Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Фессалоникийцам 2 глава 1 стих)

οιδατεperf. ind. act. отοιδα (#3857) знать. Def. perf. сознач. praes. "Высамизнаете", εισοδος (#1658) вход (см. 1:9). κενηпот. sing, отκενος (#3031) пустой, тщетный. Это ссылка скорее на суть проповеди апостола, чем на ее результаты (Milligan; Marshall). Это слово значит пустой, тщетный, бесполезный, ненужный (Lightfoot, Notes; Trench, Synonyms, 180). γεγονεν perf. ind. act. от γινομαι (#1181) становиться. Perf. указывает на длительные результаты проповеди Павла (Lightfoot, Notes; Best).


Учебная Библия МакАртура (1 Фессалоникийцам 2 глава 1 стих)

2:1 не бездейственный Служение Павла среди Фессалоникийцев было настолько плодотворным, что основанная им церковь росла и процветала даже после его убытия (ср. 1:5−8).


Комментарии МакДональда (1 Фессалоникийцам 2 глава 1 стих)

2:1 Во второй части стиха 1:5 Павел коротко упоминает о своем характере и поведении во время пребывания в Фессалонике. Теперь он дает более широкий обзор своего служения, своей вести и своего образа жизни.

Особенность заключается в том, что основное служение христианина — это служение личности, характера. Наше поведение намного важнее всего, что мы говорим. Своим неосознанным влиянием мы говорим намного громче, чем влиянием сознательным.

Джеймс Денни сказал:

«Черты характера христианина — это весь капитал, который у него есть для выполнения своего дела. В большинстве других призваний человек может продолжать делать свое дело независимо от того, какой у него характер; главное, чтобы в банке у него было положительное сальдо. Но христианин, потерявший свою репутацию, потерял все». (James Denney, The Second Epistle to the Corinthians, p. 100.)

Миссионер-мученик Джим Эллиот писал в своем дневнике:

«В духовной работе, как нигде, характер работника определяет качество его работы. Шелли и Байрон могли быть в моральном отношении ничем не связанными и все же писать хорошую поэзию. Вагнер мог распутничать и все же создавать прекрасную музыку, но подобное недопустимо ни в какой работе для Бога. Павел мог ссылаться на свой характер и на свой образ жизни в доказательство того, что он говорил фессалоникийцам. В своем Первом послании он девять раз говорит: «Вы (сами) знаете», имея в виду наблюдения фессалоникийцев как за его личной, так и за общественной жизнью. Апостол пришел в Фессалонику и жил там жизнью, которая больше чем просто демонстрировала его проповедь; его личное поведение было не только демонстрацией, но служило убедительным доказательством. Нет ничего удивительного в том, что в Соединенном Королевстве столько низкопробной работы: посмотрите на моральные качества работников». (Elliot, Elisabeth, ed., The Journals of Jim Elliot, p. 218.)

Возможно, в этих стихах апостол защищается от ложных обвинений своих критиков. Как бы там ни было, он напоминает фессалоникийцам о том, что его служение было успешным. Они сами — живое свидетельство того, что его работа принесла плоды. Фессалоникийцы знали, что его посещение было не бездейственным. Они обратились, и была создана община.


Толкование Мэтью Генри (1 Фессалоникийцам 2 глава 1 стих)

Стихи 1−6. Здесь мы имеем отчет Павла о его проповеди среди фессалоникийцев и отрадные воспоминания о его входе к ним. Его собственная совесть свидетельствовала ему о его искренности, кроме того, он мог апеллировать к фессалоникийцам в подтверждение того, какими верными были он и его помощники, Сила и Тимофей, в служении Господу среди них: Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный, или, как читают некоторые, не был принужденным. Заметьте: каким великим утешением является для служителя то, что его собственная совесть и совесть других свидетельствуют ему, что он хорошо вел себя, из чистых намерений и принципов; что его проповедь не была бездейственной. Апостол утешает себя мыслью, что его служение не было бесплодным, или тщетным (согласно англ. переводу), или, как другие понимают, напрасным и пустым, или неискренним и коварным. Содержанием апостольской проповеди были не пустые и праздные спекуляции по бесплодным и бессмысленным вопросам, но здравая и чистая, без всякой примеси, истина, приносившая пользу слушателям. Это добрый пример для всех служителей Евангелия. Тем более его проповедь не была пустой и обманчивой. Он мог бы фессалоникийцам повторить слова, сказанные им коринфянам (2Кор 4:2): ...отвергнувши скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия... В своей проповеди Евангелия он не преследовал никаких корыстных или мирских целей; он напоминает им, что он проповедовал:

I. С дерзновением и подвигом: ..мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие... ст. 2. Апостол был исполнен святого дерзновения, его не обескураживали встречавшиеся на пути трудности или противодействие. Он пережил жестокое гонение в Филиппах, что было хорошо известно фессалоникийцам. Он и Сила подверглись унизительному обращению, ноги их были закованы в колоды, и тем не менее, как только их освободили, они тотчас ушли в Фессалонику и проповедовали там Евангелие с еще большим дерзновением. Заметим: страдания во имя доброго дела скорее оттачивают, чем затупляют лезвие святого дерзновения. Евангелие Христово в начале его распространения в мире встречалось с большим противодействием, и те, кто проповедовал его, должны были проповедовать с большим дерзновением, с великим подвигом, под чем можно понимать подвижничество апостолов либо в их служении проповедью, либо в борьбе с оппозицией, с которой они сталкивались. Это было утешением Павла; ничто не устрашало его, и он никогда не отступал.

II. С великой простотой и благочестивой искренностью: ...в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства, ст. 3. Несомненно, сознание своей искренности было для апостола предметом величайшего утешения и причиной его успеха. Евангелие, которое он проповедовал им, убеждая их верить и повиноваться ему, было чистым и неповрежденным. В его намерения не входило поднимать мятежи или привлекать людей на свою сторону, но проповедовать чистое учение и хранить себя неоскверненным перед Богом Отцом. Евангелие, проповедуемое им, было свободно от заблуждений, это было истинное и верное учение. В нем не было ничего обманчивого, никаких хитросплетенных басен. Не было в нем и никаких нечистых побуждений. Его благовестив было чистым и святым, достойным его святого Автора, и было направлено против всякой нечистоты. Слово Божие чисто. Никаких нечистых примесей нет в нем; и поскольку предмет проповеди апостола был таким истинным и чистым, то и речь его была свободна от всякого лукавства. Он не притязал на то, что не соответствовало его намерениям. Он веровал, и потому говорил. У него не было злых намерений и мирских целей, он действительно был тем, кем казался. Апостол не только отстаивает свою искренность, но и приводит причины и доказательства ее. Они содержатся в ст. 4.

1. Они были домостроителями, которым вверено благовествование, от домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. Евангелие, проповедуемое Павлом, было не его собственным, а Божиим. Заметим: служители удостаиваются великого благоволения, им оказывается честь, и на них возлагается ответственность. Они не должны дерзать искажать слово Божие; они должны усердно употреблять то, что вверено им, зная, что будут призваны к отчету, и если окажутся неверными, то будут устранены от управления.

2. Их целью было угодить Богу, а не человекам. Бог есть Бог истины, и Он требует истины в сердце. Если нам недостает искренности, то что бы мы ни делали, не сможем угодить Богу. Евангелие Христа не поощряет пустые прихоти и похоти человека, не угождает их вожделениям и страстям, напротив, оно призвано умерщвлять порочные наклонности человека, освобождать его от власти прихотей и покорять вере. Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым, Гал 1:10.

3. Они действовали в сознании всеведения Божьего, как пред очами Того, Кто испытывает сердца. Действительно, сознание того, что Бог не только видит все, что мы делаем, но и знает все наши мысли и испытывает сердца наши, является великим стимулом к искренности. Он знает все наши намерения и цели так же хорошо, как и наши дела. Именно от Бога, испытующего сердца, мы должны получить вознаграждение. Далее следуют доказательства искренности апостола:

(1) Он избегал лести: Ибо никогда не было у нас (пред вами) ни слов ласкательства, как вы знаете... ст. 5. Павел и его сотрудники проповедовали Христа, и Христа распятого, они не стремились завоевать человеческие симпатии, льстя им, раболепствуя перед ними или ублажая их. Нет, он был далек от этого, он не потворствовал их греховным наклонностям, не тешил их пустыми надеждами.

(2) Он избегал корысти. Он не делал свое служение прикрытием для корысти: Бог свидетель! (ст. 5). Он не стремился обогатиться за счет проповеди Евангелия, но был настолько далек от подобной мысли, что даже куска хлеба не брал от них. Он не был похож на тех лжеапостолов, которые из любостяжания уловляют людей льстивыми словами, 2Пет 2:3.

(3) Он избегал честолюбия и тщеславия: Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других, ст. 6. Они не ждали от людей ни их денег, ни их похвал. Они не стремились обогатиться через них, не искали от них ни ласки, ни почтения, ни того, чтобы их называли Равви. Апостол наставлял галат (5:26) не тщеславиться; он искал славы, которая от единого Бога, Ин 5:44.


Толкование отцов церкви (1 Фессалоникийцам 2 глава 1 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 1−2 вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный; но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом

Велики и ваши подвиги; но и мы не человеческое проповедовали слово. Здесь (апостол) хочет выразить то, что и выше говорил, именно, что свойства проповеди обнаруживаются с обеих сторон — как со стороны чудес и решимости проповедников, так и со стороны ревности и усердия принимающих. «Вы сами знаете, братия», — говорит, — «о нашем входе к вам, что он был не бездейственный», то есть, не обыкновенный, не случайный. Едва избавившись от великих опасностей, от смертей, от поражений; мы тотчас же впали в новые опасности. Но «но, прежде пострадав», — говорит, — «и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать». Видишь ли, как опять все приписывает Богу? «Проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом». Нельзя, говорит, сказать, чтобы там мы подвергались опасностям, а здесь — нет. Знаете и вы, какова эта опасность и каков нужен был подвиг — быть у вас. (Апостол) говорит это и коринфянам в послании к ним: «И был я у вас в немощи и в страхе и в великом терпении» (1 Кор2:3).

Источник: Беседы на послание к Фессалоникийцам

Феофан Затворник (1815−1894)

сами бо весте, братие, вход наш, иже к вам, яко не вотще бысть

Сами бо весте. Предыдущая речь подала повод, или послужила переходом, к последующей. Святой Павел и соединяет сию с тою, пересказывая то же, что рассказывали сторонние и что знали сами солуняне, только с своею особою целию.— Вход наш. Это — не прибытие только в Солунь и первое появление между солунянами, но все вообще пребывание там святого Павла, от прихода до удаления, вступление в духовное общение с солунянами, как он им проповедовал, как они уверовали, как образовалась и устроена Церковь из них.

Яко не вотще бысть. Это против первого нарекания. Не вотще — ου κενη. Κενος — пустой. Верно говорили: попусту ходят эти люди, праздные странники, мечтатели, обманывающие или обманутые. Апостол и говорит: мы не такие. Кто таков, тот не станет страдать; а мы в Филиппах пострадали и, к вам пришедши, должны были тотчас вступить в борьбу и подвиг. Можете судить по этому одному, что вход наш к вам — дело наше, в вас совершенное, — не есть дело праздности, пустое, бесцельное, обманчивое. Подобное сему значение имеет сие слово в 1Кор 15:14, где святой Павел говорит, что если Христос не воскрес, то тще проповедание наше, тща же и вера ваша. Такая мысль вполне соответствует тому, что говорится во 2-м стихе и далее в 3-м; не от прелести. Святой Златоуст толкует: ουκ ανθρωπινη, ουδε η τυχουσα не человеческий (вход), по обычным житейским целям бывающий, и не случайный, не кое-какой, не бесцельный, не ничтожный. Экумений Златоустову мысль разъясняет, говоря: не вотще, то есть наши проповеднические беседы были не ложные басни или сонные мечтания, пусторечия или праздноречия — ου μυθοι ψευδεις και ληροι. Откуда это видно? — Видно из того, что, только избежавши опасностей, мы опять дерзнули подвергнуть себя новым опасностям, на что, конечно, не решились бы, если б не были уверены, что проповедь наша Божественна. Ибо, по Феодориту, «пускающиеся в обман только до опасностей носят личину, а как скоро увидят их, тотчас обнаруживают себя, — и ложь обличается».

Если поставить это слово не вотще в соответствие с тем, что сказано в 1, 5: не в слове точию, но в силе, — то оно будет означать: вход наш к вам не был обыкновенный, не одним словом действовали мы среди вас, но слово наше, по особенной к вам милости Божией, было сопровождаемо знамениями и чудесами. Такая мысль будет стоять в соответствии и с предыдущим, показывая в знамениях Божиих, сопровождавших проповедь Апостола, причину, почему повсюду говорили о солунянах. На нее наводит и святой Златоуст, когда, приступая к толкованию второй главы, говорит вообще о содержании ее: «Здесь (Апостол) хочет выразить то, что и выше говорил, именно — показывает свойства (христианской) проповеди как со стороны чудес и решимости проповедников, так и со стороны ревности и усердия принявших проповедь».

Применительно к тому, что ниже говорит святой Павел, 3, 5: да не како всуе будет труд наш, — можно и в настоящем месте дать сему слову такой смысл, — что вход Апостола к солунянам не был бесполезен, но принес плод мног, обращение столького числа и столь ревностных христиан. В таком случае оно будет соответствовать 2, 13 — 16, где говорится об обращении солунян. Блаженный Феодорит говорит, что после скорбных обстоятельств в Филиппах исполнился святой Павел большого усердия, потому что предвидел пользу трудов. Какую из сих трех мыслей избрать, это можно оставить на произвол, ибо они все не противоречат одна другой, равно как и течению апостольской речи.

Источник: Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).

Ефрем Сирин (~306−373)

Ст. 1−2 вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный; но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом

Ибо сами знаете, братия, вход наш к вам, что не пустой был, но с поруганием и преследованиями (Деян 16:12 сл.), — ибо прежде пострадали мы и были поруганы в Филиппах, как и вы это знаете и глазами своими видели следы страданий, кои вместе с нами вошли в город ваш. Когда же дерзновение возъимели в Боге нашем, в слове то есть Бога нашего, говорить к вам в великом подвиге, претерпевая то есть великое гонение, возвестили вам Евангелие Божие.

Источник: Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам

Иустин (Попович) (1894−1978)

вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный

Был бы тщетным наш вход в ваш мир: в мир ваших душ, ваших мыслей, ваших убеждений — вашей жизни вообще, если бы мы не доставили вам того, что вы не имели, — спасения от смерти, греха и диавола. Это и составляет вечно новую весть, через которую ваши души приняли Спасителя мира и спасение, и вы сами познаете, что наш вход к вам означал смерть всем смертям вашим, всем грехам, всем демонам, потому что вы уверовали в Спасителя мира, Которого мы вам проповедали, и приняли спасение, принесенное нами. Вы дали веру, а мы вам дали спасение, вечную истину, вечную правду, любовь, вечную жизнь. Вы дали веру, а мы вам дали единого истинного Бога всего мира.

Источник: Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный

Велики, говорит апостол ваши подвиги: только и мы пользовались не человеческим словом, и не был наш вход бездейственным, то есть без опасностей и искушений, и вообще без неприятностей. Ибо, как много раз сказано, опасности укрепляют веру; без них она была бы тщетной.

Источник: Толкование на первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 1−2 вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный; но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом

Начало проповеди у Ф-в не было «вотще» — бесцельно и несерьезно. Пострадав и телесно и духовно, благовестники, не устрашенные неудачей в Филиппах, дерзнули «говорить» о Боге и в Фессалонике «с великим подвигом» — не смотря на огромную оппозицию со стороны врагов Евангелия.

Ст. 1−12 вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный; но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом. Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства; но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши. Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других: мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны. Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие. Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими, потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу

Характер жизни и деятельности Ап. Павла среди Ф-ских христиан. Апостол вновь возвращается к мысли, высказанной выше в I:5, и теперь развивает ее, переходя к апологии мотивов и характера своей проповеди, которые, видимо, подверглись очернению и нареканию, и, конечно, первоначально со стороны Евреев, а никак не язычников, очень мало что знавших о прошлом Ап. Павла.

Источник: Толковая Библия.


Открыть окно