Экзегетический синтаксис (Даниел Б. Уоллас) (1 Фессалоникийцам 2 глава 9 стих)

Павел не говорит о том, что он и его друзья трудились среди фессалоникийцев 24 часа подряд, но что они трудились и в дневное, и в ночное время. Подчеркивается не продолжительность, а вид трудового времени ( Подобного рода акцент, похоже, имеется и в Откр. 4:8, даже если подразумевается, что труд четырех существ длится бесконечно. Конечно возможно, что выражение “день и ночь” является простым клише, потерявшим свое первоначальное значение. Похожее см. в Откр. 20:10. )


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Фессалоникийцам 2 глава 9 стих)

μνημονευετε praes. imper. act. от μνημονευω (#3648) помнить, κοπος (#3160) утомительный труд (см. 1:3). μοχθος (#3677) тяжелый труд. Это слово обозначает боль и проблемы, связанные с тяжелой работой; это борьба за преодоление трудностей (Moore; Lightfoot, Notes), εργαζομενοι praes. med. (dep.) part, от εργαζομαι (#2237) работать. В Палестине за учительство не платили. Рабби должен был иметь другой источник дохода, хотя время от времени ему и делали подношения (Morris; см. также раввинистические примеры, которые цитируют Morris; Best). Вероятно, в Фессалонике в то время был высокий уровень безработицы, но Павел нашел себе работу, и через его рабочие контакты многие обрели веру (FAP, 334; ВВС; DPL, 925-27). προς (#4639) Предлог используется с inf. для обозначения цели (МТ, 144; BG, 135). επιβαρησαι aor. act. inf. от επιβαρεω (#2096) обременять кого-л., быть обременительным, требовать чего-л. (Moore; Milligan). εκηρυξαμεν aor. ind. act. от κηρυσσω (#3062) провозглашать, проповедовать. Хотя Павел об этом не упоминает, церковь Филипп несколько раз посылала ему денег (Bruce; Флn. 4:15-16).


Учебная Библия МакАртура (1 Фессалоникийцам 2 глава 9 стих)

2:9 ночью и днем работая Павел объяснил это в 2Фес 3:7−9. Он не просил денег у фессалоникийцев, а предпочитал жить на заработанное или на то, что присылали филиппийцы (Флп 4:16), чтобы не поставить под сомнение свои побуждения и не уподобиться лжеучителям, которые всегда были алчны к деньгам (ср. 1Пет 5:2). благовестие Божие Ср. Рим 1:1. Благая весть от Бога, которую проповедовал Павел, включала три следующие истины: 1) сила и истинность Писания (ст. 13); 2) Божья природа Христа (Рим 10:9); 3) греховность человечества (Рим 3:23); 4) смерть и Воскресение Христовы (1Кор 15:4,5) и 5) спасение благодатью Божьей через веру человека (Еф 2:8,9). Павел дает краткое содержание Евангелия в 1Кор 15:1−5.


Комментарии МакДональда (1 Фессалоникийцам 2 глава 9 стих)

2:9 Вот еще одно свидетельство бескорыстия Павла: мы видим его занимающимся изготовлением палаток, для того чтобы заработать на жизнь и иметь возможность служить людям и не отяготить кого из них. Хотя проповедник Благой Вести действительно имеет право на финансовую поддержку от других христиан, похвально, когда он время от времени отказывается, если необходимо, от этого права. Истинный служитель Христа будет продолжать проповедовать Благую Весть независимо от того, получает он за это деньги или ему приходится работать, чтобы прокормить себя. Обратите внимание на слова «труд наш и изнурение: ночью и днем». Фессалоникийцам Благая Весть не стоила ни копейки, а Павлу она обходилась очень дорого.


Толкование Мэтью Генри (1 Фессалоникийцам 2 глава 9 стих)

Стихи 7−12. В этих стихах апостол напоминает фессалоникийцам, как они вели себя среди них.

I. Он напоминает им о той нежности, с какой они обращались с ними: ...были тихи среди вас... ст. 7. Он проявлял мягкость и нежность, хотя мог бы действовать со всей властью апостола Христова. Этот великий апостол хотя и гнушался и избегал лести, был в то же время очень снисходительным к людям. Он уподоблялся доброй и заботливой кормилице, которая лелеет своих детей. Таким путем можно скорее приобрести людей, чем суровыми наставлениями. Слово Божие поистине является сильным словом; часто оно действует на сознание людей своим авторитетом, вызывающим страх, так как содержит в себе достаточно примеров беспристрастного суда для обличения их; оно может действовать и с более мягкой силой, когда служители Евангелия обращаются к чувствам людей. Как кормилица терпеливо сносит упрямство детей, снисходит ради блага их до унизительного труда, ласкает их у своей груди, так и служители должны относиться к народу Божьему. Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, 2Тим 2:24. Эту мягкость и благость апостол выражал несколькими способами.

1. Самым искренним желанием их благоденствия: ...из усердия к вам, ст. 8. Апостол испытывал к ним искреннюю любовь, искал их, а не от них, их самих, а не их благ; не прибыли от них, но приобретения их самих. Он ревностно желал им духовного и вечного благоденствия.

2. Готовностью делать им добро, охотно передавая им не только благовестие Божие, но и души свои, ст. 8. Таков был метод проповедования апостола. Он не щадил себя. Он был готов трудиться и полагать душу свою ради Евангелия. Он готов был трудиться и истощать себя ради человеческих душ. Как сказано о том, кто из милосердия дает хлеб голодному, что он отдает душу свою в этом подаянии (Ис 58:10), так поступал и апостол, подавая хлеб жизни; так дороги были эти фессалоникийцы для этого апостола, и так дорога была для них его любовь к ним.

3. Своим физическим трудом, чтобы избавить их от заботы о нем и чтобы его служение не было обременительным для них: ...вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас... ст. 9. Он не пользовался своей свободой, своим правом на материальную поддержку со стороны церквей. Помимо труда служителя он занимался и своим ремеслом — изготовлением палаток, чтобы заработать себе на хлеб. Мы не можем предположить, что он проводил целые ночи и дни в физическом труде, чтобы обеспечить свои телесные нужды, ибо тогда он не имел бы времени для служения. Но он проводил в этом труде часть ночи и дня, забывая о своем ночном отдыхе, чтобы иметь возможность в дневное время творить добро для человеческих душ. Это добрый пример для служителей Евангелия, чтобы они были усердными в деле спасения человеческих душ, хотя из этого вовсе не следует, что они всегда должны проповедовать безвозмездно. Из этого примера нельзя выводить общего правила, либо что служители никогда не должны работать своими руками для обеспечения своих материальных нужд, либо что они всегда должны так поступать.

4. Святостью своего поведения, относительно которого он обращается к свидетельству не только их самих, но также и Бога (ст. 10): Свидетели вы и Бог... Они наблюдали их поведение на людях, а Бог был свидетелем не только их тайного поведения, но и внутренних мотивов их действий. Их поведение было святым перед Богом, праведным перед людьми и безукоризненным, не дающим повода для скандала или соблазна. Они старались не соблазнить ни внешних, ни верующих каким-либо плохим примером, их проповедь и их жизнь представляли собой единое целое. Как сказал этот апостол в Деян 24:16: ...подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми.

II. Он напоминает им, как они верно исполняли свой труд и свое служение среди них, ст. 11−12. Относительно этого он также мог апеллировать к их собственному свидетельству. Павел и его сотрудники были не только добрыми христианами, но и верными служителями. И мы должны быть добрыми не только в смысле нашего общего призвания как христиан, но также и в наших конкретных призваниях и отношениях. Наставляя фессалоникийцев, Павел не только сообщал им об их обязанностях, но и убеждал и умолял исполнять их, приводя различные доводы и мотивы для этого. Он также утешал и ободрял их, чтобы поддержать и укрепить их дух перед лицом трудностей и разочарований, которые могли встретиться на их пути. И он делал это не только публично, но и в индивидуальном порядке, по домам (Деян 20:20), убеждал и умолял... каждого из них лично. В этом, как думают некоторые, он стремился подражать отцовскому попечению о детях. Это выражение также означает, что апостол прибегал к нежным советам и утешениям. Он был их духовным отцом, поэтому подобно кормилице лелеял их и подобно отцу наставлял их, проявляя больше отцовской любви, нежели строгости. Вразумляю вас, как возлюбленных детей моих, 1Кор 4:14. Этот метод апостольского наставления следует принять как пример для подражания служителям, а сущность его наставления заслуживает внимания как служителей, так и всех остальных, а именно: чтобы они поступали достойно Бога, призвавшего их в Свое Царство и славу, ст. 12. Заметим:

1. В чем состоит наша великая евангельская привилегия — Бог призвал нас в Свое Царство и славу. Здесь, на земле, Евангелие призывает нас в Царство благодати, а в вечности — в Царство славы, к небесному блаженству как конечной цели и к святости как пути к нему.

2. В чем состоит наш великий евангельский долг — поступать достойно Бога, чтобы наш характер и образ жизни соответствовали нашему призванию и нашим привилегиям. Мы должны сообразовываться с целями и предначертаниями Евангелия, жить в соответствии с нашими исповеданием и привилегиями, надеждами и ожиданиями, как подобает тем кто имеет столь высокое и святое призвание.


Толкование отцов церкви (1 Фессалоникийцам 2 глава 9 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 9−12 ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие. Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими, потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу

Учитель ничего не должен считать для себя обременительным, что клонится к спасению учеников. Если блаженный Иаков днем и ночью до изнурения трудился на страже овец, то тем более должен делать все тот, кому вверены души, (хотя бы) занятия его были изнурительны или унизительны, имея в виду только одно — спасение поучаемых и проистекающую отсюда славу Божию. Смотри поэтому, как и Павел, будучи проповедником и апостолом вселенной и удостоившись столь высокой чести, работал собственными руками, чтобы не отяготить поучаемых. «Ибо вы помните», — говорит, — «братия, труд наш и изнурение». Выше сказал он: «мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы» (ст. 7). То же говорит и в послании коринфянам: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования». (1Кор9:13,14). Но я, говорит, не хотел этого, а трудился сам И не просто трудился, но с великим старанием. И смотри, что говорит: «вы помните», — не сказал: благодеяния мои, но: «труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие». Но коринфянам говорит иное: «Другим церквам я причинял издержки, получая [от них] содержание для служения вам». (2Кор 11:8). Там он тоже работал, но не упомянул об этом, а употребил другое (выражение), более язвительное, как бы говоря: вам служа, я питался от других. Но здесь (говорит) не то, — а что же? — «ночью и днем работая». Хотя и там он говорит: «Будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал», и: «Другим церквам я причинял издержки, получая [от них] содержание для служения вам» (2Кор11:9), но здесь показывает, что люди (которым он пишет) находятся в бедности, а там нет. Поэтому-то он постоянно призывает их самих в свидетели: «Вы», — говорит, — «свидетели и Бог», доставляя чрез это словам своим большую степень достоверности и присовокупляя (доказательство), которое особенно могло их убедить, так как первое для несведущих может показаться неверным, а последнее не оставляет никакого сомнения. И ты не удивляйся этому, — потому что (апостол) не обращал внимания на то, что он, Павел, говорит это, а на то, что он очень желал убедить их. Поэтому говорит: «Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими». Нужно было опять похвалить их: поэтому он предпосылает то, что достаточно могло уверить их (в его бескорыстии). Он рассуждает так: если я, находясь в нужде там, ничем не пользовался, то тем более — теперь. «Как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими, потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли». Сказав выше о своем обращении с ними, здесь говорит о своей любви к ним, и в этом выражалось более, нежели одно покровительство. И сказанное им чуждо надменности: «как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу». Сказав: «и умоляли» он упомянул об отцах, показывая тем, что хотя мы «и умоляли», однако не употребляли при этом насилия, а (поступали) как отцы. «С каждым из вас». Удивительно! При таком множестве не пропустить никого — ни малого, ни великого, ни богатого, ни бедного! «Умоляли», — сказал он, — о чем? О перенесении всего. «И утешали и свидетельствовали». «Умоляли»: следовательно (апостолы) не искали славы; и «свидетельствовали», следовательно не льстили. «Жить достойной жизнью перед Богом, призывающим вас в свое Царство и в свою славу». Смотри опять, как (апостол), повествуя (о прежде случившемся), и учит и убеждает: если (Бог) призвал в царство, то должно переносить все. Мы молим не о том, чтобы вы дали нам что-нибудь, но о том, чтобы вы получили царство небесное.

Источник: Беседы на послание к Фессалоникийцам

См. также Толкование на Екк 5:11

Феофан Затворник (1815−1894)

помните бо, братие, труд наш и подвиг: нощь бо и день делающе, да не отяготим ни единаго от вас, проповедовахом вам благовествование Божие

Третья черта нрава Апостолов — полное самоотвержение. — Помните бо… Приводит причину на сказанное прежде, отвечает как бы на вопрос: из чего видно, что Апостолы были к солунянам, как мать, что готовы были и души свои передать им, как возлюбленным? — Из того, как мы действовали среди вас. Вспомните, как обращались мы среди вас, и удостоверитесь, как любили вас и готовы все вам отдать.

Труд наш и подвиг — κοπον και μοχθον. Не сказал: вспомните благодеяния наши, а что более впечатлительно: труд наш и подвиг (Феофилакт). Вместе сии слова встречаются еще (2 Сол. 3, 8; 2Кор 11:27). Последнее усиливает первое, и вместе выражает одну мысль, что Апостолы не слегка касались труда, а прилежали ему усильно, имели труд памятный (Златоуст).—Но так различать, чтоб κοπον относить к проповеди, а подвиг (μοχθον) к рукоделию не следует. Оба то и другое обнимают.

Нощь бо и день. — Обычная фраза, выражающая непрерывное продолжение чего-либо во все сутки. Мы говорим: день и нощь, то же и латиняне: diu noctuque (долго, слишком долго). To же встречается и в Писании (Лк 18:7; Деян 9:24; Апок. 20, 10). Нощь стоит впереди ради того, что у иудеев (и афинян) сутки начинались с захода солнца и кончались заходом. Нет основания разделять их, нощь назначая на рукоделие, а день на проповедь. И ночью проповедовал святой Павел (Деян 20:7). Этим хочет только сказать святой Апостол, что они не были праздны ни минуты, были непрестанно в труде: то делали палатки, то проповедовали. Феодорит говорит: «(Апостол) показал чрезмерность усилий, не только указав на труд и подвиг, но к дням присовокупив и ночное время».

Делающе, εργαζεσθαι — обычное выражение телесного труда и преимущественно ручной работы, делания руками (1Кор 4:12; Еф 4:28). Святой Павел разумеет свое художество — скинотворное, делание палаток для путешественников, войска, садов (Деян 18:3). Грамматическая форма показывает, что рукоделие — не главное в речи Апостола, а придаточное; главное же — проповедание.

Да не отяготим ни единаго от вас, разумеется — содержанием нас. А к коринфянам писал святой Павел: от иных церквей уях приим оброк к вашему служению (2Кор 11:8). Нельзя потому на этом основании полагать, что христиане солунские были бедны. Так и везде поступал Апостол, из опасения положить препону распространению Евангелия, если б требовал себе содержания от обращаемых. «Вот каково усердие и какова забота о том, чтоб не соблазнить кого» (Феофилакт). «Смотри, как поступал Павел! Будучи проповедником и Апостолом вселенной, и удостоившись столь высокой чести, работал собственными руками, чтоб не отяготить поучаемых» (Златоуст).

Проповедахом вам εις υμας похоже на υμιν, по общему смыслу, но имеет свой оттенок, не тот только, что проповедали — среди их, но и — что проповедь входила в них, или внутрь их посевала семена Божественных истин

Источник: Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).

Ефрем Сирин (~306−373)

ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие

Ведь вы помните, братья, что собственными руками работали мы ночью и днем, то есть: если было место проповеди нашей, мы работали днем и ночью, — если же открывалась нам дверь Евангелия ночью, то работали днем. И это избрали мы себе для того, чтобы кого из вас не обременить чем бы то ни было.

Источник: Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам

Иустин (Попович) (1894−1978)

ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие

Эта Христова любовь ваша к нам еще больше возжгла наше святое человеколюбие, и мы, ради спасения вашего, с большой радостью переносим всякий труд и изнурение, и всякое мучение. Поэтому мы хотим и желаем лишь одного: чтобы вы любили Господа Иисуса Христа всем вашим сердцем, всей вашей душой, всем вашим существом и предали себя Ему всецело!

И даже не примечая нас, одна да будет забота у вас — как предать себя всецело Господу и Спасителю, чтобы Он Своей благодатью совершил спасение ваших душ, исполняя их Собой и Своей святой жизнью! Ведь обитая в сердцах ваших посредством веры, Он через Святые Таинства и добродетели постоянно вливает в ваши души божественные силы, которые преображают вас, освящают, обожают и так спасают от смерти, греха и диавола.

Спасение заключается в святой жизни, в новой жизни, в жизни во Христе, во всем божественном, вечном и небесном.

Источник: Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

потому что вы стали нам любезны

Чтобы не показалось, что он ведет речь обо всем этом потому, что трудился для них, и поэтому должен пользоваться почетом от них, говорит: делаю это не по чему другому, как по любви. Ибо я не ищу вознаграждения, но делаю все ради самого долга.

ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие

Не сказал: помните благодеяния наши, но труд, и не просто, а и изнурение, то есть труд с большим старанием. И не только днем, но и ночью. Вот каково усердие и какова забота, — чтобы не соблазнить кого! Словами чтобы не отяготить никого из вас показывает, что фессалоникийцы находились в бедности.

Источник: Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Лопухин А.П. (1852−1904)

ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие

Здесь пред нами рисуется чудная картина жизни и деятельности Ап. Павла и его сотрудников в Ф-ке. Не желая быть никому в тягость, Ап-л работал сам лично, чтобы поддерживать себя. Этою работою, несомненно, было делание палаток, ремесло, которому Ап. Павел был обучен, по еврейскому обычаю, с самого детства; этим же ремеслом он пропитывался и в Коринфе (Деян XVIII:2−3). Но Ап. Павел не всегда зависел от одного своего ремесла; судя по Флп IV:15, в Ф-ке он получил поддержку от Филиппийских христиан, а позднее в Коринфе (2Кор XI:9) получил поддержку из Македонии. Здесь нет никакого противоречия с 2Фес III:7−10. Апостол мог легко иметь в виду два мотива к самостоятельному и трудовому образу жизни — и желание избежать обвинения «в корысти», и стремление дать окружающим для подражания образец трудолюбия.

Источник: Толковая Библия.

См. также Толкование на 1 Сол. 2:1


Открыть окно