I. Апостол хвалит Тита:
1. За его усердие и сердечное попечение о коринфянах, за его готовность содействовать их благополучию. Он упоминает об этом с благодарностью Богу, ст. 16. Если Бог вложил в чье-то сердце усердие сделать нечто доброе нам или кому-то другому, то это хороший повод для благодарности Ему.
2. За его готовность к данному служению. Он принял это поручение и ревностно отправился выполнять его, ст. 17. Просьбы об оказании помощи другим многими воспринимаются как неблагодарное дело, однако это доброе служение, и когда нас просят исполнить его, нам не следует уклоняться от этого.
II. Он рекомендует другого брата, посланного вместе с Титом. Согласно общепринятому мнению, этим братом был Лука. Апостол представляет его:
1. Как человека, во всех церквах похваляемого за благовествование, ст. 18. Он был хорошо известен по многим видам служения и показал себя достойным похвалы во всем, что бы он ни делал.
2. Как избранного церквами (ст. 19) сопутствовать апостолу в этом деле благотворения. По всей вероятности, это было сделано по инициативе и просьбе самого Павла, с той целью, чтобы ему не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых его служению, ст. 20. Апостол проявлял осторожность, чтобы не дать никакого повода злонамеренным людям очернить его. Он не хотел давать повода к обвинению себя в нечестности или в пристрастии и считал своим долгом стараться о добром не только пред Господом, но и пред людьми, как должен делать всякий христианин, то есть действовать во всем благоразумно, чтобы предотвратить, насколько это в наших силах, всякие несправедливые подозрения относительно себя и всякие поводы к позорным обвинениям. Примечание: Мы живем в мире критики и должны постараться лишить всякого повода ищущих повода для укоризн. Укоряющие или критикующие нас без причины совершают преступление, а мы допускаем неблагоразумие, если даем им к этому какой-то повод, когда у них нет никакой действительной причины для этого.
III. Он рекомендует также еще одного брата, который был послан вместе с первыми двумя. Есть предположение, что этим братом был Аполлос. Кем бы он ни был, но он был хорошо испытан во многом и поэтому вполне годился для дела благотворения. Кроме того, у него было большое усердие к этому делу, потому что он имел уверенность в коринфянах, или доброе мнение о них, ст. 22. Это очень утешительно — видеть занятыми добрым делом тех, кто показал себя усердным еще раньше.
IV. В заключение апостол дает общую хорошую характеристику о всех посланных (ст. 23) — как о сотрудниках его, посланниках церквей, как о славе Христовой, как о служивших во славу имени Его, как о бывших орудиями Божиими, получившими от Христа честь оказаться Ему верными и пригодными для служения. Поэтому он увещевает коринфян показать свою щедрость, соответственно тем большим ожиданиям какие имели о них другие, чтобы посланники церквей и сами церкви могли увидеть доброе доказательство их любви к Богу и милосердия к бедствующим братьям, показать, что он, Павел, справедливо хвалился ими ст. 24. Примечание: Доброе мнение других относительно нас должно побуждать нас к добрым делам.
Аще ли же о Тите, общник мне, и к вам споспешник; аще ли братия наша, посланницы церквей, слава Христова
«Показав добродетели всех посланцев своих, располагает и коринфян в их пользу. Аще ли о Тите, то есть если мне должно что-нибудь сказать о Тите, то скажу, что он общник мне и к вам споспешник. Дает разуметь, что если они сделают что для Тита, сделают сие не для обыкновенного человека: он общник мне. И похваляя им по видимому Тита, хвалит вместе и коринфян, показывая в них такое к себе расположение, что они почитают достаточною причиною уважать человека, как скоро известно, что он Павлов общник. Не довольствуясь сим, Апостол присовокупляет еще: и к вам споспешник. Не просто споспешник, но в делах, касающихся до вас: в вашем преспеянии, совершенствовании, в любви и тщании о вас. А сие всего более могло привлечь к нему сердца коринфян.— Аще ли братия наша. Если желаете знать что-либо и о других, то они имеют величайшие права на ваше благорасположение. Ибо и они братия наша и посланницы церквей, то есть от Церквей посланы и, что всего важнее, слава Христова. Ибо Ему надобно приписывать все, что чрез них ни делается. Итак, если хотите принять их, как братьев, или как посланников Церквей, или как делающих все для славы Христовой, во всяком случае имеете много побуждений оказать им свое благорасположение. Ибо как о Тите могу сказать, что он общник мой и любит вас, так и о сих скажу, что они братия, посланники Церквей, слава Христова.— Видишь ли из сего, что сии последние не были известны коринфянам? Иначе Апостол стал бы хвалить их за то же, за что хвалил Тита, то есть за любовь их к коринфянам Но поелику они были еще незнакомы им, то и говорит: примите их, как братьев, как посланников Церквей, как делающих все для славы Христовой» (святой Златоуст).
Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Что касается до Тита, это — мой товарищ и сотрудник у вас; а что до братьев наших, это — посланники церквей, слава Христова
Что касается до Тита, это — мой товарищ и сотрудник у вас
То есть если должно сказать что-нибудь о Тите, то скажу, что он мой товарищ, — помогает мне в научении вас и доставлении вам пользы. Или: если вы сделаете что для Тита, то сделаете это не для обыкновенного человека, но для товарища моего.
А что до братьев наших
То есть если желаете слышать что-нибудь о других, то и они имеют великие права на ваше доверие; ибо они братья наши.
Это — посланники церквей
То есть посланы и избраны от церквей.
Слава Христова
Что всего важнее, то поставил в конце. Все, что бы ни было в них, говорит, относится ко Христу.
Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Ст. 23−24 Что касается до Тита, это — мой товарищ и сотрудник у вас; а что до братьев наших, это — посланники церквей, слава Христова. Итак перед лицем церквей дайте им доказательство любви вашей и того, что мы справедливо хвалимся вами
Еще раз рекомендуя всех посланных, Апостол называет двух непоименованных сборщиков «славою Христовою». Это значит, что такие люди составляют украшение Христовой Церкви, что они своим поведением прославляют Христа. Этим все сказано!
Источник: Толковая Библия.
См. также Толкование на 2Кор 8:16