Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Фессалоникийцам 1 глава 3 стих)

μνημονευοντες praes. act. part, от μνημονευω (#3648) помнить, с obj. в gen. Гл. обычно значит напоминать или упоминать о чем-л. (Moore), υμων gen. pl. от συ (#5148) ваше. Слово для выделения поставлено вперед, перед тремя фразами и может относиться к каждой из них (Best), εργον (#2240) работа. Слово обозначает активность (Lightfoot). Также оно может означать результаты деятельности, достижения (Best). Это слово рассматривает христианскую жизнь целиком, как управляемую и движимую верой (Milligan). πιστεως gen. sing, от πιστις (#4411) вера, преданность. Subj. gen., "работа, производимая верой", κοπος (#3160) труд. Это слово обозначает усердный, изнурительный труд, влекущий за собой усталость (Moore); подчеркивает утомление, которое следует за предельным напряжением сил (Trench, Synonyms, 378). υπομονη (#5705) выносливость. Это дух, который терпит все не просто самоотверженно, но с упованием. Дух выносит все, потому что знает: все это ведет его к славе (NTW, 60; TDNT; NIDNTT; TLNT). Формы gen. здесь (вера, надежда, любовь) являются subj. gen., "то, что является плодом веры, надежды и любви" (МТ, 211). εμπροσθεν (#1869) в присутствии.


Учебная Библия МакАртура (1 Фессалоникийцам 1 глава 3 стих)

1:3 дело веры Любимое словосочетание Павла: надежда вера и любовь (5:8; 1Кор 13:13; Кол 1:4,5). Павел говорит здесь о том, что эти составляющие представляют собой основу служения (ср. ст. 9,10).


Комментарии МакДональда (1 Фессалоникийцам 1 глава 3 стих)

1:2−3 Всегда в своих молитвах Павел упоминал фессалоникийцев. (А мы столь же постоянны, вспоминая наших братьев и сестер христиан?) И он всегда молился о них и благодарил Бога, помня их дело веры, труд любви и терпение упования.

Под делом веры, возможно, надо понимать их обращение к Богу. Эта характеристика веры как дела напоминает нам о том времени, когда люди спрашивали Иисуса: «Что нам делать, чтобы творить дела Божьи?» На что Иисус ответил им: «Вот дело Божье, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин 6:28−29). В этом смысле вера — поступок или действие, дело. Но это не тот тяжелый труд, благодаря которому человек заслуживает почет или которым он может похвалиться.

Это, собственно, единственное дело, которое человек может совершить, не посягая на славу Христа как Спасителя и не отрицая того, что сам он бессильный грешник. Вера — дело, которое не прославляет человека, но которым творение выражает признательность своему Творцу, а грешник — своему Спасителю. Выражение «дело веры» включает в себя и жизнь веры, которая следует за обращением.

Помимо дела веры, Павел вспоминает их труд любви. Под этим имеется в виду их служение Богу, в основе которого лежит любовь к Господу Иисусу. Христианство — это не жизнь, подчиненная долгу, а Личность, которой нужно служить из любви. Быть Его рабом — значит обладать полной свободой, и «любовь к Нему делает трудную и скучную работу божественной». В сравнении с любовью мотив выгоды — низкое, показное побуждение. Любовь к Христу подвигает людей на такое служение, которое не окупить никакими долларами. Фессалоникийцы свидетельствовали об этом своей жизнью.

И наконец, Павел благодарит за их терпение упования. Здесь подразумевается их стойкое ожидание возвращения Иисуса. За свою непреклонную верность Иисусу они подвергались гонениям. Но их, по выражению Филлипса, «сверхупрямая терпимость» не дала трещины.

Все это Павел вспоминает «пред Богом и Отцом нашим». Когда апостол в молитве входил в присутствие Божье, он вспоминал духовное рождение и рост святых и тихо возносил благодарность за их веру, любовь и надежду.


Толкование Мэтью Генри (1 Фессалоникийцам 1 глава 3 стих)

Стихи 2−5. I. Апостол начинает с выражения благодарности Богу. Желая сказать о том, что его очень радовало в фессалоникийцах, что было достойно высокой похвалы, Павел прибегает к форме благодарения Бога, бывшего источником всего доброго, что было даровано им или совершено через них. Бог есть объект всякого благочестивого поклонения, молитв и прославления. Благодарение Бога есть наш великий долг, который мы призваны всегда исполнять. Даже если словесно мы не выражаем благодарности Богу, то следует иметь внутри себя постоянное благодарное сознание Божией благости к нам. Благодарить надо многократно, и не только за благодеяния, получаемые лично нами, но и за те, что изливаются на других, на наших братьев-людей и братьев во Христе. Апостол возносил благодарность Богу не только за своих самых близких друзей или самых выдающихся возлюбленных Божиих, но за всех их.

II. К своей хвале, или благодарению, Павел присоединяет молитву. Всякий раз, как мы обращаемся к Богу со своими молитвами и прошениями, должны присоединять к ним и благодарение, Флп 4:6. Также когда мы благодарим Бога за полученные блага, то должны присоединять к этому и свои прошения. Мы должны молиться всегда и непрестанно, и не только за себя, но и за других, за друзей, вспоминать о них в своих молитвах. Мы можем периодически вспоминать их имена, а также их положение и обстоятельства; по крайней мере, должны хранить в своей душе их имена и обстоятельства, непрестанно помнить о них. Заметьте: как существует много причин для благодарности Богу за себя и за друзей, так же много есть и причин для постоянных прошений о новых благословениях.

III. За что конкретно Павел благодарил Бога.

1. За спасительную благодать, ниспосланную им. Для этой благодарности были основания и причины:

(1) Их вера и дело веры. Апостол говорит, что слава о вере их распространилась очень широко, ст. 8. Вера — это коренная добродетель. Их вера была истинной и живой верой, потому что она была действующей. Заметим: истинная вера всегда является действующей: она оказывает влияние на сердце человека и на его жизнь; она побуждает нас трудиться для Господа и для нашего собственного спасения. Мы находим утешение как в нашей собственной вере, так и в вере других, когда видим дела веры: ...покажу тебе веру мою из дел моих, Иак 2:18.

(2) Их любовь и труд любви. Любовь — одна из основных добродетелей; она приносит много блага нам в этой жизни и сохранится в жизни будущей, где достигнет совершенства. Вера действует любовью, обнаруживает себя в любви к Богу и в любви к ближнему. Любовь же проявляется в труде, вдохновляя нас на великие подвиги веры.

(3) Их упование и терпение упования. Мы спасены в надежде. Эта добродетель сравнивается со шлемом воина и якорем моряка, она оказывает нам большую помощь во времена опасности. Хорошо утвержденное упование на жизнь вечную всегда проявляет себя в терпении: в терпеливом перенесении различных бедствий земной жизни и в терпеливом ожидании славы, которая откроется в будущем. Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении, Рим 8:25.

2. Апостол не только упоминает об этих главных добродетелях, вере, надежде и любви, но при этом отмечает следующее:

(1) Кто является предметом их веры, любви и надежды и побуждающим стимулом их, а именно: Господь наш Иисус Христос.

(2) Искренность их веры, надежды и любви: они проявлялись пред Богом и Отцем нашим. Великим стимулом нашей искренности является сознание того, что око Божие всегда над нами; и признаком искренности является то, что мы все делаем из желания быть Ему угодными, стараемся делать то, что право в Его глазах. Дело веры, труд любви и терпение упования будут искренними тогда, когда они совершаются перед лицом Божиим.

(3) Откуда проистекают эти добродетели, а именно: из избирающей любви Божией: Зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия, ст. 4. Так он прослеживает эти потоки благодати до их первоисточника вечного предопределения Божия. Некоторые понимают под избранием их Богом только отделение фессалоникийцев от неверующих иудеев и язычников при их обращении, но это было по определению Совершающего все по изволению воли Своей, Ефес 1:11. Говоря об их избрании, он называет их возлюбленные Богом братия, так как избрание есть источник христианского братства. Мы все возлюбленные Бога и были возлюблены Им еще тогда, когда в нас не было ничего, что заслуживало бы Его любви; в этом заключается причина того, почему мы должны любить друг друга. Об избрании фессалоникийцев было известно апостолам и самим фессалоникийцам по плодам и результатам этого избрания, то есть по их искренней вере, надежде и любви, а также по успехам благовествования среди них. Заметим:

[1] Все призванные и освященные были от вечности избраны ко спасению.

[2] Избрание Божие происходит от Его собственного благоволения, согласно дару благодати, а не от каких-то заслуг со стороны избранных.

[3] Избрание Божие узнается по плодам его.

[4] Всякий раз, когда мы воздаем благодарность Богу за Его благодать, явленную нам лично или другим, мы должны идти к источнику потоков благодати и благодарить Бога за Его избирающую любовь, выделившую нас.

3. Другая причина благодарности апостола заключается в успехе его служения среди фессалоникийцев. Он благодарит Бога как за себя, так и за них, что его труд не был тщетен. Он имел в них печать и удостоверение своего апостольства, а также великое ободрение для своего труда и своих страданий. Их готовность, с какой они приняли Евангелие, проповеданное им, свидетельствовала о том что они были избраны и возлюблены Богом. Именно по этому он узнал об их избрании. Павел с благодарностью отмечает, что (1) Благовествование пришло к ним не только в слове, но и в силе. Слово не просто услаждало их слух и развлекало их воображение, но действовало на их сердца, так как ему сопутствовала божественная сила, убеждавшая их совесть и преображавшая их жизнь. Заметим: мы можем знать о своем избрании не по тому, что способны рассуждать о божественном, подобно ученому попугаю, но по его влиянию, какое оно оказало на наши сердца, умертвив наши похоти, наше влечение к миру и вознеся нас в горний мир.

(2) Оно пришло в Святом Духе, то есть с мощной силой божественного Духа. Заметим: если Дух Божий не сопутствует слову Божьему, то оно будет для нас просто мертвой буквой, а буква убивает, и только Дух животворит.

(3) Евангелие пришло к ним со многими удостоверениями. Они были полностью убеждены в его истинности, так что умы их нелегко было поколебать возражениями и сомнениями. Они были готовы ради Христа отдать все, они совершенно полагались на достоверность евангельского откровения в вопросе вечного спасения своей души. Слово не было для них чем-то вроде рассуждений некоторых философов, их мнений и сомнительных спекуляций, но было предметом их веры и твердой уверенности. Их вера была уверенностью в невидимом. Кроме того, фессалоникийцы знали, кем были и что сделали для них апостол и его сотрудники, каков был успех их труда среди них.


Толкование отцов церкви (1 Фессалоникийцам 1 глава 3 стих)

Свят. Феофан Затворник (1815−1894)

Непрестанно поминающе ваше дело веры, и труд любве, и терпение упования Господа нашего Иисуса Христа, пред Богом и Отцем нашим.

Вот первая сторона светлого состояния солунян. Апостол, «желая показать, что воспоминает о солунянах не только в молитвах, но и кроме молитвы, говорит: непрестанно поминающе» (святой Златоуст). Сказал Апостол, что как только вспомнит о них в молитвах, всегда благодарит Бora. Чего ради? — Того ради, что у него в душе постоянно стоит образ их христианского совершенства. Это непрестанное памятование об их хорошем состоянии, которое от Бога, и заставляет его благодарить всегда за них Бога в молитвах.

Поминает святой Павел о тех совершенствах, которые сам видел и о которых сказал ему святой Тимофей, и говорит об них с такою выразительностию ради того, что после намерен говорить о своей среди них деятельности с хорошей стороны. «Прежде говорит о их подвигах, а потом о своих, чтоб не показалось, что он превозносится» (Златоуст). Говорит же так не ради того, чтоб подкупить тем их внимание к своему последующему слову, а как отец, радующийся о совершенстве чад своих. При всем том, однако ж, можно допустить, что Апостол имел вместе в виду — обрисовать то, что они должны являть в жизни своей в большем и большем совершенстве. Изображая начатки совершенной жизни, как совершенства, он раздражает ревность достигать указуемого предела совершенства.

Единичная память святых Апостолов тройственна в предметах. Эту тройственность составляют три главные добродетели христианские: вера, надежда и любовь. Это — силы, начала, стихии благодатно-христианской жизни, которые в акте возрождения во Христе изливаются в сердца христиан Духом Святым и без которых невозможно никакое истинно христианское расположение и действование. Почему святой Павел часто вводит их в речь свою, в своих посланиях (сравни: 5, 8; 1Кор 13:3; Кол 1:4). Здесь речь о них имеет ту особенность, что Апостол не просто поминает о них, а характеризует каждую особыми чертами, определяющими, как явились они на деле в жизни солунян, уверяя, что помнит их дело веры, труд любве, терпение упования: не одни — дело, труд и терпение, и не одни — веру, любовь и упование, а те и другие вместе по взаимнопроникновении, как бы так: терпение уповательное и упование терпеливое, труд любовный и любовь трудящуюся, веру дельную и дельность верующую. Ибо в действительности они взаимно друг друга рождают и друг друга поддерживают и хранят.

Дело веры определить с точностью труднее других двух терминов. Дело веры есть и первый акт уверования, и дело — немаловажное и не легкое, — начало и корень всех других проявлений христианства. Вера не вдруг образуется: является сначала мысль — не поверить ли? Мысль эта вступает в борьбу с тем, что внутри и что вовне. Когда все преодолеется, произносится в сердце решение: верую, — и дело веры совершается. Понимать ли сей акт как воздействие Божие или как склонение и решение сердца, — он всегда есть нечто достопамятное. Апостол и говорит: помню, как вы уверовали. Дело веры в сем смысле будет то дело, которое потребовал Спаситель от иудеев, спрашивавших, что делать: да веруете в Того, Кого послал Бог (Ин 6:29). Но сие дело больше или меньше невидимо; между тем дело веры, здесь, по соответствии его труду любви и терпению упования, кои видимы, должно быть нечто видимое. Видимость веры есть обнаружение ее в том, что знаменует веру. Вера имеет свой круг проявлений себя, принятие, например, таинств, свое исповедание, общение с единоверными в едином духе с ними, устранение от лжеверов и всего, чем обнаруживается лжеверие. Кто все это являет, совершает дело веры. Дело веры в сем смысле будет постоянное, стойкое, небоязненное обнаружение в себе, во всем и всюду, лица христианина верующего, —и будет соответствовать явлению дела законного, написанного в сердцах (Рим 2:15).

С этим близко третье значение дела веры, на которое указывает святой Златоуст, — как стойкости и постоянства в вере, несмотря на стеснения. «Что такое дело веры? — То, что ничто не поколебало вашего постоянства. Если веруешь, стой; если не стоишь, не веруешь. Вера оправдывается постоянством и усердием».— В сем смысле дело веры будет верование, энергично начатое и постоянно содержимое, несмотря на скорби, нападки, гонения и притеснения, как занятие, профессия, дело всей жизни, дающее ей характеристику. Но это не то, что терпение упования, ибо это все обращено в будущее, а то — занято настоящим, опираясь на бывшем.

В каком же смысле разуметь дело веры в настоящем месте? — Во всех; ибо во всех сих видах дело веры действительно явлено солунянами. Можно подобозначущее ему слово указать в подвиге веры (1Тим 6:12).

Труд любве, — заботы и жертвы солунян в облегчении участи христиан и во всяком им помогании, — то, что творили солуняне ко всей братии, сущей во всей Македонии (4, 10). Святой Павел радуется тому, что и в это тяжелое время, когда сами подвергались всесторонним нападкам, солуняне не только между собою хранили любовь, но и всюду распространяли жертвы ее, обнимая ею всех святых. Труд предполагает действование с утомлением, тяготою, приболезненностию. Но труд любви не замечает и как бы не ощущает того. И в нем есть терпение, но терпение любви, любовию поглощаемое. Это, можно сказать, труд беструдный, или нетрудящий.

Терпение упования, неуклонное стояние под крестом, непоколебимость в страданиях, явленная солунянами в постигшем их гонении (Деян 17:5 и 9), как плод упования, которое в настоящем скорбном умеет указать вернейший путь к получению вечного прославления в Господе Иисусе Христе (Рим 8:18). «В событиях сих (гонениях на солунян) выразилось, —говорит святой Златоуст, — не только мужество их, но и то, что они с полным убеждением уверовали в обетованные награды». Терпение есть постоянный спутник упования: ибо даже самоупование, как упование, терпит (Рим 8:25); оно есть не только носитель упования, как бы тело, оживляемое им, но само рождает упование (Рим 4:5). Почему в иных местах Писания видимо стоит вместо упования (Тит 2:2).

Делом веры объемлется отношение к Богу; трудом любви определяется отношение к братиям — христианам; терпением упования очерчивается личная участь каждого верующего в здешней жизни с прозрением в будущую. Дело веры исполняет жизни, сил и готовности действовать; труд любви открывает поприще для живого и многоплодного действования; терпение упования завершает и венчает труды — и есть нечто высшее и отрешеннейшее. Терпение Богоугодное труднее Богоугодного действования; но зато оно, чрез конечное испытание, вводит вслед Господа в окончательное совершенство и прославление. В этих трех проявляют себя корень, ствол и колос новой жизни в Господе Иисусе Христе. Вера приемлет благодать и есть засеменение жизни христианской, пересаждение чрез Христа Спасителя в Бога, врощение в Него. Отсюда исходит любовь, как отражение Божией любви в сердце человека, или ответ сердца человеческого на ощущенную любовь к нему Бога, — душа и каждого христианина, и всего тела Церкви Христовой. Упование ведает, что будущее принадлежит Христу Господу и Святой Церкви Христовой. Оно как бы уже переселяется туда и там живет не воззрением только, но и чувством, в уверенности, что преславна духовная жизнь, которая, от прославленного Господа исходя, качествует ныне в членах Его еще только внутренно, но в свое время преславно раскроется и вовне, все собою проникнет, нынешние же противности ей — плоть, мир и диавол — устранены будут со сцены жизни новым явлением Господа, когда и все сущее перечищено будет огнем. Таковы деятели внутренней жизни во Христе. Святой Павел радуется и в радости благодарит Бога, что Он благоволил явить в солунянах эту полноту жизненных сил, характеризующих христианина.

Святой Златоуст все сии три отличия основных христианских добродетелей, —дело, труд, терпение, — объясняет из стеснительных обстоятельств, в которых находились тогда солуняне, и видит в этом печать Божественности принятой ими веры. «Бог, говорит, попустил немедленно быть гонениям на них для того, чтобы кто не сказал, что проповедь Христова утвердилась у них случайно, а напротив, явно было, что не убеждение человеческое, но сила Божия дала такую крепость душам верующих».

Слова Господа нашего Иисуса Христа можно относить ко всем трем добродетелям, указывая в Господе их предмет и источник; и можно — к одному упованию: последнее представляется более уместным. Христос Господь прямо именуется упованием нашим (1Тим 1,1; Кол 1:27) и есть существенный предмет упования не только потому, что все надежды наши почивают и утверждаются на Нем, но и потому, что Он Сам ждется, и чрез второе Его пришествие и с ним соединенное раскрытие славы Царства Христова исполнится упование славы, и как бы само упование прославится (Тит 2:13). Не трудно заметить, что этим приложением святой Павел с самого начала выдвигает вперед упование пред другими его спутницами, потому что после должен был говорить о главном предмете его — втором пришествии Христовом.

Пред Богом и Отцем нашим можно относить к поминающе и можно — к трем христианским добродетелям. Святой Златоуст, блаженный Феодорит и Экумений говорят, что можно относить к тому и другому, но больше склоняются на последнее, которое и надобно предпочесть. Ибо если принять первое, — то есть, что святой Павел поминал непрестанно о христианских добродетелях солунян пред Богом и Отцом, — то здесь будет та же мысль, что и в предыдущем стихе, где он говорил, что благодарит Бога, память о них творя в молитвах своих. Между тем по течению мысли видно, что ему следовало не то же самое сказать пояснее, или другими словами, а указать, что побуждало его благодарить Бога за солунян. Это же будет ясно само собою, когда слова: пред Богом и Отцем сочетаем с указанными пред сим добродетелями. Что же побуждало? — Совершенство христианских добродетелей их пред Богом и Отцом. То достойно похвалы и благодарения, что и дело веры, и труд любви, и терпение упования солуняне являли пред Богом и Отцом, Ему их посвящая при мысли о Нем, в присутствии Его совершая их, и, следовательно, со всем тщанием и усердием, со всею искренностию и чистотою побуждений. Помнили солуняне, что «над всем этим надзирает Бог всяческих» (блаженный Феодорит), что «Он все видит и что У Него не предается забвению ничто из того, что ими делается» (Экумений). Потому и постарались явить в себе означенные добродетели в такой силе. Здесь святой Павел видит в солунянах то же совершенство, преуспеяния в котором — большего и большего — желает он им потом в конце первой части послания, молясь, чтоб Господь утвердил сердца их непорочна во святыни пред Богом и Отцем нашим (3, 13). И это очень прилично было означить, так как вслед за сим выражением отношения солунян к Богу Апостол хочет помянуть и об отношении Бога к ним, как бы так: вы все делаете пред Богом — и достойно есть так действовать; ибо и Бог много к вам милости показал, избрав вас.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Непрестанно памятуя.

Не только, говорит, в молитвах поминаю вас, но и во всякое другое время. Это — доказательство его горячей любви.

Ваше дело веры.

То есть вашего постоянства. Ибо дело веры в том, чтобы твердо стоять, а не на словах только хвалиться верой.

И труд любви.

Какой труд любить? Просто любить — нет труда; но любить истинно-труд великий. Ибо если кто-нибудь все переносит для любимого человека, как же это не труд? А фессалоникийцы действительно много пострадали из любви к Павлу, как это можно видеть из книги Деяний (Деян 17:5).

И терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа.

Много, говорит, вы перенесли продолжительных испытаний, и перенесли, подкрепляемые надеждой. Ибо с полным убеждением верили приготовленным наградам: так как Бог допустил им в начале подвергнуться испытаниям для того, чтобы кто не сказал, что проповедь утверждается просто и лестью, но чтобы видно было, что тут действовало не человеческое убеждение, а сила Божия, покоряющая души.

Пред Богом и Отцем нашим.

Можно понимать это двояко: или вспоминая пред Богом и Отцом нашим; или разуметь дело веры, которое пред Богом. Значит, не думайте, что вы трудитесь бесполезно; напротив, все — пред Богом, и Он воздаст награду.

Иустин (Попович) (1894−1978)

Непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим

В первую очередь помнит это дело новая душа, новое сердце, новая совесть, новая жизнь. Это и есть дело вашей веры в Господа Иисуса Христа, поскольку Господь Иисус Христос, вселяющийся в сердца ваши посредством веры, обновляет всю вашу душу, совесть, сердце и жизнь и преображает вас в новых людей, новых во всем, так что у вас уже новые, святые мысли, новые, святые чувства и новые, святые дела. Вера все ваше существо вкореняет в Господе Иисусе Христе, и поэтому вы приносите плоды, достойные Евангелия Иисуса Христа, приносите плоды божественные, богочеловеческие, бессмертные и вечные.

Вера всегда производит дела посредством любви, молитвы, милостыни, поста, целомудрия, терпения и всех остальных евангельских добродетелей. Вера обновляет зрение нашей души, так что та начинает видеть невидимое и вечное (см.: 2Кор 4:18), видеть бесконечность Божественной истины, правды и любви, которые вам необходимо стяжать. Вера всегда предваряет все бесконечности божественных совершенств, поэтому нет конца в действии нашей веры: она постоянно ведет нас от добродетели к добродетели, от силы в силу, от совершенства к совершенству. «Дело» нашей веры бесконечно, как бесконечно и наше совершенствование согласно всеобязательной заповеди Спасителя: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5:48).

Действительная вера, евангельская и бесконечная вера ведет к евангельской и божественной любви, которая есть «исполнение закона»; поэтому и подвиг евангельской любви не имеет меры и границ. Эта любовь простирается на все существующее, видимое и невидимое, и непрестанно подвизается ради всего существующего, так что чем больше подвиг, тем сильнее желание подвизаться, которое никогда не исчезнет. Даже когда она кажется «спящей», она бдит и бодрствует. Если любовь засыпает, значит, она мертва. Поскольку она исходит от Бога, Который есть Любовь, она никогда не прекращает подвизаться, бодрствовать, трудиться, верить, молиться, терпеть, творить истину и жить вечно.

Любовь в первую очередь питается молитвой! Святая евангельская любовь в действительности является плодом молитвы, делом молитвы! «Любовь от молитвы», — благовествует преподобный Исаак Сирин

Божественная, вечная любовь исходит от Бога и даруется через молитву, значит, самые великие молитвенники имеют больше всего любви; значит, святые пронизаны любовью и молитвой. Да, любовь рождается от молитвы, но и молитва питается и растет посредством любви вместе с прочими совершенствами. Этот подвиг любви, которому нет конца, это дело веры держат нас «в терпении упования на Господа нашего Иисуса Христа», и не только держат, но и руководят, и укрепляют, и дают радость во всех трудах, неудачах, мучениях. Наше терпеливое упование на Господа Иисуса Христа излечивает от каждой немощи и истощения в подвигах, от всякой усталости и унижения.

Если обессилет вера, то ей на помощь придет надежда. Если пошатнется любовь, ее укрепит упование. Вера, надежда и любовь образуют совершенство в духовной деятельной жизни! Только единство этих добродетелей приводит нас к каждому божественному совершенству, избавляет от духовной смерти, от бездействия и муки.

Дело веры, подвиг любви, терпение и надежда — вот главные зодчие наших душ, нашего спасения, бессмертия, богочеловечности. Трудись посредством веры, подвизайся посредством любви, терпи посредством упования — и ты воскресишь себя из всех своих «гробов», и никакая смерть абсолютно не принесет тебе вреда. Для этого необходимо тебе делать с верой, подвизаться с любовью, терпеть с надеждой, и хотя часто этот подвиг неприметен людям, но он всегда видим Богом, всегда явен Богу и Отцу нашему.

Лопухин А.П. (1852−1904)

непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим

Здесь (и в V:8) Ап. перечисляет три главных христианских добродетели — «веру, как источник всех христианских добродетелей, любовь, как зиждительный и поддерживающий принцип христианской жизни, и упование, как путеводную звезду, ведущую нас к будущей жизни» (Lightfoot op. cit. стр. 10). Тот же порядок поименования добродетелей мы находим в Кол I:4, 5 и в Гал V:5, 6; но в 1 Кор, XIII:13, любовь поставлена на последнем месте. «Важное значение, приданное здесь надежде, вполне согласно с преобладающим построением посланий к Ф-м, так как в них Апостол все время старается направить все внимание своих читателей к великому дню воздаяния».

См. также Толкование на 1 Сол. 1:2


Открыть окно