Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Фессалоникийцам 3 глава 1 стих)

διο (#1475) потому, ради этого; "из-за этого пылкого желания, которое я не был способен удовлетворить" (Lightfoot, Notes). μηκετι (#3600) больше не. στεγοντες praes. act. part, от στεγω (#5095) покрывать, оберегать с помощью укрытия (например, крыша, которая покрывает дом, укрывает и хранит его), сносить, выносить (Milligan; Morris; Best). Part, или temp, или причинное. ευδοκησαμεν aor. ind. act. от ευδοκεω (#2305) быть хорошо расположенным, охотно определять, считать благом (см. 2:8). καταλειφθηναι aor. pass. inf. от каταλειπω (#2901) оставлять позади, бросать. Суть выражения: "желая, чтобы меня оставили" (Moore).


Учебная Библия МакАртура (1 Фессалоникийцам 3 глава 1 стих)

3:1 не терпя более Боль от разделения между Павлом и его духовными детьми в Фессалонике стала нестерпимо сильной (ср. ст. 5). в Афинах одни Тимофей вернулся, а Павел и Сила остались (ст. 2). Это было не в последний раз, когда Тимофей пошел в церковь вместо Павла (ср. 1Кор 4:17; 16:10; Флп 2:19−24; 1Тим 1:3).


Комментарии МакДональда (1 Фессалоникийцам 3 глава 1 стих)

3:1 В третьей главе мы продолжаем слышать биение сердца Павла, когда он выражает свой неослабный интерес к святым в Фессалонике. Когда он находился в Афинах, у него возникло непреодолимое желание узнать, как живут те, кого он обратил к Богу. Сатана помешал ему возвратиться к ним. В конце концов Павел не мог больше выдержать бездействие и решил послать к фессалоникийцам Тимофея, оставаясь в Афинах один («мы» здесь редакторское). Несколько печально думать о том, что Павел остался один.

Достопримечательности великого города не занимали его: он был обременен заботой о церквах.


Толкование Мэтью Генри (1 Фессалоникийцам 3 глава 1 стих)

Стихи 1−5. В этих стихах апостол повествует о том, как он отправлял Тимофея к фессалоникийцам. Обстоятельства воспрепятствовали ему самому посетить их, но любовь его к ним была так велика, что он не мог терпеть и послал к ним Тимофея. Хотя Тимофей был нужен ему, расстаться с ним было для него нелегко, Павел все-таки согласился ради их блага остаться в Афинах один. Заметим: если служитель не готов отказывать себе во многом ради блага своих подопечных, значит, он не заботится по-настоящему об их утверждении в вере и духовном благополучии.

I. Характеристика, которую он дает Тимофею (ст. 2): И послали Тимофея, брата нашего... Обычно Павел называет его своим сыном, а здесь — братом. Тимофей был моложе Павла по возрасту, уступал ему по одаренности и был ниже по рангу служения, ибо Павел был апостолом, а Тимофей — благовестником. И тем не менее он называет его братом. Это свидетельствует о его смирении и желании почтить Тимофея перед церквами. Он называет его также служителем Божиим. Служители благовествования Христова суть служители Божий, созидающие царство Божие среди людей. Он называет его также сотрудником в благовествовании Христовом. Заметим: служители должны смотреть на себя как на работников в винограднике Господнем: их служение почетно, их труд хотя и тяжел, но в высшей степени полезен и важен. Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает, 1Тим 3:1. Служители должны заботиться друг о друге и поддерживать друг друга, не бороться и не соперничать друг с другом (что будет препятствовать их служению), но бороться совместно, чтобы общими усилиями выполнить великую задачу, возложенную на них, — проповедовать и распространять Евангелие Христово, убеждать людей принять его и жить соответственно ему.

II. Цель и намерение, побудившие Павла послать Тимофея к фессалоникийцам: ...чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей, ст. 2. Павел обратил их в христианскую веру и теперь желал, чтобы они утвердились и утешились в ней — утвердились в своем выборе христианской веры и утешились в обладании ею и в практическом применении ее. Заметим: чем больше мы получаем утешения в вере, тем более в ней утверждаемся, потому что когда мы находим удовольствие в путях Божиих, тогда стремимся быть постоянными и твердыми в них. Целью апостола было утвердить и утешить фессалоникийцев в их вере: утвердить относительно объекта их веры, то есть истин Евангелия, в частности той истины, что Иисус Христос есть Спаситель мира, такой мудрый и благой, такой могущественный и верный, что они могут всецело положиться на Него; утвердить относительно вознаграждения за их веру, которое было более чем достаточно, чтобы компенсировать все их потери и воздать им за все их труды.

III. Мотивом, побудившим Павла отправить Тимофея в Фессалонику, был благочестивый страх, как бы они не поколебались в вере во Христа, ст. 3. Он желал, чтобы никто из них не смутился в уме своем, чтобы они не отступили от веры и не поколебались в ней. И тем не менее:

1. Он чувствовал, что была такая опасность, и боялся последствий.

(1) Эта опасность вызывалась:

[1] Скорбями и преследованиями за Евангелие, ст. 3. Фессалоникийцы не могли не знать о тех скорбях, какие претерпевали апостолы и проповедники Евангелия, и это могло соблазнить их. Исповедующие Евангелие также подвергались гонениям, и, несомненно, фессалоникийцы испытали это на самих себе.

[2] Коварством и злобой искусителя. Апостол опасался, чтобы искуситель не искусил их каким-нибудь образом, ст. 5. Дьявол — хитрый и неутомимый искуситель, он ищет возможности обольстить и погубить нас и использует все против нас как во дни нашего благополучия, так и во время скорби. И нередко его нападки на человека, переживающего скорби, бывают успешны. Ему удается отвратить людей от веры в Бога на том основании, что исповедующие ее подвергаются скорбям. Поэтому мы имеем все основания для бодрствования как в отношении самих себя, так и в отношении других, чтобы не быть уловленными в его сети.

(2) Последствия, которых опасался Павел, — чтобы их труд не сделался тщетным. Это могло случиться, если бы искуситель сумел искусить их и преодолеть, отвратить от веры. Заметим: цель сатаны — воспрепятствовать успеху проповеди Евангелия, чтобы оно не принесло плода. Если ему не удается помешать служителю исполнять свой долг в проповеди слова и учении, то он будет, по возможности, препятствовать успеху его труда. Заметим также, что верные служители должны заботиться об успехе своего труда. Никто не хочет трудиться тщетно, и служители не должны напрасно тратить свои силы, время и старания.

2. Чтобы предотвратить эту опасность, со всеми ее печальными последствиями, апостол позаботился послать к ним Тимофея с той целью, чтобы:

(1) Напомнить им о том, чему он прежде учил их относительно страданий (ст. 4), а именно: ...что так нам суждено (ст. 3), то есть страдать. Таковы воля и намерение Божии, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Их скорби и преследования не были случайными, они исходили не просто от ярости и злобы врагов веры, но были суждены Богом. Случившееся произошло согласно определению Божию, и они знали об этом, он еще прежде говорил им, что так будет. Поэтому они не должны казаться им странными, и, будучи предостережены о них, они должны были заранее вооружиться. Заметьте: апостолы были очень далеки от того, чтобы обольщать людей надеждами на земное благополучие на пути веры, но, наоборот, ясно предсказывали им, что их ожидают скорби по плоти. Они следовали в этом примеру своего великого Учителя, начальника нашей веры. Кроме того, эти испытания могли послужить утверждению их веры, когда они убедятся, что с ними случилось только то, что было предсказано раньше.

(2) Узнать о вере их, чтобы Тимофей мог сообщить апостолам, остались ли они твердыми в вере во всех этих страданиях, не пошатнулась ли их вера, так как если она не пошатнулась, то они смогут противостать искусителю и всем его искушениям: их вера должна быть щитом, которым они возмогут угасить все раскаленные стрелы лукавого, Ефес 6:16.


Толкование отцов церкви (1 Фессалоникийцам 3 глава 1 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 1−4 и потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей, чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено. Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете

«И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни» — это сказал он вместо: мы решились. «И послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом». И это говорит, не Тимофея возвышая, а им воздавая честь тем, что послал к ним сотрудника и служителя благовествования, говоря как бы так: отвлекши от дел, мы послали к вам служителя Божия и споспешника нашего во благовестии Христовом. Потом показывает и причину: «чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено» (ст. 3). Что здесь говорит (апостол)? Так как искушения учителей смущают учеников, а он тогда находился среди многих искушений, как и сам говорит: «сатана нам препятствовал», — то говорит это для их ободрения. Смысл его слов такой: и раз и два хотел я идти к вам, но не мог, потому что встречалось много препятствий. И это, вероятно, смущало их, так как ученики смущаются не столько от собственных искушений, сколько от искушений учителей, подобно тому, как воин не столько приходит в смущение от своих собственных искушений, сколько тогда, когда увидит раненым своего вождя. «Укрепить вас», — говорит. Следовательно, посылал Тимофея для того, чтобы они не смущались, а не потому, что будто заметил какой-либо недостаток в вере их, или нужду научить их чему-либо. «Утвердить вас и утешить в вере вашей, чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено» (ст. 3−4). Не должно, говорит, смущаться, потому что ничего необыкновенного и неожиданного не случается с нами. И этого довольно было для ободрения их. Видишь ли, что и Христос для того же предсказывал ученикам Своим? Послушай, в самом деле, что говорит Он: «И вот, Я сказал вам [о том], прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется» (Ин 14:29). Много, поистине много (служит) к утешению учеников, когда они слышат от наставников о том, что с ними случится. Как больной, если наперед услышит от врача, что с ним будет то и то, не слишком смущается; а если случится с ним что-нибудь неожиданно, так что и сам врач приходит в недоумение, и болезнь превышает его искусство, то больной тоскует и смущается, — так и здесь. Павел, предвидя это, предсказал им: «будем страдать», — говорит, — «как и случилось, и вы знаете». Не о том только говорит (апостол), что случилось, но и о том, что он предсказывал многое другое, что также сбылось. «Так нам суждено». Следовательно, не только прошедшими искушениями не должно тревожиться и беспокоиться, — а это и значит: смущаться, — но и будущими, если бы таковые случались. «Так нам суждено».

Источник: Беседы на послание к Фессалоникийцам


Смотри, Павел посылает двоих из служащих ему, чтобы они возвестили о его прибытии и сделали тех более готовыми… Видишь ли, как Бог попускает искушения, чтобы ими возбудить и пробудить учеников Своих и сделать их более твердыми? Итак, не будем падать духом во время искушений: Он Сам подаст и облегчение, чтобы мы могли их перенести. Ничто так не содействует любви и общению, как скорбь; ничто так не соединяет и не связывает души верующих; ничто столько не способствует нам — учителям, чтобы слова наши выслушивались со вниманием. Слушатель благоденствующий бывает беспечен и нерадив и считает за беспокойство для себя слушать поучающего; а удрученный скорбью и страданием с великим усердием предается слушанию. У кого душа отягчена скорбью, тот везде ищет себе утешения от скорби, а слово доставляет утешение немалое.

Источник: Гомилии на Деяния Апостолов.


Так как ему не удалось (прийти к солунянам), он не довольствуется письмами, но посылает своего спутника Тимофея, который должен был быть для него вместо писем, почему и прибавляет: темже уже не терпяще.

Какое опять благородство в выражении! Какая сила изречения, показывающая неудержимую и нестерпимую его любовь! И подобно тому как кто-нибудь, будучи сжигаем огнем и стараясь найти какое-нибудь облегчение от пламени, употребляет все средства, так и он, пламенея, задыхаясь и сгорая любовью, придумывал, насколько ему позволяли обстоятельства, возможное утешение. Уже, говорит, не терпяще, послахом Тимофеа служителя Евангелия, и споспешника нашего, отделивши самый необходимый член нашего собрания и променяв печаль на печаль. А что он не легко переносил отсутствие и Тимофея, а избрал себе эту великую печаль из-за них, это он показал словами: благоволихом остатися едини.

О, душа, совершенно претворившаяся в саму любовь! Как только был разлучен с одним только братом, уже говорит, что сделался одиноким, и это тогда, когда имел с собой многих других.

Источник: Письма к Олимпиаде. Письмо второе.

Феофан Затворник (1815−1894)

темже уже не терпяще, благоволихом остатися во Афинех едини

Темже — означает вывод из предыдущего. Желал Апостол быть у солунян сам, но как этому состояться не было возможности, то решается желанное общение с ними совершить в лице другого, доверенного лица. Или так: поелику так важно для меня ваше стояние в вере, что в нем моя радость и венец похваления, а я не знаю, в каком вы положении, то и спешу послать к вам — узнать, что у вас и с вами. Неведение о вас стало невыносимо для меня. Оно облегчалось надеждою скоро быть у вас; но как это оказалось неудобоисполнимым, то не стало более терпения. — И конец — стих 5 — с этим согласен: поелику вы — венец, то и послал, — чтоб не вотще был труд наш.

Не терпяще — μηκετι στεγοντες. Глагол сей имеет разные значения. Собственно — скрывать, отсюда укрывать, защищать, отсюда поддерживать, носить и сносить: можно бы так: не могши более скрывать моего желания видеть вас, не имея более сил подавлять его молчанием. Но как по ходу речи видно, что Апостол сильно беспокоился о солунянах, и потом крайне был обрадован, когда святой Тимофей, возвратясь, известил его о твердости солунян; то ближе к делу дать в сем месте значение сему слову — сносить, терпеть. Не могши более сносить беспокойства, которое причинялось мне неведением о вашем состоянии, решился я послать к вам Тимофея.

Благоволихом — не охотность только означает, но рассуждением определенную решимость, сочли благом — и восхотели того. Златоуст: «Благоволихом, вместо решились». Феофилакт: «Избрали, порассудили, предпочли».

Остатися едини — «Свидетельство великой любви к солунянам — слова сии» (Дамаскин). И так долго оставаться одному ему не могло быть приятно, а тут: в Афинах и труд большой предлежал, делавший необходимым содействие сотрудника. Но, несмотря на это, он решился послать Тимофея. Так много занимало и беспокоило его состояние солунян.

Источник: Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).

Ефрем Сирин (~306−373)

Ст. 1−2 и потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей

Хотя я не мог придти к вам, однако не мог снести и разлуки с вами. Посему, сам я благоволил остаться в Афинах, а к вам, хотя мне и нужны были здесь многие помощники, послал Тимофея, сотрудника моего в Благовестии Божием, чтобы Тимофей, придя к вам, утвердил вас, укрепил то есть вас, и поощрил веру вашу.

Источник: Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам

Иустин (Попович) (1894−1978)

Ст. 1−2 и потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, и послали Тимофея, брата нашего, и служителя Божия, и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей

Вы слава наша перед Господом Иисусом Христом во Второе Его пришествие той верой вашей, которую мы посеяли в душах ваших. Но станет ли эта вера сильной до Страшного Суда Христова?

Мы посеяли в сердцах ваших небесное семя евангельской веры. Но бдите, чтобы не выросли на ниве душ ваших сорняки, чтобы не всеял невидимый враг терния, которые бы заглушили семя веры. Поэтому очищайте днем и ночью души ваши от сорняков грехов, от терний, камней и всякой нечистоты, чтобы евангельское семя росло на удобренной молитвой, постом, милостыней, смиренномудрием, терпением и другими евангельскими добродетелями и Таинствами почве.

Вы должны знать, что вера возрастает за счет любви, молитвы, поста, смиренномудрия, Святого Причастия и каждой добродетели и Таинства. И хоть вы сейчас все это имеете, но сохраните ли до конца? Будучи взволнованным этим вопросом, я послал к вам Тимофея, брата нашего, и служителя Божия, и сотрудника нашего в благовествовании Христовом. Я послал его, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей. Я послал его, чтобы утешить, подбодрить, укрепить и воодушевить вас, — ведь бесчисленно множество сил, видимых и невидимых, которые хотят задушить и уничтожить евангельскую веру. Необходимо защитить нашу веру неприступной крепостью. А что защита для веры? Святые Таинства и добродетели. Храните в них вашу веру, и никто не сможет ее уничтожить: ни из числа злых духов тьмы, ни тем более из числа людей. Но укрепление веры посредством Святых Таинств и добродетелей — это непрерывный денно—нощный подвиг и борьба против всякого греха, всякого искушения, борьба против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф 6:12), во главе которых стоит их начальник, глава всякого зла — сатана. В этой денно—нощной борьбе неизбежны раны и ссадины. И кто вас утешит тогда? Утешитель Благий, Всесвятый Дух. И я посылаю вам Тимофея, чтобы он утешил вас Духом Святым, Которым он исполнен как большой ревнитель Евангелия Христова и вашего спасения.

Эта ваша брань — всерешающа, от ее исхода зависит все ваше бесконечное будущее. Поэтому вы никого не должны бояться, даже из самых страшных врагов Евангелия Христова, поскольку всегда Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире (1Ин 4:4).

Источник: Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

и потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни

То есть: избрали и предпочли.

Источник: Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 1−4 и потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей, чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено. Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете

Не будучи более в состоянии выносить разлуки, Ап. Павел послал в Фес. Тимофея, которого он называет здесь «братом» (смотри 2Кор I:1; Кол I:1; Флм I:1), «служителем Божиим» (1Тим IV:6; diakonoV tou Qeou — по контрасту с douloV — означает слугу в отношении к его делу) и «сотрудником» в благовествовании. Все эти эпитеты даны ему не для того, чтобы показать на величие утраты, которую понес Ап. П. в лице Тимофея послав его в Ф., сколько для того, чтобы указать Ф. на важность его миссии (2Кор VIII:18; Флп II:20). Суть последней заключалась в том, чтобы утвердить Ф. и поощрить их веру, чтобы никто среди них не был совращен с пути истины посреди тех скорбей, которые пали на них. Об этих скорбях Ап. уже говорил им раньше. Не разумеет ли здесь Ап. и те скорби, которые должны были придти пред наступлением «дня Господня»?

Источник: Толковая Библия.


Открыть окно