Конечно же, для Павла это состояние было не идеальным, но он соглашался с ним, если при этом мог послужить Христу здесь, на земле, и помочь Божьему народу.
I. Он говорит, что они ожидают вечного блаженства, желают его и уверены в нем, ст. 1−5. Рассмотрим по отдельности:
1. Надежду верующего человека на вечное блаженство после смерти, ст. 1. Он не только знает, или уверен в истинности и реальности его, — что по окончании земной жизни начнется другая, блаженная жизнь, — но надеется, что по благодати Божией будет иметь свою долю в этом вечном блаженстве невидимого мира: «Мы знаем, что имеем жилище от Бога, имеем твердую и хорошо обоснованную надежду на будущее блаженство». Обратим внимание здесь на следующее:
(1) Что такое небо в глазах верующего человека. Он смотрит на него как на свое жилище, или место обитания, место покоя, убежище, как на дом Отца, имеющий много обителей, и как на свой вечный дом. Это жилище находится на небесах, в превознесенном и святом месте, настолько превосходящем все земные дворцы, насколько небо выше земли. Это жилище Божие, строителем и художником его является Бог, поэтому оно достойно своего Создателя; блаженство будущей жизни — это то, что Бог приготовил для любящих Его. Это небесное жилище, вечный нерукотворный дом, непохожий на земной, на нашу бедную хижину из глины, в которой сейчас обитает наша душа, которая подвержена тлению и разрушению, которой основанием является прах.
(2) Когда мы надеемся обладать этим блаженством — сразу после смерти, как только земной наш дом, эта хижина, разрушится. Заметьте:
[1] Тело, наш земной дом, представляет собой всего лишь хижину, ей вскоре надлежит разрушиться, когда распадутся все скрепляющие ее связи и тело возвратится в прах, чем оно и было.
[2] Когда это произойдет, тогда мы будем иметь дом нерукотворный. Дух возвратится к Богу, Который дал его; кто здесь ходил перед Богом, тот в вечности будет обитать с Ним.
2. Горячее желание верующего иметь это вечное блаженство. Оно выражено словами — мы воздыхаем, что означает:
(1) Скорбные вздохи под тяжким бременем; именно так стенают верующие под бременем жизни: Оттого мы и воздыхаем.., ст. 2. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем.., ст. 4. Тело из плоти это тяжкое бремя, а бедствия жизни — тяжелый груз. Но воздыхания верующих связаны с тем, что души их обременены греховным телом и многими похотями, которые еще остаются в нем и восстают на них. Это заставляет их жаловаться: Бедный я человек!.. (Рим 7:24).
(2) Стенания, вызванные желанием вечного блаженства: ...желая облечься в небесное наше жилище (ст. 2), то есть получить блаженное бессмертие, чтобы смертное поглощено было жизнью (ст. 4), чтобы, будучи одетыми, нам не оказаться нагими (ст. 3), (англ. — Прим. переводчика), чтобы, если на то будет воля Божия, нам не умереть, а измениться, ибо быть раздетым — это состояние, само по себе нежелательное. Смерть, рассматриваемая только как отделение души от тела, не может быть желанной, скорее, она может устрашать нас; но когда верующий человек воспринимает смерть как переход в вечную славу, то он предпочитает скорее умереть, чем жить, желает лучше выйти из тела и водвориться у Господа (ст. 8), оставить тело, чтобы уйти к Христу, сбросить с себя эти рубища смертного естества, чтобы облечься в одежды славы. Примечание:
[1] Смерть лишает нас телесной оболочки и всех удовольствий земной жизни, а также кладет конец всем земным скорбям. Нагими мы пришли в этот мир, нагими и уйдем из него. Но [2] добродетельные души не окажутся нагими на том свете, нет, они будут одеты в величественные одежды, одежды праведности и славы. Они будут избавлены от всех бед, и одежды их будут омыты и убелены кровью Агнца, Откр 7:14.
3. Уверенность верующего человека в том, что он имеет свою долю этого будущего блаженства, основана на: опыте познания благодати Божией, которая подготавливает его к этому блаженству и делает достойным его. На сие самое и создал нас Бог.., ст. 5. Каждая душа, предназначенная в будущем для неба, обрабатывается, или подготавливается, для него здесь, на земле; камни для духовного строения, для храма небесного обтесываются здесь, внизу. Сам Бог работает над нами, ибо только Его сила может сделать душу причастницей Божеского естества, ни одна рука, кроме руки Божией, не способна приготовить нас к вечности.
(2) На данном Богом залоге Духа. Залог эта частичная расплата, гарантирующая полную расплату. Благодать и утешения Духа, даруемые нам в настоящее время, являются залогом вечной благодати и вечного утешения.
II. Апостол делает вывод из сказанного для утешения верующих в их настоящем состоянии, в условиях земной жизни, ст. 6−8.
1. Их положение в этом мире описывается словами: ...устранены от Господа, ст. 6. Они странники и пришельцы в этом мире, временно обитающие в своих земных хижинах, и хотя Бог пребывает с нами Своим Духом, однако мы здесь не можем разделять с Ним такого общения, какое надеемся иметь в будущем, когда увидим Его, как Он есть. Мы не можем видеть Его лица, пока живы: Ибо мы ходим верою, а не видением, ст. 7. Примечание: Вера предназначена для этого мира, а видение — для потустороннего; поэтому мы должны здесь жить верою, пока не сможем жить видением.
2. Во времена скорби и даже в час смерти мы должны быть спокойны и мужественны: Итак мы всегда благодушествуем... (ст. 6), и снова (ст. 8): ...мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела... Истинные христиане, верою ожидающие будущего мира и имеющие доброе основание для своего упования на блаженство после смерти, находят утешение в жизненных скорбях и получают поддержку в час смерти; они мужественно встречают своего самого жестокого врага и когда по воле Божией должны будут выйти из тела, то предпочтут лучше умереть, чем жить. Примечание: Так как рожденные свыше стремятся туда, откуда они пришли, то смерть для них означает лишь выход из тела и не медленное водворение у Господа: только умрем — и уже со Христом; только закроем глаза на этот мир и тут же откроем их на мир славы. Вера обратится в видение.
III. Он переходит к следующему выводу, имеющему целью вдохновить как себя самого, так и других на исполнение долга, ст. 9−11. Суть этого вывода состоит в том, что хорошо обоснованная надежда на небо не дает нам ни малейшего повода для праздности и греховной уверенности, напротив, она должна побуждать нас прилагать больше усердия и старания: И потому ревностно стараемся.., ст. 9. Заметьте здесь:
1. К чему стремился апостол — быть Ему угодным. Мы ревностно стараемся, чтобы живя и умирая, в теле или вне тела, быть Ему угодными, Господу. Они жаждали этого как самого великого благословения и как самой высокой чести, это была вершина их стремлений.
2. Другие мотивы, побуждавшие их к усердию, вытекали из их размышлений о судилище Христовом, ст. 10−11. В этом вопросе есть многое, что внушает страх даже самым лучшим из людей и побуждает их к наивысшему усердию, как например: определенность этого судилища, ибо нам должно явиться пред ним; его всеобщность, ибо нам всем должно явиться; великий Судия, пред Чьим судилищем нам надлежит предстать, есть Господь Иисус Христос, Который явится в пламенеющем огне; вознаграждение будет соответствовать тому, что мы делали в теле, доброе или худое. Апостол называет это судилище, внушающее страх человеку, страх Господень, ст. 11; он страстно хотел склонить людей к покаянию и святой жизни, чтобы в день, когда Христос явится как внушающий страх, они смогли спокойно предстать перед Ним. Что касается его собственной преданности и усердия, то он с уверенностью апеллирует к Богу, а также к совести тех, кому пишет: ...Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям.
Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа
«Итак мы всегда благодушествуем» (ст. 6). «Благодушествуем» — т. е., среди гонений, озлоблений и непрестанных опасностей смерти. Он как бы так говорит: «Гонит ли кто тебя, преследует ли, умерщвляет ли — не унывай. Все это к твоему благу. Не бойся, дерзай. То, о чем ты воздыхаешь и скорбишь, т. е. что ты работаешь тлению, — это самое тление исхитит тебя из среды тления, и тем скорее освободит от этого рабства». Потому и говорит: «всегда благодушествуем», т. е., не только в благоприятное время, но и во время скорбей.
Источник: Гомилии на 2-е послание к Коринфянам
Ст. 6−8 Дерзающе убо всегда, и ведяще, яко живуще в теле, отходим от Господа? — верою бо ходим, а не видением, — дерзаем же и благоволим паче отъити от тела и внити ко Господу
Дерзающе, и потом дерзаем, кажется, означает здесь не что другое, как решительность того душевного действия, которое выражает следующий за ними глагол. Так дерзающе и ведяще означает ведение решительное, с убеждением, не допускающим никакого сомнения; дерзаем и благоволим означает решительное, не допускающее никакого колебания желание. Экумений так перифразирует сии слова: дерзающе и ведяще, θαρρουντως ειδοτες, дерзновенно ведая; а дерзаем и благоволим, θαρρουντως ευδοκουμεν, — дерзновенно благоволим. Апостол потому говорит: несомненно ведая, что, живя в теле сем, отходим от Господа, мы сильно желаем отъити от тела и внити ко Господу. Слова же: верою бо ходим, а не видением, составляют вносное положение, объясняющее опытом, что точно тело отдаляет нас от Господа. Феодорит так выражает общую мысль сих текстов: «Апостол не то говорит, что мы отчуждены от Господа (или чужды Господу), будучи сопряжены еще с этим, смертным, телом, но что ныне не видим Его телесными очами, а тогда и узрим, и с Ним будем. Ибо ныне, говорит, не видим самых ожидаемых вещей, а усматриваем их только верою. Посему-то самому и желаем отъити от тела и внити ко Господу».
Говоря: «дерзновенно ведаем, что, живя в теле, отходим от Господа», Апостол дает разуметь, что такое ведение требует дерзновенного ума. Равно и словами: «дерзновенно благоволим отъити от тела и внити ко Господу» дает разуметь, что такое желание благоволительное требует мужественного духа. В самом деле, терпящим ради Господа гонения, озлобления и непрестанные опасности смерти, сторонние могли говорить: что такое вы делаете? Терпите, а Того, за Кого терпите, не видите. И свои подобные мысли могли приходить терпящим. Этим своим помыслам и чужим речам дерзновенная, верою окрыленная мысль могла смело ответить: да, не видим; но тем не менее Он есть и близ есть, только не видим, а ощущаем. Причиною, почему не видим, служит это тело наше. Живуще в теле, отходим от Господа. Живуще, ενδημουντς, странствуя, как на чужбине. «Странники мы в нем и пришельцы» (Экумений). «Не сказал: сущие, οντες, в теле, а ενδημουντες, потому что мы находимся в нем, как странники в гостинице» (святой Златоуст). В теле странствуем, как на чужбине; отечество же наше, дом наш, там, где Господь, или с Господом. Таким образом, странствуя в теле, естественно отделились мы от родного крова и от Самого Отца Господа. «Тело стало стеною между нами и Господом» (Экумений).
Итак, что же, — не разломать ли эту стену насильственно и произвольно? — Нет. Такой порядок установить угодно было Самому Господу, чтоб мы сначала верою пожили и, уже оказавшись верными во всем Господу по вере, вступили в такой чин жизни, где будем ходить пред Господом видением, пребывать с Ним лицом к лицу. Ныне такой период, что мы верою ходим, а не видением. Ибо не так бывает, чтоб мы, бывши сначала пред Господом, переходили в тело, как в чужой дом. Нет; мы рождаемся Богу единому ведомым путем и, уже в теле суще, сродняемся с Господом посредством возрождения в купели крещения, по образу Его. Сроднившись так с Ним, чувствуем, что тело отгораживает нас от Него, но должны пребывать в теле до времени, определенного Господом, чтоб окрепнуть в сей новой жизни, возрасти для другой и пред Господом оказать свою верность, когда Он в сокровенности от нас пребывает. Теперь верою Его ведаем, верою к Нему приближаемся и руководимся пребывать в духовном таинственном общении с Ним. Выдержав себя как должно в этот период испытания и воспитания, под блюстительством веры, вступим тогда в другой, в коем будем пребывать с Господом лицом к лицу.
При всем том, однако ж, нельзя нам равнодушно относиться к той блаженной минуте, когда выйдем из тела и предстанем Господу. Эта минута превожделенная. Почему «зная, что доставляет внитие ко Господу, мы дерзновенно благоволим отъити от тела, или вседушно вожделеваем этого» (Экумений).— Дерзаем же и благоволим паче отъити от тела и внити ко Господу. Дерзновенно благоволим, говорит, потому что такого рода благоволительное, охотное и радостное желание требует мужественного духа. Жизнь в теле, и при сильном сознании ее неудобств, имеет свои приманки, привлекающие к ней. Стать в совершенное к ней отчуждение нельзя без перелома себя крутого, а такой перелом без дерзновенной решимости состояться не может. И далее постоянно держать себя в таком настроении означает воодушевленную мужеством душу. Почему и сказал Апостол: дерзаем и благоволим, то есть дерзновенно и мужественно вожделеваем этого. Читая историю мучеников, не можем не видеть оправдания ими слов святого Павла. Они вожделевали отъити ко Господу, и вожделевали с неудержимым стремлением и мужеством.— Святой Златоуст говорит на эти слова: «Видишь ли, как Апостол, умолчав о неприятных именах смерти и кончины, заменил их вожделеннейшим наименованием — водворения у Господа; и, напротив, обошед наименования жизни, кажущиеся приятными, употребил неприятное, назвав здешнюю жизнь удалением от Господа. А это сделал он для того, чтобы никто не только не услаждался настоящим, напротив, еще обременялся бы оным; и чтобы никто, приближаясь к смерти, не скорбел, но паче бы радовался, потому что переходит к наслаждению лучшими благами».
Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа
Итак, не станем скорбеть о том, что умираем, ибо знаем верно, что, ходя (вращаясь) в сем теле, мы отходим (отвращаемся) от Господа, то есть от откровения Господа нашего.
Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам
Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа
Человек действительно принес смерть себе и Сыну Человеческому, но Сын Человеческий, приняв смерть и воскреснув, принес человеку жизнь… Он захотел принять страдания на глазах у врагов, чтобы они сочли Его покинутым и чтобы благодать Нового Завета была передана нам, дабы мы научились искать другого счастья, которое теперь мы имеем от веры, а тогда увидим воочию. Водворяясь в теле, говорит апостол, мы устранены от Господа, ибо мы ходим верою, а не видением (ст. 7). Потому мы теперь живем надеждой, тогда же будем жить данностью.
Источник: Послания.
Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа
Мы, кто в веке сем устранены от Господа, ходим по земле, но торопимся к небесному, потому что здесь место не наше, мы путники и странники, так же, как все отцы наши.
Источник: Трактат на Псалмы (Пс 63).
Ст. 6−8 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, — ибо мы ходим верою; а не видением, — то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа
Продолжает подтверждать сказанное выше, именно то, что не должно беспокоиться об опасностях. Ибо опасности и смерти, говорит, доставляют нам вожделенное приобретение — нетление, о котором воздыхаем, и скорее приводят нас к Владыке нашему. Мы всегда благодушествуем, то есть не страшась ни гонений, ни наветов, ни смертей. Заметь мудрость, как скрыл имена смерти и жизни и первую назвал водворением у Господа, а последнюю отшествием от Господа, дабы никто не привязывался к настоящей жизни, как отвлекающей от Господа. Потом, дабы кто не сказал: итак, что же? тело отчуждает нас от Бога? — отклонил это возражение, сказав: ибо мы ходим верою, а не видением, то есть хотя и здесь мы знаем Его, но отчасти, ибо это значит: верою, а не лицем к лицу, что означает: видением. Если же так, то желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. Не сказал: достигнуть нетления, но — что превосходнее — быть с Господом, ибо это важнее нетления.
Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа
В Адаме мы изгнаны из рая и имеем временный приют на этой земле, потому что лишились благословения нашей отчизны; мы, похоже, чужестранцы в этом мире. О том же говорит апостол: водворяясь в теле, мы устранены от Господа.
Источник: Толкование Псалмов (Пс 118).
Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа
Ясно, что мы с Богом пребываем через веру, не через присутствие, и оттого далеко путешествуем — верою, а не видением (ст. 7). И отчего же, о том же говоря в Деяниях Апостолов: ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деян 17:28), в этом месте он говорит, что мы устранены от Господа? Если повсюду Он есть, как же мы, здесь находящиеся, устраняемся от Бога? Без сомнения, повсюду всегда все в Боге. Но поскольку трон Бога на небесах и там Он всегда виден, поэтому мы, здесь находящиеся, где Он не виден, называемся устраненными от Господа. Когда же мы Его не видим, а Он присутствует, мы устранены от Него.
Источник: На Послания к Коринфянам
Ст. 6−8 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,- ибо мы ходим верою, а не видением,- то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа
Смерть представляет собою самое страшное для человека, и мысль о ней всегда тревожила умы людей в иудействе и язычестве. Не такое отношение к смерти в христианстве. Христианин спокойно ждет смерти, потому что она соединит его с Господом, с Которым теперь нельзя еще входить в непосредственное сношение, так как это земное тело наше служит для этого непреоборимою преградой. Мы, как выражается Ап., устранены или отдалены от Господа. Мы ходим, т. е. живем в таком мире, где Бога видеть нельзя, где можно только веровать в Него. Поэтому мы и хотели бы, — конечно, если на это будет воля Божия, — поскорее сбросить с себя эту мешающую нашему поселению у Господа земную оболочку.
Ст. 6−10 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,- ибо мы ходим верою, а не ви'дением,- то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что' он делал, живя в теле, доброе или худое
Чтобы получить будущую славную жизнь — для этого нужно стремиться здесь угождать Господу. Господь на последнем суде будет судить всех по делам, которые совершали люди на земле.
Источник: Толковая Библия.