I. Указания апостола относительно того, какие правила следует соблюдать в деле благотворительности, чтобы оно совершалось должным образом. Очень важно, чтобы мы не только исполняли требуемое от нас, но исполняли так, как нам предписано. Заметьте, какого даяния апостол ожидал от коринфян:
1. Щедрого. В пятом стихе Павел намекал, что пожертвование должно делаться великодушно, щедро, без привкуса жадности; при этом он напоминает им о том, что люди, желающие получить хороший урожай на своих нивах, обычно не скупятся, когда сеют, так как пожинают пропорционально тому, что сеяли, ст. 6.
2. Обдуманного: Каждый уделяй по расположению сердца.., ст. 7. Дела милосердия, как и любое другое доброе дело, должны совершаться обдуманно и намеренно, в то время как некоторые делают добро по случаю. Они уступают, и, может быть, поспешно, чьей-то назойливости, без всякого рассуждения, и дают больше, чем намеревались, а потом сожалеют об этом. Или, наоборот, если бы они заранее все тщательно обдумали, то могли бы дать больше. Должное рассмотрение своего собственного положения и положения того, кому мы хотим помочь, подскажет нам, насколько щедрым должно быть наше пожертвование.
3. Доброхотного. Сколько бы мы ни давали, много или мало, мы должны давать доброхотно, а не с огорчением и не с принуждением.., ст. 7. Люди иногда дают милостыню только для того, чтобы отстать от назойливых просителей, и то, что они дают, как бы выжато из них силой. Такая нерасположенность губит все, что они делают. Мы должны давать больше, чем скромность некоторых позволяет им просить; мы должны не только хлебом делиться с голодным, но и душу свою отдавать ему, Ис 58:10. Должны давать щедро — открытой рукой, радостно — с открытым лицом, радуясь тому, что имеем возможность и средства быть милосердными.
II. Добрые поощрения к тому, чтобы совершать дело милосердия указанным образом. Апостол говорит коринфянам, что:
1. Дающие милостыню не потерпят ущерба. Это напоминание может устранить тайное возражение, могущее возникнуть против этого дела в умах некоторых, склонных опасаться, что они потерпят ущерб, если отдадут что-то. Но таковые должны учесть, что отданное бедным не пропадет, подобно тому как драгоценное семя, брошенное в землю, не пропадает, хотя и остается погребенным в ней на какое-то время; оно всходит и приносит урожай, так что сеятель получает гораздо больше того, что посеял, ст. 6. Так и дающий щедро и доброхотно может ожидать такого же хорошего прироста. Ибо:
(1) ...Доброхотно дающего любит Бог (ст. 7), а разве есть такое благо, на какое не мог бы рассчитывать тот, кого любит Бог? Может ли человек, делая угодное Богу, понести ущерб? Разве он не уверен в том, что в любом случае будет с прибылью, так или иначе? Более того, разве благоволение и любовь Божии для него не дороже всего, даже самой жизни?
(2) Бог силен обратить наше милосердие к нашей же пользе, ст. 8. У нас нет оснований не доверять благости Божией и, конечно, нет никаких оснований сомневаться в Его силе. Бог силен обогатить нас всякою благодатью, как духовными, так и материальными благами. Он силен дать нам достаток во всем; сделать нас довольными тем, что мы имеем; возместить нам то, что мы отдали, чтобы мы могли отдавать еще больше, как написано о милосердном человеке (Пс 111:9): ...расточил, раздал нищим; правда его, то есть его милосердие, пребывает во веки. Его честь — пребывающая, его награда — вечная, он сам живет в полном достатке и может щедро давать другим.
(3) Апостол возносит за них молитву к Богу о том, чтобы они не оказались в убытке, но получили прибыль, ст. 10−11. Рассмотрим здесь:
[1] К кому обращена молитва — к Богу, дающему семя сеющему, дающему такой прирост плодов земли, что мы имеем достаточно хлеба не только для пропитания в течение одного года, но и для посева на будущий год. Или к Богу, дающему достаток не только для нас лично, но также и для восполнения нужд других, чтобы мы таким образом уподобились семени, которое сеется.
[2] О чем просит Павел. Он желает для них, чтобы они могли всегда иметь достаточно хлеба в пищу для себя; чтобы Бог подал обилие посеянному ими и они могли бы сделать больше добра; чтобы Он умножил плоды правды их, чтобы они могли обильно пожать плоды своей щедрости и всем богаты были на всякую щедрость, ст. 11; чтобы они могли убедиться в том, что действительно ничего не потеряли, а приобрели. Примечание: Дела милосердия не только не доведут нас до нищеты, но напротив, поистине обогатят нас, то есть сделают истинно богатыми людьми.
2. В то время как они ничего не теряют, бедствующие святые приобретают, ибо дело служения сего... восполняет скудость святых.., ст. 12. Если мы имеем все основания считать их святыми, если мы уверены, что они принадлежат к семье Божиих детей и что они испытывают большую нужду, то с какой готовностью нам следует помочь им! Наша доброта не может быть проявлена к Богу, но мы должны щедро проявлять ее к святым, которые на земле, и к дивным Его, и таким образом мы докажем, что к ним направлено все желание наше.
3. Их милосердие послужит к похвале и славе Божией. Многие возблагодарят Бога за него — апостолы и те, кто участвовал в этом служении, ст. 11. Они благословят Бога, Который осчастливил их быть орудием в этом добром деле и дал им успех в нем. Кроме того, многие другие будут также благодарны: бедные, чьи нужды были восполнены этим служением, не преминут возблагодарить и благословить Бога за них; все те, кто доброжелательно настроен к Евангелию, прославят Бога.., видя опыт сего служения то есть доказательство покорности исповедуемому Евангелию Христову и истинной любви ко всем людям, ст. 13. Примечания:
(1) Сущность истинного христианства это покорность Евангелию, предание себя повелевающей силе его истин и законов.
(2) Мы должны доказать искренность нашей покорности Евангелию делами милосердия.
(3) Это будет способствовать доброй репутации нашего вероисповедания, похвале и славе Божией.
4. Те, чьи нужды будут восполнены, своими молитвами за своих благодетелей самым лучшим образом отплатят им за их доброту, ст. 14. И мы должны таким же образом воздавать за оказанную нам помощь, когда не в состоянии сделать это каким-либо иным путем; для бедных это есть единственное, чем они могут вознаградить своих благодетелей, а для богатых это часто является очень большим преимуществом.
Заключение. Апостол завершает эту тему славословием: Благодарение Богу за неизреченный дар Его! (ст. 15). Некоторые предполагают, что под этим неизреченным даром Павел подразумевает дар благодати, сообщаемый церкви, чтобы сделать ее способной и желающей восполнять нужды святых, что принесет неизреченное благодеяние как тем, кто дает милостыню, так и тем, кто принимает ее. Но, скорее всего, здесь подразумевается Иисус Христос, это поистине неизреченный дар Божий для всего мира, дар, за который мы имеем все основания быть благодарными.
Ст. 10−15 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу. Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми, молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию. Благодарение Богу за неизреченный дар Его
Особенно можно подивиться мудрости Павла в том, что как убеждения заимствовал он и от духовного и от плотского, так, говоря и о воздаянии, делает то же самое, т. е., указывает на двоякие (духовные и плотские) воздаяния. Так слова: «расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век» указывают на воздаяние духовное; а слова: «подаст обилие посеянному вами» — на воздаяние плотское. Однако на этом он не останавливается, но опять переходит к воздаяниям духовным, и всегда ставит их одни с другими попеременно. Именно слова: «умножит плоды правды вашей» означают воздаяние духовное. Делает же это и разнообразит речь свою для того, чтобы искоренить в них боязливые и малодушные помыслы, и чтобы различными способами и указанием на настоящий пример рассеять в них опасение бедности. В самом деле, если засевающим землю Бог подает, если питающим тело свое дает Он обильно, то тем более (Он дает) тем, которые возделывают небо и пекутся о душе своей. И Ему угодно, чтобы такие (попечения) состояли под особенным Его промыслом. Но (апостол) излагает это не в виде умозаключения, и не так, как я сказал, а в виде молитвы, причем делает ясным свое умозаключение, и возводит их к большему упованию не только указанием на повседневные примеры, но и самою этою молитвою. «Подаст, — говорит, — обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей» («Да подаст и умножит семя ваше, и да возрастит жита правды вашея». И здесь опять незаметно внушает щедрость, что дает разуметь словами: «подаст обилие и умножит плоды правды вашей»; а вместе с тем словами: «и хлеб в пищу» не позволяет желать ничего кроме необходимого к поддержанию жизни. И особенно удивительно (в Павле), что, как и раньше внушал он, рассуждая о необходимом для жизни, не позволяет домогаться чего-либо сверх нужды, а, рассуждая о благах духовных, советует собирать их в большом избытке.
Потому он и выше говорил: «во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (ст. 8), и здесь говорит: «Дающий же … хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами», т. е. духовному. Так как он требует не просто милостыни, но милостыни щедрой, то постоянно называет ее семенем. Подобно тому, как семя, брошенное в землю, произращает тучную жатву, так и милостыня приносит полные рукояти правды и произращает бесчисленные плоды. Пожелав им такого обилия, он показывает опять, на что должно тратить его, говоря: «чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу» (ст. 11). Тратьте богатство ваше не на то, на что не должно, а на то, чем приносится великое благодарение Богу. Бог отдал многое в нашу власть, и, Себе предоставив меньшее, нам уступил важнейшее. Так заботиться о чувственной пище нашей предоставил Себе самому, а попечение о духовной вверил нам, и в нашей власти соделать цветущими мысленные нивы наши. Они не требуют ни дождей, ни благорастворенного воздуха; было бы только одно произволение, и они возрастут до самого неба. Щедрость же называет здесь «простотою, которая через нас производит благодарение Богу», потому что отсюда происходит не одна милостыня, но и повод к великому благодарению, и не только к благодарению, но и ко многому другому. Это и перечисляет (апостол) в следующих словах, чтобы, показав многие добрые последствия щедрости, возбудить их тем к большему усердию. Какие же это многие плоды? Послушай, что сам он говорит: «Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми, молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию» (ст. 12−14). Слова эти имеют такой смысл: «Во-первых, вы не только восполняете скудость святых, но и производите у них обилие, т. е., подаете им больше, чем для них нужно; затем, чрез них вы воссылаете благодарение Богу, потому что они прославляют Его за покорность исповеданию вашему». А чтобы не подать мысли, что они благодарят потому только, что получают благодеяния, смотри, сколько возвышенными представляет их. «Что в послании к Филиппийцам сказал я о себе: «не потому, чтобы я искал даяния» (4:17), то же свидетельствую и о них. Хотя они радуются о том, что вы восполняете их недостатки и облегчаете их бедность, но еще более радуются о том, что вы так покорны Евангелию, о чем свидетельствуют ваши щедрые подаяния, предписанные Евангелием». «И за искреннее общение с ними и со всеми». «Они прославляют Бога и за то, что вы так щедры не только к ним, но и ко всем». И это благодарение Бога за подаваемое другим служит опять к их похвале. «Они, — говорит, — не только хорошо управляют свои дела, но заботятся и о чужих, несмотря на то, что сами находятся в крайней бедности. Это показывает высокую их добродетель. В самом деле, никто так не завистлив, как бедные; а они между тем чисты от этой страсти, и не только не завидуют, видя ваши благодеяния другим, но даже радуются не меньше, чем если бы сами их получили». «Молясь за вас, по расположению к вам». «За тех, — говорит, — они благодарят Бога, а за вашу любовь к ним самим и общение молят Его, чтобы сподобил их видеть вас. И желают этого не ради вашего имущества, но чтобы видеть благодать, дарованную вам».
Видишь ли мудрость Павла, как он, восхвалив (коринфян), все приписал Богу, когда назвал дело их благодатью? После того как он сказал о них много великого, назвал их служителями, превознес до небес, — поскольку они служили бедным, а он передавал то, чем они служили; — назвал их искусными, теперь показывает, что виновник всего этого — Бог, и сам вместе с ними возносит благодарение (Богу), говоря: «Благодарение Богу за неизреченный дар Его!» (ст. 15). Даром называет здесь или те многочисленные блага, какие получают чрез милостыню и принимающие ее и получающие, или те неизреченные блага, которые прещедро дарованы всему миру пришествием (Христовым), — и эти последние преимущественно следует разуметь здесь. Чтобы смирить их гордость и сделать их более щедрыми, он напоминает им о том, что они получили от Бога. Такое (напоминание о благодеяниях Божиих) имеет особенную силу для побуждения к какой бы то ни было добродетели. Потому и здесь (апостол) заключил свою речь (этим напоминанием). Если же дары (Божии) неисследимы, то что может равняться безумию тех, кто усиливается постигнуть сущность (Божию)? И не только дары Его неисследимы, но и мир, которым Бог примирил горнее с дольним, превышает всякий ум.
Источник: Гомилии на 2-е послание к Коринфянам
Даяй же семя сеющему, и хлеб в снедь да подаст, и умножит семя ваше, и да возрастит жита правды вашея
Выражает молитвенное благожелание коринфянам, да умножит Бог их вещественные блага, чтобы они посредством их могли обогащаться благами духовными, имея возможность в обилии благотворить другим. Бог, говорит, дающий семя сеющему и хлеб в снедь, да подаст и умножит семя ваше. Это семя — вещественные блага, достаток и довольство во всем, ибо их сеют на милостыню; не будь их, нечего сеять, или не из чего сеять будет. Итак, говорит, Бог да умножит у вас то, что можно сеять. Но получив то, из чего можно сеять милостыню, можно вместо милостыни обратить то в свою пользу, на плотские утехи и удовольствия. Почему Апостол не останавливается в своей благожелательной молитве на этом, но проходит далее и просит Бога, чтобы коринфяне, получив семена на сеяние милостыни, действительно на этот предмет употребили их, — просит Бога, да возрастит Он в них жита правды. Жита, γεννηματα, порождения, плоды. Да даст Бог, говорит, чтобы вы, получив довольство, все обращали на умножение благотворения и таким образом богатились плодами правды. Апостол желает, чтоб у них вещественное довольство шло в ряд с духовным преспеянием, не мешая ему, а пособствуя. Так все наши толковники. Вот за всех слово святого Златоуста: «Особенно можно подивиться мудрости Павла в том, что как убеждения заимствовал он и от духовного, и от плотского, так, говоря и о воздаянии, наблюдает то же, то есть указывает на духовные и плотские воздаяния. Так слова: расточи, даде убогим, правда его пребывает в веке века указывают на воздаяние духовное, а слова: да умножит семя ваше — на воздаяние плотское. Впрочем, и на сем он не останавливается, но опять переходит к воздаяниям духовным, и всегда ставит их одно с другими попеременно. Ибо слова: да возрастит жита правды вашея, означают воздаяние духовное. Делает же сие и разнообразит речь свою для того, чтобы искоренить в них страшливые и малодушные помыслы и чтобы различными способами и указанием на сей настоящий пример (то есть, что Бог даст семя сеющему и хлеб в снедь) рассеять в них опасения бедности. Ибо если тем, кои засевают землю для себя, Бог подает, если и питающим тело свое дает Он обильно, то кольми паче даст тем, кои возделывают небо и пекутся о душе своей. Ибо Ему угодно, чтобы такие попечения состояли под особенным Его промыслом. Но Апостол излагает сие не в виде умозаключения и не так, как я сказал, а в виде молитвы; причем не скрывает своего умозаключения и возводит их к большему упованию не только указанием на повседневные примеры, но и самою молитвою, и говорит: да подаст и умножит семя ваше, и да возрастит жита правды вашея. И сим опять незаметно внушает щедрость. Ибо как семя, брошенное в землю, произращает тучную жатву, так щедрая милостыня приносит полные рукояти правды и произращает бесчисленные плоды».
Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей
Все от Бога: и семена нашей пищи, и все, что мы имеем. Если мы не будем забывать нищих, Он подаст нам и хлеб в снедь нашу, и умножит семя наше, и вырастит нашу добродетель (жита правды).
Источник: Дневник. Том II. 1857−1858.
Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей
Этими словами просит им и плотских, и духовных благ и подтверждает слово свое наглядным примером земледелия. Ибо, если засевающим землю Бог подает семя, и питающим тело доставляет пищу, то тем более — возделывающим небо и питающим душу. В словах да подаст обилие посеянному вами говорит о чувственном богатстве, которое, чтобы сделалось сеянием духовным, советует подавать бедным. Ибо чрез это возрастает в нас всякое доброе дело и обилие правды. Почему и говорит: и умножит плоды правды вашей. Заметь здесь, что он вводит Бога дающим нам не суетные наслаждения, но пищу, ибо говорит: и хлеб в пищу. То же находится у Исаии (см. Ис 55:10).
Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей
Ап. имеет здесь в виду изречение из кн. Исаии (Ис 55:10), где подлежащим в выражении дающий семя — конечно, подразумевается «дождь». С дождем сравнивается у пророка благость и всемогущество Божие. У Апостола подлежащим служить подразумеваемое выражение «Бог». Тот Бог, говорит Апостол, Который дарует сеятелю семя, дает Коринфянам и средства на благотворение и потом еще умножит плоды правды вашей (ср. Ос 10:12), т. е. вознаградит богато за ваше расположение к бедным.
Источник: Толковая Библия.
См. также Толкование на 2Кор 9:6