I. Он напоминает им о той нежности, с какой они обращались с ними: ...были тихи среди вас... ст. 7. Он проявлял мягкость и нежность, хотя мог бы действовать со всей властью апостола Христова. Этот великий апостол хотя и гнушался и избегал лести, был в то же время очень снисходительным к людям. Он уподоблялся доброй и заботливой кормилице, которая лелеет своих детей. Таким путем можно скорее приобрести людей, чем суровыми наставлениями. Слово Божие поистине является сильным словом; часто оно действует на сознание людей своим авторитетом, вызывающим страх, так как содержит в себе достаточно примеров беспристрастного суда для обличения их; оно может действовать и с более мягкой силой, когда служители Евангелия обращаются к чувствам людей. Как кормилица терпеливо сносит упрямство детей, снисходит ради блага их до унизительного труда, ласкает их у своей груди, так и служители должны относиться к народу Божьему. Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, 2Тим 2:24. Эту мягкость и благость апостол выражал несколькими способами.
1. Самым искренним желанием их благоденствия: ...из усердия к вам, ст. 8. Апостол испытывал к ним искреннюю любовь, искал их, а не от них, их самих, а не их благ; не прибыли от них, но приобретения их самих. Он ревностно желал им духовного и вечного благоденствия.
2. Готовностью делать им добро, охотно передавая им не только благовестие Божие, но и души свои, ст. 8. Таков был метод проповедования апостола. Он не щадил себя. Он был готов трудиться и полагать душу свою ради Евангелия. Он готов был трудиться и истощать себя ради человеческих душ. Как сказано о том, кто из милосердия дает хлеб голодному, что он отдает душу свою в этом подаянии (Ис 58:10), так поступал и апостол, подавая хлеб жизни; так дороги были эти фессалоникийцы для этого апостола, и так дорога была для них его любовь к ним.
3. Своим физическим трудом, чтобы избавить их от заботы о нем и чтобы его служение не было обременительным для них: ...вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас... ст. 9. Он не пользовался своей свободой, своим правом на материальную поддержку со стороны церквей. Помимо труда служителя он занимался и своим ремеслом — изготовлением палаток, чтобы заработать себе на хлеб. Мы не можем предположить, что он проводил целые ночи и дни в физическом труде, чтобы обеспечить свои телесные нужды, ибо тогда он не имел бы времени для служения. Но он проводил в этом труде часть ночи и дня, забывая о своем ночном отдыхе, чтобы иметь возможность в дневное время творить добро для человеческих душ. Это добрый пример для служителей Евангелия, чтобы они были усердными в деле спасения человеческих душ, хотя из этого вовсе не следует, что они всегда должны проповедовать безвозмездно. Из этого примера нельзя выводить общего правила, либо что служители никогда не должны работать своими руками для обеспечения своих материальных нужд, либо что они всегда должны так поступать.
4. Святостью своего поведения, относительно которого он обращается к свидетельству не только их самих, но также и Бога (ст. 10): Свидетели вы и Бог... Они наблюдали их поведение на людях, а Бог был свидетелем не только их тайного поведения, но и внутренних мотивов их действий. Их поведение было святым перед Богом, праведным перед людьми и безукоризненным, не дающим повода для скандала или соблазна. Они старались не соблазнить ни внешних, ни верующих каким-либо плохим примером, их проповедь и их жизнь представляли собой единое целое. Как сказал этот апостол в Деян 24:16: ...подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми.
II. Он напоминает им, как они верно исполняли свой труд и свое служение среди них, ст. 11−12. Относительно этого он также мог апеллировать к их собственному свидетельству. Павел и его сотрудники были не только добрыми христианами, но и верными служителями. И мы должны быть добрыми не только в смысле нашего общего призвания как христиан, но также и в наших конкретных призваниях и отношениях. Наставляя фессалоникийцев, Павел не только сообщал им об их обязанностях, но и убеждал и умолял исполнять их, приводя различные доводы и мотивы для этого. Он также утешал и ободрял их, чтобы поддержать и укрепить их дух перед лицом трудностей и разочарований, которые могли встретиться на их пути. И он делал это не только публично, но и в индивидуальном порядке, по домам (Деян 20:20), убеждал и умолял... каждого из них лично. В этом, как думают некоторые, он стремился подражать отцовскому попечению о детях. Это выражение также означает, что апостол прибегал к нежным советам и утешениям. Он был их духовным отцом, поэтому подобно кормилице лелеял их и подобно отцу наставлял их, проявляя больше отцовской любви, нежели строгости. Вразумляю вас, как возлюбленных детей моих, 1Кор 4:14. Этот метод апостольского наставления следует принять как пример для подражания служителям, а сущность его наставления заслуживает внимания как служителей, так и всех остальных, а именно: чтобы они поступали достойно Бога, призвавшего их в Свое Царство и славу, ст. 12. Заметим:
1. В чем состоит наша великая евангельская привилегия — Бог призвал нас в Свое Царство и славу. Здесь, на земле, Евангелие призывает нас в Царство благодати, а в вечности — в Царство славы, к небесному блаженству как конечной цели и к святости как пути к нему.
2. В чем состоит наш великий евангельский долг — поступать достойно Бога, чтобы наш характер и образ жизни соответствовали нашему призванию и нашим привилегиям. Мы должны сообразовываться с целями и предначертаниями Евангелия, жить в соответствии с нашими исповеданием и привилегиями, надеждами и ожиданиями, как подобает тем кто имеет столь высокое и святое призвание.
Ст. 11−12 якоже весте, зане единаго когождо вас, якоже отец чада своя, моляще и утешающе вас, и свидетелъствующе вам ходити достойно Богу, призвавшему вас во Свое царство и славу
Прежде всего надо определить грамматический строй речи. Якоже весте, зане… … потому что, или поколику вы знаете, каждого… моляще и утешающе и прочее. Управляющего глагола недостает при этих причастиях: моляще и прочее. Чтоб его иметь, одни дополняют речь прибавкою ηγαπησαμεν, εφιλησαμεν, чтоб так читалось: потому что знаете, как мы, как отец чад, возлюбили каждого из вас, умоляя и прочее. — Прибавка совершенно произвольная! Другие прямее дополняют словом ημεν, — чтобы было весте, как каждого… мы были умоляюще, или умоляли. Соглашаясь, что это допустимо, третьи говорят, что нет нужды в этом дополнении, подобный глагол уже есть выше — именно в конце 10-го стиха: вам верующим быхом —εγενηθημεν. Его и здесь мысленно повторял Апостол, а не написал ради того, чтоб не заслонить им моляще и прочее, в коих вместе с ходите достойно Бога и вся сила речи. — Уверовавшим надлежит жить по вере. Как эта жизнь не одна внутренняя, но и внешно должна была выражаться, внешние же порядки прежние — языческие во многом, даже существенном, не согласовались с Евангелием, то Апостолы, обратив солунян, занялись благоустроением жизни новых христиан в семейном и гражданском быту, кроме религиозного, в коем существо дела.
Единаго когождо вас … Святой Златоуст: «не пропустил никого, ни малого, ни великого, ни богатого, ни бедного, — всякого, кто имел нужду, без различия». Верно, с каждым из новообращенных приходилось говорить, а с иным, может быть, и много переговорено и перетолковано, пока уразумел он и согласился упорядочить жизнь свою по духу новой жизни. У каждого могли быть обстоятельства житейские, требовавшие пояснения, как поступить ему в них по-Евангельски.
Якоже отец чада, указывает источник такой неутомимой заботы в отеческой к ним любви. Выше, когда говорил Апостол об их обращении, когда они еще только рождались в духовную жизнь, сравнивал себя с материю, а теперь, когда они отрождены и их следовало воспитывать и вести к совершенству, он сравнивает себя с отцом. В исправлении нравов надлежало показывать не одну нежность материнского чувства, но и твердость отеческой воли и власти, опытность и благоразумие, чем обыкновенно отличаются отцы и к чему матери не совсем сильны.
Моляще и утешающе вас и свидетелъствующе вам. Если взять во внимание преимущественно лица, на которых обращены все сии действия слова, то их надобно понимать как разные приемы слова, направленные к тому, чтоб благоустроить жизнь солунян. Апостол хочет как бы сказать: мы истощили все средства убеждения к тому, чтоб расположить вас ходить достойно Богу. В таком случае: моляще παρακαλουντες будет значить: убеждали, уговаривали, действовали на ум; утешающе παραμυθουμενοι — возбуждали сочувствие, располагали полюбить новый образ жизни, как Богоугодный и спасительный, действовали на чувство и сердце. Свидетелъствующе, μαρτυρομενοι, — свидетельствами Писания, словами живого Бога обязывали и заклинали, доводя волю до воодушевленной решимости на новый образ жизни с готовностию на всякого рода пожертвования ради нее. Но если взять во внимание предмет их — достойно ходить Богу, то в каждом из них можно видеть указание на особые стороны достойного Бога хождения. В таком случае: моляще — παρακαλουντες — будет: умоляли, убеждали принять веру и хранить ее; утешающе — παραμυθουμενοι — утешали в скорбях, какие были, и воодушевляли к мужественной встрече имеющих быть; свидетельствующе — μαρτυρομενοι — от лица Божия обязывали и заклинали жить по-Евангельски.
Ходити достойно Богу, или достойно благовествования (Флп 1:27; сравни: Рим 16:2; 3Ин 6), или достойно звания (Еф 4:1), вообще во всяком Богоугождении и во всяком деле блазе (Кол 1:10), как следует ходить получившим новую жизнь (1Пет 1:23; Рим 6:11 и далее) и чадам света (Еф 5:8). В этом главное дело и цель для уверовавших в Господа. Вера не все делает. Она дает вход в царство Христово — Церковь. Вошедший имеет главную обязанность — ходить, как следует сынам царствия. На это, как видно, было обращено Апостолами строгое внимание.
Призвавшему вас в Свое царство и славу. Царство и слава откроются по воскресении (Рим 8:17), но солуняне именуются уже призванными в них, ибо цель всего устроения спасения, или всех благодатных средств, — там Верою и благодатию нарекаются на наследие вечного царства и славы, — или иначе: призываются в царство благодати, чтобы наследовать царство славы, если сохранены будут условия к получению сего наследия, которые все совмещены в одном слове — достойно ходити Бога призваны в царство, — быть под царскою властию, чтоб потом участвовать и в царствовании. Беспрекословно покорные воле Господа здесь будут соцарствовать Ему там В будущем откроется слава человеческого естества восстановленного. Но как здесь оно очищается силою Божиею, так там прославится славою Божиею: во всем будет сиять слава Божия. В сию-то славу и призваны верующие христиане.
Вот и это отделение также заключается перенесением внимания в будущую жизнь, как и первое (1, 10)! Так сильно занят был Апостол тем помышлением, и так сильное видел в нем подкрепление христианского характера в христианах.
Источник: Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).
Ст. 11−12 потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу
А что во всем были мы непорочны среди вас, то вы сами знаете, как каждаго из вас, как отец сына своего, умоляли мы во время научения и утешали во время гонения на вас, свидетельствуя, чтобы вы поступали достойно Бога со времени избрания, так как достойным поведением своим вы можете снова сподобиться той славы, которую утратили, — и рая, из коего изгнаны вы.
Источник: Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам
Ст. 11−12 потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили, и убеждали, и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу
Господь, сошед с небес, стал человеком и жил на земле, чтобы показать людям Божий путь, чтобы дать им необходимые силы, дабы и они жили для Бога, в Боге и ради Бога.
Сходя с небес, Живой Господь и Бог перенес на землю и всю божественную жизнь со всеми ее силами, чтобы люди смогли с помощью Его и Его благодати во Святом Духе, посредством Святых Таинств и добродетелей достичь этой божественной жизни и жить ею не только на земле, но и на небесах после смерти на веки вечные.
В нашу земную жизнь через грех Адамов и другие человеческие страсти вошла смерть со всеми силами зла и ада, так что жизнь в Боге, для которой мы были созданы, постепенно превратилась в жизнь в диаволе. Человеческая мысль, созданная Богом и предназначенная для богомыслия, вследствие любогреховности предалась диаволомыслию. То же произошло с чувствами и всеми силами души. И живя вне Бога, мы в действительности жили грехом, или, точнее, сам грех жил в нас. Ведь и соделав какой—либо грех, мы говорим: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех (Рим 7:19−20).
Грех настолько вкоренился в нашу душу, в наше сердце и во все наше существо, что вся наша жизнь протекает во мраке греха и сама рождает любогреховные помыслы, возбуждающие греховные чувства и дела, которые постепенно превращаются в диавольские чувства и дела, поскольку грех, большой и малый, — несомненно живая сила диавола! Кроме этого, грех по своей сущности — жизнь диавола; ведь диавол живет посредством греха, мыслит, чувствует, действует посредством греха и на вечные мучения обрекает посредством греха. Одним словом, диавол есть диавол посредством греха, так что грех в первую очередь есть «духовная» демонская сила, которая на протяжении нашей жизни преображается в видимые и невидимые лица. Но кроме этих преображений грех всегда является и остается силой диавола, жизнью, мыслью и чувством диавола. Поэтому Сам Господь и Бог стал человеком и как Богочеловек совершил спасение человека от греха, смерти и диавола, спасение от жизни, мыслей, чувств и действий диавола.
Как, каким образом? Посредством жизни в Боге, богомыслия, чувств в Боге, действий в Боге Он совершил спасение человека, и только Он как Богочеловек мог его совершить. Другого пути нет. Только весь человек, соединившись с Богом, мог и может спасти от диавола и от страшных его сил — греха и смерти. Человек только через Богочеловека соединяется с Богом, Который, будучи Всесильным, спасает от диавола и всех его убийственных сил.
Спасение человека есть подвиг воплощения Бога в человеке, когда человек с помощью благодатных Таинств и святых добродетелей воплощает в себе Богочеловека Христа, единого Спасителя людей от греха, смерти и диавола. В этом бесконечном и сложном подвиге человек живет для Бога, думает, чувствует, действует для Бога: жизнь человека благодатью Святаго Духа превращается в бого—жизнь, мысль — в бого—мыслие, чувство — в бого—чувствование, дела — в бого—делание. Как человек, плененный грехом, живет для греха, так и тот, кто служит Богу, живет для Него.
Как человек без Богочеловека через страсти становится диаволочеловеком, так через веру, любовь и добродетель он становится богочеловеком по благодати! Всю свою жизнь христианин строит по Богочеловеку и никогда — по человеку, поскольку он всем своим существом чувствует, что вне Богочеловека все является грехом, смертью и мучением. Жизнь без Богочеловека недостойна праведного человека, христианина, — ведь в ней всегда действуют и господствуют видимые и невидимые силы греха и зла, которые прямо и косвенно происходят от диавола.
Только жизнь в Богочеловеке и ради Богочеловека достойна человека, поскольку такая жизнь дает ему вечную божественную правду, истину и радость. Поэтому для христианина основа основ — это жить достойно Бога, что происходит, когда человек живет жизнью Богочеловека Христа: ведь Он стал человеком, сошел с небесных высот, чтобы показать нам, людям, чт!о представляет из себя жизнь Бога. И Он показал нам это самым очевидным и совершенным образом, так что мы благодаря Ему знаем, что действительно божественную жизнь можно прожить в человеческом теле и при земных условиях.
Жить по божественному Евангелию есть то же, что жить достойно воплотившегося Бога: Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую (Флп 1:27).
Исполняться божественной заповедью Евангелия — это и есть жить достойно Бога; исполняться всем существом святыми добродетелями Евангелия — это и есть жить достойно Бога. Одним словом, жить Господом Иисусом Христом как душой нашей души, как сердцем нашего сердца, как совестью нашей совести, как желанием нашего желания, как существом нашего существа — это и есть жить достойно Бога.
Должно спрашивать себя: каждый мой помысл, каждое мое чувство, каждое дело достойно ли Господа? Могли бы они стать Его достоянием? Может, мои мысли, чувства и дела вызовут стыд, поскольку недостойны Бога? Жить достойно Бога, думать достойно Бога, чувствовать достойно Бога, действовать достойно Бога — это и есть жизнь христианина в этом и ином мире. И такая жизнь непрерывно ведется в богочеловеческом Теле Христовом, в Церкви: там все, сочлененные с Ним, живут с вечноживым Богочеловеком, думают, чувствуют и действуют через Него в святой богочеловеческой общности со всеми святыми (Еф 3:18) к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф 4:12−13).
Поэтому эта благодатная жизнь легка в Церкви вследствие благодати Божией и молитв всех святых, помогающих каждому из нас ночью и днем в продолжительном подвиге обожения. Такая жизнь выводит человеческое существо из царства греха, зла и срама и направляет его в Царство Бога, истины, любви, правды и славы. И это Божие Царство начинается еще здесь, на земле, в Церкви Христовой, — ведь там, где находится Бог, находится и Царство Его. А Бог и Господь Иисус Христос полностью находится в Своей Церкви, а вместе с Ним — ангелы и святые, и в них — вечная истина Божия, вечная правда, любовь и жизнь Божия.
Жить со всеми святыми в этой вечной правде и истине — это и есть жить достойно Бога, достойно Самого Господа неба и земли, чудного Богочеловека Иисуса Христа.
Источник: Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
Ст. 11−12 потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили, и убеждали, и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу
потому что вы знаете
Опять называет их свидетелями — знак, что он говорит без всякой надменности.
как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали
Удивительно, как он никого не оставил без утешения, но каждому высказал то, что нужно! Просили же о том, чтобы мужественно переносили все. Следовательно, я, говорит, не искал славы. Выше апостол уподобил себя кормилице, теперь уподобляет отцу, показывая свою любовь, власть и свою простоту. Ибо какой отец держит себя гордо пред детьми?
и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу
Умолять (в славянском тексте — свидетельствовать) — это уже знак очень строгого наставления. Следовательно, я, говорит, не льстил. После того как сказал: как отец, прибавил и слово: умоляли («свидетельствующе»). Ибо не строго, говорит, но как отцы (свидетельствующе) поступать достойно Бога. Смотри, как он, повествуя о прежде случившемся, учит и убеждает. Ибо, если Бог призывает нас в Царство, то должно переносить все.
Источник: Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.