Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Коринфянам 5 глава 5 стих)

κατεργασαμενος aor. med. (dep.) part, от κατεργαζομαι (#2981) производить, готовить, создавать условие или атмосферу, готовить кого-л. к определенным обстоятельствам (Windisch). Part, в роли subst. εις αυτο τουτο "для этой самой цели", θεος (#2536) Бог. Это слово здесь эмфатическое по положению (Hughes), δους aor. act. part, от διδωμι (#1443) давать. Субстантивированное использование part, подчеркивает определенную черту характера. Aor. указывает на предшествующее действие, αρραβων (#775) залог, предоплата (см. 1:22; DPL, 262; ММ).


Учебная Библия МакАртура (2 Коринфянам 5 глава 5 стих)

5:5 На сие самое Более точный перевод «цель». Павел подчеркивает, что небесное существование верующего будет протекать в соответствии с высочайшей Божьей целью (см. пояснение к Рим 8:28−30; ср. Ин 6:37−40,44). Бог… дал нам… Духа См. пояснение к 1:22; Рим 5:5; Еф 1:13. залог См. пояснение к 1:22; Еф 1:13.


Комментарии МакДональда (2 Коринфянам 5 глава 5 стих)

5:5 На сие самое и создал нас Бог, для этой самой цели, то есть для искупления тела. Это будет вершиной Его славных планов для нас. Сейчас искупление затрагивает наши дух и душу, но тогда искупление включит и тело. Только подумайте об этом: Бог создал нас, и цель Его при этом была — прославленное состояние, дом нерукотворенный, вечный, на небесах! Но как мы можем увериться в том, что будем иметь прославленное тело?

Отвечая на это, Бог дал нам залог Духа. Как объяснялось ранее, тот факт, что внутри каждого верующего обитает Дух Божий, служит залогом того, что исполнятся все Божьи обетования верующему. Это знак грядущего. Дух Божий — Сам залог, гарантия того, что частично уже данное нам от Бога станет однажды полностью нашим.


Толкование Мэтью Генри (2 Коринфянам 5 глава 5 стих)

Стихи 1−11. В этих стихах апостол продолжает начатое в предыдущей главе рассуждение о том, что было основанием их мужества и терпения в скорбях.

I. Он говорит, что они ожидают вечного блаженства, желают его и уверены в нем, ст. 1−5. Рассмотрим по отдельности:

1. Надежду верующего человека на вечное блаженство после смерти, ст. 1. Он не только знает, или уверен в истинности и реальности его, — что по окончании земной жизни начнется другая, блаженная жизнь, — но надеется, что по благодати Божией будет иметь свою долю в этом вечном блаженстве невидимого мира: «Мы знаем, что имеем жилище от Бога, имеем твердую и хорошо обоснованную надежду на будущее блаженство». Обратим внимание здесь на следующее:

(1) Что такое небо в глазах верующего человека. Он смотрит на него как на свое жилище, или место обитания, место покоя, убежище, как на дом Отца, имеющий много обителей, и как на свой вечный дом. Это жилище находится на небесах, в превознесенном и святом месте, настолько превосходящем все земные дворцы, насколько небо выше земли. Это жилище Божие, строителем и художником его является Бог, поэтому оно достойно своего Создателя; блаженство будущей жизни — это то, что Бог приготовил для любящих Его. Это небесное жилище, вечный нерукотворный дом, непохожий на земной, на нашу бедную хижину из глины, в которой сейчас обитает наша душа, которая подвержена тлению и разрушению, которой основанием является прах.

(2) Когда мы надеемся обладать этим блаженством — сразу после смерти, как только земной наш дом, эта хижина, разрушится. Заметьте:

[1] Тело, наш земной дом, представляет собой всего лишь хижину, ей вскоре надлежит разрушиться, когда распадутся все скрепляющие ее связи и тело возвратится в прах, чем оно и было.

[2] Когда это произойдет, тогда мы будем иметь дом нерукотворный. Дух возвратится к Богу, Который дал его; кто здесь ходил перед Богом, тот в вечности будет обитать с Ним.

2. Горячее желание верующего иметь это вечное блаженство. Оно выражено словами — мы воздыхаем, что означает:

(1) Скорбные вздохи под тяжким бременем; именно так стенают верующие под бременем жизни: Оттого мы и воздыхаем.., ст. 2. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем.., ст. 4. Тело из плоти это тяжкое бремя, а бедствия жизни — тяжелый груз. Но воздыхания верующих связаны с тем, что души их обременены греховным телом и многими похотями, которые еще остаются в нем и восстают на них. Это заставляет их жаловаться: Бедный я человек!.. (Рим 7:24).

(2) Стенания, вызванные желанием вечного блаженства: ...желая облечься в небесное наше жилище (ст. 2), то есть получить блаженное бессмертие, чтобы смертное поглощено было жизнью (ст. 4), чтобы, будучи одетыми, нам не оказаться нагими (ст. 3), (англ. — Прим. переводчика), чтобы, если на то будет воля Божия, нам не умереть, а измениться, ибо быть раздетым — это состояние, само по себе нежелательное. Смерть, рассматриваемая только как отделение души от тела, не может быть желанной, скорее, она может устрашать нас; но когда верующий человек воспринимает смерть как переход в вечную славу, то он предпочитает скорее умереть, чем жить, желает лучше выйти из тела и водвориться у Господа (ст. 8), оставить тело, чтобы уйти к Христу, сбросить с себя эти рубища смертного естества, чтобы облечься в одежды славы. Примечание:

[1] Смерть лишает нас телесной оболочки и всех удовольствий земной жизни, а также кладет конец всем земным скорбям. Нагими мы пришли в этот мир, нагими и уйдем из него. Но [2] добродетельные души не окажутся нагими на том свете, нет, они будут одеты в величественные одежды, одежды праведности и славы. Они будут избавлены от всех бед, и одежды их будут омыты и убелены кровью Агнца, Откр 7:14.

3. Уверенность верующего человека в том, что он имеет свою долю этого будущего блаженства, основана на: опыте познания благодати Божией, которая подготавливает его к этому блаженству и делает достойным его. На сие самое и создал нас Бог.., ст. 5. Каждая душа, предназначенная в будущем для неба, обрабатывается, или подготавливается, для него здесь, на земле; камни для духовного строения, для храма небесного обтесываются здесь, внизу. Сам Бог работает над нами, ибо только Его сила может сделать душу причастницей Божеского естества, ни одна рука, кроме руки Божией, не способна приготовить нас к вечности.

(2) На данном Богом залоге Духа. Залог эта частичная расплата, гарантирующая полную расплату. Благодать и утешения Духа, даруемые нам в настоящее время, являются залогом вечной благодати и вечного утешения.

II. Апостол делает вывод из сказанного для утешения верующих в их настоящем состоянии, в условиях земной жизни, ст. 6−8.

1. Их положение в этом мире описывается словами: ...устранены от Господа, ст. 6. Они странники и пришельцы в этом мире, временно обитающие в своих земных хижинах, и хотя Бог пребывает с нами Своим Духом, однако мы здесь не можем разделять с Ним такого общения, какое надеемся иметь в будущем, когда увидим Его, как Он есть. Мы не можем видеть Его лица, пока живы: Ибо мы ходим верою, а не видением, ст. 7. Примечание: Вера предназначена для этого мира, а видение — для потустороннего; поэтому мы должны здесь жить верою, пока не сможем жить видением.

2. Во времена скорби и даже в час смерти мы должны быть спокойны и мужественны: Итак мы всегда благодушествуем... (ст. 6), и снова (ст. 8): ...мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела... Истинные христиане, верою ожидающие будущего мира и имеющие доброе основание для своего упования на блаженство после смерти, находят утешение в жизненных скорбях и получают поддержку в час смерти; они мужественно встречают своего самого жестокого врага и когда по воле Божией должны будут выйти из тела, то предпочтут лучше умереть, чем жить. Примечание: Так как рожденные свыше стремятся туда, откуда они пришли, то смерть для них означает лишь выход из тела и не медленное водворение у Господа: только умрем — и уже со Христом; только закроем глаза на этот мир и тут же откроем их на мир славы. Вера обратится в видение.

III. Он переходит к следующему выводу, имеющему целью вдохновить как себя самого, так и других на исполнение долга, ст. 9−11. Суть этого вывода состоит в том, что хорошо обоснованная надежда на небо не дает нам ни малейшего повода для праздности и греховной уверенности, напротив, она должна побуждать нас прилагать больше усердия и старания: И потому ревностно стараемся.., ст. 9. Заметьте здесь:

1. К чему стремился апостол — быть Ему угодным. Мы ревностно стараемся, чтобы живя и умирая, в теле или вне тела, быть Ему угодными, Господу. Они жаждали этого как самого великого благословения и как самой высокой чести, это была вершина их стремлений.

2. Другие мотивы, побуждавшие их к усердию, вытекали из их размышлений о судилище Христовом, ст. 10−11. В этом вопросе есть многое, что внушает страх даже самым лучшим из людей и побуждает их к наивысшему усердию, как например: определенность этого судилища, ибо нам должно явиться пред ним; его всеобщность, ибо нам всем должно явиться; великий Судия, пред Чьим судилищем нам надлежит предстать, есть Господь Иисус Христос, Который явится в пламенеющем огне; вознаграждение будет соответствовать тому, что мы делали в теле, доброе или худое. Апостол называет это судилище, внушающее страх человеку, страх Господень, ст. 11; он страстно хотел склонить людей к покаянию и святой жизни, чтобы в день, когда Христос явится как внушающий страх, они смогли спокойно предстать перед Ним. Что касается его собственной преданности и усердия, то он с уверенностью апеллирует к Богу, а также к совести тех, кому пишет: ...Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям.


Толкование отцов церкви (2 Коринфянам 5 глава 5 стих)

Феофан Затворник (1815−1894)

Сотворивый же нас в сие истое Бог, Иже и даде нам обручение Духа

Для такой нетленной жизни, говорит, мы и первоначально были созданы, но пали и чрез грех подверглись тлению. Господь и Спаситель уничтожил тление, поправ смерть воскресением. Таинственно мы соделываемся причастниками сего воскресения в крещении, слагая в нем ветхую жизнь и облекаясь в новую. Но в этом только залог, начало и основание к будущему воскресению в славе, подобно воскресению Господа. Здесь это действуется таинственно верою и благодатию в духе; а при общем воскресении мы самым делом облечемся в нетление. А что это так будет, в этом да удостоверит всякого присущая нам благость Святого Духа. Он есть залог наследия нетленной жизни. Так благоволил устроить Бог.

Святой Златоуст говорит: «Грядущая жизнь уничтожит тление; а как это произойдет, о том не спрашивай. Бог будет тут действовать. Не испытывай сего. Потому и присовокупил: сотворивый же нас в сие истое Бог. Сим он показывает, что это прежде было определено о нас, ибо не ныне только Бог открыл нам сие, но в начале еще, когда образовал нас из земли и созидал Адама ибо не с тем созидал его, чтобы он умер, но чтобы соделать его бессмертным. Потом, чтобы более удостоверить в сем, присовокупил: Иже и даде нам обручение Духа. Ибо как тогда на сей конец создал Он человека, так и теперь чрез крещение воссоздал его для той же цели, и в удостоверение сего предоставил нам немаловажный залог Святого Духа. О сем залоге и обручении часто упоминает Апостол, как для того, дабы показать, что он всем одолжен Ему, так и для того, чтобы и сим убедить в истине своего учения упорных и ожесточенных сердцем».

Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа

И Тот, Кто уготовляет нам сие в конце, есть Бог, Который дал нам залог Духа Своего. Ибо, как тела наши соделаны достойными быть жилищем Духа Его, так соделал их и быть в конце достойными того, чтобы они облеклись вечною славою.

Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам

Августин (354−430)

На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа

Теперешняя способность видеть в Писаниях гадательно и отчасти (1Кор 13:12) — то, что, однако, не противоречит кафолической вере, — есть проявление залога, полученного девой Церковью во время смиренного прихода ее Жениха, с Которым она заключит брак во время Его окончательного прихода — в славе, и тогда будет видеть лицом к лицу, потому что Он дал нам залог — Святой Дух, как говорит апостол.

В том домостроительстве Божием, в котором Господь удостоил нас Своим явлением на время и в видимом образе человека, и когда Он дал нам залог Духа Святого, семикратным действием которого мы оживляемся… что еще предполагается, как не наша возможность прийти к награде небесного призвания так, чтобы силы наши не подвели? Ибо мы ходим верою, а не видением (2Кор 4:7).

Источник: О различных вопросах.

Феодорит Кирский (386/93−~457)

На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа

Так изначально домостроительствовал о нас Творец и, провидя Адамово преступление, приготовил соответствующее ране лекарство. Сам же даровал нам и залог Духа. Апостол сказал так, доказывая чудесами, совершающимися через Духа, истинность обетовании о будущем.

Источник: Толкования на послания апостола Павла (2Кор 5:5).

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа

На сие самое и создал нас Бог

А сотворивший нас на сие самое изначала, говорит, есть Бог, ибо Он создал нас с тем, чтобы мы были нетленны. И не ныне только стало угодно Ему это, но было угодно изначала. И это в точности сбудется.

И дал нам залог Духа

Хочешь, говорит, доказательства? Дам тебе и другое. Тот, Кто дал нам Духа чрез крещение, дал нам и залог нетления, ибо освятил и душу и тело, и как ту, так и другое соделал божественными, освободив от греха, от которого произошла смерть. Поэтому если дал Духа, то явно, что освободил от греха. Таким образом, залог будущего бессмертия есть Дух. Или иначе: даровав нам ныне Духа отчасти, дал некоторый залог, что даст и целое. Как же даст, если не будем нетленны по душе и по телу? Итак, получив здесь немногое, то есть залог, надейся, что будешь иметь тогда и целое.

Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст (IV в.)

На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа

Это и есть то, чего просим с воздыханием, то есть чтобы не быть отринутыми, но чтобы быть наполненными мы удостоились. Близко к вышеназванному смыслу апостол говорит, что в день суда Бог совершит это, поскольку обещал и верен, и дает в залог исполнения этого Дух; Сам же есть знамение нашего усыновления.

Источник: На Послания к Коринфянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа

Ап. указывает на то, что ручательством для нашей надежды на будущее прославленное тело служит воля Божия. Сам Бог уготовал нас к жизни в таком теле, как свидетельствует об этом полученный нами, христианами, залог — Св. Дух. Этот Дух производит в нас внутреннее обновление, а соответственно этому внутреннему обновлению должно со временем обновиться и наше тело, измениться наша внешняя оболочка (ср. Рим 8:28−30).

Источник: Толковая Библия.

См. также Толкование на 2Кор 5:1


Открыть окно