Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Фессалоникийцам 1 глава 11 стих)

εις о с этой целью, имея это в виду. Выражение передает идею цели (Morris; Moore), προσευχομεθα praes. ind. med. (dep.) от προσευχομαι (#4667) молиться (см. 1 Фес. 5:17). παντοτε (#4121) всегда, постоянно. 'ινα (#2671) чтобы. Частица вводит содержание молитвы, αξιωση aor. conj. act. от αξιοω (#546) считать достойным, полагать достойным. Conj. с ινα. κλησεως gen. sing, от κλησις (#3104) зов. Gen. используется после гл. αξιωση. πληρωση aor. conj. act. от πληροω (#4444) наполнять. Здесь в знач. совершать (Moore), ευδοκια (#2306) благоволение, удовлетворение, согласие, желание (BAGD; TDNT). αγαθωσυνη (#20) доброта, благость. Здесь obj. gen., "наелаждение от добрых дел" (Lightfoot, Notes; см. Гал. 5:22).


Учебная Библия МакАртура (2 Фессалоникийцам 1 глава 11 стих)

1:11 молимся В данном послании даны четыре примера молитвенной жизни Павла (ср. ст. 12; 2:16,17; 3:1−5,16). Здесь, как и в ст. 5, он молится о том, чтобы они поступали достойно христианского звания (ср. 1Фес 2:19; Еф 4:1; Кол 1:10), живя согласно «призванию к спасению» (ср. Рим 8:30; 11:29; Гал 4:13−15; 1Кор 1:26; Кол 1:3−5; 1Фес 2:12), в праведности, в делах веры имеющих силу.


Комментарии МакДональда (2 Фессалоникийцам 1 глава 11 стих)

1:11 В предшествующих стихах апостол описывал славное призвание святых. Они были призваны пройти через гонения, которые, в свою очередь, подготовят их к господству в Царстве.

Теперь же он молится, чтобы их жизнь тем временем была признана достойной такого высокого призвания и чтобы великая сила Божья дала им возможность быть послушными всякому побуждению совершать добро, доводить до конца каждое начатое в вере дело.


Толкование Мэтью Генри (2 Фессалоникийцам 1 глава 11 стих)

Стихи 11−12. В этих стихах апостол опять говорит фессалоникийцам о своей усердной и постоянной молитве за них. Он не мог быть с ними, однако постоянно помнил о них, они всегда были в мыслях его; он желал им блага и не мог лучше выразить свое расположение и благожелательность к ним, как посредством постоянной усердной молитвы к Богу за них: Для сего и молимся всегда за вас... Заметьте: размышления о втором пришествии Христа и ожидание его должны побуждать нас молиться как о самих себе, так и о других. Нам следует бодрствовать и молиться, как повелел наш Спаситель Своим ученикам (Лк 21:36): Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого. Заметим:

I. О чем молился апостол, ст. 11. Очень важно быть хорошо наставленным, о чем надо молиться. Без божественного наставления мы не знаем, о чем молиться, а без божественной помощи не умеем молиться так, как должно. Наши молитвы должны соответствовать нашим надеждам и чаяниям. Итак, апостол молится за них:

1. Чтобы Бог начал в них Свой добрый труд благодати — так можно понимать выражение: чтобы Бог наш соделал вас достойными звания. Мы призваны к высокому и святому званию, мы призваны к Царству Божьему и к славе Его. Надеждой нашего звания является наследство святых, наслаждение тем блаженством и той славой, которые откроются, когда Иисус Христос явится с неба. И если таково наше призвание, то мы должны усердно заботиться о том, чтобы быть достойными его, то есть соответствующими ему, приготовленными для этой славы. Так как сами по себе мы не можем удостоиться его, но только по благодати Божией, то нам следует молиться, чтобы Бог соделал нас достойными этого звания, и тогда мы окажемся достойными его, то есть молиться, чтобы Он подготовил нас к участию в наследии святых во свете, Кол 1:12.

2. Чтобы Бог продолжил это начатое доброе дело и совершил всякое благоволение благости. Благоволение Божие означает Его благие намерения относительно Своего народа, вытекающие из Его благости и исполненные благости к ним; именно из нее проистекают к нам все блага. Если в нас есть что-то доброе, то это является плодом благости Божией в нас и обязано благоволению Его благости к нам, поэтому и называется благодатью. У Бога, у Его благоволения и благодати имеется множество разнообразных намерений относительно Его народа, и апостол молится, чтобы все они осуществились, или совершились в отношении фессалоникийцев. Много добрых дел благодати начато в сердцах детей Божиих, которые исходят из благоволения благости Божией к ним, и мы должны желать, чтобы все они могли быть совершены до конца. В частности, Павел молится, чтобы Бог совершил в них дело веры в силе. Заметим:

(1) Совершение дела веры необходимо для совершения всякого другого доброго дела. И (2) Дело веры не только начинается силой Божией, но и продолжается, и завершается ею.

II. Почему апостол молился об этом (ст. 12): Да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа... Цель, к которой мы должны стремиться во всем, что мы делаем и желаем, — чтобы Бог и Господь Иисус Христос могли быть во всем прославлены. Наше собственное блаженство и блаженство других должны быть подчинены этой конечной цели. Наши добрые дела должны так светить перед людьми, чтобы они могли прославить Бога, чтобы Христос мог быть прославлен в нас и через нас, и тогда мы будем прославлены в Нем и с Ним. В этом состоит великая цель и намерение благодати нашего Бога и Господа Иисуса Христа, которые открываются нам и совершаются в нас. Или таким образом: согласно благодати Бога и Христа, которая открылась нам и излилась на нас Богом и Христом, нам дано указание все делать во славу нашего Творца и Искупителя.


Толкование отцов церкви (2 Фессалоникийцам 1 глава 11 стих)

Феофан Затворник (1815−1894)

За сие и молимся всегда о вас, да вы сподобит званию Бог наш, и исполнит всяко благоволение благости и дело веры в силе

За сие — «того ради, чтоб и в вас прославился и дивен был Бог» (Экумений). В следующем 12 стихе так и значится. И молимся всегда о вас. И временную, и вечную участь обращенных к сердцу приняв, Апостол неутомимо молится о них, как сердобольный отец о чадах, желая, чтоб они истинно сподобились всех благ о Христе Иисусе, Господе нашем.

Сподобит званию. Звание, в Писании Святом, есть или призывание к вере в Господа Иисуса Христа (1 Сол. 2:12); или состояние, соответствующее сему призванию, когда кто таков и есть, как требует христианское звание (2Пет 1:10); (Еф 4:1); или плод звания, — то, к чему приводит призвание, — упование звания (Еф 4:4), звание небесное (Евр 3:1). Как солуняне уже призваны к вере, то, конечно, Апостол здесь желает им или того, чтоб Бог сподобил их явиться достойными сего звания, выдержать себя до конца так, как оно требует, или того, чтоб сподобил их получить, что отложено на небесах сему званию, облаженствовать их всею полнотою благ, кои благость Божия благоволила уготовать верующим. То и другое можно принять, — и то, что здесь требуется, и то, что там обещается. Ибо в сущности они нераздельны. Нынешнее — необходимое условие тамошнего. Когда есть в нас то, к чему обязываемся здесь, будет и то, что там уготовано; а когда нет здешнего, то и тамошнего не жди. Блаженный Феофилакт пишет: «Что ж, разве они не были званы? — Да, были. Но не о том звании говорит Апостол, ибо по тому много званных. И не имевший брачных одежд был зван, званы были и пять дев, но (ни тот, ни эти) не вошли. Звание здесь Апостол разумеет то, которое подтверждается делами и которое собственно и есть звание, как и вера настоящая есть вера деятельная».

Что же нужно для того, чтоб солуняне ходили достойно звания, того желает далее святой Павел: и исполнит всяко благоволение благости. Благоволение благости — то, чего хочет благость Божия людям, все блага, кои дарованы нам в Господе Иисусе Христе: благодать возрождения, освящение, Богообщение, всыновление, которое прямо названо у Апостола благоволением хотения Божия (Еф 1:5). Желает Апостол, чтобы все это исполнил на солунянах, чтоб, получив отпущение грехов, поревновали они очиститься и от страстей и, развив в себе добрые расположения и чувства, соделались достойным жилищем Триипостасного Бога. Экумений перефразирует сие место так: «Молимся, да исполнит в вас Бог всякую благую волю Свою. Воля же и благоволение Божие есть, да все люди спасутся и улучат вечное блаженство». Феофилакт прибавляет: «Чтоб всякое благоволение Божие, то есть все, что Ему благоугодно, исполнилось в вас, и вы явились такими, какими быть вам желает Бог, ни в чем не имея недостатка». Тот и другой заняли такие мысли у святого Златоуста, который говорит: «Дабы вполне удостоверился Бог, что вам уже ничего более недостает для того, вы соделались такими, как Он желает».

Возведши же благодатию и благоволением Своим солунян на такое нравственное совершенство, Бог исполнит в них и дело веры в силе. Дело веры — вообще то, для чего вера Христова основана и учреждена на земле. Апостол желает, чтоб это совершилось в солунянах. Или дело веры — показание своего верования делом (святой Дамаскин) пред другими, несмотря на неприязнь их за то; следовательно, дело веры — плоды веры вообще и в особенности терпение гонений за веру. У Феодорита читаем: «Умоляем Бога всяческих, чтоб вас, сподобившихся призвания, исполнил всех благ, и вы произрастили плоды веры». По святому Златоусту, дело веры — перенесение гонений, и, по Феофилакту, Апостол желает, «да соделает Бог в солунянах терпение гонений совершенным. Терпение есть дело веры, так что, кто не имеет терпения, тот дела веры не показывает».

В силе — или во всей полноте, по всему величию благоволения благости, и по всему значению веры, совершеннейшим образом. Или силою Своею, свыше ниспосылаемою, силою благодатною, укрепляющею людей на все дела веры и особенно на терпение. «В силе, то есть усилив вас и укрепив» (Феофилакт). «Да исполнит дело веры в вас, собственною Своею (Божественною) силою. Ибо от сей последней рождается первое. Если Он даст силу исполнить нам дело веры, то, конечно, исполнит и благоволение Свое в нас» (Экумений).

То и другое, благоволение благости Божией и дело веры в людях, обнимают все, что требуется для того, чтоб нам сподобиться звания, или явиться такими, какими быть нам оно требует, или, что то же, ходить достойно звания (Еф 4:1). Первое указывает, что от Бога; второе — что от людей. Там все устроение спасения и благодатные силы; здесь собственная наша деятельность, труд, усилия в духе веры, или по исполнению обязательств веры, хотя все это имеет значение только при укреплении силою свыше. Звание христианское исполняется не одною благодатию и не одними усилиями человека, а тем и другим вместе. Святой Дамаскин пишет: «Молится так Апостол, чтоб соделать их более ревностными. Делает так не за тем, чтоб отстранить то, что должно быть, от нас, но чтобы не много о себе думали, а, напротив, чтоб даже и во всем том, на что от благодати Божией получили способность, призывали Бога в помощники; потому что, если понадеемся на себя самих, весь труд наш ни во что будет. Словами да исполнит показывает, что они еще несовершенны. Ибо тогда совершенство, когда пройдет время подвига. Но, пока кто еще подвизается, пусть боится, не пасть бы. Почему и сказано: прежде конца не ублажай (Сир 11:28). Святой Златоуст выводит отсюда: «Смотри, как незаметно смиряет их Апостол. Чтобы они, как люди, совершившие великие подвиги, не возгордились от избытка похвал и не предались лености, он говорит, что, до тех пор, пока они находятся в сей жизни, им недостает чего-то. Подобно тому и в послании к Евреям он говорит: не у до крове стаете, противу греха подвизающеся» (Евр 12:4).

Источник: Толкование на Второе Послание Апостола Павла к Солунянам

Ефрем Сирин (~306−373)

Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе

Посему просим в наших молитвах о вас, да соделает вас Бог достойными звания своего, ибо Он вас призвал и возбудил (к вере) чрез нас, — и да исполнит в конце (мира) всякое благоволение благости и всякое дело веры в силе Божией, то есть да воздаст вам при кончине века не за дело только веры вашей, но и за благие ваши пожелания добра, хотя бы, по немощи вашей, вы и были не в состоянии исполнить их в делах.

Источник: Толкование на 2-е послание к Фессалоникийцам

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания

Что же, разве они не были званы? Да, были. Но не о том звании говорит апостол; ибо по тому много званных. И не имевший брачных одежд был зван (Мф 22:12), званы были и пять дев (Мф 25:11), но ни он, ни они не вошли. Звание здесь апостол разумеет то, которое подтверждается делами и которое собственно и есть звание, как и вера настоящая есть вера деятельная. Поэтому он прибавляет следующее.

и совершил всякое благоволение благости

Такое, говорит, я разумею звание, чтобы всякое благоволение Божие, то есть все, что Ему благоугодно, исполнилось в вас, и вы явились такими, какими быть вам желает Бог, ни в чем не имея недостатка. Здесь же апостол и смиряет их гордость, чтобы они не превозносились многими похвалами, показывая этим, что они еще несовершенны.

и дело веры в силе

Да соделает, говорит, Бог в вас терпение гонений совершенным. Каким образом? В силе, то есть усилив вас и укрепив. Ибо терпение есть дело веры, так что кто не имеет терпения, тот не показывает и дела веры.

Источник: Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Августин (354−430)

Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе

То, что я сказал: спасения через эту религию, благодаря которой — единственно истинной — истинное спасение воистину обещается, ни один достойный никогда не был лишен, а тот, кто был лишен, не был достоин, — я сказал не в том смысле, будто бы каждый достойный окажется таковым по заслугам своим, но в том, в каком говорит апостол: Не от дел, но от Призывающего, — сказано было… «больший будет в порабощении у меньшего» (Рим 9:12). Это призвание, по его утверждению, связано с изволением Божиим, а потому он говорит: не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати (2Тим 1:9), а также: знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Рим 8:28). Об этом же звании он говорит: чтобы соделал вас достойными Своего святого звания (2 Сол. 1:11).

Источник: Переосмысления.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 11−12 Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе, да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа

Глава заканчивается ссылкою Ап. П. на то, что он всегда молится о Ф. чтобы Бог счел их достойными призвания в царство Его Славы. «Звание» — здесь мысль направляется глав. образом к будущему, хотя слово κλη̃σις указывает прежде всего и главным образом на начальный акт спасения. Благоволение благости — наслаждение в делании добра; хорошо уже то, если человек делает добро; но он становится на высшую степень совершенства, если он находит наслаждение в делании добра. «Дело веры» — наша вера не должна быть мертвым началом; она должна плодотворить (Иак 2:26).

Источник: Толковая Библия. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам

См. также Толкование на 2 Сол. 1:3


Открыть окно