А. Т. Пиерсон обращает наше внимание на то, что в стихах 16−22 представлены семь различных расположений духа человека:
1. Хвалебное расположение духа (ст. 16) — считать все деяния Бога необыкновенно грандиозными.
2. Молитвенное расположение (ст. 17). Молитва никогда не может быть неуместной или неподобающей.
3. Благодарственное расположение (ст. 18). Даже в обстоятельствах, не очень приятных для плоти.
4. Духовное расположение (ст. 19). Дух должен иметь полную свободу в нас, мы ни в чем не должны стеснять его.
5. Расположение духа, способное к восприятию учения (ст. 20) любым способом, который изберет Бог.
6. Рассудительное, беспристрастное расположение (ст. 21) всех испытывать Словом Божьим. Ср. с 1 Иоанна 4:1.
7. Освящающее расположение (ст. 22).
Если в ваши намерения закрадывается злая мысль, избегайте ее. (Arthur T. Pierson, более полных данных нет.)
1. Всегда радуйтесь, ст. 16. Под этим следует понимать духовную радость, ибо о земных благах мы должны радоваться так, как не радующиеся, и не должны рассчитывать на то, что будем долго жить и все дни будем радоваться. Если же мы радуемся в Боге, то можем радоваться всегда. В Нем радость наша будет полной, и если жизнь наша не является непрерывным праздником, то вина в этом наша. Мы можем всегда радоваться, даже если имеем скорби по плоти, 2Кор 6:10. Жизнь с Богом — это чудесная жизнь, жизнь постоянной радости.
2. Непрестанно молитесь, ст. 17. Чтобы всегда радоваться, надо всегда молиться. Если мы хотим больше радоваться, то должны больше молиться. Надо соблюдать определенное время для молитвы и не медлить, не отлагать время молитвы. Мы должны молиться всегда и не ослабевать в молитве; не оставлять и не прекращать молитвы, до тех пор пока не придем в тот мир, где молитву сменит хвала. Это не значит, что мы ничего не должны делать, как только молиться, но ничто не должно препятствовать нам соблюдать часы молитвы. Молитва будет лишь содействовать, а не препятствовать всем прочим нашим занятиям и добрым делам.
3. За все благодарите... ст. 18. Если мы будем непрестанно молиться, то у нас всегда будет достаточно оснований, чтобы за все благодарить. Как все наши желания мы должны открывать Господу в молитве, так не должны упускать и того, чтобы за все благодарить Его, Флп 4:6. Мы должны быть благодарны за все обстоятельства, как благоприятные, так и неблагоприятные. Никогда не бывает настолько плохо, чтобы не могло быть еще хуже. Хотя у нас всегда найдется достаточно поводов для смиренных жалоб перед Богом, однако у нас не может быть никаких причин, чтобы жаловаться на Бога, но всегда имеется множество поводов, чтобы славить и благодарить Его. Апостол добавляет: ...ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе, то есть чтобы мы за все благодарили, потому что Иисус Христос примирил нас с Богом. Он дает нам в Нем, через Него и ради Него возможность всегда радоваться и велит за все благодарить. Это угодно Богу.
4. Духа не угашайте (ст. 19), ибо Он есть Дух благодати, поддерживающий нас в немощах наших и помогающий нам в наших молитвах и благодарениях. О христианах говорится как о крещенных Духом Святым и огнем. Дух Святой действует, как огонь, просвещая, оживляя и очищая души людей. И мы должны остерегаться, чтобы не угасить этот святой огонь. Как потухает пламя, когда нет топлива, так и Дух Святой угашается, если наш дух, наш внутренний человек не откликается на Его побуждения. И как пламя гасится потоками воды или кучами грязи, так и мы должны остерегаться, чтобы не угасить Святого Духа, предаваясь плотским похотям и вожделениям и помышляя только о земном.
5. Пророчества не уничижайте, ст. 20. Если мы пренебрегаем этим средством благодати, то лишаемся Духа благодати. Под пророчеством здесь следует понимать проповедь слова, толкование и применение Священного Писания. Это должно не уничижать, но высоко ценить как средство, установленное Самим Богом для нашего преуспевания и возрастания в познании и благодати, в святости и утешении. Мы не должны уничижать проповедь, если даже она проста, лишена убедительных слов человеческой мудрости и не содержит ничего для нас нового, чего бы мы не слышали прежде. Чрезвычайно полезно и совершенно необходимо возбуждать наш ум напоминанием, затрагивать наши чувства и нашу волю, направляя их к тому, что уже было известно нам прежде, к нашим преимуществам и обязанностям.
6. Все испытывайте, хорошего держитесь, ст. 21. Это предупреждение необходимо, так как хотя к проповеди надо относиться с уважением, однако не следует все слова проповедника принимать на веру, но надо проверять их в свете закона и завета. Необходимо исследовать Писание, чтобы знать, говорит ли проповедник истину или нет. Мы не должны верить всякому духу, но должны испытывать духов, от Бога ли они. Однако не следует все время испытывать и всегда оставаться неутвержденными, в конце концов мы должны определиться и держаться хорошего. Когда мы убедимся в чем-то, что оно является правильным, истинным, добрым, то должны твердо держаться его и не уклоняться и не отступать под влиянием оппозиции или преследований, могущих постигнуть нас за приверженность истине. Примечание: учения о человеческой непогрешимости, о слепом доверии и о безотчетном повиновении — это не библейские учения. Каждый христианин имеет, и должен иметь, собственное суждение и чувства, навыком приученные к различению добра и зла, истины и фальши, Евр 5:13−14. Все испытывать надо с той целью, чтобы твердо держаться хорошего. Мы не должны без конца искать и колебаться своим умом, подобно младенцам, увлекающимся всяким ветром учения.
7. Удерживайтесь от всякого рода зла, ст. 22. Наивернейший путь избежать обольщения лжеучением или колебания в вере состоит в том, чтобы удерживаться от зла. Порочные наклонности, каким дозволено гнездиться в сердце, злые поступки, допускаемые в жизни, сильно содействуют пагубным заблуждениям разума, в то время как чистота сердца и непорочность жизни располагают человека любить и принимать истину. Поэтому мы должны удерживаться от зла, от всякого зла, удерживаться от греха и всего, что выглядит греховным, что ведет к греху или граничит с ним. Кого не пугает вид греха, кто не отстраняется от того, что может послужить поводом к греху, кто не избегает искушений и не удаляется от греха, тот недолго удержится от совершения самого греха.
удерживайтесь от всякого рода зла
От всяких зол, кои чужды новой вере вашей, удерживайтесь.
Источник: Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам
удерживайтесь от всякого рода зла
Чтобы достичь этого, вы должны блюстись от всякого зла, которое может вами возобладать через внешние и внутренние искушения.
Удерживайтесь от всякого рода зла, откуда бы оно ни исходило. Даже самое маленькое зло связывает человека с сатаной, поэтому непрестанно понуждайте себя к творению добра и удалению от зла. Грехолюбивая человеческая природа бесчисленными путями, видимыми и невидимыми, тянется ко злу, поэтому ее нужно наполнить верой, любовью, молитвой, чтобы она устремилась к небесам Грехолюбивая человеческая природа настолько склонна ко греху и злу, что зло стало для нее законом. Но богоподобная душа человека имеет свой закон добра, который побуждает ее сделать добро (см.: Рим 7:22−23), поэтому в человеке борются две противоположные силы — добра и зла, которые ведут душу одна к жизни, другая к смерти. Эта борьба страшная, но неизбежная. То, насколько важна эта борьба и насколько невозможно было человеку освободиться от зла и стать добрым, видно из того факта, что Сам Бог стал человеком, чтобы освободить человека от зла и утвердить в добре. Ради этого и совершился весь богочеловеческий подвиг Господа Иисуса Христа, ради этого Он создал Свою Церковь и даровал ей Себя со всеми Своими спасительными силами. Все это сделал единый Богочеловек ради одной божественной и человеколюбивой цели: чтобы освободить нас от зла и исполнить нас Своим божественным добром посредством Святых Таинств и добродетелей, чтобы освятить все наше существо и соделать доступными для нас вечную жизнь и вечное блаженство.
Источник: Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
удерживайтесь от всякого рода зла
Не только от того или другого, но просто от всякого, и от ложного пророка, и от греха.
Источник: Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
удерживайтесь от всякого рода зла
Здесь мысль Ап. отчасти та же, что и в Рим XII:9. EidoV — род, вид, форма; — этот перевод находит себе подтверждение в недавно открытых папирусах в Египте, относящихся к II в. до Р. X. и II в. по Р. X. В обычной речи этого времени слово eidoV имеет именно это вышеуказанное значение (см. Milligan — ор. cit. стр. 76−77).
Источник: Толковая Библия.
См. также Толкование на 1 Сол. 5:16