I. Бодрствовать и трезвиться, ст. 6. Это разные обязанности, хотя они и взаимосвязаны. Ибо, будучи окружены многочисленными искушениями, ввергающими нас в состояние невоздержанности и возбуждения, мы не сохраним трезвости, если не будем на страже, а не сохранив трезвость, мы не сможем бодрствовать.
1. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать... Мы не должны быть самоуверенны и беспечны, не должны предаваться духовной лени и праздности. Мы должны не спать, но постоянно быть на страже против греха и искушений к нему. Большинство людей слишком легкомысленно относятся к своему долгу и беспечны по отношению к духовным в— агам. Они говорят: «Мир и безопасность», тогда как находятся в состоянии величайшей опасности, упускают драгоценные моменты, от которых зависит вечность, предаются мечтам, не помышляют и не заботятся об ином мире, подобно спящим людям. Либо они вовсе не принимают во внимание существование иного мира, потому что спят, либо неправильно понимают его, потому что предаются мечтам. Но мы будем бодрствовать подобно людям, пробудившимся и вставшим на свою стражу.
2. Будем также трезвиться, то есть будем уравновешенными и воздержанными. Будем ограничивать свои природные желания и влечения к земному. Трезвость обычно противопоставляется неумеренности в вопросах еды и пития, в данном тексте — пьянству, но она распространяется и на все другие земные занятия. Так наш Спаситель предупреждал Своих учеников: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, Лк 21:34. Кроме того, бодрствование и трезвость наиболее соответствуют характеру и чести христиан как сынов дня, потому что спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью, ст. 7. Наибольшего укора заслуживают люди, которые спят в дневное время, предназначенное для труда, а не для сна, когда они упиваются днем, на виду у всех людей, к своему стыду и позору. Не удивительно, когда люди, не получившие божественного откровения, позволяют диаволу усыплять себя иллюзией безопасности, не обуздывают своих плотских аппетитов, предаются всем видам излишества и неумеренности, ибо они пребывают в ночи. Они не сознают своей опасности и поэтому спят, не сознают своего долга и поэтому упиваются, но христианину едва ли пристало поступать подобным образом. Как может христианин, просвещенный светом Евангелия, быть беспечным по отношению к своей собственной душе и не помышлять об ином мире? Находящиеся на виду у всех должны вести себя особенно благопристойно.
II. Не только бодрствовать, но и хорошо вооружиться: облечься во всеоружие Божие. Это необходимо, чтобы сохранять трезвость, подобающую нам и делающую нас готовыми ко дню Господню, потому что у нас много духовных врагов, сильных и злобных. Они многих подчиняют своему влиянию и держат в своей власти, делая их беспечными, самоуверенными, надменными, заставляя их упиваться — упиваться гордостью, страстями, самодовольством, чувственными похотями. Поэтому мы должны вооружиться против их покушений, облекшись в духовную броню для защиты своего сердца и в духовный шлем для защиты головы. Это духовное оружие состоит из трех главных добродетелей христианина — веры, надежды и любви, ст. 8.
1. Мы должны жить верой, и это поможет нам бодрствовать и трезвиться. Если мы верим, что око Бога (Который есть Дух) всегда над нами, что нам надлежит сражаться с духовными врагами, что существует мир духов, к которому нам надо подготовиться, то мы будем понимать, почему нам надо бодрствовать и трезвиться. Вера — это наша лучшая защита против нападений врага.
2. Мы должны приобрести сердце, горящее любовью. Любовь тоже является нашей защитой. Истинная и горячая любовь к Богу и всему Божьему сохранит нас бодрыми и трезвыми и не даст нам отступить в период скорби и искушения.
3. Мы должны иметь надежду на спасение, и эта надежда должна быть живой. Добрая надежда на вечную жизнь подобна шлему, что защищает голову, сохраняет от опьянения греховными наслаждениями, длящимися в течение лишь короткого времени. Имея надежду на спасение, будем остерегаться делать что-нибудь такое, что может поколебать ее или сделать нас недостойными того великого спасения, на которое мы надеемся. Упомянув о спасении и надежде на него, апостол показывает, на чем основывается эта надежда. Заметьте: он ничего не говорит об их заслугах. Учение о наших заслугах совершенно небиблейское, оно противоречит Священному Писанию. В наших заслугах нет никакого основания для истинной надежды. Наши надежды должны основываться на:
(1) Божием определении, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения... ст. 9. Если бы мы проследили свое спасение до его первопричины, то обнаружили бы, что ею является Божие определение. Те, что живут и умирают во тьме и неведении, спят и упиваются, как упивающиеся ночью, определены на гнев, это совершенно ясно. Но что касается тех, кто принадлежит к свету, если они бодрствуют и трезвятся, то очевидно, что они предназначены ко спасению. Верность и твердость божественного определения являются большой поддержкой и ободрением для нашей надежды. Если бы мы должны были достигать спасения своими собственными заслугами или своей силой, то у нас было бы очень мало или совсем не было бы надежды получить его. Но когда мы видим, что наше спасение основывается на Божием определении, которое не может быть поколеблено (ибо изволение Божие в избрании стоит твердо), то можем строить на нем непоколебимую надежду, особенно когда принимаем во внимание:
(2) Заслуги Христа и благодать и то, что мы спасены нашим Господом, умершим за нас. Нашим спасением мы обязаны как Божьему определению, так и Христову искуплению, наша надежда на спасение основана на том и на другом. Мы должны помышлять как о благодатном определении Божием, так и о смерти и страданиях, что претерпел Христос ради его осуществления, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим (живем или умираем, ибо смерть для верующего это всего лишь сон, как намекал выше апостол) жили вместе со Христом, сейчас — в союзе с Ним, а потом — в славе с Ним навеки. Так как спасение, на которое надеется христианин, состоит в том, чтобы всегда быть с Господом, то единственным основанием для их надежды в настоящее время является жизнь в постоянном союзе с Ним. И если они соединены со Христом и живут в Нем и для Него здесь, то сон смерти не будет препятствием для духовной жизни и, тем более, для будущей жизни славы. Наоборот, Христос умер за нас, чтобы, живя или умирая, мы были Его, чтобы здесь мы жили для Него, а придя на небо — жили с Ним.
итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться
А чтобы тебе убедиться, что молитвы, совершаемые в скорби, скорее могут быть услышаны Богом, послушай, что говорит пророк: Ко Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня (Пс 119:1). Возбудим же свою совесть, опечалим душу памятью о грехах, опечалим не для того, чтобы стеснить ее, а для содействия тому, чтобы она была услышана, чтобы она трезвилась, бодрствовала и достигала до самых небес. Ничто так не отгоняет беспечность и рассеянность, как скорбь и печаль: она отовсюду сосредотачивает душу и обращает ее к самой себе. Кто так скорбит и молится, тот после молитвы может испытать в своей душе великое удовольствие.
Источник: О непостижимой природе Бога.
итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться
Не расслабляющим образом сон должен действовать на тело, а служить лишь отдыхом для жизненных сил. Следует поэтому ему отдаваться не из пристрастия к беззаботной лености, а для успокоения от работ… Спящий человек ни к чему не способен; он молчалив, как смерть. Поэтому часто должны мы и ночью с постели подниматься и прославлять Бога. Блаженны бодрствующие во имя Божие: они уподобляются тем из ангелов, которых мы называем стражами.
Источник: Педагог.
итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться
Пусть почтен будет нами святейший день, в который явился Творец спасения нашего, и Тому, Кого волхвы почтили в яслях, мы поклоняемся как Вседержителю в небесах. И, подобно им, принесем таинственные образы даров, ибо Он Сам есть раздаятель всех благ, однако Он требует нашего плода, так что и мы да извлечем из сердец наших то, что достойно Бога, и это — то, что достается трудом. Ведь не к спящим приходит Царство Небесное, но к трудящимся и бодрствующим в заповедях Божиих. Так что если мы принесем Ему не бесплодные дары, то заслужим через то, что Он дал, получить то, что Он обещал.
Источник: Проповеди.
темже убо да не спим, якоже и прочии, но да бодрствуим и трезвимся
Вот каковы мы по своему значению и назначению. Но чтоб каждому из нас и на деле быть таковым, надлежит нам не спать, а бодрствовать и трезвиться. Да не спим — не будем жить в беспечности и непамятовании дня судного, как прочие, Христа не ведущие. Да бодрствуим и трезвимся — да внимаем себе и тому, каковы мы должны быть и как должны действовать; и бодренно, — энергично, — будем поступать сообразно с тем, —не попустим мыслей худых, симпатий нечистых, склонностей греховных, страстных увлечений и порочных дел. Спаситель заповедует: всем глаголю, бдите (Мк 13:37). В другом месте: внемлите же… да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той. Яко сеть бо приидет на вся живущия на лицы всея земли. Бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся убежати всех сих хотящих быти, и стати пред Сыном Человеческим (Лк 21:34−36). То же внушают и все святые Апостолы: трезвитеся и бодрствуйте, пишет святой Петр (1Пет 5:8). Святой Павел в другом месте поясняет себя: бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся (1Кор 16:13). «Здесь, —пишет святой Златоуст, — Апостол показывает, что от нас зависит пребывание дневного света. В обыкновенном дне и ночи это не зависит от нас, но и ночь приходит против нашего желания; напротив, с тою ночью и тем сном бывает не так, но можно непрестанно бодрствовать, можно постоянно пребывать среди дня. Смежать очи духовные и предаваться греховному усыплению есть дело не природы, а произвола. Да бодрствуим, говорит, и трезвимся. Ибо и тот, кто бодрствует, если не будет творить добро, может спать; поэтому и присовокупил: и да трезвимся. Подлинно, и днем, если кто бодрствует, но не трезвится, тот может подвергнуться бесчисленным опасностям. Трезвенность есть усиление бодрствования». Поясняя последнюю мысль, Экумений прибавляет: «Бывает, что иной, и бодрствуя, ничем не отличается от спящего. Апостол сказал как бы: трезвенно будем делать благое и устроять свою жизнь». По писаниям отцов-подвижников, трезвение есть иногда отрешение сердца от привязанностей и пристрастий, бодренность же есть напряжение деятельных сил.
Источник: Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).
итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться
Итак, да не спим в отношении доброго жития, как и прочие, кои не ожидают того дня, но да бодрствуем делами нашими и да трезвимся верою нашею.
Источник: Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам
итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться
Очи нашей души и совести отяжелели от страстей и похотений мира сего и ведут нас от смерти к смерти. Такая душа и такая совесть не видят верного смысла ни мира, ни себя самих и не знают цели своего существования в этом мире. По причине добровольного ослепления и сластолюбия эти души не видят истинного Бога, поскольку служат различным ложным богам Ложь, гнездящаяся в них вследствие греха, не позволяет им видеть истину, которая разлита по миру и вся без исключения воплощена в едином истинном Боге и Господе Иисусе Христе. Безбожники, спящие в любогреховности, самолюбии и страстолюбии, — род всех сил зла и нечистоты духов, всех ложных идей и теорий, которые умножаются на гнилье их мыслей, как черви в падали.
Но мы, христиане, непрерывно пребываем в бдении и бодрствовании. Это мы совершаем в первую очередь с помощью веры, которая дает нам увидеть единого истинного Бога; посредством ее мы непрестанно имеем Его в душе нашей, следим за всем движением нашей души от временного к вечному, от земли к небесам, живем всем божественным, вечным и бессмертным, постигаем вечную истину, становимся праведными, поскольку вера переносит в наши души вечную правду, живущую в наших чувствах, мыслях и делах. Мы, христиане, сохраняем наши души, чтобы ими не завладели ни страсти, ни грехи, ни искушения, ни смерти, ни духи злобы. И сего мы достигаем молитвой, которая, как живой огонь, пожигает все это. Молитва пробуждает нашу совесть, не давая ей уснуть. Мы только держим себя наготове посредством поста, чтобы не разрушили крепость души похоти и не похитили ее вечного достоинства.
Еще мы сохраняем себя с помощью евангельской любви, чтобы не овладела душой ненависть и не помрачила очи души, не убила совести и не вызвала духовную смерть! Так мы, христиане, пребываем в бодрствовании посредством каждой святой добродетели, поскольку добродетели есть божественные силы, хранящие нас в бодрствовании. Однако, когда мы нерадим о святых добродетелях, тотчас возникает в наших душах сонливость, которая становится началом зла. И если мы продолжаем оставаться беззаботными, то душа от сонливости переходит к глубокому сну, и тогда там появляются черви страстей, беспощадно поедающие душу и погружающие ее в духовную смерть.
Источник: Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться
То есть не будем нерадеть о добрых делах. Усиление бодрствования есть трезвенность. Ибо можно бодрствовать, но не быть трезвенным; поэтому апостол как бы говорит: будем делать добрые дела трезвенно и внимательно.
Источник: Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться
Крылатый вестник дня возвещает Свет приближающийся, уже Христос, пробуждая умы, зовет нас к жизни. Оставьте, призывает, ложа больные, наводящие сон, праздные, и бодрствуйте, чистые, честные и воздержные! Я уже совсем близко.
Источник: Гимны на всякий день.