Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Коринфянам 5 глава 17 стих)

ωστε (#6063) посему. Павел делает второй вывод, κτισις (#3232) творение. Тот, кто во Христе и испытай рождение заново, является частью нового творения. Рабби использовали термин "новая тварь" для определения тех, кому прощены все грехи (SB, 2:415; 3:519; о дополнительных параллелях с раввинистическим учением о новой твари см. PRJ, 119ff; о ссылках из свитков Мертвого моря см. Thrall), αρχαιος (#792) старый, относящийся к прежним временам, παρηλθεν aor. ind. act. от παρερχομαι (#4216) проходить, уходить. Перфектный aor. обозначает завершение, γεγονεν perf. ind. act. от γινομαι (#1181) становиться. Perf. указывает на длительное состояние или условие (McKay). По поводу новой жизни во Христе см. Ladd, 479f.


Учебная Библия МакАртура (2 Коринфянам 5 глава 17 стих)

5:17 во Христе Эти два слова кратко, но очень глубоко выражают неисчерпаемое значение искупления верующего, которое включает в себя: 1) безопасность верующего во Христе, Который понес в Своем теле Божье осуждение против греха; 2) принятие верующего в Нем, ибо только Он один угоден Господу; 3) упование верующего на будущность в Нем, Воскрешенном для жизни вечной и Единственном Гаранте наследования верующим неба; и 4) участие верующего в Божественной природе Христа, непреходящем Слове (ср. 2Пет 1:4). новая тварь Речь идет о сотворении качественно нового уровня величия. Имеется в виду новое рождение или возрождение (ср. Ин 3:34 Еф 2:1−3; Тит 3:5; 1Пет 1:23; 1Ин 2:29; 3:9; 5:4). Эти слова заключают в себе прощение грехов христианина, оплаченное заместительной смертью Христа (ср. Гал 6:15; Еф 4:24). древнее прошло От возрожденного человека уходят старая система ценностей, приоритеты, представления, привязанности и планы. Зло и грех еще остаются, но верующий видит их в новом свете (см. пояснение к ст. 16). Они больше не управляют им. все новое Греч. грамматика показывает, что это новое есть свойство непрерывное. Новое духовное восприятие мира верующим является для него постоянным обретением и теперь он живет для вечного, а не земного. Иаков определяет это преображение как веру в действии (см. пояснение к Еф 2:10; Иак 2:14−26).


Комментарии МакДональда (2 Коринфянам 5 глава 17 стих)

5:17 Итак, кто во Христе, то есть спасен, тот новая тварь. До обращения о людях можно было судить по человеческим стандартам. Но сейчас все изменилось. Старые оценочные критерии ушли, теперь все новое. Этот стих особенно любят те, кто недавно родился свыше, также его часто цитируют в личных свидетельствах. Иногда при таком цитировании создается ложное впечатление. Слушателю может показаться, что старые привычки, дурные мысли, похотливые взгляды навсегда ушли в прошлое и все в жизни человека стало новым в буквальном смысле слова. Мы знаем, что это не так. В стихе описываются не дела верующего, а его положение. Обратите внимание на выражение «кто во Христе». Слова «во Христе» — ключ ко всему отрывку. Во Христе древнее прошло, теперь все новое. К сожалению, «во мне» не все это еще верно. Но я движусь вперед в христианской жизни, я хочу, чтобы мои дела все больше соответствовали моему положению. Однажды, когда вернется Господь Иисус, и то, и другое будет в полном согласии.


Толкование Мэтью Генри (2 Коринфянам 5 глава 17 стих)

Стихи 16−21. В этих стихах Павел приводит два условия, необходимые для посвящения нашей жизни Христу, каждое из которых является следствием Его смерти за нас, а именно: возрождение и примирение с Богом.

I. Возрождение, включающее в себя:

1. Отделение от мира: «Потому отныне мы никого не знаем по плоти.., ст. 16. Мы ничего не имеем в этом мире и ни к кому не привязаны в нем из каких-то плотских побуждений или внешних преимуществ: Божия благодать делает нас способными не любить ни мира, ни того, что в мире, а жить выше его. Любовь Христова — в наших сердцах, а мир — под нашими ногами». Искренний христианин должен со святым равнодушием относиться к наслаждениям этого мира и к своим родственным связям в нем. ...Если же и знали Христа по плоти, — говорит апостол, — то ныне уже не знаем. Видел ли Павел Христа по плоти, спорный вопрос. Однако остальные апостолы видели, и, возможно, видели Его по плоти некоторые и из тех, кому он писал теперь. Но Павел не хотел, чтобы кто-то гордился этим, ибо ученики Христа не должны искать Его телесного присутствия. Мы должны жить Его духовным присутствием и утешением, какое дает нам это присутствие. Примечание: Делать изображения Христа и поклоняться им — это не путь, предназначенный Богом для укрепления нашей веры и оживления наших чувств; воля Божия такова, чтобы мы не знали более Христа по плоти.

2. Полное изменение сердца: Итак, кто во Христе — кто является истинным христианином, доказал, что является таковым, — тот новая тварь.., ст. 17. Некоторые читают этот стих следующим образом: Да будет тот новой тварью. Каждый, кто исповедует себя христианином, должен стремиться к тому, чтобы носить не только новую одежду и новое имя, но чтобы иметь новое сердце и новую природу. Изменение, производимое в человеческой душе Божией благодатью, так велико, что, как далее говорится, древнее прошло — старые мысли, старые принципы, старые поступки, — теперь все новое. Обновляющая благодать творит совершенно новый мир в душе, все обновляет. Обновленный человек действует по новым принципам, по новым правилам, у него новые цели и новые компании.

II. Примирение, рассматриваемое здесь с двух сторон:

1. Как неоспоримая привилегия, ст. 18, 19. Примирение предполагает наличие ссоры или разрыва дружеских отношений; грех был причиной разрыва отношений между Богом и человеком, он разрушил дружбу между ними. Сердце грешника исполнено вражды против Бога, и гнев Божий против него вполне справедлив. Однако примирение возможно, оскорбленный Бог готов примириться с человеком. Заметьте:

1. Он определил Посредника для примирения. Он примирил нас с Собою чрез Христа Иисуса, ст. 18. Все, что касается нашего примирения посредством Иисуса Христа, исходит от Бога: через посредничество Христа Он примирил с Собою мир, сделал для Себя возможным примириться с грешниками, не оскорбив при этом Своей праведности и не повредив Своей святости; Он не вменяет человеку его преступления, отказывается от строгости первого завета, который был нарушен, и не настаивает на возмездии, которое по праву мог бы потребовать от нас за нарушение его, но готов заключить с нами новый завет, завет благодати, и согласно этому завету простить нам все грехи и оправдать Своей благодатью всех истинно верующих.

2. Он определил служение примирения, ст. 18. Писания, написанные по Божиему вдохновению, содержат слово примирения. Это слово показывает нам, что Кровью креста достигнут мир, что примирение совершилось, и указывает, как мы можем получить свою долю в этом примирении. Он назначил также служителей примирения, чтобы они объясняли и возвещали грешникам условия милости и примирения и убеждали их принять эти условия. Ибо 2. Примирение является нашим обязательным долгом, ст. 20. Если Бог желает примириться с нами, то мы должны примириться с Ним. Великая цель Евангелия примирить человека с Богом, убедить грешника отложить вражду с Богом. Верные служители это посланники от имени Христова, посланные для того, чтобы вести с грешниками переговоры о мире: они пришли от имени Бога с Его просьбой и действуют от имени Христа, повторяя то же самое, что делал Христос, когда жил на земле, и чего Он ожидает от них теперь, когда Сам находится на небе. Удивительное снисхождение! Хотя Бог ничего не теряет от ссоры с нами и ничего не приобретает, примирившись с нами, тем не менее Он через Своих служителей умоляет грешников примириться с Ним. И чтобы поощрить нас к примирению с Богом, апостол добавляет то, что мы должны хорошо знать и должным образом относиться к этому (ст. 21), а именно:

(1) Непорочность Посредника: Он не знал греха.

(2) Принесенную Им жертву: Он стал грехом, не грешником, а грехом, то есть жертвой за грех.

(3) Цель и назначение всего этого: ...чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом — могли быть оправданы благодатью Божией через искупление во Христе. Отметим:

[1] Как Христос, не знавший греха, сделался грехом за нас так мы, не имея своей собственной праведности, делаемся праведными в Нем перед Богом.

[2] Наше примирение с Богом совершено только благодаря Иисусу Христу и Его заслугам, поэтому мы должны всецело уповать на Него, только на Его праведность.


Толкование отцов церкви (2 Коринфянам 5 глава 17 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 17−21 Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом

«Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь» (ст. 17). Доселе (апостол) заимствовал от любви побуждения к добродетели, теперь возводит к ней из рассмотрения самых дел. Потому присовокупил: «кто во Христе, [тот] новая тварь». «Кто, — говорит, — уверовал в него, тот соделался другим созданием, потому что таковой родился свыше чрез Духа. И по этой, следовательно, причине мы должны, — говорит, — жить для Него, — не потому только, что мы не свои (1Кор 6:19), и не потому только, что Он умер за нас, и воскресил начаток нашего естества, но и потому, что мы перешли в другую жизнь». Смотри, сколько он приводит причин на то, что надо жить добродетельно. А чтобы показать, как важен этот переход и как много значит такая перемена, он дает и многозначительное наименование этому исправлению (жизни). Потом, чтобы более объяснить сказанное и показать, как мы делаемся новою тварию, он говорит: «древнее прошло, теперь все новое». Что же такое «древнее»? Или грехи и разные роды нечестия, или все иудейские (обряды); а лучше — то и другое вместе. «Теперь все новое. Все же от Бога» (ст. 18). А от нас — ничего. И оставление грехов, и усыновление, и нетленная слава — все от Него нам даровано. Таким образом, он возбуждает их к добродетели не только уже будущими благами, но и настоящими. Смотри же, каким образом. Он сказал, что мы воскреснем некогда, перейдем в нетление и получим храмину вечную. Но так как для убеждения тех, которые не так верят будущему, как нужно верить, настоящее имеет больше силы, чем будущее, то он показывает им и то, что они уже получили, и каковы они были тогда, когда получили. Каковы же они были, когда получили? Они были все мертвые («все, — говорит, —умерли, и Христос за всех умер: так всех равно возлюбил Он»), все одряхлели, застарели в беззакониях.

Но вот теперь и душа новая (потому что очищена), и тело новое, и служение новое, и новые обетования, и завет, и жизнь, и трапеза, и одежда, и все вообще новое. В самом деле, вместо земного Иерусалима, мы получили вышний престольный град; вместо чувственного храма узрели храм духовный; вместо каменных скрижалей получили плотяные; вместо обрезания — крещение; вместо манны — тело Владычне; вместо воды из камня — кровь из ребра; вместо жезла Моисеева или Ааронова — крест; вместо обетованной земли — царство небесное; вместо бесчисленных иереев — Единого Архиерея; вместо агнца бессловесного — Агнца духовного. Представляя все эти и подобные блага, (апостол) и сказал: «все новое». И все это от Бога чрез Христа и Его благодать. Потому и присовокупил: «примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения», потому что все блага даны нам чрез Христа. Тот, кто соделал нас друзьями Своими, есть виновник и всех других (благ), которые Бог даровал друзьям Его, потому что, не врагами нас оставив, Он оделил нас такими дарами, но соделав друзьями Себе. Но когда я называю Христа виновником нашего примирения, то разумею вместе и Отца; когда же говорю, что Отец даровал (это примирение), то опять разумею и Сына. «Все чрез Него начало быть» (Ин 1:3); следовательно, Он — виновник и этого. Не мы обратились к Нему, но Он сам призвал нас к Себе. Как же призвал? Смертью Христа. «И давшего нам служение примирения». Здесь (апостол) опять указывает на достоинство звания апостольского, показывая, сколь великое дело поручено им, и как велика любовь Божия к нам В самом деле, и после того, как люди не послушали пришедшего ходатая, (Бог) не отвергнул и не оставил их, но продолжает звать их как сам, так и чрез других. Кто достойно может надивиться такому попечению о нас! Сын, пришедший для примирения, Сын приискренний и единородный умерщвлен; но Отец, не взирая и на это, не отверг убивших Его, и не сказал: «Я послал Сына Моего совершить Мое посольство, а они не только не хотели послушать Его, но еще убили и распяли, потому праведно отвергнуть уже их». Но поступил совсем напротив: по отшествии от нас Сына, Он вверил нам дело примирения: «давшего нам служение примирения. Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их» (ст. 19). Видишь ли любовь, превосходящую всякое слово, всякий ум? Кто был обижен? Сам (Бог). Кто первый пришел для примирения? Он же. «Но, — скажешь, — Он послал Сына, а не сам пришел?» Да, Он послал Сына, но не один Сын призывал нас, а вместе с Ним и чрез Него действовал и Отец. Поэтому (апостол) и сказал, что «Бог во Христе примирил с Собою мир», т. е. чрез Христа. Этими словами он поясняет выше сказанные слова: «давшего нам служение примирения», и как бы так говорит: «Не подумайте, что мы виновники этого дела, — мы только служители; виновник же всего есть Бог, примиривший с Собою вселенную чрез Единородного». Как же Он примирил? Удивительно ведь не только то, что Он соделался другом, но еще более то, что так соделался другом. Как же? Оставив им согрешения: иначе не был бы и друг. Потому (апостол) и сказал далее: «не вменяя [людям] преступлений их». Действительно, если бы Он захотел требовать отчета во грехах наших, то все мы погибли бы, потому что все умерли. Но при таком множестве грехов наших, Он не только не потребовал нам наказания, но и примирился с нами; не только оставил грехи наши, но даже и не вменил их нам Так и мы должны прощать врагов своих, чтобы и самими получить такое же прощение. «И дал нам слово примирения». «И мы, — говорит, — не для того пришли теперь, чтобы возвещать что-нибудь тяжкое, но чтобы сделать всех друзьями Богу». «Если мне, — говорит (Господь), — они не поверили, то вы не переставайте увещевать их, пока не убедите». Потому и говорит далее: «и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (ст. 20).

Смотри, до чего он возвысил это дело, представляя самого Христа просящим о примирении, и не только Христа, но и самого Отца. Смысл же слов его такой: Отец послал Сына Своего увещевать (людей), и исполнить посольство от Его имени к роду человеческому. Но так как Он, будучи умерщвлен, отошел отсюда, то теперь нам передано это посольство, потому и просим вас от имени Христа и Отца Его. Для Него столь дорог человеческий род, что Он предал за него Сына Своего, наперед зная, что Он будет умерщвлен, и сделал нас апостолами для вас, — так что справедливо сказал (апостол): «все для вас» (1Кор 3:22). «От имени Христова просим», то есть, «вместо Христа, потому что нам передано дело Его». Если же тебе это кажется преувеличенным, то послушай еще далее, где он говорит, что они делают это не только вместо Него, т. е. Христа, но и вместо Отца. Потому и прибавил: «и как бы Сам Бог увещевает через нас». «Не чрез Сына только, — говорит, — (Бог) призывает людей, но и чрез нас, которым передано дело Его. Итак, не думайте, — говорит, — чтобы мы вас просили, — сам Христос чрез нас просит вас, и даже сам Отец Христа». Что может равняться с таким преизбытком (благости)? Будучи неблагодарно обижен за бесчисленные благодеяния (от Него нам данные), Он не только не осудил нас, но еще дал Сына Своего, чтобы примирить нас с Собою; и когда те, к которым Он пришел, не только не примирились, но и убили Его, Он послал опять других посланников для призывания, и чрез них сам просит. О чем же просит? «Примиритесь с Богом». Не сказал: «Примирите с собою Бога», потому что не Бог враждует против нас, но мы против Него. Бог же никогда не враждует. Потому, как посланный посредник, оправдывая Его, говорит: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех» (ст. 21). «Я не говорю уже о том, что прежде было — что вы показали себя крайне неблагодарными против Того, кто не причинил вам никакой обиды, напротив, облагодетельствовал вас; не говорю и о том, что Он не осудил вас за это, и что первый, будучи обижен, первый и просит; пусть все это покрыто будет молчанием. Только того благодеяния, которое Он сделал для вас ныне, не достаточно ли к тому, чтобы вы примирились с Ним?» Что же Он сделал? «не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех». Если бы Он сделал только одно это, и ничего другого, то подумай, каково было и это одно, что Он предал Сына Своего за оскорбивших Его? А Он много еще и других благодеяний сделал для нас, и сверх всего еще — не сделавшего никакой неправды осудил на страдания за неправедников. Но (апостол) не сказал этого, а указал на нечто гораздо большее. Что же именно? То, что «не знавшаго греха» — Того, Который есть самосущая правда — «сделал [жертвою за] грех», т. е., допустил быть осужденным, как бы грешнику, и умереть, как бы проклятому, потому что «проклят … [всякий] повешенный [на дереве]» (Втор 21:23). Действительно, умереть на древе гораздо более значило, нежели просто умереть, на что указывая и в другом месте, он говорит: «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2:8). Такая смерть не только вменялась в наказание, но и в бесчестие. Итак, подумай, как много даровал тебе Бог. Великое дело, когда и грешник умирает за кого-нибудь; но когда праведник страдает таким образом и умирает за грешников, и не просто умирает, но умирает как злодей, и не только вменяется с злодеями, но еще своею смертью дарует нам великие блага, которых мы и не ожидали — потому что говорится: «чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом, — то какое слово, какой ум может достойно обнять и изобразить это? «Праведника, — говорит, — (Бог) сделал грешником, чтобы грешников сделать праведными. Но он и не то еще сказал, а гораздо более, именно указал не состояние только, а самое качество. Он не сказал: «сделал грешником», но — «сделал для нас [жертвою за] грех»; и не только не согрешившего, но и «не знавшего греха»; чтобы и мы были, не сказал — «праведными», но — «правда», и «правда Божия». И действительно, эта правда есть Божия.

Источник: Беседы на 2-е послание к Коринфянам


Ибо вы слышали сегодня блаженного Павла, невестоводца Церкви, который пишет и говорит: Итак, кто во Христе, тот новое творение. И чтобы мы не подумали, что он говорит об этом чувственном творении, добавил: кто во Христе, поучая нас, что если кто присоединился к вере во Христа, тот нам являет новое творение. Иначе какая польза, скажи мне, видеть столь новое небо и другие части творения, какая выгода видеть человека, обратившегося от порока к добродетели и перешедшего от заблуждения к истине? Это-то и назвал новым творением этот блаженный апостол, поэтому и добавил сразу же: древнее прошло, теперь все новое, словно показывая, что те, кто сбросил благодаря вере во Христа, словно ветхое платье, бремя грехов, облачились в это новое и светлое платье и царскую одежду, освободившись от заблуждения и просветившись светом праведности.

Ты увидел, что вера во Христа и восхождение к добродетели называется новым твореньем? Итак, давайте послушаем, прошу вас — и давно посвященные, и только что вкусившие этой владычней щедрости — апостольское увещание, гласящее: древнее прошло, теперь стало все новое, — и, забыв все прежнее, как граждане новой жизни, давайте перестроим свой образ жизни и, помышляя о достоинстве Обитающего в нас, будем соответственно и говорить, и поступать.

Источник: Огласительное слово для просвещаемых.

Василий Великий (329/30−379)

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое

Если возвыситься умом и вникнуть в важнейшее, тогда мы, несомненно, увидим Божескую силу Святого Духа. В Писании мы находим три названных рода творений: одно, первое — приведение из небытия в бытие; второе — изменение из худшего в лучшее; а третье — воскресение из мертвых. Во всех этих творениях ты найдешь Святого Духа, содействующего Отцу и Сыну… Человек вновь созидается через крещение. Ибо кто во Христе, тот новое творение.

Источник: Послания.

Григорий Нисский (331/5−~394)

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло. А новая тварь есть апостольское правило. В чем же заключается оно, ясно объясняет сам апостол в другом месте: чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего‑либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф 5:27). Он называет новой тварью вселение Святого Духа в чистую и непорочную душу, избавившуюся от всякого порока, лукавства и позора. Ибо когда душа возненавидит грех, усвоит себя, по возможности, Богу с помощью добродетельного жития и, преобразив жизнь свою, воспримет в себя благодать, тогда станет она новой и воссозданной. Это и означают слова: очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, и станем праздновать не со старою закваскою… но с опресноками чистоты и истины (1Кор 5:7−8).

Источник: О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве.

Кесарий Арелатский (470−543)

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое

Ветхий Завет значителен, но без духовного понимания он убивается буквой. Новый Завет через благодать возвращает запах жизни (cр. 2Кор 3:6).

Источник: Проповеди.

Феофан Затворник (1815−1894)

Темже аще кто во Христе, нова тварь: древняя мимоидоша, се быша вся нова

Здесь говорится уже прямо о верующих. Все, говорит, предназначены к тому, чтобы не для себя жить, а для Господа, все должны жить духовною жизнию; но действительно такими являются только те, кои суть во Христе, то есть уверовали в Него и, сочетавшись с Ним в купели крещения, начали жить новою жизнию, благодатию Святого Духа в них возгреваемою. Темже аще кто во Христе, нова тварь. «Кто, говорит, уверовал в Господа, тот сделался новым созданием, ибо таковый родился свыше чрез Духа. А потому, говорит, мы должны жить для Христа не только потому, что несмы свои (1Кор 6:19) или что Он умер за нас и воскресил начаток нашего естества, но и потому, что мы чрез Него перешли в другую жизнь» (святой Златоуст).

«Дабы более объяснить сказанное и показать, как мы делаемся новою тварию, он говорит: древняя мимоидоша, се быша вся нова. Что же такое древнее? — Или грехи и разные роды нечестия (язычество), или все иудейские обряды, а лучше то и другое вместе. Се быша вся нова» (святой Златоуст). Преподается новый образ воззрения на все сущее и бывающее, вводятся новые порядки жизни во всех ее проявлениях; в основу же всего кладется существенное обновление жизни в самых ее исходищах, сокровенных в духе и сердце; рождается потаенный сердца человек, который и начинает всем заправлять и в душе, и в теле, и во внешних отношениях. Посмотреть — тот же будто человек, те же в нем силы духа, души и тела, но жизнь уже не та. Не земное это насаждение, не земным воздухом дышит, не земными стихиями питается. Почему горняя мудрствует, а не земная, и живот его сокровен есть со Христом в Боге.

Святой Златоуст под следующим стихом возвращается к этому предмету и говорит: «Теперь у них (у тех, кои во Христе) и душа новая, ибо очищена, и тело новое, и служение новое, и новые обетования, и завет, и жизнь, и трапеза, и одежда, и все вообще новое. Поелику вместо земного Иерусалима мы получили вышний престольный град, вместо чувственного храма узрели храм духовный, вместо каменных скрижалей получили плотяные, вместо обрезания — крещение, вместо манны — Тело Господне, вместо воды из камня — кровь из ребер, вместо жезла Моисеева или Ааронова — крест, вместо обетованной земли — царство небесное. Представляя все сии и подобные блага, Апостол и сказал: вся нова. И все это от Бога чрез Иисуса Христа, и Его благодатию».

Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Макарий Великий (~300−391)

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое

Если кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло

Одним выражением — новая тварь — он установил и сделал явным [для нас] Апостольское правило. И что есть эта новая тварь, как не то, о чем Апостол в другом месте говорит: Чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф 5:27). Апостол научает, что новая тварь во Христе есть совершенная чистота от срама, полное избавление от страстей, а также полнота неизреченного и таинственного общения с Божественной Силой Духа, осуществляемого благодаря освящению в сердцах святых, удостоившихся посредством добродетелей нового, превышающего естество и духовного вкушения [благодати]. Эту же цель [Апостол] поставляет [перед верующими], говоря: Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом (1Кор 5:7) и станем праздновать не со старою закваскою… но с опресноками чистоты и истины (1Кор 5:8).

Источник: Великое послание.


Кто приходит к Богу, и действительно желает быть последователем Христовым, тот должен приходить с той целью, чтобы перемениться, изменить прежнее свое состояние и поведение, показать себя лучшим и новым человеком, не удержавшим в себе ничего из свойственного человеку ветхому. Ибо сказано: «аще кто во Христе, нова тварь». Господь наш Иисус Христос для того и пришел, чтобы изменить, преобразить и обновить естество, и эту душу, в следствие преступления низложенную страстями, создать вновь, растворив ее собственным Своим Божественным Духом. Он пришел верующих в Него соделать новым умом, новою душою, новыми очами, новым слухом, духовным новым языком, одним словом сказать, новыми людьми, или новыми мехами, помазав их светом ведения Своего, чтобы влить в них вино новое, то есть, Духа Своего. Ибо говорит, что новое вино должно вливать в новые мехи (Мф 9:17).

Как враг, взяв подчинившегося ему человека, сделал его новым для себя, обложив вредоносными страстями, помазав духом греха, влил в него вино всякого беззакония и худого учения: так и Господь, избавив человека от врага, соделал его новым, помазав Духом Своим, влиял в него вино жизни, новое учение Духа.

Источник: Собрание рукописей типа II. Беседа 44.


(Представим себе) большой город и что в этом городе все — благородны, все — цари, все — священники и все — богаты. И если случится им рассеяться в различные страны, то обитатели этих стран, когда встретятся с ними, покажутся варварами и чужеземцами, а они, в свою очередь, покажутся таковыми этим обитателям. Только видя друг друга, они понимают, что говорят на одном языке и принадлежат одному граду. Ибо они принадлежат иному миру, суть граждане иного града — града святых; иного века — ведь те, кто во Христе, есть «новая тварь»; суть причастники иной Премудрости, иного Духа (Евр 6:4), иной хвалы, иного богатства, иного достоинства и иного произволения; имеют иной ум — ум Христов (1Кор 2:16); суть сыны Света (Лк 16:8; Ин 12:36), сыны чертога брачного (Мф 9:15), сыны утешения (Деян 4:36) и сыны Нового Завета.

Источник: Собрание рукописей типа III. Поучение 1.

Симеон Новый Богослов (949−1022)

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое

Что это — вся нова? — скажи мне. Или изменилось небо, земля, солнце, звезды или другое что из видимого, и стало ново? Но этого сказать ты не можешь потому, что Апостол о нас это говорит, что мы мертвы и восстаем, тленны и прелагаемся в нетленных, смертны и превращаемся в бессмертных, земны и становимся небесными, плотские, от плоти рождаемые, и делаемся духовными, будучи возрождаемы и воссозидаемы благодатию Всесвятого Духа. Вот что есть, брате мой, новая во Христе тварь, о коей говорит Апостол! И это каждый день совершается в истинно верующих и избранных; и, как мы многократно говорили, истинные христиане сознательно причастны бывают всего этого, хотя только отчасти, пока еще суть в теле, с верною, однако ж, надеждою, что по смерти вполне наследуют и преизобильно вкусят, и душою, и телом, все эти блага, которых здесь причащаются только отчасти.

Источник: Слова (Слово 63-е).

Иоанн Кронштадтский (1829−1908)

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое

Мы носим имя христиан: стали ли мы новою тварию, изменили ли свою природу или остаемся все такими же, какими были некогда язычники? Если христианство не переродило нас — много ли нам от него пользы? Бог чрез Иисуса Христа и в Иисусе Христе примирил с Собою мир. Чего стоило это примирение! Сын любви Отчей должен был истощить Себя до последней возможности — до смерти, и смерти крестной. Велика жертва — велики и плоды ее: на все века Господь оставил на земле освященных лиц, которым передал Свое право и власть примирять согрешающих людей с Богом. Он дал нам служение примирения и положил в нас слово примирения, или слово Божие.

Источник: Дневник. Том I. 1856.

Августин (354−430)

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое

Мы тогда по-настоящему свободны, когда Бог организует нашу жизнь, то есть формирует и создает нас — не как людей, ибо это Он уже сделал, но как людей добрых: теперь Он делает это Своей милостью, чтобы мы могли стать действительно новым творением в Иисусе Христе. Об этом говорится и в молитве: Сердце чистое сотвори во мне, Боже (Пс 50:12).

Источник: Энхиридион.

Феодорит Кирский (386/93−~457)

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое

Поэтому уверовавшим во Христа надлежит проводить жизнь как бы в некоем новом творении, ибо, обновленные всесвятым крещением, мы совлеклись греховной старости.

Источник: Толкования на послания апостола Павла (2Кор 5:17).

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое

Итак, кто во Христе, тот новая тварь

Кто уверовал во Христа, тот сделался другим созданием и стал новою тварью. Итак, мы не должны жить по-старому.

Древнее прошло, теперь все новое

Что такое древнее? Греховное и иудейское. Ибо древний грех кончился и у нас стала новая душа и новое тело, а вместо всего иудейского у нас все новое: вместо закона — Евангелие, вместо Иерусалима — небо, вместо храма — внутреннейшее за завесой (Евр 6:19), где Троица, вместо обрезания — крещение, вместо манны — Тело Бога, вместо воды — Кровь Владыки, вместо жезла Моисеева или Ааронова — Крест, вместо агнца — Сын Божий и так далее.

Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое

Ср. Ис 43:18 и сл.

Ст. 17−21 Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.

После личных замечаний, Апостол еще раз восхваляет величие своего служения. Мы слышим, как Апостол возвещает появление нового человечества, создание нового мира, о котором предвозвещали пророки. Это новое человечество является теперь в лице верующих во Христа, которые получили примирение с Богом чрез Христа.

Источник: Толковая Библия.


Открыть окно