание будет длиться в течение всей вечности. Цепи тьмы — это вечные цепи и адский огонь — это вечный огонь. Это наказание неизбежно должно быть таковым, так как налагается вечным Богом на бессмертные души, оказавшиеся вне Божией милости и благодати.

(4) Эта вечная погибель придет от лица Господа, то есть непосредственно от Самого Бога. Сейчас Бог наказывает грешников посредством творений, Своих орудий; но тогда Он возьмет это дело в Свои собственные руки. Это будет погибель от Всемогущего, более страшного, чем огонь, который вышел от Господа и сжег Надава и Авиуда.

(5) Она придет от славы могущества Его, или от Его славного могущества. Не только праведность Божия, но и Его славное всемогущество прославится в погибели грешников, и кто знает силу гнева Его? Он может повергнуть в геенну.

Во-вторых, для других, а именно, для святых, для тех, кто веровал в Евангелие и повиновался ему, это будет радостный день. Тогда подтвердится свидетельство апостола об этом дне, ст. 10. В этот светлый благословенный день:

1. Христос будет прославлен Своими святыми, вызовет их удивление. Они будут созерцать Его славу и восхищаться Им, будут прославлять Его благодать и восхищаться чудесами Его силы и благости к ним, воспоют Ему аллилуйя в этот день Его торжества за совершенную в них победу и за дарованное блаженство.

2. Христос будет прославлен и явится дивным в Своих святых. Его благодать и сила будут прославлены и возвеличены в тот день, когда откроется, что Он приобрел для всех верующих в Него, что сотворил в них и что излил на них. Как сила гнева Его проявятся в погибели Его врагов, так сила благодати Его возвеличится в спасении святых. Заметим: то, что совершит Христос в верующих в Него, вызовет некогда удивление мира. И теперь они являются удивлением для многих, но какое они вызовут удивление (или, точнее, Христос, Чье имя Чудный) в тот великий славный день, когда совершится тайна Божия! Христос не столько будет прославлен в ангелах, которых приведет с Собою с неба, сколько в святых Своих, Своих многих сынах, которых приведет в славу.


Толкование отцов церкви (2 Фессалоникийцам 1 глава 8 стих)

Феофан Затворник (1815−1894)

во огни пламенне, дающаго отмщение неведущим Бога и не послушающим благовествования Господа нашего Иисуса Христа

Во огни пламенне есть или принадлежность явления Господа, если соединять сии слова с предыдущими словами: во откровении Господа с небесе, или есть орудие наказания грешников, если соединять их с последующими: дающаго отмщение. В других местах Писания и явление Господа сопровождается огнем, и муки грешников полагаются в геенне огненной. В этом месте течение речи допускает соединение сих слов и с предыдущим, и с последующим. Древние толковники также принимают то одно, то другое понимание, а то — и оба вместе. Блаженный Феодорит пишет: «Представил сперва грядущего Судию, потом силу служащих Ему ангелов, и после сего самый род наказания: осужденные предаются пламени огненному». «Огнь будет орудием воздаяния» (Амвросиаст). Экумений другого мнения: «Во откровении, говорит, Христовом, имеющем быть во огни пламенне, о чем и Давид говорит: огнь пред Ним предыдет и попалит окрест враги Его» (Пс 96:3). Фотий у Экумения и Феофилакт то и другое понимание удерживают. Фотий: «Во огни пламенне, — или дает разуметь образ наказания, какое понесут неведущие Бога и неприемлющие Евангелия, или указывает на самое пришествие Владычнее, которое будет в пламенеющем огне. Так толковали те, кои были прежде нас». Феофилакт: «Во огни пламенне надо относить, или к: дающаго отмщение, как бы сказал: наказующего неверных геенною; или так: во откровении Господа с небесе, имеющем быть во огне пламенном, как говорят Давид (Пс 96:3) и Даниил: река огненна течаше пред Ним» (Дан 7:10).

(Феофилакт прибавляет ниже: «Заметь, что во огни пламенне говорит вместо: во огне жгущем, но не светящем. Для грешников огнь будет только жгущ, но не светящ; для праведников светящ, но не жгущ». — Авт.)

Дающаго, настоящее вместо будущего, в значении неизменного определения быть чему так, а не иначе, или с тем, чтобы дать отмщение. Отмщение не как месть, а как праведное, заслуженное наказание, коим удовлетворяется не чувство Судящего, а требование правосудия, воздающего по заслугам Явление Господа изображается как явление Судии, карающего недоброжелателей христиан и христианства не с тем только, чтоб утешить страждущих, утолить беспокойное чувство их: за что же мы страдаем, а те в счастии? Но и с тем, чтоб дать внушение им самим — не отступать от веры и не падать, ибо суд будет без всякого лицеприятия.

Неведущим Бога и непослушающим благовествования. Сказал выше Апостол, что оскорбляющим верующих солунян воздано будет скорбию; потом прибавил, что это будет, когда явится Господь дать отмщение неведущим Бога и непослушающим благовествования. Выходит, по течению речи, что те оскорбляющие или суть одно и то же с сими неведущими и непослушающими, или составляют часть их, более достойную наказания. Феофилакт пишет: «Кого прежде назвал оскорбляющими, тех теперь называет неведущими Бога». Святой Златоуст усиливает: «Если те, которые не слушаются Евангелия, подвергнутся наказанию, то чего не испытают те, которые при этом непослушании еще оскорбляют вас?» (То же Феодорит и Экумений.) Если для утешения гонимых нужно было удостоверение, что неверы, теснящие верующих, не всегда-то будут торжествовать, то этим оборотом речи цель такая вполне достигалась. «Заметь, прошу тебя, мудрость Апостола, — говорит Златоуст. — Он не сказал здесь: оскорбляющим вас, но: непослушающим Евангелия. То есть говорит: если не в отмщение за вас, то в отмщение Самого Себя (Господь) необходимо должен подвергнуть их наказанию. Таким образом, это сказано для большего удостоверения в том, что во всяком случае гонители должны быть наказаны».

Неведущие Бога и неслушающие Евангелия обнимают весь круг лиц, имеющих подвергнуться гневу Божию и наказанию. Осуждены будут на вечные муки не только неведущие Бога, ибо и такие безответны (Рим 1:20), но и не покоряющиеся Евангелию. На суде не будет принята в оправдание и такая речь: я знал Бога, верил в Его творчество и промышление, признавал обязательство слушаться совести и чаял будущей жизни. И такой окажется виновным, если не веровал в Евангелие. Этим словом Апостол осуждает не только безбожников, материалистов, пантеистов, но и самых разумных деистов Спасение вечное будет уделом только тех, кои веровали в Евангелие и перетворены Божественною благодатию. Очевидно также, что под непослушающими Евангелия Апостол разумеет не только тех, кои не принимают Евангелия и разума своего не покоряют под иго веры, но и тех, кои хоть принимают Евангелие, но не живут по требованию его, воли своей и своих чувств не подчиняют предписаниям Евангелия. На эту последнюю мысль наводит глагол: непослушающим, который обнимает и ту, и другую сторону послушания.

Во времена Апостолов неведущими Бога себя обличали преимущественно язычники (1 Сол. 4:5; Гал 4:8; Рим 1:28; Еф 2:12), а непослушающими Евангелия преимущественно иудеи (Рим 10:3, 16:21; 1 Сол. 2:15−16). Может быть, святой Павел так и разумел. Но если мы с словом Апостола будем смотреть на наше время, и тем более на время суда, то будем вынуждены признать, что Апостол здесь обозначил не те или другие народы, а скорее нравственно-религиозные качества и состояния, заслуживающие Божие отмщение, которыми себя губящие возможны среди всех народов. Это тем более позволительно, что и язычники не слушали Евангелия, и иудеи оказались незнающими Бога, не узнав дела Божия во Христе Иисусе (Ин 8:54−55; 15:21).

Источник: Послание святого Апостола Павла к солунянам второе, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа

И притом придет он не для того, чтобы быть судимым, но придет в пламени огня для назначения на суде отмщения не ведущим Бога, — язычникам, кои доселе не пожелали познать Бога, и Иудеям, не подчиняющимся Евангелию Господа нашего Иисуса Христа.

Источник: Толкование на 2-е послание к Фессалоникийцам

Макарий Египетский

пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа

Сей огнь действовал в апостолах, когда возглаголали они огненными языками. Сей огнь облистал Павла гласом и просветил его ум, омрачил же у него чувство зрения 1). Ибо не без плоти видел он силу этого света. Сей огнь видел Моисей в купине 2). Сей огнь в виде колесницы восхитил Илию с земли 3). Действенности этого огня взыскуя, блаженный Давид сказал: Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое (Пс 25:2).

Источник: Духовные беседы.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа

Кого прежде назвал оскорбляющими их, тех теперь называет не познавшими Бога. Этим он весьма мудро научает, что отмщение во всяком случае будет. Ибо, если не за вас, то за Себя Он непременно ответит врагам Своим. Таким образом, это сказано для того, чтобы фессалоникийцы были вполне уверены, что гонители во всяком случае будут наказаны, а предыдущее сказано для того, чтобы они утешились, что ради чести их Бог накажет гонителей их, если Он наказывает тех, которые препятствуют другим слушать Его, каковы и есть теперь ваши гонители. Выражение в пламенеющем огне можно отнести или к словам: совершающего отмщение, как бы сказал: наказывающего неверных геенной; или так: в явление Христа, которое будет в пламенеющем огне, как говорит Давид: пред Ним идет огонь, и вокруг попаляет врагов Его (Пс 96:3); и Даниил: огненная река выходила и проходила пред Ним (Дан 7:10). Заметь, что в пламенеющем огне сказано вместо: в огне жгущем, но не светящем. Для грешников огнь будет только жгущим, но не светящим; для праведников светящим, но не жгущим.

Источник: Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Лопухин А.П. (1852−1904)

в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа

Отмщение — ἐκδίκησιν — полное и совершенное воздаяние. Здесь опять приписывается Христу роль, которая в В. З. отдается Самому Богу, совершающему суд Слова: «не познавшим Бога и не покоряющимся» — указывают на два класса людей, именно на тех, которые, не будучи в состоянии слышать слово Евангелия, все же отвергают свет естественной религии, который в некотором смысле открывает им Бога; указывает и на тех, которые, будут ли они язычники, или же Евреи, услышав слова Евангелия, все же отказываются принять Его (Lightfoot, op. cit. стр. 103.).

Источник: Толковая Библия. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам

См. также Толкование на 2 Сол. 1:3


Открыть окно