Дело было вовсе не в том, что они, пресытившись идолами, решили испытать Бога. Нет, они обратились к Богу, поняв, что Он вполне удовлетворяет все их потребности, и оставили своих идолов.
Лишь тот взгляд, который смягчил Петра,
Лишь тот лик, который видел Стефан,
Лишь то сердце, которое рыдало с Марией,
Может лишить идолов власти.
(Ора Рауэн)
Давайте никогда не забывать чувства трепета и благоговения, заложенные в этом описании. Два человека приходят в языческий город со словом Господа. В силе Духа они проповедуют Благую Весть. Совершается чудо возрождения: мужчины и женщины так очарованы Спасителем, что оставляют своих идолов. Затем они основывают поместную общину верующих, славящих Бога и живущих свято, мужественно перенося гонения и приобретая других для Христа. Действительно, служение Господу — это высшее призвание!
I. Они старались своим святым хождением подражать доброму примеру апостола и служителей Христовых, ст. 6. Как апостол прилагал все старание к тому, чтобы правильно вести себя и жить в соответствии со своим учением, не только ради своей собственной репутации, но и ради блага других, чтобы не разрушать одной рукой построенного другой, так и фессалоникийцы, наблюдавшие, как вели себя среди них эти люди, как их проповедь и их жизнь не расходились между собой, проявляли добросовестное усердие в том, чтобы быть их последователями, подражать их примеру. Этим самым они становились последователями Господа, Который является совершенным примером для нашего подражания; мы должны следовать за другими только в той мере, в какой они сами следуют за Христом, 1Кор 11:1. Фессалоникийцы поступали так, невзирая на скорби, на те многочисленные переживания, каким подвергались как апостолы, так и они. Они готовы были принять участие в страданиях, связанных с исповеданием христианской веры. Они приняли Евангелие при многих скорбях, постигавших как проповедующих, так и исповедующих его. Возможно, слово Божие было более драгоценным для них, потому что так дорого досталось им. И пример апостолов сиял ярче среди их страданий. Поэтому фессалоникийцы приняли слово и следовали примеру страдающих апостолов с большой радостью, с радостью Духа Святого, с истинной, духовной и устойчивой радостью, источником которой является Святой Дух, умножающий по мере умножения скорбей наших и утешение наше.
II. Их усердие было так велико, что они сами стали образцом для всех окружающих их, ст. 7−8. Заметьте здесь:
1. Их пример был таким действенным, что оказал доброе влияние на многих людей. Они стали образцом — штампом, то есть инструментом для оказания влияния на других. Они сами испытали на себе доброе влияние проповеди и апостолов, и хорошо восприняли его, а теперь их жизнь оказывала доброе влияние на других. Заметим: жизнь христиан должны быть примером, оказывающим доброе влияние на других.
2. Их пример имел широчайшую сферу влияния, так что оно распространилось за пределы Фессалоники и достигло верующих всей Македонии и даже Ахаии. Филиппийцы, принявшие Евангелие прежде фессалоникийцев, тоже получали назидание через их пример. Иногда случается, что нанятые последними в виноградник Божий превосходят тех, кто пришел в него прежде, и становятся примером для них.
3. Их пример пользовался большой славой. Замечательное влияние, какое слово Господне оказало на фессалоникийцев, стало широко известным не только в окрестных районах, примыкающих к городу, но и во всяком месте, так что успех благовествования среди них побудил многих других принять Евангелие и проявить готовность пострадать за него. Слух об их вере разнесся необычайно широко.
(1) О их решительном уверовании было известно повсюду. Фессалоникийцы сразу приняли Евангелие, как только оно было проповедано им, без промедления, не как в Филиппах, где прошло довольно много времени, прежде чем показались добрые плоды.
(2) Результаты их веры были замечательными.
[1] Они оставили свое идолопоклонство, отвратились от всех своих идолов и оставили всякое ложное поклонение, в котором были воспитаны.
[2] Они обратились к Богу, к живому и истинному Богу, и посвятили себя на служение Ему.
[3] Они настроились на ожидание Сына Божьего с небес, ст. 10. Ожидание второго пришествия Христа является одной из особенностей нашей святой веры: мы верим, что Он придет, и надеемся, что Его приход принесет нам радость. Как верующие ветхозаветного периода ожидали пришествия Мессии, так верующие нашего времени ожидают второго пришествия Его, что Он придет еще раз. Основанием для этой надежды на Его пришествие является то, что Бог воскресил Его из мертвых, подав тем самым удостоверение всем людям, что Он придет судить землю, Деян 17:31. Другим основанием для наших надежд и ожиданий Его пришествия является обетование о том, что Он должен избавить нас от грядущего гнева. Он приходил первый раз, чтобы приобрести нам спасение, а когда придет во второй раз, то принесет нам само спасение, полное и окончательное, спасение от греха, смерти и ада, от гнева, грядущего на неверующих, гнева, который откроется с Его приходом, который есть вечный огонь, уготованный диаволу и ангелам его, Мф 25:41.
Тии бо о нас возвещают, каков вход имехом к вам, и како обратистеся к Богу от идол, работати Богу живу и истинну
Указывает Апостол, каких предметов касался слух о солунянах, именно, каким он явился среди них и как они обратились — к кому, от кого и для чего. — Тут полная программа апостольской деятельности и того изменения, какое совершали они в веровавших.
Каков вход имехом к вам — не одно то напоминает, под каким крестом он стоял у них с первых дней или как ласково и радушно был принят желавшими слушать слово истины; но то особенно, каким он явился среди них как Апостол, то есть с проповедью, утверждаемою последствовавшими знамениями, хотя совне теснимою. И како обратистеся, — как дивно совершилось изменение сердец солунян, как легко и с какою готовностию обратились они, не чувствуя как бы нужды в особом усилии, для того чтоб служить Богу живому и истинному (Златоуст), — тоже несмотря на внешнюю тесноту. В этом — како, — в устах рассказывавших, слышится радость сторонних христиан, при вести об обращении солунян, как об умножении общего, единого во всем мире братства о Христе и распространении славы веры Христовой. Како обратистеся к Богу от идол — то же, что в других местах, от суетных сих к Богу живу, Иже сотвори небо и землю (Деян 14:15), или из тьмы в свет, из области сатанины к Богу (Деян 26:18, 20). Видно, что обращение состояло не в одной перемене исповедания и образа богопочтения, но сопровождалось внутренним изменением, после которого прошедшее состояние сравнительно с новым было то же, что тьма сравнительно с светом. Было, следовательно, о чем возвещать; и солуняне знали, какое радостное и ублажающее событие приводит им на память святой Павел, говоря об этих слухах.
Работати Богу живу и истинну, и ждати Сына Его с небес. — Два основных чувства и расположения, заправлявшие всеми делами и всею жизнию обращенных! — Последним покровительствуется первое и укрепляется против всех неудобств и неприятностей. Работай! Вот-вот придет Господь и все приведет в блаженный строй и порядок! — Работами. Бог — верховный Владыка. Человек — тварь разумная, обязанная работать Ему безусловно, но сознательно и желательно. В этом отношении нет, однако ж, жестокости и холодности рабства. Работающие Богу — суть свои Ему. Раб Божий есть Богоугодный человек; и работа Богу — Богоугождение. Этого не отменяет и сыновство, стяжеваемое в новой благодати, а, напротив, возвышает то, расширяет, усиливает. Святой Павел отличает проповеданную им работу Богу словами: работати Богу живу и истинну, — живу, — в противоположность бездушным идолам, и истинну, — в противоположность богам мнимым, воображаемым, кои мнятся боги быти, но не суть (Рим 1:25; Деян 14:15) (блаженный Феодорит). Напрасно думают, будто Апостол говорит здесь только с точки зрения ветхозаветной, или только по началам разумной естественной веры, как бы в угодность только что уверовавшим из иудеев и язычников, не указывая черт, какими оттеняется работа Богу в Господе Иисусе Христе. Христианские черты работы Богу суть вера в Господа Искупителя, очищающего от грехов, и возрождение в Нем, или приятие благодати Пресвятого Духа для сопротивления греху и побеждению его. Но и о Господе Спасителе и Духе Святом непрестанно поминал святой Павел пред сим, как мы видели. Да и в этих самых словах можно подразумевать указание на то. Чтоб служить Богу живу и истинну, надобно наперед приступить к Нему и примириться с Ним. Примириться же с Ним можно только чрез Иисуса Христа, очистив совесть свою от мертвых дел кровию Его (Евр 9:14). И не это одно; но нужно еще принять силы на служение Ему истинное, а эти силы исходят от Духа Святого в святых таинствах. Верно, все это при первой проповеди и объяснено было солунянам, а теперь только намекается о том одною общею чертою работы Богу живому и истинному. Христианство не в новый чин вставляет человека, а в тот, в коем он должен быть по естеству, но с которого ниспал. Притом, когда святой Павел тут же говорит: ждати Сына Его, то этим одним положением сокращенно обнимает всю христианскую догматику. Значит, солуняне уже знали, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий — наше искупление, освящение и воскресение.
Ждати Сына Его. Двумя чертами определяет святой Павел цели обращенных: работами — дело любви и ждати — дело упования. Если в слове обратистеся увидеть дело веры, то вот и здесь опять все три христианские добродетели: вера — в обращении, любовь — в служении, упование — в ожидании Сына Божия с небес. Но нельзя не видеть, что и здесь делу упования дается преимущественное развитие. Это по характеру сего послания, равно как и второго, кои оба заняты нарочито вторым пришествием Христовым. Впрочем, этот предмет и во всех других писаниях Нового Завета выставляется ясно, так что ожидание Сына Божия с небес есть, можно сказать, отличительная черта внутреннего настроения христиан. Второе пришествие и Самим Господом так очерчено, что его нельзя не содержать в мысли каждый час и минуту.
Ждати Сына Его с небес, Егоже воскреси из мертвых. — В первом же послании встречаем у святого Павла наименование Спасителя Сыном Божиим. Этим определяется предвечное Его отношение к Богу живу и истинну, о коем только что сказал Апостол. Так святой Павел проповедовал солунянам о живом Боге, не только как едином по существу, но и как не едином в лицах, указывая, что у Бога искони есть Сын — Бог, единосущный Ему, и что сей Сын есть Господь Иисус Христос, пришедший в мир грешных нас спасти. Ждати с небес. Значит, Он воскрес и вознесся; вознесся туда, откуда и пришел. Егоже воскреси из мертвых. Это главный предмет апостольской проповеди — пора христианства. Всякая речь святых Апостолов, и в Иерусалиме, и повсюду, на это сводилась. Ибо нельзя было и слова сказать от лица Того, Кто распят, не сказавши, что Он воскрес, вознесся на небо и опять придет с небес. «Все вдруг видишь, —говорит святой Златоуст, —и воскресение, и вознесение, и второе пришествие, суд, воздаяние праведным и наказание злым. Главное доказательство, что Христос Иисус есть Сын Божий, есть воскресение Его из мертвых (Рим 1:4). Его и выставляет святой Павел».
Иисуса, избавляющаго нас. После Божеского имени ставит человеческое имя Иисус не иного чего ради, как чтоб означить два естества, — условие избавления нашего, почему тотчас и прибавляет: избавляющего. Не сказал: избавившего, или имеющего избавить, а избавляющего, чтоб означить непрерывность совершенного им избавления, или вечное значение Его, как Избавителя, от века предуставленного. Как утешительно было слышать, что уверовавшие отселе уже избавляются от гнева, который поразит всех, непричастных вере в Господа! «Здесь и одобрение, и утешение, и наставление для них. Если Бог Отец воскресил Его из мертвых, если Он на небесах и придет оттуда, — а вы уверовали, что это действительно так, — то в этом заключается уже достаточное одобрение» (святой Златоуст).
От гнева грядущаго избавляет Господь верующих, то есть от осуждения на Страшном суде. Гневом названо сие действие правды, ради строгости суда и непреложности определения, —а более по тому чувству, с которым примут осуждение имеющие подвергнуться ему. Ужас, имеющий постигнуть их, будет по обычаю виновных видеть гневным Судию и кротко изрекающего определение правды вечной. Избавляет от сего суда Господь Иисус Христос верующих в Него. Во Христе Иисусе суд над миром уже совершен (Ин 12:31). Только тот, кто бросает мир и прилепляется ко Христу верою, изъемлется из области, пораженной сим судом, уклоняется под сень креста, сквозь который не пройдут удары гнева Божия, когда будет приводиться в исполнение приговор суда, произнесенный уже над миром. Кто верует, не будет осужден (Ин 3:14 — 18; 5, 24). Не положи нас Бог в гнев, но в получение спасения Господом нашим Иисусом Христом (1 Сол. 5, 9).
Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному
Ибо сами те страны возвещают о нас, какой вход имели мы к вам, в чистоте и смирении, и известили нас о том, как посредством знамений и сил, кои видели вы от нас, обратились вы от идолослужения к Богу, чтобы, вместо прежнего служения мертвым истуканам, служить Богу живому и истинному.
Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному
Итак, надобно нам непременно в этой жизни служить Богу со страхом, верою и добрыми делами и ждать на суд Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа.
Источник: Дневник. Том II. 1857−1858.
Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам
То есть что наш приход к вам был соединен с тысячей смертей, и, однако, ничто вас не возмутило против нас. Напротив, и сами вы, подвергшись из-за нас опасностям, не отвергли нас, а обращались с нами так, как будто насладились бесчисленными благами. Это был вторичный вход. Ибо апостол, отправившись из Фессалоник в Берию, был преследуем, а пришедши оттуда к фессалоникийцам, так был принят ими, что они готовы были положить за него души свои.
И как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному.
То есть вы обратились легко и с большей готовностью. Здесь же очень кстати вставил и увещание, искусно напомнив им, от чего и к чему они перешли и чтобы достойно сего и жили.
Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному
Это показывает то, что наш вход к вам произвел в вас невиданную перемену и неслыханный переворот, поскольку вы отреклись от ложных богов и обратились к Богу Живому и истинному, Которому теперь служите. И это ваше служение всюду вас прославляет. Вы стали известными, слава о вас разнеслась повсюду. Вы прославлены за вашу жизнь в Господе, и то, что вы делаете ради единого Живого и истинного Бога, прославляет вас на весь мир.
Вашей новой жизнью вы показали преображающую чудотворную силу, которая через вас передалась и другим, вывела их из тьмы неведения, из той бездны, где люди верят в ложных богов. Своей святой жизнью вы показываете всем окружающим, ближним и дальним, что Бог, Которому вы служите, — Живой и истинный, и Он дает необходимые силы для жизни на земле в вечной истине, любви и правде и для преодоления всякого зла, греха и смерти. Вечная истина, живущая в вас, сама собой проповедует и учит, подобно тому как и вечная правда, любовь, вечная жизнь! И даже если эти добродетели сокрыты в вас, они учат посредством вашего вида, ваших взглядов, ваших слов, дел и каждого движения.
Подобно сему благовествует и евангельская жизнь, хотите вы этого или нет, своими огненными языками зажигая души вокруг вас и уничтожая ложных богов силой Живого и истинного Бога.
Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному
Кого разумеет Апостол под «они сами» (autoi gar)? «Существительное, к которому должно быть отнесено это autoi, подразумевательно содержится в en panti topw, т. е. здесь разумеются пришельцы из всех частей» Греции (Lightfoot, op cit., стр. 16).
См. также Толкование на 1 Сол. 1:2
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента