I. К кому обращается апостол — к Богу и Христу. Молитва должна возноситься к Богу как к Отцу, нашему Отцу, а также и к Христу, нашему Господу Иисусу Христу. Следовательно, наш Господь Иисус Христос есть Бог, так же как и наш Бог Отец есть Бог. Так Христос учил молиться Своих учеников, и так же учит нас молиться Дух Святой, Дух усыновления: Авва, Отче. Молитва должна быть возносима не только во имя Христа, но и Самому Христу как нашему Господу и Спасителю.
II. О чем он молится за самого себя и своих сотрудников и за фессалоникийцев.
1. Относительно себя и своих сотрудников он молится о том, чтобы их путь к фессалоникийцам был благоуспешен, чтобы Сам Бог направил его, ст. 11. Казалось бы, предпринять путешествие в то или другое место зависит от собственной воли человека и находится в его власти, так что апостолу незачем было обращаться к Богу с такой просьбой. Но апостол знал, что мы Им живем и движемся и существуем, то есть зависим от Бога во всех наших перемещениях и действиях, так же как от Него зависит продолжительность нашей жизни и сохранение ее; что божественное провидение устраивает все наши дела и успехом в них мы обязаны исключительно Ему; что Бог Отец управляет Своими детьми, указывая, куда им идти и что делать; что наш Господь Иисус Христос особенным образом руководит Своими верными служителями, этими звездами, которые Он держит в Своей руке. Будем же искать Бога во всех путях наших, и Он направит их.
2. Он молится о преуспевании фессалоникийцев. Представится ему возможность посетить их или нет, но он усердно молится о преуспеянии их душ. Он говорит о двух вещах, которые он желает им. Мы также должны желать их как себе, так и своим друзьям.
(1) Чтобы они исполнялись и преисполнялись любовью (ст. 12), любовью друг к другу и ко всем людям. Заметим: от всех христиан требуется взаимная любовь, и не только любовь друг к другу, но и доброе расположение ко всем людям и забота об их благополучии. Любовь от Бога и является исполнением не только закона, но и Евангелия. Тимофей принес добрые вести о вере фессалоникийцев, хотя в ней и недоставало чего-то, и об их любви, но апостол все же молится, чтобы они возрастали и изобиловали в ней. Заметим: нам следует желать возрастания во всякой добродетели, все мы нуждаемся в силе Духа Святого для возрастания в благодати, и путем к достижению этого является молитва. Мы обязаны Богу не только за то, что Он начал в нас Свое доброе дело, но также и за его продолжение его. В своих молитвах мы должны проявлять усердие. Чтобы побудить к этому фессалоникийцев, апостол снова напоминает им о своей великой любви, о преисполняющей его любви к ним. Чем более мы любимы, тем больше сами должны любить.
(2) Чтобы они могли быть утверждены непорочными в святости, ст. 11. Этот духовный плод упоминается как результат возрастания в любви: Чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне до конца. Заметьте: чем более мы возрастаем и изобилуем в благодати, особенно в благодати любви, тем более утверждаемся в святости. Заметьте также: святость требуется от всех, кто хочет войти в небо, и мы должны быть непорочными в ней, то есть во всем должны поступать так, чтобы не противоречить нашему исповеданию святости. Нашим желанием должно быть, чтобы наши сердца были утверждены в святости перед Богом и сохранены в ней до пришествия Господа Иисуса, чтобы мы были непорочны перед Богом Отцом сейчас и предстали непорочными перед престолом Его славы в день, когда Господь Иисус придет со всеми Своими святыми. Заметьте:
[1] Господь Иисус придет опять, и придет во славе.
[2] Когда Он придет, то все святые Его придут вместе с Ним: Они явятся с Ним во славе.
[3] Тогда откроется превосходство святости, равно как и ее необходимость, потому что при отсутствии ее никакое сердце не будет утвержденным в тот день, никто не окажется непорочным и не избежит вечного осуждения.
Ст. 11−13 Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам, чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь
Молиться не только внутренно, но и излагать молитву в послании, это — свойство чрезвычайной любви, свойство души пламенной и поистине непреоборимой, а также свидетельство о том, что молитвы приносились за них и там (в Элладе), и вместе оправдание в том, что они не пришли не по собственному произволу или нерадению. Он говорит как бы так: сам же Бог да прекратит искушения, отовсюду препятствующие нам иметь прямой к вам путь. «А вас Господь да исполнит и преисполнит». Видишь ли неудержимый порыв любви, выражающийся в этих словах? «А вас Господь да исполнит», — говорит он, — «и преисполнит» — вместо: да возрастит Как бы с преизбытком, так можно сказать, он желает быть любимым от них. «Какою», — говорит, — «мы исполнены к вам», т.е. с нашей стороны уже есть (любовь к вам); желаем, чтобы была и с вашей. Видишь, куда хочет распространить эту любовь? Не только друг к другу, но и ко всем. В том поистине обнаруживается любовь по Богу, что (она стремится) обнять собою всех. Если же ты одного любишь, а другого нет, то твоя любовь — человеческая. Но наша не такова. «Какою мы исполнены к вам, чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его». Показывает, что эта любовь приносит пользу им самим, а не тем, которых любят. Хочу, говорит, чтобы эта любовь преизбыточествовала настолько, чтобы не было никакого порока. Не сказал: утвердить вас, но: «сердца ваши», — «из сердца исходят злые помыслы» (Мф 15:19). Можно быть злым, не делая никакого зла, как-то: иметь ненависть, неверие, быть коварным, радоваться несчастьям, быть недружелюбным, держаться превратного учения: все это — дело сердца. Быть чистым от всего этого составляет святость. Правда, святостью главным образом и по преимуществу называется целомудрие, так же как и нечистотою блуд и прелюбодеяние; но, вообще, всякий грех есть нечистота, и всякая добродетель чистота: «Блаженны», — говорит (Спаситель), — «чистые сердцем» (Мф 5:8), разумея под чистыми чистых по всему.
Знаю, что и другие пороки не менее оскверняют душу. Что (вообще) порок оскверняет душу, послушай, что говорит пророк: «Смой злое с сердца твоего, Иерусалим» (Иep.4:14), и еще: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши» (Ис 1:16). Не сказал — (перестаньте) блудодеяния, потому что не один блуд, но и прочие пороки оскверняют душу, «чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его». Судиею тогда будет Христос; но мы не пред Ним, а и пред Отцом будем предстоять во время суда. Или здесь (апостол) разумеет то, что нам должно быть непорочными пред Богом, о чем и я всегда говорю, что именно — не пред лицом людей, а пред лицом Божиим, — в этом и состоит истинная добродетель.
Источник: Беседы на послание к Фессалоникийцам
Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам
Ибо одна и та же благодать, подаваемая от Отца в Сыне, как один свет в солнце и сиянии, и солнце светит посредством сияния. Так опять же, молясь о фессалоникийцах и говоря: Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос, да исправит путь наш к вам, Павел сохранил единство Отца и Сына. Ибо не сказал: «да и исправят», как о двоякой благодати, подаваемой двоими, но — да исправит, желая показать, что Отец подает благодать через Сына. Злочестивые еретики, хотя могли бы при этом почувствовать стыд, но не хотят.
Источник: Против ариан.
Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам
Как ты знаешь, есть Отец, и есть Сын, но одно действие у Отца и Сына, согласно апостолу, который говорит: Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус да управит путь наш к вам. Он говорит об Отце и Сыне, но у Них есть единство направления, так как есть единство власти. Так и в другом месте апостол говорит: Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую в благодати, да утешит и утвердит сердца ваши (2Фес 2:15 — 16).
Источник: Пять книг о вере.
Сам же Бог и Отец наш, и Господь наш Иисус Христос да исправит путь наш к вам
Бог Отец, яко Вседержитель и Творец видимых, и Господь Иисус Христос, Которым вся быша (Ин 1:3), Которому дана всяка власть на небеси и на земли (Мф 28:19), — власть вседержительная, все устроять во благо веры и верным, и Который обещал быть с верующими во вся дни до скончания века (20) и исполнять всякое их прошение. «Сие научает равенству Отца и Сына, давая знать, что Отец и Сын домостроительствуют одно и то же, как одно и то же создают» (Феодорит). Почему да исправит стоит в единственном числе. — Триипостасный Бог действует в нас во спасение чрез воплотившегося Сына Божия Единородного и снисшедшего Духа Святого по благоволению Отца.
Да исправит путь наш к вам Да исправит — время укажет, препятствия устранит и все, благоприятствующее покойному путешествию, устроит. Апостол жил в Богопреданности и шаги свои все направлял по указаниям свыше, выражались ли они внутри — полным уготованием «сердца», беспоперечным, или вне — стечением обстоятельств, вызывавших на какие-либо начинания и представлявших все к тому удобства. Сам ничего не предусвоял, а все, как Бог.
Святой Златоуст говорит на сие место: «Молиться не только внутренно, но и излагать молитву свою в послании, — есть свойство чрезвычайной любви, есть свойство души пламенной и поистине неудержимой. Он говорит как бы так: Сам же Бог да прекратит искушения, отовсюду препятствующие нам иметь прямой к вам путь», «да исполнит наше желание и уничтожит встречающиеся затруднения» (Феодорит), «да отженет сатану, который всюду посредством искушений полагает нам препятствия — прийти к вам» (Экумений).
Источник: Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).
Ст. 11−13 Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам, чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь
Сам же Бог да откроет и да управит путь наш к вам из среды тех, кои причинили препятствие слову нашему, и да преумножит любовь вашу, которую имеете друг к другу, и да уровняет ее с нашею любовью к вам, — и да утвердит сердца ваши без порока, чтобы пребывать вам в той святыне, коею вы облечены в крещении, — и чтобы в ней сретить вам Господа нашего в день, когда придет Он со всеми святыми Его.
Источник: Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам
Ст. 11−13 Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам, чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь
Всего этого мы от всего сердца и всей души желаем вам
О нас и о вас, о каждом из нас на всех путях наших и путях ваших печется Всеблагой Господь Иисус Христос и Его спасительный Промысл. Он управит путь наш к вам, к сердцам вашим и к вере, живущей в вас, поскольку вы — то же, что и вера ваша. Что есть человек на самом деле, показывает его вера. И мы хотим, чтобы вера ваша стала совершенной, поскольку желаем, чтобы и вы были совершенными перед Богом, и вы можете стать такими, если превратите сердца ваши в мастерские святой любви Христовой, святой веры — жизни, если в этих мастерских днем и ночью будут действовать все Святые Таинства и евангельские добродетели. О, сердце ваше — мастерская Христова, пусть в ней трудится Господь, порождая святые мысли, святые чувства, желания, дела и святую жизнь! Ведь только посредством святости человек утверждается и совершенствуется о Господе, только посредством святой жизни сердце человека преображается от силы в силу, от бессмертия в бессмертие. Да, сердце становится чистым, безукоризненным и совершенным перед Богом только своей святостью; а когда сердце свято, из него исходят святые мысли, чувства, желания и святая жизнь.
Тогда для нас перестает существовать время, а есть только наше бессмертие и вечность как результат богочеловеческих добродетелей. Мы уже живем так, как будто каждым нашим чувством, словом и делом находимся перед Страшным Судилищем Господним. Действительно, мы каждым помыслом о Господе устремляемся ко Второму Его пришествию. Так пусть каждый наш помысл будет чист и свят, каждое наше желание непорочно и каждое дело безупречно, как восходящее на встречу Господа нашего Иисуса, грядущего судить живых и мертвых. Если мы не станем святыми в жизни, то как встретим Господа во Второе Его пришествие?
Будем жить на земле так, как находящиеся уже на Страшном Суде Христовом, — и от нас убежит все плохое, нечистое и скверное. Всем сердцем обнимем все святое и содержащееся в Евангелии Христовом. Так мы достигнем вожделенной святости, которая простирается из настоящего в блаженную вечность.
Проверяйте свою святость. Как? Любовью, святой евангельской любовью. Если вы действительно желаете преисполниться любовью друг к другу и ко всем, то евангельская святость действует в ваших сердцах! Если вы любите грешников даже в их падениях и с целомудрием и самоосуждением спускаетесь в глубины их падших душ, чтобы возвести их, с помощью молитвы и снисходительности, к светлым высотам Христа, то евангельская святость действует в ваших сердцах. Если вы молите Бога о тех, кто вас преследует, и благословляете клянущих вас, и творите добро тем, кто творил вам зло, то евангельская святость действует в ваших сердцах. Если вы не воздаете злом за зло, обидой за обиду, ненавистью за ненависть, но побеждаете все это молитвой, любовью и прощением врагов, то евангельская святость действует в вас. Если не позволяете грешному желанию, дурным мыслям и эгоистическим амбициям править вами, то евангельская святость действует в вас. Если вы изгоняете молитвой гнев, ненависть, блуд, похоть, сластолюбие и вообще все страсти, то евангельская святость действует в вас. Если вы днем и ночью служите с усердием Господу, исполняя Его святые заповеди, то евангельская святость действует в вас. И эта святость обеспечит вам в этом и ином мире вечную жизнь во Христе Иисусе со всеми святыми Его.
Источник: Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам
Если уже в послание апостол влагает свою молитву, то этим показывает, что он и у себя молился о том, чтобы увидеть их. Вместе с тем и оправдывает себя, что он находится вдали от них не по нерадению, как бы так говоря: Сам Бог да прекратит искушения, отовсюду препятствующие нам идти к вам прямой дорогой.
Источник: Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
Ст. 11−13 Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам, чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь
Ап. заканчивает главу молитвой о Ф., замечательную черту которой представляет тот факт, что в ней Бог Отец и Господь И. Христос призываются вместе. «Достоин замечания тот факт, пишет по этому поводу еп. Lightfoot, что это приписывание божественной власти нашему Господу касательно управления делами человеческими встречается в самых ранних посланиях Ап. Павла которые, вероятно, являются и самыми первыми писаниями Н. 3. Это показывает, что не было вовсе момента, даже в самую раннюю пору, насколько это нам известно, когда на Личность Христа смотрели бы иначе» (Notes, 48). Это место дает поразительное доказательство веры первых христиан в божество Христа (смотри 2Фес II:16). Ап. молится, чтобы Сам Бог устранил препятствие, поставленное Сатаною против благовестника, и опять открыл ему путь в Ф. Молитва 12 ст. обращена к одному Господу Иисусу. Ап. молит Господа «преисполнить» Ф. любовью, не только друг к другу, но и ко всем вообще. «Для жестоко гонимых Ф. эта более широкая любовь была особенно трудна — и необходима; она означала любовь ко врагам, согласно заповеди Христа» (Мф V:44). В 13 ст. указана конечная цель молитвы. Любовь, умножаясь и преизбыточествуя, станет в Ф. основою оправдания пред грядущим на суд Господом, создав в них «состояние святости» (agiwsunh). «Это состояние святости есть именно та цель, в направлении которой должна расти и двигаться любовь, столь сильно теперь действующая в Ф., так чтобы их святость могла дать им, в пришествие Христа, похвалу от Бога, предчувствие которой даст им непоколебимое спокойствие сердца в ожидании этого великого и страшного события. Мысль Ап. здесь вновь принимает тот эсхатологический поворот, который то и дело встречается в нашем послании. Слова «со всеми святыми», нужно понимать как одинаково приложимые и к почившим святым, и к ангелам Правда, в Н. 3. ангелы никогда не называются просто oi agioi. Но тоже название встречается в кн. Деян VIII:13; влияние этой книги на наше послание, несомненно, огромно. С другой стороны, в Евангелии (Мф XIII:41 и д. ; XXV:31; Мк VIII:20, Лк IX:28 и 2Фес II:7) ангелы сопровождают Господа в пришествии Его; кроме того в двух Евангелиях — Мк VIII:38 и Лк IX:20 эпитет agioV приложен к ним именно в связи с пришествием Христа.
Источник: Толковая Библия.