Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Фессалоникийцам 1 глава 5 стих)

οτι (#4022) потому что, так как. Так вводится первая причина уверенности Павла в том, что община была призвана Богом (Richard), εγενηθη aor. ind. pass, (dep.) от γινομαι (#1181) становиться, приходить. Это важное слово, так как оно указывает на результат, достигнутый посредством работы внешней силы (Milligan). εις υμας на вас, к вам. Предлог с асс. используется здесь как эквивалент dat. (RG, 594). ουκ... εν λογω μονον не только в слове; to есть "наши проповеди — не просто декламация, не пустая и бессердечная риторика" (Lightfoot, Notes), δυναμις (#1539) сила. Обычно Павел называет этим словом божественную энергию (Moore), πληροφορια (#4443) dat. sing, полная уверенность, убежденность. доверие (Lightfoot, Notes; Wanamaker; см. Кол. 4:12). οιδατε perf. ind. act. от οιδα (#3867) знать (см. ст. 4). οιος (#3888) какого вида, какого рода, каким образом. Качественное pron. указывает на заинтересованность и преимущество для того, на кого работает сила (Milligan). εγενηθημεν aor. ind. pass, (dep.) от γινομαι (#1181) становиться. Здесь в знач. "оказываться" (Ellicott). εν υμιν сред вас. δι' υμας ради вас, для вашего блага.


Учебная Библия МакАртура (1 Фессалоникийцам 1 глава 5 стих)

1:5 наше благовествование Павел называет свое послание «нашим благовествованием», потому что оно было дано ему и другим грешникам для веры, ему еще и для проповеди. Он знал, что оно не от него, а от Всевышнего Автора, поэтому он также называет его «благовестием Божиим» (2:2,9; Рим 1:1). Поскольку спасение стало возможным благодаря Господу Иисусу, он также называет его «благовествованием Христовым» (3:2). в слове только Оно должно было прийти в слове (ср. Рим 10:13−17) и не только в слове, но и в силе Святого Духа (ср. 1Кор 2:4,5) и в свершении (ср. Ис 55:11). каковы Благовествование подтверждалось жизнью проповедников. Примерная жизнь Павла была раскрытой книгой для всех, утверждая доверие к силе и благодати Божьей в деле искупления со стороны грешников (см. пояснение к 2Кор 1:12).


Комментарии МакДональда (1 Фессалоникийцам 1 глава 5 стих)

1:5 Фразой «наше благовествование» Павел не подразумевает весть, отличающуюся от вести других апостолов. Содержание их вести было одинаковым, отличие заключалось в вестниках. Фессалоникийцы не рассматривали Благую Весть как исключительно религиозное наставление; они, конечно, получили и приняли ее в слове, но не только в слове.

Это благовествование пришло к ним в силе, во Святом Духе и со многим удостоверением. (1) В силе. Благовествование действовало в их жизни со сверхъестественной силой, вызвав в них осознание их греховности, раскаяние и обращение. (2) Во Святом Духе. Источником этой силы был Святой Дух. (3) Со многим удостоверением.

Павел проповедовал, будучи глубоко убежденным в Благой Вести. Фессалоникийцы приняли Благую Весть в полной уверенности, как Слово Божье. Поэтому их жизнь была исполнена упования в вере.

Теперь Павел напоминает им о своем поведении в то время, когда он находился с ними. Он не только проповедовал Благую Весть, но и жил согласно вести, которую проповедовал. Лучшая проповедь — святая жизнь.


Толкование Мэтью Генри (1 Фессалоникийцам 1 глава 5 стих)

Стихи 2−5. I. Апостол начинает с выражения благодарности Богу. Желая сказать о том, что его очень радовало в фессалоникийцах, что было достойно высокой похвалы, Павел прибегает к форме благодарения Бога, бывшего источником всего доброго, что было даровано им или совершено через них. Бог есть объект всякого благочестивого поклонения, молитв и прославления. Благодарение Бога есть наш великий долг, который мы призваны всегда исполнять. Даже если словесно мы не выражаем благодарности Богу, то следует иметь внутри себя постоянное благодарное сознание Божией благости к нам. Благодарить надо многократно, и не только за благодеяния, получаемые лично нами, но и за те, что изливаются на других, на наших братьев-людей и братьев во Христе. Апостол возносил благодарность Богу не только за своих самых близких друзей или самых выдающихся возлюбленных Божиих, но за всех их.

II. К своей хвале, или благодарению, Павел присоединяет молитву. Всякий раз, как мы обращаемся к Богу со своими молитвами и прошениями, должны присоединять к ним и благодарение, Флп 4:6. Также когда мы благодарим Бога за полученные блага, то должны присоединять к этому и свои прошения. Мы должны молиться всегда и непрестанно, и не только за себя, но и за других, за друзей, вспоминать о них в своих молитвах. Мы можем периодически вспоминать их имена, а также их положение и обстоятельства; по крайней мере, должны хранить в своей душе их имена и обстоятельства, непрестанно помнить о них. Заметьте: как существует много причин для благодарности Богу за себя и за друзей, так же много есть и причин для постоянных прошений о новых благословениях.

III. За что конкретно Павел благодарил Бога.

1. За спасительную благодать, ниспосланную им. Для этой благодарности были основания и причины:

(1) Их вера и дело веры. Апостол говорит, что слава о вере их распространилась очень широко, ст. 8. Вера — это коренная добродетель. Их вера была истинной и живой верой, потому что она была действующей. Заметим: истинная вера всегда является действующей: она оказывает влияние на сердце человека и на его жизнь; она побуждает нас трудиться для Господа и для нашего собственного спасения. Мы находим утешение как в нашей собственной вере, так и в вере других, когда видим дела веры: ...покажу тебе веру мою из дел моих, Иак 2:18.

(2) Их любовь и труд любви. Любовь — одна из основных добродетелей; она приносит много блага нам в этой жизни и сохранится в жизни будущей, где достигнет совершенства. Вера действует любовью, обнаруживает себя в любви к Богу и в любви к ближнему. Любовь же проявляется в труде, вдохновляя нас на великие подвиги веры.

(3) Их упование и терпение упования. Мы спасены в надежде. Эта добродетель сравнивается со шлемом воина и якорем моряка, она оказывает нам большую помощь во времена опасности. Хорошо утвержденное упование на жизнь вечную всегда проявляет себя в терпении: в терпеливом перенесении различных бедствий земной жизни и в терпеливом ожидании славы, которая откроется в будущем. Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении, Рим 8:25.

2. Апостол не только упоминает об этих главных добродетелях, вере, надежде и любви, но при этом отмечает следующее:

(1) Кто является предметом их веры, любви и надежды и побуждающим стимулом их, а именно: Господь наш Иисус Христос.

(2) Искренность их веры, надежды и любви: они проявлялись пред Богом и Отцем нашим. Великим стимулом нашей искренности является сознание того, что око Божие всегда над нами; и признаком искренности является то, что мы все делаем из желания быть Ему угодными, стараемся делать то, что право в Его глазах. Дело веры, труд любви и терпение упования будут искренними тогда, когда они совершаются перед лицом Божиим.

(3) Откуда проистекают эти добродетели, а именно: из избирающей любви Божией: Зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия, ст. 4. Так он прослеживает эти потоки благодати до их первоисточника вечного предопределения Божия. Некоторые понимают под избранием их Богом только отделение фессалоникийцев от неверующих иудеев и язычников при их обращении, но это было по определению Совершающего все по изволению воли Своей, Ефес 1:11. Говоря об их избрании, он называет их возлюбленные Богом братия, так как избрание есть источник христианского братства. Мы все возлюбленные Бога и были возлюблены Им еще тогда, когда в нас не было ничего, что заслуживало бы Его любви; в этом заключается причина того, почему мы должны любить друг друга. Об избрании фессалоникийцев было известно апостолам и самим фессалоникийцам по плодам и результатам этого избрания, то есть по их искренней вере, надежде и любви, а также по успехам благовествования среди них. Заметим:

[1] Все призванные и освященные были от вечности избраны ко спасению.

[2] Избрание Божие происходит от Его собственного благоволения, согласно дару благодати, а не от каких-то заслуг со стороны избранных.

[3] Избрание Божие узнается по плодам его.

[4] Всякий раз, когда мы воздаем благодарность Богу за Его благодать, явленную нам лично или другим, мы должны идти к источнику потоков благодати и благодарить Бога за Его избирающую любовь, выделившую нас.

3. Другая причина благодарности апостола заключается в успехе его служения среди фессалоникийцев. Он благодарит Бога как за себя, так и за них, что его труд не был тщетен. Он имел в них печать и удостоверение своего апостольства, а также великое ободрение для своего труда и своих страданий. Их готовность, с какой они приняли Евангелие, проповеданное им, свидетельствовала о том что они были избраны и возлюблены Богом. Именно по этому он узнал об их избрании. Павел с благодарностью отмечает, что (1) Благовествование пришло к ним не только в слове, но и в силе. Слово не просто услаждало их слух и развлекало их воображение, но действовало на их сердца, так как ему сопутствовала божественная сила, убеждавшая их совесть и преображавшая их жизнь. Заметим: мы можем знать о своем избрании не по тому, что способны рассуждать о божественном, подобно ученому попугаю, но по его влиянию, какое оно оказало на наши сердца, умертвив наши похоти, наше влечение к миру и вознеся нас в горний мир.

(2) Оно пришло в Святом Духе, то есть с мощной силой божественного Духа. Заметим: если Дух Божий не сопутствует слову Божьему, то оно будет для нас просто мертвой буквой, а буква убивает, и только Дух животворит.

(3) Евангелие пришло к ним со многими удостоверениями. Они были полностью убеждены в его истинности, так что умы их нелегко было поколебать возражениями и сомнениями. Они были готовы ради Христа отдать все, они совершенно полагались на достоверность евангельского откровения в вопросе вечного спасения своей души. Слово не было для них чем-то вроде рассуждений некоторых философов, их мнений и сомнительных спекуляций, но было предметом их веры и твердой уверенности. Их вера была уверенностью в невидимом. Кроме того, фессалоникийцы знали, кем были и что сделали для них апостол и его сотрудники, каков был успех их труда среди них.


Толкование отцов церкви (1 Фессалоникийцам 1 глава 5 стих)

Григорий Нисский (331/5−~394)

потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами

Послушная и кроткая душа предает себя на поприще добродетелей, разрешаясь совершенно от оков здешней жизни и всецело освобождая себя от рабства низким и пустым вещам, становясь всецело верой и жизнью, принадлежащей одному Богу, потому что она [душа] ясно знает, что там, где вера благочестивая и жизнь безупречная, там присутствует Своей силой Христос Там же, где Христос присутствует Своей силой, там бегство всякого зла и покушающейся на нашу жизнь смерти. Ведь порок сам в себе не имеет такой силы, чтобы противостоять силе Владыки, но для него естественно появляться от непослушания заповедям. В древности это испытал первый Адам, ныне же — все те, кто подражает его непослушанию по добровольному выбору. Те же, кто приближается с честным намерением к Духу и веру имеет в полной уверенности, не имея никакого пятна на совести, того очищает эта сила Духа, согласно сказанному: потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете.

Источник: О христианском образе жизни.

Амвросиаст (IV в.)

потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами

Павел, Силуан и Тимофей замечают, что они были смиренными посреди фессалоникийцев, чтобы дать им образ кротости. [Они делают это] не потому, что у них недоставало великих дел, способных вдохновить фессалоникийцев к вере, — ибо крепость евангельской проповеди представляла силу знамений и чудес в Духе Святом, то есть не в воображении, но в истине полноты, так чтобы ни при какой нужде не было бы недостатка в помощи; но чтобы была видна преизбыточествующая благодать и в учении, и в обращении, и в исцелении болезней; чтобы дело Духа Святаго явилось совершенным в фессалоникийской церкви,чтобы они, видя себя ни в чем не умаленными перед церквами иудейскими, радовались о даре Бога, Который удостоил их стать участниками обетования Аврааму.

Источник: На 1-е послание к Фессалоникийцам

Феофан Затворник (1815−1894)

Яко благовествование наше не бысть к вам в слове точию, но и в силе, и в Дусе Святе, и во извещении мнозе, якоже и весте, какови быхом в вас ради вас

Указав на избрание солунян, святой Павел указывает теперь, на чем основано его убеждение в их избрании. Основание тому он видит и в призвании их, коим предъявлено им Божие избрание, и в их последовании призванию, в том, как они вступили в чин избранных и стоят в нем. В том и другом видит он осязательно перст Божий и из этого извлекает удостоверение в избрании солунян. Первое составляет содержание 5-го стиха, второе — 6-го и 7-го. Знаю, говорит, что вы избранники, потому что благовестие мое к вам было не в слове только. Сказавши не в слове только, конечно, хочет вслед за сим сказать нечто кроме слова. Почему слова: в силе и Дусе Святе никак не следует понимать как какие особенности слова же, а как что-нибудь такое, что было кроме слова, хотя сопровождало слово. Живое слово есть необходимое средство к распространению Евангелия, но само по себе оно недостаточно. Силу ему придавало особое содействие Божие, как засвидетельствовал евангелист Марк об Апостолах, что они, исшедши, проповедовали Евангелие всюду; но Господь споспешествовал им и слово их утверждал последующими знамениями (Мк 16:20). Это же самое и здесь сказывает святой Апостол, — что благовестие их было не в слове точию, но в силе и Дусе Святе: в силе — в знамениях, явленных в Солуни Богом чрез святого Павла; в Дусе Святе — в ниспослании чудных даров Духа, дара, например, языков или пророчества и прочих, так обычных в первенствующих Церквах христианских — на что намекает, когда в конце говорит: Духа не угашайте, пророчествия не уничижайте (5, 19 — 20). Блаженный Феодорит говорит на это место: «Вы сами свидетели силы Евангелия. Ибо не только предложили мы вам поучительное слово, но и чудесами доказали истину слов. Сообщили же вам и благодать, которой сами причастны: ибо сие означают слова: и в Дусе Святе. «Из того видно, — прибавляет к тому святой Феофилакт, — что вы избраны, что Бог прославил проповедь среди вас. Ибо мы не просто так проповедовали, но и знамения были, потому что Бог благословил, чтоб вы уверовали, как избранные Ему и предуставленные». Словами: во извещении мнозе святой Павел хочет сказать, что проповедь их, будучи сопровождаема чудесами и раздаянием даров Святого Духа, проникла в сердце солунян и произвела в них полное и совершенное убеждение, или излила в сердца их богатство извещения разума (Кол 2:2). И Спаситель сказал, что без знамения и чудес нельзя ожидать веры от людей (Ин 4:48). Осязательное присутствие силы Божией размягчает сердце, раскрывает и отверзает его для принятия истины. Но можно в сих словах видеть указание не на одно убеждение, но и на особый какой-нибудь способ его. Кроме знамений, исходивших от Апостола, и даров Святого Духа, раздаваемых возложением рук его, разные лица могли, по милости Божией, получать разные личные извещения и удостоверения в истине Евангелия, кто сон, кто видение, кто внутреннее озарение, подобно как и сам святой Павел был особенным образом извещен не в Асию идти, а в Македонию. Предполагать сие заставляет сопоставление сих слов с словами: в силе и Дусе Святе. Как в сих очевидна десница Вышнего, так ничто не препятствует видеть указание ее и в извещении мнозе. Об убеждении же и у веровании солунян говорит следующий стих.

Ничего нет дивного, что такие особенности сопровождали благовестие Евангелия в Солуни. Этого и ожидать надлежало. Дух не допустил святого Апостола идти в Асию и Вифинию, а явившийся муж призвал его в Македонию. Это указывает и на то, что для македонян приспело время призвания, и на то, что при этом не сокращена будет рука Божия, содействующая слову. Как натурально, что, когда святой Павел, руководимый невидимым сим мужем и Духом, после чудес в Филиппах, достиг Солуни и простер к ним слово благовестия, слово сие было утверждаемо последствующими свыше знамениями и извещениями.

Якоже и весте, какови быхом в вас ради вас. Поелику цель у Апостола восставить в солунянах убеждение в Божественности святой веры, ими принятой, чрез убеждение в их избрании, то, указав, на чем основывается его собственное убеждение в их избрании, святой Павел те же факты вводит теперь в сознание солунян, чтоб, сообразивши все, бывшее у них во время проповеди, они и сами вывели то же заключение: да, тут осязательно очевиден перст Божий, действовавший среди нас, — и великая милость Божия к нам, знаменующая избрание, несомненна. Не говорит святой Павел, как мы проповедовали среди вас, но каковы быхом, как бы так: знаете, какие знамения явлены Богом в вас чрез нас, какие дарования вы получили, как извещал вас Бог, что слово наше истинно. Так и не сомневайтесь в Божием к вам благоволении и Божественности веры. Каковы были в вас ради вас. Все, что исходило от нас, было ради вас. Мы — органы; источник — Бог; вы — приемники. Минуя органы, зрите на источник и удостоверяйтесь из всего, что постиже на вас царствие Божие (Лк 11:20), по Божию изволению, по любви Его к вам и избранию вас. А отсюда уже само собою выходило то, к чему вел их Апостол: итак, стойте в вере, ни во что вменяя все лишения и нападки.

Ефрем Сирин (~306−373)

потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами

Поелику благовестие наше не было к вам в слове только, но и в силе, и в Духе Святом и в полноте многой, то есть: в силе знамений, и в новых языках Духа, и в изобилии любви. Хотя были мы таковы между вами, однако же мы не превозносились над кем-либо из вас, — как это и вы знаете, каковы были мы по смирению своему у вас ради вас.

Иустин (Попович) (1894−1978)

Потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами

Евангелие Христа как книга не смогло бы осуществить спасения мира, и даже не дерзнуло бы быть названным благовестием. Оно становится благовестием только благодаря Богочеловеку Христу, Спасителю мира, поскольку только Спаситель спасает Своей Богочеловеческой личностью и Божественной силой. Оно является Евангелием, только когда содержит в себе богочеловеческую и спасительную силу. Но ни одно человеческое слово не может выразить Богочеловека Господа с Его бесконечными божественными совершенствами, поэтому всю истину о Нем выразил первым святой евангелист Иоанн Богослов, сказав, что Он не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке (Ин 2:25).

Что такое Евангелие Христово? Это Сам Богочеловек Христос с Его подвигом спасения, изложенным в словах Евангелия. И слова эти спасают лишь тогда, когда полностью проникнуты богочеловеческой силой Христовой, которая и совершает спасение верующих в Него. Когда же эти слова лишены богочеловеческой силы Христа, то они не спасают, не приводят ко спасению. Поэтому Евангелие основано не на убедительных словах человеческой мудрости, а на явлении силы Божией (см.: 1Кор 2:4). И не только это. Для спасения человеческого духа от всего греховного, смертного, диавольского необходимо, чтобы Святый Дух соединился с человеком, поскольку только Всесвятый Дух Своей святостью освящает человека, изглаживая из него все плохое, нечистое, греховное, оскверненное и очищая всю его душу, все сердце, всю совесть, все тело и все чувства.

Нет ничего печальней для Святаго Духа, чем грех, когда он господствует в человеке, поскольку человек создан духовидным, чтобы стать жилищем Святаго Духа. И человек становится таким жилищем только через веру в Господа Иисуса Христа, ради которой дается Святый Дух вместе со всеми всесвятыми силами, которые спасают от каждого греха, от всего греховного.

Своим Евангелием дивный наш Господь желает лишь одного — даровать нам через веру божественные силы Святаго Духа, которые соделывают нас новыми людьми, подобными Господу Иисусу Христу и Святому Духу, Его чистотой, святостью и праведностью. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5:48).

Как через грех мы стали чужими Богу, так спасением становимся близкими Ему. Как нам из—за греховности нашей все Божие стало чуждым, так и через вочеловечение Господа Иисуса Христа все Божие стало нашим: и вечная истина, и вечная правда, и вечная любовь, вечная жизнь и блаженство!

Поэтому и Евангелие, которое во всем является богочеловеческим, становится нашим — посредством Его человеколюбия и нашей любви ко Христу. Итак, христоносный апостол Павел благовествует фессалоникийцам, что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе (1 Фес1:5).

Со всеобъемлющей верой своей и любовью ко Христу апостол Павел весь становится Христовым, так что уже не ощущает себя в себе, а живет в нем весь Господь Иисус Христос: Я сораспялся Христу. И уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:19−20), так что и Евангелие Спасителя с его чудностью, богочеловечностью и чудотворством становится его достоянием. Итак, все его существо исполнено Евангелием: истиною Евангелия, вечностью и силой Евангелия, поэтому он не хочет ничего другого, кроме Евангелия. Огонь его веры во Христа и любви ко Христу, питаемый его учением о Евангелии Христовом, возжег пламя в сердце. И цель его состоит в том, чтобы этим огнем зажечь наши сердца, тогда этот огонь станет нашим, и в нем мы увидим себя, нашу богоданную природу. Апостол делает этот огонь нашим своей херувимской ревностью, каждым словом и дыханием. Он настолько утвержден в истине евангельской, правде и вечности, что каждое его слово пронизано благодатным сиянием. Вы придете к такому заключению, если исследуете душу Павла, все его существо, каждое слово его Евангелия — да, его Евангелия, поскольку своей верой, любовью, молитвой и постом он соделал настолько своим Евангелие Спасителя, что нет никакой разницы между ним и Евангелием Христовым. Посредством благодати он полностью соединил себя с Господом и Спасителем нашим. Это должны были почувствовать и христиане Фессалоник во время его краткого пребывания у них. Святой Апостол напоминает им это, написав: Как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами (1Фес 1:5), ради вашего спасения.

Ведь как можете вы достичь спасения без Спасителя? И как уверуете в Спасителя Христа без нашей проповеди Его Евангелия? И как уразумеете Евангелие Христово без помогающей силы Божией? И как полюбите его и спасетесь через него без Святаго Духа?

Мы ничего другого не желаем вам, кроме спасения вашего, которое для человека составляет вечную радость.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

потому что наше благовествование у вас было не в слове только

Из того, говорит, видно ваше избрание, что Бог прославил проповедь среди вас. Ибо мы не просто так проповедовали, но были и знамения, потому что Бог благоволил, чтобы вы уверовали как избранные Ему и предуставленные.

но и в силе

То есть в знамениях, бывших ко благу людей благомыслящих и к наказанию неблагомыслящих.

и во Святом Духе

Или в мудрости духовной, а не внешней; или в том, что Дух Святый подаваем был уверовавшим.

и со многим удостоверением

То есть в бедствиях и страданиях. Как знамение и Подаяние Святого Духа были для полного убеждения уверовавших, так и страдания за проповедь составляют большое подтверждение ее.

как вы сами знаете, каковы, были мы для вас между вами

Вы, говорит, свидетели того, как мы обращались среди вас и с какой великой готовностью проповедовали: но и это для вас. Поскольку вы избранные, то мы так ревностно и трудились для вас. Ибо чего кто не потерпит за возлюбленных Божиих? Здесь он касается и своих подвигов, хотя прикровенно, так как желает сначала похвалить их.

Лопухин А.П. (1852−1904)

потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами

«Наше благовествование», говорит Ап. Павел «было не в слове только, не в одной пустой и бессердечной риторике, но в силе и во Св. Духе, и со многим удостоверением» — πληροφορία — убежденностью и уверенностью со стороны Апостола и его сотрудников.

См. также Толкование на 1 Сол. 1:2


Открыть окно