Они не видят тесной связи между ним и тем, о чем шла речь ранее. Им непонятно, что имеется в виду под неизреченным даром Его.
Но нам кажется, что когда апостол Павел заканчивает рассуждения, посвященные христианскому даянию, он не может не подумать о величайшем из всех дающих — о Самом Боге.
Он думает и о величайшем из всех даров — Господе Иисусе Христе. А потому он оставляет своих братьев-коринфян на этой высокой ноте. Они — дети Божьи и последователи Христа. Пусть же они следуют этим достойным примерам!
I. Указания апостола относительно того, какие правила следует соблюдать в деле благотворительности, чтобы оно совершалось должным образом. Очень важно, чтобы мы не только исполняли требуемое от нас, но исполняли так, как нам предписано. Заметьте, какого даяния апостол ожидал от коринфян:
1. Щедрого. В пятом стихе Павел намекал, что пожертвование должно делаться великодушно, щедро, без привкуса жадности; при этом он напоминает им о том, что люди, желающие получить хороший урожай на своих нивах, обычно не скупятся, когда сеют, так как пожинают пропорционально тому, что сеяли, ст. 6.
2. Обдуманного: Каждый уделяй по расположению сердца.., ст. 7. Дела милосердия, как и любое другое доброе дело, должны совершаться обдуманно и намеренно, в то время как некоторые делают добро по случаю. Они уступают, и, может быть, поспешно, чьей-то назойливости, без всякого рассуждения, и дают больше, чем намеревались, а потом сожалеют об этом. Или, наоборот, если бы они заранее все тщательно обдумали, то могли бы дать больше. Должное рассмотрение своего собственного положения и положения того, кому мы хотим помочь, подскажет нам, насколько щедрым должно быть наше пожертвование.
3. Доброхотного. Сколько бы мы ни давали, много или мало, мы должны давать доброхотно, а не с огорчением и не с принуждением.., ст. 7. Люди иногда дают милостыню только для того, чтобы отстать от назойливых просителей, и то, что они дают, как бы выжато из них силой. Такая нерасположенность губит все, что они делают. Мы должны давать больше, чем скромность некоторых позволяет им просить; мы должны не только хлебом делиться с голодным, но и душу свою отдавать ему, Ис 58:10. Должны давать щедро — открытой рукой, радостно — с открытым лицом, радуясь тому, что имеем возможность и средства быть милосердными.
II. Добрые поощрения к тому, чтобы совершать дело милосердия указанным образом. Апостол говорит коринфянам, что:
1. Дающие милостыню не потерпят ущерба. Это напоминание может устранить тайное возражение, могущее возникнуть против этого дела в умах некоторых, склонных опасаться, что они потерпят ущерб, если отдадут что-то. Но таковые должны учесть, что отданное бедным не пропадет, подобно тому как драгоценное семя, брошенное в землю, не пропадает, хотя и остается погребенным в ней на какое-то время; оно всходит и приносит урожай, так что сеятель получает гораздо больше того, что посеял, ст. 6. Так и дающий щедро и доброхотно может ожидать такого же хорошего прироста. Ибо:
(1) ...Доброхотно дающего любит Бог (ст. 7), а разве есть такое благо, на какое не мог бы рассчитывать тот, кого любит Бог? Может ли человек, делая угодное Богу, понести ущерб? Разве он не уверен в том, что в любом случае будет с прибылью, так или иначе? Более того, разве благоволение и любовь Божии для него не дороже всего, даже самой жизни?
(2) Бог силен обратить наше милосердие к нашей же пользе, ст. 8. У нас нет оснований не доверять благости Божией и, конечно, нет никаких оснований сомневаться в Его силе. Бог силен обогатить нас всякою благодатью, как духовными, так и материальными благами. Он силен дать нам достаток во всем; сделать нас довольными тем, что мы имеем; возместить нам то, что мы отдали, чтобы мы могли отдавать еще больше, как написано о милосердном человеке (Пс 111:9): ...расточил, раздал нищим; правда его, то есть его милосердие, пребывает во веки. Его честь — пребывающая, его награда — вечная, он сам живет в полном достатке и может щедро давать другим.
(3) Апостол возносит за них молитву к Богу о том, чтобы они не оказались в убытке, но получили прибыль, ст. 10−11. Рассмотрим здесь:
[1] К кому обращена молитва — к Богу, дающему семя сеющему, дающему такой прирост плодов земли, что мы имеем достаточно хлеба не только для пропитания в течение одного года, но и для посева на будущий год. Или к Богу, дающему достаток не только для нас лично, но также и для восполнения нужд других, чтобы мы таким образом уподобились семени, которое сеется.
[2] О чем просит Павел. Он желает для них, чтобы они могли всегда иметь достаточно хлеба в пищу для себя; чтобы Бог подал обилие посеянному ими и они могли бы сделать больше добра; чтобы Он умножил плоды правды их, чтобы они могли обильно пожать плоды своей щедрости и всем богаты были на всякую щедрость, ст. 11; чтобы они могли убедиться в том, что действительно ничего не потеряли, а приобрели. Примечание: Дела милосердия не только не доведут нас до нищеты, но напротив, поистине обогатят нас, то есть сделают истинно богатыми людьми.
2. В то время как они ничего не теряют, бедствующие святые приобретают, ибо дело служения сего... восполняет скудость святых.., ст. 12. Если мы имеем все основания считать их святыми, если мы уверены, что они принадлежат к семье Божиих детей и что они испытывают большую нужду, то с какой готовностью нам следует помочь им! Наша доброта не может быть проявлена к Богу, но мы должны щедро проявлять ее к святым, которые на земле, и к дивным Его, и таким образом мы докажем, что к ним направлено все желание наше.
3. Их милосердие послужит к похвале и славе Божией. Многие возблагодарят Бога за него — апостолы и те, кто участвовал в этом служении, ст. 11. Они благословят Бога, Который осчастливил их быть орудием в этом добром деле и дал им успех в нем. Кроме того, многие другие будут также благодарны: бедные, чьи нужды были восполнены этим служением, не преминут возблагодарить и благословить Бога за них; все те, кто доброжелательно настроен к Евангелию, прославят Бога.., видя опыт сего служения то есть доказательство покорности исповедуемому Евангелию Христову и истинной любви ко всем людям, ст. 13. Примечания:
(1) Сущность истинного христианства это покорность Евангелию, предание себя повелевающей силе его истин и законов.
(2) Мы должны доказать искренность нашей покорности Евангелию делами милосердия.
(3) Это будет способствовать доброй репутации нашего вероисповедания, похвале и славе Божией.
4. Те, чьи нужды будут восполнены, своими молитвами за своих благодетелей самым лучшим образом отплатят им за их доброту, ст. 14. И мы должны таким же образом воздавать за оказанную нам помощь, когда не в состоянии сделать это каким-либо иным путем; для бедных это есть единственное, чем они могут вознаградить своих благодетелей, а для богатых это часто является очень большим преимуществом.
Заключение. Апостол завершает эту тему славословием: Благодарение Богу за неизреченный дар Его! (ст. 15). Некоторые предполагают, что под этим неизреченным даром Павел подразумевает дар благодати, сообщаемый церкви, чтобы сделать ее способной и желающей восполнять нужды святых, что принесет неизреченное благодеяние как тем, кто дает милостыню, так и тем, кто принимает ее. Но, скорее всего, здесь подразумевается Иисус Христос, это поистине неизреченный дар Божий для всего мира, дар, за который мы имеем все основания быть благодарными.
Благодарение же Богови о неисповедимем Его даре
«Даром называет здесь или те многочисленные блага, какие получают чрез милостыню и принимающие, ее и подающие, или те неизреченные блага, которые пришествием Христовым прещедро дарованы всему миру, и сии последние преимущественно должно здесь разуметь» (святой Златоуст). «Воспоминает о благах, которых сподобились мы чрез воплощение Христово, как бы так говоря: не думайте, будто делаете что великое, ибо неизреченны блага, какие получали мы от Бога. И если мы даем немного из тленного, что великого?» (Феофилакт) Но если здесь дар означает вообще благодатное домостроительство, то и впереди под премногою благодатию то же приличнее разуметь. Апостол предполагает иерусамлимлян востекшими к созерцанию великой благодати Христовой в лице коринфян; но вслед за ними естественно востекли к тому же и коринфяне; за обоими ими он и сам на том же останавливает око ума своего и заканчивает слово общим благодарением Богу о неисповедимом даре в Господе Иисусе Христе, этим одним созерцанием покрывая все другие благие помышления.
Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Благодарение Богу за неизреченный дар Его
Благодарение же Богу за дары Его: или за воздаяние Его, или поелику дал Сына Своего за нас. Велик первый тот дар, но последний несравненен и неизъясним.
Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам
Благодарение Богу за неизреченный дар Его
Апостол обычно прославляет Бога, когда повествует о каком-либо домостроительстве Божием.
Источник: Толкования на послания апостола Павла (2Кор 9:15).
Благодарение Богу за неизреченный дар Его
Даром называет блага, бывающие от милостыни как подающим, так и принимающим. Или: напоминает о благах, которых мы удостоились чрез воплощение Христа, говоря как бы так: не думайте, что вы делаете великое дело. Блага, полученные нами от Бога, неизреченны. Что же великого в том, что мы подаем малое и бренное?
Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Благодарение Богу за неизреченный дар Его
Познаем, будучи рассудительными, благодеяние, соделанное нам, и возблагодарим за него его Творца. Прославим Бога за великий и неизреченный дар. Прекратим ненавистные обычаи расслабленности и пренебрежения, которые губят нашу жизнь. Будем усердными и ревностными во все время нашего служения. Превосходнее же и лучше постоянно стоять в благоговении и милосердии с бдящим сердцем в таинственном служении нашего великого и совершенного Спасителя, будучи препоясанными во [время] нашего духовного служения пред Богом, словно сильные рабы, которые усердны в служении Господнем.
Источник: Книга совершенства.
Благодарение Богу за неизреченный дар Его
Дар Его, т. е. Христов (ср. Ин 4:10; Рим 5:15).
Источник: Толковая Библия.
См. также Толкование на 2Кор 9:6