Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Фессалоникийцам 2 глава 7 стих)

δυναμενοι praes. pass, (dep.) part, от δυναμαι (#1538) быть способным, с inf. Уступительное part., определяющее факт: "мы никогда не требуем почета" — утверждением, что обязательно надо почитать апостолов Христа (Frame), βαρος (#983) вес, бремя. Это слово имеет здесь значение почет, авторитет, достоинство, важность. Это елово тесно связано с евр. корнем kbd, כבד (Milligan; Best; DCH). ειναι praes. inf. act. от ειμι (#1639) быть. Inf. как дополнение предшествующего part, εγενηθημεν aor. ind. pass, (dep.) от γινομαι (#1181) становиться. ηπιος (#2413) мягкий. О варианте прочте¬ния νηπιος (#3758), дитя, и проблемах этого текста см. ТС, 639f. ως (#6055) используется со сравнительной частицей и conj., предполагающим устойчивое пребывание: "как это может произойти в любое время" (Milligan). τροφος (#5577) тот, кто кормит, питает, кормилица, няня (Best; о параллелях из свитков Мертвого моря см. 1QH 7, 20f; 9, 29-32). В древнем мире кормилица не только выполняла строго определенные обязанности, но часто становилась лицом, которому очень доверяли (RAC, 1:381-85; "Engagement of a Wet Nurse"; No. 146, CPJ, 2:15-19; NDIEC, 2:7-10; A.J.Malherbe, '"Gentle as a Nurse': The Cynic Background of 1 Thes. 2", NovT 12 [1970]: 203-17; DC, Thirty-Second Discourse; NW, 2, i:77172; BBC), θαλπη praes. conj. act. от θαλπω (#2499) предупреждать, воспитывать, питать, беречь. Во Вт. 22:6 это слово употребляется по отношению к птице, высиживающей яйца (Moore; Milligan; GEW, 1:651).


Учебная Библия МакАртура (1 Фессалоникийцам 2 глава 7 стих)

2:7 Апостолы Христовы Множественное число используется для того, чтобы к 12-ти был причислен и Павел, для подтверждения его уникальных полномочий. Силуан и Тимофей были «апостолами (посланниками) церкви» (ср. Рим 16:7; Флп 2:15).


Комментарии МакДональда (1 Фессалоникийцам 2 глава 7 стих)

2:6−7 Нам предоставляется еще одна возможность бросить оставляющий глубокое впечатление взгляд на характер этого великого человека Божьего. Как апостолы Христовы, Павел и его спутники имели право получать от фессалоникийцев финансовую поддержку (здесь «слава»). Но они решили не обременять фессалоникийцев и потому работали днем и ночью, чтобы обеспечить свои потребности. В Коринфе дело обстояло совсем иначе. Там Павел работал, чтобы не дать своим критикам повода обвинить его в том, что он проповедует ради денег. В Фессалонике же он работал потому, что сами святые были бедны и гонимы и он не хотел быть для них дополнительным бременем.

Вместо того, чтобы помыкать наследием Божьим, Павел был тих среди них, подобно как кормилица (в оригинале «мать») нежно обходится с детьми своими. Павел понимал, что с новообращенными нужно обходиться нежно, как с детьми, и выполнял свое служение с заботливостью нежной матери.


Толкование Мэтью Генри (1 Фессалоникийцам 2 глава 7 стих)

Стихи 7−12. В этих стихах апостол напоминает фессалоникийцам, как они вели себя среди них.

I. Он напоминает им о той нежности, с какой они обращались с ними: ...были тихи среди вас... ст. 7. Он проявлял мягкость и нежность, хотя мог бы действовать со всей властью апостола Христова. Этот великий апостол хотя и гнушался и избегал лести, был в то же время очень снисходительным к людям. Он уподоблялся доброй и заботливой кормилице, которая лелеет своих детей. Таким путем можно скорее приобрести людей, чем суровыми наставлениями. Слово Божие поистине является сильным словом; часто оно действует на сознание людей своим авторитетом, вызывающим страх, так как содержит в себе достаточно примеров беспристрастного суда для обличения их; оно может действовать и с более мягкой силой, когда служители Евангелия обращаются к чувствам людей. Как кормилица терпеливо сносит упрямство детей, снисходит ради блага их до унизительного труда, ласкает их у своей груди, так и служители должны относиться к народу Божьему. Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, 2Тим 2:24. Эту мягкость и благость апостол выражал несколькими способами.

1. Самым искренним желанием их благоденствия: ...из усердия к вам, ст. 8. Апостол испытывал к ним искреннюю любовь, искал их, а не от них, их самих, а не их благ; не прибыли от них, но приобретения их самих. Он ревностно желал им духовного и вечного благоденствия.

2. Готовностью делать им добро, охотно передавая им не только благовестие Божие, но и души свои, ст. 8. Таков был метод проповедования апостола. Он не щадил себя. Он был готов трудиться и полагать душу свою ради Евангелия. Он готов был трудиться и истощать себя ради человеческих душ. Как сказано о том, кто из милосердия дает хлеб голодному, что он отдает душу свою в этом подаянии (Ис 58:10), так поступал и апостол, подавая хлеб жизни; так дороги были эти фессалоникийцы для этого апостола, и так дорога была для них его любовь к ним.

3. Своим физическим трудом, чтобы избавить их от заботы о нем и чтобы его служение не было обременительным для них: ...вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас... ст. 9. Он не пользовался своей свободой, своим правом на материальную поддержку со стороны церквей. Помимо труда служителя он занимался и своим ремеслом — изготовлением палаток, чтобы заработать себе на хлеб. Мы не можем предположить, что он проводил целые ночи и дни в физическом труде, чтобы обеспечить свои телесные нужды, ибо тогда он не имел бы времени для служения. Но он проводил в этом труде часть ночи и дня, забывая о своем ночном отдыхе, чтобы иметь возможность в дневное время творить добро для человеческих душ. Это добрый пример для служителей Евангелия, чтобы они были усердными в деле спасения человеческих душ, хотя из этого вовсе не следует, что они всегда должны проповедовать безвозмездно. Из этого примера нельзя выводить общего правила, либо что служители никогда не должны работать своими руками для обеспечения своих материальных нужд, либо что они всегда должны так поступать.

4. Святостью своего поведения, относительно которого он обращается к свидетельству не только их самих, но также и Бога (ст. 10): Свидетели вы и Бог... Они наблюдали их поведение на людях, а Бог был свидетелем не только их тайного поведения, но и внутренних мотивов их действий. Их поведение было святым перед Богом, праведным перед людьми и безукоризненным, не дающим повода для скандала или соблазна. Они старались не соблазнить ни внешних, ни верующих каким-либо плохим примером, их проповедь и их жизнь представляли собой единое целое. Как сказал этот апостол в Деян 24:16: ...подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми.

II. Он напоминает им, как они верно исполняли свой труд и свое служение среди них, ст. 11−12. Относительно этого он также мог апеллировать к их собственному свидетельству. Павел и его сотрудники были не только добрыми христианами, но и верными служителями. И мы должны быть добрыми не только в смысле нашего общего призвания как христиан, но также и в наших конкретных призваниях и отношениях. Наставляя фессалоникийцев, Павел не только сообщал им об их обязанностях, но и убеждал и умолял исполнять их, приводя различные доводы и мотивы для этого. Он также утешал и ободрял их, чтобы поддержать и укрепить их дух перед лицом трудностей и разочарований, которые могли встретиться на их пути. И он делал это не только публично, но и в индивидуальном порядке, по домам (Деян 20:20), убеждал и умолял... каждого из них лично. В этом, как думают некоторые, он стремился подражать отцовскому попечению о детях. Это выражение также означает, что апостол прибегал к нежным советам и утешениям. Он был их духовным отцом, поэтому подобно кормилице лелеял их и подобно отцу наставлял их, проявляя больше отцовской любви, нежели строгости. Вразумляю вас, как возлюбленных детей моих, 1Кор 4:14. Этот метод апостольского наставления следует принять как пример для подражания служителям, а сущность его наставления заслуживает внимания как служителей, так и всех остальных, а именно: чтобы они поступали достойно Бога, призвавшего их в Свое Царство и славу, ст. 12. Заметим:

1. В чем состоит наша великая евангельская привилегия — Бог призвал нас в Свое Царство и славу. Здесь, на земле, Евангелие призывает нас в Царство благодати, а в вечности — в Царство славы, к небесному блаженству как конечной цели и к святости как пути к нему.

2. В чем состоит наш великий евангельский долг — поступать достойно Бога, чтобы наш характер и образ жизни соответствовали нашему призванию и нашим привилегиям. Мы должны сообразовываться с целями и предначертаниями Евангелия, жить в соответствии с нашими исповеданием и привилегиями, надеждами и ожиданиями, как подобает тем кто имеет столь высокое и святое призвание.


Толкование отцов церкви (1 Фессалоникийцам 2 глава 7 стих)

Климент Александрийский (~150−~215)

мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими

Все ученики — дети перед Христом Здесь будет уместно объяснить и слово νήπίος [младенец]. Оно вовсе не тождественно слову «глупый». Такое значение свойственно слову νηπύτιος; νήπιος же равно νεήπιος, а ήπιος — значит тонко чувствующий; νήπιος слово это собой означает, следовательно, новорожденного, душой кроткого, тихого, нежного. Особенно ясно так объяснил это слово блаженный Павел, сказав: мы могли явиться как апостолы Христовы; но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Дитя, следовательно, тихо и, в особенности, нежно, мягко и просто, бесхитростно и нелицемерно, прямодушно и искренне, а эти черты суть основы простоты и правдивости.

Источник: Педагог.

Феофан Затворник (1815−1894)

могуще в тяготе быти, якоже Христовы Апостолы: но быхом тиси посреде вас, якоже доилица греет своя чада

В тяготе быти, можно бы, как с первого раза кажется, применяясь к тому, что говорит Апостол в 9-м стихе: да не отяготим, и к употреблению этого слова Апостолом в других местах (2 Сол. 3, 8; 2Кор 12:16; 11, 9), понять как — обременять содержанием себя. Апостолы, по повелению Господа благовестникам от благовестия питаться (1Кор 9:14), могли безукоризненно принимать содержание от лиц, принявших Евангелие. Как это требовало расходов новых, не бывших прежде, то могло казаться тяготою. Не эту ли тяготу и разумеет здесь святой Павел, говоря как бы: мы могли бы вас обременить содержанием себя, но не сделали этого? — Нет, не эту. Ибо тогда следовало бы прибавить вам и поставить вместо — в тяготе быти εν βαρει, — быть в тяготу εις βαρος, — сказать то есть: могуще быть вам в тяготу. Главное же, почему нельзя принять такого смысла, в том, что он не соответствует ни предыдущей речи, где говорится о неискании славы, ни последующей, где Апостол говорит о своей тихости. Лучше — могуще в тяготе быти — истолковать, как в русском переводе: могуще явиться с важностию, как Апостолы. Златоуст говорит на сие место: «Если посланники царей пользуются честию, тем более можно нам Тем, которые посланы к людям от Бога, по всей справедливости надлежит, как явившимся нам с неба вестникам, большею пользоваться честию, но, несмотря на такое избыточество права, мы не делаем ничего подобного, чтобы заградить уста противников».

Можно допустить, что святой Апостол имеет здесь в мысли отстранить новое особое нарекание, похожее на то, какое после сплетено было в Коринфе (2Кор 10:10), именно, что святой Павел слишком слабо действовал. Посланнику Божию следовало бы явить более важности. Апостол и говорит: могли мы явиться таковыми, но были тихи. Любовь наша к вам заставила нас так действовать.

Но быхом тиси среди вас. Но отвечает непосредственно вышесказанному: могуще в тяготе быти, вместе с которым составляет особую законченную мысль, —как: могли мы явиться с важностию, но были тихи, — то есть не держались высокого тона, не были обладающие (1Пет 5:3), но как слуги, по заповеди Господа, все готовы были сами делать для вас (Мф 20:26). Тиси — ηπιοι. `Ηπιος, — кроткий, тихий, нежно любящий, благосклонный, — употребляется именно в отношениях высших к низшим, царя к подданным, начальника к подчиненным, родителей к детям, врачей к врачуемым. Среди вас — в обращении с вами мы были такие же, как вы; будто ничего особенного не имели, будто не получили никакого особенного назначения и значения (Златоуст); являлись среди вас, окруженные вами, как учители учениками, как матери детьми, как кокош птенцами. Эта-то снисходительность, может быть, и послужила одним к укору Апостолов в ласкательстве, а другим — к укору в слабохарактерности. Отвечает Апостол: все это плод любви к вам, а не лесть или слабость.

якоже доилица греет свои чада

Первая черта нрава Апостолов Солуни — тихость; вторая — материнская любовь. Доилица здесь — не кормилица, как видно из того, что она представляется питающею своих чад. Это — мать в период отдоения дитяти, мать доящая (кормящая грудью). С материю сравнивает себя святой Павел и в послании к Галатам (4, 19). И отцом он нередко называет себя в отношении к уверовавшим чрез него (здесь же — 11; 1Кор 4:15). Сравнение с материю здесь оказалось более уместным, потому что Апостол хотел выразить свою крайне нежную к ним любовь, или любовь со стороны чувства; любовь же со стороны дел любви выражает он ниже (стих 9) сравнением себя с отцом. Им же хотел Апостол бросить заключительный свет и на предыдущие оправдательные против нареканий мысли свои. Так святой Златоуст: «Льстит ли кормилица дитяти, чтоб заслужить от него славу? Ищет ли она денег от малюток? Бывает ли высокомерна с ними и сурова? Здесь Апостол обнаруживает в себе нежную любовь».

Греет своя чада, θαλπη. Так говорится о птицах, которые согревают своих детенышей, прикрывая их крыльями. Так и мать укутывает свое малое дитя у груди своей, чем и охраняет его, и живость ему придает. Сравнение указывает на устремление любви, все готовой делать для любимого.

Источник: Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).

Иустин (Попович) (1894−1978)

но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими

По этой причине мы были благи, добры, просты и милостивы, как кормилица нежно обходится с детьми своими.

Может, она ищет от младенцев чести и похвалы? Нет, конечно. И вы являетесь нашими духовными детьми, которых мы питаем молоком небесных истин Евангелия, пока не возрастете во Христе. И тогда вы увидите сами, что никакая человеческая слава вам не нужна! Тогда всем своим существом вы почувствуете, что едино есть на потребу (Лк 10:42) для вас, для нас и для всех людей: неизменный Бог и Господь Иисус Христос и Его чудное и всеспасительное Евангелие. И все, что не исходит от Него, что не ведет к Нему, что не служит Ему, — зловоние, смерть и мучение.

О, человек! Куда ты пойдешь без Христа, кем ты станешь без Него? Знай это! Без Него ты причтешься ко множеству смертей и мучений. Но если это и случиться с тобой, ты должен знать, что опять Он, и только Он, подаст тебе руку помощи в любых твоих смертях и мучениях.

Но необходимо, чтобы и ты принес Ему самого себя, исходящий от тебя сильный покаянный крик: Господи, помилуй! И Он тебя помилует, воскресит тебя от всех смертей, избавит тебя от всех мучений, поскольку Он безмерно милосерд и пришел к нам спасти всех нас, погрязших в грехе, в смерти и мучении.

Он всегда собственным тщанием возвращает заблудшую овцу. И какая человеческая душа не погружена в грехи, частные и общие, неизвестные прелести и в тысячи смертей? А Он, воистину единый Человеколюбец, зовет каждого и всех к Себе. Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф 11:28−29).

Итак, Он зовет, а ты отзываешься. Ты отзываешься верой в Него и спасаешься от всех смертей, мучений и ужасов. Это самая определенная вещь в нашем земном мире. Ведь никто не любит людей так, как Он! Действительно, Он есть единственный Человеколюбец в человеческом роде! Почему? Поскольку Он, и только Он, спасает людей от смерти и мучения и дарует вечную жизнь и сладчайший рай! Поскольку Он единственный имеет и дает людям через любовь вечное благо, вечную истину, вечную правду, вечную радость! И кто иной может даровать это в человеческом роде? Никто из людей, никто из всех самозваных и ложных божеств. Ведь Богочеловек Христос воистину является единственным Человеколюбцем! Это дает лишь Ему право, по которому Ему принадлежит каждый из людей, и по этой причине каждый из нас должен любить Его больше отца, матери, брата и сестры, детей и всех людей, больше всего творения.

Источник: Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

См. также Толкование на 1 Сол. 2:6

Августин (354−430)

мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими

Нет большего доказательства любви в Церкви Христовой, чем когда даже самой честью, в которой она, очевидно, находится у людей, пренебрегают, чтобы тело младенца не было рассечено и не подверглась растерзанию немощь христиан из-за нарушения единства. Ведь говорит апостол, что он выказал себя как мать к чадам по отношению к тем, среди кого совершал благовествование, — не сам, но пребывающей с ним благодатью Божией. Ибо не может блудница ничего назвать своим, кроме своих грехов, дар же материнства — от Бога. И Господь прекрасно сказал о блуднице: тот, кому много прощается, много любит. Так, апостол Павел говорит: мы сделались малыми среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Но когда доходит до опасности быть рассеченным младенцу, когда самозванство присваивает себе ложную честь и готово нарушить единство, — пренебрегает мать честью своей, лишь бы видеть сына целым и невредимым. Она следит, только бы не позволить самозванству рассечь немощное тельце мечом раскола, настаивая слишком твердо на том, что честь материнства принадлежит ей. Итак, пусть любовь матери скажет: отдайте ей ребенка (3Цар 3:27).

…Ведь и мать любит питать дитя свое, но не хочет, чтобы оно всегда оставалось таким. Она держит его у груди, согревает в объятиях, ласково утешает, питает молоком и делает все для чада своего, но хочет, чтобы дитя ее росло, а не всегда оставалось таким. Взгляните же на апостола. Мы понимаем его лучше, поскольку он даже не удостаивает себя имени матери, когда пишет: я сделался мал среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Есть ведь кормилицы, которые нежно обходятся с детьми, причем не со своими. А есть матери, отдающие своих детей кормилицам, которые сами не лелеют детей своих.

…И вот, настолько усилились гонения и муки, что [Павлу] стала тяжела жизнь. И вот страх и трепет нашел на него, и ужас объял его (Пс 54:6), — сказано, как ты знаешь, в псалме. Это глас Тела Христова, глас членов Его. Хочешь ли ты узнать в этом свой голос? Стань одним из членов Христовых. Страх, говорит [Давид], и трепет нашел на меня, и ужас объял меня. И я сказал: кто дал бы мне крылья, как у голубя ? я улетел бы и успокоился бы (Пс 54:6−7).

Павел в известном смысле испытал отвращение из-за бремени плоти: он хотел отлететь ко Христу, но обилие мук преградило ему путь, хотя и не вовсе закрыло его. Ему опротивела жизнь, но не та вечная жизнь, о которой он говорит: Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение (Флп 1:21). Но поскольку здесь его удерживала любовь к ближним, куда он направляется? Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом (Флп 1:22−23), а оставаться во плоти нужнее для вас (Флп 1:24). Он уступил птенцам своим пищащим: расправив крылья, он накрыл их и лелеял их, как и сам о том говорит: я сделался мал среди вас, подобно как кормилица нежно обходится со своими детьми.

Источник: Проповеди.


Посмотри на Павла восходящего: Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, — в теле ли- не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает, восхищен был до третьего неба. …И слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2Кор 12:2 — 4). Вы услышали, что он говорит о восхождении, а теперь послушайте, что он говорит о нисхождении: Я не мог говорить с вами… как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею (I Кор 3:1 — 2). Вот нисходит тот, кто восходил. Задайся вопросом: куда он восходил? До третьего неба. Задайся вопросом: куда он нисходил? До питания младенцев молоком. Послушай о том, как он нисходил: я сделался мал среди вас, подобно как кормилица нежно обходится со своими детьми.

Ведь мы видим, как и кормилицы, и матери нисходят до младенцев; хотя они и умеют говорить по-латински, они сокращают слова и каким-то образом коверкают свой язык, чтобы ласкать детский слух этим понятным для них языком, поскольку, если они говорят не так, младенец не слышит и нет ему в том пользы. Так и красноречивый отец, будь он хоть столь великим оратором, что речи его гремят на форуме и сотрясают стены суда, если у него есть маленький сын, когда возвращается домой, оставляет свое казенное красноречие, посредством которого он возвышался, и нисходит до младенца.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна.


Разве мы не наблюдаем у бессловесных и неразумных животных, среди которых существует не духовная, а лишь плотская природная любовь, с каким, тем не менее, чувством взыскуется детенышами молоко из материнских сосцов? И сколь бы ни был силен напор сосущего, это любезнее матери, чем если бы детеныш не сосал молоко и не требовал бы того, что положено любовью. Часто мы видим, как уже значительно подросшие бычки так поддают головой под вымя матери, что силой удара чуть не приподнимают ее, и она, однако, никогда не лягает их и не отталкивает, но, напротив, если нет рядом сынка, который ее сосет, мычанием его подзывает к сосцам своим. Значит, если есть в нас эта духовная любовь, о которой апостол говорит: я сделался мал среди вас, подобно как кормилица нежно обходится со своими детьми, — мы любим вас, когда вы взыскуете. Ленивые же нам не любезны, потому что мы опасаемся пребывающих в бездействии.

Источник: Трактат на 1-е послание Иоанна.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы

Или: в чести, славе и довольстве; или: мы могли брать от вас и питаться, и быть вам в тягость. Ибо достоинство наше этого требовало, чтобы брать от вас.

но были тихи среди вас

Тихи, то есть кротки, необременительны. Или: тихи (ν«πιοι) среди вас, то есть незлобивы, нечестолюбивы. Ибо незлобивый ничего такого не помышляет. Выражение среди вас имеет такой смысл: в обращении с вами я был такой же, как и вы, будто не получил высшего назначения.

подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими

Здесь апостол показывает свою нежную любовь. Льстит ли кормилица ребенку? Ищет ли она денег от малюток? — Так и учителю должно быть кротким и любить тех, которые оскорбляют его, как и кормилица любит своих детей, хотя бы они и били ее.

Источник: Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Ориген (~185−~254)

мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими

Иной же мог бы сказать, что меньшим [μικρόν] именуется здесь совершенный, в соответствии со словами: кто из вас меньше всех, тот будет велик (Лк 9:48). Он скажет, что тот, кто смиряет себя и становится подражателем Смирившего Себя ради спасения людей и малым ребенком посреди всех верующих — будь это апостол или епископ, — такой вот как кормилица лелеет детей своих. Он и есть меньший, указанный Иисусом Христом, и сказано, что ангел его достоин видеть лицо Божие. Ибо сказанное, что меньшие здесь именуются совершенными, в соответствии с кто из вас меньше всех, тот будет велик (Лк 9:48) — и, как сказал Павел: Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия (Еф 3:8), — кажется мне, согласуется со словами: кто соблазнит одного из малых сих (Мф 18:6) и с изречением: нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих (Мф 18:14).

Источник: Комментарии на Евангелие от Матфея.


Открыть окно