В своем сопротивлении воле Божьей они продолжали поступать так же, как некогда их отцы: они всегда наполняют меру грехов своих. Казалось, они исполнены решимости всегда сохранять чашу своих грехов наполненной до краев. Но их осуждение уже свершилось, ибо приближается на них гнев до конца. Павел не конкретизирует, что он имеет в виду под словом «гнев». Может быть, это общее выражение для обозначения грядущего осуждения как результата полной меры грехов. Мы знаем, что через двадцать лет (в 70 г. н.э.)
Иерусалим был разрушен, а уцелевшие евреи рассеяны по всей земле. Основываясь на таких отрывках, как этот, некоторые люди предположили, что Павел был настроен антисемитски и что НЗ — антисемитская книга. Истина же заключается в том, что Павел глубоко любил своих соотечественников-евреев и даже был готов быть отлученным от Христа, если бы это послужило им во спасение (Рим 9:1−3). И хотя его служение в первую очередь предназначалось для язычников, он никогда не оставлял идею евангелизировать евреев; иногда кажется, что эта проблема едва ли не доминирует над его главной задачей.
То, что апостол говорит здесь о еврейских лидерах — исторический факт, а не его личные выпады. И мы должны помнить, что Бог подвигнул его написать то, что он написал. Антисемитизм не допустим в христианстве, и его нельзя оправдывать ни при каких обстоятельствах. Но сказать, что Бог обвинил еврейский народ в убийстве Сына Его (Деян 2:23), — вовсе не антисемитизм, точно так же, как и с язычников не снимается ответственность за то, что сделали они (1Кор 2:8).
1. Как они приняли слово Божие: ...принявши от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине... Заметим:
(1) Евангельское слово проповедуется такими же людьми, как и мы, имеющими те же слабости и те же страсти, как и другие люди: Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах... Слово Божие, что приняли фессалоникийцы, они приняли от апостолов.
(2) Однако оно поистине есть слово Божие.
Именно таковым было слово, что проповедовали апостолы по вдохновению свыше, таковым является слово, записанное на страницах Писания по божественному вдохновению. И таковым же является слово, проповедуемое в наши дни, содержащее изречения из Писания, или основанное на них, или выведенное из них.
(3) Крайне виновны те, которые свои собственные фантазии и измышления выдают за слово Божие. Это самый худший из всех способов обманывать людей и самая большая неверность.
(4) Виновны также и те, кто, слушая слово Божие, воспринимают его не более, как слово человеческое, кому нравятся только, или главным образом, изящество стиля, красота выражений или голос и манера проповедника.
(5) Мы должны принимать слово Божие как слово Божие, с любовью, какую заслуживают его святость, мудрость, истинность и благость. Слова человеческие недолговечны и слабы, как и сам человек, а иногда бывают и лживы, безрассудны и ненадежны; но слово Божие свято, премудро, справедливо и верно и пребывает вовек, как и его Автор.
2. Какое удивительное действие произвело в них принятое ими слово: ...которое и действует в вас верующих, ст. 13. Кто верою принимает слово Божие тот на опыте убеждается в его эффективности. Замечательное действие слова в верующем доказывает, что оно действительно является Божиим словом. Оно производит обращение душ, просвещает их умы и радует их сердца, Пс 18. Кто имеет это внутреннее свидетельство истинности Священного Писания, слова Божьего, через действие слова в своем собственном сердце, тот имеет самые лучшие доказательства его божественного происхождения, хотя этого недостаточно для убеждения других, не познавших того же самого на своем опыте.
II. Затем апостол говорит о том, какие добрые плоды принесло его успешное служение.
1. Для него самого и для его сотрудников. Успех в служении был постоянным поводом для их благодарности Богу: Посему и мы непрестанно благодарим Бога... ст. 13. Павел выражал свою благодарность Богу так часто, как если бы считал, что никогда не сможет в достаточной мере возблагодарить Его за то, что Он посчитал его верным, поставил его на это служение и дал успех в нем.
2. Для фессалоникийцев. Слово Божие действовало в них очень сильно, не только в том смысле, что они стали образцом для других в вере и добрых делах, но также и в том, что они проявили твердость и терпение в испытаниях: Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев (ст. 14), с тем же мужеством и твердостью, с тем же терпением и той же надеждой. Заметим: крест является признаком христианина; если мы призваны страдать, то только как последователи церквей Божиих: ...так гнали и пророков, бывших прежде вас, Мф 5:12. Если мы способны пострадать за Евангелие, значит, оно принесло в нас свой добрый плод. Апостол упоминает о страданиях церквей Божиих во Христе Иисусе, находящихся в Иудее. Иудеи первые услышали Евангелие и первые пострадали за него, ибо из всех врагов, каких имело христианство, иудеи были самыми ожесточенными, они особенно преследовали своих соотечественников, принявших христианство. Заметьте: жестокая ревность и лютые гонения приводили единоплеменников к столкновениям, разрушая все узы родства и попирая все законы религии. В каждом городе, куда апостолы приходили проповедовать Евангелие, иудеи возбуждали против них его жителей. Они были зачинщиками гонений во всех местах, в частности и в Фессалонике (Деян 17:5): Но неуверовавшие Иудеи, возревновавши и взявши с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город... По этому поводу Павел дает следующую характеристику неуверовавшим во Христа иудеям (ст. 15): Они убили и Господа Иисуса и Его пророков. Это обвинение достаточно сильное, чтобы оправдать их окончательное отвержение, разрушение их страны, храма и нации, что уже приближалось на них.
(1) Они убили Господа Иисуса, дерзко и безрассудно взяв на себя и своих детей Кровь Его.
(2) Они убили своих собственных пророков. Их отцы так поступали, и они были потомками преследователей.
(3) Они ненавидели апостолов и причиняли им всякое зло, какое только могли. Они преследовали их, гнались за ними из одного города в другой; и неудивительно, что они, убившие Христа, преследовали и Его последователей.
(4) Они Богу не угождают. Они совершенно утратили всякое религиозное сознание и должную заботу о том, чтобы исполнить свой долг перед Богом. Они совершали фатальную ошибку, думая, что служат Богу, убивая Его посланников. Убийства и преследования ненавистны для Бога и не могут быть оправданы никакими мотивами. Они так противоречат естественной религии, что никакая ревность о каком-либо религиозном установлении, истинном или нет, не может оправдать их.
(5) Они всем человекам противятся. Дух преследования, владевший ими, был крайне гнусного характера: они противились всем законам человеческой природы, благоденствию общества, здравым понятиям всех людей, не одержимых фанатизмом.
(6) Они питали непримиримую вражду и зависть к язычникам, за то что им предлагалось Евангелие: Они препятствуют апостолам говорить язычникам, чтобы спаслись. Долгое время спасение принадлежало только иудеям. Спасение от Иудеев, — говорил Спаситель. Поэтому они были исполнены зависти и гнева против язычников, что они получили доступ к спасению. Ничто их так не раздражало, как слова Спасителя, относившиеся к этому вопросу. Иудеи в Иерусалиме были разъярены, когда Павел, в своем защитном слове, сказал им, что он был послан к язычникам, Деян 22:21. Они терпеливо слушали его до того, как он произнес эти слова, но потом не могли более терпеть и подняли крик, говоря: истреби от земли такого! ибо ему не должно жить. Таким образом иудеи наполняли меру своих грехов. Ничем не может человек или народ более наполнить меру своих грехов, как противодействием Евангелию, сопротивлением его распространению и спасению драгоценных душ. И за это приближается на них гнев до конца, то есть гнев был предопределен им и должен был вскоре разразиться над ними. Всего через несколько лет после этих событий Иерусалим был разрушен, а еврейский народ истреблен римлянами. Заметьте: когда мера грехов человека наполняется, когда он грешит без предела, тогда приближается гнев, и этот гнев до конца.
возбраняющих нам глаголати языком, да спасутся, во еже исполнити им грехи своя всегда: постиже же на них гнев до конца
Оба эти стиха суть придаток к предыдущему. В них будто мимоходом выражает Апостол мысль свою об иудеях — неверующих. Но как они так полно определяют характер неверующих иудеев и пророчески указывают на последнюю участь их, то нельзя не видеть, что они приложены Апостолом намеренно, — и именно для окончательного рассеяния недоумения, которое могли иные выводить, а может быть, и действительно выводили в Солуни из неверия иудеев. В Солуни, в числе верующих, иудеев было гораздо менее, чем язычников; но гонение, воздвигнутое на христиан, было возбуждено иудеями, хотя они прятались за язычниками. Неверие их потому могло очень смущать. Святой Апостол говорит теперь, что неверием иудеев нечего смущаться. Они всегда оказывались непокорными Богу. Посылал им Бог пророков, они их побили; пришел Господь Иисус, и Его убили; нас послал к ним Господь, и нас изгнали; от них обратились мы к язычникам, они и им мешают нам возвещать слово истины. Так по всей истории они богоборцы и человеконенавистники.— Итак, не смущайтесь их неверием, тем более, что уже близок конец их. Миловал их Бог долго; теперь гнев Божий, —окончательный, —готов ниспасть на главу их. — Такова мысль в означенных стихах! Приложим несколько замечаний о частных выражениях.
Убивших и Господа Иисуса… Изображение иудейского злонравия начинает с Богоубийства, причем намеренно именует Спасителя Господом, чтоб сказать, что они Господа славы распяли (Деян 3:15; 1Кор 2:8). Как убили Господа, об этом, верно, было сказано при благовестии в Солуни. Ибо первая проповедь в Солуни шла так, что в ней пространно доказывалось из Писания, яко подобаше тако пострадати Христу (Деян 17,3).
И Его пророки тоже убивших. Святой Златоуст извлекает утешение для гонимых солунян из упоминания о смерти Самого Господа и потом прибавляет: «Но, может быть, иудеи не познали Его (Господа)? — Напротив, они знали Его очень хорошо. Но что? Не они ли убили и камнями побили своих пророков, коих Писания повсюду носят с собою? Конечно они поступали так не из любви к истине. — Итак, он (Апостол) не только предлагает утешение в искушениях, но и убеждает не думать, будто иудеи так поступали из любви к истине, —и не смущаться этим». Феофилакт прибавляет: «Почему очевидно, что они ничего не делают как ревнители истины, но паче неистовствуя против истины».
И нас изгнавшим. Поводом к такой речи могло служить недавнее изгнание святого Павла и Силы из Солуни (Деян 17:5 — 9). Но как Апостол имеет в виду изобразить вообще истинно ненавистный нрав иудеев, то здесь, верно, разумеет всех вообще Апостолов, благовестников Нового Завета, в соответствии с ветхозаветными пророками (см.: Деян 5:17 и далее, 6, 12 и далее).
И Богу неугодивших, и всем человеком противящихся. Разделительные — и, и, — показывают, что в каждом из сих речений выражаются новые черты иудейского злонравия. Что же выражают слова: Богу неугодивших, и человеком, противящихся, — когда само собою разумеется, что те, кои наделали сказанное пред сим, не угождают Богу и противятся человекам? — Апостол хочет указать источник показанных злодеяний. Так делают они потому, что в сердце у них не лежит искреннее намерение угождать Богу и теплая любовь к людям. Не любят они Бога и угождение Ему не ставят главною целию своей жизни. Не боголюбивое их сердце и истины Божией не любит — восстает против нее. Не любя Бога, и к людям они неблагожелательны и всегда идут против того, что для них благодетельное посылает Бог. — Но как же они все стоят за Божий учреждения?! Ревность имеют, но не по разуму (Рим 10:2). Мнятся службу приносити Богу (Ин 16:2), а на деле противятся Ему.
Возбраняющих нам глаголати языком, да спасутся. Эти слова служат объяснением предыдущих. Наглядно видно и их Богу неугождение, и их человекам противление в том, что они мешают проповедовать Евангелие языкам Тут они становятся богоборцами и человеконенавистниками. Бог повелел, а они мешают; проповедь спасительна, а они не хотят, чтоб она прошла до языков и спасла их. «Если должно проповедовать всей вселенной; а они противятся этому, то они общие враги вселенной» (Златоуст).
Во еже исполнити им грехи своя всегда. Так везде говорит Слово Божие о судах Божиих, что грозные наказания постигают людей за исполнение меры грехов (например, Быт 15:17). Бог всячески вразумляет грешников, но когда последние с упорством отвергают спасительные о них распоряжения Божии, тогда Бог предает их в руки произволения их. И тогда, грехи ко грехам прилагая, они и меру грехов исполняют, и долготерпение Божие истощают. Следует неумолимый суд — Апостол говорит как бы: так действуют они, чтоб об них можно было сказать, что они исполняли меру грехов своих всегда, во всякое время, во все периоды их исторической жизни, и прежде Господа Иисуса, и при Нем, и после Него, по всей истории своей. Попущено им восстать против нас и Самого Господа, чтоб и в этом периоде не быть им без богоборного дела (Фотий у Экумения). Столько зла наделали они древним пророкам, а в наше время Христу Господу и нам, чтоб всегда были исполняемы грехи. Как они всегда так делали, то всегда исполняли грехи свои. «Или Апостол хочет сказать: они и прежде грешили, но все еще сносно было. Когда же наконец они восстали против Самого Бога и святого Евангелия Его, то тем мера грехов их исполнилась. Терпеть их более нельзя. Господь сказал: и вы исполните меру отец ваших (Мф 23:32), — дополните, что недоставало у тех. В таком случае — всегда будет означать навсегда, как говорим: однажды навсегда, то есть окончательно. Феофилакт пишет: «Это древним пророкам, потом Христу, а наконец и нам делали они и делают, чтоб показать, что спешат достигнуть полной меры грехов, крайнего их предела».
Постиже же на них гнев Божий до конца. Постиже до конца, — мера долготерпения исполнилась, окончательное определение суда Божия на них состоялось, участь их решена. Так Златоуст: «Сказав постиже гнев, Апостол показал, что он (гнев) непременно должен последовать, ибо он предназначен и предсказан». Или так: гнев Божий всегда шел вслед их, теперь достиг их, близко подошел — вот-вот грянет. Или до конца означает окончательный гнев; поразит вконец, восстановления не будет, — милости не жди. Очевидно, Апостол имеет в виду предсказание Господа о разрушении Иерусалима и рассеяние народа. Грешили прежде, наказывал Бог в видах исправления. Теперь же следует окончательно гневное наказание за сопротивление намерениям Божиим, столь явным и столь спасительным и для них, и для всех людей, что без них и целей своих достигнуть людям нельзя. Идут наперекор Богом определенному течению восстановления человечества; не стоят потому того, чтоб быть хранимыми. Когда писал сие Апостол, начатки стеснения от римлян уже показались. Они давали разуметь, что предсказанное Господом близко к исполнению. Святой Златоуст говорит на это: «Для них не будет уже более того, что было прежде. Нет времени для раскаяния; нет места долготерпению Божию, но наступает гнев неизбежный. Из чего это видно? — Из предсказания Христова».
С особенным движением перифразирует это апостольское обвинение иудеев Экумений: «Большое возводит Апостол обвинение на иудеев. Ибо говорит, что все, что ни делали иудеи, делали с целию грешить, то есть удовольствие находили в грехах и грешили, — во еже неполными грехи, как бы так: грешили, как долг какой уплачивая грехами. Пусть Господа убили по неведению; за что пророков побили — чтимых? За что нас изгнали? За что вам делают зло? Языкам чего ради мешают быть спасаемыми? — Если обращение язычников ко Христу есть благо, для чего, сами не обращаясь, полагают препоны обращению тех? Если же не считают этого благом, то для чего завидуют обращающимся? И что им за дело до язычников? — Видишь, как они грешат по одному грехолюбию и все делают, чтоб исполнять грехи свои, то есть ради того, чтоб никогда не оставаться без грехов.— За то уже, говорит, постиже на них гнев Божий до конца. Всегда преследовал их гнев, когда грешили, но удерживался, давая место покаянию; теперь же постиг их. Гнев — η οργη с членом показывает, что здесь разумеется тот самый гнев, который давно уже должен был ниспасть на них.— До конца. Уж не будет так, как прежде, —рабство и опять освобождение, плен и опять возвращение, гнев Божий и опять милость, — теперь гнев Божий на них до конца, уже не будет более освобождения от бед».
Источник: Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).
которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца
Враги Спасителя мира и, следовательно, враги всего человечества препятствуют нам говорить язычникам о Спасителе и спасении. Это величайший грех из всех человеческих грехов. Лишать человека Спасителя — значит обрекать его на смерть, грех, муки, ложь, прелесть и вечный мрак.
Истинным другом человека является тот, кто желает ему спасения и избавления от греха, смерти и ада. Да, единый истинный Спаситель — это, конечно же, и истинный Друг каждого человека и всего человеческого рода.
И христоборцы евреи, преследуя единого истинного Спасителя, исполнились греха, достигли апогея греха, продолжая дело своих предков, убивших пророков Божиих.
Но наконец пришел гнев Божий на них, кровь распятого Господа уже на них, по их собственному желанию: кровь Его на нас и на детях наших (Мф 27:25). И эта божественная всесвятая кровь уже жжет их души, пока не развеет их по всему миру с печатью Каина. Участь Иуды является неизбежно и их участью; ведь убивая Бога, они стали самоубийцами своих душ. А убив душу, недолго убить и тело. Поэтому богоубийцы являются самыми опасными человекоубийцами. Они, препятствуя верить в единого истинного Бога, убивают человеческие души! Ведь душа человека живет только верой в истинного Бога и умирает, когда эта вера исчезает. Поскольку единственный источник жизни для человеческой души — это Бог, Господь, Живой и истинный!
Источник: Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
и всем человекам противятся, которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись
Ибо, если должно проповедовать спасение всей вселенной, -а они противятся этому, то они общие враги вселенной. Только чрезвычайной зависти свойственно препятствовать общему спасению.
и через это всегда наполняют меру грехов своих
Это, говорит, древним пророкам, потом Христу, а наконец и нам делали они и делают, чтобы показать, что спешат достигнуть полной меры грехов, крайнего их предела.
но приближается на них гнев до конца
То есть для них уже не будет более того, что было прежде, не будет возвращения из плена и не овладеют они своею землею, но до конца, так и останется на них гнев Божий. Слово гнев (ή όργ«) с артиклем показывает, что они заслужили его, что он предназначен и предсказан. Утешив фессалоникийцев указанием на то, что они имеют многих соучастников в искушениях, теперь утешает также указанием на то, что притеснители их будут наказаны.
Источник: Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца
«Приближается на них гнев до конца» — нет никаких оснований относить эти слова к факту разрушения Иерусалима. Если бы это было так, ссылки на такое чрезвычайное событие были бы и в других местах послания, да и здесь это событие описывалось бы более определенно. Ап. Павел здесь читал, так сказать, знамения времен, грядущую судьбу богоборного и жестоковыйного жидовства.
Источник: Толковая Библия.
См. также Толкование на 1 Сол. 2:14
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента