I. Характеристика, которую он дает Тимофею (ст. 2): И послали Тимофея, брата нашего... Обычно Павел называет его своим сыном, а здесь — братом. Тимофей был моложе Павла по возрасту, уступал ему по одаренности и был ниже по рангу служения, ибо Павел был апостолом, а Тимофей — благовестником. И тем не менее он называет его братом. Это свидетельствует о его смирении и желании почтить Тимофея перед церквами. Он называет его также служителем Божиим. Служители благовествования Христова суть служители Божий, созидающие царство Божие среди людей. Он называет его также сотрудником в благовествовании Христовом. Заметим: служители должны смотреть на себя как на работников в винограднике Господнем: их служение почетно, их труд хотя и тяжел, но в высшей степени полезен и важен. Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает, 1Тим 3:1. Служители должны заботиться друг о друге и поддерживать друг друга, не бороться и не соперничать друг с другом (что будет препятствовать их служению), но бороться совместно, чтобы общими усилиями выполнить великую задачу, возложенную на них, — проповедовать и распространять Евангелие Христово, убеждать людей принять его и жить соответственно ему.
II. Цель и намерение, побудившие Павла послать Тимофея к фессалоникийцам: ...чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей, ст. 2. Павел обратил их в христианскую веру и теперь желал, чтобы они утвердились и утешились в ней — утвердились в своем выборе христианской веры и утешились в обладании ею и в практическом применении ее. Заметим: чем больше мы получаем утешения в вере, тем более в ней утверждаемся, потому что когда мы находим удовольствие в путях Божиих, тогда стремимся быть постоянными и твердыми в них. Целью апостола было утвердить и утешить фессалоникийцев в их вере: утвердить относительно объекта их веры, то есть истин Евангелия, в частности той истины, что Иисус Христос есть Спаситель мира, такой мудрый и благой, такой могущественный и верный, что они могут всецело положиться на Него; утвердить относительно вознаграждения за их веру, которое было более чем достаточно, чтобы компенсировать все их потери и воздать им за все их труды.
III. Мотивом, побудившим Павла отправить Тимофея в Фессалонику, был благочестивый страх, как бы они не поколебались в вере во Христа, ст. 3. Он желал, чтобы никто из них не смутился в уме своем, чтобы они не отступили от веры и не поколебались в ней. И тем не менее:
1. Он чувствовал, что была такая опасность, и боялся последствий.
(1) Эта опасность вызывалась:
[1] Скорбями и преследованиями за Евангелие, ст. 3. Фессалоникийцы не могли не знать о тех скорбях, какие претерпевали апостолы и проповедники Евангелия, и это могло соблазнить их. Исповедующие Евангелие также подвергались гонениям, и, несомненно, фессалоникийцы испытали это на самих себе.
[2] Коварством и злобой искусителя. Апостол опасался, чтобы искуситель не искусил их каким-нибудь образом, ст. 5. Дьявол — хитрый и неутомимый искуситель, он ищет возможности обольстить и погубить нас и использует все против нас как во дни нашего благополучия, так и во время скорби. И нередко его нападки на человека, переживающего скорби, бывают успешны. Ему удается отвратить людей от веры в Бога на том основании, что исповедующие ее подвергаются скорбям. Поэтому мы имеем все основания для бодрствования как в отношении самих себя, так и в отношении других, чтобы не быть уловленными в его сети.
(2) Последствия, которых опасался Павел, — чтобы их труд не сделался тщетным. Это могло случиться, если бы искуситель сумел искусить их и преодолеть, отвратить от веры. Заметим: цель сатаны — воспрепятствовать успеху проповеди Евангелия, чтобы оно не принесло плода. Если ему не удается помешать служителю исполнять свой долг в проповеди слова и учении, то он будет, по возможности, препятствовать успеху его труда. Заметим также, что верные служители должны заботиться об успехе своего труда. Никто не хочет трудиться тщетно, и служители не должны напрасно тратить свои силы, время и старания.
2. Чтобы предотвратить эту опасность, со всеми ее печальными последствиями, апостол позаботился послать к ним Тимофея с той целью, чтобы:
(1) Напомнить им о том, чему он прежде учил их относительно страданий (ст. 4), а именно: ...что так нам суждено (ст. 3), то есть страдать. Таковы воля и намерение Божии, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Их скорби и преследования не были случайными, они исходили не просто от ярости и злобы врагов веры, но были суждены Богом. Случившееся произошло согласно определению Божию, и они знали об этом, он еще прежде говорил им, что так будет. Поэтому они не должны казаться им странными, и, будучи предостережены о них, они должны были заранее вооружиться. Заметьте: апостолы были очень далеки от того, чтобы обольщать людей надеждами на земное благополучие на пути веры, но, наоборот, ясно предсказывали им, что их ожидают скорби по плоти. Они следовали в этом примеру своего великого Учителя, начальника нашей веры. Кроме того, эти испытания могли послужить утверждению их веры, когда они убедятся, что с ними случилось только то, что было предсказано раньше.
(2) Узнать о вере их, чтобы Тимофей мог сообщить апостолам, остались ли они твердыми в вере во всех этих страданиях, не пошатнулась ли их вера, так как если она не пошатнулась, то они смогут противостать искусителю и всем его искушениям: их вера должна быть щитом, которым они возмогут угасить все раскаленные стрелы лукавого, Ефес 6:16.
чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено
См. Толкования на 1 Сол. 3:1 и Еф 3:12
Что такое — «Так нам суждено»? Как съестные припасы предназначены для того, чтобы идти в продажу, так и апостольская жизнь для того, чтобы подвергаться поношению, терпеть всякое зло, никогда не успокаиваться, никогда не иметь облегчения. Но бдительные не только не терпят отсюда никакого вреда, но и получают большую пользу. Поэтому апостол восхваляет их, узнавши, что они стояли мужественно. И о других говорит, что они, ободренные его узами и его оковами, дерзали безбоязненно проповедовать. А что было, скажи мне, во времена Моисея? В варварской стране не попустил ли Бог волхвам показать свою силу? Не эту ли историю припоминает Павел, говоря: «Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине» (2Тим 3:8). Так всегда не было недостатка в соблазнах, равно как не было недостатка и в увенчанных ради них.
Источник: Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями.
яко ни единому смущатися в скорбех сих: сами бо весте, яко на сие истое лежим
Труд утверждения и утешения словом направлен был к тому, чтобы предотвратить поколебание веры действием скорбей (Экумений),- чтоб никто не поколебался в скорбех сих. Апостол указывает на определенные известные и притом продолжающиеся скорби, разумея, конечно, те, которые были следствием проповеди Евангелия и у верования в него. Как эти скорби касались и уверовавших, и Апостолов, то те и другие здесь и разуметь должно. Очень естественно, что юное общество христианское, еще так недавно познавшее начала веры, могло сильно быть колеблемо неприятностями и притеснениями, которые тем чувствительнее поражали сердце, чем непосредственнее следовали за принятием Евангелия и чем ближе были другие лица, которые, не приняв Евангелия, наслаждались, как обычно, покойною жизнию. Почему и глагол — смущатися σαινεσθαι употреблен Апостолом такой, который дает подразумевать колебание каковою-либо приманкою, или льстивыми обещаниями и надеждою. Он хотел именно выразить: чтоб кто-нибудь по причине скорбей из-за принятых убеждений и правил жизни не поколебался в верности им приманкою покойной жизни и льстящими ожиданиями. Блаженный Феофилакт пишет: «Апостол и указывает здесь, какую пользу имело принести им утверждение и утешение от лица святого Тимофея. Это, говорит, чтоб не приходили в смятение, чтоб не падали духом и не расслаблялись. Ибо диавол, когда улучит благоприятное время искушению, колеблет нетвердых напоминанием прежнего покоя, чтоб они отстали от того, что было причиною скорбей». Могли колебать их и скорби Апостолов: как так посланники Божии терпят такие нападки и встречают такие препятствия?! Хоть и чудеса творят они, но тут же они оказываются немощными и крайне униженными, терпят побои и заключаются в темницы и узы. «Ученики, —говорит святой Златоуст, — смущаются не столько среди собственных искушений, сколько видя искушения наставников, подобно тому, как воин не столько приходит в смущение от своих собственных ран, сколько тогда, когда увидит раненым своего вождя». (То же Экумений и Феофилакт.)
Сами бо весте, из слов святого Апостола в бытность его в Солуни, как сам он о сем говорит вслед за сим, — яко на сие истое лежим. Кто это? — Все прилепляющиеся к Господу верою и сами Апостолы. Так свыше определено; таков план Божий! Так было, есть и будет, ибо тьма не может иметь мирных отношений к свету, который вносится в среду ее Евангелием и верующими. Златоуст говорит: «На сие лежим — Апостол относит ко всем христианам Он же в другом месте возвещает, что вcu хотящии благочестно жити о Христе Иисусе гоними будут (2Тим 3:12). И Сам Христос говорит: в мире скорбни будете (Ин 16:33). Не сказал просто: терпим искушения, но: на сие лежим, вместо: мы на это родились». — Экумений прибавляет: «На это мы отчислены (κεκληρωμεθα), на это отписаны». «Да слышим, что христиане лежат на то, чтоб скорбеть: ибо не об одних Апостолах он сказал сие» (Феофилакт). И по всему Писанию разнообразно внушается мысль, что скорби неотлучны от Апостолов и христиан. Апостолам Господь сказал, что посылает их, как овец в среду волков (Мф 10:16), что их ненавидеть будет мир, как возненавидел Его Самого (Ин 15:18−19), до того, что всякий убивающий их будет думать, что тем службу приносит Богу. Апостолы сознавали это и ничего не ожидали, кроме бед и скорбей. Почему называли себя насмертниками (1Кор 4:9), то есть обреченными на смерть, и благоволили паче в нуждах, теснотах и скорбях (2Кор 12:10). Но и всем христианам многими скорбми подобает внити в царствие Божие (Деян 14:22), — сим тесным и прискорбным путем (Мф 7:14; Лк 13:24), — и когда они бывали в искушениях, им внушалось — не думать, будто тут случилось нечто чуждое для них (1Пет 4:12).
Очень уместно замечает при этом Экумений, что святой Павел словом сим не на настоящие только скорби дает солунянам утешение, но и на случай будущих скорбей. Ибо, если на то лежат они, чтоб скорбеть, то нечего дивиться или смущаться, когда приходят скорби.
Источник: Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).
чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено
Дабы никто из вас не колебался по причине скорбей, окружающих вас, ибо к этому самому мы и назначены, то есть страдать и терпеть.
Источник: Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам
чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено
Да, мы, христиане, обречены на скорби в этом мире. Сам Всесильный Господь и Спаситель наш Иисус Христос вместо уготованной Ему радости претерпел постыдный Крест, не заботясь о стыде и позоре. И мы обязаны непрерывно взирать на Него и подражать Ему.
Поэтому не должны унывать и волноваться наши души, когда борются со грехом, когда все их существо переполняют скорби, страдания и неудачи. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха (Евр 12:1−4). Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1Пет 2:21).
В этом мире нам надлежит много претерпеть за имя Христово, потому что оно страшно для бесов и злых духов, из—за чего они на нас нападают со всех сторон и причиняют нам различные скорби и страдания. О, мы знаем всем своим существом, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян 14:22). И через все эти скорби мы бесстрашно идем, как непобедимые воины Христовы, в Царствие Божие, поскольку нас направляют жизнодательные силы Спасителя. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин 16:33).
В чем состоит жизнь христианина в этом мире? В подражании жизни Христа во всей полноте Его богочеловеческой земной реальности. А Господь Иисус Христос столько всего перенес на земле! И если мы хотим считаться Его учениками, то должны научиться переносить и страдания с верой и любовью к Нему. Страдать вместе с Христом, сораспяться с Ним — это часть нашей христианской жизни на земле, чтобы жить вместе с Ним. Только так мы сможем вменить наши страдания ни во что в сравнении со славой, уготованной нам, ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2Кор 4:17). Поэтому и мы с надеждой радуемся в скорбях. Утешайтесь (радуйтесь) надеждою; в скорби будьте терпеливы (Рим 12:12). Во всех наших скорбях нас утешает Отец Господа Иисуса Христа: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих (2Кор 1:3−4). Ибо с возрастанием страданий наших за Христа возрастает и утешение через Господа Иисуса Христа: ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше (2Кор 1:5). Для нас, христиан, скорби благоприемлемы, поскольку через них совершается наше спасение.
Источник: Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено
Не надобно приходить в удивленье от того, что бывает в жизни; потому что и от людей трезвенных нигде не отступают искушенья — и от своих, и от чужих. Посему и Апостол, видя воздвигающиеся бури опасностей и боясь, как бы некоторые из учеников не пришли от сего в смущенье, сказал в своем послании: послал я к вам Тимофея, «чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено» (1 Сол. 3:3). Сказанное же им значит: такова жизнь наша, таков чин Апостольского постановленья, — терпеть тысячи зол. «Что так нам суждено», — говорит Апостол. Как товары выкладываются для того, чтобы продавались и покупались, так и апостольская жизнь «так нам суждено», чтобы подвергаться злословью, злострадать, не иметь никакого отдыха. И те, которые трезвятся, не только не терпят от сего вреда, но еще и приобретают большую выгоду.
Источник: Письма на разные темы. Диакону Феодоту.
чтобы никто не поколебался в скорбях сих
Апостол указывает здесь, какую пользу имело принести им утверждение от лица святого Тимофея. Это, говорит, чтобы не приходили в смятение, то есть не падали духом и не расслаблялись в виду моих искушений. Ибо диавол, когда улучит благоприятное время для искушения, колеблет нетвердых напоминанием прежнего покоя, чтобы они отстали от того, что было причиной скорбей. Некоторые же говорили, что σαίνεθαι «колебаться, смущаться» — поставлено вместо ταράττεσθαι — «возбуждаться» — метафора, взятая от собак которые, когда ласкаются, машут хвостами.
ибо вы сами знаете, что так нам суждено
Да слышим, что христианам суждено скорбеть: ибо не об одних апостолах он сказал сие. Итак, когда мы на то назначены, то что нового, если мы испытываем скорбь? Поэтому мы должны оставаться невозмутимыми не только от прошедших искушений, но и будущих. Это нам более должно быть свойственно.
Источник: Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено
Не сказал апостол: «чтобы никто не пал», — дабы не показалось, что он осуждает, но употребил слово, которое не могло быть обличительным в силу более мягкого значения, и сказал поколебался, чтобы никого не оттолкнуть.
Источник: Фрагменты.