Библия - 1Фес. 4:13 (1 Фессалоникийцам 4 глава 13 стих)

Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Фессалоникийцам 4 глава 13 стих)

θελομεν praes. ind. act. от θελω (#2527) желать, αγνοειν praes. act. inf. от αγνοεω (#5л не знать, быть в неведении. Inf. как дополнение к основному гл.: "Мы не хотим, чтобы вы были в неведении", κοιμωμενων praes. med. (dep.) part, от κοιμαω (#3121) спать, засыпать. Praes. возможно, вневременной и обозначает класс: "спящие" (Frame; Morris), λυπησθε praes. conj. pass, (dep.) от λυπεω (#3382) печалиться, страдать; pass, огорчаться, печалиться, быть расстроенным. Praes. обозначает длительную скорбь (Morris), λοιπος (#3370) остальные; здесь: "другие", εχοντες praes. act. part, от εχω (#2400) иметь. Общее отсутствие надежды перед лицом смерти, характерное для языческого мира, слишком известно, чтобы надо было приводить какие-л. примеры (Milligan; Lightfoot, Notes; Morris; LAE, 176-78; Gerhard Pfohl, Romische Grabinschriften [Munich: Ernst Heimeran, 1969]; G. Pfohl, Grieschische Inschriften, 11-42; FAP, 339-40). Один из распространенных мотивов: скорбящие родители машут дочери, которая сидит в лодке, готовая отплыть в подземный мир. ελπις (#1828) надежда (ЕН, 447-51). Здесь присутствует надежда на воссоединение после смерти.


Учебная Библия МакАртура (1 Фессалоникийцам 4 глава 13 стих)

4:13 умерших Сон зачастую является синонимом смерти в Новом Завете. Имеется в виду внешний вид покойника (см. пояснение к 1Кор 11:30), его мертвое тело, но не душа (ср. 2Кор 5:1−9; Флп 1:23). О сне говорится в Мф 9:24, где Иисус воскресил из мертвых дочь Иаира, и в случае с побиванием камнями Стефана (Деян 7:60; ср. Ин 11:11; 1Кор 7:39; 15:6,18,51; 2Пет 3:4). О спящих в ст. 16 говорится как «о мертвых во Христе». Люди по своему незнанию, пришли к заключению, что умершие не застанут возвращение Господа, и горевали об их отсутствии на этом славном событии. Поэтому прощание с любимым человеком доставляло большую душевную боль. Но у христиан нет никаких причин скорбеть о смерти брата как о великой утрате.


Комментарии МакДональда (1 Фессалоникийцам 4 глава 13 стих)

4:13 Ветхозаветные верующие имели несовершенное и неполное знание о том, что происходит с телом человека в момент смерти. Понятие «шеол» было у них универсальным словом для обозначения местопребывания душ как верующих, так и неверующих.

Они полагали, что все когда-то умрут и что, очевидно, в конце мира будет общее воскресение, а потом последний суд. Марфа абстрактно выражает это, когда говорит: «знаю, что воскреснет [Лазарь] в воскресение, в последний день» (Ин 11:24).

Господь Иисус явил «жизнь и нетление через благовестие» (2Тим 1:10).

Теперь мы знаем, что в момент смерти верующий уходит, чтобы быть с Христом (2Кор 5:8; Флп 1:21.23). О неверующих же сказано, что они будут в аду (Лк 16:22−23). Мы знаем, что не каждый верующий умрет, но все изменятся (1Кор 15:51). Мы знаем, что будет больше, чем одно воскресение.

В момент восхищения воскреснут лишь верующие (1Кор 15:23; 1Фес 4:16); умершие нечестивые будут воскрешены в конце Тысячелетнего Царства Христа (Откр 20:5).

Когда Павел первый раз посетил Фессалонику, он учил верующих, что Христос вернется царствовать, и говорил о событиях, последующих после этого. Но между тем у людей возникли вопросы об участи тех святых, которые уже умерли. Останутся ли их тела в могилах до Страшного суда? Может быть, они не будут участниками пришествия Христа и Его славного Царства? Для того чтобы ответить на их вопросы и развеять их страхи, Павел описывает порядок событий в пришествие Христа за Своим народом.

Фразой «не хочу оставить вас, братия, в неведении» апостол привлекает внимание читателей к важному заявлению. Оно касается умерших, или почивших. (В английском переводе «усопших», или «почивших».) Словом «почившие» обозначаются тела христиан, ушедших в мир иной; это слово никогда не используется, когда речь идет об их духе или душе. Сон — уместное сравнение для смерти, потому что в смерти человек похож на спящего. Даже английское слово «кладбище» — «cemetеry» происходит от греческого koimeterion, означающего «место для сна». И сон — привычное сравнение, потому что каждая ночь служит для нас символом смерти, а каждое утро подобно воскресению.

Библия не учит тому, что душа умершего спит. Умершие богач и Лазарь были в сознании (Лк 16:19−31).

Когда верующий умирает, он «водворяется у Господа» (2Кор 5:8). Умереть — значит быть с Христом, в положении, о котором Павел говорит как о приобретении и что «это несравненно лучше» (Флп 1:21.23). Это едва ли было бы справедливо, если бы душа спала!

Но в Библии нет и учения о полном уничтожении. Также смерть — это не временная приостановка. Верующий наследует вечную жизнь (Мк 10:30), а неверующий — вечное наказание (Мк 9:48; Откр 14:11).

Апостол говорит, что нет нужды безнадежно печалиться об участи тех святых, которые умерли. Павел не исключает скорбь: Иисус плакал у гроба Лазаря, хотя и знал, что воскресит его через несколько минут (Ин 11:35−44).

Но Павел говорит, что безнадежная скорбь уместна только для тех, кто не имеет никакой надежды на небеса, на воссоединение, кого ждет только суд.

Выражение «прочие не имеющие надежды» неизменно напоминает мне похороны, на которых я присутствовал. Охваченные горем родственники окружили гроб неспасенной и безутешно плакали: «О Мария! Боже мой, Боже мой, Мария!» Это было незабываемое зрелище беспросветной безнадежности.


Толкование Мэтью Генри (1 Фессалоникийцам 4 глава 13 стих)

Стихи 13−18. Апостол утешает фессалоникийцев, скорбевших о смерти своих родных и друзей, умерших в Господе. Его цель — убедить их не предаваться чрезмерной скорби, неумеренной печали по этому поводу. Не всякая скорбь о смерти наших друзей является противозаконной, мы можем плакать, по крайней мере, о самих себе, если не о них, оплакивать свою утрату, хотя для них она может быть приобретением. Однако мы не должны быть неумеренны в своей печали, потому что:

I. Это выглядит так, будто мы не имеем надежды, cт. 13. Это значит вести себя подобно язычникам, не имеющим надежды на лучшую жизнь за гробом, тогда как мы, христиане, имея твердую надежду на вечную жизнь, которую Бог, Кому невозможно солгать, обещал нам, должны умерять как свои радости земные, так и скорби о земном. Эта надежда более чем достаточна, чтобы компенсировать все наши печали, связанные с какими-либо трудностями этой временной жизни.

II. Это есть результат неведения относительно умерших, ст. 13. Существуют некоторые вопросы, касающиеся умерших, в которых мы не можем быть сведущими, ибо страна, куда они уходят, таинственна, мы очень мало знаем о ней и не имеем никакой связи с ней. Смерть — неизвестная вещь, и мы находимся в большом неведении относительно состояния умерших, или состояния после смерти. Однако в других вопросах, касающихся умерших, особенно тех, кто умер в Господе, мы не должны быть невежественны. И если мы их действительно поймем и надлежащим образом будем размышлять о них, то они вполне успокоят нашу скорбь, вызванную смертью близких.

1. Они умерли в Иисусе. Они уснули, ст. 13. Они суть умершие во Христе, 1Кор 15:18. Смерть не уничтожила их. Она для них всего лишь сон, покой, и покой невозмутимый. Они оставили этот беспокойный мир, чтобы успокоиться от всех своих трудов и скорбей, они умерли в Иисусе, ст. 14. Будучи в союзе с Ним, они спят в Его руках, под Его особой опекой и защитой. Их души находятся в Его присутствии, а их прах — под Его попечением и в Его власти. Так что они не потерялись и ничего не потеряли со смертью, но, наоборот, приобрели нечто великое, они перешли из этого мира в лучший мир.

2. Они воскреснут из мертвых, пробудятся от своего сна, ибо Бог приведет их с Ним, ст. 14. Там они с Богом, и там им лучше, чем когда они были здесь; когда же Бог придет, Он приведет их с Собою. Учение о воскресении и втором пришествии Христа есть прекрасное средство против страха смерти и чрезмерной скорби о смерти наших друзей христиан; и мы имеем полную уверенность в этом учении, потому что веруем, что Иисус умер и воскрес, ст. 14. Само собой разумеется, что как христиане они знали это и верили этому. Смерть и воскресение Христа — фундаментальные истины христианской веры, дающие нам надежду на радостное воскресение; ибо Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших; поэтому умершие в Нем не погибли, не потерялись, 1Кор 15:18,20. Его воскресение является полным подтверждением всего, что сказано в Евангелии, то есть словом Господа, Кто принес свет и бессмертие.

3. Во время второго пришествия Христа их состояние будет блаженным, а положение — славным. Апостол говорит об этом фессалоникийцам словом Господним (ст. 15), то есть по откровению от Господа Иисуса. Ибо хотя воскресение из мертвых и будущее блаженное состояние составляли часть вероучения ветхозаветных святых, однако в Евангелии и посредством Евангелия они открыты гораздо более ясно. Благодаря этому слову Господню мы знаем:

(1) Что Господь Иисус сойдет с неба во всем великолепии и силе вышнего мира (ст. 16): ...Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба... После Своего воскресения Он восшел на небо и прошел через материальные небеса до третьего неба, которое должно было принять Его до времени свершения всего. Потом Он придет опять и явится в славе Своей. Он спустится с неба в наш воздух, ст. 17. Его явление будет великолепно и могущественно, при возвещении — при возвещении царя, могущественного, облеченного властью и авторитетом, царя-победителя, и при гласе Архангела, в сопровождении бесчисленных ангелов. Возможно, один из них, генерал этого воинства Господня, подаст сигнал о Его приближении, и труба Божия возвестит о славном явлении великого Искупителя и Судии. Ибо вострубит, и этот звук трубы пробудит спящих в прахе земли. Ибо (2) Мертвые должны воскреснуть: ...и мертвые во Христе воскреснут прежде (ст. 16), прежде чем изменятся оставшиеся в живых до пришествия Господня, и тогда окажется, что оставшиеся в живых не предупредят умерших (ст. 15). Первая забота Искупителя в тот день будет об Его умерших святых, Он воскресит их прежде, чем произойдет великая перемена в тех, кто остался в живых, так что они, не уснувшие сном смерти, не будут иметь больше привилегий или радости, чем умершие во Иисусе.

(3) Оставшиеся в живых до пришествия Господня изменятся. Они вместе с ними восхищены будут на облаках в сретение Господу на воздухе, ст. 17. В момент восхищения на облаках, или непосредственно перед ним, те, что остались в живых, претерпят сильное изменение, эквивалентное воскресению умерших. Это изменение так таинственно, что мы не можем представить его, мы знаем об этом слишком мало или почти ничего, 1Кор 15:51. Знаем только, в общем, что смертному сему надлежит облечься в бессмертие, что наши тела должны стать такими, чтобы могли наследовать Царство Божие, на что плоть и кровь в их настоящем виде не имеют права. Это изменение будет во мгновение ока (1Кор 15:52), в то самое мгновение, когда воскреснут умершие во Христе, или непосредственно после него. И все вместе, воскресшие и изменившиеся, встретятся на облаках для сретения Господа на воздухе, чтобы приветствовать Его пришествие, получить венцы славы, которые Он будет тогда возлагать на них, и участвовать вместе с Ним в суде, который Он будет совершать над князем, господствующим в воздухе, и над всеми нечестивыми, обреченными на погибель вместе с диаволом и ангелами его.

(4) Тогда настанет блаженство святых: ...итак всегда с Господом будем, ст. 17. Часть этого блаженства будет в том, что все святые соберутся вместе и навсегда останутся вместе. Но самое великое счастье неба — это быть с Господом, видеть Его, жить с Ним и радоваться о Нем вовеки. Святых должно утешать в их скорби об умерших друзьях сознание того, что хотя смерть и произвела разделение, однако их души и тела вновь встретятся; мы встретимся с ними опять, и все вместе встретим нашего Господа, чтобы вечно быть с Ним и уже больше никогда не разлучаться ни с Ним, ни друг с другом. И апостол хотел, чтобы мы утешали друг друга сими словами, ст. 18. Мы должны стараться поддерживать друг друга во время скорби, не убивать дух и не ослаблять руки друг друга, но утешать. Это очень хорошо делать путем серьезных размышлений и бесед на темы, связанные с учением о воскресении мертвых, о втором пришествии Христа и о будущей славе святых.


Толкование отцов церкви (1 Фессалоникийцам 4 глава 13 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 13−14 не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним

Потом здесь говорит Павел о воскресении. Для чего же?.. Конечно, слово о воскресении может утешить скорбящих, а сказанное теперь может сделать воскресение достоверным… Следовательно, скорбеть об отшедших свойственно не имеющим надежды… Послушайте, жены, любящие плакать и предаваться безмерной скорби: вы поступаете по-язычески. Если же скорбеть об умерших свойственно язычникам, то скажи мне, кому прилично сокрушаться и терзать ланиты? Зачем плачешь ты, если веруешь, что умерший воскреснет, что он не погиб, что смерть есть сон и покой? Зачем говоришь, что я лишилась в нем супруга, защитника, попечителя и помощника во всех делах и нуждах? Но когда ты лишилась сына в младенческом возрасте, который еще ничего не мог для тебя сделать, тогда о чем плачешь, о чем жалеешь? Он, говоришь, подавал добрые надежды, и я ожидала, что он будет иметь обо мне попечение. Вот почему я сожалею о муже, вот почему о сыне, вот почему терзаюсь и рыдаю — не потому, что я не веровала в воскресение, но потому, что стала беспомощною и лишилась покровителя, сожителя, сообщника во всем, утешителя. Вот почему плачу я… Вот почему терзаюсь, вот почему плачу. …Ничего нам не тягостно, если возжелаем любить мудрость.

Источник: Гомилии на 1-е послание к Фессалоникийцам


Впрочем, если мы будем внимательны, то все это, появившееся в жизни за грехи наших прародителей, нисколько не сможет повредить нам, а останется одним только названием. Так, первый человек за преступление подвергся осуждению смерти и положил начало жизни в печалях и трудах, а Хам ввел рабство. Но пришедший на землю Господь Христос сделал, что все это будет только одним названием, если мы захотим того. В самом деле, и теперь уже смерть — не смерть, но только носит название смерти, а лучше сказать, и само название ее ничтожно: мы уже не называем ее и смертью, но успокоением и сном. Так Сам Христос сказал: Лазарь, друг наш, уснул (Ин 11:11); и Павел в послании фессалоникийцам говорит: Не хочу оставить вас, братья, в неведении об усопших.

Источник: Гомилии на Книгу Бытия.

Василий Великий (329/30−379)

не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды

Все управляется благостью Владыки. Что ни случается с нами, мы не должны принимать этого как огорчение, хотя бы в настоящем и чувствительно задевало бы оно нашу немощь. Хотя не знаем законов, по которым все, что ни бывает с нами, посылается нам от Владыки во благо, однако же должны мы быть уверены в том, что случившееся с нами, без сомнения, полезно или нам самим по причине награды за терпение, или душе, у нас похищенной, чтобы она, замедлив далее в этой жизни, не заразилась пороком, водворившимся в мире. Ибо если бы надежды христиан ограничивались этой жизнью, то справедливо было бы признать прискорбным раннее разлучение с телом. Но если для живущих по Богу начало истинной жизни — это разрешение души от этих телесных уз, то для чего нам печалиться, как не имеющим надежды? Итак, послушайся моего совета и не падай под тяжестью горя, но покажи, что ты выше него и не поддаешься ему.

Источник: Послания.

Григорий Нисский (331/5−~394)

не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды

Когда великий во святых Василий из жизни человеческой переселился к Богу и сделался для церквей общим поводом к плачу, оставалась же еще в жизни сестра и наставница. С поспешностью пошел я разделить с нею горе о брате… Она же, подобно сведущим в искусстве править конями, дав мне ненадолго увлечься порывом страсти, начинает потом сдерживать словом, словно некоей уздой, рассуждением своим успокаивая возмущенную душу; и произнесено было ею это апостольское изречение: не должно скорбеть о почивших, потому что скорбь эта свойственна только не имеющим надежды. И поскольку сердце мое еще кипело от печали, я сказал: «Возможно ли людям это исполнить, когда в каждом есть какое-то естественное отвращение от смерти Кто видит умирающих, те с трудом сносят это зрелище. А к кому приближается смерть, те, сколько можно, от нее бегут».

Источник: О душе и воскресении.

Кесарий Арелатский (470−543)

не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды

В евангельском чтении о десяти девах, возлюбленные братья, которое мы услышали, говорится, что все девы приготовили свои светильники, однако неразумные не запаслись также и маслом, а мудрые наполнили маслом свои сосуды. Но так как жених медлил прийти, то задремали все и уснули (Мф 25:5). А посреди ночи раздался громкий крик: Вот идет жених, выходите навстречу ему (Мф 25:6)! Тогда встали все девы те и поправили светильники свои (Мф 25:7). Светильники неразумных погасли, и они попросили остальных, у которых в сосудах было масло, чтобы они им дали масла, а те ответили: «Вдруг и нам, и вам не хватит? Лучше пойдите купите себе» (Мф 25:9). А пока они ходили покупать, пришел жених, и те, что были готовы, вошли с ним на брачный пир, и дверь закрыли. Потом пришли остальные девы и попросили: Господи, отвори нам (Мф 25:11). А им в ответ: «Не знаю, откуда вы».

Что же это означает, дражайшие братья, мы вкратце внушим вашей милости согласно тому, что прочли в изъяснениях отцов древности. О пяти девах говорится не потому, что в вечную жизнь войдет столь малое число [людей], а из-за пяти чувств, через которые в нашу душу входит либо смерть, либо жизнь, — мы или злоупотребляем ими и гибнем, или используем их к добру и сохраняем душевное целомудрие. В речи о задерживающемся женихе, о всеобщей дреме и сне «сон» означает смерть. Так ведь и апостол говорит: Не хочу оставить вас в неведении об усопших. Полночь же, когда раздался громкий крик, означает судный день. Слово полночь (Мф 25:6) сказано из-за [нашего] неведения: никто ведь не знает, когда и в какой час наступит день суда.

Источник: Проповеди.

Амвросий Медиоланский (~339−397)

Ст. 13−14 не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним

Если вы мне напоминаете о той скорби, что он [Валентиниан] рано ушел из жизни, то и я не отрицаю, что он скончался в преждевременном возрасте, который мы желали бы поддержать временами нашей жизни, чтобы дожил до наших годов тот, кто не смог наслаждаться своими. Но спрашиваю: есть ли какое-нибудь чувство после смерти или нет? Если оно есть, он живет, именно потому он наслаждается вечной жизнью, что оно есть, и каким образом не имеет чувства тот, чья душа и живет, и процветает, и возвратится в тело, и заставит его жить? Апостол взывает: Не хотим, братья, оставить вас в неведении о умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ведь пребывает жизнь у тех, для кого пребывает воскресение.

Источник: О кончине императора Валентиниана.

Феофан Затворник (1815−1894)

не хощу же вас, братие, не ведети о умерших, да не скорбите, якоже и прочии не имущии упования

Не хощу не ведети — обычный святому Павлу оборот речи, когда он хочет обратить особое внимание своих читателей на какой-либо предмет, вновь ли он рассуждает о нем, или только напоминает.

Не хощу не ведети; следовательно, хочу, чтоб вы знали, хочу преподать вам точное понятие о положении умерших для вашего успокоения. В бытность свою у них он не успел преподать им всего о сем предмете. Теперь дополняет недостающее, приводившее в смущение солунян. Пояснением дела Апостол хочет доставить им утешение.

Не ведети о умерших; относительно умерших, названы здесь (с греческого) усопшими, как прилично назвать их, пиша к верующим в воскресение, о коем здесь начинается речь. Под умершими, по ходу речи, разумеет здесь Апостол верующих, христиан, хотя, конечно, он учил повсюду, что все люди — не христиане только, но и иудеи и язычники, — не только бессмертны по душе, но имеют воскреснуть и с телом, чтоб принять должное воздаяние за все, что с телом наделали, доброе ли то или злое (2Кор 5:10). Не о всех же здесь речь, а только о верующих, потому что до других не было дела в этом случае.

Да не скорбите. Желание расположить солунян благодушно переносить смерть близких заставило писать Апостола. Цель у него — устранить неумеренную скорбь об умерших, в какую повергало солунян неведение о том, как умершие сделаются причастниками вечного во Христе блаженства. Он как бы говорит: я поясню это — и вам нечего будет скорбеть. «Ибо, —как говорит Златоуст, — многие предметы повергают в скорбь потому только, что мы не знаем их, но когда хорошо узнаем их, отлагаем скорбь». Неведения, или неверия, о воскресении не видно у солунян; и Апостол «говорит с ними так не потому, что они не верили в воскресение, но потому, что, несмотря на сие, оплакивали умерших» (Златоуст).

Якоже прочии, не имущии упования. Эти прочие, — и из иудеев часть, потому что и между ними саддукеи отвергали воскресение мертвых, — и все язычники, кои и понятия не имели о воскресении, самую же загробную жизнь загромождали безобразными мечтами, подавшими повод многим и совсем отвергать бессмертие. Почему Апостол именует их упования не имущими (Еф 2:12). Их писатели говорят: надежды — удел живых, умершие же безнадежны (Феокрит). Солнце заходит и восходит; нам же, коль скоро однажды померкнет луч жизни, предлежит непробудно спать вечную ночь (Катул). Никто еще не возвращался из тех, коих однажды охватила хладная пауза жизни (Лукреций). — Таким свойственно оплакивать умерших, «потому что все умершие для них ничто» (Златоуст). Христианам, чающим по смерти лучшего образа бытия, не скорбеть, а радоваться должно об отходящих, что совершили течение и идут получать уготованный венец (2Тим 4:8).

Какая мысль у Апостола в этом сравнении: якоже прочии? Хочет ли он устранить всякую скорбь, говоря: чтоб вы совсем не скорбели, как скорбят не имущий упования; или говорит только: да не скорбите в такой степени и в таком Духе, как скорбят те? Блаженный Феодорит принимает последнее: «Апостол не вовсе запрещает печалиться, но отвергает неумеренность скорби и утешает упованием воскресения. Ибо не имеющим сего упования извинительно предаваться умеренной печали. Посему-то не сказал: об умерших, но об усопших, — в самом наименовании заключая утешение: ибо за сном следует пробуждение». Святой Златоуст настаивает на первом: «Скорбеть об умерших свойственно не имеющим упования. И подлинно, душа, совершенно не знающая о воскресении и эту смерть почитающая смертию (то есть уничтожением), естественно скорбит об умерших, как о погибших, сетует и безутешно плачет; а ты, чающий воскресения, чего плачешь?»

По духу веры и упования христианского, последнее уместнее для христиан; ибо для них смерть потеряла свое жало. И кто ясно с убеждением созерцает, что ожидает христиан по смерти, тот плакать об умерших не станет. Первое — поблажливее немощам нашим. Можно так: начинай с умеренной скорби и восходи к благодушию пред лицом смерти, провожая умерших, как провожают отправляющихся в иную страну на лучшую жизнь.

Источник: Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).

Ефрем Сирин (~306−373)

не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды

Отнюдь не должно быть вам в неведении о умирающих (почивающих) да не скорбите, как и прочие язычники, кои ни воскресения не имеют, ни надежды не имеют на обещанное блаженство.

Источник: Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам

Иустин (Попович) (1894−1978)

не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды

В чем состоит человеческая жизнь? Это знают только те, кому известно, что такое смерть. А что такое смерть, знают только те, кому известно, что такое Воскресение. Они знают о Воскресении Господа Иисуса Христа от гроба, о Его Вознесении на небо, о Его деятельности в Церкви и что Он, как Воскресший Господь, есть Вечный Победитель смерти. Только с Воскресением Христовым стало явным таинство смерти, открылась его природа и исчезло его безобразие. Да, смерть с Воскресением Христовым умерла и теперь мертва; для нас, христиан, смерть мертва. И благодаря Воскресшему Господу Иисусу Христу, мы стали сильнее смерти сейчас, и всегда, и во все века. С Воскресением Спасителя мы очень хорошо узнали таинство смерти и таинство жизни — и не только земной, но и небесной, вечной жизни.

Что такое жизнь, не знают безбожники и неверующие во Христа, поскольку они не знают, что такое смерть и что такое Воскресение. Или, лучше, они не знают, Кто такой Христос Но только Богочеловек Христос дает человеку совершенное знание о жизни и смерти; Он решает эти неразрешимые проблемы, отвечает на эти два безответных вопроса и раскрывает эти два непостижимых таинства. Воскресение Христово — это один глаз, Вознесение — другой, и этими двумя глазами вы можете увидеть жизнь и смерть, постигнуть, в чем состоят их таинства.

Только мы, христиане, знаем, благодаря Богочеловеку, что такое человек, откуда он, как существует, куда направляется, когда уходит из жизни. В земной жизни, в смерти и после смерти мы твердо держимся за Христа посредством веры, любви, молитвы и всякой добродетели, творимой ради Него.

Тот, кто умирает с верой в Воскресшего Господа, в действительности посылает душу свою в глубокий сон, который продолжится до дня Всеобщего Воскресения, пробуждения от смерти и Страшного Суда, — ведь с Воскресением Христовым смерть стала сном для человеческого тела, и мы, христиане, знаем, что наши мертвые — это в действительности усопшие и по телу, из которого вышла святая душа, чтобы ожидать Дня Судного. Тела спят до Всеобщего Воскресения и восстанут по зову Господа Иисуса Христа, Воскресшего Богочеловека, единственного Победителя смерти, Который и мертвых пробудит от сна смертного, как воскресил, живя на земле, четверодневного Лазаря и дочь Иаира, и сына вдовицы Наинской. Наши мертвые называются усопшими, поскольку восстанут в день Всеобщего Воскресения.

Человек не умирает, но тело его погружается в глубокий сон. В этом состоит наше упование, знание, истина и жизнь. Только для безбожников человек умирает совершенно, после смерти нет жизни, но мрак, тлен и зловоние. Является ли настоящей жизнью такая жизнь, которая заканчивается смертью? Это не жизнь, а непрестанное умирание. Когда умирают нехристиане, то следует скорбеть о них, поскольку они умирают без надежды. А христиане? Христианам не подобает скорбеть о своих усопших, как остальным, не имеющим упования воскресения. Но в некоторой степени естественно скорбеть об умерших даже для христиан, поскольку они расстаются, хоть и временно. Печаль естественно присуща смерти, несмотря на то что Своим Воскресением чудный Господь превратил скорбь в радость, которой никто не может отнять. Бессмертная душа оставляет земное тело на земле: разлучение загадочное и грустное, и она одна попадает в бессмертие, предназначенное ей от Господа. О, как необходимо, чтобы наши молитвы сопровождали душу в ее таинственном шествии в иной мир!

Господь плакал об умершем друге Лазаре и этим освятил наш плач об умерших как плач о таинстве смерти, скорбном по причине греха и смерти, а не как плач потерявших надежду вновь увидеться со своими умершими близкими. Вы можете иметь печаль о смерти, но не такую, как у безбожников, не имеющих упования. Как не скорбеть, когда живое тело становится мертвым, когда ходивший бездвижен, говоривший безгласен, когда глаза не видят, уши не слышат и все члены бездейственны? Разве это не то тело, которое еще так недавно было жилищем невидимого духа? То, что было невидимо, ушло, а осталось лишь видимое. Здесь есть над чем скорбеть, но и для этой скорби есть свое утешение. Какое? Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут (1Фес 4:16). Да престанет скорбь там, где существует такое утешение!

Почему мы боимся смерти? Может, потому, что она горькая? Но Христос прошел этим путем (блж. Августин). Вспомните апостольские слова и не скорбите о своем умершем друге, как безбожники, не имеющие упования. Ведь если мы верим в Воскресение Христово, то верим и в воскресение тех, ради кого Христос умер и воскрес. Зачем плакать о том, кто вернется? Ведь он не мертв, а лишь путешествует. Вы не можете плакать о том, кто немного раньше ушел от вас и на встречу с кем вы торопитесь.

Источник: Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Августин (354−430)

Ст. 13−14 не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним

Действительно, ты не должен считать себя покинутым, поскольку во внутреннем человеке у тебя присутствует Христос по вере в сердце твоем. Тебе ли должно скорбеть, как язычники, не имеющие надежды, когда, благодаря вернейшему обещанию, у нас есть надежда, что в этой жизни мы, собирающиеся ее покинуть, некоторых наших близких, которые от нас уходят, не потеряли, а послали впереди себя к той жизни, в которую придем и в которой они нам будут дороги и любезны, без всякого страха разлуки, по крайней мере, настолько же, насколько были близки.

Источник: Послания.


Он не просто говорит: «дабы вы не скорбели», но — дабы вы не скорбели так, как язычники, не имеющие надежды. Итак, нужно, чтобы вы скорбели, но скорбящего пусть утешает надежда.

Источник: Проповеди.


И после этого Иисус говорит им: Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его (Ин 11:11). Он сказал истинно. Для сестер тот умер, для Господа спал. Умер для людей, которые не могли его поднять — ибо с такой легкостью Господь разбудил его от смерти, с какой ты не пробуждаешь спящего ото сна. Стало быть, в соответствии со Своим могуществом Он назвал того спящим, поскольку и другие мертвые часто называются в Писании усопшими, как говорит апостол: Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об усопших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. А потому и он назвал их усопшими, что предвещал, что они воскреснут. Спит, следовательно, всякий мертвый — и хороший, и дурной.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна.

См. также Толкование на Мф 25:5

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших (περί των κεκοιμημένων — усопших)

Здесь апостол ведет речь о воскресении. Если и прежде им было говорено об этом, все же он думал теперь открыть некоторую тайну. Или, они знали все касающееся воскресения, но плакали, от чего он теперь и врачует. Но так как незнание многих вещей печалит нас, а знание, напротив, облегчает печаль, то он говорит: не хочу оставить вас в неведении. Не сказал: αποθανόντων — об умерших, но: κεκοιμημένων — об усопших, показывая и самим выражением, что будет воскресение.

дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды

Какой надежды? Надежды на воскресение. Ибо те, которые не имеют надежды на воскресение, должны скорбеть. Послушаем и ужаснемся. Чему же? Потому ведь ты не хочешь оставить их в неведении, чтобы они не скорбели? Ведь ты не говоришь: дабы вы не подверглись наказанию, но дабы не скорбели. Так говорит потому, что эта скорбь влечет наказание.

Источник: Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Фульгенций Руспийский (468−533)

не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды

В нашем сердце должно оставаться различение благотворной и вредоносной печали, благодаря чему дух, преданный вечным делам, не ослабевает из-за утраты временного утешения, а испытывает благотворную печаль о тех делах, в которых, он думает, что или меньше, или не так, как следовало, что-нибудь сделал. Поэтому Павел учит, что та и другая печаль различаются не меньше действием, чем воздаянием. Наконец, он показывает, что в одной заложен благотворный исход — спасение, а в другой роковой исход — смерть, говоря: Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2Кор 7:10).

Источник: Послание XVIII.

Филоксен Маббугский

не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды

И так же воскресение наше будет совершено силой Духа, пребывающего в нас. Поскольку Святой Дух есть в верных, которые умирают, то нельзя называть их смерть смертью, но — сном. Хочу я, братья, сказал Павел, дабы вы не скорбели о тех, кто засыпает, как прочие, не имеющие надежды.

Источник: О вселении Святого Духа.

Лопухин А.П. (1852−1904)

не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды

В этом и дальнейших стихах послания речь идет о двух самых важных темах: судьбе умерших до парусии Христа, и о признаках самой парусии. Мысль стиха 13 не стоит отдельно от ст. 11−12. Усиленное развитие ожиданием парусии Христа, ослабив, с одной стороны, внимание к обычной рутине жизни, могла, с другой стороны, вызвать настойчивый вопрос о том, какова будет судьба тех, кои умрут, или же умерли до парусии. Нужно думать, что несколько случаев смерти уже имело место; затруднение было не совсем воображаемое. Тимофей, в свою бытность в Ф., несомненно заметил это затруднение, и сообщил о нем Ап. Павлу, Ап. не желает оставить Ф. без объяснения на эту очень важную тему, — именно peri twn kekoimh menwn — умерших. Ватиканский и Синайский кодексы читают koimwmenwn — что, по мнению англ. ученого еп. Lightfoot'a, «является более выразительным термином, указывающим вперед на будущее пробуждение, и т. об. содержащим в себе намек на воскресение более определенным образом, чем kekomhmenwn». (Notes, стр. 63). Цель Апостола та, чтобы они не скорбели, как oi loipoi — как язычники. Здесь не скорбь вообще запрещена, что отчасти естественно человеку, а излишнее ее проявление, как у язычников, смотревших на факт разлуки с миром, то с отчаянием, то с тем грустно-безнадежным, но отчасти и бравирующим чувством, которое там хорошо выражено у римского поэта Катулла: Nobis, cum semel occidit brevis lux, Nox est perpetua una dormienda. (Смотри Catulli, Tibulli, propertii carmina, Lipsiae, 1890, стр. 3:V:5−6). У Ф. же примешивалось сюда и опасение за судьбу умерших.

Источник: Толковая Библия.


Англоязычные комментаторы
МАШИННЫЙ ПЕРЕВОД С АНГЛ. ЯЗЫКА
(1 Фессалоникийцам 4 глава 13 стих)

Чтобы читать комментарии этой категории необходимо войти в систему (Меню "Вход" > "Войти").

Вам будут доступны следующие комментарии:

• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента


Открыть окно