I. Указания апостола относительно того, какие правила следует соблюдать в деле благотворительности, чтобы оно совершалось должным образом. Очень важно, чтобы мы не только исполняли требуемое от нас, но исполняли так, как нам предписано. Заметьте, какого даяния апостол ожидал от коринфян:
1. Щедрого. В пятом стихе Павел намекал, что пожертвование должно делаться великодушно, щедро, без привкуса жадности; при этом он напоминает им о том, что люди, желающие получить хороший урожай на своих нивах, обычно не скупятся, когда сеют, так как пожинают пропорционально тому, что сеяли, ст. 6.
2. Обдуманного: Каждый уделяй по расположению сердца.., ст. 7. Дела милосердия, как и любое другое доброе дело, должны совершаться обдуманно и намеренно, в то время как некоторые делают добро по случаю. Они уступают, и, может быть, поспешно, чьей-то назойливости, без всякого рассуждения, и дают больше, чем намеревались, а потом сожалеют об этом. Или, наоборот, если бы они заранее все тщательно обдумали, то могли бы дать больше. Должное рассмотрение своего собственного положения и положения того, кому мы хотим помочь, подскажет нам, насколько щедрым должно быть наше пожертвование.
3. Доброхотного. Сколько бы мы ни давали, много или мало, мы должны давать доброхотно, а не с огорчением и не с принуждением.., ст. 7. Люди иногда дают милостыню только для того, чтобы отстать от назойливых просителей, и то, что они дают, как бы выжато из них силой. Такая нерасположенность губит все, что они делают. Мы должны давать больше, чем скромность некоторых позволяет им просить; мы должны не только хлебом делиться с голодным, но и душу свою отдавать ему, Ис 58:10. Должны давать щедро — открытой рукой, радостно — с открытым лицом, радуясь тому, что имеем возможность и средства быть милосердными.
II. Добрые поощрения к тому, чтобы совершать дело милосердия указанным образом. Апостол говорит коринфянам, что:
1. Дающие милостыню не потерпят ущерба. Это напоминание может устранить тайное возражение, могущее возникнуть против этого дела в умах некоторых, склонных опасаться, что они потерпят ущерб, если отдадут что-то. Но таковые должны учесть, что отданное бедным не пропадет, подобно тому как драгоценное семя, брошенное в землю, не пропадает, хотя и остается погребенным в ней на какое-то время; оно всходит и приносит урожай, так что сеятель получает гораздо больше того, что посеял, ст. 6. Так и дающий щедро и доброхотно может ожидать такого же хорошего прироста. Ибо:
(1) ...Доброхотно дающего любит Бог (ст. 7), а разве есть такое благо, на какое не мог бы рассчитывать тот, кого любит Бог? Может ли человек, делая угодное Богу, понести ущерб? Разве он не уверен в том, что в любом случае будет с прибылью, так или иначе? Более того, разве благоволение и любовь Божии для него не дороже всего, даже самой жизни?
(2) Бог силен обратить наше милосердие к нашей же пользе, ст. 8. У нас нет оснований не доверять благости Божией и, конечно, нет никаких оснований сомневаться в Его силе. Бог силен обогатить нас всякою благодатью, как духовными, так и материальными благами. Он силен дать нам достаток во всем; сделать нас довольными тем, что мы имеем; возместить нам то, что мы отдали, чтобы мы могли отдавать еще больше, как написано о милосердном человеке (Пс 111:9): ...расточил, раздал нищим; правда его, то есть его милосердие, пребывает во веки. Его честь — пребывающая, его награда — вечная, он сам живет в полном достатке и может щедро давать другим.
(3) Апостол возносит за них молитву к Богу о том, чтобы они не оказались в убытке, но получили прибыль, ст. 10−11. Рассмотрим здесь:
[1] К кому обращена молитва — к Богу, дающему семя сеющему, дающему такой прирост плодов земли, что мы имеем достаточно хлеба не только для пропитания в течение одного года, но и для посева на будущий год. Или к Богу, дающему достаток не только для нас лично, но также и для восполнения нужд других, чтобы мы таким образом уподобились семени, которое сеется.
[2] О чем просит Павел. Он желает для них, чтобы они могли всегда иметь достаточно хлеба в пищу для себя; чтобы Бог подал обилие посеянному ими и они могли бы сделать больше добра; чтобы Он умножил плоды правды их, чтобы они могли обильно пожать плоды своей щедрости и всем богаты были на всякую щедрость, ст. 11; чтобы они могли убедиться в том, что действительно ничего не потеряли, а приобрели. Примечание: Дела милосердия не только не доведут нас до нищеты, но напротив, поистине обогатят нас, то есть сделают истинно богатыми людьми.
2. В то время как они ничего не теряют, бедствующие святые приобретают, ибо дело служения сего... восполняет скудость святых.., ст. 12. Если мы имеем все основания считать их святыми, если мы уверены, что они принадлежат к семье Божиих детей и что они испытывают большую нужду, то с какой готовностью нам следует помочь им! Наша доброта не может быть проявлена к Богу, но мы должны щедро проявлять ее к святым, которые на земле, и к дивным Его, и таким образом мы докажем, что к ним направлено все желание наше.
3. Их милосердие послужит к похвале и славе Божией. Многие возблагодарят Бога за него — апостолы и те, кто участвовал в этом служении, ст. 11. Они благословят Бога, Который осчастливил их быть орудием в этом добром деле и дал им успех в нем. Кроме того, многие другие будут также благодарны: бедные, чьи нужды были восполнены этим служением, не преминут возблагодарить и благословить Бога за них; все те, кто доброжелательно настроен к Евангелию, прославят Бога.., видя опыт сего служения то есть доказательство покорности исповедуемому Евангелию Христову и истинной любви ко всем людям, ст. 13. Примечания:
(1) Сущность истинного христианства это покорность Евангелию, предание себя повелевающей силе его истин и законов.
(2) Мы должны доказать искренность нашей покорности Евангелию делами милосердия.
(3) Это будет способствовать доброй репутации нашего вероисповедания, похвале и славе Божией.
4. Те, чьи нужды будут восполнены, своими молитвами за своих благодетелей самым лучшим образом отплатят им за их доброту, ст. 14. И мы должны таким же образом воздавать за оказанную нам помощь, когда не в состоянии сделать это каким-либо иным путем; для бедных это есть единственное, чем они могут вознаградить своих благодетелей, а для богатых это часто является очень большим преимуществом.
Заключение. Апостол завершает эту тему славословием: Благодарение Богу за неизреченный дар Его! (ст. 15). Некоторые предполагают, что под этим неизреченным даром Павел подразумевает дар благодати, сообщаемый церкви, чтобы сделать ее способной и желающей восполнять нужды святых, что принесет неизреченное благодеяние как тем, кто дает милостыню, так и тем, кто принимает ее. Но, скорее всего, здесь подразумевается Иисус Христос, это поистине неизреченный дар Божий для всего мира, дар, за который мы имеем все основания быть благодарными.
Яко работа сего служения не токмо есть исполняющая лишения святых, но и избыточествующая многими благодаренми Богови
Работа служения сего, διακονια της λειτουργιας, как бы исправление служения в этом литургийном, богослужебном деле. Разумеет и все учреждение по собранию милостыни, и самое ее собрание, и доставление ее на место, и раздаяние нуждающимся. Литургийным делом назвал это он по причине Богоугодности его, потому что те, которые совершают его, будто святое Богослужение исправляют и жертву Богу приносят, на которую и Сам Бог благоволительно взирает.— Эта служба, говорит, не только есть исполняющая лишения святых; «не думайте, что чрез это преуспеете только в одном и послужите единственно нуждам святых» (Феодорит); «не скудость только святых вы восполняете» (святой Златоуст); «не то только производит служба сия, что покрывает недостатки и нужды святых» (Экумений). Хотя и это есть очень великое дело, но плод милостыни этим одним не ограничивается. Она есть вместе и избыточествующая многими благодаренми Богови. Этот плод лучше и выше того; тот на земле остается, а этот на небо восходит. Благодарение Богу — простое чувство, единичное, но оно исходит из чувства благобытия, Богом устрояемого. Неведомыми путями возбуждает Он сердца к благотворению, и Сам же устрояет все, чтобы оно доходило до своего места, Им же указуемого. Сколько веры, Богопреданности и яснозрения Божественного порядка дел в благодарящих Бога! Такого движения духа в сердцах верующих, вами вспомоществуемых, не было бы, говорит, если б не ваше милостыня. Как цвет розы, внесенный в какое-либо место, не только глаза услаждает смотрящих, но и далеко распространяет приятное благоухание, так милостыня избыточествует духовным благом, которое все выражается в благодарении Богу. Когда говорит Апостол, что работа служения сего избыточествует, то этим означается не только то, что облагодетельствованные много благодарят, но что по этому случаю не они одни, но и многие другие благодарят, так что благодарение Богу всюду расходится и на всех местах как фимиам кадильный к небу возносится.
Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Ст. 12−13 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми
Далее: исполнение сего служения не только восполняет лишения святых, находящихся в Иерусалиме, но и вас преумножает многими благодарениями пред Богом. Чрез испытание служения сего, ради даров ваших, славим Бога, поелику в этой скорби вашей вы с покорностию печетесь о бедных, ради высокого исповедания вашего (веры вашей) в Евангелие (во имя Евангелия) Христа. И общение ваше со святыми является (по сравнению с этим) как бы чем-то неважным и малым.
Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам
Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу
Добродетель доброхотного подаяния, по апостолу, не только исполняет лишения святых, но и избыточествует многими благодареньми Богови. Да, благотворители знают это опытно: сколько облагодетельствованных, столько и благодарений Богу, молитв к Богу за благодетеля.
Источник: Дневник. Том II. 1857−1858.
Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу
Не думайте, говорит апостол, что через это преуспеете только в одном и послужите только нуждам святых. Это порождает и другие, гораздо большие плоды.
Источник: Толкования на послания апостола Павла (2Кор 9:12).
Ст. 12−14 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми, молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию
Дело служения сего, говорит, то есть помощь имением, делает многое, ибо не только восполняет нужду братии, но и «избыточествует», то есть доставляет им более нужного; и много благодарений вызывает служение это и свидетельство о служении человеколюбия. Они прославляют Бога за то, что вы так покорны Евангелию, что исполняете повеления его с щедростью; ибо Евангелие учит милостыне. И иначе прославляют они Бога, — за простоту и доброту вашу, изливаемые не только к ним, но и ко всем верным бедным. Ибо они не завидуют, подобно другим нищим, но благодарят, что подаете и другим, что служит признаком великой добродетели их. Поэтому столь независтливым и столь добродетельным должно подавать с большей щедростью. Кроме того, еще молятся о вас, как бы удостоиться видеть вас, не ради имений, но ради благодати Божией, с изобилием данной вам Опять дело милостыни называет благодатью, приписывая все Богу, чтобы они не возгордились. Словами преизбыточествующую благодать Божию побуждает их сделать щедрость свою более обильной, чтобы не превзошли и не победили их другие.
Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу
Апостол говорит это, поскольку делание распределителей дара Божия совершается с благодарением Богу и от тех, которые по нужде принимают содержание от имени Христа, будучи подчинены не подаянию, но Богу, ибо знают, что от добра Его питаются. И не настолько от них благодать к ним самим относится, но к остальным братьям, которые за них благодарят Бога, одобряя сделанное ими пред Богом, так что и немногим подающие многими молитвенными голосами посвящаются Богу.
Источник: На Послания к Коринфянам 25.
Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу
Повторение мысли 11-го стиха, но с отношением прямо к настоящим обстоятельствам Иерусалимской Церкви.
Источник: Толковая Библия.
См. так же Толкование на 2Кор 9:6
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента