Коринфяне опечалились по воле Божьей; такая печаль угодна Богу. Поскольку их печаль и раскаяние были искренни и благочестивы, ради Бога, то порицание, полученное ими от апостола Павла, не привело ни к каким долговременным плохим последствиям.
I. Как он был угнетен, ст. 5. Он был расстроен, не найдя Тита в Троаде, а также и в Македонии, где в течение некоторого времени также не встречал его. Это немало беспокоило его, так как он не знал, как Тита встретили в Коринфе и как там обстояли дела. Кроме того, они столкнулись с другими скорбями, с непрекращающимися преследованиями. Они претерпевали нападения отвне, то есть имели постоянно сталкивались с иудеями и язычниками и с их противодействием, а также испытывали страхи внутри, великое беспокойство за принявших христианскую веру, опасались, чтобы они не совратились и не поддались обольщению, чтобы не опозорили других и сами не опозорились.
II. Как он был утешен, ст. 6−7. Заметьте здесь:
1. Само прибытие Тита уже было некоторым утешением для него. Как радостно было ему увидеть того, с кем он давно хотел встретиться. Тит был дорог ему как истинный сын по общей вере (Тит 1:4), поэтому его прибытие составляло большое утешение для апостола в его путешествиях и скорбях. Но:
2. Особое утешение доставила ему добрая весть, принесенная Титом о коринфянах. Он узнал, что Тит утешился о них, и это наполнило и его утешением, особенно, когда ему стало известно об их усердии, с каким они постарались исполнить все повеленное им; об их плаче по поводу случившегося среди них и того великого огорчения, какое они причинили другим; об их великой ревности по апостолу, проявившему такую верность в своих укоризнах за их ошибки. В данном случае справедливо изречение Соломона (Притч 28:23): Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком.
3. Он приписывает все свои утешения Богу как источнику их. Именно Бог утешил его прибытием Тита: Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, ст. 6. Заметьте: Мы должны смотреть выше и дальше всех средств и орудий, употребляемых Богом, смотреть на Него Самого как на источник всех утешений и всех благ, какими мы наслаждаемся.
III. Как он сильно был обрадован их покаянием и доказательствами его. Апостол очень скорбел о том, что опечалил их, что благочестивые люди из их среды приняли слишком близко к сердцу сказанное им в его первом послании; он сожалел о том, что вынужден был опечалить тех, кого ему хотелось радовать, ст. 8. Но теперь, узнав, что они опечалились к покаянию, он возрадовался. Причиной его радости была не их печаль сама по себе, но характер этой печали и ее результат (покаяние ко спасению.., ст. 10), ибо теперь ему стало ясно, что они не потерпели от него никакого вреда. Их печаль была только на время, она вскоре сменилась радостью, причем радостью пребывающей. Отметим здесь следующее:
1. Истинному покаянию предшествует благочестивая печаль, она производит покаяние. Печаль не является покаянием, но подготавливает к нему душу и, в некотором смысле, приводит к покаянию. Согрешивший был весьма опечален и находился в опасности быть поглощенным чрезмерною печалью. И община, до сих пор гордившаяся, теперь была глубоко опечалена. Печаль их была благочестивой, печалью ради Бога, то есть по Его воле, прославляющей Бога и производимой Духом Божиим. Она была благочестивой, потому что была печалью о грехе как о преступлении против Бога, как о проявлении неблагодарности Ему и забвения Его благодеяний. Между благочестивой печалью и печалью мирской существует большая разница. Благочестивая печаль приводит к покаянию и исправлению, а в конечном счете — к спасению. А мирская печаль производит смерть. Печали мирских людей о мирском раньше времени сводят их седину в могилу; даже их печаль о грехе, как у Иуды, приводит к фатальным последствиям, — Иуду она привела к смерти. Примечание:
(1) Покаяние приводит к спасению. Поэтому:
(2) Истинно покаявшиеся никогда не сожалеют о том, что они покаялись, и о том, что привело их к покаянию.
(3) Необходимыми предварительными условиями для покаяния являются смирение и благочестивая печаль. То и другое исходит от Бога, Подателя всякой благодати.
2. Благие плоды и последствия покаяния, ст. 11; плоды, сопровождающие покаяние, являются наилучшими доказательствами его истинности. Когда происходит перемена в сердце, тогда жизнь и поступки тоже изменяются. Коринфяне показали, что их печаль была благочестивой, производящей покаяние, потому что она произвела в них сильную озабоченность состоянием своих душ, привела к отвержению греха и угождению Богу. Она также привела их к очищению, не путем самооправдания себя перед Богом, но путем осуждения греха, благодаря чему им не вменилась вина за совершившееся в их среде беззаконие. Она произвела в них негодование на грех, на самих себя, на искусителя и на его орудие. Она произвела в них страх, благоговейный страх, страх в смысле осторожности и недоверия, не Богу, но самим себе; благочестивый страх перед Богом, страх осторожности перед грехом и страх ревности за себя. Она произвела сильное желание исправиться, устранить все беспорядки и примириться с Богом, Которого они оскорбили. Произвела усердие, ревность, смесь любви и гнева, ревность к добру и гнев против греха. Наконец, она произвела желание взыскать за совершенный грех и за свое собственное безумие, сделать должное удовлетворении за причиненный ими вред. По всему они показали себя чистыми в этом деле. Не в том смысле, что они были не виновны, но в том, что они покаялись и поэтому очистились от своей вины перед Богом, Он простил и не наказал их. И никто уже не может их укорить или осудить за то, в чем они искренне покаялись.
Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда
Потому и нас Павел учит, что полезна та печаль, которая ради Бога, а не ради мира. Вам и надо, говорит он, опечалиться, чтобы произвести покаяние перед Богом… Обрати внимание и на то, что и в Ветхом Завете благодать снискали те, кто опечалился делами телесными, а продолжали получать наказание те, кто получал от таких дел наслаждение. Так и евреи, стенавшие от работы в Египте (см. Исх 2:23−25), снискали благодать праведников, как и вкушавшие опечаленно хлеб одарены были пищей духовной (cр. 1Кор 10:3).
Источник: О рае.
Ныне радуюся, не яко скорбни бысте, но яко оскорбистеся в покаяние: оскорбесте бо по Бозе, да ни в чемже отщетитеся от нас
Не только, говорит, не раскаиваюсь, а напротив, радуюсь; радуюсь не тому, что вы опечалены, а тому, в каком духе и с каким плодом опечалены. «Я радуюсь, видя не собственно печаль, но плод печали, потому что печаль эта произрастила похвальное покаяние» (Феодорит). «Когда отец видит, что сыну делают надрез, радуется не тому, что сын терпит боль, но тому, что он исцеляется. Тому же радуется и святой Павел. Заметь же, что он весь успех дела относит к ним: печаль приписывает посланию своему, а пользу от оного ставит им в заслугу. Ибо не сказал: радуюсь тому, что послание исправило вас, хотя и так было на деле, но яко оскорбистеся в покаяние» (святой Златоуст). Опечалились, говорит, но не в досаду от того пришли и негодование на опечалившего, а себя обвинили, сознаваясь, что стоили укоров, раскаялись в своей вине и положили исправиться. Такого рода печалование есть печалование по Боге. Почему говорит: оскорбесте бо по Бозе, — κατα Θεον, — в порядке божеских требований, или богоугодной жизни, в порядке богоугождения и спасения или по страху Божию, к Богу взирая, а не по видимости рассуждая о текущем. По поводу обличения нашего вспомнили о Боге и о суде его, и поспешили исправить неисправное. Ибо Бог всегда одного требует, чтобы все были исправны, а которые неисправны, чтоб раскаивались. Вспомнивший о Боге, если исправен, Бога благодарит, а если неисправен — раскаивается и спешит исправиться. Кто так действует, по Богу действует, по тому, как хочет Бог, как требует мысль о Нем благоговейная.
Да ни в чемже отщетитеся от нас. Благодарение Богу, говорит, что Он так устроил, что и нам внушил мысль обличить вас построже, и в вас возбудил расположение к раскаянию. Так устроил Он, чтобы вам не потерпеть какого ущерба в духовном преспеянии вашем, или вреда какого-либо в деле спасения по нашей вине. Не обличи мы вас, вы остались бы в своей неисправности и, следовательно, терпели бы вред. Но если б и после того, как обличили, Господь не поворотил ваших чувств на добро, — и то было бы худо. Теперь же вижу, что все устроилось к лучшему, и не могу не радоваться. «Замечай, — говорит святой Златоуст, неизреченное его благоразумие! Если бы мы не сделали сего, говорит он, нанесли бы вам вред; и исправление приписывает им, а себе вред, который произошел бы от его молчания. Если бы мы не обличили вас, когда можно было исправить вас обличением, то мы нанесли бы вам вред, и ущерб был бы не для вас только, но и для нас. Ибо как тот, кто не дает купцу средств к плаванию, делает вред ему, так и мы сделали бы вам вред. Если бы не дали вам повода к покаянию. Видишь ли, что не обличать грешников вредно и учителю, и ученику?»
Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда
Теперь, однако, радуюсь не потому, что вы опечалены, но что опечалены о грехе, который к покаянию привел вас; ибо вы опечалены по Боге, то есть ради Бога, так что ни в чем не потерпели вреда от нас, то есть не подверглись от нас унижению за грех одного.
Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам
Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда
Сама печаль, в замену которой в душе мудрого стоики ничего не могли придумать, употребляется в добрую сторону, особенно у наших писателей. Апостол, например, хвалит коринфян за то, что они опечалились ради Бога. Но может некто сказать, что апостол доволен ими за то, что печалью они выражали свое раскаяние, а такого рода печалью может быть только печаль согрешивших.
Источник: О граде Божием.