1. Всегда радуйтесь, ст. 16. Под этим следует понимать духовную радость, ибо о земных благах мы должны радоваться так, как не радующиеся, и не должны рассчитывать на то, что будем долго жить и все дни будем радоваться. Если же мы радуемся в Боге, то можем радоваться всегда. В Нем радость наша будет полной, и если жизнь наша не является непрерывным праздником, то вина в этом наша. Мы можем всегда радоваться, даже если имеем скорби по плоти, 2Кор 6:10. Жизнь с Богом — это чудесная жизнь, жизнь постоянной радости.
2. Непрестанно молитесь, ст. 17. Чтобы всегда радоваться, надо всегда молиться. Если мы хотим больше радоваться, то должны больше молиться. Надо соблюдать определенное время для молитвы и не медлить, не отлагать время молитвы. Мы должны молиться всегда и не ослабевать в молитве; не оставлять и не прекращать молитвы, до тех пор пока не придем в тот мир, где молитву сменит хвала. Это не значит, что мы ничего не должны делать, как только молиться, но ничто не должно препятствовать нам соблюдать часы молитвы. Молитва будет лишь содействовать, а не препятствовать всем прочим нашим занятиям и добрым делам.
3. За все благодарите... ст. 18. Если мы будем непрестанно молиться, то у нас всегда будет достаточно оснований, чтобы за все благодарить. Как все наши желания мы должны открывать Господу в молитве, так не должны упускать и того, чтобы за все благодарить Его, Флп 4:6. Мы должны быть благодарны за все обстоятельства, как благоприятные, так и неблагоприятные. Никогда не бывает настолько плохо, чтобы не могло быть еще хуже. Хотя у нас всегда найдется достаточно поводов для смиренных жалоб перед Богом, однако у нас не может быть никаких причин, чтобы жаловаться на Бога, но всегда имеется множество поводов, чтобы славить и благодарить Его. Апостол добавляет: ...ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе, то есть чтобы мы за все благодарили, потому что Иисус Христос примирил нас с Богом. Он дает нам в Нем, через Него и ради Него возможность всегда радоваться и велит за все благодарить. Это угодно Богу.
4. Духа не угашайте (ст. 19), ибо Он есть Дух благодати, поддерживающий нас в немощах наших и помогающий нам в наших молитвах и благодарениях. О христианах говорится как о крещенных Духом Святым и огнем. Дух Святой действует, как огонь, просвещая, оживляя и очищая души людей. И мы должны остерегаться, чтобы не угасить этот святой огонь. Как потухает пламя, когда нет топлива, так и Дух Святой угашается, если наш дух, наш внутренний человек не откликается на Его побуждения. И как пламя гасится потоками воды или кучами грязи, так и мы должны остерегаться, чтобы не угасить Святого Духа, предаваясь плотским похотям и вожделениям и помышляя только о земном.
5. Пророчества не уничижайте, ст. 20. Если мы пренебрегаем этим средством благодати, то лишаемся Духа благодати. Под пророчеством здесь следует понимать проповедь слова, толкование и применение Священного Писания. Это должно не уничижать, но высоко ценить как средство, установленное Самим Богом для нашего преуспевания и возрастания в познании и благодати, в святости и утешении. Мы не должны уничижать проповедь, если даже она проста, лишена убедительных слов человеческой мудрости и не содержит ничего для нас нового, чего бы мы не слышали прежде. Чрезвычайно полезно и совершенно необходимо возбуждать наш ум напоминанием, затрагивать наши чувства и нашу волю, направляя их к тому, что уже было известно нам прежде, к нашим преимуществам и обязанностям.
6. Все испытывайте, хорошего держитесь, ст. 21. Это предупреждение необходимо, так как хотя к проповеди надо относиться с уважением, однако не следует все слова проповедника принимать на веру, но надо проверять их в свете закона и завета. Необходимо исследовать Писание, чтобы знать, говорит ли проповедник истину или нет. Мы не должны верить всякому духу, но должны испытывать духов, от Бога ли они. Однако не следует все время испытывать и всегда оставаться неутвержденными, в конце концов мы должны определиться и держаться хорошего. Когда мы убедимся в чем-то, что оно является правильным, истинным, добрым, то должны твердо держаться его и не уклоняться и не отступать под влиянием оппозиции или преследований, могущих постигнуть нас за приверженность истине. Примечание: учения о человеческой непогрешимости, о слепом доверии и о безотчетном повиновении — это не библейские учения. Каждый христианин имеет, и должен иметь, собственное суждение и чувства, навыком приученные к различению добра и зла, истины и фальши, Евр 5:13−14. Все испытывать надо с той целью, чтобы твердо держаться хорошего. Мы не должны без конца искать и колебаться своим умом, подобно младенцам, увлекающимся всяким ветром учения.
7. Удерживайтесь от всякого рода зла, ст. 22. Наивернейший путь избежать обольщения лжеучением или колебания в вере состоит в том, чтобы удерживаться от зла. Порочные наклонности, каким дозволено гнездиться в сердце, злые поступки, допускаемые в жизни, сильно содействуют пагубным заблуждениям разума, в то время как чистота сердца и непорочность жизни располагают человека любить и принимать истину. Поэтому мы должны удерживаться от зла, от всякого зла, удерживаться от греха и всего, что выглядит греховным, что ведет к греху или граничит с ним. Кого не пугает вид греха, кто не отстраняется от того, что может послужить поводом к греху, кто не избегает искушений и не удаляется от греха, тот недолго удержится от совершения самого греха.
Ст. 16−18 всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе
Как избежавший великой опасности, воссылает он [Давид] такое благодарение освободившему его Богу и говорит: Благословлю Господа на всякое время (Пс 33:2). Избежав смерти, он как бы полагает для себя уставы жизни, настраивая душу свою на строгий образ деятельности, чтобы ни одной минуты времени не оставлять без благословения, но при начале важных и неважных дел обращаться к Богу. Не стану думать, говорит он, будто бы что-либо делается моим старанием или приключается по случайному стечению обстоятельств, но на всякое время благословлю Господа — не только при благоденствии, но и в несчастные времена жизни. Этим наученный апостол говорит: Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь. За все благодарите.
Источник: Беседы на Псалмы.
Апостол же приглашает всегда радоваться не всякого, но того, кто подобен ему самому, не живет уже во плоти, но имеет живущего в себе Христа; потому что общение с высочайшим из благ никак не допускает сочувствия с тем, что беспокоит плоть; но хотя бы и рассекаема была плоть, расторжение связи остается в страждущей части тела, распространение же боли не может доходить до силы в душе. Ибо, если, по апостольскому совету, умертвили мы «уды… яже на земли» (Кол 3:5), и носим «мертвость Иисусову в теле» (2Кор 4:10), то необходимо, чтобы удар, нанесенный умерщвленному телу, не доходил до души, которая отрешена от общения с ним. Также бесчестия, потери и смерть ближних, не будут восходить до ума и возвышенность души низводить до сочувствия с здешним. Ибо, если подвергшиеся неприятностям рассуждают одинаково с человеком к себе внимательным, то не причинят они скорбей другому, потому что и сами беспечально переносят приключившееся с ними. Если же живут по плоти, то и в этом случае не причинят скорби, но будут признаны жалкими, не столько по тесноте своих обстоятельств, сколько потому, что избрали для себя не то, что должно. Вообще, душа, однажды объятая любовию к Создавшему и привыкшая увеселяться тамошними красотами, от разнообразного превращения плотских страданий не утратит своей радости и благодушия; но скорбное для других увеличит ее веселие. Таков был Апостол, который благоволил «в немощех, в скорбех, во изгнаниих, в бедах, хвалился своею нищетою, находясь во алчбе и жажди,… в зиме и наготе, во изгнаниях и теснотах» (2Кор 6:4, 11:27); при чем другие скорбят и отрекаются от жизни, при том Апостол радуется. Поэтому непонимающие апостольской мысли и не разумеющие, что он призывает нас к жизни евангельской, дерзают обвинять Павла, будто предписывает нам невозможное.
Сам Господь плакал о Лазаре (Ин 11:35), плакал и о Иерусалиме (Лк 19:41), и ублажает скорбящих (Мф 5:4) и в другом месте — плачущих (Лк 6:21).
Говорят: «Как согласить сие с словами: «всегда радуйтеся»? Ибо слезы и радость происходят не из тех же причин Слезы, обыкновенно, рождаются от неожиданного впечатления, которое, подобно удару, поражает и приводит в уныние душу, стесняя дыхание в предсердии; а радость есть как бы скакание души, восхищающейся тем, что дела согласны с ее желанием. От сего и перемены в теле бывают различные. У скорбящих тело бледно, синевато, холодно; а у веселых состояние тела цветущее, вид румяный, душа едва не скачет и не рвется наружу от удовольствия».
На сие скажем, что плач и слезы у святых бывали от любви к Богу. Взирая всегда на Возлюбленного и возращая в себе почерпаемое там веселие, они имели попечение о судьбе подобных им рабов, оплакивая согрешающих, исправляя их слезами. Но как стоящие на берегу, сострадая об утопающих на море, попечением о бедствующих не утрачивают собственной безопасности, так оплакивающие грехи ближних не уничтожают тем своего веселия, а напротив того, еще более оное увеличивают, за слезы о брате удостаиваясь радости от Господа. Посему блаженны плачущие и блаженны скорбящие, ибо они утешатся и воссмеются (Лк 6:21; Мф 5:4). Смехом же называет не шум, выходящий из щек при воскипении крови, но веселость, не растворенную и не смешанную ни с чем печальным. Поэтому Апостол дозволяет плакать с плачущими; потому что эти слезы бывают как бы семенем и залогом вечной радости. Востеки мыслию и созерцай ангельское состояние. Прилично ли им другое состояние, кроме состояния радости и благодушия, потому что они удостоены предстоять Богу и наслаждаться неизреченною красотою славы Создавшего нас? К сей-то жизни побуждая нас, Апостол заповедал нам «всегда радоватися».
Источник: Беседа о благодарении.
Должно ли непрестанно молиться, и возможна ли такая заповедь? Молитва есть прошение благ, воссылаемое благочестивыми к Богу. Прошения же, без сомнения, не ограничиваем словами; ибо не думаем, что Бог имеет нужду в словесном напоминании, но знает полезное, когда мы и не просим. Поэтому что же говорим мы? То, что надобно не в словах заключать молитву, а, напротив того, поставлять более силу молитвы в душевном произволении и в добродетельных делах, непрерывно продолжаемых чрез целую жизнь. Ибо сказано: «аще… ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся в славу Божию творите» (1Кор 10:31). Сидишь за столом — молись; вкушаешь хлеб — воздавай благодарение Давшему; подкрепляешь вином немощь тела — помни Подавшего тебе дар сей на веселие сердцу и в облегчение недугов. Миновалась ли потребность в снедях? Да не прекращается памятование о Благодетеле. Надеваешь хитон — благодари Давшего; облекаешься в плащ — усугубь любовь к Богу, даровавшему нам покровы, пригодные для зимы и лета, сохраняющие жизнь нашу и закрывающие наше безобразие. Прошел ли день? Благодари Даровавшего нам солнце для отправления дневных дел и Давшего огнь освещать нощь и служить для прочих житейских потреб. Ночь пусть доставит тебе другие побуждения к молитве. Когда воззришь на небо и устремишь взор на красоту звезд, молись Владыке видимого и поклонись наилучшему Художнику всяческих, Богу, Который «вся премудростию сотворил» (Пс 103:24). Когда увидишь, что вся животная природа объята сном, опять поклонись Тому, Кто и против воли нашей посредством сна разрешает нас от непрерывности трудов и чрез малое успокоение опять приводит в бодрость сил. Таким образом непрестанно будешь молиться, не в словах заключая молитву, но чрез все течение жизни приближаясь к Богу, чтобы жизнь твоя была непрерывною и непрестанною молитвою.
Но сказано также: «о всем благодарите». Говорят: «Как можно быть тому, чтобы душа, мучимая бедствиями и как бы уязвляемая чувством скорбей, не плачу и слезам предавалась, но что в действительности ненавистно, за то благодарила, как за благо? Ибо как мне будет благодарить, претерпевая то, чего мог бы пожелать мне враг? Безвременно похищено детище, и болезнующую о возлюбленном матерь мучат болезни, тягчайшие прежних мук рождения; как же ей, оставив плач, обратиться к словам благодарения?»
Возможно ли это? Возможно, если рассудишь, что рожденному ею детищу ближайший Отец, разумнейший Попечитель и Домостроитель жизни — Бог. Почему же разумному Владыке не дозволяем распоряжаться Своим достоянием, как Ему угодно, но досадуем, как лишаемые собственности, и сожалеем об умирающих, как будто им делается обида? А ты рассуждай, что детище не умерло, но отдано назад, что друг не скончался, но отправился в путь и ушел от тебя несколько вперед по той же дороге, по которой и нам идти необходимо будет надобно.
Источник: Беседа на память мученицы Иулиты и продолжение сказанного в предыдущей беседе: о благодарении.
всегда радуйтеся
— радостью о Господе (Флп 3:1; 4, 4) и о Дусе Святе (Рим 14:17), которая водворяется в сердце под влиянием живой веры, теплой любви и крепкого упования, и бывает столь глубока, что никакие внешние беды расстроить ее не могут. В христианине такая радость столь же естественна, как естественна радость у сына, принятого снова в объятия любви отцом, которого он прогневал, у пленника и узника, ожидавшего казни и смерти и получившего свободу, у должника неоплатного, с которого сняты долговые обязательства, и вообще у человека, находившегося в последней крайности и вдруг неожиданно получившего полное счастие. Что у этих делается внешно, все то в высшем значении совершается у христианина в духе. Человек создан на радость — на жизнь райскую; потерял ее чрез грехопадение; теперь в Господе Иисусе Христе благодатию Святого Духа опять восстановляется он в первый свой чин Хоть внешно он еще не в раю, но внутри уже получает райский строй. Оттого и радуется. В житейском быту люди находятся в веселом расположении духа, когда нужды не тяготят, отношения с другими мирны, дела текут исправно и впереди не грозит никакая беда. У христиан грехи прощены, нравственные силы восстановлены благодатию, мир с Богом водворен, совесть блюдется чистою ко всем и ко всему, уверенность, что Господь хранит и сохранит его до конца непорочным, непоколебима, упование блаженства вечной жизни глубоко. В такой обрадовающей атмосфере живя, он не может не быть в постоянно отрадном состоянии духа. Но существенная основа радости христианина — обновление падшего естества. В возрождении полагается семя новой жизни, по образу воскресшего Господа (Рим 6:4). Начав с сего момента ходить в обновленной жизни, он более и более высвобождается из уз растления греховного и преисполняется чувством здравия Духовного. Это чувство почти то же, что чувство воскресения. Отсюда всегдашняя радость жизни о Господе. Из всего сказанного видно, что радость христианина есть отражение его духовного состояния и есть потому не произвольное чувство. Как же она предписывается? — И предписывается держать себя в таком же состоянии Духовном, которое приносит непрестанную радость, окружать себя такими убеждениями, которые навевают отраду в душу, не лишать себя вкушения предлагаемых всех духовных благ о Господе, которые не могут не веселить сердца, не чуждаться никогда трудов и подвигов, которые, хотя узким путем, но ведут в живот. Апостол не того хочет, чтоб христианин мечтами какими развивал в себе радость, а чтоб — делом, вступив в обрадовающую область света и живота. И сколько последняя неизбежна для истинного христианина, столько же радость неразлучна с истинным христианством. Почему она многократно и предписывается в Слове Божием (Флп 3:1; 4, 4; Рим 12:12; 2Кор 6:10; Рим 14:17; Иак 1:2). Когда внутри мир и радость, тогда внешние беды и скорби не влияют на христианина, так что он другими только может почитаться скорбящим, сам же в себе присно радуется (2Кор 6:10).
Источник: Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).
всегда радуйтесь
Значит, оптимизм, или что «все — к лучшему», не мечта. Иначе, как бы можно было всегда радоваться? Радость есть чувство непроизвольное; когда человеку хорошо, то он, и без позволения, самодоволен и весел; а когда кому худо, то сколько бы ни приглашали его радоваться, не зарадуешься.
И действительно, святой Павел, прежде нежели сказал: всегда радуйтеся, давно уже изрек, что верующим в Бога вся поспешествуют во благое (Рим 8; 28). После сего очень понятно, как можно всегда радоваться; даже непонятно, как бы после сего можно было не всегда радоваться, ибо если верующим все поспешествует во благое, а благое, по самому существу своему, таково, что вся и всегда может радовать, то в таком случае печалиться, особенно безотрадно, свойственно только тому, кто не верует в Бога. Но желательно знать, на чем опираясь проповедуют оптимизм те, кои проповедуют его без веры в Бога и Ходатая Бога и человеков, без Коего вера в Бога не столько радует, сколько страшит человека-грешника? В таком случае скорее надобно сказать наоборот, вместо: всегда радуйтесь — всегда скорбите! Ибо посмотрите на себя и вокруг себя беспристрастно: много ли причин ко всегдашней радости? Соломон умел находить источники радости; он особенно трудился над открытием и умножением их: что же? На дне всякой радости он находил — суету и сокрушение духа!.. (Еккл 1; 2. Ис 65; 14). Без Бога и Единородного Сына Его, Спасителя человеков, нет радости для человеков. Всегда радоваться может и должен только один истинный христианин
Источник: Заметки.
всегда радуйтесь
И во всем радуйтесь, то есть в скорбях ваших.
Источник: Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам
всегда радуйтесь
Слова апостольские ясно показывают, что полезнее нам всегда радоваться, а не унывать при встречающихся неудачах; радоваться же можем только тогда, когда будем благодарить Бога за то, что случающимися неудачами смиряет нас, и как бы невольно заставляет нас прибегать к Нему и со смирением просить Его помощи и заступления. И когда так будем поступать, тогда и на нас будет исполняться псаломское слово святого Давида: помянух Бога и возвеселихся.
Источник: Письма.
всегда радуйтесь
Преследуемые из—за божественного блага, Господа Иисуса Христа, всегда радуйтесь, поскольку зло, смерть, грех, диавол и ад побеждены. А когда все это побеждено, есть ли что—нибудь в этом мире, что может уничтожить нашу радость? Вы — совершенные господа этой вечной радости до тех пор, пока добровольно не предадитесь греху, страсти и смерти. Радость кипит в наших сердцах от Его истины, милосердия, правды, любви, Воскресения, от Церкви и святых Его. Но есть еще большее чудо: радость кипит в сердцах наших от мучений за Него, насмешек ради Него и смерти за Него. В мучениях за Неизменного Господа наши сердца исполняются неизреченной радостью, поскольку эти мучения вписывают наши имена на небеса, в Царство Божие (см.: Мф 5:10−12; Лк 10:20). На земле, в человеческом роде, не существует истинной радости без победы над смертью, а победы над смертью не существует без Воскресения, а Воскресения — без Всесильного Богочеловека Христа, поскольку Он есть единственная истинная радость для всех людей. Воскресший Богочеловек Христос, Победитель всех смертей, вечный Творец жизни и Основатель Церкви, непрестанно изливает эту единую истинную радость в души Своих последователей посредством Святых Таинств и добродетелей, и эту радость никто не может у них отнять (см.: Ин 16:22). Всегда радуйтесь, поскольку вы сильнее смерти, ада, зла, греха и диавола. Исполненные евангельских добродетелей Воскресшего Господа еще на земле, в этом мире, мы входим в радость Господа нашего и наследуем ее в том мире (см.: Мф 25:21−23); поэтому мы радуемся, когда нас гонят, ненавидят, когда клевещут на нас и даже когда ведут на смерть, поскольку для нас нет смерти, так как Господь силой Своего Воскресения попрал смерть!
Своим Воскресением чудный Господь всю нашу скорбь обратил в радость (см.: Ин 16:20), в вечную радость, вечно пребывающую в нас благодатью веры в Воскресшего Господа (см.: Ин 15:11). Наша вера исполнена этой вечной радостью, поскольку радость веры во Христа есть единственная истинная радость для человеческого существа (см.: Ин 17:13; Флп 1:25). Верой во Христа в душе христианина основывается Царство Божие, царство добра и вечной истины, правды, любви и жизни — одним словом, в душе христианина воцаряется Божественная Троица там, где прежде было царство греха, смерти и диавола, поскольку Царство Божие есть радость во Святом Духе (Рим 14:17). Когда христиане имеют в душе своей эту вечную радость, то радуются, впадая в разные испытания, скорби и нападения со стороны видимых и невидимых врагов Христовых (см.: Иак 1:2). Они радуются в страданиях, мучениях, в смертях за Христа (см.: Кол 1:24), поскольку имеют в себе Воскресшего Господа.
Радость веры, когда возгорается в христианской душе через молитву, пост, милостыню, любовь, бдение, привлекает Духа Святаго, Который невидимо наполняет душу неизреченной радостью о Дусе Святе. Эта радость — плод и порождение древа евангельских добродетелей и подвигов, а древо это питается благодатью Святых Таинств.
Источник: Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
всегда радуйтесь
Хотя бы вы впали в искушение. Смотри: после того, как он сказал, что не должно воздавать злом за зло, дальше он повелевает радоваться. Если человек воспитан так, что никому не мстит за себя, напротив, даже благодетельствует человеку, причинившему печаль, то откуда же может проникнуть в него жало скорби?
Источник: Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
Ст. 16−18 Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе
Воскликните Богу вся земля (Пс 65:2). Заботясь о том, чтобы верные не сочли свое будущее служение Христу сопряженным со скорбью, пророк начинает псалом радостным восклицанием. Ибо служение Господу в радости духа само по себе является совершенным приношением Ему от подлинного христианина, в чем нас убеждает и святой апостол словами: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите.
Источник: Изъяснение Псалмов.
Ст. 16−18 всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе
Умирая, Авва Вениамин сказал своим духовным чадам: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
Источник: Высказывания отцов.
всегда радуйтесь
Сравни Флп III:1 и IV:4. Источник этой радости (Рим XIV:17) — Дух Святый, излитый на христиан. Став причастником великих советов Божиих о спасении мира, христианин видит спасающую руку Божию повсюду в мире, даже в страданиях и гонениях. Это служит неиссякаемым источником его радости.
Ст. 16−22 всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла
Эти стихи содержать в себе ряд прекрасных афоризмов, касающихся разных сторон духовной и моральной жизни христианина.
Источник: Толковая Библия.