Слово «благодать» используется в НЗ по-разному, но можно безошибочно сказать, что здесь оно означает щедрое даяние. Насколько щедр был Господь Иисус? Настолько, что отдал все, чем обладал, ради нас, дабы мы навеки обогатились Его нищетою.
Мурхед комментирует:
«Он был богат Своими владениями, властью, уважением, общением, счастьем. Он стал беден в Своем положении, обстоятельствах, отношениях с людьми. Нас убеждают пожертвовать немного денег, одежды, еды. Он же отдал Себя». (Moorehead, Acts to Ephesians, pp. 179−180.)
Этот стих учит предвечному существованию Господа Иисуса. Когда Он был богат? Конечно же, не тогда, когда пришел в мир вифлеемским Младенцем! И конечно, не в течение тридцати трех лет Его странствий бездомным чужаком по миру, сотворенному Его собственными руками. Он был богат в прошедшей вечности, обитая с Отцом на небесах. Но Он обнищал. Это относится не только к Вифлеему, но и к Назарету, Гефсимании, Гаввафе и Голгофе. И все это было ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетою.
Если это правда, а это, безусловно, правда, то мы с величайшей радостью должны отдавать Ему все, чем мы есть и что имеем. Нет аргумента более сильного, чем этот, приведенный в середине разговора о христианском даянии.
I. Он напоминает им об их выдающихся дарах и добродетелях и выражает желание, чтобы они изобиловали и сею добродетелью, ст. 7. Апостол употребляет много святого искусства, делая свое сильное обращение. Желая побудить коринфян к этому доброму делу, он хвалит их за другие добродетели, которыми они изобиловали. Заметим здесь, чем именно изобиловали коринфяне. Первой упоминается вера, ибо она является корнем всего; без веры невозможно угодить Богу (Евр 11:6), поэтому те, кто изобилует верою, будут изобиловать и другими дарами и добрыми делами; их вера будет действовать и проявлять себя в любви. К вере добавляется дар слова; это превосходный дар, очень много содействующий славе Божией и благу Церкви. Многие имеют веру, но ей недостает способности выражать себя в слове. Но коринфяне превосходили многие церкви своими духовными дарами, и особенно даром слова. И в то же время у них не было, как это случается со многими, никаких признаков невежества, ибо вместе с даром слова они обладали познанием, богатством познания. Изобиловали они также и всяким усердием. Имеющие познания и обладающие даром слова не всегда бывают самыми усердными христианами. Великие ораторы далеко не всегда бывают усердными делателями. Но коринфяне были в такой же степени усердными в делах, как и богатыми в познании и умеющими хорошо говорить. Далее, они изобиловали любовью к своему служителю, в противоположность многим, которые, обладая своими собственными дарами, склонны пренебрегать служителями. Итак, апостол желает, чтобы в дополнение ко всем этим добродетелям коринфяне изобиловали милосердием к бедным, чтобы к тому многому, что они имели, добавилось еще больше. Прежде чем переходить к другому аргументу, он старается предотвратить всякое неверное понимание его намерений относительно них, будто он хочет наложить на них тяжелое бремя, пользуясь своей властью; он объясняет им (ст. 8), что говорит это не в виде повеления, то есть не как власть имеющий. Я даю совет, ст. 10. Он берет повод из усердия других и советует то, что подобает им, что докажет искренность их любви, то есть будет истинным плодом и признаком ее.
II. Другой аргумент взят из рассуждений о благодати нашего Господа Иисуса Христа. Самыми лучшими доводами для исполнения христианином его долга являются доводы, взятые из любви Христовой, которая объемлет нас. Пример церквей Македонии заслуживал того, чтобы коринфяне подражали ему, однако пример Господа нашего Иисуса Христа должен иметь гораздо большее влияние на них. Ибо вы знаете, — говорит апостол, — благодать Господа нашего Иисуса Христа (ст. 9), что Он, будучи богат.., то есть будучи Богом, равным по силе и славе с Отцом, богатый всей славой и блаженством горнего мира, ... обнищал ради вас; не только стал человеком ради нас, но бедным человеком. Он был рожден в бедной обстановке, жил в бедности и умер в бедности; и все это ради нас, чтобы нам обогатиться Его нищетою, обогатиться благоволением и любовью Бога, благословениями и обетованиями Нового завета, надеждой на вечную жизнь, стать наследниками Царства Его. Вот в чем причина, почему мы должны быть милосердными к бедным, отдавая из того, что имеем, — потому что мы сами живем за счет милосердия Господа Иисуса Христа.
III. Следующий довод взят из собственных добрых намерений коринфян, из их желания начать это доброе дело. Относительно этого апостол говорит:
1. Это было целесообразно для них — осуществить то, что они намеревались сделать, и закончить уже начатое дело, ст. 10−11. Что означали их добрые намерения и хорошее начало? Добрые намерения — это поистине хорошее дело; они подобны почкам и цветкам, приятным для глаза и питающим надежду на добрый плод; но они пропадают и теряют всякое значение, если не осуществляются. Также и доброе начало очень приятно, но мы лишимся всякой пользы от него, если не будем последовательны и не принесем плода, не завершим дела. Поэтому, видя усердное желание коринфян, он хочет, чтобы они позаботились совершить само дело, в соответствии с их достатком. Ибо (2) Это будет угодно Богу. Усердие... принимается (ст. 12), когда оно сопровождается искренними стараниями. Когда люди намереваются сделать что-то доброе и стараются осуществить его по своим возможностям, Бог примет то, что они могут дать, и не отвергнет их, за то что они чего-то не могли, что было не в их силах сделать. Это справедливо и в отношении всего другого, а не только дел милосердия. Но позволим себе отметить при этом, что данное место Священного Писания отнюдь не оправдывает тех, кто думает, будто одних добрых намерений достаточно или что добрые намерения и добрые желания достаточны для их спасения. Добрые намерения принимаются, конечно, в том случае, когда осуществление их лежит за пределами наших возможностей или когда Сам Бог препятствует их осуществлению, как это было в случае с Давидом, когда он собирался построить дом Божий, 2Цар 7 гл.
IV. Другой аргумент берется из того различия в распределении земных благ, какое усматривается провидением, и из нестабильности положения человека в этом мире, ст. 13−15. Значение этого аргумента заключается, по-видимому, в следующем: провидение распределяет материальные блага так, что одни имеют больше, а другие — меньше, с той целью, чтобы те, у кого избыток, могли восполнить недостаток у других, то есть чтобы была возможность для дел милосердия. И далее: Учитывая изменчивость материального положения человека в этом мире, и то, как скоро может произойти его изменение (так что имевшие когда-то избыток станут нуждаться в других, чтобы они восполнили их недостаток), следует проявлять милосердие, когда мы в состоянии это делать. Воля Божия такова, чтобы мы, восполняя нужды друг друга, обеспечивали некоторую равномерность. Имеется в виду при этом не абсолютное равенство, или уравниловка, уничтожающая частную собственность, — в таком случае дела милосердия становятся невозможными, — но соблюдение пропорциональности в распределении помощи, так чтобы не было одним облегчение, а другим — тяжесть; поэтому все должны сами позаботиться об обеспечении нуждающихся. Эта мысль иллюстрируется примером того, как собиралась и распределялась манна в пустыне (о чем мы читаем в Исх 16): каждая семья, каждый член семьи обязаны были собрать столько, сколько могли, а потом все собранное складывалось в общем хранилище, откуда хозяин семьи выдавал каждому по потребностям, некоторым больше, чем они могли собрать, по причине возраста или слабого здоровья, а некоторым меньше, чем они собрали, потому что им не нужно было так много. И таким образом, кто собрал много (больше, чем ему требовалось), не имел лишнего, когда поделился с тем, кто мало собрал, и мало собравший не имел недостатка. Заметим: Положение людей в этом мире таково, что мы зависим друг от друга и должны помогать друг другу. Как бы много ни имел человек в этом мире, все его изобилие состоит в пище и одежде; и те, кто имеет мало, редко лишены этих необходимых благ; имеющие избыток не должны допускать того, чтобы кто-то терпел недостаток их, но должны быть готовы оказать поддержку нуждающимся.
Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою
Почему тебя возмущает именование бедным? Вспомни о своей природе, что ты пришел в мир нагим, нагим и уйдешь (ср. Иов 1:21). А что беднее нагого? Ты не услышишь ничего страшного, если усвоишь сказанное о тебе. Кого за бедность отводили когда-нибудь в темницу? Постыдно не бедным быть, а не иметь мужества в перенесении бедности. Вспомни Владыку: Он, будучи богат, обнищал ради нас.
Источник: Гомилия против гневающихся.
А если оставим себе какое-нибудь земное имущество и тленное богатство, то, поскольку ум будет зарыт здесь, словно в некоторой тине, душа никоим образом не увидит Бога и не подвигнется к вожделению небесных красот и уготованных нам по обетованиям благ, обладания которыми нам невозможно достигнуть, если безмятежная и сильная любовь не ведет нас к их исканию и не облегчает труда ради них. Поэтому отречение от мира, как видно из сказанного, есть разрешение от уз этой вещественной и временной жизни, свобода от человеческих обязанностей, делающая нас более способными начать путь к Богу. Это беспрепятственный случай к приобретению и употреблению того, что многоценно более множества золота и драгоценных камней (Пс 18:11). И, говоря короче, это переселение человеческого сердца в небесное жительство, чтобы можно было говорить: Нагие же жительство — на небесах (Флп 3:20). И, самое важное, это начало уподобления Христу, Который, будучи богат, обнищал ради вас. И если мы не преуспеем в нем, нам невозможно приступить к жизни по Евангелию Христову. Ибо сокрушение сердца, смирение ума, освобождение души от гнева, скорби, забот, короче говоря, от пагубных страстей могут ли иметь место при богатстве, житейских попечениях, пристрастии и привычке к другому?
Источник: Пространные аскетические правила.
Весте бо благодать Господа нашего Иисуса Христа, яко вас ради обнища богат сый, да вы нищетою Его обогатитеся
Вопрошаешь: как мы нищетой Христовой обогащаемся?
Ответ. Мы Создателем нашим созданы по образу Его и подобию, и созданы для вечных благ, но сатана лукавством своим лишил нас всего этого и сделал нас нищими; и хотя многие изобилуют видимым богатством мира сего, однако же все пред Богом — нищие, как грешники. Ибо грех соделовает истинную духовную нищету. В такую нищету враг лукавый ввергнул праотца нашего Адама, а с ним и нас — его потомство. Богач, который много золота, серебра, и прочего тленного богатства имеет, но в грехах живет, — непременно нищий, ибо не имеет надежды на небесные блага.
Видишь нищету в которой все мы, бедные, находимся. Христос Господь наш пришел к нам и, будучи богат, обнищал, чтобы нас обогатить; на земле странствовал, дабы нам отечество небесное возвратить; образ раба воспринял, будучи Господом, дабы в нас образ Божий возобновить; не имел, где голову приклонить, дабы нам дом Небесного Своего Отца открыть; нищим был на земле, дабы открыть нам небесные сокровища; грехи наши на Себя взял, чтобы подать нам правду Свою. Так Он отнимает от нас нищету нашу и подает богатство Свое.
Источник: Письма келейные. Письмо 89.
Весте бо благодать Господа нашего Иисуса Христа, яко вас ради обнища богат сый, да вы нищетою Его обогатитеся
«Представляет самый высокий пример» (Феодорит). «Переходит к другому, гораздо высшему роду убеждения. Ибо не оставляет ни одного способа к увещанию, но все приводит в движение и употребляет разные обороты слова. Прежде увещевал их, то хваля других, то хваля их самих, ибо чувствительнее для человека видеть, что он стал ниже не только других, но и себя самого. Теперь переходит к тому, что составляет верх и венец увещания. Весте бо благодать Господа нашего Иисуса Христа. Представьте себе, говорит, благодать Божию, подумайте и размыслите о ней, и не мимоходом обратите на нее внимание, но вникните во все ее величие и обширность, и тогда не пощадите ничего из своего достояния. Он («богат сый, яко Бог, неизреченный, недомыслимый, невидимый, непостижимый, славу имеющий неописанную, свет неизглаголанный, величие несравненное, обнища», Экумений), истощил славу Свою, чтобы вы обогатились не богатством, но нищетою Его. Если не веришь, что нищета производит богатство, то вспомни своего Господа, и не будешь более сомневаться. Ибо если бы Он не обнищал, то не сделался бы богатым. Подлинно удивительно, что нищета обрела богатство. Богатством же называет здесь Апостол познание благочестия, очищение грехов, оправдание, освящение и прочие бесчисленные блага, какие Христос даровал и еще обещал нам даровать. «И все сие приобретено для нас чрез нищету, — какую же нищету? — Ту, что Он принял плоть, стал человеком и претерпел страдания; хотя Он и ничем не должен тебе, но ты Ему должен» (святой Златоуст).
Что следует в настоящем деле из того, что мы обогащены нищетою Господа, ради нас обнищавшего, этого не договаривает Апостол. Он предоставляет это сделать самим коринфянам, почему все дело Господа ими одними будто ограничивает: вас ради обнища, да вы обогатитеся, хотя Господь для всех обнищал и всех обогатил. Он говорит как бы им: Вот кому подражайте! Господу. Он истощил Себя, истощайте и вы, если не себя, то свои сокровищницы ради Его, чрез посредство нуждающихся. Этим и докажете, что искренно любите Господа. Нельзя не видеть, что святой Павел имел при этом в мысли слово Господа: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе. Господь вас обогатил; закон правды велит воздать Ему тем же. Обогащайте меньшую братию, ибо сделанное им Господь благоволит принимать, как бы то сделано было Ему Самому. Господь обогатил вас духовно; велико ли, если вы воздадите Ему вещественно в лице нуждающихся? Первое столь высоко, что последнее и в сравнение с Ним нельзя ставить, какие бы вы ни сделали пожертвования.
Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою
И как обнищал Господь наш от Своих богатств, дабы Его нищетою вы обогатились: так и бедностью святых, приятою ради Христа, можете обогатиться.
Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам
Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою
Кто из людей способен познать все сокровища премудрости и знания, сокрытых во Христе и утаенных под нищетой Его плоти? Ибо Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою. И когда Он принял на Себя нашу смертность и одолел смерть, Он явил Себя в нищете, но обещал богатства, пусть и отсроченные; Он не утратил их, словно бы у Него их забрали. Сколь велико многообразие милости Его, которое Он скрывает от боящихся Его и которое открывает надеющимся на Него! Ведь мы понимаем лишь отчасти, пока не придет к нам совершенство (ср. 1Кор 13:12). И чтобы сделать нас достойными Его совершенного дара, Он, равный Отцу по образу Бога, стал подобным нам в образе раба и восстанавливает нас в подобии Богу.
Источник: Проповеди.
Послушай немного о богатствах в ответ на следующий вопрос в твоем послании. Ты написал, что некоторые говорят, будто богатый человек, продолжающий жить в богатстве, не может войти в Царство Небесное, покуда не продаст своего имения, и что нет такому пользы от исполнения заповедей, пока он держится за свои богатства. Однако такие доводы не считаются с нашими праотцами — Авраамом, Исааком, Иаковом, которые давно уже ушли из этой жизни. Ведь все они имели немалые состояния, как о том вернейшим образом свидетельствует Писание, но Тот, Кто, будучи богат, обнищал ради нас, возвестил нам в вернейшем обетовании, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф 8:11) — не над ними, не без них, а с ними. Верно, надменный богач, облачавшийся в пурпур и виссон, вкушавший изо дня в день изысканные блюда, умер и попал в муки ада (см. Лк 16:19−31). Тем не менее, если бы он проявил милость к бедняку, который, покрытый язвами, лежал у его дверей и подвергался презрению, то заслужил бы себе милости. Но и если бы заслугой бедняка была его бедность, а не праведность, его точно не отнесли бы ангелы в лоно Авраама, который сам в этой жизни был богат. Все это имеет целью показать нам, что не сама по себе бедность имеет ценность перед Богом, и не богатство само по себе осуждается, но что набожность одного и безбожие другого имеют различные следствия.
Источник: Послания.
Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою
Кто вполне может постичь благость Господа нашего Иисуса Христа, от Отчих и Божественных недр истощившего Себе до смерти крестной ради нашего спасения? Бог сделался человеком для того, чтобы человека сделать богом. Богатство, проистекающее для нас от нищеты Иисуса Христа, состоит в том, что мы имеем все Божественные силы, яже к животу и благочестию, так что, как выше сказано, мы можем быть причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью (2Пет 1,4).
Источник: Дневник. Том II. 1857−1858.
Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою
То есть подумайте и размыслите о великом таинстве, и ничего не пощадите. Ибо, говорит, если не веришь, что нищета производит богатство, то вспомни о своем Владыке, и не будешь больше сомневаться. Ибо, если бы Он не обнищал, то есть не принял падшую и бесчестную плоть и не претерпел всякое иное бесславие, и притом для нас, недостойных, врагов Своих, то и мы не сделались бы богатыми. О каком же богатстве говорит? О благочестии, об очищении, об освящении и о прочих благах, которые Он дал и дает.
Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою
Вот почему Он выбрал и бедную Мать, от которой был рожден, и бедную родину, о которой говорится: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? (Мих 5:2) и прочее.
Источник: Гомилии на Книгу Левит.
Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою
Итак, только Сыну свойственно было милосердно принять обличие раба. Принятие образа раба относилось к личности Бога Слова, и оно не вызвало изменений в Его Божественной природе. Следовательно, это принятие образа раба, в результате которого Сын Божий, Который есть Господь всего и в Котором пребывает вся полнота Божественности, стал в полном смысле истинным человеком, не взяв при этом ничего из Своей Божественной полноты. Не убыло в Нем и нисколько власти, поскольку в одной Личности без смешения находились и человеческая, и Божественная природа. Так в одном и том же Христе и светила истина человеческой природы, и оставалась вечная неизменность природы Божественной. Ничто не убавилось в Нем, ничто не изменилось из того, что Он имел в Своей природе от вечности, под действием того, что получил от времени. Внешне Он сделался рабом, но не перестал быть по природе Господом всего. Соответственно плоти Он стал нищим, но соответственно Своей Божественности Он оставался богат. Потому благословенный апостол и говорит, что христиане сделались богатыми через Его бедность: Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою. Ни в коем случае Он не сделал бы нас богатыми Своей нищетой, если бы, став нищим, не имел в Себе богатства Своей Божественной природы. Он обнищал соответственно Своему образу раба; Он остался богат соответственно образу Бога.
Источник: Послание Виктору.
Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою
Об обнищании Христа говорит в связи с тем, что Бог удостоил родить человека, унизив тем самым Свое величие, чтобы придать человекам божественность божественного; ибо, как говорит апостол Петр: дабы вы соделались участниками божественного естества (2Пет 1:4). Человеком, следовательно, Он был сделан для того, чтобы принять человека в Бога, как написано: Я сказал: вы боги, и сыны Всевышнего — все вы (Пс 81:6).
Источник: На Послания к Коринфянам
Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою
Для убеждения Коринфян Ап. напоминает им, что сделал Христос из любви к людям (ср. Флп 2:6 и сл.).
Источник: Толковая Библия.
См. также Толкование на 2Кор 8:1