Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Фессалоникийцам 1 глава 4 стих)

ειδοτες perf. act. part, от οιδα (#3857) знать. Def. perf. со знач. praes. О значении этого слова см. ND, 344-56; VA, 281-87. ηγαπημενοιperf.pass.part, от αγαπαω (#26) любить. Perf. pass. part, подчеркивает длительную любовь, которую Бог испытывает к человеку (Morris), εκλογη (#1724) выбор, избрание.


Учебная Библия МакАртура (1 Фессалоникийцам 1 глава 4 стих)

1:4 избрание ваше Церковь часто называют словом «избранные» (ср. Рим 8:33; Кол 3:12; 2Тим 2:10; Тит 1:1). В спасении инициатива принадлежит не человеку, но Богу (ср. Ин 1:13; Деян 13:46−48; Рим 9:15,16; 1Кор 1:30; Кол 1:13; 2Фес 2:13; 1Пет 1:1,2; см. пояснения к Еф 1:4,5). Человеческая воля участвует в ответе на Божье побуждение, и Павел отмечает это, говоря, что фессалоникийцы приняли Слово (ст. 6) и отвернулись от идолов к Богу (ст. 9). Этими двумя ответами являются вера и покаяние, к чему неоднократно призывает Бог грешников через Писание (например, Деян 20:21).


Комментарии МакДональда (1 Фессалоникийцам 1 глава 4 стих)

1:4 Апостол был убежден в том, что эти святые избраны Богом еще прежде создания мира. Но как он узнал это? Может быть, он обладал какой-то сверхъестественной интуицией? Нет, он узнал об их избрании по тому, как они приняли Благую Весть. Доктрина об избрании учит, что Бог избрал определенных людей во Христе еще до сотворения мира (Еф 1:4). (См. Ефесянам 1, отступление «Божье избрание».) В ней ничего не сказано о том, что Он избрал кого-либо к проклятию. Если люди в конечном счете погибнут, то из-за их собственного греха и неверия. Та же Библия, которая учит об избрании, учит об ответственности человека или о его свободном выборе. Всем людям на земле Бог предлагает спасение единственно верой. Всякий, кто придет ко Христу, встретит теплый прием.

Эти две доктрины — об избрании и о свободном выборе — вызывают в уме человека непримиримый конфликт. Но Библия учит и тому и другому, и поэтому мы должны верить и в то и в другое, даже если не можем согласовать эти доктрины.

Мы не знаем, кто именно избран, и потому должны нести Благую Весть всему миру. Грешники не вправе ссылаться на доктрину об избрании, оправдывая свое неверие. Если они раскаются и поверят в Господа Иисуса Христа, Бог спасет их.


Толкование Мэтью Генри (1 Фессалоникийцам 1 глава 4 стих)

Стихи 2−5. I. Апостол начинает с выражения благодарности Богу. Желая сказать о том, что его очень радовало в фессалоникийцах, что было достойно высокой похвалы, Павел прибегает к форме благодарения Бога, бывшего источником всего доброго, что было даровано им или совершено через них. Бог есть объект всякого благочестивого поклонения, молитв и прославления. Благодарение Бога есть наш великий долг, который мы призваны всегда исполнять. Даже если словесно мы не выражаем благодарности Богу, то следует иметь внутри себя постоянное благодарное сознание Божией благости к нам. Благодарить надо многократно, и не только за благодеяния, получаемые лично нами, но и за те, что изливаются на других, на наших братьев-людей и братьев во Христе. Апостол возносил благодарность Богу не только за своих самых близких друзей или самых выдающихся возлюбленных Божиих, но за всех их.

II. К своей хвале, или благодарению, Павел присоединяет молитву. Всякий раз, как мы обращаемся к Богу со своими молитвами и прошениями, должны присоединять к ним и благодарение, Флп 4:6. Также когда мы благодарим Бога за полученные блага, то должны присоединять к этому и свои прошения. Мы должны молиться всегда и непрестанно, и не только за себя, но и за других, за друзей, вспоминать о них в своих молитвах. Мы можем периодически вспоминать их имена, а также их положение и обстоятельства; по крайней мере, должны хранить в своей душе их имена и обстоятельства, непрестанно помнить о них. Заметьте: как существует много причин для благодарности Богу за себя и за друзей, так же много есть и причин для постоянных прошений о новых благословениях.

III. За что конкретно Павел благодарил Бога.

1. За спасительную благодать, ниспосланную им. Для этой благодарности были основания и причины:

(1) Их вера и дело веры. Апостол говорит, что слава о вере их распространилась очень широко, ст. 8. Вера — это коренная добродетель. Их вера была истинной и живой верой, потому что она была действующей. Заметим: истинная вера всегда является действующей: она оказывает влияние на сердце человека и на его жизнь; она побуждает нас трудиться для Господа и для нашего собственного спасения. Мы находим утешение как в нашей собственной вере, так и в вере других, когда видим дела веры: ...покажу тебе веру мою из дел моих, Иак 2:18.

(2) Их любовь и труд любви. Любовь — одна из основных добродетелей; она приносит много блага нам в этой жизни и сохранится в жизни будущей, где достигнет совершенства. Вера действует любовью, обнаруживает себя в любви к Богу и в любви к ближнему. Любовь же проявляется в труде, вдохновляя нас на великие подвиги веры.

(3) Их упование и терпение упования. Мы спасены в надежде. Эта добродетель сравнивается со шлемом воина и якорем моряка, она оказывает нам большую помощь во времена опасности. Хорошо утвержденное упование на жизнь вечную всегда проявляет себя в терпении: в терпеливом перенесении различных бедствий земной жизни и в терпеливом ожидании славы, которая откроется в будущем. Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении, Рим 8:25.

2. Апостол не только упоминает об этих главных добродетелях, вере, надежде и любви, но при этом отмечает следующее:

(1) Кто является предметом их веры, любви и надежды и побуждающим стимулом их, а именно: Господь наш Иисус Христос.

(2) Искренность их веры, надежды и любви: они проявлялись пред Богом и Отцем нашим. Великим стимулом нашей искренности является сознание того, что око Божие всегда над нами; и признаком искренности является то, что мы все делаем из желания быть Ему угодными, стараемся делать то, что право в Его глазах. Дело веры, труд любви и терпение упования будут искренними тогда, когда они совершаются перед лицом Божиим.

(3) Откуда проистекают эти добродетели, а именно: из избирающей любви Божией: Зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия, ст. 4. Так он прослеживает эти потоки благодати до их первоисточника вечного предопределения Божия. Некоторые понимают под избранием их Богом только отделение фессалоникийцев от неверующих иудеев и язычников при их обращении, но это было по определению Совершающего все по изволению воли Своей, Ефес 1:11. Говоря об их избрании, он называет их возлюбленные Богом братия, так как избрание есть источник христианского братства. Мы все возлюбленные Бога и были возлюблены Им еще тогда, когда в нас не было ничего, что заслуживало бы Его любви; в этом заключается причина того, почему мы должны любить друг друга. Об избрании фессалоникийцев было известно апостолам и самим фессалоникийцам по плодам и результатам этого избрания, то есть по их искренней вере, надежде и любви, а также по успехам благовествования среди них. Заметим:

[1] Все призванные и освященные были от вечности избраны ко спасению.

[2] Избрание Божие происходит от Его собственного благоволения, согласно дару благодати, а не от каких-то заслуг со стороны избранных.

[3] Избрание Божие узнается по плодам его.

[4] Всякий раз, когда мы воздаем благодарность Богу за Его благодать, явленную нам лично или другим, мы должны идти к источнику потоков благодати и благодарить Бога за Его избирающую любовь, выделившую нас.

3. Другая причина благодарности апостола заключается в успехе его служения среди фессалоникийцев. Он благодарит Бога как за себя, так и за них, что его труд не был тщетен. Он имел в них печать и удостоверение своего апостольства, а также великое ободрение для своего труда и своих страданий. Их готовность, с какой они приняли Евангелие, проповеданное им, свидетельствовала о том что они были избраны и возлюблены Богом. Именно по этому он узнал об их избрании. Павел с благодарностью отмечает, что (1) Благовествование пришло к ним не только в слове, но и в силе. Слово не просто услаждало их слух и развлекало их воображение, но действовало на их сердца, так как ему сопутствовала божественная сила, убеждавшая их совесть и преображавшая их жизнь. Заметим: мы можем знать о своем избрании не по тому, что способны рассуждать о божественном, подобно ученому попугаю, но по его влиянию, какое оно оказало на наши сердца, умертвив наши похоти, наше влечение к миру и вознеся нас в горний мир.

(2) Оно пришло в Святом Духе, то есть с мощной силой божественного Духа. Заметим: если Дух Божий не сопутствует слову Божьему, то оно будет для нас просто мертвой буквой, а буква убивает, и только Дух животворит.

(3) Евангелие пришло к ним со многими удостоверениями. Они были полностью убеждены в его истинности, так что умы их нелегко было поколебать возражениями и сомнениями. Они были готовы ради Христа отдать все, они совершенно полагались на достоверность евангельского откровения в вопросе вечного спасения своей души. Слово не было для них чем-то вроде рассуждений некоторых философов, их мнений и сомнительных спекуляций, но было предметом их веры и твердой уверенности. Их вера была уверенностью в невидимом. Кроме того, фессалоникийцы знали, кем были и что сделали для них апостол и его сотрудники, каков был успех их труда среди них.


Толкование отцов церкви (1 Фессалоникийцам 1 глава 4 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 4−5 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия; потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами

Что такое говорит он: «знаете, каковы были мы для вас между вами». Здесь он и своих касается подвигов, но прикровенно; главным же образом хочет их похвалить. Смысл его слов такой: мы знаем, что вы принадлежите к числу благородных и великих, к числу избранных; поэтому-то и мы терпим все ради вас; слова: «каковы были мы для вас» и означают то, что мы с великим усердием и великим мужеством готовы были положить за вас и души свои, и однакоже за это благодарность не нам, а вам; так как вы избранные. Потому он и в другом месте говорит: «Посему я все терплю ради избранных» (2 Тим2:10). Подлинно, за возлюбленных Божиих чего бы кто не согласился потерпеть? И, упоминая о себе, он говорит как бы так: если вы и возлюбленные и избранные, то нам и должно терпеть все. Таким образом служили ободрением для них не только похвала, но и напоминание о том, что и сами (апостолы) являли мужество соответствующее их ревности.

Источник: Беседы на послание к Фессалоникийцам

Свят. Феофан Затворник (1815−1894)

Ведяще, братие возлюбленная, от Бога избрание ваше.

Ведяще стоит в прямом соответствии с непрестанно поминающе и указывает на вторую причину, побуждавшую святого Павла благодарить Бога за солунян, именно — избрание их к участию в царстве благодати. Избрание точно есть знак великого Божия благоволения, за который нельзя не благодарить. Как древний Израиль был избран из всего рода человеческого в народ Божий; так теперь и из Израиля, и из всех языков избирается Богу новый род, язык свят, люди, обновленные чрез призвание из тьмы в чудный свет, открываемый Евангелием (1Пет 2:9). Избранные призываются, призванные оправдываются, сохранившие оправдание прославляются (Рим 8:30). Видя ясно, что солуняне введены в сей дивный путь Божий, святой Павел в радости за них благодарит Бога. Видеть сие мог святой Павел уже из того, что они призваны к Евангелию, ибо призвание сие есть указание избрания. Но особенное в этом убеждение почерпает он из того, что само призвание их сопровождалось необыкновенными явлениями силы Божией. В этой особенности призвания видит он особенность и избрания; почему прилагает воззвание: братие возлюбленная Богом. Все же сие приводит он им на память и чтоб утешить их в скорбях, и чтоб удостоверить их, что как уверованием, так и стоянием в вере они дело Божие совершают, — то, чего хочет от них Бог, к чему Он избрал их.

К чему относить от Бога — к братие возлюбленная от Бога, или к от Бога избрание ваше? — Наши толковники не занимаются этим; в изложении же своего толкования настоящего места употребляют то и другое выражение. Феофилакт пишет: «Знаем, что вы избраны Богом»; Экумений: «Знаем, что вы от Бога избраны и возлюблены». Нечего этим и утруждать свою голову. По мысли же и к тому, и другому равно приложимо — от Бога. Избраны, поелику возлюблены, возлюблены, потому и избраны. Израиль был именуем возлюбленным (Пс 59:7; 107, 7), по избранию (Рим 11:28). И христиане — возлюбленные, яко избранные (Кол 3:12). Возлюбленные — понятнее и утешительнее. Не потому ли святой Павел предварил сим термином избрание, чтоб сие избрание — нечто отвлеченное — приблизить к сердцу и тем дать ему возможность произвесть на него свое действие. Благодатное избрание есть осуществление Божией любви к тем или другим, по коей Он, от вечности присущий Ему план спасения грешного человечества приведши в действие чрез Иисуса Христа, последовательно вводит в участие в нем, призывая к вере в Евангелие. Призванием совершается акт избрания. Последовавшие ему вступают в состояние и чин избранных. У святого Павла здесь разумеется и то, и другое; ибо далее он описывает и то, как приблизилось к ним их избрание, стих 5, —и то, как солуняне вступили в чин избранных и стоят в нем, стих 6. У святого Павла христиане всюду называются избранными как такие лица, в которых чрез призвание к вере исполняется вечное определение Божие о спасении.

Преподобный Ефрем Сирин (~306−373)

зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия

Знаете братия, что от Бога избрание ваше, то есть призвание ваше.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия.

Вспоминаем, говорит, вас, потому что знаем, что вы избраны Богом: ибо вы предпочтительно пред многими другими избраны за веру. Откуда же это видно, святой Павел? Слушай, говорит, что следует далее.

Иустин (Попович) (1894−1978)

Зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия.

Эти непрерывные труды — ваш христианский удел, потому что вы как христиане призваны к ним как к великому достоинству. Это составляет ваше призвание, ниспосланное Богом. Господь, неутомимый и непрестанно делающий, избрал вас в Своих сотрудников на земной ниве«; Он на этой ниве — основной делатель, а вы призваны стать Его помощниками.

Кто дает солнцу столько света и тепла, если не Он, Вседетель? Кто заставляет пшеничное зернышко расти, плодоносить, если не Он, Вседетель? Кто приводит к росту и размножению зверей, цветы, деревья, если не Он, Вседетель? Кто изводит из воды рыб и других бесчисленных животных, если не Он, Вседетель? Кто вызвал из небытия воздух, свет, звезды, если не Он, Вседетель? Кто дает всему живому силы существовать, размножаться и продолжать свой род на протяжении всех веков, если не Он, Вседетель?

Стань помощником такого Всесильного, Премудрого Вседетеля! Есть ли большая радость, чем это сотрудничество? Борьба, любая борьба не дается с легкостью, но труд веры, труд любви и труд надежды становится отрадным, когда в нем — человеколюбивый Вседетель, совершающий в нас и посредством нас эти чудные дела.


Открыть окно