В таком случае уверенность Павла в коринфянах будет опозорена, не говоря уже о том, каким позором станет нерадивость коринфян для них самих.
Филлипс так переводит этот стих: «И чтобы, между нами, не случилось так, что кто-то из македонян, сопровождая меня к вам, обнаружит, что вы не готовы проявить щедрость! Нам (не говоря уже о вас) будет ужасно стыдно именно потому, что мы были так горды и уверены в вас».
I. Он говорит им, что излишне приводить еще какие-либо доводы о необходимости вспоможения святым (ст. 1), так как считает, что сказанного вполне достаточно для тех, о ком он был такого хорошего мнения. Ибо:
1. Он знал их усердие, знал, что они уже с прошлого года начали это доброе дело, так что:
2. Он хвалился их усердием перед македонянами, что побудило многих из них последовать их примеру. Поэтому он был убежден, что, хорошо начав, они смогут и продолжить хорошо. Таким образом, хваля их за то, что они уже сделали, он обязывает их и дальше поступать так же.
II. Он оправдывает себя в том, что послал к ним Тита и других братьев. Он не хочет, чтобы они обиделись за это на него, посчитав, что он чересчур настойчив и слишком жестко давит на них, поэтому открывает им истинные причины отправки братьев:
1. Чтобы они, будучи заранее предупрежденными, могли заранее подготовиться (ст. 3) и не оказались застигнутыми врасплох, когда он придет. Если мы ожидаем доброго дела от человека, то должны вести себя с ними разумно, деликатно, дать ему время для подготовки к нему.
2. Чтобы ему самому не оказаться постыженным в своей похвале о них в случае, если македоняне найдут их неготовыми, ст. 3−4. Павел намекает, что с ним могут прийти некоторые из македонян, и если к этому времени сбор пожертвований не будет произведен, то он, не они, останется постыженным, похвалившись о них с такою уверенностью. Таким образом Павел заботился и об их репутации, и о своей собственной. Христиане должны заботиться о чести своего звания и стремиться быть украшением учению Спасителя нашего Бога.
Да не како, аще приидут со мною Македоняне, и обрящут вас не приготованных, постыдимся мы, да не глаголем вы, в части сей похваления
Так сложились обстоятельства, что в самом их течении лежит неотразимое для коринфян понуждение поспешить сбором, и не только поспешить, но и позаботиться, чтоб он был не скуден. В объяснение того, почему так сильно о сем беспокоится святой Павел и собирает побуждения на побуждения, можно предположить, что святой Тит принес весть о медленности сбора милостыни, что подать готовы, но медлят сбором, полагая, что соберут разом, когда прийдет святой Павел. Он и собирает теперь такие представления коринфянам, по которым они должны чувствовать себя находящимися в безвыходном положении: как хочешь, а спеши сбором, и сбором немалым.
«Смотри, как действует на них не духовными только, но и человеческими побуждениями. Если, говорит, меня не уважаете, то подумайте о македонянах, да не како, аще приидут со мною, обрящут вас, не сказал — не желающими, но — не приготованных, то есть не все исполнившими. Если же и поздно подать уже стыдно, то подумайте, какой стыд вовсе не подавать милостыни или подать меньше надлежащего. Потом о последствиях коротко и вместе с силою говорит так: да не како постыдимся мы, да не глаголем вы, словами же: в сей части похваления — опять смягчает речь свою, не для того, впрочем, чтобы обеспечить их, но дабы показать, что прославившиеся другими добродетелями должны отличаться и сею добродетелию» (святой Златоуст).
Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
И чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы, — не говорю «вы», — похвалившись с такою уверенностью
Снова обращается к тому же и с большей силой выражает беспокойство, убеждая их человеческими соображениями. Ибо больше стыда, когда кто срамится пред чужими лицами. Может быть, говорит, вы рассчитываете на меня, как знакомого вам; но подумайте о македонянах, которые, быть может, придут со мной, что вероятно. И найдут вас, не сказал: нежелающими, но: неготовыми. Ибо и то стыдно, если вы не готовы и скоро не можете собрать; тем более стыда, если вы ничего не собрали, или собрали менее надлежащего. Но говоря: чтобы не остались в стыде мы, — не говорю «вы», — похвалившись с такою уверенностью, смягчает речь свою, — не во всем то есть постыдимся, но только в хвалении относительно милостыни; ибо прочее, касающееся вас, безукоризненно. Говорит же это не для того, чтобы польстить им, но скорее с тем, чтобы сделать их более усердными, дабы похваляемые во всем и в этом не оказались недостойными похвалы и ниже самих себя. Словами: не говорю «вы» показывает, что они больше будут посрамлены, нежели он; ибо это их грех. Под «частию» же разумеет основание, или самое дело, или существо похваления.
Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
и чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы, — не говорю «вы», — похвалившись с такою уверенностью
Ясно, что, если они желаемого не выполнят, в котором за них поручился апостол Павел, и сам он устыдится за них, да и сами коринфяне расстроятся.
Источник: На Послания к Коринфянам
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента