I. О чем молился апостол, ст. 11. Очень важно быть хорошо наставленным, о чем надо молиться. Без божественного наставления мы не знаем, о чем молиться, а без божественной помощи не умеем молиться так, как должно. Наши молитвы должны соответствовать нашим надеждам и чаяниям. Итак, апостол молится за них:
1. Чтобы Бог начал в них Свой добрый труд благодати — так можно понимать выражение: чтобы Бог наш соделал вас достойными звания. Мы призваны к высокому и святому званию, мы призваны к Царству Божьему и к славе Его. Надеждой нашего звания является наследство святых, наслаждение тем блаженством и той славой, которые откроются, когда Иисус Христос явится с неба. И если таково наше призвание, то мы должны усердно заботиться о том, чтобы быть достойными его, то есть соответствующими ему, приготовленными для этой славы. Так как сами по себе мы не можем удостоиться его, но только по благодати Божией, то нам следует молиться, чтобы Бог соделал нас достойными этого звания, и тогда мы окажемся достойными его, то есть молиться, чтобы Он подготовил нас к участию в наследии святых во свете, Кол 1:12.
2. Чтобы Бог продолжил это начатое доброе дело и совершил всякое благоволение благости. Благоволение Божие означает Его благие намерения относительно Своего народа, вытекающие из Его благости и исполненные благости к ним; именно из нее проистекают к нам все блага. Если в нас есть что-то доброе, то это является плодом благости Божией в нас и обязано благоволению Его благости к нам, поэтому и называется благодатью. У Бога, у Его благоволения и благодати имеется множество разнообразных намерений относительно Его народа, и апостол молится, чтобы все они осуществились, или совершились в отношении фессалоникийцев. Много добрых дел благодати начато в сердцах детей Божиих, которые исходят из благоволения благости Божией к ним, и мы должны желать, чтобы все они могли быть совершены до конца. В частности, Павел молится, чтобы Бог совершил в них дело веры в силе. Заметим:
(1) Совершение дела веры необходимо для совершения всякого другого доброго дела. И (2) Дело веры не только начинается силой Божией, но и продолжается, и завершается ею.
II. Почему апостол молился об этом (ст. 12): Да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа... Цель, к которой мы должны стремиться во всем, что мы делаем и желаем, — чтобы Бог и Господь Иисус Христос могли быть во всем прославлены. Наше собственное блаженство и блаженство других должны быть подчинены этой конечной цели. Наши добрые дела должны так светить перед людьми, чтобы они могли прославить Бога, чтобы Христос мог быть прославлен в нас и через нас, и тогда мы будем прославлены в Нем и с Ним. В этом состоит великая цель и намерение благодати нашего Бога и Господа Иисуса Христа, которые открываются нам и совершаются в нас. Или таким образом: согласно благодати Бога и Христа, которая открылась нам и излилась на нас Богом и Христом, нам дано указание все делать во славу нашего Творца и Искупителя.
яко да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа
Вот для чего желает Апостол солунянам, чтоб в них осуществилось все Христово, желает им полного совершенства в христианском звании! Для прославления Господа в них и их в Нем. Это прославление или здесь еще, или там Если там, то мысль у Апостола такая: молимся о полноте совершенства вашего в звании христианском, чтоб, когда придет Господь прославитися и дивен быти во святых Своих и верующих, явился Он славным и дивным и в вас, прославив вас и удививши милость Свою на вас. Так Экумений: «Если будет так (то есть как молимся), то как во святых прославится Бог, как сказано выше, так и в вас. Прославится же, сподобляя рабов Своих толиких благ. И для них будет славно сподобиться сего».
Если здесь, то, по святому Дамаскину, «слова Апостола подобны изречению Господа: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Мф 5:16). Апостол говорит как бы: «Если будет в вас все сказанное, то еще в сей жизни имя Господа прославится в вас и вы в Нем» (Феофилакт). Как это, решает святой Златоуст: «Каким образом Господь прославится в нас? — Таким, что мы ничего не предпочитаем Ему. Каким образом мы прославимся в Нем? — Таким, что мы получаем от Него силу не ослабевать тогда, когда постигают нас несчастия. Ибо, когда случается с нами какое-либо искушение, тогда в одно время прославляемся и Бог, и мы. Именно, Его прославляют за то, что Он нас сделал так крепкими, а нам удивляются за то, что мы соделали себя достойными сего». Решает это и Феофилакт своим образом: «Когда увидят вас терпящими всякое искушение из любви к Владыке своему, то это в славу Ему будет, что то есть Он столько благ, что рабы готовы умереть за Него, и столько силен, что укрепляет вас на терпение. Но и вы в Нем прославитесь тем, что столько верными оказываетесь, что все претерпеваете. Ибо слава раба в том, чтобы быть верным Владыке своему».
По благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа. Если сподобимся того, что Бог прославится в нас и мы в Нем, то все это Божие, а не наше, все благодать Христова. «То есть Сам Бог даровал нам сию благодать, чтоб прославиться в нас и чтобы мы прославились в Нем» (Златоуст). «Сами мы недовольны к сему и недостойны сего; но все совершает в нас благодать Божия» (Экумений). «Благодать Божия есть и то, если Господь прославляется в нас, когда мы ничего не предпочитаем Ему как сладчайшему всего, и то, если мы прославляемся в Нем, когда получаем от Него силу переносить все искушения» (Феофилакт).
С вестями о светлой стороне солунян получил святой Павел сведения и о неисправностях их, из которых одна омрачала их христианское ведение, а другая их христианское поведение. Первая состояла в том, что они допустили себя увлечься мнением, будто уже настоит день Христов; вторая в том, что некоторые из них продолжали предаваться праздности и жить на чужой счет. Таких важных уклонений от правды Апостол не мог оставить без обличения и исправления. И исправляет первое во 2-й главе; а второе в 3-й, там и здесь вставляя и другие нравственные уроки, и свои благожелания солунянам Отличим их, назвав одну вероисправительною, а другую нравообличительною.
Источник: Послание святого Апостола Павла к солунянам второе, истолкованное святителем Феофаном.
да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа
Дабы прославилось имя Господа нашего Иисуса Христа в вас там, как и здесь, - и мы да прославимся, чрез сохранение ваше, по благодати Бога и Господа нашего Иисуса Христа, которая призвала нас и укрепила для проповеди язычникам
Источник: Толкование на 2-е послание к Фессалоникийцам
да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем
Если будет в вас все сказанное, то еще в этой жизни, говорит апостол, имя Господа прославится в вас. Ибо, когда увидят вас терпящими всякое искушение из любви к Владыке своему, то это в славу Ему будет, то есть то, что Он настолько благ, что рабы готовы умереть за Него, и настолько силен, что укрепляет вас в терпении. Но и вы в Нем прославитесь тем, что настолько верными оказываетесь, что все претерпеваете. Ибо слава раба в том, чтобы быть верным Владыке своему. Еще иначе: страдание за Христа есть слава, потому что оно делает людей более чистыми, всегда готовыми предаться на смерть, показывающими себя выше смерти.
по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа
И это, говорит апостол, зависит от Бога, а не от нас; благодать Его есть и то, если, говорит, Господь прославляется в нас, когда мы ничего не предпочитаем Ему, как сладчайшему всего, и то, если мы прославляемся в Нем, когда получаем от Него силу переносить все испытания.
Источник: Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа
Выражение «имя Господа» употребляется в В. Завете в отношении к Богу, и обозначает собою величие, мощь, достоинство (ср.: Лев 24:11; Втор 28:58). Ап. Павел переносит это выражение, обозначающее славу Иеговы, на Личность И. Христа. По благодати — Ап. P. стремится этими словами подчеркнуть источник, откуда истекает всякое славословие, а равно устранить всякую мысль о человеческой заслуге. Везде и всюду действует благодать Божия.
Источник: Толковая Библия. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам
См. также Толкование на 2 Сол. 1:11
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента